Цивильное государство лексическая ошибка

Олимпиада по русскому языку 8-11 классы
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Олимпиадные задания по русскому языку для коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
olimpiada_1.odt22.96 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 4 г.Тольятти Самарской Области

Олимпиада по русскому языку (8-11 классы).

Учитель русского языка

Тольятти — 2014 г.

Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.

  1. Определите лексическое значение выделенных слов .

А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком.

Б. Увидели ляхи,что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. ( Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).

В. Швабрин переминился в лице. «Это тебе так не пройдёт,- сказал

он,стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию ».

  1. Расставьте ударения в следующих словах.

3. Дайте развёрнутое определение терминов ( с примерами).

4.Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

А. Потёмкинские деревни.

Б. Сказка про белого бычка.

В Куда Макар телят не гонял.

5.Поставьте существительные в форму родительного падежа

  1. Вставьте пропущенные буквы.Употребите выделенное

словосочетание в форме родительного,творительного и предложного падежей.

407 полотня. ых платков; 287 подержа. ых автомобилей;

1306 соломе. ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже. ых ягод;

550 подстрел. ых уток.

  1. Какие из приведённых слов однокоренные?
  1. Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы.Укажите соответствующие им формы.

А . Дай Бог нашему теляти волка поймати.

Б . Темна вода в облацех.

В . Своя своих не познаша.

Г. Игра не стоит свеч.

9.Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.

Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка,оплатить проезд, уплатить за проезд,сыскать уважение,буднее платье.

  1. Исправьте неправильное словоупотребление.

А. На ремонт квартиры потребовалось двадцать рулонов

Б .На лугу бегали три жирные зайца.

В. Росийский космический корабль направился к планете

Г. Этот молодой человек чувствует своё превосходство

Д. Журналисты стремились поговорить с певцом с широ-

11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Пол. жение Анны после смерти отца было очень тяж. ло. Она

однако (не) пот. ряла головы и (не)медле(н,нн)о выписала к

себе сестру своей матери злую и чва(н,нн)ую старуху которая

пос. лившись у пл. мя(н,нн)ицы в доме забрала себе все

луч(?)шие комнаты ворчала и брю. жала с утра до вечера и

даже по саду гуляла (н. )иначе как в сопр. в. ждении един-

стве(н,нн)ого своего крепостного человека угрюмого лакея в

и(з,с) ноше(н,нн)ой гороховой ливрее с голубым п. зументом и

12.Восстановите исходную форму цитаты,использованной в газетном заголовке.

Укажите автора и произведение.

А . И скучно,и грустно,и некому «Волгу»продать.

Б. Не хочу учиться, не хочу трудиться.

В . Откуда фисташки?

Г. Маленький фриц.

Д. Размышления у накрытого стола.

  1. Ответы.
  2. А . Людская -помещение для дворни,прислуги.

Б .Хоругвь — боевое оружие.

В .Сатисфакция — удовлетворение.

  1. Кор ы сть,собол е знование,кварт а л,ср е дства,крас и вее,ст а туя,бал о —

ванный,к о лледж,втр и дешева,добел а ,катал о г.

  1. Неологизмы — новые слова и выражения,появление которых обусловлено потребностью в наименовании новых предметов и реалий.

Лексическое значение слова — это его содержание,то важнейшее,что определяет место слова в нашей речи.

Омонимы — слова одной и той же части речи,одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. А. Потёмкинские деревни — очковтирательство,показной блеск,скрывающий неблагополучие чего-либо.

Б. Сказка про белого бычка- бесконечное повторение одного и того же.

В . Очень далеко.

Г . Читать невнятно,невыразительно.

  1. Носков,киргизов,апельсинов,погон,томатов,одеялец,яблок,ботинок,коречёг.
  2. Четырёхсот семи полотняных платков; двести восемьдесят семь подержанных автомобилей, двухсот восьмидесяти семи подержанных автомобилей, двумястами восьмьюдесятью семью подержанными автомобилями, о двухстах восьмидесяти семи подержанных автомобилях; тысяча триста шесть соломенных шляпок; три тысячи пять граммов свежемороженых ягод; пятьсот пятьдесят подстреленных уток.
  3. Впутывать,запутывание,опутать,запутанность,спутник,спутывание,упутать.Пушинка,распухший,припухать.
  4. А . Дай Бог нашему теляти волка поймати. (телёнку,поймать).

Б. Темна вода в облацех .(в облаках).

