Урок 10 класс синонимика русского языка лексические синонимы

Урок на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку в 10 классе + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте65.5 КБ
Приложение к уроку на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте51 КБ
Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте78 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2. и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов — мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? ( величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, ( Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

Урок русского языка в 10 классе с использованием ИКТ по теме «Синонимы, их употребление в речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Синонимы и их употребление

Тип урока: повторение с изучением нового элемента

Метод урока: проблемный

Повторить тему «синонимы и их употребления», дать новые знания по этой теме: типы синонимов; на примере текста показать функции синонимов.

— находить в тексте контекстуальные, стилистические и лексические синонимы;

— называть функции синонимов в тексте;

— развивать культуру устной и письменной речи;

— развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи синонимы.

-Что такое лексика?

-Что такое лексикология?

-Дайте определение понятию «слово»?

-Какие группы слов в лексике вы знаете?

Изучение нового материала

Ребята, в 5 классе вы уже сталкивались с темой «Лексика». Сегодня более подробно затроним тему « Синонимы и их употребление».

Итак, дайте определение понятию синонимы и приведите примеры?

Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Случай – событие – инцидент – происшествие

Бить баклуши- бездельничать

Посмотрите на эти групы слов. Что у них общего, что различного.? Как бы вы сгруппировали эти слова?

правда – истина выругать – отругать

приехать – прибыть заглавие – заголовок

тишина – молчание петь – распевать

по структуре слов синонимического ряда:

правда – истина выругать – отругать

приехать – прибыть заглавие – заголовок

тишина – молчание петь – распевать

Синонимы делятся на:

Как правило, слова-синонимы отличаются друг от друга. Иногда они могут отличаться оттенками значения.

1) ходить- бродить-шагать-шевствовать;

В первом примере глаголы, предавая одно действие, подчеркивают разный способ его.

Во- втором- разную степень интенсивности действия: оскорбить- «очень сильно обидеть».

точные синонимы (тождество значений) толкование 2-х слов совпадают;

2) неточные (квазисинонимы) – если они имеют в толковании большую общую часть, а часть толкования не совпадает.

а) самолет — аэроплан; летчик — авиатор; бегемот — гиппопотам;

б) каштановый, коричневый, карий; синий, голубой, лазурный, лазоревый; серый, пасмурный. Это точные синонимы.

Как вы думаете, какие синонимы называются не точными?

Для признания 2-х слов неточными синонимами (лексическими) необходимо и достаточно:

1)Чтобы они имели в словаре не полностью совпадающие толкования.

2)Чтобы они принадлежали к одной части речи.

Этим требованиям удовлетворяют следующие синонимы:

нести – тащить (ч-л тяжелое); отрывать – отдирать (отрывать с силой); кисть – гроздь; мыть – стирать; конвой – караул; вылупить – вытаращить (глаза ).

Поговорим о стилистических синонимах. Как вы думаете, какие синонимы называются стилистическими?

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления:

Должно быть, только на обильных кубанских просторах могла взойти женщина с такими огромными карими глазами , и которым больше подходит слово «очи ». (Гончаров)

Будут ли слова «Глаза» и «очи» являться стилистическими синонимами. Докажите? Какую функцию в тексте выплняют эти синонимы?

Как вы думаете, какие синонимы называются контекстуальными?

Слова, которые сближаются по значению только в условиях одного контекста, называются контекстуальными. В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются.

«Продавец шаров влетел в кондитерскую и попал в торты, его залепило сплошь белым кремом, имеющим прелестный розоватый оттенок. Поэт теперь мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовникза мраморную статую , прачка за гору мыльной пены , а шалун – за снежную бабу » ( Ю. Олеша «Три толстяка»);

Выделенные слова, по вашему мнению будут являться контекстуальными синонимами? Докажите? Доказать можно через семантику слов.

Синонимы могут образовывать синонимический ряд. Что такое синонимический ряд? Приведите примеры?

Все слова находящиеся в синонимических отношениях, объединяющиеся общностью значения, составляют синонимический ряд. В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи.

Колоссальный – громадный – огромный – большой

Поговорим о функция синонимов. Для чего в тексте автор использует синонимы?

Семантические функции синонимов:

б) замещение слова эквивалентными словосочетаниями

загудеть – дать гудок

победить – одержать победу

ударить – нанести удар

в)замещение слова фразеологизмом

обманывать – водить за нос

Замещение – исходная семантическая функция синонима. Замещение лежит в основе уточнения.

