Укажите предложение без лексической ошибки в ходе следствия нож обнаружен не был

Прочтите слова, обращая внимание на произношение согласных звуков в конце слов и перед другими согласными.

Хлебороб, способ, дифирамб, ширпотреб, мираж, хронометраж, ретроград, индивид, колледж, девиз, митинг.

Трубка, голубка, ловкий, зубчатый, редкий, подписать, подшить, надпись, книжка, низкий, вписать, вчера, футбол, отбежать, сгорел, просьба, отгадать, вразброд, отрезать.

Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетаний согласных звуков.

Угасший, замерзший, восшествие, безжалостный, сжатый, брызжет, наезжать, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, рассказчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, страстный, корыстный, участливый, грустный, праздник, известный, завистливый, советский, братский, солдатский, людской, браться, собираться, говориться, сторонится, добивается.

Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных “чн”.

Только [шн][чн] и [шн] (вариантное произношение)Только [чн]
Було[шн]икКопее[шн]ый — копее[чн]ыйЗада[чн]ик

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Е или Ё?

Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, филер, филистер.

О каком произношении свидетельствуют рифмы следующих стихов?

О, если б мимолетный дух,

Во мгле вечерней тихо вея,

Меня унес скорей, скорее

Туда, туда, на теплый Юг… (Тютчев.)

Листья падают, листья падают.

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг? (Есенин.)

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! (Цветаева.)

Шла весна в могучей силе,

По ночам крошила снег.

Разлилися по России

Воды всех морей и рек. (Твардовский.)

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморною стану. (Ахматова.)

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь. (Цветаева.)

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы, ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно. (Пушкин.)

Что тебя доконало, сердечного?

Ты за что свою душу сгубил?

Ты захожий, ты роду нездешнего,

Но ты нашу сторонку любил. (Некрасов.)

Его отец был лекарь жалкий,

Он только пить любил да палкой

К ученью сына поощрял. (Некрасов.)

Сижу и смотрю я дорогой

На серый и пасмурный день,

На озера берег отлогий,

На дальний дымок деревень. (А.К.Толстой.)

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, —

Крупнее и слаще нет. (Цветаева.)

Вы видели: я не боюсь

Ни пуль, ни дротика куртинца;

Лечу стремглав, не дуя в ус,

На нож и шашку кабардинца. (Д.Давыдов.)

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. (Есенин.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Примерный план практического занятия № 4

Тема: ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

Теоретическая часть

1. Слово. Основные функции слова.

2. Смысловая точность речи. Правильный выбор слова.

3. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. Алогизм, плеоназм, тавтология.

4. Лексическая сочетаемость слов. Контаминация.

Практическая часть

1. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. При выполнении задания используйте “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова.

1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 9. Пожар – такое мероприятие, которое приносит убытки. 10. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 11. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 12. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 13. Прошу вас тщательно подойти к моему делу, так как я еще исправим. 14. Мать Конькова страдает сердечной деятельностью. 15. Беспричинно, из хулиганских побуждений Чайкина учинила скандал.

2. Может ли выбор слова влиять на эмоционально-образное восприятие объекта речи? Опишите, каким вы представляете субъект действия (возраст, физическое и душевное состояние) в следующих примерах.

А). Человек соскочил с коня, человек спрыгнул с коня, человек слез с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек сполз с коня.

Б). Человек идет по улице, человек бредет по улице, человек плетется по улице, человек шагает по улице, человек вышагивает по улице, человек мчится по улице, человек летит по улице.

3. Выполнить с данными предложениями следующую работу:

а) найти предложения, в которых тавтология является особым стилистическим приемом, определить стилистическую функцию таких тавтологических сочетаний;

б) найти предложения, которые содержат ошибки, связанные с речевой избыточностью, определить вид многословия, исправить их;

в) найти предложения, которые содержат ошибки, связанные с речевой недостаточностью, исправить их.

1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все. 2. О моей автобиографии я уже рассказывал ранее. 3. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсудимые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 4. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П.Антокольский). 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 6. Как измерить ту глубину бездны, в которую упал подсудимый? 7. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В.Белинский). 8. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 9. И устарела старина, и старым бредит новизна (А.С.Пушкин).10. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 11. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 12. Вернулся он домой туча-тучей (М.Алексеев).13. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 14. Это свойство свойственно всем писателям. 15. Знать не знаю, ведать не ведаю (фольк.). 16. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.С.Грибоедов). 17. У нее были очень огромные глаза. 18. Перед выпускным вечером родители обратились с пожеланиями ученикам весело провести время. 19. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом был закрыт. 20. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 21. Своим преступлением Иванов подорвал орган МВД. 22. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в футбол. 23. Исаков укусил его зубами за руку. 24. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 25. Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки. 26. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове.

4. Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь.

5. Найти словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные значения (например: тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы): одержать успехи, оказать внимание, потерпеть потери, поднять тост, играть значение, оказать вред, занять звание чемпиона, защитить степень, производить воздействие, выполнение мечты, давать намек.

6. Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными.

Единый, один (миг, момент);

карий, коричневый (глаза, костюм);

крепкий, сильный (дружба, впечатление);

тяжкий, тяжелый (рюкзак, наказание);

истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

7. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобках существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение);

повысить, усилить (внимание, интерес);

исправить, устранить (ошибки, недочеты);

основать, обосновать (теорема, теория).

8. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

1. Большую заслугу предварительному следствию сделали показания Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочисленные повреждения. 3. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, ее пришить к уголовному делу. 4. Дугин грубо оскорбил личность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 5. Родители моего подзащитного достаточно бедны и не могут баловать сына. 6. Нож в ходе следствия установлен не был. 7. Преступлениями я не занимался. 8. Директор наложил два приказа. 9. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащитного. 10. Глухов учинил разбой сервиза. 11. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.

