В глубине сада есть красивая беседка подлежащее и сказуемое

Карточки по русскому языку 3 класс
тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему

Карточки по основным темам русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
карточки по русскому языку 3 класс409.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дополните предложения второстепенными членами. Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.

1. Вырос город. 2. Девочка шьёт. 3. Осина дрожит. 4. Поспели ягоды. 5. Жужжат пчёлы. 6. Бегут ручьи. 7. Звенит звонок.

Слова для справок: новый; платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; прозрачные; последний.

Из каждой группы слов составьте и запишите по два предложения. Задайте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Наступила, пора, осенняя, тучи, плывут, по, серые, небу;

На, юг, летят, птицы, на, зиму, зиме, к, готовятся, звери;

Поляны, лесные, опустели, ветер, только, листьями, шуршит, сухими;

Землю, укроет, снег, белый, скоро, пушистый, до, весны, жители, заснут, лесные.

Спишите предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу. Поставьте вопросы.

Летом в лесу звонко поют весёлые пташки.

Прочитайте предложения. Выпишите сначала главные члены, а потом второстепенные.

1. Весной цветёт душистая сирень.

2. Дикие животные живут в лесах и полях.

3. В пруду быстро плавают зеркальные карпы.

4. Незаметно пролетело жаркое лето.

5. В лужах мокнут осенние листья.

Составьте предложения из трёх слов. Поставьте вопросы к второстепенным членам.

1. Подул . ветер. 2. Улетают . птицы. 3. . каркает ворона. 4. Белка тащит . . 5. Ёжик строит . . 6. Волнуется . рожь. 7. Зеленеет . берёзка. 8. Медведь спит . .

Слова для справок: в берлоге, резкий, громко, орешки, перелётные, золотая, стройная.

Выпишите из предложений слова, связанные между собой (кроме подлежащего и сказуемого). Поставьте вопросы.

1. Лебеди летели из холодной стороны в тёплые земли.

2. На небе был полный месяц.

Выпишите второстепенные члены, которые отвечают на вопрос какой? какая? какие?

Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило белые леса и поля. Только кое-где на пригорке ветер сдул снежный наряд зимы. Там темнела мёрзлая земля. Где-то высоко летала небольшая серенькая птичка — жаворонок. С голубой высоты лилась на землю радостная звенящая песня. В этой песне слышались и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.

(По Г. Скребицкому)

Дополните текст второстепенными членами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?

Далеко-далеко разнеслась . песня жаворонка по . полям, по . лугам и даже по . . трущобам.

И . . барсук, и . медведь, и . букашки слушали песню жаворонка и радовались. Сейчас уже не страшна . стужа . обитателям.

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок: весёлая, безбрежным, цветущим, лесным, глухим, толстый, ленивый, огромный, крохотные, лютая, лесным.

Выпишите из каждого предложения подлежащее и второстепенный член, который с ним связан. Связь установите по вопросу.

Образец: лето (какое?) жаркое.

1. В доме поселились страшные великаны. 2. В темноте засверкал кошачий глаз. 3. Голубая чашка стояла на столе. 4. Узенькая дорожка вела к пруду. 5. Новая квартира понравилась всем жильцам. 6. Старший брат подсмеивался надо мной. 7. Рыжая белка прыгала с ветки на ветку. 8. Голодный волк рыскал по лесу. 9. За зиму больное крылышко зажило. 10. Еловые лапы скрыли зайца-беляка.

Выпишите из каждого предложения второстепенный член, который отвечает на вопрос как? и сказуемое, с которым он связан.

1. Громко квакают лягушки на болоте. 2. Долго и жалобно выл волк на луну. 3. Крот глубоко зарылся в землю. 4. Спокойно спит медведь в берлоге. 5. Тихо стрекочет кузнечик. 6. Высоко парят ласточки. 7. Медленно и осторожно подкралась лиса к уточке. 8. Ярко горят рябиновые гроздья. 9. Зябко дрожит на ветру молоденькая осинка. 10. Еле-еле слышится звон колокольчика.

Спишите. Задайте вопросы к выделенным словам.

В булочной пахнет

Тестом и сдобой

И свежей доской.

Составьте из слов каждой строчки предложения. Запишите их. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу.

