Правописание собственных существительных
Мы уже знаем, что имена собственные называют единичный предмет, тем самым выделяя его из группы одинаковых предметов. Именно поэтому имена собственные пишутся с заглавной буквы.
К собственным существительным относятся:
- Фамилии, имена, отчества
- Имена сказочных персонажей
- Клички животных
- Географические названия
- Названия книг и журналов
У каждой книги или журнала есть название. Названия книг и журналов – это тоже имена собственные. Для записи названия книг и журналов есть специальный знак, который называется «кавычки».
Запомните правило: названия книг и журналов пишутся в кавычках и с заглавной буквы.
Вставьте, где необходимо, кавычки.
Летом я прочитал сказку В. Бианки Мышонок Пик.
В журнале Мурзилка много головоломок.
Бабушка подарила мне книгу Волшебное слово.
Проверим: «Мышонок Пик», «Мурзилка», «Волшебное слово» – это названия книг и журналов, поэтому они пишутся с заглавной буквы и в кавычках.
В каждой сказке нам не обойтись без сказочных героев. Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому они тоже пишутся с заглавной буквы.
К именам собственным относятся также географические названия:
— Названия городов (Москва, Киев, Мурманск)
— Названия государств (Россия, Украина, Китай)
— Названия рек, озёр, морей, океанов (Нева, Байкал, Чёрное море, Тихий океан)
— Названия материков, частей света, гор, равнин (Африка, Эльбрус)
— Названия улиц, площадей (улица Строителей, площадь Победы)
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
- Индивидуальные занятия
- Доступные цены
- Удобные способы оплаты
- Бесплатный вводный урок
- Гарантированный возврат денег
Какими особенностями правописания отличаются собственные существительные
Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с прописной буквы, нарицательные — со строчной.
Узнаем, что такое собственные и нарицательные существительные в русском языке.
Имена существительные называют конкретные предметы (ручка, стол, доска), их составные части (дно, крышка, ножка), живых существ (лось, кошка, малыш, Витя, Степановна), действия и состояния (ходьба, бег, болезнь, удивление), свойства и количества в отвлечении от их носителя (долгота, ширина, вес).
Имена существительные обладают обобщенно-предметным значением. В связи с этим они делятся на нарицательные и собственные.
Нарицательные имена существительные
Примеры:
Для большинства нарицательных имен существительных характерно изменение по числам:
Но существуют имена нарицательные, которые употребляются только в форме единственного ((темнота, пламя) или множественного числа ( брюки, грабли, каникулы).
Собственные имена существительные
Например, именем нарицательным является слово «битва», а наименование «Бородино» является именем собственным, которое называет известное историческое сражение.
К собственным именам существительным принадлежат
- фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват,Косой, Сорока);
- названия географических и астрономических объектов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
- имена божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
- клички животных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
- названия государств, городов, поселков, деревень, районов и прочих административных единиц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, поселок Глубокое,деревня Березино,Первомайский район);
- названия исторических событий, эпох (Древний Египет, эпоха Возрождения,Новгородская Русь);
- названия торжеств и праздников (День Победы, 1 Мая, День примирения и согласия);
- названия предприятий, компаний, торговых центров, магазинов и пр. (завод «Луч», компания«Электросила», торговый центр «Галилео», магазин » Матрёшка»);
- названия книг, газет, журналов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.
Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, чем они кардинально отличаются от имен нарицательных, то есть фактически прописная буква является графическим способом выделения индивидуальных названий — имен собственных, например:
Особенности собственных и нарицательных существительных
Любое имя нарицательное или сочетание слов, использованное в качестве названия, становится именем собственным, например:
- победа — площадь Победы;
- шарик — собачка Шарик;
- медведица — созвездие Большая Медведица;
- орешек — озеро Орешек.
Существует и обратный процесс, когда имена собственные становятся нарицательными, например:
- Ампер¹ — это фамилия французского физика;
- ампер² — единица измерения силы тока, названная его именем.