В. Своя своих не познаша. (Сам/свой,узнал).

Г. Игра не стоит свеч .(Свечей).

  1. Лесная чащоба,цивилизованное государство,снискать уважение,будничное платье.

Д. с очень популярным.

11. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Она,однако,не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери,злую и чванную старуху,которая,пос е лившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брю з жала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопр о в о ждении единственного своего крепостного человека,урюмого лакея в и з ноше нн ой гороховой ливрее с голубым п о зументом и в треуголке.

12. А . И скучно,и грустно,и некому руку подать (М.Ю.Лермонтов)

Б. Не хочу учиться, хочу жениться.(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

В . Откуда дровишки?( Н.А.Некрасов, «Крестьянские дети»).

Г. Маленький принц.(Экзюпери).

Д. Размышления у парадного подъезда. (Н.А.Некрасов).

Задания «Подготовка к олимпиаде по русскому языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города, местности».

Псков, Харьков, Камчатка, Палех, Старая Русса, Тамбов. Архангельск, Одесса, Кострома, Киев, Пинск, Курск. Баку, Пермь, Рим, Минск, Франция, Холм. Уфа, Крым, Омск, Полесье, Тула, Устюг.

Определите значение заимствованных слов.

Утилитарный, экспансия, секьюрити, теолог, бестселлер, инвестиция, экстремизм, электорат, имидж.

3. Какие части речи в русском языке могут иметь значения количества? Докажите примерами.

4. Запишите числительные словами, поставив их в нужную форму.

От 264; с 467; от 875; в 2010 году; о 379; о 540; с (полтора) рублями, за 818, около 436.

5. Разберите по составу .

Безысходность, восходящий, обходительный, проходимец, переходность, лисий, предосенний, убеждая, восхождение.

6. Расставьте знаки препинания в предложении, постройте его схему, подчеркните основы, дайте характеристику всего предложения и каждой его части.

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен пред начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных . Хороший, честный, деревянный, плоский.

8. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны заимствованному в 18 веке из французского языка слову тур — «круговое движение»? (французское tour — движение с возвратом на место отправления). Аргументируйте свой ответ.

Турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.

9. В каждой из приведенных групп три языка из четырех являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

1) грузинский, осетинский, иранский, таджикский.

2) эстонский, латышский, финский, венгерский.

3) азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский.

4) французский, немецкий, молдавский, португальский.

5) украинский, литовский, польский, болгарский.

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

О(кк,к)упация, криста(лл,л)ический, грима(с,сс)а, гу(мм,м)анизм, ма(с,сс)он, ко(лл,л)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(лл, л)яция, ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(сс,с)овки, а(нн,н)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, компроми(сс,с)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

1. Пскович, харьковчанин, камчадал, палешанин, старорусец, тамбовец. Архангелогородец, одессит, костромич, киевлянин, пинчук, курянин. Бакинец, пермяк, римлянин, минчанин, француз, холмич. Уфимец, крымчак, омич. Полещук, туляк, устюжанин.

2. Утилитарный – узко практический; экспансия – захват; расширение

секьюрити – охранник; теолог – богослов; бестселлер – наиболее продаваемая книга

инвестиция – долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело

экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам

электорат – круг избирателей, голосующих за какую-нибудь политическую партию на выборах

имидж — образ; представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-либо внутреннем и внешнем образе.

3. Значения количества могут иметь, кроме числительных, сущ. (дюжина); прилагательные (восьминогий, тройной); глаголы (утроить), их формы (сдвоенный, раздваиваясь), наречия (втрое). Значения неопределенного количества могут иметь местоимения (с несколькими шариками).

4. От двухсот шестидесяти четырех; с четырьмястами шестьюдесятью семью; от восьмисот семидесяти пяти; в две тысячи десятом году; о трехстах семидесяти девяти; о пятистах сорока; с полутора рублями, за восемьсот восемнадцать, около четырехсот пятидесяти шести.

5. Разобрать по составу.

Безысходность, восходящий, обходительный, проходимец, переходность, лисий, предосенний, убеждая, восхождение.

6. Расставьте знаки препинания в предложении, постройте его схему, подчеркните основы, дайте характеристику всего предложения и каждой его части.

Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен пред начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль, осыпавших, но счастливо миновавших его.

7. Хороший – лучше, более хороший, лучший, самый хороший. Честный – честнее, более честный, честнейший, самый честный. Деревянный – относительное. Плоский – площе, более плоский, нельзя, самый плоский.