Лежат, спелые, в, корзинах, яблоки.

В, давно, поспели, огороде, помидоры.

Выпишите второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы где? куда? откуда? вместе со сказуемым, к которому они относятся.

1. Птенчик выпал из гнезда. 2. В глубине сада есть красивая беседка. 3. На город спустилась огромная туча. 4. Школа стояла на краю города. 5. Дерево росло у крыльца. 6. Из избушки вышел дряхлый старичок. 7. Ёжик забрался под кровать. 8. Белка отнесла свои зимние запасы в дупло. 9. Пёс отошёл в сторонку. 10. В лесу зацвёл дуб. 11. На груди у птицы перья взъерошились.

Выпишите из предложений сказуемые и второстепенные члены, отвечающие на вопрос когда? которые к ним относятся.

1. Однажды в дверь постучал незнакомый человек.

2. Утром раздался оглушительный звонок будильника.

3. Завтра нужно сдать важную работу.

4. К вечеру поднялся ветер и резко похолодало.

Ответьте письменно на вопросы. Подчеркните главные члены предложения .

1. Когда реки и озёра покрываются льдом?

2. Что любит есть медведь больше всего?

4. Какого цвета незабудки?

5. Где живут слоны?

Составьте и напишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите пары слов, связанных по смыслу и грамматически.

Пчёлка, мёд, старательно, собирает. Села, на, она, ромашку. На, голубой, от, перелетела, ромашку, колокольчик. На, кашку, полетела, потом. Хорошо, труженица, работает, маленькая.

Отгадайте загадку. Спишите, ставя вопрос в скобках перед каждым словом. Подчеркните главные члены. Напишите отгадки.

1. Крашеное коромысло через реку повисло.

2. Белое покрывало на земле лежало.

Прочитайте. Напишите предложения, ставя в скобках вопросы к второстепенным членам.

Муравей спустился (. ) к ручью. Волна захлестнула (. ) его и (. ) чуть не потопила. Голубка несла (. ) ветку. Она бросила (. ) (. ) муравью (. ) в ручей. Муравей сел (. ) на ветку и спасся. (По Л. Толстому)

Напишите по памяти. Подчеркните главные члены предложения. Поставьте от них вопросы к второстепенным.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Выпишите из предложений сказуемые и второстепенные члены, отвечающие на вопрос когда? которые к ним относятся.

1. Днём возвратилась с работы мама.

2. Осенью улетают в теплые края птицы.

3. Грачи вернулись весной в старые гнёзда.

4. Вчера в клубе показывали новый фильм.

5. Клесты высиживают птенцов зимой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку 4 класс.

Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома.

Карточки по русскому языку 2 класс

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду.

Карточки по русскому языку 3 класс

Эти карточки можно использовать на уроках русского языка, а также в индивидуальной работе.

Карточки по русскому языку для 4 класса

В помощь учителю 4 класса — карточки по русскому языку.

Разноуровневые карточки по русскому языку. 3-4 класс

Карточки (3 уровня) для проверки знаний детей по темам: «Имя существительное». «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Состав слова». «Приставка и предлог. Разделительные Ь и Ъ».

Карточки по русскому языку в 1 классе.

Эти каарточки можно использовать для работы в классе и дома в конце букварного периода в период изучения русского языка. В них включены узадания , способствующие развитию познавательных инт.

Карточки по русскому языку по теме «Предложение, текст». 4 класс.

Дидактический материал по теме «Предложение, текст» используется для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы. Задания выполняются непосредственно на карточках. Задания составлен.

Главные члены предложения, 3 класс, сам.работы

Тема: Главные члены предложения.

Дополните предложения второстепенными членами. Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.

1. Вырос город. 2. Девочка шьёт. 3. Осина дрожит. 4. Поспели ягоды. 5. Жужжат пчёлы. 6. Бегут ручьи. 7. Звенит звонок.

Слова для справок: новый; платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; прозрачные; последний.

Из каждой группы слов составьте и запишите по два предложения. Задайте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Наступила, пора, осенняя, тучи, плывут, по, серые, небу;

На, юг, летят, птицы, на, зиму, зиме, к, готовятся, звери;

Поляны, лесные, опустели, ветер, только, листьями, шуршит, сухими;

Землю, укроет, снег, белый, скоро, пушистый, до, весны, жители, заснут, лесные.