Примерный план практического занятия № 5

Тема: СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ

Теоретическая часть

1. Многозначные слова. Переносное употребление слов. Типы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха). Функция многозначных слов в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением.

2. Омонимы. Смежные явления (омофоны, омоформы, омографы). Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с употреблением омонимов.

3. Синонимы, их типы. Функция синонимов в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением.

4. Антонимы, их типы. Функция антонимов в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением.

5. Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением.

Практическая часть

1. Составьте предложения, в которых бы реализовывались различные значения многозначного слова брать: 1) принимать в руки, схватывать руками, зубами, щипцами; 2) уносить, увозить, уводить с собой; 3) принимать, обычно с какой-то целью, обязательством; 4) получать в свое обладание, пользование; 5) взимать, взыскивать; 6) добывать; 7) завладевать кем-, чем-либо, захватывать; 8) преодолевать; 9) отнимать, поглощать, требовать; 10) производить, оказывать на что-либо действие, свойственное тому или иному орудию, средству (чаще с отрицанием).

2. Объясните переносное значение выделенных слов; укажите их стилистическую функцию.

1. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима (Пушкин). 2. К зиме поезжайте в Париж, и там, в вихре жизни, развлекайтесь, не задумывайтесь… (Гончаров.) 3. Самолюбие в нем было огромное, и характер он имел железный (Тургенев). 4. Антонида Ивановна слишком хорошо знала заячью натуру своего мужа (Мамин – Сибиряк). 5. Художник выпивает рюмку, и мрачная туча на его душе мало-помалу проясняется (Чехов).

3. В отрывке из речи Н.П.Карабчевского по делу о крушении парохода “Владимир” выделите образные метафоры, покажите их функции в речи. Определите, на основе каких признаков произошел перенос значения слова в каждой из них.

Рассвет, опоздавший осветить место печальной катастрофы 27 июня, конечно, навсегда останется кровавым в нашем воображении; бездна, жадно поглотившая в короткий миг, между утром и ночью столько человеческих жертв, останется холодной и мрачной.

4. Найти ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправить текст.

Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной.

5. Определите значения данных омонимов (омофонов и омографов), составьте с ними словосочетания: компания – кампания; колос – колосс; адаптировать – адоптировать.

6. Употребите следующие слова в контекстах и определите явление, которое они иллюстрируют.

1. Простой, стекло, напасть, три, течь.

2. Стать, сорок, вина, семью, дали.

7. Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омонимы; определите их вид и значение.

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар (Пушкин); Я к вам пишу случайно, право, Не знаю как и для чего (Лермонтов); Свободы захотели? А разве нет ее? (И звучат не слишком бодро голоса: “Есть! Есть!”) (Евтушенко); Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? (Пушкин).

Прочитайте в “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова словарные статьи к словам дача, квалификация, право, эпизод, язык, брак, защита, гриф, суд, лицо, повод, ссылка. Выделите среди них многозначные слова и омонимы. Чем отличаются словарные статьи этих двух языковых явлений?

Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова

Слово эффективно воздействует в том случае, когда употребляется в соответствии с присущим ему значением. Употребление слова без учета его семантики делает речь неточной: Ранее Прохоров был уже оштрафован за неграмотность выражений. На скамье подсудимых — подросток за совершение неприятного преступления. Подобные ошибки возникают вследствие непонимания значения слова, чаще — в результате небрежности. Следователь пишет: Драка носила взаимный характер со стороны всех указанных лиц, хотя драка— это «ссора, стычка, сопровождаемая взаимными побоями». В итоге образовалось многословие. Адвокат говорит: В суде тщательно анализировалась фразеология беседы экипажа между собой и землей, однако ни одно из зафиксированных в словаре значений слова фразеология— 1) устойчивое сочетание слов; 2) совокупность приемов словесного выражения; 3) красивые, напыщенные фразы — не вписывается в данный текст. Прокурор, выражая мнение о мере наказания подсудимому, говорит: Я полагаю назначить Стрелову меру наказания в виде 4 лет лишения свободы, а следовало сказать считаю необходимым назначить, так как назначать меру наказания будет суд, а не прокурор.

Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь. имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». Но догадка — это «предположение, допущение, гипотеза, домысел, подозрение». На суде же нужны не предположения и подозрения, а выводы, убедительные мнения, решения, доказательства. Значит, в данном случае правильнее употребить вывод, заключение, обоснование.

Раздел 1. Точность словоупотребления 91

Довольно часто без учета семантики используется юристами слово пояснить. Пояснить — значит «внести ясность, сделать что-либо ясным», а в обвинительном заключении читаем: Давая заведомо ложные показания, Рыбинцев пояснил, что он на машине не выезжал и преступления не совершал (наиболее удачным здесь будет заявил). Есть юридический термин показать, который следует употреблять в сочетании со словами обвиняемый, подсудимый. Значит, в примере Обвиняемый пояснил допущена та же ошибка (надо: показал). Здесь вовремя будет привести слова адвоката Н. П. Кана. Вдумаемся в то, что он сказал в речи по делу Далмацкого: «Под давлением фактов Еременко впоследствии признал фальшивость первоначального показания. Нет, Еременко верить опасно, тем более, что и процессуально он не свидетель, а обвиняемый, чьи показания требуют особо тщательной проверки».

