В каких словах есть приставки суффиксы выделите в этих словах

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » русский язык » Значимые части слова (упр. 76-86) Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Значимые части слова (упр. 76-86) Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Упр. 76. Прочитайте.

У лесной избушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой старик.

  • Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Рядом запишите слово, от которого образовались эти слова.

Упр. 77. Прочитайте. Поработайте в парах: образуйте от данных корней однокоренные слова.

Хлеб – хлебный, ход – ходить, гусь – гусенок, мор – уморить, лёд – ледянка, час – часики, цвет – цветной, гор – пригорок, сол – соленый, свет – подсветка, воз – извозчик, сад – садовник.

  • Запишите любую группу образованных вами слов. Выделите в них корень.

Упр. 78. Прочитайте. Обведите лишнее слово в каждом столбике.

  • Выделите корень в однокоренных словах. Устно подберите однокоренные слова к одному из лишних слов.

Железо – железный, железяка

Упр. 79. Прочитайте. Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные.

Упр. 80. Прочитайте приставки и глаголы. Образуйте от любого из данных глаголов однокоренные слова при помощи приставок.

Учить, красить, играть, летать, смотреть, говорить.

  • Запишите глаголы, которые вы образовали. Выделите в них приставки.

Учить, выучить, отучить, доучить, поучить, переучить, научить, заучить, приучить, подучить.

Летать, влетать, отлетать, вылетать, долетать, полетать, перелетать, налетать, слетать, залетать, прилетать, подлетать.

Упр. 81. Прочитайте. В каких словах есть приставки? Выделите приставки.

Собрать, сосна, сонный, сосновый, собеседник, сокол, солить, согреть.

Упр. 82. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах знакомые вам суффиксы.

Жил в озерке

Золотистый карасик.

Карасика – Васик.

Вышли утки на снежок,

На высокий бережок,

Серенькие утки,

Беленькие грудки.

Упр. 83. Прочитайте. Подберите и запишите слова, в которых есть любые из данных суффиксов.

Горошинка, моряк, березка, гномик, беленький, снежок, человечек, кукольник, мягонький, морской, котёнок, лягушонок, автобусный, приветливый, малинка, сливовый, таксист, бабушка.

Упр. 84. Рассмотрите схемы. Прочитайте слова. Определите, какие части есть в каждом слове. Запишите слова соответственно каждой схеме.

Приветливый, пришкольный, природа, почта, пограничники, полоска, народный, награда, наушники, облако.

Упр. 85. Прочитайте. Продолжите обозначать схемой каждое слово в данных предложениях.

Упр. 86. Прочитайте. Разберите слова по составу.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Презентация и конспект » Разбор слов по составу»

Образовательная программа: «Школа России»

Тема: Состав слова. Приставки и суффиксы

Тип урока: комбинированный

Планируемые предметные результаты:

Цель: закреплять знания о роли суффиксов и приставок в словах; развивать навыки разбора слов по составу.

1. Образовательная: содействовать формированию умения разбирать слова по составу.

2. Развивающая: развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.

3. Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня материала.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые личностные результаты: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Используемые ресурсы: учебник, демонстрационный экран.

— Здравствуйте, дети.
— Меня зовут Мария Петровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Вы готовы?
— Отлично, молодцы, присаживайтесь на свои места.
— Ребята, послушайте внимательно скороговорку:
Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Кто сможет ответить, какие здесь встретились однокоренные слова?
— Правильно, молодцы, я вижу, что вы знаете, что такое однокоренные слова и можете их найти.

— Запишите, пожалуйста, число и классную работу. Давайте вспомним, как правильно написать слово «Девятое»?

Присаживаются на свои места.

Слушают внимательно учителя.

— Здесь встретились однокоренные слова такие как: перепел, перепёлку, перепелят.

