В чем особенность правописания собственных существительных

Правописание собственных существительных

Мы уже знаем, что имена собственные называют единичный предмет, тем самым выделяя его из группы одинаковых предметов. Именно поэтому имена собственные пишутся с заглавной буквы.

К собственным существительным относятся:

  • Фамилии, имена, отчества
  • Имена сказочных персонажей
  • Клички животных
  • Географические названия
  • Названия книг и журналов

У каждой книги или журнала есть название. Названия книг и журналов – это тоже имена собственные. Для записи названия книг и журналов есть специальный знак, который называется «кавычки».

Запомните правило: названия книг и журналов пишутся в кавычках и с заглавной буквы.

Вставьте, где необходимо, кавычки.

Летом я прочитал сказку В. Бианки Мышонок Пик.

В журнале Мурзилка много головоломок.

Бабушка подарила мне книгу Волшебное слово.

Проверим: «Мышонок Пик», «Мурзилка», «Волшебное слово» – это названия книг и журналов, поэтому они пишутся с заглавной буквы и в кавычках.

В каждой сказке нам не обойтись без сказочных героев. Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому они тоже пишутся с заглавной буквы.

К именам собственным относятся также географические названия:

— Названия городов (Москва, Киев, Мурманск)

— Названия государств (Россия, Украина, Китай)

— Названия рек, озёр, морей, океанов (Нева, Байкал, Чёрное море, Тихий океан)

— Названия материков, частей света, гор, равнин (Африка, Эльбрус)

— Названия улиц, площадей (улица Строителей, площадь Победы)

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Какими особенностями правописания отличаются собственные существительные

Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные. Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной бук­вы, нари­ца­тель­ные — со строчной.

Узнаем, что такое соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные суще­стви­тель­ные в рус­ском языке.

Имена суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты (руч­ка, стол, дос­ка), их состав­ные части (дно, крыш­ка, нож­ка), живых существ (лось, кош­ка, малыш, Витя, Степановна), дей­ствия и состо­я­ния (ходь­ба, бег, болезнь, удив­ле­ние), свой­ства и коли­че­ства в отвле­че­нии от их носи­те­ля (дол­го­та, шири­на, вес).

Имена суще­стви­тель­ные обла­да­ют обобщенно-предметным зна­че­ни­ем. В свя­зи с этим они делят­ся на нари­ца­тель­ные и соб­ствен­ные.

Нарицательные имена существительные

Примеры:

Для боль­шин­ства нари­ца­тель­ных имен суще­стви­тель­ных харак­тер­но изме­не­ние по числам:

Но суще­ству­ют име­на нари­ца­тель­ные, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го ((тем­но­та, пла­мя) или мно­же­ствен­но­го чис­ла ( брю­ки, граб­ли, кани­ку­лы).

Собственные имена существительные

Например, име­нем нари­ца­тель­ным явля­ет­ся сло­во «бит­ва», а наиме­но­ва­ние «Бородино» явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным, кото­рое назы­ва­ет извест­ное исто­ри­че­ское сражение.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным принадлежат

  • фами­лии, име­на, отче­ства, псев­до­ни­мы, про­зви­ща людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват,Косой, Сорока);
  • назва­ния гео­гра­фи­че­ских и аст­ро­но­ми­че­ских объ­ек­тов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
  • име­на божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
  • клич­ки живот­ных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
  • назва­ния госу­дарств, горо­дов, посел­ков, дере­вень, рай­о­нов и про­чих адми­ни­стра­тив­ных еди­ниц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, посе­лок Глубокое,дерев­ня Березино,Первомайский рай­он);
  • назва­ния исто­ри­че­ских собы­тий, эпох (Древний Египет, эпо­ха Возрождения,Новгородская Русь);
  • назва­ния тор­жеств и празд­ни­ков (День Победы, 1 Мая, День при­ми­ре­ния и согла­сия);
  • назва­ния пред­при­я­тий, ком­па­ний, тор­го­вых цен­тров, мага­зи­нов и пр. (завод «Луч», ком­па­ния«Электросила», тор­го­вый центр «Галилео», мага­зин » Матрёшка»);
  • назва­ния книг, газет, жур­на­лов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.

Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной (боль­шой) бук­вы, чем они кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от имен нари­ца­тель­ных, то есть фак­ти­че­ски про­пис­ная бук­ва явля­ет­ся гра­фи­че­ским спо­со­бом выде­ле­ния инди­ви­ду­аль­ных назва­ний — имен соб­ствен­ных, например:

Особенности собственных и нарицательных существительных

Любое имя нари­ца­тель­ное или соче­та­ние слов, исполь­зо­ван­ное в каче­стве назва­ния, ста­но­вит­ся име­нем соб­ствен­ным, например:

  • побе­да — пло­щадь Победы;
  • шарик — собач­ка Шарик;
  • мед­ве­ди­ца — созвез­дие Большая Медведица;
  • оре­шек — озе­ро Орешек.

Существует и обрат­ный про­цесс, когда име­на соб­ствен­ные ста­но­вят­ся нари­ца­тель­ны­ми, например:

  • Ампер¹ — это фами­лия фран­цуз­ско­го физика;
  • ампе­р² — еди­ни­ца изме­ре­ния силы тока, назван­ная его именем.
  • Геркулес¹ — имя древ­не­гре­че­ско­го мифи­че­ско­го героя, обла­да­ю­ще­го неве­ро­ят­ной силой;
  • гер­ку­лес² — овся­ная крупа.
  • Кольт¹ — фами­лия изобретателя;
  • коль­т² — вид ору­жия, назван­ный его именем.
  • Рентген¹ — немец­кий физик, открыв­ший неви­ди­мые лучи, кото­рые назва­ны в честь пер­во­от­кры­ва­те­ля нари­ца­тель­ным суще­стви­тель­ным «рент­ген²».

Именами нари­ца­тель­ны­ми ста­ли суще­стви­тель­ные, обо­зна­чив­шие целый класс одно­род­ных пред­ме­тов или явлений:

Некоторые суще­стви­тель­ные в зави­си­мо­сти от рече­вой ситу­а­ции могут быть как нари­ца­тель­ны­ми, так и име­на­ми соб­ствен­ны­ми, напри­мер: «солн­це», «зем­ля», «луна», «роди­на».

Примеры

Впрочем, круп­ней­шие мыс­ли­те­ли древ­но­сти пони­ма­ли, что звезд­ное небо, Солнце и Луна — это нечто боль­шее, чем уве­ли­чен­ное подо­бие пла­не­та­рия (Х. Хабер).

Краешек солн­ца еще све­тил­ся над лесом, но в кустах уже густе­ли сумер­ки (Н. Сладков).

…была осень, луна над голо­вой, и еще отто­го, навер­ное, что во мне зву­ча­ла музы­ка о неис­тре­би­мой люб­ви к родине (В. Астафьев).

Руки чело­ве­ка, под­чи­ня­ясь его воле и разу­му, пре­вра­ти­ли дикие зем­ли в бога­тые поля, заста­ви­ли яблоню-дикарку при­но­сить слад­кие пло­ды (В. Катаев).

Выяснилось, что боль­шин­ство звезд небо­сво­да ока­за­лись во мно­го раз боль­ше Земли (Х. Хабер).

Если име­на нари­ца­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла (семья — семьи, дом — дома), то име­на соб­ствен­ные име­ют, как пра­ви­ло, фор­му толь­ко един­ствен­но­го или фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа.

Сравним:

Видеоурок

Что такое собственные и нарицательные имена существительные

Имена существительные (ИС) – самая многочисленная часть речи русского языка, отвечающая на вопросы Кто? Что? и называющая предметы, явления, понятия и т.д. ИС бывают склоняемыми и несклоняемыми, собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. По способу называния объекта бывают нарицательные (пишутся со строчной буквы) и собственные существительные (всегда с заглавной, иногда – в кавычках). В школьной программе 2 класса собственные и нарицательные имена существительные изучаются впервые.

Что такое имя нарицательное

Именами нарицательными называются наименования вещей, явлений и живых существ одного типа.

Например, стол, человек, собака, радость, дождь. В тексте они всегда написаны со строчной литеры, если только перед ними нет точки.