Спишите предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу. Поставьте вопросы.

Летом в лесу звонко поют весёлые пташки.

Прочитайте предложения. Выпишите сначала главные члены, а потом второстепенные.

1. Весной цветёт душистая сирень.

2. Дикие животные живут в лесах и полях.

3. В пруду быстро плавают зеркальные карпы.

4. Незаметно пролетело жаркое лето.

5. В лужах мокнут осенние листья.

Составьте предложения из трёх слов. Поставьте вопросы к второстепенным членам.

1. Подул . ветер. 2. Улетают . птицы. 3. . каркает ворона. 4. Белка тащит . . 5. Ёжик строит . . 6. Волнуется . рожь. 7. Зеленеет . берёзка. 8. Медведь спит . .

Слова для справок: в берлоге, резкий, громко, орешки, перелётные, золотая, стройная.

Выпишите из предложений слова, связанные между собой (кроме подлежащего и сказуемого). Поставьте вопросы.

1. Лебеди летели из холодной стороны в тёплые земли.

2. На небе был полный месяц.

Выпишите второстепенные члены, которые отвечают на вопрос какой? какая? какие?

Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило белые леса и поля. Только кое-где на пригорке ветер сдул снежный наряд зимы. Там темнела мёрзлая земля. Где-то высоко летала небольшая серенькая птичка — жаворонок. С голубой высоты лилась на землю радостная звенящая песня. В этой песне слышались и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.

(По Г. Скребицкому)

Дополните текст второстепенными членами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?

Далеко-далеко разнеслась . песня жаворонка по . полям, по . лугам и даже по . . трущобам.

И . . барсук, и . медведь, и . букашки слушали песню жаворонка и радовались. Сейчас уже не страшна . стужа . обитателям.

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок: весёлая, безбрежным, цветущим, лесным, глухим, толстый, ленивый, огромный, крохотные, лютая, лесным.

Выпишите из каждого предложения подлежащее и второстепенный член, который с ним связан. Связь установите по вопросу.

1. В доме поселились страшные великаны. 2. В темноте засверкал кошачий глаз. 3. Голубая чашка стояла на столе. 4. Узенькая дорожка вела к пруду. 5. Новая квартира понравилась всем жильцам. 6. Старший брат подсмеивался надо мной. 7. Рыжая белка прыгала с ветки на ветку. 8. Голодный волк рыскал по лесу. 9. За зиму больное крылышко зажило. 10. Еловые лапы скрыли зайца-беляка.

Выпишите из каждого предложения второстепенный член, который отвечает на вопрос как? и сказуемое, с которым он связан.

1. Громко квакают лягушки на болоте. 2. Долго и жалобно выл волк на луну. 3. Крот глубоко зарылся в землю. 4. Спокойно спит медведь в берлоге. 5. Тихо стрекочет кузнечик. 6. Высоко парят ласточки. 7. Медленно и осторожно подкралась лиса к уточке. 8. Ярко горят рябиновые гроздья. 9. Зябко дрожит на ветру молоденькая осинка. 10. Еле-еле слышится звон колокольчика.

Спишите. Задайте вопросы к выделенным словам.

В булочной пахнет

Тестом и сдобой

И свежей доской.

Составьте из слов каждой строчки предложения. Запишите их. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу.

Лежат, спелые, в, корзинах, яблоки.

В, давно, поспели, огороде, помидоры.

Выпишите второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы где? куда? откуда? вместе со сказуемым, к которому они относятся.

1. Птенчик выпал из гнезда. 2. В глубине сада есть красивая беседка. 3. На город спустилась огромная туча. 4. Школа стояла на краю города. 5. Дерево росло у крыльца. 6. Из избушки вышел дряхлый старичок. 7. Ёжик забрался под кровать. 8. Белка отнесла свои зимние запасы в дупло. 9. Пёс отошёл в сторонку. 10. В лесу зацвёл дуб. 11. На груди у птицы перья взъерошились.

Выпишите из предложений сказуемые и второстепенные члены, отвечающие на вопрос когда? которые к ним относятся.

1. Однажды в дверь постучал незнакомый человек.

2. Утром раздался оглушительный звонок будильника.