8. Турне – путешествие по круговому маршруту. Контур – внешние очертания, обведение вокруг чего-либо. Турнир – первоначально: рыцарские игры – движение в круге; теперь — соревнования по круговой системе. Туризм – путешествие, поездки, походы. Турникет – специально вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах. Антураж – окружение, окружающая среда.

Остальные слова не имеют связи.

9. грузинский. Он относится к картвельской группе кавказских языков. Иранская группа: азербайджанский, фарси, курдский, осетинский, таджикский.

Латышский (Финно-угорские языки: финский, венгерский, карельский, эстонский, удмуртский),

Армянский язык (тюркские языки: азербайджанский, узбекский, казахский, киргизский, башкирский, туркменский, якутский, чувашский, каракалпакский, турецкий).

Немецкий (романская: испанский, итальянский, каталонский, молдавский, португальский, румынский, французский).

Литовский (остальные – славянские)

10. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

1. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму.

Болезненный, тяжелый сон называют…

В освоении космоса у России есть неоспоримый…

Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…

Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после продолжительной болезни называют…

Каждый из нас, склонный к лености и праздности, в душе немного…

Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат…

Исключительное право человека или организации – это…

Остальные слова перепишите. Уточните их лексическое значение.

Д..в..львация, с..б..рит, д..гр..дация, р..аб..литация, л..т..ргический, пр..ор..тет, л..в..лас, пр..р..гатива, м..л..нхолия, п..н..гирик, п..рл..мутр, ф..л..нтроп, экв..в..лент, ..м..нс..пация.

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс причастий.

Замеш..ое тесто, окно занавеш..о, вымен..ый нож, прострел..ый щит, измер..ая площадь, стены сплошь увеш..ы картинами, взвеш..ый товар, смеш..ые краски, расстрел..ый партизан, выкач..ый из сарая велосипед, свал..ый мусор, увид..ый берег, закле..ый конверт, мука просе..а, вода откач..а, взлеле..ая мечта, задерж..ый преступник, зате..ая игра.

Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения? Какой звук произносится на месте выделенных букв? Почему?

О азис, б о а, фламенк о , б о монд, ватерпол о , вет о .

Апостроф, асимметрия, анатом, базироваться, банты, бантов, баржа, благовест, бронировать билет, бронировать стекла, бряцать, включишь, втридорога, верба, гофрированный, к деньгам, с деньгами, джинсовый, гербовый, газировать, гастрономия

Образуйте все возможные причастия и деепричастия от данных глаголов.

Спать, читать, выстрелить, оторвать.

Разберите по составу.

Камень, каменистость, закаменеть, закаменелый, окаменение, окаменев. Гибкий, согнуть, сгибать, согбенный, согни. Вспоминать, помянуть, упомянутый, упоминание, память.

Расставьте знаки препинания в предложении, постройте его схему, подчеркните основы, дайте характеристику всего предложения и каждой его части.

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

Разделите славянские языки на две группы: а) использующие кириллический алфавит; б) использующие латинский алфавит. Каким историческим фактором это объясняется?

Определите тип склонения данных существительных:

Часовой, герой, планетарий, лесничий, знамя, судья, дитя, полюшко, Полюшка, пустошь, плакса, Дюма, млекопитающее, чудовище, ущелье, портье, мозоль, ковыль, гость кость.

Исправьте лексические ошибки.

Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, сыскать уважение, буднее платье.

1. 1) летаргический 2) приоритет 3) ловелас 4) реабилитацией 5) сибарит 6) эквивалент

Девальвации – денежная реформа, при которой уменьшается официально золотое содержание денежной единицы страны или понижается ее курс. Утрата ценности, обесценивание.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок.

Меланхолия – 1) депрессия 2) уныние, тоска.

Панегирик – восторженная, неуместная похвала.

Перламутр – внутренний слой раковин моллюсков, состоящий из углекислого кальция с примесью органических соединений.

Филантроп – человек, занимающийся благотворительностью.

Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения. Уравнивание в правах.

2. Замешенное тесто, окно занавешено, выменянный нож, простреленный щит, измеренная площадь, стены сплошь увешаны картинами, взвешенный товар, смешанные краски, расстрелянный партизан, выкаченный из сарая велосипед, сваленный мусор, увиденный берег, заклеенный конверт, мука просеяна, вода откачана, взлелеянная мечта, задержанный преступник, затеянная игра.

