В детстве наташа ростова отличалась живучестью лексическая ошибка

III. Ошибки, свойственные и устной, и письменной форме речи

Читайте также:
  1. II. Классификация таза по форме сужения.
  2. III. Нормы, свойственные и устной, и письменной форме речи
  3. Амнистия по форме
  4. Апилак (выпускается в форме мазей, свечей, БАДов)
  5. Банк заданий в тестовой форме
  6. В наглядной форме все подходы и методы приведены в таблице 2.2.
  7. В организации производственной сферы затраты выражаются в форме?
  8. В случае невозможности выражения социальных показателей в денежной форме, значение их определяется на основе экспертных оценок.
  9. В форме кредита ссуда предоставляется и погашается в форме денежных стоимостей.
  10. Виды копий по форме (способу) изготовления
  11. Вихревой характер магнитного поля. Теорема Ампера о циркуляции индукции магнитного поля в дифференциаль-ной и интегральной форме для магнитных полей в вакууме.

(ошибки смешанного характера)

1. Нарушение правил употребления в речи значимых частей слова (морфем)1. Морфемные ошибки (ошибки в употреблении морфем)
2. Нарушение правил образования новых слов2. Деривационные (словообразовательные) ошибки
3. Нарушение правил изменения форм слов и правил образования форм слов3. Морфологические (словоизменительные и формообразовательные) ошибки
4. Нарушение правил употребления слов из-за незнания их лексических значений в языке и в данном контексте; правил предметно-логической (валент­ной) сочетаемости слов в контексте; правил парадигматической и синтагматической сочетаемости слов в речи4. Лексические (словоупотребительные) ошибки
5. Нарушение правил использования устойчивых оборотов языка (фразеологизмов) из-за незнания особенностей их значений, структуры (построения), компонентного состава и грамматической формы5. Фразеологические ошибки (ошибки в употреблении устойчивых оборотов языка)
6. Нарушение правил грамматической (синтаксической) связи слов в составе словосочетаний; правил синтаксической связи главных членов предложений; правил синтаксической связи однородных членов предложений6. Синтагматические ошибки (ошибки в синтаксической сочетаемости слов внутри предложения)
7. Нарушение правил конструирования (построения) предложений разных типов из-за незнания имеющейся в языке системы синтаксических моделей (схем)7. Синтаксические ошибки (ошибки в построении предложений разных типов)
8. Нарушение правил продуцирования (создания) речевых произведений разных типов и стилей (нарушение правил построения таких текстов)8. Текстовые (композиционно-текстовые) ошибки
9. Нарушение правил уместного (в соответствии с ситуацией общения) и целесообразного выбора языковых средств9. Стилистические (ситуативные) ошибки

Разнообразные отступления от правил нормативного языка целесообразно рассматривать в рамках явления, называемого каколóгией.

Какология (от греч. kakos – плохой, дурной, испорченный и logos – слово) – понятие, не имеющее однозначного толкования: этим термином обозначается то ошибочное словоупотребление, то нецелесообразное, неблагозвучное сочетание звуков, встречающееся при построении речи. Мы предлагаем под какологией понимать, во-первых, результат нецеленаправленного нарушения литературной нормы на любом из уровней языковой структуры (фонетическом, морфемном, лексическом, фразеологическом, грамматическом, текстовом), а также результат ненамеренных нарушений нормы орфографической и пунктуационной. В основе подобного рода какологии лежит речевая ошибка – нецелесообразный выбор языкового или речевого варианта из ряда возможных: нецелесообразное нарушение литературной нормы → речевая ошибка → какология. Во-вторых, какология – это нарушение в речи принципа коммуникативно-стилистической целесообразности (стилистической нормы), а также несоблюдение коммуникативных качеств хорошей речи: благозвучия, логичности, чистоты (лингвоэкологии – см.), богатства, выразительности, уместности использования языковых средств и др.