Нередко используются в несвойственном им значении слова обратно, занимать, достаточно. Обратно — значит «назад, в обратную сторону» (не опять!). Занимать — «брать на время, взаймы»; одолжить — «дать в долг». Поэтому в высказывании Семина занимала ей вот такие большие суммы денег следовало употребить одалживала или давала в долг. В примерах Достаточно бедные родители и достаточно плохое качество неточно употреблено слово достаточно, так как невозможно определить достаточность бедности или плохого качества; в примере достаточно много создается многословие: или достаточно, или много.

Еще пример: Достаточно большой уровень образования. Вы только вдумайтесь в эти слова! Во-первых, не сочетаются слова большой уровень (надо: высокий); во-вторых, как определить достаточность уровня образования? Или: Моему ребенку исполнился год. Он уже достаточно самостоятельный. Можно сказать, что слово достаточно стало «модным» и нередко употребляется без учета семантики. Чтобы не допускать ошибок в употреблении слова обратно, запомните пример: Обратно покойника несут.

Очень часто в процессуальных актах неуместно, без учета семантики используются термины трупи умерший. Труп гр-ка Борина Вячеслава Михайловича проживает в Красноярске по ул. Щорса,18, кв. 42; или: Труп летел несколько метров, а потом упал и скончался; или: Суд не может удовлетворить просьбу умершего о взыскании средств на погребение (в последнем примере пропущено родственников после слова просьбу). Как видно из последних трех примеров, употребление слов без учета их семантики нередко ведет к логическим ошибкам.

Нечеткая дифференциация понятий, подмена понятий также является причиной логических ошибок: Возвращаясь из рейса,

92 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Короткое задремал, что явилось результатом его столкновения со стоящим недалеко от обочины столбом (надо: что явилось причиной его наезда на. ).

Одной из причин логических ошибок является неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее в результате смешения родовых и видовых понятий, а также нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, напр.: Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинского оборудования (надо: кража пылесоса и медицинского оборудования); или: Воеводину вменяется в вину угон автотранспорта (надо: угон автотранспортного средства). Нелогичность высказывания, искажение его смысла появляется в результате несоответствия посылки и следствия: Рост преступности зависит оттого, насколько упорно и эффективно ведется борьба с правонарушениями (надо: Снижение преступности зависит. ). Еще пример: Солонин обвиняется в том, что он был задержан за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (надо: Солонин обвиняется в том, что управлял автотранспортным средством в нетрезвом состоянии).

Пропуск слов, как мы видели, порождает логические ошибки и создает неуместный в официальной речи комизм: Я ударил его за то, что он выкрутил болт у моего брата (какой болт? откуда?); или: Подсудимый Миров продолжал вместе с умершей Мировой злоупотреблять спиртными напитками (надо: с ныне умершей, с ныне покойной).

Неточный выбор слова во многих случаях нарушает лексическую сочетаемость: Все соседи просят ликвидировать Пастухова от общества (не сочетаются ликвидировать от общества, надо: изолировать); или: Я спустился в подвал и встретил там мешок с двумя раковинами (не сочетаются встретил мешок, надо: увидел); или: тихо несущееся тело.

Нередко приходится наблюдать в уголовных процессуальных актах нарушение сочетаемости слова благодаря. Благодаря — значит «при помощи, с помощью», следовательно, сочетается со словами, имеющими положительную окраску: благодаря трудолюбию, благодаря стремлению к., благодаря помощии не сочетается со словами, имеющими негативную окраску: благодаря халатности, благодаря нежеланию работать, благодаря пьянкам и др.

Невнимательное отношение к значению слова вызывает многословие: Мовшенко всякий раз отзывается только положительно на просьбы своих соседей, с которыми он живет вместе; или: Соколов Тимофей Петрович за период своей работы к ра-

Раздел 1. Точность словоупотребления 93

боте относился добросовестно. Всегда создает многословие слово будучи, будучи в нетрезвом состоянии, будучи допрошенный в качестве обвиняемого. Исправим: в состоянии алкогольного опьянения, допрошенный в качестве обвиняемого.

Разновидностями многословия являются тавтология и плеоназм. Тавтология — это повторение одного и того же слова или одно-коренных слов: Я прошу вас, определяя меру наказания по статье 206, части 3, определить минимальную меру наказания по этой статье; или: Истец доказывает свои требования бездоказательными доказательствами. Повторение одних и тех же слов порождает бедность речи, как, к примеру, в обвинительных речах по делу Томашенко, по делу Легалина*. В отдельных случаях тавтология в тексте закона и процессуальных актов оправдана: это связано с необходимостью повторения терминов: Условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 53 УК РСФСР). Обвинительное заключение по делу Ивановой И. И., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 89 УК РСФСР; или: 21 января 1990 года в 2 часа дежурный милиционер ночной милиции РОВД младший сержант милиции Петухов и милиционер-шофер Ивлев заметили идущего с двумя чемоданами гражданина. Словосочетание выделить в отдельное производство употреблено в Уголовно-процессуальном кодексе, поэтому является нормой юридической речи».

Плеоназм — излишнее словосочетание, в котором первое слово включает в себя значение второго: 31 августа 1987 г. потерпевший Борисов поселился жить в гостинице «Огни Енисея» (поселиться — «устроиться на жительство», значит, жить лишнее). Подсудимый Нурразбаев стал пинать ногами потерпевшую (пинать — «наносить удары ногами», ногами надо убрать). Лишними являются слова хлеба в словосочетании булка хлеба, народа (толпа народа), денег (рублей денег), главная (главная суть), времени (2 часа времени), белая (белая блондинка), памятные (памятные сувениры), семинарские (семинарские Занятия; надо: семинары), назад (не оглянувшись назад).

