В чем секрет правописания морфем 5 класс

Урок-обобщение в 5 классе по теме «Морфемика»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок является последним в теме «Морфемика». Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_moy.doc58.5 КБ
Презентация к конспекту1.58 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5 классе

  1. Повторение материала по теме «Морфемика».
  2. Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
  3. Формированию интереса к русскому языку.
  1. уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
  2. повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»)
  3. вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
  1. развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  3. развивать сообразительность, мышление, память.
  1. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  3. воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  4. воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня мы с вами проведём урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.

Обратимся к эпиграфу урока (слайд 2). Выразительное чтение эпиграфа.

— Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете?

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.

Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока вы подтвердите свои знания, сделав морфемный разбор.

Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание (слайд 4).

Задание: найдите неверно разобранное слово.

Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Проверка по слайду 5.

III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.

Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).

— Что вы знаете об окончании? (Окончание — значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова). Слайд 6.

— Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).

Задание: Выделите окончание (слайд 7). Самостоятельно. Проверка у друг друга.

Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.

Проверим себя (слайд 8).

А какое окончание у слова станция? Правильно, станци-я (слайд 9).

Вспомним правило «Ы-И после Ц». Кто может рассказать?

— А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)

— Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).

Задание: выделите основу (слайд 11).

Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.

Проверим себя по слайду 12.

— Следующая морфема это… (суффикс). Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд 13).

Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).

Проверка у доски.

— А теперь ответьте мне на сложный вопрос. При помощи какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? (слайд 14).

Проверим себя (слайд 15).

На очереди приставка. Какие знаете приставки? Где находится приставка? (Перед корнем). Слайд 16.

Вспомним правило «Правописание приставок на –з и –с» (слайд 17).

Задание: Вставить букву, выделить морфему, объяснить (карточки).

Бе_шумный, _давать, ра_чертить, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра_цвет, бе_совестный, бе_думный.

Проверка у доски.

— А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.

Но сначала проведём физкульминутку.

— Для глаз: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

— Называю слова единственного числа – наклон вперёд, слова множественного числа – присесть (молоко, машины, слова, ножницы, каравай, печки, цветок, калейдоскоп, щипцы, жюри).

— Вернёмся к уроку. Что такое корень? (слайд 18). Напомнить, что бывают омонимичные корни. Они разные по лексическому значению (водитель, вода).

Задание : на листках записать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места.

IV. Контроль усвоения изученного материала.

Задание: «Третий лишний» (слайд 19).

Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов.

Вспомним порядок морфемного разбора (слайд 20).

Задание : разгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

— Какой раздел мы повторили?

— Какие морфемы знаем?

— Порядок морфемного разбора.

— Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

Ребята, я раздала вам квадратики двух цветов. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли, приклейте себе на листок розовый квадрат. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то приклейте жёлтый листочек.

А теперь оцените меня. Если вам понравился урок – похлопайте в ладошки, если не понравился – потопайте ножками.

Домашнее задание: выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:

1) корень + окончание
2) корень + суффикс + окончание
3) приставка + корень + суффикс + окончание
4) приставка + корень + суффикс

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь , грозовой.

в). Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента , ленивец.

д). Летчик, летная, полет, лето , вылетать.

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Морфемы, имеющие значение

Части слова, обладающие лексическим смыслом, в русском языке изучаются в разделе «Морфемика». Выделить значимые части слова – значит сделать словообразовательный разбор (иначе называют его морфемным).

Значимые части слова внутри основы – морфемы:

Навык видеть и находить части слова помогает безошибочному написанию.

  • Главной значимой частью слова является корень. В нем заключается основное смысловое значение слова.
  • Значимой частью слова перед корнем является префикс (приставка).
  • Вслед за корнем в слове находятся суффиксы: один или несколько.
  • Окончание не считается морфемой, обладающей значением.

Выполним словообразовательный анализ прилагательного бесхитростный:

  • приставка: бес-;
  • корень: -хитр-;
  • суффиксы: -ост-, -н-;
  • основа: бесхитростн-.

Правописание приставок

Все имеющиеся префиксы в нашем языке можно разделить на три группы:

  • неизменяемое написание;
  • изменяемое написание, зависящее от последующих согласных;
  • написание, зависящее от значения.

К приставкам, чье правописание определяется неизменяемостью на письме относятся: с-, над-, под-, пред-, про-, за-, до-, пере-, об-, от-, о-, вы-, в- и другие.

Например, в существительных подъезд, переход, предлог, надпись, съемка, добавка все приставки будут неизменяемыми.

Изменяемые префиксы без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, низ-/нис-, воз-/вос-, роз-/рос-, через-\черес- пишутся так, как слышатся. Правописание данных приставок зависит от последующего согласного.

Например, в существительном беззаботность префикс без-, так как согласный «з» звонкий.

В существительном беспокойство префикс бес-, так как согласный «п» глухой.

То есть правописание данных приставок подчиняется фонетическому принципу написания.

В русском языке существуют приставки, написание которых зависят от значения самого префикса: при-, пре-.

