В чем секрет правописания морфем презентация

Презентация к уроку по русскому языку на тему «Волшебство морфем» в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1.7.10 Отгадайте загадки Я у дуба. Я у зуба. Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту

1.7.10 После корня он стоит, перед окончанием Его я, если заменю, другое слово получу. Обозначу уголком, называю домиком

1.7.10 Доскажите словечко: Перед корнем есть…………… Слитно пишется она. И при помощи ………………….. Образуются слова.

1.7.10 На конце любого слова ………….. ищет Вова. С другим словом держит связь. ……………он найдет Его в рамочку возьмет

Зачем знать морфемы? чтобы правильно писать слова; Чтобы правильно употреблять слова; чтобы удивляться возможностям языка

Морфемы — это значимые части слова: приставка, корень слова, суффикс и окончание. 1.7.10

1.7.10 Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, назвали их однокоренными. А так-так они все были дети одного папы-корня, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

1.7.10 Выписать группу, где все слова родственные. 1.Еда, едет, единый. 2.Горячий, горянка, горчица. 3. Косматый, космический. 4. Родина, родной.

1.7.10 В каком слове корень «ВОД» не имеет значения жидкости? а) вода б) водопровод в) газопровод г) водосточный

1.7.10 Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.

1.7.10 Прочитайте слова. Назовите те, которые образованы приставочным способом. Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.

1.7.10 Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия: а) Лишить возможности причинять вред – б) Покрыть сплошными царапинами – в) На некоторое время задуматься – г) Не имеющий определенной формы –).

1.7.10 Давным – давно по соседству были расположены несколько деревень и городов. В одной жили корни, в другой- суффиксы, еще приставки и окончания. Между ними протекали широкие и глубокие реки. Жители деревень и городов плыли друг к другу в гости на лодках, общались, но не все могли управлять лодкой, а на тот берег хотелось всем. И вот решили они объединиться и построить через реку мост. Мост получился отличный. Жители деревень и городов жили дружно, весело.

1.7.10 КНИГА книжечка книжонка книжка книжища книжица

1.7.10 Замените словосочетание одним словом с нужным суффиксом. Выделите этот суффикс. 1.Музыкант, играющий на трубе – 2.Смелый человек – 3.Хитрый человек – 4.Тот, кто любит шутить – 5.Тот, кто богат на выдумки – 6.Специалист по химии – 7.Качество хвастливого человека – 8. Синоним слова стройка — 9. Тот, кто пашет землю – 10.Гриб. растущий под березами –

1.7.10 Выписать слова с нулевым окончанием. Заседание, высокий, гонец, нет мест, написать, невелик, улица, вывела, площадь, сказал, бросились.

3 задание Разобрать слова по составу: 1 команда: лесной, колокольчик, сорока, осыпало. 2 команда: Снежная, вздрагивал, приближался, ветерок. 3 команда: Подбежал, подоконник, рассмотрел, книжка 4 команда: Осенний, свисток, подпрыгнули, тумбочка

1.7.10 1 3начимая часть слова. . 2 Главная значимая часть слова. 3 Морфема, стоящая перед корнем. (Приставка). Слова, имеющие одинаковый корень, называются . морфема, стоящая после корня и образующая слова. 6 Часть слова без окончания.

Игра«Подбери пару». Задание: составь из частей целое слово. Пол Ежи Банк Оса Яр Точка Вол Кот Зал Рот Бой Марка Сено Рис Кипа Окно Вес Вал

Ответы к игре: «Подбери пару» Пол Ежи Банк Оса Яр Точка Вол Кот Зал Рот Бой Марка Сено Рис Кипа Окно Вес Вал (полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис).

Подведение итогов — Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Ребята, вы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное о морфемике. Все молодцы.

Продолжи сказку на тему: «Морфемика», включив в нее следующие термины: приставка, корень, суффикс. Приехали в страну Морфемика три богатыря. Имен их никто не знал. Понравилась им эта страна, и решили поселиться в ней. Морфемикой правил король Русский язык… Домашнее задание

Помни при разборе слова: Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка — впереди. 1.7.10

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Насакова Дина АюшиевнаНаписать 5125 14.04.2016

Номер материала: ДБ-030932

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.04.2016 1467
    14.04.2016 439
    14.04.2016 700
    14.04.2016 942
    14.04.2016 493
    14.04.2016 355
    14.04.2016 2097

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок+презентация «Волшебство морфем»

Данный урок позволяет в занимательной форме обобщить знания учащихся по теме «Словообразование». Ребят ждёт увлекательное знакомство с возможностями морфем. К уроку прилагается презентация.