Плеоназмы появляются и в монологической судебной речи из-за стремления к уточнению: ложный оговор, темные тени, около мертвого трупа; к сожалению, отмечен плеоназм и в тексте УК РСФСР: уклонение от призыва по мобилизации в Вооруженные Силы. Уберем призыва по и получим: Уклонение от мобилизации.

* См. также с. 22—23.

94 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Употребляя местоимения в письменной речи, следует помнить, что они принимают значение того слова, за которым стоят. Поэтому в тексте процессуальных актов местоимения должны стоять за словами, которые они заменяют, иначе речь становится неясной или неточной, напр.: Защитник с материалами дела ознакомился, и от него поступило заявление: освободить его из-под стражи. Машинист МПТУ-14, получив задание диспетчера, выехал на нем на 221-й километр дороги. То же самое надо знать об употреблении слова последний: В ответ Залубин нанес удар Бурову и выбил ему зуб, последний нанес ему ответный удар (надо: Бурое нанес. ). Особенно внимательным нужно быть при изложении обстоятельств дела и записи показаний в обвинительном заключении и приговоре. Попробуйте догадаться, кто кому нанес удар: Мингалев пояснил, что 23 февраля они с Белым выпивали у него на квартире. Во время распития спиртных напитков Белый оскорбил его жену, за что он схватил его за грудки, после чего он ушел в комнату. Туда же пошел и Белый. Он только открыл дверь, как он ударил его по лицу. Здесь необходимо заменить отдельные местоимения фамилиями. Не забывайте, что оглашаемые в судебном заседании обвинительное заключение и приговор должны вызывать не иронические улыбки, а должное уважительное отношение.

Лингвистические термины

Семантика— смысловая сторона языковых единиц.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое слово? 2. Какова основная функция слова? 3. Что называется лексическим значением слова? Что составляет его основу? 4. Какие части речи не называют понятий? 5. Что такое лексическая сочетаемость? 6. К каким ошибкам ведет употребление слова без учета его семантики? 7. Какие ошибки в выборе слов являются причиной логических ошибок? 8. Что такое тавтология? плеоназм? 9. Что нужно знать об употреблении местоимений в речи?

Примерный план практического занятия

1. Слово — основная единица речи. Основные функции слова.

2. Лексическое значение слова. Соотношение: слово — значение — понятие.

Раздел 1. Точность словоупотребления 95

3. Речевые ошибки, вызванные употреблением слова без учета его семантики.

Задание1. Проанализируйте обвинительное заключение по делу Плескацевича (с. 314) с точки зрения точности словоупотребления. Обратите внимание на употребление слова забрал.

Задание 2. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте предложения, в которых имеются логические ошибки.

1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономия. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 9. Преступники были задержаны бригадиром, который оглашал граждан села на очистку снега. 10. Пожар — такое мероприятие, которое приносит убытки. 11. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 12. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 13. Этот факт создал прямую угрозу пожарообеспечения. 14. Судом установлена невозможность взаимного проживания сторон. 15. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 16. Аксеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недостачи. 17. Прошу вас тщательно подойти к моему делу, ибо я еще исправим. 18. Мать Конькова страдает сердечной деятельностью. 19. Беспричинно, из хулиганских побуждений Чайкина учинила скандал. 20. Ограбленные перчатки они положили себе в карман. 21. В судебном заседании установлено, что между Милюковым, Сычевым и Вагиным драка возникла взаимообразно. 22. Морев принимает активное участие в личной жизни. 23. 22 февраля я находился на телевизоре у соседей. 24. Подсудимые пошли на фабрику «Спартак» одолжить у знакомых ребят денег. 25. В беседе с Бурдиной выяснить что-либо не пришлось, так как Бурдина находилась в сильной степени опьянения. 26. Подозреваемый Шевцов пояснил, что 13 февраля 1989 года он дежурил на мероприятии. 27. Нож, которым он подколол мужа, я прилагаю к доказательствам. 28. При дополнительной проверке оказалось, что Спирина Мария и Николай носили девичью фамилию. 29. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору. 30. Подсудимый сначала его избил, а потом травмировал. 31. Рукоприкладство было совершено портфелем. 32. Совершение преступления стало возможным благодаря тому, что территория фабрики фактически никем не охраняется. 33. Государственный обвинитель подробно останавливался на той фабуле обвинения, которая вменяется Мовшенко в вину. 34. Она имела намерение, что ее сын будет заниматься общественно полезным трудом. 35. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфетчице Маминой. 36. Его родители были достаточно бедными, не смогли дать сыну образования.

Задание 3. Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки.

96 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

1. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсудимые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 2. Справка выдана гр-ну Мухину Н. С. в том, что он работал на кирпичном заводе и убыл по случаю смерти. 3. Как измерить ту глубину бездны, в которую упал подсудимый? 4. Следует произвести неотложные действия по избиению потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно скот, закрепленный за ним, находился на посевах зеленки, по-прежнему пил, вел себя безобразно и был уволен из совхоза. 6. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 7. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 8. Брак изделий — сапоги яловые в количестве 19 штук — возложить на виновных ответчиков. 9. Ответчик иск не признал, показав, что иск не признает. 10. По мнению одного свидетеля, мнению которого, как и всех, верить мы не можем, Иванова давала прекрасные уроки. 11. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения. 14. Допрошенный в качестве обвиняемого Шмаев в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. 15. Своим преступлением Иванов подорвал орган МВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению преступления, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой работы воспитательного характера среди населения, прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственными мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1989 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоновой К. С. легкие телесные повреждения.