I. В рамках первого понимания какологии можно выделить следующие её разновидности:

Орфоэпическая К.(произносительная): (1) [ч’]то (норм. [ш]то); (2) коне[ч’]но (норм. коне[ш]но); (3) пе[нс’]ия (норм. пе[н’с’]ия); (4) [ст’]ипе[нд’]ия (норм. [с’т’]ипе[н’д’]ия).

Акцентологическая К.(разновидность орфоэпической К., в широком понимании), связанная с нарушением нормы ударения: (5) свеклá (норм. свёкла); (6) торты’ (норм. тόрты); (7) дремотá (норм. дремóта); (8) премúровать (норм. премировáть).

Лексико-семантическая К., проявляющаяся в смешении слов-паронимов, в употреблении слов без учёта особенностей их семантики (значения); в нарушении лексико-семантической валентности (сочетаемости), в неустранённой многозначности, в образном противоречии, неоправданных плеоназмах и тавтологиях; в лексико-словообразовательном «браке»; в неоправданном сужении или расширении семантического объёма употребляемого слова; во введении в речь лексико-семантических анахронизмов, лексических алогизмов и др.:

(9) Наташа Ростова в детстве отличалась особой живучестью(из соч.) [норм. живостью – смешение слов-паронимов]. Паронимические К. могут возникать и в результате «разложения» сложных слов: (10) Гагарин был первым проходимцемв космосе (из соч.) [норм. первопроходцем]. (11) На полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупалежал в другой комнате без сознания (из протокола) [норм. пострадавший – употребление слова без учёта особенностей его семантики]; (12) Базаров отрастил длинные волосы и красные обветренные руки (из соч.) [отрастить – дать отрасти чему-нибудь до определённых размеров – нарушение лексико-семантической сочетаемости]; (13) Иван Иванович любил жить строго, Иван Никифорович любил чувствовать себя по-домашнему. Только выйдет на крыльцоосмотреть своё хозяйство – и опять на покой (из изл.) [норм. свои владения – неустранённая многозначность]. Часто неустранённая многозначность приводит к каламбуру: (14) Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать (из соч.); (15) Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза (из соч.); (16) Жилин всю ночь не спал и только утром проснулся (из соч.) – образное противоречие; (17) Произошла обоюдная драка, после чего на лице появились побои, так как на улице было темно (из объяснительной) [плеоназм: обоюдный – общий для обеих сторон; драка – взаимные побои]. В данном примере, кроме лексической К., присутствует синтаксическая К., проявляющаяся в нецелесообразном эллипсисе (ср.: появились побои и появились следы от побоев), а также семантическая К. (появились побои, т.к. на улице было темно); (18) Охотник незаметно заметил зайца (из соч.) [тавтология + образное противоречие]. Тавтология может быть явной и скрытой: (19) Вот, например, классический примертого, что гражданская тема является основной темой №1 (из соч.) [эксплицитная (явная) тавтология – например пример; имплицитная (скрытая) тавтология – основная тема №1]; (20) покупец вместо покупатель [лексико-словообразовательная К.], (21) рецензист вместо рецензент (из разг. речи) [лексико-словообразовательная К.]; (22) Герасим полюбил Муму и от радости подмёл двор (из соч.)[неоправданное сужение семантического объёма употребляемого слова], (23) В городе приметы не так заметны, как в лесуили на природе(из изл.) [неоправданное сужение семантического объёма употребляемого слова]; (24) Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками(из соч.) [лексический анахронизм – употребление слова (выражения), не соответствующего изображаемой эпохе] и др.

ТИПОЛОГИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОШИБОК

I. Смешение («нивелировка») в речевом употреблении лексических единиц (нарушение правил лексико-семантической парадигматики)
1. Смешение («нивелировка») синонимов (лёгкий – невесомый, ненавидеть – невзлюбить, линия – черта)Немотивированное употребление в данном контексте слов одной и той же части речи одних вместо других, обладающих близкими лексическими значениями
2. Смешение («нивелировка») антонимов (работать – бездельничать, умный – глупый, весна – осень)Ошибочная замена в данном контексте одного слова другим, связанных контрастными или противоположными лексическими значениями
3. Смешение («нивелировка») омонимов (лук ‘растение’– лук ‘оружие’; компания – кампания, тонкий прут – прут танки)Ошибочное употребление в данном контексте одного слова вместо другого, совпадающих звуковыми или графическими (или и теми и другими) оболочками, но не связанных своими лексическими значениями
4. Смешение («нивелировка») паронимов(освоить – усвоить, ароматный – ароматический)Неразграничение в употреблении в данномконтексте однокоренных слов одной и той же части речи одних вместо других, близких (но не тождественных) по звучанию/написанию и значению
5. Смешение («нивелировка») парономазов (экскаватор – эскалатор, коварный – кованый)Неразличение в употреблении в данном контексте разнокорневых слов одной и той же части речи, являющихся близкими по звучанию и написанию, но разными по значению
6. Смешение («нивелировка») полисемантов(кружить – 1) двигаться по кругу; 2) блуждать, плутать;3) изгибаться (о дороге, тропинке)Немотивированное употребление в данном контексте одного из значений многозначного слова вместо нужного другого
7. Смешение («нивелеровка») энантиосемантов (честить – 1) оказывать честь, проявлять уважение; 2) бранить, ругать, поноситьНеразличение в употреблении в данном контексте такого двузначного слова, значения которого противоположны
8. Смешение («нивелировка») родо-видовых понятий(мебель – стол, стул, шкаф, диван, кровать…)Ошибочное употребление в данном контексте одного слова вместо другого, связанных отношениями общего и частного
9. Смешение («нивелировка») абстрактных и конкретных понятий(студенчество – студент, солдатня – солдат, профессура – профессор, облачность – облако)Ошибочное применение в данном контексте одного слова вместо другого вследствие неразличения смежных по значению слов, одно из которых называет отвлечённую реалию действительности, а другое конкретную
II. Лексическая избыточность (нарушение правил лексико-семантической синтагматики)
1. Лексический плеоназм:Немотивированное употребление в составе одного предложения, как правило, двух слов с одинаковыми или схожими значениями
а) синонимический плеоназмИзбыточное употребление в одном контексте, как правило, двух синонимов, для называния одного и того же явления
б) несинонимический плеоназмИзбыточное употребление в одном контексте двух таких слов, которые, не являясь синонимами, дублируют полностью или частично значения друг друга
2. ТавтологияОшибочное включение в границы одного предложения двух или более однокоренных слов
3. Лексический повторНичем не обусловленное повторение одного и того же слова в границах нескольких рядом стоящих предложений
4. Употребление лишнего словаНемотивированная вставка слова или слов в структуру того или иного высказывания, лексические значения которых не только не соответствуют смыслу сказанного, но и абсолютно излишни для данного контекста
III. Лексическая недостаточность
1. Подмена понятияОшибочное употребление в данном контексте вместо нужного слова другого из-за незнания или недостаточного знания их ЛЗС
2. Лексический алогизмНемотивированное употребление в одном контексте слов с противоположными или несочетающимися ЛЗС (Столкновение в пределах одного контекста 2-х или более слов, противоречащих или не совпадающих по смыслу)
3. Лексический анахронизмОшибочное употребление в данном контексте слов одной эпохи для называния явлений или предметов другой эпохи
4. Расширение понятия (расширение ЛЗС)Ошибочное включение в структуру употребляемого понятия (ЛЗС) такого элемента смысла, который генетически (исконно) в нём отсутствует
5. Сужение понятия (сужение ЛЗС)Ошибочное исключение из структуры употребляемого понятия (ЛЗС) такого элемента смысла, который является необходимой его частью
6. Лексическая несочетаемость (нарушение лексико-семантической валентности)Употребление в одном контексте двух или более слов, ЛЗС которых не совпадают
7. Ложная синонимизацияУстановление ошибочных синонимических отноше-ний между словами, которые ни в языке, ни в данном контексте не могут иметь их
8. Неснятая (неустранённая) многозначность (двусмысленность)а) см. смешение полисемантов; б) ошибочное употребление некоторых разрядов местоимений (личных, притяжательных, возвратного) в данном контексте, вследствие которого появляется двоякое истолкование смысла сказанного
9. Пропуск нужного по смыслу словаОтсутствие в составе предложения слова, значение которого необходимо для смысловой завершённости высказывания