- Геркулес¹ — имя древнегреческого мифического героя, обладающего невероятной силой;
- геркулес² — овсяная крупа.
- Кольт¹ — фамилия изобретателя;
- кольт² — вид оружия, названный его именем.
- Рентген¹ — немецкий физик, открывший невидимые лучи, которые названы в честь первооткрывателя нарицательным существительным «рентген²».
Именами нарицательными стали существительные, обозначившие целый класс однородных предметов или явлений:
Некоторые существительные в зависимости от речевой ситуации могут быть как нарицательными, так и именами собственными, например: «солнце», «земля», «луна», «родина».
Примеры
Впрочем, крупнейшие мыслители древности понимали, что звездное небо, Солнце и Луна — это нечто большее, чем увеличенное подобие планетария (Х. Хабер).
Краешек солнца еще светился над лесом, но в кустах уже густели сумерки (Н. Сладков).
…была осень, луна над головой, и еще оттого, наверное, что во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине (В. Астафьев).
Руки человека, подчиняясь его воле и разуму, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды (В. Катаев).
Выяснилось, что большинство звезд небосвода оказались во много раз больше Земли (Х. Хабер).
Если имена нарицательные употребляются в формах единственного и множественного числа (семья — семьи, дом — дома), то имена собственные имеют, как правило, форму только единственного или форму только множественного числа.
Сравним:
Видеоурок
Что такое собственные и нарицательные имена существительные
Имена существительные (ИС) – самая многочисленная часть речи русского языка, отвечающая на вопросы Кто? Что? и называющая предметы, явления, понятия и т.д. ИС бывают склоняемыми и несклоняемыми, собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. По способу называния объекта бывают нарицательные (пишутся со строчной буквы) и собственные существительные (всегда с заглавной, иногда – в кавычках). В школьной программе 2 класса собственные и нарицательные имена существительные изучаются впервые.
Что такое имя нарицательное
Именами нарицательными называются наименования вещей, явлений и живых существ одного типа.
Например, стол, человек, собака, радость, дождь. В тексте они всегда написаны со строчной литеры, если только перед ними нет точки.
В зависимости от значения, различают 4 категории имен нарицательных:
- Конкретные называют все, что нас окружает, они осязаемы, их можно потрогать. Например, дерево, газета, мальчик, кошка, солнце, дом, яблоко, ручка, тетрадь, река, горы.
- Отвлеченные, или абстрактные, существительные указывают на неосязаемые явления, которые нельзя потрогать, но можно почувствовать. Это такие слова как любовь, страх, радость, невесомость, досада, притяжение, неизвестность.
- Собирательными обозначают совокупность подобных объектов, воспринимаемых как нечто единое: листва, осинник, молодежь, крестьянство, детвора. Такие слова имеют неполную числовую парадигму, их нельзя поставить во множественное число.
- Вещественные существительные называют:
– ягоды, овощи и злаки (клубника, малина, морковь, фасоль, пшеница, рис);
– продукты питания (сахар, соль, сливки, масло, варенье);
– металлы и другие элементы (золото, железо, кальций);
– жидкие, твердые и сыпучие вещества (песок, кожа, вода);
– полезные ископаемые (нефть, газ, уголь);
– ткани (лен, атлас, синтепон).
Существительные этого разряда по числам не склоняются и имеют только форму единственного (сыворотка, глина, серебро) или множественного (сливки, опилки) числа.
Что такое имена собственные
Собственными называют имена существительные, которые выделяют среди объектов одного типа уникальный и называют его.