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

1. Большую заслугу предварительному следствию сделали показания Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочисленные повреждения. 3. Обвиняемый сознался под тяжестью похищенной улики. 4. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, ее пришить к уголовному делу. 5. Следователь вынужден принять необходимые меры для резкого улучшения расследования преступления. 6. Дугин грубо оскорбил личность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 7. Ответчик высокомерно относится к работе. 8. Иванова допустила нарушение своих трудовых обязанностей. 9. Кроме личного признания подсудимого, его вина установлена свидетелями Семенишиной, Ивановой. 10. Будучи нетрезвым, он беспричинно, из хулиганских побуждений применил к соседу телесные повреждения. 11. Автомашина ВЮ № 35-20 ударилась в трактор «Беларусь», а следовавшая за ней грузовая машина в автомашину ВЮ 35-20, в результате чего им были принесены многочисленные поломки и телесные повреждения. 12. Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут баловать сына. 13. В представленных предприятиями области мероприятиях разработаны меры по борьбе с преступностью. 14. Ответчик выслан в народный суд. 15. Нож в ходе следствия установлен не был. 16. Попирая честь и достоинство личности истца, ответчица одновременно попирала и других соседей. 17. Директор наложил два приказа. 18. После избиения Антонова Сычук и Власова сели в такси и указали шоферу ехать в Покровку за водкой. 19. Преступлениями я не занимался. 20. Если она, скажем, допустим, не могла слышать шум, который имел место в купе, но шум, что человек выходит из купе, она, наверно, бы

Раздел 1. Точность словоупотребления 97

видела. 21. Протоколом осмотра места происшествия установлено. 22. Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие. 23. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащитного. 24. Глухов учинил разбой сервиза. 25. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями. 26. Совокупность небрежного и неосторожного умысла в действиях подсудимого суд считает доказанной. 27. Жердин нанес неизвестному лицу травмы на лицо. 28. Эти показания противоречат показаниям того общества, в котором находилась Шаркут. 29. Карташов сопровождал рукоприкладство нецензурным содержанием. 30. Имею циркулярную пилу, оборудованную кустарным производством.

Задание 5.Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Подумайте, где тавтология оправдана.

1. Гражданка Галерова бездействующими действиями совершила преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ. 2. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 3. Мною изъято два ствола от одноствольного и двуствольного гладкоствольного оружия. 4. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. 5. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение. 6. Исаков укусил его зубами за руку. 7. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 8. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 9. Подброшенная Скуратовым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего, что доказано его показаниями. 10. Он выпивал спиртные напитки. 11. В кармане был обнаружен финский нож типа финского. 12. Продолжительность процесса длится несколько часов. 13. Ремзов, являясь неквалифицированным работником, в сговоре с наладчиком 5-го разряда Кныкиным С. Т. совершил квалифицированное хищение, квалифицирующееся по статье 89 УК РФ. 14. Был установлен факт установления вины Шаркут. 15. С самого первого начала хочу сказать об особенностях данного дела. 16. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал. 17. В работе ответчика отмечены ошибки и недостатки. 18. Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного. 19. Соучастников объединяет единство целей. 20. Эти слова в протоколе запротоколированы. 21. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове. 22. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад. 23. Мною, Лебедевым Л. Ф., в 14 часов дня был задержан гр-н Будкин. 24. Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки.

Задание 6.Отметьте неуместное употребление местоимений и слова последний. Замените их, где надо, существительными.

1. Бортников обещал, что работа будет. Члены бригады стали говорить, что время идет, а заработка нет, что надо искать другую работу. Он вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и он сказал, чтобы приходили и устраивались. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, а он ранее обещал Козабкову устроить его шофером в Норильске, то он попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а он затем пошел в отдел кадров и помог Козабкову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между ними произошел скандал. В результате скандала Быкины стащили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальнейшем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плескацевич, и он приезжал к своей бывшей жене, но во время его приезда он уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная, № 429. К его приезду в общежитие Плескацевич пьяный спал. 5. Руко-суева рассказала, что 5 февраля мы пришли с мужем домой, и он, и я были

98 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста

выпивши, и он стал скандалить. 6. На полке стояла ваза, и когда Латышева подошла к ней и хотела взять книгу, она упала на пол, из нее выпал небольшой сверток. 7. После того, как Плискин отошел от кассы, парень с усиками подошел к окошечку и назвался Кожевниковым, чему он очень удивился. 8. 1 июля во время обыска, проведенного на квартире Петрова В. П., был обнаружен и изъят залоговый билет № К-3875, по которому им 5 февраля 1991 года сдан на хранение в городской ломбард золотой браслет. 9. Старостин Н. Н. показал, что 21 марта около 21 часа он и милиционер Загребельный на патрульной машине проезжали по улице Садовой. Неожиданно он увидел, что на тротуаре, с левой стороны по ходу машины, двое мужчин, как выяснилось впоследствии, Рома-ненко и Старовойтов, бьют парня. Он увидел происходящее с расстояния около 20 метров. Заметил, что Старовойтов нанес удар потерпевшему по лицу. Машина по инерции проехала мимо происшествия, в связи с чем он на время потерял эту группу из вида, а когда машина развернулась, то увидел, что лежагшего на земле парня ударил ногой Романенко. Он и Загребельный выскочили из машины. 10. Нож у него имеется, они занимались ремонтом машины, и поэтому он находился у него в кармане плаща. Он в этот момент нанес ему удар ножом. 11. В связи с длительным нахождением потерпевшего на излечении я считаю, что его действия могут быть квалифицированы только по ч. 1 ст. 112 УК РСФСР. 12. Вотин преднамеренно убил Ботулу, который хотел отнять оружие у преступника. Озверев, он обогнал Пленкина и, развернувшись, в упор убил своего начальника. 13. В январе 1983 года состояние здоровья Ясен-кова Р. Т. ухудшилось, и сын перешел жить к отцу, так как необходим был уход за ним. 20 января 1983 года отец, Ясенков Р. Т., умер, а 26 августа его прописали в этой квартире. 14. На уговоры потерпевшего Карпов не реагировал, а при помощи гитары ругался нецензурной бранью и угрожал последней убийством. 15. В записке, оставленной на имя потерпевшей, подсудимый просит терпеливо ждать своего возвращения с курорта. 16. Таранец и Таеров пошли на конный двор, последний выставил раму в конюховке.

