Тема 3 лексические и фразеологические нормы

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы

Задание 1. Ответьте на вопросы

ВопросыОтветы
1. С чем связаны лексические нормы?С правилами словоупотребления
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным?Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении?К непониманию
4. Что понимается под лексической сочетаемостью?Способность слов соединяться по смыслу
5. Что такое паронимы?Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм?Избыточность или недостаточность слов
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии?Тавтология – повторение однокоренных слов

Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.

ВоляВоля – липа — омонимы
Акция
Коса
Акт
Лоб
Журавль
Липа
ПросмотретьПоследние 4-ре — многозначные
Прослушать
Распустить
Расписаться

Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.

v У молодого человека нет воли.___________________________________

v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________

v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность________________________________

v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________

v Коса была очень длинная. ___________________________________

v У дороги виднелся журавль. ___________________________________

v Вот это липа! __________________________________

v Зачем мне такая акция? ____________________________________

v Мне не нужен такой акт. ____________________________________

Остальные — омонимы

Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?

Талантливый рифмоплётВезде нарушена лексическая сочетаемость
Великий писака
Выдающийся эскулап
Уважаемый хвастун
Честный провокатор
Широкая улочка
Очаровательный карьерист
Толстая книжка

Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?

Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?

1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча

2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма

3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча

4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.

Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.

ПредложениеПричина лексической ошибки
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим.паронимы
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться.многозначность
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону.тавтология
4. Учителя перед Новым годом распустили детей.многозначность
5. Металлургический цех запущен.многозначность
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться.несочетаемость
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.Облеченные (не то слово)
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища.плеоназм
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей.тавтология
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни.Приличный (не то слово)
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад.плеоназм
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила.Условия (не то слово)
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед.плеоназм
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина.плеоназм
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.несочетаемость
16. Спуск вниз строго запрещен.плеоназм
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности.Привлечь (не то слово)
18. В актовом зале института царила деловая суета.Несочетаемость (происходила суета)
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.плеоназм
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу.несочетаемость

Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.

Фразеологический оборотЗначениеСинонимичный фразеологический оборот
брать под обстрелПодвергать критике
как дамоклов мечПостоянная угроза
вольная птицаВольная птица
бесструнная балалайкаБолтун
гусь лапчатыйМашенник
ударить по рукамСовершить сделку
буриданов оселНерешительный человек
валаамова ослицаНеожиданно проявивший себя человек
перейти РубиконРешительное действие
лебединая песняВыдающиеся произведение
притча во языцехПлохая слава
секрет ПолишинеляСекрет, который все знают
китайская грамотаЧто-то не понятное
эзопов языкЯзык намеков

Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.

ПредложениеПричина нарушения фразеологической нормы
Ребенок у меня всегда перед глазом.Изменение формы слова
Он довел родителей до белого колена.Замена слова
Сосед, видно, деньги лопатами гребет.Изменение формы слова
Это дело выеденного гроша не стоит.Контаминация
Не надо было мусор из избы выносить.Замена слова
Эта поездка играет большое значение для меня.Контаминация
Должник как сквозь землю канул.Контаминация
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет.Замена слова

Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.

ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.

ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.

ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.

Самостоятельная работа

Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.»

ТЕМА № 14: Практическая работа № 3.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок. Нарушение лексической сочетаемости слов. Толковые и фразеологические словари.

Проверить знания учащихся по лексикологии и фразеологии;

воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку;

развивать мышление, память, речь, логику уч-ся.

Тип урока: контрольный урок

Самостоятельная работа учащихся.

а) Определите, в каких из следующих словосочетаний слова употреблены в прямом значении:

Богатый опыт, богатый дом, богатый подарок; боевая тревога, боевая подготовка, боевая девчонка; буква алфавита, буква закона;

б) составьте словосочетания, в которых слово будет употреблено сначала в прямом, а потом в переносном значении:

игла, море, бронзовый, воет, гладить, аудитория, работа.

Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов:

день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.

Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, думать, жилище, откровенно, очаровать, прославиться, просить, умный, ходить, красивый.

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой

а) Перед своей смертью он написал завещание.

6> Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга,

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

Составьте три предложения или словосочетания с любыми паронимами.

Добрый — добротный, дружеский — дружественный, дефектный — дефективный, конструкторский — конструктивный, эффектный — эффективный; блудить — блуждать, отражать — отображать, проводить — производить, представить — предоставить, опробовать — апробировать, укрывать — скрывать, осудить — обсудить; новшество — новинка, урожай — урожайность, существо — сущность.

Найдите омонимы в следующих предложениях:

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле.

Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый.

Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ.

Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали

Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.

У меня остался последний лист бумаги.