2. уточнения (связана с желанием говорящего или пишущего более четко выразить мысль).

товарищ, друг – общее – близкий человек – наибольшая степень близости, основанная на личных отношениях и интересах.

Стилистические функции синонимов:

1Стилистические синонимы в языке художественной литературы используются как изобразительное средство создания градации

Слайд 19. Посмотрите на текст. Найдите синонимы, определите тип синонимов и укажите их функцию (ии).

А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:
– Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей, марш.
(М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

А) Хотя почтмейстер был очень речист, но и тот, взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию, покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во всё время игры. Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: «Пошла, старая попадья!», если же король: «Пошел, тамбовский мужик!» Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения:
«А! была не была, не с чего, так с бубен!», или же просто восклицания: «черви! червоточина! пикенция!», или «пикендрас! пичурущух! пичура!» и даже просто: «пичук!» — названия, которыми перекрестили они масти в своем обществе.

Б) Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец, громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он одну сторону кузова кибитки, потом в другую. Потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова.

В) Оба приятеля, рассуждавшие о приятностях дружеской жизни, остались недвижимы, вперя друг в друга глаза, как те портреты, которые вешались в старину один против другого по обеим сторонам зеркала. Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо, стараясь высмотреть, не видно ли какой усмешки на губах его, не пошутил ли он; но ничего не было видно такого, напротив, лицо даже казалось степеннее обыкновенного; потом подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума, и со страхом посмотрел на него пристально.

Перед вами текст. Ваша задача найти в тексте синонимы и определить их тип и функции. Первый ряд берет под буквой А, второй ряд под буквой Б и третий ряд под буквой В. Время на выполнения задания 5 минут.

Подведение итогов и задание на дом

-Что нового было для вас на нашем сегодняшнем уроке?

-Есть ли у кого вопросы по новому материалу?

-На дом задание будет таким. Вам необходимо составить небольшой текст с использованием все типов синонимов. Текст может быть любой тематики.

Урок в 10-м классе с углублённым изучением русского языка по теме «Синонимическое богатство русского языка»

Цель: раскрыть понятие “синонимическое богатство русского языка”.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о синонимах;
  • выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию;
  • рассмотреть, как используют синонимическое богатство русского языка мастера художественного слова.

Использован учебник: Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий: 10-11 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-11 классы”. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

Методическое обоснование. Тема “Синонимы” знакома учащимся, они изучали ее в разделе “Лексикология” в 5-ом классе:

  • определение: синонимы (гр. synonymos – одноименный) — слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению;
  • понятие “синонимический ряд”;
  • роль синонимов в речи (делают нашу речь более точной, разнообразной, выразительной);
  • роль синонимов в тексте (помогают связывать части текста, позволяют избегать неоправданные повторы одного и того же слова);
  • контекстуальные (текстовые);
  • лексические и синтаксические синонимы (морской ветер — ветер с моря — синтаксические синонимы; говорить — выражаться — лексические синонимы);
  • синонимы: общеупотребительные, нейтральные в стилистическом отношении слова и стилистически окрашенные, эмоциональные, оценочные.

На уроках литературы и риторики дети узнали такие стилистические фигуры речи, как градация, амплификация, антитеза; такие тропы, как эпитеты (в т.ч. цветовые), перифраза.

Все эти знания будут необходимы на данном уроке.

На уроке учащиеся узнают о делении синонимов на следующие группы:

  • абсолютные;
  • идеографические;
  • контекстуальные;
  • однокоренные;
  • стилистические.

Также десятиклассникам будет дана краткая информация о морфологических и синтаксических синонимах.

Анализируя тексты мастеров слова, ученики систематизируют знания о выразительно-изобразительной функции синонимов, что позволит им самостоятельно отобрать тексты, где налицо использование синонимического богатства мастерами слова.

Дети должны не просто извлечь информацию, но главное – составить связный, убедительный, яркий ответ на тему “Синонимическое богатство русского языка”. Подобные уроки помогают детям грамотно анализировать тексты, составлять собственные.

ХОД УРОКА

I. Интеллектуальная разминка.

4-ое лишнее. Обосновать ответ.

Песенный, временный, утренний, лиственный.

Ответ: лишнее слово “утренний” (с точки зрения морфемики), т.к. оно имеет морфемный состав: C U y , остальные: C U U y

Весной, утром, шагом.