Целевая аудитория: для 6 класса

Автор: Беркута Людмила Владимировна
Место работы: МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского», Майский район, КБР
Добавил: stanya33

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2021 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Презентация к уроку «Морфемика. Корень слова» 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Разработка урока и презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Морфемика. Корень слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
morfemika.pptx2.62 МБ
morfemika.docx32.6 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока : «Морфемика. Корень слова» Цель : узнать, что такое корень слова, научиться выделять его в словах; повторить, что такое лексическое значение слова.

Что изучает наука морфемика ? Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Соберем рюкзак знаний!

? – уш – ек — ? – ец – ? – ниц – а ? – н – ый

Первый секрет Корень – главная значимая часть слова.

Подсказка: Есть у слова корень, ветви и листва, Ствол как смысл, которым наша речь жива.

Все ли слова являются однокоренными? водный водитель водолаз водяной вода водичка водопровод

Второй секрет В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Подсказка: Есть у слова формы, а есть родня, Корень вам поможет найти лишь она. Смелый Смелому смелость Смелого осмелеть Смелых смельчаки

Третий секрет Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. 1 вариант 2 вариант грязный темный грязненький темнота грязнуля потемнеть загрязнить затемнение

Подсказка: Одной или разных частей речи слова Помогут вам корень найти всегда. сад груз вар Существительное (кто?) Существительное (что?) Прилагательное (какой?) Глагол (что делать?)

Четвертый секрет Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи .

Секреты корня Выполнение заданий

Домашнее задание § 74 , упр. 382

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема : «Морфемика. Корень слова»

Данный урок предполагает дать возможность учащимся систематизировать знания по теме «Морфемика», проверить прочность знаний учащихся, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии имеют возможность проявить самостоятельность, закрепить приобретенные знания.

Познавательная – дать понятие о корне слова как о морфеме, повторить понятие лексического значения слова, повторить правила написания проверяемой безударной гласной корня.

Практическая – формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения слов, правописание безударной проверяемой гласной корня.

Общепредметная – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемый результат и уровень усвоения :

– знать: о корне слова как о главной значимой морфеме, понятие лексического значения слова, понятие однокоренных слов, правила написания безударной проверяемой гласной корня.

– уметь: выделять корень слова, подбирать однокоренные слова, верно выбирать написание безударной проверяемой гласной корня.

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные : осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Приветствие учеников. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)

2. Слово учителя.

— Ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! А в конце урока вы сами оцените свою работу.

— Прежде чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии. (слайд 2)

  • Что изучает наука морфемика?
    Морфемика – наука, которая изучает морфемы.
  • Что называют морфемой?
    Морфема – это значимая часть слова.
  • Какие морфемы вы знаете?
    Я знаю морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание .

— Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами! Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. (слайд 3) Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

— Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове.

4. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет! (слайд 4)

— На нашем пути первый секрет. Чтобы раскрыть его, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

Подсказка: «Я как морфема очень важна,

Слова не может быть без меня»

— Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (суффиксы и окончания)

— Какая морфема потерялась? (корень)

— Можно ли без корня понять значение слова? (нет)

Задание : запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова. (слайд 5)

— Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний первый секрет!

2. Раскрываем второй секрет! (слайд 6)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.

— Что общего у всех слов? (Значение)

— Как называются слова, каждого дерева? (Однокоренные)

— В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (В корне)

— А теперь присмотритесь внимательнее: все ли слова с этого дерева являются однокоренными? (слайд 7)

Задание : найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ВОДИТЕЛЬ и ВОДА.

Вывод (2 секрет): в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов . (слайд 8)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание : взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение).

1 парта: соль, солонка, солнце.

2 парта: лес, лестница, лесник.

3 парта: больной, больница, большой.

4 парта: гора, горный, гореть.

5 парта: нос, выносить, носовой.

6 парта: косичка, косить, покос.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний второй секрет!

3. Раскрываем 3 секрет . (слайд 8)

— Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка: Есть у слова формы, а есть родня,
Корень вам поможет найти лишь она.

— Как найти корень в слове? (подобрать однокоренные слова)

— В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

— Как они называются? Как назовем остальные слова? (омонимы)


источники:

http://www.uchportal.ru/load/31-1-0-7361

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/12/10/prezentatsiya-k-uroku-morfemika-koren-slova-5-klass