Звук о, так как слова иностранные, не до конца освоенные системой русского языка.

4. Апостр о ф, асимметр и я, ан а том, баз и роваться, б а нты, бантов, б а рж а , бл а говест, брон и ровать билет, бронировать стекла, бряц а ть, включ и шь, втр и дорога, в е рба, гофрир о ванный, к деньг а м, с деньг а ми, джинс о вый, г е рбовый, газ и ровать, гастрон о мия

5. спать – спящий, спавший, спя. Читать – читающий, читавший, читаемый, читанный, читая. Выстрелить – выстреливший, выстрелив. Оторвать – оторвавший, оторванный, оторвав.

6.Разберите по составу.

Камень, каменистость, закаменеть, закаменелый, окаменение, окаменев. Гибкий, согнуть, сгибать, согбенный, согни. Вспоминать, помянуть, упомянутый, упоминание, память.

Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

а) Все восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский — и часть южнославянских: болгарский, македонский, сербский.

б) все западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, лужицкий) и часть южнославянских (словенский, хорватский).

Деление связано с тем, какая из ветвей христианства закрепилась в качестве господствующей религии: католики пользуются латиницей, православные – кириллицей.

9. 1скл.- судья, Полюшка, плакса. 2 – герой, планетарий, полюшко, чудовище, ущелье, ковыль, гость. 3 – пустошь, мозоль, кость. Нескл. – Дюма, портье. Склоняющиеся по образцу прилагательных – часовой, лесничий, млекопитающее.

10. Лесная чащоба, цивилизованное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, снискать уважение, будничное платье.

Красивова А. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Культура речи

Нормы ударения в русском языке

1. Определите место ударения в словах и поставьте его над соответствующим слогом

про–цент
э–пи–лог
эк–сперт
све–кла
пре–стиж

скла–ды
про–цент
ки–ло–метр
ста–ту–я
я–зы–ко–вы–е (упражнения)

по–нял
до–цент
ту–фля
на–ме–ре–ни–е
ща–вель

при–нять
ка–та–лог
до–го–вор
ко–клюш
ин–стру–мент

пре–ми–ро–вать
псе–вдо–ним
бар–мен
га–зо–про–вод
ди–спан–сер

ин–сульт
квар–тал
сто–ляр
хво–я
о–пто–вый

тан–цов–щик
ал–ко–голь
де–фис
на–зло
у–глу–бить

жа–лю–зи
ку–хон–ный
до–нель–зя
сли–во–вый
бар–мен

аб–зац
ав–то–граф
ак–ро–поль
ба–гря–нец
ба–ло–вать

ат–лас (ткань)
бен–зо–про–вод
втри–до–ро–га
га–зо–про–вод
ге–не–зис

дви–жи–мый
до–бы–ча
за–ку–по–рить
за–все–гда–тай
ка–та–лог

ко–жан–ка
кра–си–ве–е
маль–чи–ко–вый
неф–те–про–вод
оп–то–вый

пер–чить
пу–те–про–вод
средст–ва
тру–бо–про–вод
я–го–ди–ца

бро–ня (танковая)
взгля–нуть
взя–та
ви–за–ви
вя–зан–ка (вязаное изделие)

ге–ге–мо–ни–я
гор–ди–ев у–зел
губ–ча–тый
де–бет
до–бе–ла

до–цент
до–чер–на
е–ре–тик
за–дол–го
за–го–вор

за–ле–чен–ный
зна–ме–ни–е
кам–ба–ла
ко–лосс
лед–ник

за–су–ха
зе–во–та
ква–ше–ни–е
ло–сось
мар–ке–тинг

мас–тер–ски
но–во–рож–ден–ный
о–мо–ло–жен–ный
оп–ро–меть–ю
по–лог

на–го–ло (о стрижке)
нор–ми–ро–вать
о–пош–лить
плом–би–ро–вать
фар–фор

2. Допишите окончания в следующих существительных с предлогами,
поставьте ударение

1. Операция на мозг. – мысль промелькнула в мозг.
2. Оказаться в замкнутом круг. – оказаться в круг. друзей.
3. Быть не в дух. – говорить как на дух.
4. Не забывать о долг. – не оставаться в долг.
5. Сидеть в первом ряд. – покупать в овощном ряд.
6. Ему не до смех. – умереть со смех.