Они пишутся с большой буквы в любом месте предложения и включают следующие семантические группы:
- фамилии, имена и отчества людей, их псевдонимы (Сергей Николаевич Скворцов, Наташа Ростова, Максим Горький);
- названия государств, городов, улиц, рек, океанов, гор (Москва, Россия, улица Строителей, поселок Давыдовка, Волга, Альпы);
- названия космических тел (Земля, Луна, Солнце, созвездие Ориона);
- прозвища животных (Барсик, Шарик, Мурка, Кеша);
- названия праздников (День рождения, Рождество, День победы);
- наименования исторических событий (Вторая Мировая война, Октябрьская революция);
- названия книг, картин, музыкальных произведений, журналов, магазинов, компаний («Дюймовочка», «Известия», магазин «Столичный»);
- названия транспортных средств (теплоход «Иван Светлов», спутник «Союз», поезд «Сапсан»).
Правописание и грамматические особенности имен собственных и нарицательных
У имен нарицательных и собственных есть различия не только семантические, но и грамматические.
Первое правило правописания для имен существительных: нарицательные нужно писать со строчной буквы, а собственные – с большой.
Основная часть имен нарицательных склоняется по числам. Например, рука – руки, ложка – ложки, корова – коровы. Имена собственные, за редким исключением, не склоняются и употребляются в единственном числе (Петров, Енисей, Екатеринбург, Франция). Имена собственные используются во множественном числе в следующих случаях:
- изначально имели форму множественного числа (Альпы, Филиппины);
- обозначают разные объекты с одинаковым названием, Таня – две Тани в классе, Соколов – семья Соколовых, Северная Корея – обе Кореи;
- стали нарицательными, называя однородные объекты, отражающие основную черту владельца имени, к примеру, молчалины, наполеоны, плюшкины.
Собственными существительными могут быть не только отдельные слова, но и целые предложения. В основном, это названия литературных произведений («Как закалялась сталь»), компаний (фабрика «Красный октябрь»).
Еще одна особенность имен собственных – использование кавычек в определенных случаях. Когда слово или фраза используется в прямом значении, кавычки не нужны (Большой театр, Центральная библиотека). В кавычки заключаются только условные наименования (роман «Война и мир», кафе «Золото», театр «Современник»).
Переход имен собственных в нарицательные и наоборот
Собственным именам существительным свойственно становиться нарицательными и наоборот. Когда имя нарицательное становится названием единственного в своем роде предмета или явления и выделяется среди других однородных, оно становится собственным. Например, магазин «Брусничка», собака Пушок, город Орел.
При переходе частично сохраняется значение имени нарицательного. К примеру, по кличке собаки Пушок можно предположить, что она пушистая.
Собственные существительные становятся нарицательными, когда называют предметы и явления одного рода. Многие открытия получили имена своих исследователей, например, кольт, ампер. Еще один вариант перехода – когда кто-то проявляет ярко выраженные черты известной личности или литературного героя, его называют именем персонажа, которое пишется в этом случае со строчной буквы. Примеры перехода собственных существительных в нарицательные: Нарцисс означает самовлюбленность, Молчалин – подхалимство и беспринципность, Геркулес – силу. Некоторые слова так давно перешли в разряд нарицательных, что о первоначальном значении давно забыли. Это меценат, галифе, пломбир, панама, вокзал.
Имена собственные в русском языке: классификация и функции
В составе любого языка имя собственное занимает важное место. Появилось оно в далекие времена, когда люди стали понимать и дифференцировать предметы, что потребовало присвоения им отдельных названий. Обозначение объектов происходило, опираясь на его отличительные признаки или функции для того, чтобы название содержало данные о предмете в символическом или фактическом виде. С течением времени, имена собственные стали предметом интереса в различных областях: географии, литературе, психологии, истории и конечно же, лингвистике.
Самобытность и содержательность изучаемого явления привели к возникновению науки об имени собственном — ономастики.
Определение понятия
Имя собственное — это существительное, которое называет предмет или явление в конкретном смысле, отличая его от других схожих ему предметов или явлений, выделяя их из группы однородных понятий.
Важный признак этого имени состоит в том, что оно связано с называемым объектом, несет информацию о нем, не затрагивая понятие. Их пишут с заглавной буквы, и иногда названия берут в кавычки (Мариинский театр, автомобиль «Пежо», пьеса «Ромео и Джульетта»).