какое значение отличает эти слова друг от друга?

какое значение объединяет эти слова?

Ответ:

  • грамматическое: все слова — наречия;
  • имеют одинаковый морфемный состав: C ^ с какой частью речи наблюдается этимологическая связь?

Ответ: с существительными: ранней весной, солнечным утром, вольным шагом.

Дополнение учителя: переход частей речи в разряд наречий называется адвербиализацией (запись слова и значения в индивидуальный словарь, который ведет каждый ученик).

Методическое пояснение: интеллектуальные игры помогают в подготовке детей к олимпиадам, учат грамотно, с научной точки зрения обосновывать свой ответ.

Индивидуальное задание (в тот момент, когда идет интеллектуальная разминка, один ученик работает у доски, после выполнения им задания он включается в работу класса).

Безверье вера (приставочно-суффиксальный).

Транскрипция: [ б? и э зв? эр? й? ь]

По окончании интеллектуальной разминки проверка индивидуальной работы.

Вопрос: что произошло на конце слова?

Задание: дайте объяснение данного термина.

Ответ: ослабление артикуляции звука и изменение его звучания.

II. Проверка домашнего задания.

Дома учащиеся должны были:

познакомиться с написанием и лексическим значением следующих слов: аббревиация, артикуляция, аффикс, префикс, редукция (использование словаря лингвистических терминов);

выборочный анализ текста: задание 241 (В.В. Бабайцева. Русский язык. Сборник заданий. 10-11 классы):

  • выразительное чтение;
  • тема, тип речи (с доказательством), стиль речи (без доказательства);
  • найти предложения со сравнением, определить вид сравнительной конструкции (придаточное предложение или обстоятельство);
  • выписать синонимы, обозначающие красный цвет, уточнить значение каждого цвета (использование толкового словаря);
  • назвать другие синонимы (самые яркие), выявить их значение.

Первое задание позволит детям повторить термины (тема предыдущего урока), их характерный признак и, следовательно, отличие терминов от синонимов.

Второе задание непосредственно связано с темой урока.

Под диктовку учителя дети пишут слова, произносят по слогам и дают лексическое толкование.

Аббревиация (от лат. сокращаю) — способ образования слов от других слов или словосочетаний;

Артикуляция (членораздельно выговаривать) — работа органов речи, направленная на производство звуков;

Аффикс — служебная морфема, общее название всех морфем, за исключением корня;

Префикс (прикрепленное впереди) — приставка;

Редукция (объяснение см. выше).

Вопрос: Что объединяет все эти слова?

Ответ: это термины — лексика, ограниченная в употреблении.

Вопрос: Какой характерный признак терминов?

Задание 241. (текст представляю полностью: отрывок из очерка М. Горького “Пожары”).

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и при ярком движении их хорошо видно, как затейливо курятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев.

Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и вдруг, подняв острую морду, озирался — что схватить? Или вдруг являлся сверкающий, пламенный медведь-овсяник и полз по земле на животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в красную огромную пасть.

Выбегала из леса толпа маленьких человечков в желтых колпаках, а вдали, в дыму, за ними, шел кто-то высокий, как мачтовая сосна, дымный, темный, шел, размахивая красной хоругвью, и свистел. Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса красный ком, весь в огненных иглах, как еж, и сзади его машет по воздуху дымный хвост. И по всем стволам на опушке леса ползают огненные черви, золотые муравьи, летают, ослепительно сверкая, красные жуки.

Задания по тексту:

Прочитайте текст выразительно.

Определите тему текста.

Ответ: Ночной пожар в лесу.

Определите тип речи, докажите.

Ответ: 1) В тексте говорится о признаках ночного пожара в лесу. 2) Ко всему тексту можно поставить вопрос: каково вокруг? 3) Текст можно сфотографировать в одном кадре.

Следовательно, тип речи — описание состояния среды. Язык текста соответствует данному типу речи: частое употребление прилагательных, широкое использование выразительно-изобразительных средств языка: метафор (“мохнатые звери”, “фигуры огня”, “рыжий медведь”, “обнимает ветви . мохнатым объятием багровых лап”, “осыпая хвою дождем золотых искр”, “зверь”, “зажглись голубые свечи”, “бегут пурпуровые мыши”, “сотни огненных муравьев”, “пламенный медведь — овсяник”, “толпа маленьких человечков в желтых колпаках” и др. — речь идет об огне), эпитетов, сравнений (об этом позже) и др.