В зависимости от значения, различают 4 категории имен нарицательных:

  1. Конкретные называют все, что нас окружает, они осязаемы, их можно потрогать. Например, дерево, газета, мальчик, кошка, солнце, дом, яблоко, ручка, тетрадь, река, горы.
  2. Отвлеченные, или абстрактные, существительные указывают на неосязаемые явления, которые нельзя потрогать, но можно почувствовать. Это такие слова как любовь, страх, радость, невесомость, досада, притяжение, неизвестность.
  3. Собирательными обозначают совокупность подобных объектов, воспринимаемых как нечто единое: листва, осинник, молодежь, крестьянство, детвора. Такие слова имеют неполную числовую парадигму, их нельзя поставить во множественное число.
  4. Вещественные существительные называют:
    – ягоды, овощи и злаки (клубника, малина, морковь, фасоль, пшеница, рис);
    – продукты питания (сахар, соль, сливки, масло, варенье);
    – металлы и другие элементы (золото, железо, кальций);
    – жидкие, твердые и сыпучие вещества (песок, кожа, вода);
    – полезные ископаемые (нефть, газ, уголь);
    – ткани (лен, атлас, синтепон).

Существительные этого разряда по числам не склоняются и имеют только форму единственного (сыворотка, глина, серебро) или множественного (сливки, опилки) числа.

Что такое имена собственные

Собственными называют имена существительные, которые выделяют среди объектов одного типа уникальный и называют его.

Они пишутся с большой буквы в любом месте предложения и включают следующие семантические группы:

  • фамилии, имена и отчества людей, их псевдонимы (Сергей Николаевич Скворцов, Наташа Ростова, Максим Горький);
  • названия государств, городов, улиц, рек, океанов, гор (Москва, Россия, улица Строителей, поселок Давыдовка, Волга, Альпы);
  • названия космических тел (Земля, Луна, Солнце, созвездие Ориона);
  • прозвища животных (Барсик, Шарик, Мурка, Кеша);
  • названия праздников (День рождения, Рождество, День победы);
  • наименования исторических событий (Вторая Мировая война, Октябрьская революция);
  • названия книг, картин, музыкальных произведений, журналов, магазинов, компаний («Дюймовочка», «Известия», магазин «Столичный»);
  • названия транспортных средств (теплоход «Иван Светлов», спутник «Союз», поезд «Сапсан»).

Правописание и грамматические особенности имен собственных и нарицательных

У имен нарицательных и собственных есть различия не только семантические, но и грамматические.

Первое правило правописания для имен существительных: нарицательные нужно писать со строчной буквы, а собственные – с большой.

Основная часть имен нарицательных склоняется по числам. Например, рука – руки, ложка – ложки, корова – коровы. Имена собственные, за редким исключением, не склоняются и употребляются в единственном числе (Петров, Енисей, Екатеринбург, Франция). Имена собственные используются во множественном числе в следующих случаях:

  • изначально имели форму множественного числа (Альпы, Филиппины);
  • обозначают разные объекты с одинаковым названием, Таня – две Тани в классе, Соколов – семья Соколовых, Северная Корея – обе Кореи;
  • стали нарицательными, называя однородные объекты, отражающие основную черту владельца имени, к примеру, молчалины, наполеоны, плюшкины.

Собственными существительными могут быть не только отдельные слова, но и целые предложения. В основном, это названия литературных произведений («Как закалялась сталь»), компаний (фабрика «Красный октябрь»).

Еще одна особенность имен собственных – использование кавычек в определенных случаях. Когда слово или фраза используется в прямом значении, кавычки не нужны (Большой театр, Центральная библиотека). В кавычки заключаются только условные наименования (роман «Война и мир», кафе «Золото», театр «Современник»).

Переход имен собственных в нарицательные и наоборот

Собственным именам существительным свойственно становиться нарицательными и наоборот. Когда имя нарицательное становится названием единственного в своем роде предмета или явления и выделяется среди других однородных, оно становится собственным. Например, магазин «Брусничка», собака Пушок, город Орел.

При переходе частично сохраняется значение имени нарицательного. К примеру, по кличке собаки Пушок можно предположить, что она пушистая.