Употребляются имена собственные, или онимы, в единственном либо во множественном числе. Множественное число проявляется в случаях, когда несколько предметов имеют сходные обозначения. Например, семья Сидоровых, однофамильцы Ивановы.
Функции имен собственных
Имена собственные, как единицы языка, выполняют различные функции:
- Номинативная — присваивание имен предметам или явлениям.
- Идентифицирующая — выделение конкретного предмета из множества.
- Дифференцирующая — отличие объекта от однородных ему внутри одного класса.
- Экспрессивно-эмоциональная функция — выражение положительного или отрицательного отношения к объекту номинации.
- Коммуникативная — номинация лица, предмета или явления во время общения.
- Дейктическая — указание на предмет, в момент произнесения его названия.
Классификация онимов
Собственные имена во всем своем своеобразии подразделяются на множество типов:
- Антропонимы — имена людей:
- имя (Иван, Алексей, Ольга);
- фамилия (Сидоров, Иванов, Брежнев);
- отчество (Викторович, Александровна);
- прозвище (Серый — для имени Сергей, Хромой — по внешнему признаку);
- псевдоним (Владимир Ильич Ульянов — Ленин, Иосиф Виссарионович Джугашвили — Сталин).
2. Топонимы — географические названия:
- ойконимы — населенные пункты (Москва, Берлин, Токио);
- гидронимы — реки (Дунай, Сена, Амазонка);
- оронимы — горы (Альпы, Анды, Карпаты);
- хоронимы — большие пространства, страны, области (Япония, Сибирь).
3. Зоонимы — клички животных (Мурка, Шарик, Кеша).
4. Документонимы — акты, законы (закон Архимеда, Пакт мира).
5. Другие названия:
- теле- и радиопередачи («Синяя птица», «Время»);
- средства передвижения («Титаник», «Волга»);
- периодика (журнал «Космополитен», газета «Таймс»);
- литературные произведения («Война и мир», «Бесприданница»);
- названия праздников (Пасха, Рождество Христово);
- торговые марки («Пепси», «Макдональдс»);
- организации, предприятия, коллективы (группа «Абба», Большой театр);
- стихийные явления (ураган «Хосе»).
Связь имен нарицательных с именами собственными
Говоря об имени собственном нельзя не упомянуть имя нарицательное. Различают их по объекту номинации.
Так, имя нарицательное, или аппелятив, называет предметы, лица или явления, которые имеют один или несколько общих признаков и представляют собой отдельную категорию.
- кошка, река, страна — имя нарицательное;
- кошка Мурка, река Обь, страна Колумбия — имя собственное.
Отличия имен собственных от нарицательных, также представляют большой интерес в научных кругах. Этот вопрос изучали такие языковеды, как Н. В. Подольская, А. В. Суперанская, Л. В. Щерба, А. А. Уфимцева, А. А. Реформатский и многие другие. Исследователи рассматривают эти явления с разных сторон, приходя, иногда, к противоречивым результатам. Несмотря на это, выделяют специфические признаки онимов:
- Онимы называют предметы внутри класса, тогда как нарицательные имена — сам класс.
- Имя собственное присваивают отдельному предмету, а не множеству, к которому он принадлежит, несмотря на общие черты, характерные для этого множества.
- Объект номинации всегда конкретно определен.
- Хотя и имена собственные, и нарицательные связаны рамками номинативной функции, первые — только называют объекты, тогда как вторые еще и выделяют понятие о них.
- Онимы являются производными от аппелятивов.
Иногда имена собственные могут преобразовываться в имена нарицательные. Процесс преобразования онима в имя нарицательное называют аппелятивация, а обратное действие — онимизацией.