Объясните, чем отличаются следующие словосочетания. Выпишите фразеологизмы. Составьте предложения с тремя из них:

белая ворона — белая лошадь;

божья искра — искра от костра;

болеть душой — болеть гриппом;

брать голыми руками — брать грязными руками;

ветер в голове — ветер на улице;

водой не разольешь — водой не отмоешь;

голубая кровь — голубая лента;

длинный язык — длинный путь;

душа нараспашку — куртка нараспашку;

золотые горы — золотые серьги.

Закончите следующие предложения, вставляя соответствующие фразеологизмы из тех, которые даны в скобках.

а> Он пришел к нам недавно, он здесь ………….

в) Все было сделано …………

г) Среди нас он сильно выделялся, был как ……….

д) Началась зима, полетели ……….

е) Она такая транжира, любит…………

ж) В доме был такой беспорядок, все было просто………….

з) Он был такой проницательный, что всех………………

(белые мухи, насквозь видеть, без сучка без задоринки, белая ворона, без году неделя, бросать деньги на ветер, без задних ног, перевернуть вверх дном)

Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Перфильева А. М.
1
Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ
Лекция 4 (2 часа)

Описание слайда:

Перфильева А. М.
2
Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ
Содержание лекции:
Лексическая система русского языка.
Лексическая сочетаемость.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
3
Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ
Содержание лекции:
Речевая недостаточность.
Речевая избыточность.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
4
Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ
Содержание лекции:
Семантические отношения в лексической системе русского языка: полисемия, омонимия, паронимия и парономазия, синонимия, антонимия.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
5
Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ
Содержание лекции:
Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
6

1. Лексическая система русского языка.

Лексика (греч.): лексикос — «относящийся к слову»;
лексический — «словарный».
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
7

1. Лексическая система русского языка.

Лексические нормы – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, принятых в общественно-языковой практике.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
8
2. Лексическая сочетаемость.

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
9
2. Лексическая сочетаемость

Описание слайда:

Перфильева А. М.
10
2. Свободная лексическая сочетаемость
Где находить информацию о лексической сочетаемости?
В толковых словарях при характеристике слов делаются замечания об их способности сочетаться с другими словами – данная способность называется валентностью.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
11
«Капризные» слова
Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный.
Длительный (продолжительный) период.
Долгий путь, продолжительные сборы.
Долговременный кредит.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
12
Определите лексическую сочетаемость слов
Золотой.
Кромешный.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
13
Нарушение семантической сочетаемости
Девичья фамилия моего
отца Собакин.
(Фамилия моего отца до
брака).
Что ты растопырил глаза,
прямо как змей!
Станьте плашмя!
Свободнее будет!

Описание слайда:

Перфильева А. М.
14
Речевые (языковые) клише, штампы
Языковое (речевое) клише – речевые стандарты, стереотипы: устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования: заключить договор, исправленному верить (клише деловых бумаг); штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за
счет высокой употребительности превратившееся в ходовую и
надоевшую стандартную единицу,
что вызывает ее отторжение
адресатом: это чревато, процесс
пошел.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
15
Речевые ошибки
Ошибки лексические
(речевые) – нарушение точности, логичности словоупотребления.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Нарушение лексической сочетаемости.
Расширение или сужение значения слова и другие.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
16
Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости:
1. Неоправданное употребление эвфемизмов – слов, смягчающих резкость высказывания:

Описание слайда:

Перфильева А. М.
17
Речевые ошибки
Кризис в экономике, повлекший за собой обвал рубля, красноречиво свидетельствует о том, что прежнее правительство недостаточно внимания уделяло финансовой и банковской системам, предпочитая им политические игры.
правительство вместо решения экономических проблем решало задачи политические.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
18
3. Речевая недостаточность

Определите, какие слова пропущены в данном предложении:
Воспитатель ясельного возраста упал с забора в травматологическое отделение.
Ответ: дети и попал.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
19
3. Речевая недостаточность

Пропуск того или иного слова в речи (предложении) называют речевой недостаточностью.
Примеры фраз, прозвучавших на выставке собак:
Товарищи участники! Тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы!

Описание слайда:

Перфильева А. М.
20
3. Речевая недостаточность
Призеры! Срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут!
Уважаемые участники, разберитесь по породам
и приготовьтесь к параду.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
21
3. Речевая недостаточность
Пропуск слов пагубно влияет на содержание высказывания: страдает не только стиль, но и логика речи.
Когда-то эти фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца культуры.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
22
3. Речевая недостаточность
зрители и зал – несопоставимы.
Когда-то эти фильмы собирали так много зрителей, что они могли заполнить огромный зал Дворца культуры.
Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
23
3. Речевая недостаточность
В результате смешения родовых и видовых понятий какое-либо из них может быть расширено или сужено. Речь теряет соответствие требованиям логичности и точности.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
24
3. Речевая недостаточность
Для этого надо избегать факторов риска, которые одинаковы для многих хронических заболеваний.
Для этого надо заниматься профилактикой
причин многих
хронических
заболеваний.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
25
4. Речевая избыточность (многословие)
Стилистически не оправданное повторение слов.
Само направление развития экономики в XX веке у нас и на Западе приняло разное направление.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
26
4. Речевая избыточность (многословие)
Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
27
4. Речевая избыточность (многословие)
Тавтология
Таутос (греч.) – то же самое;
Логос – слово.
— разновидность плеоназма, а именно неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов в одном предложении, любое ненужное дублирование смысла: Наряду с этим отмечу ряд недостатков. Предлагаю следовать следующим образом.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
28
4. Речевая избыточность (многословие)
скрытая тавтология
возникает при столкновении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
29
скрытая тавтология
памятный сувенир;
обратный бумеранг;
своя автобиография;
в конечном итоге;
народный фольклор;
ночная серенада;
ответная контратака.

Речевая избыточность (многословие)

Описание слайда:

Перфильева А. М.
30
4. Речевая избыточность (многословие)
Плеоназм
Плеоназмос (греч. «излишество»)
— разновидность речевой избыточности, которая состоит в употреблении ненужных уточняющих слов.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
31
4. Речевая избыточность (многословие)
Плеоназм
примеры:
Поступательное движение вперед.
Главная суть.
Повседневная обыденность.
Жизненное существование.
Наша земная планета.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
32
4. Речевая избыточность (многословие)
Плеоназм
примеры:
Она бесплатно подарила свой дом людям.
Если поднять этот винт вверх, то сопротивление увеличится.
Загрязнение атмосферного воздуха.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
33
4. Речевая избыточность (многословие)
В чем состоит отличие между тавтологией и плеоназмом?
В плеоназмах нет однокоренных слов, как нет и сочетания русского и тождественного иноязычного.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
34

Определите вид речевой ошибки
(тавтология или плеоназм)
в следующих примерах
1. Птицы селились на отвесных скалах, растили будущее потомство.
2. Изготовление продукции производится в следующей последовательности.
3. Возвращаясь домой из зарубежного круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
35
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Семантика – лингвистическая наука о значениях языковых единиц.
Сема (греч.) – знак.
Семасиология (логос – слово).

Описание слайда:

Перфильева А. М.
36
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Полисемия
Поли (греч.) – много, сема – знак, полисемос – многозначный.
— постоянное приращение, увеличение лексических ресурсов.
Многозначность – способность слов употребляться в разных значениях.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
37
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Индивидуальный словарь:
А. С. Пушкин: более 20 тыс. слов.
У. Шекспир: 12 тыс. слов.
Обычный человек: 3 – 4 тыс. слов.
Эллочка Щукина (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»): 30 слов (хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, мрак, жуть, парниша, не учите меня жить, как ребенка, толстый и красивый и др.).

Описание слайда:

Перфильева А. М.
38
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Многозначное слово:
Основное (прямое, главное) значение.
Переносное (вторичное, производное).

Описание слайда:

Перфильева А. М.
39
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Значение слова в речи всегда должно быть четко определено, только тогда смысл высказывания легко воспринимается и никаких сомнений многозначное слово не вызывает.
Тихий: нрав, голос, дыхание, погода, езда.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
40
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
словотворчество:
маленькое – это хорошо обгрызенное большое;
соленое – это хорошо подкисленное щелочное;
зеленое – это хорошо подсиненное желтое;
тонкое – это хорошо похудевшее

Описание слайда:

Перфильева А. М.
41
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Речевая ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:
Уже тогда отмечалась ее склонность к суициду. А в апреле 97-го она повздорила с ровесницей из-за каких-то сплетен. Ссора закончилась убийством. (агрессия)

Описание слайда:

Перфильева А. М.
42
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лаборатория развития лексической полисемии
(типы полисемии)
метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков: золотые кольца – золотые кудри; кольцо на руке – кольцо дыма.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
43
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лаборатория развития лексической полисемии
(типы полисемии)
метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: Класс готовится к контрольной работе; Аудитория приветствует оратора.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
44
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лаборатория развития лексической полисемии
(типы полисемии)
синекдоха – перенос названия целого на его часть, и наоборот: доброе слово (речь), острое перо (о журналисте), Хрусталь сверкает за стеклом серванта.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
45
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Омонимия
Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.
Омонимия – звуковое и графическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
46
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Омонимия
Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и делает речь занимательной:
«Народ был, народ есть, народ будет есть».
Миру нужен мир.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
47
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Паронимия и парономазия

Паронимы (от греч. пара – рядом, онима – имя)– близкие по звучанию, но не совпадающие по значению слова.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
48
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Паронимия

речевая ошибка – неразличение (смешение) паронимов: одеть (кого?) – надеть (что? на кого?); бережно – бережливо; ставятся – становяся.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
49
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
1) Он полный невежа в искусстве. (Невежда – малообразованный человек, невежа – грубый, невоспитанный человек).
2) Ему была предоставлена возможность поехать на юг (предоставлена – сделать доступным, возможным, представиться – возникнуть, обнаружиться) – Ему была представлена возможность поехать на юг.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
50
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Парономазия — подобие неродственных слов, столкновение которых в речи вызывает комизм:
Кавказский князь в белом щербете ехал в открытом фельетоне (бешмет, фаэтон).
Товарищи клиенты! Освежевание головы не роскошь, а гигиена!