3. Завтра нужно сдать важную работу.

4. К вечеру поднялся ветер и резко похолодало.

Ответьте письменно на вопросы. Подчеркните главные члены предложения .

1. Когда реки и озёра покрываются льдом?

2. Что любит есть медведь больше всего?

4. Какого цвета незабудки?

5. Где живут слоны?

Составьте и напишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите пары слов, связанных по смыслу и грамматически.

Пчёлка, мёд, старательно, собирает. Села, на, она, ромашку. На, голубой, от, перелетела, ромашку, колокольчик. На, кашку, полетела, потом. Хорошо, труженица, работает, маленькая.

Отгадайте загадку. Спишите, ставя вопрос в скобках перед каждым словом. Подчеркните главные члены. Напишите отгадки.

1. Крашеное коромысло через реку повисло.

2. Белое покрывало на земле лежало.

Прочитайте. Напишите предложения, ставя в скобках вопросы к второстепенным членам.

Муравей спустился (. ) к ручью. Волна захлестнула (. ) его и (. ) чуть не потопила. Голубка несла (. ) ветку. Она бросила (. ) (. ) муравью (. ) в ручей. Муравей сел (. ) на ветку и спасся. (По Л. Толстому)

Напишите по памяти. Подчеркните главные члены предложения. Поставьте от них вопросы к второстепенным.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Выпишите из предложений сказуемые и второстепенные члены, отвечающие на вопрос когда? которые к ним относятся.

1. Днём возвратилась с работы мама.

2. Осенью улетают в теплые края птицы.

3. Грачи вернулись весной в старые гнёзда.

4. Вчера в клубе показывали новый фильм.

5. Клесты высиживают птенцов зимой.

I. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II. Сообщение цели урока

У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –

Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю вас в лесную школу.
Помогите мне объяснить зверятам новую тему.
С уважением…

У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.

Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.

Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.

III. Повторение изученного материала

(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)

Как на письме отделяется одно предложение от другого?

Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.

Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.

(Дети приводят свои примеры )

Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?

Д.- Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Волга и Москва.

Как обозначаются звуки на письме?

Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.

Д.- Гласные и согласные.

У.- Как отличить гласный от согласного?

Д.- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет —
Звук получается гласный!

Как отличить согласный звук от гласного?

Д.- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!

Как пишутся сочетания
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?

Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только «И» всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву «А»!
В сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву «У»!

Как пишутся сочетания ЧК и ЧН?

Эти сочетания пишем без мягкого знака.

(По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)

У. Кто изображен на рисунке?

У.- Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам тему
Просит он.

IV. Объявление темы урока

У. А тема урока – «Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.

У.- Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.

1. Минутка чистописания

У.- Итак, мы попали с вами в лес.

Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС.

У.- Что объединяет эти слова?

Д . Корень, общий смысл.

У .- Какое слово является проверочным для всех слов?

Д.- Слово «лес».

У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.

Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это — имя прилагательное.

У. — Молодцы! Вы справились с этим заданием.

У. — А теперь составим предложение с одним из этих слов.

(Лучшее предложение записывается в тетрадь)

2. Работа над темой урока

У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите ?

У .- Составьте предложение со словом «медвежонок».

Д.- «Медвежонок ест мед».

У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?

У.- Про кого мы не смогли узнать?

У.- Нравится вам такое предложение?

У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?

Д.- «Медведь ест» .

У .- Можно назвать это предложением?

Д.- Да!

У.- Верно, это — предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными . Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.

Прочитаем правило на стр.50 -51 учебника о главных членах предложения.

(Дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)

У.- Так без каких слов не может существовать предложение?

Д.- Без подлежащего и сказуемого.

У.- Какое второе название есть у главных членов?

Д.- Грамматическая основа .

У. — На стр. 51 учебника прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.

Как находить подлежащее и сказуемое,
то есть грамматическую основу предложения

    Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении.

    Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО?

    Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

    Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

    (На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

    (Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)

    Физминутка:

    Руки подняли и покачали –
    Это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули –
    Ветер сбивает росу.
    В сторону руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они тихо садятся
    Покажем –
    Крылья сложим назад.

    V. Закрепление изученного материала

    1. У. — Выполним упражнение № 1 (стр. 52) учебника. Надо письменно ответить на вопросы и записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.