Глаголы в данном описании выступают в форме несов. вида настоящего и прошедшего времени, формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости.

Определите стиль текста (без доказательства).

Ответ: художественный стиль.

Найдите предложения со сравнением. Определите вид сравнительной конструкции: придаточное предложение или обстоятельство?

Ответ: придаточные предложения:

. и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (Предмет сравнения: лес во время пожара, образ сравнения: тысячи собак; признак сходства: хруст леса во время пожара — собаки грызут кость). Далее можно без пояснения.

Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись, точно кошка на охоте за птицей . (придаточное предложение — неполное предложение: пропуск сказуемого “выползала”)

. ловкими обезьянами лезли вверх . (сравнение в форме творительного падежа)

. шел кто — то высокий, как мачтовая сосна .

Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса красный ком, весь в огненных иглах, как еж . и др.

На доске тема “Синонимическое богатство русского языка”.

Продолжаем беседу, опираясь на знания учащихся, домашний текст и дополнительные сведения о синонимах, имеющиеся на печатных листах, полученных каждым учащимся. Весь раздаточный материал выдан детям для использования при написании ответа на вопрос билета.

Учитель: Работая над текстом, вы должны были выполнить, кроме предыдущих, еще задания: повторить сведения о синонимах, найти в тексте синонимы, обозначающие красный цвет, определить, чем отличаются эти синонимы по значению, какова их роль.

Дайте определение синонимов.

Ответ: Синонимы — слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (красный, багровый).

В раздаточном материале имеются следующие сведения:

1-ая карточка. Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет. Первый синонимический словарь вышел в 1783 году, автор — Д. И. Фонвизин. Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии.

Словари синонимов:

  1. “Словарь синонимов русского языка” под редакцией Л.А. Чешко. Автор З.Е. Александрова (1968, 1986).
  2. “Словарь синонимов русского языка” под редакцией А. П. Евгеньевой (1970) (2 тома).
  3. “Словарь синонимов. Справочное пособие” под редакцией А. П. Евгеньевой (1975).

(Пояснение: первые сведения представляет детям учитель, материал остается у них. Кроме раздаточного материала, у детей остаются записи, сделанные ими самостоятельно по ходу урока, необходимые для написания билета).

I. Группы лексических синонимов:

  • абсолютные (языкознание — лингвистика);
  • идеографические (отличаются оттенками значения: робкий, боязливый, трусливый, несмелый);
  • контекстуальные (текстовые) (гордый, храбрый вид);
  • однокоренные (синонимичный — синонимический);
  • стилистические (лицо — рожа).

По ходу знакомства со второй карточкой, которая также остается у учащихся, предлагаю следующие задания детям:

Подобрать синонимы к словам (слова на доске)

эвфония(благозвучие)
полисиндетон(многосоюзие)
асиндетон(бессоюзие)
антитеза(противопоставление)
анафора(единоначатие)
эпифора(единоокончание)

Вопрос: к какой группе синонимов относятся данные слова? (абсолютные)

Какую роль играют синонимы в данном случае? (дают лексическое толкование слов).

Морфологические синонимы:(образуются при взаимодействии разговорного и книжных стилей речи)

разговорные формы существительных с нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа вытесняют формы на — ов:

без погонов — без погонy

сто граммов — сто граммy

книжные формы (чашка чая , много народа) теснят разговорные формы (чашка чаю , много народу)

полные формы прилагательного в функции сказуемого вытесняют краткие: книга интересная — книга интересна.

Но есть случаи, когда полная и краткая формы не образуют синонимических пар:

а) Ты, Машка, злая. (полная форма смягчает оценку)

Ты зла. (более категоричный признак)

Ребенок оченьДедушка еще
живой (подвижный)жив

простая форма сравнительной степени прилагательного допустима во всех стилях речи, а сложная форма свойственна в основном книжной (научной и деловой) речи; (смелей — более смелый), простая форма превосходной степени оценивается как книжная, а сложная — более нейтральна (высочайший — выше всех)

в словосочетании: варенье из черники — черничное варенье;

в простом предложении:

двусоставныеодносоставные (б/л)
Пахнет сирень.Пахнет сиренью.
о/лб/л
Всех не переспоришь.Всех не переспорить.
воскл.невоскл.