Записывают число и классную работу. Вспоминают, как правильно написать слово «Девятое».
— Чтобы правильно написать первую безударную гласную «е», нужно подобрать однокоренное слово, в котором будет падать ударение на эту гласную, такое слово – девять. А чтобы правильно написать окончание, нужно подобрать вопрос: число какое? девятое. В вопросе падает ударение на «ое», значит, в окончании пишем «ое».

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».
РУУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
КУУД:
– использовать речь для регуляции своего действия.

— Прочитайте слова, которые на слайде.

— Скажите, пожалуйста, на какие группы их можно разделить?

— Хорошо, а на какие еще группы можно их разделить?

— Правильно, ребята, молодцы.
— Сейчас вам предстоит выполнить задание – записать эти слова в два столбика. В первый столбик вы пишите слова с безударными гласными в корне, а во второй — слова с парными согласными в корне. Но для того, чтобы выполнить это задание, какие правила нам необходимо знать?

— Правильно. Я рада, что вы знаете эти правила.
— Сейчас к доске выйдут два человека. Один будет выписывать слова с безударной гласной в корне, другой -слова с парной согласной в корне, остальные ребята записывают все слова в два столбика у себя в тетрадях. Пишем слова, подчеркивая орфограммы. (вызывает к доске выполнять задание двух учащихся)

— Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
— Найдите и подчеркните имена существительные. Что общего у слов улыбка, соседка, указка? Каким способом они образованы?
— Молодцы, можете присаживаться на свои места.

Один из учеников вслух читает слова, которые на слайде:

цв..тущий, улы..ка, под..рить, зв..нок, сосе..ка, пр..мой, ука..ка, сла..кий.

— Эти слова можно разделить на имена существительные, имена прилагательные и глаголы

— Их можно разделить на слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением и на слова с парными согласными в корне.

— Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением.
— Чтобы определить, какую парную согласную написать в корне слова, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

По вызову учителя выходят к доске два ученика, которые выполняют задание соответствующее требованиям учителя, остальные дети работают в тетрадях по этому же заданию.

Дети проверяют правильное выполнение задания.

— У этих слов общий суффикс -к-.
— Они образованы одним способом (суффиксальным)

Ребята садятся на свои места.

ЛУУД:
– учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей.
РУУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
– вносить необходимые коррективы в действия на сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в письменной речи.
ПУУД:
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– проводить классификацию изученных объектов по заданным критериям.
КУУД:
– строить монологическое высказывание;
– учитывать другое мнение;
– формулировать собственное мнение;
– договариваться и приходить к общему решению.
Предметные УУД:
— находить в словах суффикс;
— применять правила правописания:
1) проверяемые безударные гласные в корне слова;
2) парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Самоопределение к деятельности.

— Обратите внимание на доску. В первой строчке, какое слово лишнее?
1) Гора, пригорок, гореть. (Гореть).
— Почему?

— Во второй строчке, какое слово лишнее?
2) Лето, лётчик, полёт. (Лето).

— В третьей строчке, какое слово лишнее?
3) Кора, корка, покорить. (Покорить).

— Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите его.
— Для чего служат приставки?

— Какое значение имеет в этом слове приставка при-?
— Хорошо, молодцы.
— Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите это слово и его суффикс.
— А для чего служат суффиксы?
— Какие значения слов образуются при помощи суффикса –чик?

— Какие части слова вы ещё знаете?
— А для чего служит окончание?

— А что вы можете сказать о корне?

— Верно, молодцы.
— Давайте с вами сформулируем задачи нашего урока. Что мы сегодня будем делать?

— Лишнее слово гореть

— Потому что это глагол, который обозначает действие, а остальные слова – это имена существительные, которые обозначают предмет.

— Лишнее слово лето, потому что оно обозначает время года, а остальные слова связаны с полётом.

— Лишнее слово покорить, потому что это действие обозначает завоевать кого-то, а слова кора и корка – это покрытие.

— Это слово пригорок.

— Приставки служат для образования новых слов.

— В этом слове приставка при- имеет значение около.