Собственные существительные становятся нарицательными, когда называют предметы и явления одного рода. Многие открытия получили имена своих исследователей, например, кольт, ампер. Еще один вариант перехода – когда кто-то проявляет ярко выраженные черты известной личности или литературного героя, его называют именем персонажа, которое пишется в этом случае со строчной буквы. Примеры перехода собственных существительных в нарицательные: Нарцисс означает самовлюбленность, Молчалин – подхалимство и беспринципность, Геркулес – силу. Некоторые слова так давно перешли в разряд нарицательных, что о первоначальном значении давно забыли. Это меценат, галифе, пломбир, панама, вокзал.

Имена собственные в русском языке: классификация и функции

В составе любого языка имя собственное занимает важное место. Появилось оно в далекие времена, когда люди стали понимать и дифференцировать предметы, что потребовало присвоения им отдельных названий. Обозначение объектов происходило, опираясь на его отличительные признаки или функции для того, чтобы название содержало данные о предмете в символическом или фактическом виде. С течением времени, имена собственные стали предметом интереса в различных областях: географии, литературе, психологии, истории и конечно же, лингвистике.

Самобытность и содержательность изучаемого явления привели к возникновению науки об имени собственном — ономастики.

Определение понятия

Имя собственное — это существительное, которое называет предмет или явление в конкретном смысле, отличая его от других схожих ему предметов или явлений, выделяя их из группы однородных понятий.

Важный признак этого имени состоит в том, что оно связано с называемым объектом, несет информацию о нем, не затрагивая понятие. Их пишут с заглавной буквы, и иногда названия берут в кавычки (Мариинский театр, автомобиль «Пежо», пьеса «Ромео и Джульетта»).

Употребляются имена собственные, или онимы, в единственном либо во множественном числе. Множественное число проявляется в случаях, когда несколько предметов имеют сходные обозначения. Например, семья Сидоровых, однофамильцы Ивановы.

Функции имен собственных

Имена собственные, как единицы языка, выполняют различные функции:

  1. Номинативная — присваивание имен предметам или явлениям.
  2. Идентифицирующая — выделение конкретного предмета из множества.
  3. Дифференцирующая — отличие объекта от однородных ему внутри одного класса.
  4. Экспрессивно-эмоциональная функция — выражение положительного или отрицательного отношения к объекту номинации.
  5. Коммуникативная — номинация лица, предмета или явления во время общения.
  6. Дейктическая — указание на предмет, в момент произнесения его названия.

Классификация онимов

Собственные имена во всем своем своеобразии подразделяются на множество типов:

  1. Антропонимы — имена людей:
  • имя (Иван, Алексей, Ольга);
  • фамилия (Сидоров, Иванов, Брежнев);
  • отчество (Викторович, Александровна);
  • прозвище (Серый — для имени Сергей, Хромой — по внешнему признаку);
  • псевдоним (Владимир Ильич Ульянов — Ленин, Иосиф Виссарионович Джугашвили — Сталин).

2. Топонимы — географические названия:

  • ойконимы — населенные пункты (Москва, Берлин, Токио);
  • гидронимы — реки (Дунай, Сена, Амазонка);
  • оронимы — горы (Альпы, Анды, Карпаты);
  • хоронимы — большие пространства, страны, области (Япония, Сибирь).

3. Зоонимы — клички животных (Мурка, Шарик, Кеша).

4. Документонимы — акты, законы (закон Архимеда, Пакт мира).

5. Другие названия:

  • теле- и радиопередачи («Синяя птица», «Время»);
  • средства передвижения («Титаник», «Волга»);
  • периодика (журнал «Космополитен», газета «Таймс»);
  • литературные произведения («Война и мир», «Бесприданница»);
  • названия праздников (Пасха, Рождество Христово);
  • торговые марки («Пепси», «Макдональдс»);
  • организации, предприятия, коллективы (группа «Абба», Большой театр);
  • стихийные явления (ураган «Хосе»).

Связь имен нарицательных с именами собственными

Говоря об имени собственном нельзя не упомянуть имя нарицательное. Различают их по объекту номинации.

Так, имя нарицательное, или аппелятив, называет предметы, лица или явления, которые имеют один или несколько общих признаков и представляют собой отдельную категорию.

  • кошка, река, страна — имя нарицательное;
  • кошка Мурка, река Обь, страна Колумбия — имя собственное.