Нормы литературного произношения

Согласные перед е в заимствованных словах
Напишите в квадратных скобках, какой звук (э или е) произносится в слове.
Например: музей [е].

агрегат
анемия
амбре
антенна’
берет

агрессия
аннексировать
адекватный
атеист
бизнес

гипотеза
дебют
декларация
декламировать
демарш

гантели
генетика
гротеск
деградация
декрет

демпинг
консервация
индекс
корректный
паштет

интеллект
денационализация
конверсия
интервью
интернат

пресса
резерв
реноме
эстет
шинель

компьютер
протеже
термин
фанера
музей

Сочетания согласных

1. Определите, как произносятся сочетания согласных в следующих словах. Покажите это с помощью транскрипции [чн] или [шн].
1. булочная 2. вербовочный
3. бутылочный 4. елочный
5. горчичник 6. горничная
7. кирпичный 8. тренировочный
9. гоночный 10. молочный
11. сливочный 12. мелочный
13. игрушечный 14. яблочный
15. прачечный 16. троечный
17. сердечный 18. порядочный
19. нарочно 20. яичный

2. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах и правильно произнесите их:
1. безвозме. но 2. преле. ный
3. уча. ник 4. великовозра. ный
5. жало. ливый 6. ужа. ный
7. сове. ливый 8. хва. ливый
9. самочу. вие 10. безвые. ный
11. межзве. ный 12. сладо. ный
13. цело. ный 14. хвасто. ство
15. я. тва 16. я. ственный
17. тяго. ный 18. вла. ный
19. кре. ный (путь) 20. че. ный

Синтаксические нормы русского языка
1. Определите, правильно или неправильно построены предложения.
1. а) Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
б) Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.
в) Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.
г) Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.
д) Чтобы поправить свои пошатнувшие дела, господа нередко продавали крепостных слуг.
2. а) В столице они ходили в музеи, театры, концерты.
б) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
в) Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
г) Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд.
д) Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.
3. а) Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.
б) Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще не крепкий.
в) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.
г) Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.
д) Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.
4. а) На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
б) Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищаясь и оценивая его.
в) Сборная Молдовы выступала в Харькове на чемпионате мире по самбо среди юношей и молодежи.
г) Когда написав последнюю строчку, я с облегчением вздохнул.
д) Саша не мог поднять глаза на друга, хотя он был не виноват.
2. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования.
1. а) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
б) На сторону Антанты выступили Италия и Румыния.
в) Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.
г) В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.
д) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
2. а) В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
б) Он не преступник, он стая несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.
в) Противник имел явное преимущество над нашими войсками.
г) Два инфаркта подорвало его здоровье.
д) В своей речи оратор указал об этих недостатках.
3. а) Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе.
б) Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта.
в) В повести разворачиваются события, о возможности которых читатель и представить не мог.
г) Ряд детективов Рекса Стаута переведены на русский язык.
д) Ответ ученика показывает о его хорошей подготовке.

4. а) В этом году мы отправились отдыхать на Карпаты.
б) Нужно уметь различать друзей от врагов.
в) Характеристика на ученика была подписана классным руководителем.
г) Несколько детей выходят из школы.
д) Десяток яиц лежат на столе.
3. Определите, где допущены ошибки при употреблении деепричастных оборотов. Правильный ответ обозначьте знаком (+), неправильный – знаком (–).
1. а) Он шел по дороге, засунув руки в карманы. ( )
б) Гуляя по лесу, так хорошо дышится. ( )
в) Сдав экзамены, он уехал в Москву. ( )
г) Не по себе становилось, читая эту книгу. ( )
д) Единожды солгавши, кто тебе поверит. ( )
2. а) Проезжая мимо станции, у него потерялся чемодан. ( )
б) Сдавая книгу в печать, мы обсудили варианты обложки. ( )
в) Мне стало очень грустно, посмотрев этот сюжет. ( )
г) Не претендуя на теоретическое обобщение, книга ценна своим материалом. ( )
д) Услышав эту музыку, у меня возникло воспоминание. ( )
3. а) Выкрасив пол, у меня осталась краска. ( )
б) Делая упражнение, он переводил английские слова. ( )
в) Расставшись с другом, ей стало грустно. ( )
г) Гуляя вдоль моря, мы слушали шум прибоя. ( )

д) Зная его характер, мы не надеялись на хорошую встречу. ( )