Фразеологическая К.связана с нарушениемсостава устойчивых сочетаний (расширением/сужением их лексического объёма, заменой/пропуском одного из компонентов); контаминацией нескольких фразеологизмов, изменением формы одного из компонентов, употреблением устойчивого сочетания слов без точного знания его семантики, в результате чего значение фразеологической единицы передаётся неточно или неверно; расширением/ сужением значения идиомы и др.:

(25) В городах инстинкт примет притупляется, уходит в спячку(из изл.) [ср.: погружаться, впадать в спячку – замена компонента устойчивого сочетания];(26) Эта проблема гроша выеденногоне стоит (из парламентской речи) [ср.: гроша ломаного или выеденного яйца – контаминация двух фразеологических единиц]; (27) Катерина бросилась в реку по личному делу (из соч.) [употребление устойчивого выражения без точного представления о его семантике]; (28) Наташа была связанас народомкрасной нитью(из соч.) [искажение смысла устойчивого сочетания]; (29) Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену (из соч.) [расширение значения устойчивого сочетания]; (30) Анна бросилась под поезд, и он долго влачил её жалкое существование(из соч.) [расширение объёма фразеологической единицы, а также контаминация фразеологических единиц и лексико-семантическая (паронимическая) К. влачить существование – волочить существо); (31) Некрасов был прикован к постели раком(из соч.) [расширение состава фразеологизма]; (32) Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот (из соч.) [неустранённая многозначность. Ср.: закрыть рот = замолчать и дверь закрыла ей рот]; (33) Девочка покраснела откорней волос (из соч.) [изменение состава фразеологизма: замена предлога до на предлог от]; (34) Скрепя сердцем я подавил в себе раздражение (из соч.) [изменение грамматической формы одного из элементов фразеологизма. Ср. скрепя сердце].

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

помогите исправить ошибки в предложениях (русский язык)

Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант.
1. Два инфаркта подорвало его здоровье.
2. Мне кажется, что А. С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси.
3. Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта.
4. Для Блока все старое, все образы старого мира — враждебно.
5. Существует немало произведений, посвященных тебе любви, в мировой литературе.
6. Самая любимейшая героиня Толстого — Наталья Ростова.
7. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

В 7 нужно бы знать контекст. Можно исправить так: эта встреча, Рогожина и князя Мышкина, не принесла ему ничего хорошего. Так можно написать, если в тексте говорилось об этой встрече, а не принесла она ничего хорошего третьему лицу.

1. подорвалИ
2.
3. терзалИ
4. враждебнЫ
5. я бы вообще написал так: В мировой литературе, существует немало произведений, посвященных тебе, любви. тут перед «любви» надо запятую поставить. либо убрать слово «тебе»
6. самая любимейшая — нельзя так писать, так как любимейшая и есть превосходная степень или как там называется. надо либо без «самая», либо «самая любимая»
7. не принесла ИМ

подорвали
России
терзали
враждебны
теме
самая любимая / любимейшая
ему (уточнить)

1. подорвалИ
2. вообще корявое предложение
3.терзалИ
4.
5.теМе и вторая запятая не нужна
6. если «самая», то пишется «любимая»
7.вместо «ему» впишите фамилию

я думаю, что так:
1.Два инфаркта подорвали.. .
2. ..вместе со всеми людьми на Руси
3. ..мысли и страдания терзали.. .
4. ..враждебны
5. ..теме любви.. .
6. Самая любимая.. .
7. ..не принесла им.