Отличия имен собственных от нарицательных, также представляют большой интерес в научных кругах. Этот вопрос изучали такие языковеды, как Н. В. Подольская, А. В. Суперанская, Л. В. Щерба, А. А. Уфимцева, А. А. Реформатский и многие другие. Исследователи рассматривают эти явления с разных сторон, приходя, иногда, к противоречивым результатам. Несмотря на это, выделяют специфические признаки онимов:

  1. Онимы называют предметы внутри класса, тогда как нарицательные имена — сам класс.
  2. Имя собственное присваивают отдельному предмету, а не множеству, к которому он принадлежит, несмотря на общие черты, характерные для этого множества.
  3. Объект номинации всегда конкретно определен.
  4. Хотя и имена собственные, и нарицательные связаны рамками номинативной функции, первые — только называют объекты, тогда как вторые еще и выделяют понятие о них.
  5. Онимы являются производными от аппелятивов.

Иногда имена собственные могут преобразовываться в имена нарицательные. Процесс преобразования онима в имя нарицательное называют аппелятивация, а обратное действие — онимизацией.

Благодаря этому, слова наполняются новыми оттенками смысла и раздвигают рамки своего значения. Например, собственное имя создателя пистолета С. Кольта стало нарицательным и часто в речи «кольт» употребляется для номинации этого вида огнестрельного оружия.

В качестве примера аппелятивации можно привести переход имени нарицательного «земля» в значении «почва», «суша», в оним «Земля» — «планета». Таким образом, используя имя нарицательное как название чего-либо, оно может стать онимом (революция — площадь Революции).

Кроме того, часто нарицательными становятся имена литературных героев. Так, в честь героя одноименного произведения И. А. Гончарова, Обломова, возник термин «обломовщина», которым обозначают бездеятельное поведение.

Особенности перевода

Особую сложность представляет перевод имен собственных, как на русский язык, так и с русского на иностранные языки.

Перевод онимов невозможно совершить, опираясь на смысловое значение. Его проводят с использованием:

  • транскрипции (запись переводимого кириллицей с удерживанием исходного звукового ряда);
  • транслитерации (соотнесение букв русского языка с иностранными при помощи специальной таблицы);
  • транспозиции (когда отличающиеся по форме онимы имеют одинаковое происхождение, например, имя Михаил в русском языке, и Михайло в украинском).

Транслитерация считается наименее используемым способом перевода онимов. К ней прибегают в случае оформления международных документов, загранпаспортов.

Некорректный перевод может стать причиной дезинформации и неправильного толкования смысла сказанного или написанного. При переводе следует придерживаться нескольких принципов:

  1. Использовать справочные материалы (энциклопедии, атласы, справочники) для уточнения слов;
  2. Стараться сделать перевод, опираясь на как можно более точный вариант произношения или смысла названия;
  3. Пользоваться правилами транслитерации и транскрипции для перевода онимов с исходного языка.

Подводя итог можно сказать, что онимы отличаются богатством и разнообразием. Своеобразие типов и обширная система функций характеризуют их, а следовательно, ономастику, как важнейшую отрасль лингвистического знания. Имена собственные обогащают, наполняют, развивают русский язык, поддерживают интерес к его изучению.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое имя собственное.

О нарицательных и собственных именах существительных вы узнаете из этого видео.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

Предмет: Русский язык

Дата: 08.10.2019 г.

УМК: «Школа России»

Тема урока : «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»

— продолжить знакомство с именем существительным как частью речи;

— познакомить обучающихся с собственными и нарицательными именами существительными, научиться их различать.

— развивать память, умение работать в парах и группах;

— способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы.

— воспитывать дружеские отношения в коллективе;

— прививать интерес к родному языку.

1. Предметные результаты:

— уметь отличать имена существительные собственные от имен нарицательных;

— уметь правильно записывать имена собственные и нарицательные.

2. Метапредметные результаты:

— извлекать новые знания из учебника;

— наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные.

— определять и формулировать цели урока с помощью учителя;

— осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самопроверку.

— учитывать разные точки зрения одноклассников;

— договариваться и приходить к общему решению проблемы;

— строить развернутое речевое высказывание.

3. Личностные результаты:

— проявлять интерес к новым знаниям;

— осознавать личную и коллективную успешность в ходе изучения темы.

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология группового обучения.

Оборудование : учебник, тетради, карточки, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

I . Мотивация к деятельности.