Лексические нормы русского языка

1. Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении.
1. а) Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
б) Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове.
в) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.
г) В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.
д) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.
2. а) Местные аборигены радостно встретили путешественников.
б) Чаша его терпения наконец лопнула.
в) Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
г) Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
д) Это была храбрая мысль.
3. а) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.
б) В город ему пришлось ехать окружным путем.
в) Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках и характере.
г) Львиная часть работы была уже выполнена.
д) Поэма эта является пиком в творчестве поэта.
4. а) Вскрытие рек еще больше увеличило уровень воды.
б) На этой–то вечеринке он и начал за ней флиртовать.
в) Он мне с апогеем рассказывал об этом.
г) Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай.
д) Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.
2. В заданиях на лексическую сочетаемость отметьте знаком «+» правильные варианты и знаком «–» – неправильные.

сыскать уважение ( )
снискать средства к жизни ( )
одеть шляпу ( )
водяные растения ( )
будничный вечер ( )

снискать ключ ( )
сыскать дорогу домой ( )
предоставить в дирекцию отчет ( )
буднее платье ( )
надеть пальто ( )

оплатить за проезд ( )
лесистая чащоба ( )
редакторская правка ( )
уплатить за проезд ( )
буднее настроение ( )

демонстративный зал ( )
цивильное государство ( )
оплатить проезд ( )
сыскать покровителя ( )
абонентская плата ( )

изобретательское состязание ( )
глубинный взгляд ( )
домовитая книга ( )
демонстративный материал ( )
оборонительный рубеж ( )

одеть сына ( )
домовая мышь ( )
снискать уважение ( )
методологическая литература ( )
отрывной календарь ( )

сыскать ключи ( )
выразить признание
приметный жест ( )
уплатить за услугу ( )
оплатить по счету ( )

оплатить за обед ( )
приметливый знак ( )
артистичная деятельность ( )
оплатить счет ( )
оплатить за покупку ( )

Задания повышенной трудности

1. Вставьте пропущенные буквы. Употребите приведенные сочетания слов в форме родительного, творительного и предложного падежей.

1090 воро. ых коней; 606 банок сби. ой туш. нки;
986 грамм(ов) негаше. ой извести; 2408 плете. ых из ивы корзин.
407 полотняных платков; 287 подержа. ых автомобилей;
3005 грамм(ов) свежемороже. ых ягод; 550 подстрел. ых уток;
90 непуга. ых зверей.

2. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово.

Рагу, бра, купе, леди, такси.
Салями, какао, лобби, резюме.
Коммюнике, шимпанзе, кенгуру, кофе.
Сани, салями, сливки, тиски.
Запевала, плакса, актриса, сирота.

3. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте краткую форму прилагательных, стоящих в скобках.

1. Его маж. рный тон был (искусственный) и ш. кировал нас.
2. Вкус нашего друга был (изысканный): всем лакомствам он предпочитал ч. рный хлеб.
3. Фотограф–стаж. р очень (легкомысленный): он испортил всю пленку.
4. Всем изделиям этого ювелира (свойственный) особый «шелковый» блеск.
5. Тон разговора был необычайно (искренний).

4. Какие из приведенных слов являются однокоренными?

1. Впутывать, распутье, пучина, запутывание, пушинка, распухший, опутать, выпучивать, запутанность, спутник, пущий, пушка, припухать, спутывание, упутать.
2. Мягенький, мякиш, помятый, помянуть, смягчительный, вмятина, мякина, намякнуть, мятный, всмятку, мятежный, обмякать, умягчать, мяукать, сумятица.
3. Прикоснуться, касаться, неукоснительный, косить, выкос, соприкосновение, косилка, костевой, костюм, касание, касательно, соприкасаться, касатка, кастрюля, касатик.
4. Досаливать, соль, солоноватость, сало, салочка, салки, присаливать, салазки, салют, посол, выслать, сланец, соленость, солончак, посольство, соловей, солод, осолаживать, соленье.