Кто не знает Пушкина?! — Все знают Пушкина.

в сложном предложении:

Дует ураганный ветер — выйти невозможно.

Выйти невозможно: дует ураганный ветер.

Дует ураганный ветер, и выйти невозможно.

Выйти невозможно, потому что дует ураганный ветер.

Дует ураганный ветер, так что выйти невозможно.

Синонимы — простое и сложное предложения:

Пережитое не прошло даром. — То, что я пережил, не прошло даром.

Синонимы — причастные, деепричастные обороты и придаточные предложения:

Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча. — Когда Тоня проводила товарищей, она долго стояла молча.

Синонимы, различающиеся способами передачи чужой речи:

Алеша сказал, что болен.

Алеша сказал: “Я болен”.

Пояснение: данный материал на уроке очень кратко сообщается; учащиеся 10 класса способны самостоятельно усвоить данную информацию дома.

Обращаемся к домашнему тексту.

Задание: Назовите синонимы, обозначающие красный цвет.

Ответ:

  • красные звери
  • рыжий медведь
  • огненная шерсть
  • багровые лапы
  • огненные муравьи
  • пламенный медведь — овсяник (медведь, истребляющий овес на полях)
  • пурпуровые мыши
  • красная пасть
  • красной хоругвью (хоругвь — войсковое знамя)
  • красный ком
  • огненные иглы
  • огненные черви
  • красные жуки
  • “красный” — 5 раз
  • “огненный” — 4 раза.

Задание: Уточните значение каждого цвета.

Ответ:

  • рыжий — красно-желтый;
  • огненный — цвет огня, красный (искрящийся);
  • багровый — красный густого, темного оттенка;
  • пламенный — цвет огня (оттенок возвышенности, это цветовой эпитет)

[Задание: приведите пример, чтобы слово “пламенный”стало метафорическим эпитетом.
Ответ: пламенная любовь (сильная, страстная, горячая,
пылкая)].

  • пурпуровый — темно- или ярко-красный (однокоренной синоним — пурпурный).

Вопрос: синонимы образуют гнезда или ряды. Какое слово из данного синонимического ряда будет опорным?

Ответ: Красный. Недаром оно повторяется 5 раз. Слово “огненный” тоже повторяется 5 раз, так как описывается картина пожара. Поэтому повтор в тексте вполне оправдан.

Вопрос: Какую функцию выполняют данные синонимы?

Ответ: Являются цветовыми эпитетами; вместе с существительными образуют метафоры: “красные звери”, “рыжий медведь” и т. д.

Синонимы-прилагательные помогают создать яркий, поэтический образ пожара. Кроме того, оттенки красного цвета позволяют более точно нарисовать предмет, избежать неоправданных повторов.

Нагнетание в тексте синонимических тропов создает такую стилистическую фигуру, как амплификация.

Вопрос: Назовите еще самые яркие, на ваш взгляд, синонимы. Определите их роль.

Они (мохнатые звери) . свистели, гудели, ухали .

Свистеть — издавать свист (резкий высокий звук).

Гудеть — издавать длительный, однотонный звук.

Ухать — издавать громкий, низкий и отрывистый звук.

Синонимы передают звуки, которые слышатся в ночном лесу во время пожара.

Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись (украдкой, тихо, скрытно) — прием градации — расположение ряда слов в порядке нарастания (убывания) их смыслового и эмоционального значения (в данном случае нарастания)

. шел кто — то высокий . дымный, темный . (градация)

. на черных, голых ветвях (контекстуальные синонимы) и др.

Учитель: Продолжаем рассматривать, как мастера слова используют синонимы в своих произведениях.

Раздаточный материал (тексты набраны для каждого учащегося, их они могут использовать при составлении ответа на тему “Синонимическое богатство русского языка”).

Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании. (И. А. Бунин. Митина любовь.)

Уста и губы — суть их не одна.
И очи — вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим — глубокие тарелки.
А. Марков.

Задание: Найдите синонимы в первом и втором текстах. Какая стилистическая фигура построена на синонимах?

Ответ: 1) не жил — а существовал;

уста — губы; очи — гляделки.

Стилистическая фигура — антитеза (со — или противопоставление контрастных понятий, положений, образов).

Учитель: Синонимы могут в тексте противопоставляться и сопоставляться, если автор хочет обратить внимание именно на те оттенки значений, которыми отличаются эти близкие по смыслу слова. Чтобы научиться использовать синонимическое богатство русского языка, необходимо помнить, что важно не столько то, что объединяет синонимы, сколько то, что их разъединяет.

