Своя лепта лексическая ошибка

Русский язык. Литература

Рубрики

  • «Человек есть то, что он читает» (63)
  • 10 класс (355)
  • 11 класс (507)
  • 5 класс (570)
    • Литература (249)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (417)
  • 7 класс (431)
  • 8 класс (541)
  • 8. ОГЭ (2)
  • 8″В». Мы (5)
  • 9 класс (494)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (169)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • Лично — разбор д.з. ЕГЭ (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (356)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (246)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (41)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (15)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (26)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Ноябрь 2021
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Окт
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    9 класс. Д.з. на 25 апреля

    Размещено 18.04.15 в рубрике 9 класс

    Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

    1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
    4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
    5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
    6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
    7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
    8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
    10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
    12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
    13.Базаров – молодой человек с захудалым лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
    15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.
    16. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

    Комментарии

    1. Илья написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
    Нужно: внесли значительную сумму; вклад
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
    Коммерсант – человек, занимающийся торговлей (коммерцией), логическое несоответствие.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
    Балюстрада – ограждение, на нем нельзя сидеть. Возможно, пишущий имел в виду «место на балконе».
    4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
    Придворные – аристократы, состоящие при дворе монарха. У помещика – дворовые (крестьяне).
    5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
    Интервал между уроками в школе называется переменой.
    6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
    Ни интерьера, ни экстерьера у улицы не бывает, бывает только внешний вид. Интерьер – внутреннее убранство помещения, а экстерьер – внешний облик строения.
    7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
    Драпировать – обивать тканью комнату, вешь. Наверное, тут имеется в виду «покрываться богатой шалью».
    8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
    Меломан – человек, обожающий музыку. Логическое несоответствие.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
    Банкрот – человек или компания, оствшаяся без денег. Логическое несоответствие.
    10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
    Конструктор – человек, строящий неживые объекты, те, кто выводит новые сорта пшеницы, – селекционеры.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
    Пантеон – место погребения великих людей. Однако, есть и книжное значение слова «пантеон» — собрание выдающихся имён, произведений, фактов истории. Однако, тогда возникает тавтология.
    12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
    Миссия – предназначение к чему-то важному. Здесь подходит слово «компетенция» — область вопросов, в которой кто-л хорошо осведомлен.
    13.Базаров – молодой человек с захудалым лицом.
    Захудалый — обедневший человек. Подходит «с худым лицом».
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
    Бестселлер – хорошо продающийся фильм или книга. Стихотворение не продавалось, а переписывалось. Замена – «стало очень популярным».
    15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.
    Катализатор – вещ-во или причина активации чего-то. Не знаю, как тут заменить. 🙂
    16. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.
    Поприще – область деятельности. Нужно: «следующим своим поприщем он выберет политику».

    Георгий написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
    лепта не может быть значительной
    Спонсоры внесли свою лепту в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
    коммерсант — человек занимающийся торговлей => логическое несоответствие
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
    балюстрада — ограждение, сидеть на котором невозможно, возможно имелся ввиду балкон
    4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
    Придворные – аристократы, состоящие при дворе монарха. У помещика – дворовые/крестьяне
    5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
    вместо интервала следовало бы использовать слово перемена
    6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
    слово интерьер неприменимо по отношению к улице, здесь следует использовать словосочетание внешний вид
    7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
    Драпировать – обивать тканью комнату, вещь. Наверное, тут имеется в виду «покрываться богатой шалью».
    8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
    меломан — человек обожающий музыку и пение => логическое несоответствие
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
    мероприятие считается банкротом когда разоряется и не может дальше выпускать продукцию или предоставлять услуги => логическое несоответствие
    10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
    Конструктор – человек, строящий неживые объекты, те, кто выводит новые сорта пшеницы, – селекционеры.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
    Пантеон – место погребения великих людей. Однако, есть и книжное значение слова «пантеон» — собрание выдающихся имён, произведений, фактов истории, но тогда возникает тавтология.
    12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
    миссия — какая то задача, предназначение чему то важному
    здесь больше подойдёт слово компетенция
    13.Базаров – молодой человек с захудалым лицом.
    захудалым может быть человек, а лицо — худое
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
    бестселлером становится книга, а стихотворение может стать очень популярным.
    15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.
    катализатор — причина активизации/запуска чего-то и логически не подходит
    16. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.
    Поприще – область деятельности.
    следующим своим поприщем он выберет политику

    Кирилл написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать инженером.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.
    4. Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.
    5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.
    6. Наша улица выглядит очень красиво.
    7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.
    8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь прибыльным.
    10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами мировых достижений портретной живописи.
    12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.
    13.Базаров – молодой человек с худым лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало известным.
    15. Крылов — мастер темы добра и зла.
    16. Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике.