  • Префикс при- пишем в значении: неполноты и незавершенности действия, территориальной близости, приближения и присоединения: придержал, приморский, пришел, приклеил
  • Префикс пре- пишем в значении «пере» и «очень»: преломить, премудрый

Выпишем слова, в которых правописание приставок подчиняется фонетическому принципу: сделать, придумать, рассказ, издание, надписать, прекрасный

Только приставки в существительных издание и рассказ будут изменяемыми, и их написание подчиняется фонетическому принципу.

Правописание суффиксов

Правописание данной морфемы считается очень сложной, потому что в русском языке большое количество суффиксов и орфографических правил, касающихся данной части слова.

Чтобы не ошибиться в написании, нужно для начала определить часть речи, в которой нужно верно записать суффикс. Есть следующие виды орфограмм:

  • правописание суффиксов прилагательных;
  • правописание суффиксов причастий;
  • правописание суффиксов прошедшего времени;
  • правописание суффиксов, зависящих от рода;
  • правописание суффиксов имен существительных.

Подробно рассмотрим суффиксы ец-, —иц-, написание которых зависит от рода. Эти морфемы встречаются в именах существительных. Безошибочному написанию способствует знание следующего правила:

Если существительное женского рода, то в нем пишется иц-: племянница, учительница, красавица, преподавательница;

В существительных мужского рода пишем ец-: красавец, гвардеец, владелец;

В среднем роде смотрим на ударение. Если ударение до суффикса, то —иц-: платьице, вареньице, маслице. Если ударение падает на суффикс, то ец-: пальтецо, ружьецо.

Правописание предлогов

Предлог – часть речи, связывающая слова в предложении. Он не называет предметы и явления, то есть это служебная часть речи, с которой употребляются знаменательные слов.

Важно научиться отличать предлог от приставки. Между предлогом и словом возможно вставить еще одну лексему, с приставкой сделать так не получится.

Например, пойти в лес

в – предлог, так как можно пойти в дремучий лес

В орфографии существует следующее написание предлогов: слитное, раздельное и дефисное.

Предлоги с существительными и местоимениями пишутся раздельно:

Дети залезли на дерево.

Собака побежала за хозяином.

Бабушка пришла в детский садик за внуком.

Я с мамой люблю ходить в кино.

Дефисное написание имеют следующие предлоги: из-под, из-за, по-за, по-над:

Из-под стола выскочил кот.

Из-за дождя мы остались дома.

Напротив, вследствие, навстречу, насчет, вслед, вроде, ввиду вслед пишутся слитно, так как они производные (образованные путем перехода из другой части речи).

Сын пошел навстречу папе.

Но, Мальчик торопился на встречу с друзьями.

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание морфем»

Предмет : русский язык

Тип урока : открытие нового знания

Тема урока «Правописание морфем»

Цели урока: 1. дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов; 2. добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; 3. формировать представление об основном законе русской орфографии – единообразном написании морфем.

Обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография».

Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

Личностные : формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные : уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные : допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Самоопределение к действию

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Давайте с вами проведем синтаксическую разминку, тем самым повторим и пунктуацию, и некоторые орфограммы, члены предложения, части речи. И заодно вспомним, что же такое тематическое деление слов.

Синтаксическая разминка . 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Василек, ромашка, колокольчик — все эти цветы были в букете у Петра.

Дополнительное задание: разобрать по составу выделенное слово.

Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока

Посмотрите на доску (на доске заранее учителем написаны слова)

Как называются места в слове, где у нас могут возникнуть трудности? (орфограммы)

Какой раздел лингвистики занимается изучением орфограмм? (орфография)

Проведем словарную работу:

Орфография орфо -правильно

Орфограмма графо – пишу

Как называется минимальная значимая часть слова? (морфема)

Еще раз посмотрим на записанные слова, в каких морфемах встречаются орфограммы в наших словах? (приставка, корень, окончание)

Какова же тема нашего урока? (правописание морфем)

Поставим цель к уроку, начнем со слов

Сегодня на уроке мы должны узнать…

«Открытие» учащимися новых знаний

На прошлом уроке мы с вами говорили об орфографии как разделе лингвистики, о разделах орфографии.

Итак, напомним друг другу, что такое орфография ?

Какие разделы русской орфографии вы знаете?

Сегодня, как мы уже обозначили выше, предметом нашего изучения станем один из разделов орфографии – написание морфем.

Изучать правописание морфем нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о правописании морфем.

Теперь поработаем с нашим учебником. Откроем книгу на с. 60. Прочитайте самостоятельно теоретические сведения о правописании морфем и продолжите заполнение таблицы (вторая колонка)

Итак, что же вы узнали о правописании морфем ? (ответы детей)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(Упражнение 128 учебника)

Задание Выписать слова с пропущенными буквами, распределяя их по графам таблицы

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

(упражнение 130 учебника)

Задание: Распределите слова по колонкам таблицы

Правописание безударных гласных в корнях

Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жюлюзи.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы

Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе

Итог урока. Рефлексия.

Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их?

Вернемся к нашей таблице, заполним последнюю колонку.

Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.

Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

Домашнее задание: выучить теоретический материал на с.60, упражнение 129


источники:

http://100urokov.ru/predmety/pravopisanie-morfem

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-pravopisanie-morfem-1517968.html