Обратимся к заданию 245 учебника.

Д. И. Фонвизин оставил нам “Опыт российского сословника”, в котором он дает образцы тончайшего толкования различий между синонимами. Так, он пишет о словах “робкий” и “трусливый”: “Робкий бежит назад, трусливый нейдет вперед; робкий не защищается, трусливый не нападает. Нельзя надеяться ни на сопротивление робкого, ни на помощь трусливого”.

Вопрос: Какие чувства вызывают у вас робкий человек и трусливый?

Ответ: Робкий вызывает чувство жалости, трусливый — презрения.

Вставьте вместо точек слово из скобок. Мотивируйте свой выбор.

Слышалось (грустное, печальное) пение детских голосов, это из улицы выходила похоронная процессия (А. Н. Толстой).

Вот и старушку — то мою с (грустным, печальным) чувством припоминаю теперь! (Ф. Достоевский).

Ответ: В первом предложении: “печальное пение”, во втором: “с грустным чувством”. Слово “печаль” вызывает чувство сожаления.

Учитель: Для писателей использование синонимов — одна из сложных проблем — “муки слова”: предстоит найти единственное, точное слово.

Задание: Выбрать, на ваш взгляд, самое точное слово, объяснить пропущенную орфограмму и расставить знаки препинания, графически объяснить. Из какого произведения взято предложение, о ком говорится?

У каждого на парте карточка с предложением.

Его (грязные, запачка. ые) перчатки казались нарочно сшитыми по его (маленькой, небольшой) аристократической руке и когда он снял одну перчатку то я был удивлен худобой его (бледных, белых, бескровных) пальцев.

Ответ: Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова, повесть “Максим Максимыч”. Портрет Печорина (через восприятие Максима Максимыча).

Его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев.

Объяснение выбора слов: Печорин — аристократ, всегда аккуратен, поэтому слово “грязные” неуместно; слово “запачканные” обозначает временный признак (обстоятельства жизни).

Аристократическая рука — маленькая (оттенок изысканности, утонченности).

Пальцы бледные, так как их просто не коснулось солнце, но они еще и слабые (“удивлен худобой”).

сложное синтаксическое целое, состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью. I ая часть — простое предложение, II ая — сложноподчиненное с придаточным времени.

Учитель: Слово производит эстетическое впечатление тогда, когда в художественной речи соответствует идейной направленности произведения, способствует благозвучию фразы.

Задание: Карточка с текстом.

К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин (хандра).

Вопрос: Из какого произведения, кто автор?

Ответ: А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

Задание: Выписать синонимичные слова и словосочетания. Что отражает данный подбор синонимов?

Ответ:

  • непорочны — благочестия полны;
  • величавы — неприступны;
  • умны — осмотрительны.

Данный подбор синонимов отражает последовательное движение мысли поэта при создании образа чопорной светской дамы.

Во время сессии трудно приходится тем студентам, у которых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.

Задание: Найдите синонимы. Уместно ли здесь их употребление?

Ответ: пропуски — прогулы; пробелы — недоработки.

В данном случае неумелое использование синонимов порождает речевую избыточность. Проще сказать: Во время сессии трудно приходится студентам, которые пропускали занятия и не усвоили тех или иных разделов программы.

Учитель: Использование нескольких синонимов подряд лишь тогда эстетически оправдано, когда каждый новый синоним уточняет, обогащает значение предыдущего или вносит иные оттенки экспрессивной окраски.

Например, В. Г. Белинский о стихах А. С. Пушкина:

“Все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен и мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря”.

Вопрос: Какова роль синонимов в речи?

  1. С помощью подбора синонимов можно объяснить лексическое значение слова.
  2. Делают речь более точной, выразительной, позволяют избежать неоправданных повторов, связать части текста.
  3. На основе синонимов строятся такие средства, как эпитеты, метафоры, градация, амплификация, антитеза.
  4. Правильное, умелое употребление синонимов помогает понять идею произведения, авторскую позицию.

V. Домашнее задание.

Подготовить рассказ на тему “Синонимическое богатство русского языка”, используя материалы с урока.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-10-klasse-po-teme-sinonimy-ih-upotreblenie-v-rechi-4508187.html

http://urok.1sept.ru/articles/413916