Задание7. Из обвинительного заключения по делу Чайкиной (см. с. 317) выберите примеры неточного словоупотребления. Исправьте ошибки.

Задание8. Подготовьте обвинительное выступление для импровизированного товарищеского суда над условным работником следственного отдела, который из-за небрежного отношения к языку допускает в уголовных процессуальных актах большое количество речевых ошибок, что затрудняет расследование преступлений. Используйте приведенный для упражнений материал.

Задание 9.Составьте протокол осмотра места происшествия (той аудитории, в которой находитесь). Не забывайте о точности словоупотребления. Форму протокола, его реквизиты проверьте по сборнику «Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные образцы».

Задание 10. Обоснуйте уместность употребления местоимения свой в ст. 104 и 129 УК РСФСР.

Задание 11. Познакомьтесь со словарем: В. И, Даль. Словарь живого великорусского языка. Объясните, почему он так называется. Чем различается расположение слов в словаре В. И. Даля и

Раздел 1. Точность словоупотребления 99

в других толковых словарях? Как дается толкование слов? Чем Вам нравится этот словарь? В каком случае Вы обратитесь к нему? Расскажите об этом на практическом занятии.

Задание 12.Составьте тезисы своего выступления перед работниками РОВД, прокуратуры на тему «Точность словоупотребления в речи юриста». Отдайте их преподавателю на рецензирование.

Лингвистические термины

Лексема — языковая единица, рассматриваемая во всей совокупности форм и значений; слово как структурный элемент языка.

Семантика — смысловая сторона языковых единиц.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что такое слово? 2. Какова основная функция слова?
  • 3. Что называется лексическим значением слова? 4. Какие части речи не называют понятий? 5. Что такое лексическая сочетаемость? 6. К каким ошибкам ведет употребление слова без учета его семантики? 7. Какие ошибки в выборе слов являются причиной логических ошибок? 8. Что такое тавтология? Плеоназм? 9. Что нужно знать об употреблении в речи местоимений?

Примерный план практического занятия

  • 1. Слово — основная единица речи. Основные функции слова.
  • 2. Лексическое значение слова. Соотношение: слово—значение—понятие.
  • 3. Сочетаемость слов.
  • 4. Речевые ошибки, вызванные неточным употреблением слов.

Задание 1. Пронаблюдайте употребление слов есть — кушать, кричать — орать, которые довольно часто используются в речи неуместно. Выразите свое мнение.

Я КУШАЮ, А ВЫ ОРЕТЕ.

Можно сказать он ест, кушает, жрет. А как правильно? Как наиболее точно: я ем или кушаю?

В любой ситуации и в отношении к любому лицу употребительны нейтральные, межстилевые глаголы есть, поесть. Если о человеке говорят, что он не ест, а жрет, это 1) значит, что он ест неаккуратно, неряшливо, жадно или 2) указывает на степень аппетита. «Я хочу не есть, а жрать» (Ю. Бондарев); «Доктор посоветовал купцу есть бульон и цыпленка. Купец отнесся иронически. Сначала съел обед с ботвиньей и поросенком, потом, как бы вспомнив приказ доктора, велел подать бульон и цыпленка — и это тоже сожрал» (А. Чехов).

В глаголе кушать есть оттенок вежливости: есть вкусное, понемногу, не спеша, вкушая, дегустируя, испытывая удовольствие от этого. Открываем словарь В. И. Даля: «Кушать, кушивать, есть и пить, выражение более вежливое: кушать также значит отведывать». Поэтому употребляется это слово только при вежливом приглашении к еде. «Мать умоляет: «Ну скушай котлетку, Рувчик! Ну скушай хоть одну» (Б. Еорбатов); «Она налила полную, до краев тарелку и сказала ласково: «Кушайте на здоровье!» (В. Панова).

С осторожностью в форме вежливости глагол кушать можно употреблять во 2-м лице множественного числа (вы кушаете), однако он легко может получить оттенок слащавости, лести. Ни в 1-м, ни в 3-м лицах глагол кушать не употребителен. Форма 3-го лица единственного числа может употребляться лишь как выражение нежности по отношению к ребенку: покушал, кушает.

Подтверждение сказанному находим в словаре С. И. Ожегова: «Кушать — есть, принимать пишу (употребляется при вежливом приглашении других к еде и по отношению к детям)» и в словаре русского языка (в 4 т.): «Теперь обычно употребляется при вежливом приглашении к еде; в литературной речи в 1-м лице не употребляется». К сожалению, довольно часто слышим я покушала, мы кушаем. И получается смешно: очень пышно. «Почему они все кушают, а не едят? Откуда эта почтительность к своему желудочно-кишечному тракту?» — писал Ю. Герман.

И уж совсем неуместно слово кушать в грубой фразе: «Ну что ты орешь? Не хочу я кушать».

Вместо слова кричать мы давно слышим по любому поводу орать, особенно из уст молодежи.