— Это слово лётчик с суффиксом –чик.

— Суффиксы служат для образования новых слов.

— С помощью этого суффикса можно образовать слова, которые обозначают профессию, например, лётчик, грузчик. Также это могут быть слова с уменшительно-ласкательным значением, например, стульчик, пальчик.

— Корень и окончание.

— Оно служит для связи слов в предложении и словосочетании.
— Что корень – это значимая часть слова, потому что без корня слова нет. От корня образуются однокоренные слова.
— Мы сегодня повторим роль значимых частей слова, потренируемся в разборе слов по составу и будем подбирать однокоренные слова.

РУУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– выполнять учебные действия в устной речи.
ПУУД:
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
КУУД:
– строить монологическое высказывание;
– учитывать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные УУД:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Работа по теме урока. Работа по учебнику.

— Сегодня нам на уроке поможет учебник. Давайте откроем стр.55, упр.86. Кто прочитает задание? (указывает на того, кто прочитает задание)

— Какие нам нужно выписать слова?
— Давайте посмотрим на первую строчку. Везде ли со— будет являться приставкой?
— А в каких словах или слове будет являться приставкой?
— Какое слово выписываем из первой строчки?
— Записываем упр.86.
С красной строки ставим цифру 1,с большой буквы пишем слово, выделяем приставку, ставим запятую.
— Давайте, теперь, посмотрим на вторую строчку. В каких словах по- будет приставкой?
— Молодцы, записываем эти слова через запятую, выделяя приставки.

— В третьей строчке, в каком слове или словах на- будет приставкой?
— Верно, записываем это слово после запятой, выделяя приставку.

— Назовите, пожалуйста, слова с приставками.
— Прочитайте второе задание этого упражнения про себя и выполните его самостоятельно. Внизу с красной строки ставим цифру 2 с большой буквы, и через запятую выписываем слова, выделяя суффиксы. Кто-то один выйдет к доске и выпишет слова, выделяя суффиксы.

— Ребят, давайте рассмотрим упр.87. Прочитайте текст.
— Определите тему текста.
— Как бы вы назвали этот текст?
— Сколько частей можно выделить в этом тексте?

— Прочитайте первую часть текста и определите в ней главную мысль.

— Отлично, молодцы.
— Прочитайте вторую часть и определите в ней главную мысль.

— Правильно.
— Теперь давайте с третьей частью также поработаем.

— Сейчас вам предстоит выполнить письменное задание, но нам нужно немножко отдохнуть.

Открывают учебники на стр.55, упр.86. Один из учеников читает задание.
86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.

— Нам нужно выписать слова, в которых есть приставка.

— В слове согреть.

Записывают упр.86;
с красной строки слово согреть, ставят запятую.

по- будет приставкой в словах поездка и поехали.

Записывают слова через запятую, выделяя приставки.

на- будет приставкой в слове наушники.

Записывают слово, выделяя приставку.

1. Согреть, поездка, поехали, наушники.

Ребята читают про себя задание и выполняют его. Внизу с красной строки ставят цифру 2 и через запятую выписывают слова, выделяя суффиксы. Позже учитель вызывает одного ученика к доске, чтобы выписать слова и выделить суффиксы.
2. Цветок, лапка, садик.

Один из учеников читает текст.

— Животные и их детёныши.
— Тетёрка – заботливая мама.

1)На полянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябенькие и пушистые. Они разбежались по поляне. Главная мысль – тетёрка с птенцами вышла на прогулку.
2) Тетёрка нашла муравьиную кучу, разрыла её лапами и заквохатала. Сбежались тетеревята и стали клевать вкусные муравьиные яйца. Главная мысль – тетёрка нашла еду для своих птенцов.
3) Тетёрка стояла в сторонке – поглядывала, не летит ли ястреб, не крадется ли лисица. Главная мысль – мама следит за птенцами.

РУУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПУУД:
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
КУУД:
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные УУД:
– самостоятельно озаглавливать текст;
– выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
– использовать знаково-символические средства — схемы для решения учебных задач;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах приставку, суффикс.

Вы, наверное, устали? (Дети делают вид, что устали)
Встали! Руки вверх подняли! (Дети встают и поднимают руки)
Потянулись высоко (Дети подтягиваются)И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки. (Дети вздыхают и опускают руки «по швам»)
На уроке — не до скуки!
Теперь за парты сели дружно. (Ученики рассаживаются по местам)
Конечно, поработать нужно!

— Итак, выпрямили спинку, настроили внимание, и сейчас давайте выпишем слова с пропущенными буквами и объясним, почему мы вставили ту или иную букву. Записываем упр.87, с большой буквы пишем первое слово, остальные через запятую, выделяя орфограммы.

— Хорошо, молодцы.
— Ребята, опустите глаза вниз. Что изображено внизу страницы? Какие части слова отмечены ?

— Давайте к каждой схеме подберем по два слова и проговорим их морфемы.

— Молодцы, вы правильно выполнили задание.

Записывают упр.87. с большой букву пишут первое слово, остальные через запятую.
— (На) п..ляну— пишем букву о, потому что проверочное слово – поле. Рябен..кие— пишем букву ь, потому что он является показателем мягкости. Пуш..стые — пишем букву и, потому что жи- ши- пишется с буквой и. Разб..жались— пишем букву е, потому что проверочное слово бег. (По) п..ляне – проверочное слово поле, пишем букву о. Мурав..иные – пишем разделительный ь. Сб..жались – пишем букву е – проверочное слово бег. Мурав..иные – пишем разделительный ь. Ст..яла – пишем букву о – проверочное слово стоя. (В) ст..ронке – пишем букву о – проверочное слово стороны. Л..тит – пишем букву е – проверочное слово полёт. Ястре.. – пишем букву б, потому что проверочное слово ястребы. Кр..дется – пишем букву а – проверочное слово подкрадываться. Л..сица – пишем букву и – проверочное слово лис.

— Изображены две схемы слова.
— В первой схеме отмечены корень, суффикс, окончание и основа. Во второй – корень, окончание и основа.
— К первой схеме подойдут слова: тетёрка – корень тетёр-, суффикс –к-, окончание –а, полянка – корень полян-, суффикс –к-, окончании -а. Ко второй схеме подойдут слова: поляне – корень полян-, окончание -е, пёстрая – корень пестр-, окончание – ая.

– применять правила правописания:
1) сочетания жи_ши, в положении под ударением;
2) проверяемые безударные гласные в корне слова;
3) парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
4) разделительные ь и ъ.
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Закрепление изученного материала.

— Сейчас вам предстоит выполнить тест. На листочках указана нумерация, рядом с которой вы поставите ответ, который вы будете считать правильным. После я выведу на экран ключ, по которому вы сверите свои ответы. У кого не будет минусов или будет, но один – ставит себе оценку «5», у кого два минуса – «4», а если минусов, к сожалению, будет больше, чем два- ставит «3».

Выполняют тест. Проверяют свои ответы с ключом. Самооценивают свои результаты.

ЛУУД:
– способность к самооценке на основе критериев успешности\неуспешности учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

— Ребят, ответьте на вопросы:
1. Из каких значимых частей состоят слова?

2. Какие части слова служат для образования новых слов?
3. В какой части слова заключён смысл слова?
4. Как разобрать слово по составу?

— Ребят, вы большие молодцы. Я рада, что вы так хорошо поработали на уроке. До свидания.

— Из приставки, корня, суффикса и окончания.

— Приставки и суффиксы.

— Нужно сначала найти окончание, затем суффикс, корень и приставку.

РУУД:
– выполнять учебные действия в устной речи, во внутреннем плане.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://pushkinsdelal.ru/znachimye-chasti-slova-upr-76-86-kanakina-ru/

http://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-razbor-slov-po-sostavu-5375780.html