Упражнения по стилистике
1. Какой признак понятия официально–делового стиля указан неверно:
Сфера применения – деловые отношения.
Функция речи – соблюдение известной формы документа.
Ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения.
Форма речи – устная и письменная в равной мере.
2. Подберите синонимы к словам и словосочетанию.
Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Д л я с п р а в о к: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
3. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.
Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо–запрос, ответственность.
Д л я с п р а в о к: отправить, отказать, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо–ответ, безответственность.
4. Составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах.
1. Изъян. 2. Уведомление. 3. Оповестить. 4. Помогать. 5. Отправлять. 6. Затруднять. 7. Приказ.
Д л я с п р а в о к: 1) недочет, недостаток, пробел; 2) извещение, оповещение, информирование; 3) уведомить, информировать, известить; 4) содействовать, способствовать; 5) посылать, адресовать, направлять; 6) препятствовать, тормозить;7) распоряжение, директива, указание.
5. Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний. Составьте с ними предложения.
Получить почту – сходить на почту; письмо другу – деловое письмо; выполнить план работы – передний план картины; составить акт обследования – первый акт пьесы; адрес на посылке – вручить адрес юбиляру
6. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по образцу:

  1. Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях: истец, ответчик, налогоплательщик,…, …
  2. Название документов: распоряжение, приказ, протокол,…, …
  3. Обозначение частей документа: повестка дня, в приказ, приложение,…,…
  4. Специальное употребление общелитературных слов и выражений:
  5. лицо, сторона, реализация,…,…
  6. Примеры штампов: за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной обстановке,…,…

7. Устранить ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами современного литературного языка.

  1. Вышеупомянутые в акте предметы пришли в полную негодность и подлежат списанию.
  2. В результате проверки комиссия пришла к нижеследующим выводам…
  3. Выявленные недочеты устранить незамедлительно, ибо нарушение правил техники безопасности может привести к несчастным случаям.
  4. В связи с намечающейся в ноябре месяце сего года реконструкцией мастерской потребуется новое оборудование, каким убедительно просим обеспечить нас своевременно.
  5. Мы, нижеподписавшиеся, даем настоящую подписку в том, что к началу проведения инвентаризации все необходимые документы были сданы в бухгалтерию.
  6. Дана настоящая в том, что я, Пехтерев Ю. М., мастер участка, 17 мая сего года получил инвентарь.

8. Проанализируйте текст объявления о приеме в техникум с точки зрения использования в тексте общеупотребительных и профессиональных слов. Определите стилевую окраску контекста.
Объявление.
Боровичский автодорожный техникум объявляет прием студентов на 1999/00 учебный год на следующие отделения:
— ремонт и обслуживание автомобилей;
— эксплуатация автомобильного транспорта…
9. Найдите диалектные слова:
Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сел и деревень свежие и сушеные грибы (обабки, красноголовики, белые) и ягоды (черницу, гоноболь, брусницу).
10. Пользуясь словарем иностранных слов, определите значение и происхождение слов, обозначающих наименования деловых бумаг и названия лиц.
Адрес, акт, автобиография, бандероль, бланк, директор, директива, документ, инструкция, резолюция, характеристика, секретарь.
11. Объясните значения употребляемых в деловой речи заимствованных слов; пользуясь словарем синонимов, подберите к ним синонимы русского происхождения.
Адресант, информация, констатировать, контроль, инструкция, инвентаризация, ликвидировать.
12. Замените заимствованные слова общеупотребительными. Во всех ли случаях оправдано употребление заимствованных слов?

  1. В докладе инспектора ГИБДД были отмечены все дефекты в работе постовой службы.
  2. Информацию о ходе спортивных соревнований систематически помещать в областную газету.
  3. В своем выступлении на родительском собрании классный руководитель констатировал все случаи нарушения дисциплины на уроках.
  4. На повестке собрания акционеров стоят актуальные вопросы.