    Например: «Рыба водится в реке» .

    Д.- В предложении говорится о рыбе.

    (Кто?) рыба – это подлежащее, подчеркиваем одной линией.

    Рыба (что делает ?) водится – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.

    У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.

    2. У.- А сейчас выполните упр. № 2 (стр. 52) учебника. Нужно найти в предложениях грамматическую основу и записать в тетрадь.

    (Дети выписывают самостоятельно)


    Ежиха вылезла. Ежата показались.

    3. Самостоятельная работа

    Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке летом.

    У .- Правильно. Она принесла вам задание.

    (Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определитьи подчеркнуть главные члены предложения)

    (Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами)

    VI. Итог урока

    У. Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.

    (Подсчет шишек и выставление оценок)

    У. Чему вы научились на уроке?

    Что понравилось на уроке?

    Цель: Развитие умения находить главные члены предложения, различать подлежащее и сказуемое.

    образовательная: познакомить с алгоритмом поиска главных членов предложения; обобщить и систематизировать знания по теме «главные члены предложения»

    развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся ,формировать навык самоконтроля;

    воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

    Задачи урока:

    Закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения

    Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.

    Развивать орфографическую зоркость на практическом материале

    Формировать умения применять изученные правила правописания.

    Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы.

    Распределите эти слова в группы:

    Снег, хрупкая, пушистое, спешат, машина, читаю

    Задание выполняется детьми на доске, получилось 3 группы.

    -По какому принципу распределили слова?

    -А ещё слова могут выполнять другую роль, хотите узнать какую?

    4. Подготовка к восприятию нового:

    — Когда-то ваши мамы и папы создали семьи и каждый из них стал членом семьи. Потом появились вы и тоже стали членами своей семьи. Похоже ведут себя и слова. Они являются членами предложения. Скоро вы узнаете какими.

    — Составьте из слов предложения:

    ле*ко, с?ехала, с г*ры, на лыжах

    мальчи*ки, сне*ки, в

    -Почему не получаются предложения? ( не хватает слов)

    Добавьте по одному слову в каждую строку и составьте предложения

    — 1. Девочка легко съехала с горы на лыжах.

    2. Мальчишки играли в снежки.

    Дети доказывают расстановку пропущенных букв, записывают предложения в тетрадь.

    — Оказывается есть такие члены предложения, без которых мысль выразить нельзя. Они называются главными. Это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обычно отвечает на вопросы кто? или что?, а сказуемое на вопросы: что делает? что сделал? что будет делать? и другие.

    Подлежащее принято подчёркивать одной чертой, а сказуемое –двумя.

    Главные члены предложения ещё называют грамматической основой.

    -Кто сможет найти в предложении грамматическую основу?

    Капитан ведёт по морю огромный корабль.

    — Найдите подлежащее и сказуемое.

    Подлежащее: кто? капитан, что?корабль

    -как быть? Где подлежащее?

    — Ребята, находить грамматическую основу легче, задавая сразу два вопроса

    кто? что делает? Капитан ведёт.

    5.Игра «Поймай основу»:

    — я читаю предложения, а вы выписываете только основы

    На берёзе сидит снегирь.

    Мальчик ест вкусный торт.

    В классе дети дружат.

    -Определите падеж у подлежащего.

    Подлежащее всегда стоит в именительном падеже. Слово в винительном падеже часто хочет выдать себя за подлежащее. Это ловушка. Как не попасть в неё? (задать два вопроса сразу)

    6.-Выполним упражнение из учебника ( комментирование)

    В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. В глухом лесу сделали отдых.

    — Допишите недостающий главный член предложения

    Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

    Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

    Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

    К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

    Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

    Чем может быть выражено подлежащее

    Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

    Сразу два важных момента

    Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

    Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

    Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

    Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

    Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

    Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

    Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

    Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

    Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

    Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

    Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

    Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

    Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

    Когда подлежащим являются два существительных

    Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

    А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

    Бывают ли предложения с одним подлежащим

    У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

    А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

    Что значит «подлежащее отсутствует»

    Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

    Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

    В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

    Что значит «подлежащее опущено»

    Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

    1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
    2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.


    источники:

    http://infourok.ru/glavnie-chleni-predlozheniya-klass-samraboti-2914592.html

    http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-podlezhaschee