1. Приветствие учащихся.

— Ребята, придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро» — солнцу и птицам!
«Доброе утро» — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера.

— Давайте хором скажем друг другу: «Доброе утро!» (Три-четыре!)

2. Проверка готовности к уроку.

— Друзья мои, помните:

Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать. Примите правильную позу за партой так, как показано на плакате.

— Быть должны у вас в порядке р учки, книжки и тетрадки. Проверьте их наличие у себя на партах. Учебник и тетрадь на подставке слева. Пенал справа.

— Руки дружно поднимайте, е сли спросят – отвечайте.

3. Эмоциональный настрой.

— Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, синее, серо-голубое). Какое облачко вам больше всего нравится? Почему?

— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

4. Мотивация к деятельности.

А девизом нашего урока буду такие слова:

И открытия нас ждут обязательно!

— Ребята, а какие открытия могут ждать нас на уроке русского языка?

— Зачем нам необходимо совершать открытия на уроках русского языка?

Дети выполняют инструкцию учителя.

Проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге, настраиваются на продуктивную работу.

II . Актуализация имеющихся знаний.

1. Минутка чистописания.

— Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сделайте орфографический разбор. (Вслух работает 1 ученик с места.)

— Какой месяц года у нас на дворе?

— Назовите первую букву в названии месяца.

— Какие звуки обозначает буква «эн»?

— Дайте им полную характеристику.

— Пропишем строчную букву «эн» от начала строки 5 раз. Внимание на доску. (Дает короткий комментарий.)

— Ребята, какие соединения букв вы знаете?

— Приведите примеры верхнего, нижнего и среднего соединения с буквой «эн».

— Пропишите по одному примеру каждого соединения с буквой «эн» до конца строки.

— На второй строке каллиграфически запишем слова: ноябрь, Новгород. Чередуем до конца строки.

— Чем похожи и чем отличаются записанные нами слова?

— Со словами ноябрь и Новгород составьте и запишите предложение на 3-ей строке.

2. Словарная работа.

— Посмотрите внимательно на экран. Вслух прочитайте слова в таблице.

— Какие это слова?

— Запомните их в течение минуты.

— Запишите те слова, которые запомнили, подчёркивая орфограммы.

— Сколько слов записал каждый из вас?

— Приступаем к проверке. Как будем проверять? Предложите самый рациональный способ.

— Итак, прочитайте записанные вами слова, называя вставленные орфограммы.

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильное написание словарных слов по эталону.

Если работа выполнена без ошибок, на полях поставьте веселый смайлик. Если допущены 1-2 ошибки, — нейтральный смайлик. Более 2 ошибок – грустный смайлик.

Верните тетрадь своему соседу по парте.

Записывают в тетрадь число, классная работа. Пишут в тетради буквы, буквосочетания, слова, предложение. Соблюдают гигиенические требования к посадке и письму.

Отвечают на вопросы учителя, запоминают и записывают словарные слова, подчёркивают орфограммы. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

III . Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

1. Предъявление проблемной ситуации.

— Поработаем в парах. Не забывайте о правилах парной работы. Они висят у нас на стенде в виде юмористических картинок. Обратитесь к ним и расскажите о некоторых правилах работы в паре.

— Приступаем к работе. Ребята, посмотрите на слова, которые приведены на слайде, и запишите их, разделив на 2 столбика.

карандаш, Москва, стол, доска, Россия, Байкал, Волга, компьютер, Эверест, стул

— Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик.

— А теперь прочитаем слова из второго столбика.

— По какому принципу вы разделили данные слова?

— Что обозначают слова, которые вы записали с большой буквы?

2. Фиксация затруднения во внешней речи.

— Ребята, давайте попробуем дать обобщённое название словам из этих столбиков.

— В науке про такие слова говорят: имена существительные собственные и нарицательные. Можем ли мы предположить, как называются слова из первого и второго столбиков: собственные или нарицательные?

3. Формулирование темы урока.

— Сформулируйте тему урока.

— Давайте откроем учебник на стр.51 и прочитаем тему урока в редакции автора. (Один ученик читает вслух.)

4. Постановка цели урока.