Благодаря этому, слова наполняются новыми оттенками смысла и раздвигают рамки своего значения. Например, собственное имя создателя пистолета С. Кольта стало нарицательным и часто в речи «кольт» употребляется для номинации этого вида огнестрельного оружия.
В качестве примера аппелятивации можно привести переход имени нарицательного «земля» в значении «почва», «суша», в оним «Земля» — «планета». Таким образом, используя имя нарицательное как название чего-либо, оно может стать онимом (революция — площадь Революции).
Кроме того, часто нарицательными становятся имена литературных героев. Так, в честь героя одноименного произведения И. А. Гончарова, Обломова, возник термин «обломовщина», которым обозначают бездеятельное поведение.
Особенности перевода
Особую сложность представляет перевод имен собственных, как на русский язык, так и с русского на иностранные языки.
Перевод онимов невозможно совершить, опираясь на смысловое значение. Его проводят с использованием:
- транскрипции (запись переводимого кириллицей с удерживанием исходного звукового ряда);
- транслитерации (соотнесение букв русского языка с иностранными при помощи специальной таблицы);
- транспозиции (когда отличающиеся по форме онимы имеют одинаковое происхождение, например, имя Михаил в русском языке, и Михайло в украинском).
Транслитерация считается наименее используемым способом перевода онимов. К ней прибегают в случае оформления международных документов, загранпаспортов.
Некорректный перевод может стать причиной дезинформации и неправильного толкования смысла сказанного или написанного. При переводе следует придерживаться нескольких принципов:
- Использовать справочные материалы (энциклопедии, атласы, справочники) для уточнения слов;
- Стараться сделать перевод, опираясь на как можно более точный вариант произношения или смысла названия;
- Пользоваться правилами транслитерации и транскрипции для перевода онимов с исходного языка.
Подводя итог можно сказать, что онимы отличаются богатством и разнообразием. Своеобразие типов и обширная система функций характеризуют их, а следовательно, ономастику, как важнейшую отрасль лингвистического знания. Имена собственные обогащают, наполняют, развивают русский язык, поддерживают интерес к его изучению.
Видео
Из этого видео вы узнаете, что такое имя собственное.
О нарицательных и собственных именах существительных вы узнаете из этого видео.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных
Предмет: Русский язык
Дата: 08.10.2019 г.
УМК: «Школа России»
Тема урока : «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»
— продолжить знакомство с именем существительным как частью речи;
— познакомить обучающихся с собственными и нарицательными именами существительными, научиться их различать.
— развивать память, умение работать в парах и группах;
— способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы.
— воспитывать дружеские отношения в коллективе;
— прививать интерес к родному языку.
1. Предметные результаты:
— уметь отличать имена существительные собственные от имен нарицательных;
— уметь правильно записывать имена собственные и нарицательные.
2. Метапредметные результаты:
— извлекать новые знания из учебника;
— наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные.
— определять и формулировать цели урока с помощью учителя;
— осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самопроверку.
— учитывать разные точки зрения одноклассников;
— договариваться и приходить к общему решению проблемы;
— строить развернутое речевое высказывание.
3. Личностные результаты:
— проявлять интерес к новым знаниям;
— осознавать личную и коллективную успешность в ходе изучения темы.
Образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология группового обучения.
Оборудование : учебник, тетради, карточки, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.
I . Мотивация к деятельности.
1. Приветствие учащихся.
— Ребята, придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро» — солнцу и птицам!
«Доброе утро» — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера.
— Давайте хором скажем друг другу: «Доброе утро!» (Три-четыре!)
2. Проверка готовности к уроку.
— Друзья мои, помните:
Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать. Примите правильную позу за партой так, как показано на плакате.
— Быть должны у вас в порядке р учки, книжки и тетрадки. Проверьте их наличие у себя на партах. Учебник и тетрадь на подставке слева. Пенал справа.
— Руки дружно поднимайте, е сли спросят – отвечайте.
3. Эмоциональный настрой.
— Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, синее, серо-голубое). Какое облачко вам больше всего нравится? Почему?
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
4. Мотивация к деятельности.
— А девизом нашего урока буду такие слова:
И открытия нас ждут обязательно!
— Ребята, а какие открытия могут ждать нас на уроке русского языка?
— Зачем нам необходимо совершать открытия на уроках русского языка?
Дети выполняют инструкцию учителя.
Проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге, настраиваются на продуктивную работу.
II . Актуализация имеющихся знаний.
1. Минутка чистописания.
— Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сделайте орфографический разбор. (Вслух работает 1 ученик с места.)
— Какой месяц года у нас на дворе?
— Назовите первую букву в названии месяца.
— Какие звуки обозначает буква «эн»?
— Дайте им полную характеристику.
— Пропишем строчную букву «эн» от начала строки 5 раз. Внимание на доску. (Дает короткий комментарий.)
— Ребята, какие соединения букв вы знаете?
— Приведите примеры верхнего, нижнего и среднего соединения с буквой «эн».
— Пропишите по одному примеру каждого соединения с буквой «эн» до конца строки.
— На второй строке каллиграфически запишем слова: ноябрь, Новгород. Чередуем до конца строки.
— Чем похожи и чем отличаются записанные нами слова?
— Со словами ноябрь и Новгород составьте и запишите предложение на 3-ей строке.
2. Словарная работа.
— Посмотрите внимательно на экран. Вслух прочитайте слова в таблице.
— Какие это слова?
— Запомните их в течение минуты.
— Запишите те слова, которые запомнили, подчёркивая орфограммы.
— Сколько слов записал каждый из вас?
— Приступаем к проверке. Как будем проверять? Предложите самый рациональный способ.
— Итак, прочитайте записанные вами слова, называя вставленные орфограммы.
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильное написание словарных слов по эталону.
Если работа выполнена без ошибок, на полях поставьте веселый смайлик. Если допущены 1-2 ошибки, — нейтральный смайлик. Более 2 ошибок – грустный смайлик.
Верните тетрадь своему соседу по парте.
Записывают в тетрадь число, классная работа. Пишут в тетради буквы, буквосочетания, слова, предложение. Соблюдают гигиенические требования к посадке и письму.
Отвечают на вопросы учителя, запоминают и записывают словарные слова, подчёркивают орфограммы. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.
III . Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
1. Предъявление проблемной ситуации.
— Поработаем в парах. Не забывайте о правилах парной работы. Они висят у нас на стенде в виде юмористических картинок. Обратитесь к ним и расскажите о некоторых правилах работы в паре.
— Приступаем к работе. Ребята, посмотрите на слова, которые приведены на слайде, и запишите их, разделив на 2 столбика.
карандаш, Москва, стол, доска, Россия, Байкал, Волга, компьютер, Эверест, стул
— Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик.
— А теперь прочитаем слова из второго столбика.
— По какому принципу вы разделили данные слова?
— Что обозначают слова, которые вы записали с большой буквы?
2. Фиксация затруднения во внешней речи.
— Ребята, давайте попробуем дать обобщённое название словам из этих столбиков.
— В науке про такие слова говорят: имена существительные собственные и нарицательные. Можем ли мы предположить, как называются слова из первого и второго столбиков: собственные или нарицательные?
3. Формулирование темы урока.
— Сформулируйте тему урока.
— Давайте откроем учебник на стр.51 и прочитаем тему урока в редакции автора. (Один ученик читает вслух.)
4. Постановка цели урока.
— Давайте уточним цели урока. Сформулируем их с помощью опорных слов, помещенных на слайд:
— Будем учиться различать…
На доску с помощью магнитов вывешиваются карточки, на которых сформулированы цели урока. По мере достижения целей урока карточки будут сниматься.
Работают в парах. Распределяют слова в 2 столбика. Пытаются дать им обобщенные названия. Формулируют тему и цели урока.
IV . Совместное открытие знаний.
— Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило из рубрики «Мудрая сова». Новую информацию подчеркивайте карандашом. (Вслух читает 1 ученик.)
— Что нового вы узнали из рубрики «Мудрая Сова»?
— Так как теперь мы назовем слова из первого и второго столбиков?
— Можем ли мы утверждать, что первая задача нами уже решена?
— Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Шея не напряжена…
Мы спокойно отдыхаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Приступаем к дальнейшей работе.
Читают новый материал в учебнике, делают пометы карандашом.
Воспроизводят новый материал.
Отдыхают от учебной работы во время физминутки.
V . Первичное закрепление во внешней речи.
1. Работа у доски.
— Обратимся к учебнику и выполним упражнение 88. Прочитайте, что нужно выполнить в упражнении. Читаем начало упражнения и задание под первым красным кружочком. После вопроса автора учебника сделаем остановку.
— Ответим на вопрос учебника.
— Что говорит нам автор по этому поводу? Дочитываем заданием под первым красным кружочком.
— Я усложню задание. В первый столбик мы будем записывать имена существительные нарицательные, данные в нашем упражнении, а во второй столбик – имена существительные собственные, которые придумаем сами. Работать будем у доски, по цепочке.
— Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь. Как вы их запишите? Почему?
— Прочитаем второе задание под красным кружочком. Что нужно сделать, чтобы верно выполнить это задание?
— Предлагаю это задание выполнить дома самостоятельно. Узнать, как называются близкие и дальние родственники в русских семьях, дать им толкование. Задание отсроченное, по желанию, его можно выполнять в течение недели. О том, как творчески его оформить, подумайте самостоятельно. На полях учебника напротив второго красного кружочка поставьте букву Ж, что значит – задание по желанию.
2. Работа в группах.
— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Пользуемся те ми же правилами, о которых уже вспоминали сегодня.
— Ребята, у вас на столах лежат розовые карточки с текстом. Прочитайте его. Выполните задания.
По приказу государя Ивана Васильевича должны были срубить дуб-великан. Сидевший на нем орел поднялся в небо после первого удара топора.
«Вот и сам хозяин!» — сказали люди, провожая глазами улетающую птицу. Так и появился славный город России — Орел.
1. Понаблюдайте, как пишется слово орёл в тексте? Почему? Ответ сформулируйте письменно.
2. Придумайте и письменно выполните еще одно задание к данному тексту.
— Приступаем к проверке групповой работы. Покажите готовность групп условным знаком.
— Докажите, что вторая задача нами также успешно решена.
Работают по цепочке у доски, комментируют написание собственных и нарицательных имен существительных.
Отвечают на вопросы учителя.
Получают отсроченное домашнее задание.
Работают в группах. Предъявляют результаты групповой работы.
VI . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1. Самостоятельная работа на карточке.
— Проведем самостоятельную работу. У вас на партах лежит белая карточка с заданием.
Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.
В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.
Дом охраняет (Ш,ш)арик.
Девочка одета в (Б,б)елую блузку.
Мы плывем по реке (Б,б)елая.
В нашем дворе жила девочка (В,в)ера.
В наших сердцах живет (В,в)ера в лучшее.
Знаменитый греческий герой – (Г,г)еркулес.
На завтрак мама сварила (Г,г)еркулес.
2. Самопроверка по эталону. Самооценка.
— Ребята, а теперь посмотрите на экран с правильными ответами и оцените свою работу.
• Все правильно – «5».
• Больше 3 ошибок – «2».
— Какой вывод по результатам своей работы вы можете сделать?
Выполняют самостоятельную работу на карточках.
http://cooksy.ru/articles/kakimi-osobennostyami-pravopisaniya-otlichayutsya-sobstvennye-suschestvitelnye/
http://infourok.ru/sobstvennye-i-naricatelnye-imena-sushestvitelnye-pravopisanie-sobstvennyh-imyon-sushestvitelnyh-5407248.html