Вспоминается такой случай. В регистратуре поликлиники две девушки откладывают карточки больных на прием к врачу. Одновременно обе обращаются к двум больным и спрашивают их фамилии. Больные отвечают, но разобрать нужную фамилию из двух, сказанных одновременно, трудно, и одна из работниц поликлиники кричит: «Что вы орете?», хотя со стороны больных даже намека на крик не было.

Привычными стали сцены на улице, когда мать кричит малышу: «Не ори!» Мне пришлось наблюдать такую картину. Молодая мать катит коляску и ласковым голосом говорит ребенку, который «агукает»: «Ну что ты орешь? Ну что ты разорался?» Она даже не думает, что говорит ребенку грубость; не понимает, что не сочетаются тон и слово. И ребенок, привыкнув с детских лет слышать от матери это слово, воспримет его как норму и так же будет говорить окружающим и своим будущим детям.

Задание 2. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте предложения, в которых имеются логические ошибки.

  • 1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 9. Преступники были задержаны бригадиром, который оглашал граждан села на очистку снега. 10. Пожар — такое мероприятие, которое приносит убытки. 11. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 12. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 13. Этот факт создал прямую угрозу пожарообеспечения. 14. Судом установлена невозможность взаимного проживания сторон. 15. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 16. Аксеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недостачи.
  • 17. Прошу вас тщательно подойти к моему делу, ибо я еще исправим.
  • 18. Мать Конькова страдает сердечной деятельностью. 19. Беспричинно, из хулиганских побуждений Чайкина учинила скандал. 20. Ограбленные перчатки они положили себе в карман. 21. В судебном заседании установлено, что между Милюковым, Сычевым и Вагиным драка возникла взаимообразно. 22. Морев принимает активное участие в личной жизни. 23. 22 февраля я находился на телевизоре у соседей. 24. Подсудимые пошли на фабрику «Спартак» одолжить у знакомых ребят денег. 25. В беседе с Бурдиной выяснить что-либо не пришлось, так как Бурдина находилась в сильной степени опьянения. 26. Подозреваемый Шевцов пояснил, что 13 февраля 1999 года он дежурил на мероприятии. 27. Нож, которым он подколол мужа, я прилагаю к доказательствам. 28. При дополнительной проверке оказалось, что Спирина Мария и Николай носили девичью фамилию. 29. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору. 30. Подсудимый сначала его избил, а потом травмировал. 31. Рукоприкладство было совершено портфелем. 32. Совершение преступления стало возможным благодаря тому, что территория фабрики фактически никем не охраняется. 33. Государственный обвинитель подробно останавливался на той фабуле обвинения, которая вменяется Мовшенко в вину. 34. Она имела намерение, что ее сын будет заниматься общественно полезным трудом. 35. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфетчице Маминой. 36. Его родители были достаточно бедными, не смогли дать сыну образования.

Задание 3. Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]

МВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению преступления, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой работы воспитательного характера среди населения, прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственными мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1999 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоновой К. С. легкие телесные повреждения.

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

  • 1. Большую заслугу предварительному следствию сделали показания Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочисленные повреждения. 3. Обвиняемый сознался под тяжестью похищенной улики. 4. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, ее пришить к уголовному делу.
  • 5. Следователь вынужден принять необходимые меры для резкого улучшения расследования преступления. 6. Дугин грубо оскорбил личность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 7. Ответчик высокомерно относится к работе. 8. Иванова допустила нарушение своих трудовых обязанностей. 9. Кроме личного признания подсудимого, его вина установлена свидетелями Семени- шиной, Ивановой. 10. Будучи нетрезвым, он беспричинно, из хулиганских побуждений применил к соседу телесные повреждения. 11. Автомашина ВЮ № 35-20 ударилась в трактор «Беларусь», а следовавшая за ней грузовая машина в автомашину ВЮ 35-20, в результате чего им были принесены многочисленные поломки и телесные повреждения. 12. Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут баловать сына. 13. В представленных предприятиями области мероприятиях разработаны меры по борьбе с преступностью. 14. Ответчик выслан в районный суд. 15. Нож в ходе следствия установлен не был. 16. Попирая честь и достоинство личности истца, ответчица одновременно попирала и других соседей. 17. Директор наложил два приказа. 18. После избиения Антонова Сычук и Власова сели в такси и указали шоферу ехать в Покровку за водкой. 19. Преступлениями я не занимался. 20. Если она, скажем, допустим, не могла слышать шум, который имел место в купе, но шум, что человек выходит из купе, она, наверно, бы видела. 21. Протоколом осмотра места происшествия установлено. 22. Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие. 23. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащитного. 24. Глухов учинил разбой сервиза. 25. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями. 26. Совокупность небрежного и неосторожного умысла в действиях подсудимого суд считает доказанной. 27. Жердин нанес неизвестному лицу травмы на лицо. 28. Эти показания противоречат показаниям того общества, в котором находилась Шаркут. 29. Карташов сопровождал рукоприкладство нецензурным содержанием. 30. Имею циркулярную пилу, оборудованную кустарным производством.

Задание 5. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Подумайте, где тавтология оправданна.

  • 1. Гражданка Галерова бездействующими действиями совершила преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ. 2. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 3. Мною изъято два ствола от одноствольного и двуствольного гладкоствольного оружия. 4. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. 5. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение. 6. Исаков укусил его зубами за руку. 7. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 8. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 9. Подброшенная Скуратовым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего, что доказано его показаниями. 10. Он выпивал спиртные напитки. 11. В кармане был обнаружен финский нож типа финского. 12. Продолжительность процесса длится несколько часов. 13. Ремзов, являясь неквалифицированным работником, в сговоре с наладчиком 5-го разряда Кныкиным С. Т. совершил квалифицированное хищение, квалифицирующееся по статье 89 УК РФ. 14. Был установлен факт установления вины Шаркут. 15. С самого первого начала хочу сказать об особенностях данного дела. 16. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал. 17. В работе ответчика отмечены ошибки и недостатки. 18. Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного.
  • 19. Соучастников объединяет единство целей. 20. Эти слова в протоколе запротоколированы. 21. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове. 22. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад. 23. Мною, Лебедевым Л. Ф., в 14 часов дня был задержан гр-н Будкин. 24. Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки.