Тестовое задание по русскому языку по теме «стилистика»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

для проведения предварительной аттестации

по дисциплине «Культура речи»

для студентов 1 курса

Преподаватель Бурдыко Т.С.

1.Дополните предложение до логического завершения

2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

В) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

Г) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

3. Найдите ошибки в употреблении слов, исправьте и перепишите предложения

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Базаров отрастил длинные волосы и красные обветренные руки. 3. Дед хранил свои деньги в банке. 4. Наташа Ростова в детстве отличалась особой живучестью. 5. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 6. Уже в пятом классе Наташа поняла, что математика – завлекательная наука. 7. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. 8 Молодой учёный с радостью согласился участвовать на симпозиуме физиологов.

4.Выберите правильный ответ

Количество стилей в стилистике

5. Найдите неверное утверждение.

А) Стили – разновидности языка.

Б) Для книжного типа речи характерна монологическая речь.

В) Книжный тип речи включает 3 стиля речи: научный, официально- деловой и публицистический.

Г) Очерк – жанр официально-делового стиля.

6. Выберите правильный ответ

Слово, лексическое значение которого определено неверно:

А) Мякина — мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

Б) Озимь — всходы засеваемых осенью хлебов.

В) Паводок — поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.

7. Вставьте пропущенное слово

Устав, инструкция, закон, протокол, расписка являются жанрами . стиля.
А) научного

8. Дополните предложение до логического завершения

Чертой официально-делового стиля является.
А) оценочность

9. Выберите правильный ответ

Пара в которой одна из грамматических форм не допускается языковой нормой:
А)выпить молоко — выпить молока

Б) стакан чаю — стакан чая

В) стоять в углу — стоять в угле

10. Выберите правильный ответ

Синоним фразеологизма «Куры не клюют» является:
А) недостаточно

11. Вставьте пропущенное слово

Использование терминов, общенаучной лексики, слов с отвлечённым значением, формул, таблиц, схем, характерно для ……стиля

12. Установите соответствие элементов двух списков

2) караван Б) лебедей;

3) отара В) лошадей;

13. Выберите привальный ответ:

А) правила постановки знаков препинания

Б) звуки и буквы

В) слова и их значения

14. Выберите все правильные ответы

Словосочетание употреблено в переносном значении
А) черное платье
Б) черная душа
В) черный вторник
Г) черные мысли

15. Выберите правильный ответ

Сочетание слов НЕ являющимися фразеологизмом

А) биться как рыба об лёд

В) бить в барабан

16. Выберите не правильный ответ

Устная речь бывает:

17. Выберите правильный ответ

Предложение с нарушением границ лексической сочетаемости:

А) Половина игры прошла

Б) Все дети страшно обрадовались

В) Этот актер заслужил славу зрителей

18. Определите значение следующих фразеологизмов.

1) без сучка без задоринки

2) ни в зуб ногой

4) вавилонское столпотворение

5) время – деньги

6) зеленая улица

19. Определите, какие жанры не относятся к научному стилю

А) научная статья

20. Дополните предложение до логического завершения

Социально обработанная, исторически изменчивая знаковая

система, служащая основным средством общения – это….

Эталоны правильных ответов

Наука о стилях речи

А) Мякина — мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

В) стоять в углу — стоять в угле

Ответ: научного стиля

В) слова и их значения

Б) черная душа, В) черный вторник, Г) черные мысли

В) бить в барабан

Б) Все дети страшно обрадовались

Ораторское искусство, теория красноречия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 799 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 332 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 67 регионов

  • Бурдыко Татьяна СергеевнаНаписать 2571 18.02.2018

Номер материала: ДБ-1213668

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.02.2018 3620
    18.02.2018 139
    18.02.2018 702
    18.02.2018 1191
    18.02.2018 176
    18.02.2018 376
    18.02.2018 918
    18.02.2018 330

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/18183080

http://infourok.ru/testovoe-zadanie-po-russkomu-yaziku-po-teme-stilistika-2634699.html