— Давайте уточним цели урока. Сформулируем их с помощью опорных слов, помещенных на слайд:

— Будем учиться различать…

На доску с помощью магнитов вывешиваются карточки, на которых сформулированы цели урока. По мере достижения целей урока карточки будут сниматься.

Работают в парах. Распределяют слова в 2 столбика. Пытаются дать им обобщенные названия. Формулируют тему и цели урока.

IV . Совместное открытие знаний.

— Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило из рубрики «Мудрая сова». Новую информацию подчеркивайте карандашом. (Вслух читает 1 ученик.)

— Что нового вы узнали из рубрики «Мудрая Сова»?

— Так как теперь мы назовем слова из первого и второго столбиков?

— Можем ли мы утверждать, что первая задача нами уже решена?

— Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Шея не напряжена…

Мы спокойно отдыхаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Приступаем к дальнейшей работе.

Читают новый материал в учебнике, делают пометы карандашом.

Воспроизводят новый материал.

Отдыхают от учебной работы во время физминутки.

V . Первичное закрепление во внешней речи.

1. Работа у доски.

— Обратимся к учебнику и выполним упражнение 88. Прочитайте, что нужно выполнить в упражнении. Читаем начало упражнения и задание под первым красным кружочком. После вопроса автора учебника сделаем остановку.

— Ответим на вопрос учебника.

— Что говорит нам автор по этому поводу? Дочитываем заданием под первым красным кружочком.

— Я усложню задание. В первый столбик мы будем записывать имена существительные нарицательные, данные в нашем упражнении, а во второй столбик – имена существительные собственные, которые придумаем сами. Работать будем у доски, по цепочке.

— Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь. Как вы их запишите? Почему?

— Прочитаем второе задание под красным кружочком. Что нужно сделать, чтобы верно выполнить это задание?

— Предлагаю это задание выполнить дома самостоятельно. Узнать, как называются близкие и дальние родственники в русских семьях, дать им толкование. Задание отсроченное, по желанию, его можно выполнять в течение недели. О том, как творчески его оформить, подумайте самостоятельно. На полях учебника напротив второго красного кружочка поставьте букву Ж, что значит – задание по желанию.

2. Работа в группах.

— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Пользуемся те ми же правилами, о которых уже вспоминали сегодня.

— Ребята, у вас на столах лежат розовые карточки с текстом. Прочитайте его. Выполните задания.

По приказу государя Ивана Васильевича должны были срубить дуб-великан. Сидевший на нем орел поднялся в небо после первого удара топора.

«Вот и сам хозяин!» — сказали люди, провожая глазами улетающую птицу. Так и появился славный город России — Орел.

1. Понаблюдайте, как пишется слово орёл в тексте? Почему? Ответ сформулируйте письменно.

2. Придумайте и письменно выполните еще одно задание к данному тексту.

— Приступаем к проверке групповой работы. Покажите готовность групп условным знаком.

— Докажите, что вторая задача нами также успешно решена.

Работают по цепочке у доски, комментируют написание собственных и нарицательных имен существительных.

Отвечают на вопросы учителя.

Получают отсроченное домашнее задание.

Работают в группах. Предъявляют результаты групповой работы.

VI . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1. Самостоятельная работа на карточке.

— Проведем самостоятельную работу. У вас на партах лежит белая карточка с заданием.

Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.

Дом охраняет (Ш,ш)арик.

Девочка одета в (Б,б)елую блузку.

Мы плывем по реке (Б,б)елая.

В нашем дворе жила девочка (В,в)ера.

В наших сердцах живет (В,в)ера в лучшее.

Знаменитый греческий герой – (Г,г)еркулес.
На завтрак мама сварила (Г,г)еркулес.

2. Самопроверка по эталону. Самооценка.

— Ребята, а теперь посмотрите на экран с правильными ответами и оцените свою работу.

• Все правильно – «5».

• Больше 3 ошибок – «2».

— Какой вывод по результатам своей работы вы можете сделать?

Выполняют самостоятельную работу на карточках.


источники:

http://cooksy.ru/articles/kakimi-osobennostyami-pravopisaniya-otlichayutsya-sobstvennye-suschestvitelnye/

http://infourok.ru/sobstvennye-i-naricatelnye-imena-sushestvitelnye-pravopisanie-sobstvennyh-imyon-sushestvitelnyh-5407248.html