Описание слайда:

Перфильева А. М.
51
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Бурламент.
Деплутаты.
Врезолюция.
Плюйрализм.
Гденьги.
Дурапевт.
Бредприниматель.

Некудача.
Криклама.
Спихология.
Хампетенция.
Фигнансовая политика.
Гореспондент.
недослышки. упечатки. обговорки.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
52
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лексическая синонимия
(одноименность) – тождество или близость значений разных по звучанию языковых единиц:
азбука – алфавит, лицо – лик – физиономия, огонь – пламя, знающий – компетентный.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
53
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Речевая ошибка – неправильный выбор синонимов: Имя этого драматурга знакомо
(известно)
во многих странах.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
54
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лексическая антонимия
Антонимы (греч. – анти- — против, онима – имя) – противоположные имена.
«Словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
55
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лексическая антонимия
Примеры:
Чего не потеряешь, того, брат, не найдешь (Б. Окуджава).
Скажу я слово высоко, // А ты ответишь:… // Скажу я слово далеко, // А ты ответишь… (стихотворение-загадка)

Описание слайда:

Перфильева А. М.
56
5. Семантические отношения в лексической системе русского языка
Лексическая антонимия
ошибка – двусмысленность:
Редактор просмотрел эти строки;
Выступавший оговорился;
Я прослушал увертюру;

Описание слайда:

Перфильева А. М.
57
6. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Фразеологизмы – готовые сочетания слов.
Воспроизводятся в речи: говорящий извлекает из языковой памяти готовое словосочетание.
Единое целое имеет общее лексическое значение: глотать слюнки (с завистью смотреть на что-либо).

Описание слайда:

Перфильева А. М.
58
6. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Фразеологизмы-синонимы: тождественны по своему лексическому значению, не имеют в своем составе одинаковых компонентов, схожи по своей лексико-грамматической структуре и не допускают взаимозаменяемости компонентов (одним миром мазаны – два сапога пара – одного поля ягоды – «похожи друг на друга»)

Описание слайда:

Перфильева А. М.
59
6. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Фразеологизмы-антонимы:
Имеют противоположные лексические значения, тождественный компонентный состав, за исключением одного компонента (в каждом из них):
не из трусливого десятка – не из храброго десятка; входить в колею – выбиться из колеи.

Описание слайда:

Перфильева А. М.
60
6. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Речевые ошибки, связанные с ненормативным употреблением фразеологизмов:
Неоправданная замена компонентов фразеологизма: после тренировки у нас разыгрался львиный аппетит (волчий)

Описание слайда:

Перфильева А. М.
61
6. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Включение в идиоматическое выражение лишнего слова: на его слова можно положиться.
Неправильное употребление грамматической формы одного из компонентов: Они частенько работали спустя руки (рукава).

Описание слайда:

Перфильева А. М.
62
6. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Фразеологизмы появляются и в наши дни. Источники появления:
История народа (казанская сирота);
Традиции (спустя рукава);
Мифология (ахиллесова пята);
Фольклор (за тридевять земель);
Развитие техники, культуры (оказаться за кадром);
Спорт (игра в одни ворота);
Авторские обороты (демьянова уха).

Описание слайда:

Перфильева А. М.
63
Спасибо за внимание!
Мы особо признательны всем тем, кто внимательно слушал лекцию!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 352 человека из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 97 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация виртуальная экскурсия в город-герой Новороссийск (малая земля).

Виртуальная экскурсия в город-герой Новороссийск (малая земля).

Обучение в школе с использованием элементов дистанционных образовательных технологий

Сценарий «День Знаний 2020-2021 учебный год»

Тезисы «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии как реализации личностно — ориентированного подхода к обучению»

Referat Lehrstuhl für Pädagogik und Psychologie Der Einfluss verschiedener Faktoren auf die schulischen Leistungen von Kindern «

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Сценарий праздника «День учителя»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5261415 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/leksicheskie-i-frazeologicheskie-normy-osnovnye-vi.html

http://infourok.ru/leksicheskie-i-frazeologicheskie-normy-srlya-4787788.html