Задание 6. Отметьте неуместное употребление местоимений и слова последний. Замените их, где надо, существительными.

1. Бортников обещал, что работа будет. Члены бригады стали говорить, что время идет, а заработка нет, что надо искать другую работу. Он вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и он сказал, чтобы приходили и устраивались. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, а он ранее обещал Козабкову устроить его шофером в Норильске, то он попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а он затем пошел в отдел кадров и помог Козабкову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между ними произошел скандал. В результате скандала Быкины стащили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальнейшем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плескацевич, и он приезжал к своей бывшей жене, но во время его приезда он уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная, № 429. К его приезду в общежитие Плескацевич пьяный спал. 5. Рукосуева рассказала, что 5 февраля мы пришли с мужем домой, и он, и я были выпивши, и он стал скандалить. 6. На полке стояла ваза, и когда Латышева подошла к ней и хотела взять книгу, она упала на пол, из нее выпал небольшой сверток. 7. После того, как Плискин отошел от кассы, парень с усиками подошел к окошечку и назвался Кожевниковым, чему он очень удивился. 8. 1 июля во время обыска, проведенного на квартире Петрова В. П., был обнаружен и изъят залоговый билет № К-3875, по которому им 5 февраля 1991 года сдан на хранение в городской ломбард золотой браслет. 9. Старостин Н. Н. показал, что 21 марта около 21 часа он и милиционер Загребельный на патрульной машине проезжали по улице Садовой. Неожиданно он увидел, что на тротуаре, с левой стороны по ходу машины, двое мужчин, как выяснилось впоследствии, Романенко и Старовойтов, бьют парня. Он увидел происходящее с расстояния около 20 метров. Заметил, что Старовойтов нанес удар потерпевшему по лицу. Машина по инерции проехала мимо происшествия, в связи с чем он на время потерял эту группу из вида, а когда машина развернулась, то увидел, что лежавшего на земле парня ударил ногой Романенко. Он и Загребельный выскочили из машины. 10. Нож у него имеется, они занимались ремонтом машины, и поэтому он находился у него в кармане плаща. Он в этот момент нанес ему удар ножом. 11. Вотин преднамеренно убил Ботулу, который хотел отнять оружие у преступника. Озверев, он обогнал Пленкина и, развернувшись, в упор убил своего начальника. 12. В январе 1993 года состояние здоровья Ясенкова Р. Т. ухудшилось, и сын перешел жить к отцу, так как необходим был уход за ним. 20 января 1993 года отец, Ясенков Р. Т., умер, а 26 августа его прописали в этой квартире. 13. На уговоры потерпевшего Карпов не реагировал, а при помощи гитары ругался нецензурной бранью и угрожал последней убийством. 14. В записке, оставленной на имя потерпевшей, подсудимый просит терпеливо ждать своего возвращения с курорта. 15. Таранец и Таеров пошли на конный двор, последний выставил раму в конюховке.

Задание 7. Проверьте по словарям значения слов, входящих в словосочетания юридического характера: репутация товаров (п. 6 ст. 40 НК РФ), ненадлежащая сторона (ст. 142 ГПК РФ), поворот исполнения решения (ст. 430 ГПК РФ), недобросовестно воспрепятствовать (ст. 157 ГК РФ), обременять имущество (ст. 209 ГК РФ). Выразите мнение, соответствуют ли эти словосочетания литературной норме.

Задание 8. Проверьте по словарям значения и сочетаемость слов, входящих в юридические термины: просрочка должника (ст. 405 ГК РФ), прекращение доверенности (ст. 188 ГК РФ), товарищество на вере (ст. 82 ГК РФ), просрочка кредитора (ст. 406 ГК РФ). Определите, какие требования сочетаемости нарушены в них.

Задание 9. Подготовьте обвинительное выступление для импровизированного товарищеского суда над условным работником следственного отдела, который из-за небрежного отношения к языку допускает в уголовных процессуальных актах большое количество речевых ошибок, что затрудняет расследование преступлений. Используйте приведенный для упражнений материал.

Задание 10. Составьте протокол осмотра места происшествия (той аудитории, в которой находитесь). Не забывайте о точности словоупотребления. Форму протокола, его реквизиты проверьте по ст. 176, 177 УПК РФ.

Задание 11. Расскажите об употреблении в речи слов обратно, достаточно, забрать, орать, занять, пояснить, кушать. Приведите примеры из речи однокурсников, знакомых, а также примеры, «подслушанные» на улице, в транспорте, по радио, когда эти слова употребляются неуместно.

Задание 12. Познакомьтесь со словарем: Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. Чем различается расположение слов в словаре В. И. Даля и в других толковых словарях? Как дается толкование слов? Чем вам нравится этот словарь? В каком случае вы обратитесь к нему? Расскажите об этом на практическом занятии.

Задание 13. Составьте тезисы своего выступления перед работниками РОВД или прокуратуры на тему «Точность словоупотребления в речи юриста».


источники:

http://megalektsii.ru/s19471t4.html

http://studref.com/468105/ritorika/lingvisticheskie_terminy