В глаголе прошедшего времени написания гласных перед суффиксом л зависит от спряжения глагола

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Урок русского языка по теме:Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени

Учитель русского языка и литературы Андреева Ирина Ивановна МОУ Урлукская СОШ Забайкальский край Красночикойский район

Урок русского языка в 5 классе.Учебник:Р.Н.Бунеев

Тема урока: Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени

Цель урока: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов глагола прошедшего времени.

— формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени;

— развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;

— развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности;

-развитие познавательного интереса,воспитание письменной и речевой культуры,воспитание любви к природе.

Цели как деятельность учеников.(ууд)

познавательные : анализировать,сравнивать,обобщать, делать выводы, составлять алгоритм деятельности

регулятивные : высказывать предположения на основе наблюдений,формулировать тему и цель урока,планировать свою деятельность, искать пути решения проблемы,соотносить цель и результат своей деятельности,определять степень успешности работы,

коммуникативные: договариваться о совместных действиях, задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль.

-высказывать свою точку зрения,слушать других;

личностные: воспитывать интерес к русскому языку,осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

I .Орг. момент. Мотивация Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение (на слайде)

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник

-О каком времени годаидет речь?Почему?

-Какая часть речи помогает представить, что идет весна?(глагол)

-Почему вы так решили?(обозначает действие)

Вспомним грамматические признаки глагола .(блиц-опрос)

1.Что называется глаголом?

2.Назовите постоянные морфологические признаки глагола(спряжение,вид,возвратность-невозвратность, переходность-непереходность)

3. Назовите непостоянные морфологические признаки глагола(наклонение,время, число, лицо, род)

4.Назовите времена глагола.Как определяете, к какому времени относится глагол?

5.Что знаете о глаголах прошедшего времени?(изменяются по числам, в ед.ч.по родам, имеют суффикс-л-)

оценивание (полный ответ,без ошибок-5,1 ошибка-4,2 ошибки-3,3 ошибки-2)

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Определение темы и задач урока

-Прочитайте слова,записанные на доске.

Крас_л Обид_л Слыш_л Та_л Кле_л Увид.л Завис.л Строил Приех.л Ла.л

-Определите время глагола

-Что на это указывает?

-Какая проблема возникает при написании данных слов?

-сформулируйте тему урока ( Буквы гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени)

-цель ( узнать, как правильно написать безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л-)

III .Открытие новых знаний

-наблюдение –с.177(учебник)-работа в парах

-сделайте вывод.Попробуйте сформулировать правило Буквы гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени)

-сравните выводы с текстом правила-с.177

IV .Первичное закрепление

1.Составление алгоритма применения правила(работа в группах)-на листах А4-самопроверка по слайду

-оценивание.совпали 3 пункта без недочетов-5, 3 пункта с недочетами-4,2 пункта-3,1 пункт-2)

2.Комментированное письмо(по алгоритму)- запись на доске(выше)

Крас_л Обид_л Слыш_л Та_л Кле_л Увид.л Завис.л Строил Приех.л Ла.л

1.Д ифференцированная работа .А,В-по карточкам со взаимопроверкой), оценивание-5-все правильно, 4-1,2 ошибки,3-3,4 ошибки, 2-5 и более

Зате_ли игры, предвид_л опасность, наде_лся возвратиться, проветр_ла комнату, раста_ли на солнце, оштукатур_л стены, завис_ла от подруги, поздрав_ла с праздником, отправ_лись рыбачить, нянч_ла братишку, постро_ли в срок

2 улицы обезлюд_ли

3 обессил_л в бою

4 разве_ли сомнения

6 посе_ли семена

7 нечаянно обид_л

9 увид_л впервые

10 прикле_л ярлык (глаголы с орфограммой по алгоритму)

2. Устная работа с сигнальными карточками

Залаял, посеял, видел,утешил,бросил,выглядел,оттаял,слышал,дышал

3. Работа с текстом .Определите тему, основную мысль,тип речи.(Пришвин «Кладовая солнца»)-на слайде

4. Сочинение по картине и использованием глаголов с изученной орфограммой.Дифференцированная работа(текст, предложения, словосочетания, стихотворение)

VI .Итог урока.Рефлексия.

Легко ли писать гласную букву в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л-?

Вернемся к началу урока. Какова тема была цель, достигли ли мы ее?

Еще о чем или о клм говорили на уроке?(о природе, животных)

Как нужно относиться к природе, животным?

Как сегодня поработали?Оценивание

VII .Домашнее задание- правило-с.177, №636 или текст о домашнем животном с использованием глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Они образуются от неопределённой формы глагола с помощью суффикса -л- .
Пример: ход и ть (н.ф.) → ход и л , ход и л а , ход и л о , ход и л и .

Примеры:
се я ть → се я л , се я л и
стро и ть → стро и л , стро и л а
вид е ть → вид е л , вид е л и
вредн ич а ть → вредн ич а л , вредн ич а л а
кле и ть → кле и л , кле и л и


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-po-teme-glasnye-pered-suffiksom-l-v-glagolah-proshedshego-vremeni-4244343.html

http://rusyaz-online.ru/pravila/gloagoli-proshedshego-vremeni