    Егор написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника. (Лепта — небольшой вклад)
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать художником. (Коммерсант — человек, занимающийся торговлей)
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе. (Балюстрада – ограждение)
    4. Помещики жестоко обращались со своими крепостными.
    5. Во время перемены в класс вошел директор школы.
    6. Внешний вид нашей улицы очень красивый. (У улицы нет интерьера)
    7. Подруга Ольги ловко кутается в богатую шаль. (Драпировать — располагать занавес или одежду красивыми складками)
    8. Мой брат, писатель, не переносит ни музыку, ни пение. (Меломан — любитель музыки)
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь процветающим. (Банкрот — человек или предприятие без денег)
    10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в списке мировых достижений портретной живописи.
    12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.
    13.Базаров – молодой человек с худым лицом. (Захудалый — обедневший)
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало очень популярным. (Бестселлеры — только книги)
    15. Крылов прекрасно противопоставляет добро и зло.
    16. Своим следующим поприщем, я думаю, он сделает политику.

    Мосолова.М написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом. — логическое несоответствие
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом за балюстрадой.
    4. Помещики жестоко обращались со своими крестьянами.
    5. Во время перемены в класс вошел директор школы.
    6. Внешний вид нашей улицы очень красивый.
    7. Подруга Ольги ловко накидывает / надевает богатую шаль.
    8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение. Логическое несоответствие
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом. Логическое несоответствие .
    10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи. Тавтология.
    12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию/ исследование.
    13.Базаров – молодой человек с худым лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало очень известным/ продаваемым.
    15. Крылов – удобный пример автора, противопоставляющий в своих произведениях добро и зло.
    16. Следующим его поприщем будет политика.

    Фролова Кристина написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал инженером, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.
    4. Помещики жестоко обращались со своими крепостными.
    5. Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.
    6. Архитектура нашей улицы очень красивая.
    7. Подруга Ольги ловко одевается в богатую шаль.
    8. Мой брат, меломан, любит музыку и пение.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому не считалось теперь банкротом.
    10. Премии получили и создатели новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами мировых достижений портретной живописи.
    12. Данный вопрос не входит в наш план.
    13.Базаров – молодой человек с худым лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало известным.
    15. Крылов обличает добро и зло.
    16. Его следующее поприще, я думаю, будет политика.

    Дарья Зольникова написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительную сумму в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, потому что с детства мечтал стать коммерсантом.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.
    4. Помещики жестоко обращались со своими крепостными.
    5. Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.
    6. Вид нашей улицы очень красивый.
    7. Подруга Ольги ловко надевает богатую шаль.
    8. Мой брат не меломан, он не переносит ни музыку, ни пение.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому не считалось теперь банкротом.
    10. Премии получили и изобретатели новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне искусств.
    12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.
    13.Базаров – молодой человек с худым лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.
    15. Крылов – лучший иллюстратор добра и зла.
    16. Его следующим поприщем, я думаю, станет политика.

    Устюжанина Анна написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать космонавтом.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом в бельэтаже.
    4. Помещики жестоко обращались со своими крепостными.
    5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.
    6. Внешний вид нашей улицы очень красивый.
    7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.
    8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому не считалось теперь банкротом.
    10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами мировых достижений портретной живописи.
    12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.
    13. Базаров – молодой человек с тощим лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало очень популярным.
    15. Крылов часто прибегает к теме добра и зла.
    16. Свои следующие шаги, я думаю, он сделает в политике.

    Лилиана написал(а):

    1. Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника.
    2. Он двадцать лет проработал инженером, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.
    4. Помещики жестоко обращались со своими крепостными.
    5. Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.
    6. Архитектура нашей улицы очень красивая.
    7. Подруга Ольги ловко одевается в богатую шаль.
    8. Мой брат, меломан, любит музыку и пение.
    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому не считалось банкротом.
    10. Премии получили и создатели новых сортов пшеницы.
    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами мировых достижений портретной живописи.
    12. Данный вопрос не входит в наш план.
    13.Базаров – молодой человек с худым лицом.
    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало известным.
    15. Крылов обличает добро и зло.
    16. Его следующее поприще, я думаю, будет политика.