13. Употребить глагольно–именные сочетания синонимичные глаголам по образцу:
Помочь – оказать помощь; победить, ошибиться, приказать, рассчитать, решить, заботиться, участвовать, интересоваться, распоряжаться.
14. Образуйте допустимые сочетания со словами и словосочетаниями, данными в скобках (объясните причину, не позволяющую образовать словосочетания с некоторыми из существительных). Составьте со словосочетаниями предложения.
Оказать (поддержка, услуга, содействие, влияние, впечатление, встреча, доверие).
Одержать (верх, успех, победа, рубеж, престиж, высокая оценка).
Провести (соревнование, совещание, контроль, организация, собрание, конференция, занятие).
Проявить (сознательное отношение, желание, воля, умение, характер, равнодушие, образец поведения, почин, инициатива).
15. Устраните ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний (отметьте случаи лексической несочетаемости слов, разрушения структуры сочетания и другие недочеты).
Большое значение в деле повышения спортивной работы играют систематически проводимые зимние спартакиады школьников.
Ежедневно проводить контроль за загрязнением окружающей среды.
Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях.
16. Предупредить ошибки в смешении паронимов.
1) Каждому ………….. своевременно доставлять все почтовые отправления. ……….. следует возвратить бланк телеграммы, если в нем не указан обратный адрес (адресат, адресант).
2) Каждый …………. имеет право лично выбрать интересующие его книги. Все желающие приобрели ………… в плавательный бассейн (абонент, абонемент).
3) Наши выводы………… убедительными фактами. Наши выводы …….. основаны на неоспоримых фактах (обоснованы, основаны).
17. Различение слов–паронимов, употребляемых в деловой речи:
Выплата, оплата, плата: премия, проезд, квартира.
Заверение, заверка: администрация, доверенность.
Предоставить, представить: отпуск, гостя, решить вопрос, отчет, встречу.
18. Образовать отглагольные существительные на –ние:
Привлечь, составить, организовать, проявить, рекомендовать, заявить, объявить, наполнить, ремонтировать, награждать, формировать, посылать, показывать.
19. Расшифруй сокращенные слова:
Кг, мин., м, га, и.о., зам., р., оз., ф–ка, акад. Иванов, проф. Лебедев, НИИ, вуз.
20. Выпишите термины деловой речи, объясните их лексическое значение.
Профессиональное училище текстильной промышленности объявляет прием учащихся на 2000\01 учебный год. Училище готовит квалифицированных текстильщиц по специальностям: размотчицы пряжи на автоматах, прядильщицы для работы на скоростных прядильных машинах, ленточницы по обслуживанию скоростных ленточных машин, ленточницы по обслуживанию автоматических станков и швеи–мотористки.
Срок обучения по всем специальностям 1 год.
В училище принимаются девушки в возрасте 15–20 лет с образованием 8–10 классов. Все принятые обеспечиваются общежитием, питанием, одеждой и льготным проездом согласно существующим нормам.
Для поступления в училище необходимо представить: заявление, документ об образовании, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении.
Адрес училища: 174010, г. Дальск, пр. Ленина, д. 76.
Профессиональное училище текстильной промышленности.
21. Выбери вариант, соответствующий официально–деловому стилю.
1) Читатели, не сдавшие в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней.
2) Читатели, которые не сдали в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней.

22. Объяснить в каких целях используются данные деепричастные обороты.
Учитывая слабую подготовку студентов по иностранному языку, комиссия рекомендует следующее…. Руководствуясь указаниями комиссии, ректорат института разработал план подготовки…
23. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.
Надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, целесообразно, нужно.
Часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело.
Очень, совсем, совершенно, весьма, крайне.
Абсолютно, чрезвычайно, сугубо.
Коротенько, сжато, кратко, лаконично.
Раньше, ранее, прежде.
Даром, безвозмездно.
24. Подберите к данным словам синонимы из слов, заключенных в скобки, определите, какие из них более уместны в деловой речи.
Очень (чрезвычайно, исключительно, максимально); быстро (незамедлительно, срочно, экстренно); сделано (выполнено, исполнено); осведомлен (извещен, информирован); напечатаны (изданы, опубликованы, выпущены); мудрено (трудно, затруднительно).
24. Выберите наиболее употребительные в деловой речи слова и составьте с ними предложения.
Всюду, повсеместно; невпопад, неуместно, некстати; бессистемно, беспорядочно, сумбурно; нельзя, запрещено, воспрещено, не разрешено.
25. Замените неопределенную форму глагола существительными, определите способ образования этих существительных. Установите, во всех ли случаях возможна такая замена.
Съездить, поехать, решить, сформировать, написать, выпустить, формировать, напечатать, овладеть, подготовить, вызывать, назначить, прочитать.
26. Подберите синонимы к данным словам.
Ходатайство, удостоверить, засвидетельствовать, информация.
27. Замените словосочетание одним словом:
Лицо, доверяющее получить что–либо.
Постановление, принятое в результате обсуждения какого–либо вопроса.
Лицо, отправляющее по почте, телеграфу и т.д. письмо.
Лицо, которому доверяют получить что–либо.
28. Определите стилистическую окраску слов:
Уклоняться, увиливать, отбояриваться, отлынивать, отбиваться.
Ходатайство, просьба, прошение.
Поручение, нагрузка.
Поручать, возлагать, взваливать.
29. Прочитайте, соблюдая правильное ударение.


источники:

http://infourok.ru/zadaniya-podgotovka-k-olimpiade-po-russkomu-yaziku-581119.html

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/krasiv/02.php