    Плеоназм — речевая избыточность

    Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

    Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

    Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

    — «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

    — «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

    — Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

    — «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

    Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

    — «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

    — «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

    — «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

    — «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

    — «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

    Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

    Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

    Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

    Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

    — «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

    — «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

    — «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

    — «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

    — «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

    — «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

    — «Депиляция волос» и др.

    Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

    Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

    Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

    Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

    Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

    Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

    (При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )

    Своя лепта лексическая ошибка

    Неправильный выбор слова

    1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

    2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

    3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

    4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

    5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

    6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

    7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

    8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

    9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

    10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

    11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

    12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

    13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

    14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

    15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.

    16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

    17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

    18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

    19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

    20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

    21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

    22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.

    23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

    24. Правда и только правда – таков имидж писателя.

    25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

    26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

    27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

    28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

    29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

    30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

    Нарушения лексической сочетаемости

    1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

    2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

    3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

    4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

    5. Успехами мы не блестим.

    6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

    7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

    8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

    9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

    10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

    11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

    12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

    13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

    14. Девушка купила карие чулки.

    15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

    16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

    17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

    18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

    19. Это произошло глубокой весной.

    20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

    21. Он был мне подлинным другом.

    22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

    23. Он преклонил голову ей на плечо.

    24. Сын склонил колени перед матерью.

    25. Эта новость причинила ей удовольствие.

    26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

    27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

    28. У нее были огромные каштановые глаза.

    29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

    30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

    Нарушения, связанные с употреблением паронимов

    1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

    2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

    3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

    4. Любой поступок заслуживает осуждения.

    5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

    6. Студент быстро освоил материал.

    7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

    8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

    9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

    10. Она приготовила сытый завтрак.

    11. Болотистый ил является отличным удобрением.

    12. Она пришла в цветистом платье.

    13. Соседний кот важно прошел на кухню.

    14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

    15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

    16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

    17. Землю надо обезводеть.

    18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

    19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

    20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

    21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

    22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

    23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

    24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

    25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

    26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

    27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

    28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

    29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

    30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

    Тавтология и плеоназм

    1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

    2. У него сразу вспотели ладони рук.

    3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

    4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

    5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

    6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

    7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

    8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

    9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

    10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

    11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

    12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

    13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

    14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

    15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

    16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

    17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

    18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

    19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

    20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

    21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

    22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

    23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

    24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

    25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

    26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

    27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

    28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

    29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

    30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

    Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

    1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

    2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

    3. А сейчас все пойдет по своим делам.

    4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

    5. Я уйду, как француз, по-английски.

    6. Цыплят, как известно, считают по очереди.

    7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.

    8. Музыка оказала сильное впечатление на всех.

    9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.

    10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

    11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

    12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

    13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

    14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

    15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

    16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

    17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают.

    18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

    19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

    20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

    21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

    22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

    23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

    24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

    25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

    26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

    27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

    28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

    29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

    30. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

    Обобщающие упражнения на все виды речевых ошибок. Повторение

    1. Вперед думай, потом отвечай.

    2. Он декларировал громогласно о своих планах.

    3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.

    4. Я кушаю фрукты каждый день.

    5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

    6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.

    7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

    8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

    9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

    10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

    11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

    12. Ваше согласие играет для меня большое значение.

    13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

    14. Он очень практический человек.

    15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

    16. Благодаря наводнению люди остались без крова.

    17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.

    18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

    19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

    20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

    21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.

    22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.

    23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.

    24. Увидев револьвер, у него захватило дух.

    25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.

    26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.

    27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

    28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

    29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.

    30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

    Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.

    1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

    2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.

    3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.

    4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

    5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

    6. Я приобрела для сына настольную игру.

    7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

    8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.

    9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.

    10. По получению ответа немедленно реагируйте.

    11. Написав ей, он стал ждать ответа.

    12. Я с сестрой собрались на пруд.

    13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.

    14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.

    15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

    16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.

    17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.

    18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.

    19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.

    20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.

    21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

    22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.

    23. Наш интерес к медицине вполне понятный.

    24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

    25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.

    26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.

    27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.

    28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.

    29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.


    источники:

    http://stihi.ru/2021/01/17/3898

    http://www.plam.ru/azikoved/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_posobie_po_russkomu_jazyku/p5.php