В каких словах ик суффикс а в каких часть корня

Примеры слов с суффиксом ик

Примеры слов с суффиксом ик из разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия). Слова из этого списка могут быть полезны при выполнении домашнего задания.

Суффикс -ик образует существительные, обозначающие:

  • лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию (целинник, химик, очник);
  • предмет, предназначенный для чего-либо (чайник, приемник, бумажник);
  • предмет, обозначающий книгу или сочинение (задачник, справочник);
  • пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то (ельник, малинник).

Суффикс -ик может выступать как суффикс субъективной оценки.

Суффикс -ик (билетик, букетик) субъективной оценки, который образует не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.

Поиск ответа

Всего найдено: 28

Вопрос № 251957

Чем является -чик в слове «огурчик»?

Ответ справочной службы русского языка

-Ч- — это часть корня, -ИК — это суффикс.

Вопрос № 242546

Боюсь, что мой вопрос не дошёл, поэтому задаю его второй раз. Разберите, пожалуйста, по составу слова «огурец» и «огурчик». Где корень и где суффиксы?

Ответ справочной службы русского языка

В слове огурец корень огурец. В слове огурчик корень огурч- и суффикс -ик .

Вопрос № 241550

в вопросах ЕГЭ (размещенных в интернете) утверждается, что суффикс «чик» принадлежит слову «шкафчик» (варианты ответов на вопрос «какому слову принадлежит суффикс -чик?»: пончик, мячик, огурчик, шкафчик). Однако во всех учебниках по русскому языку я нашла только то, что «. в суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д — т, з — с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ», «суффикс -чик- пишется после д, т, з, с, ж «. исходя из этого правила, получается, что суффикса «чик» в слове «шкафчик» никак не может быть. В связи с этим вопрос: какой все-таки суффикс в слове «шкафчик» и если это суффикс «чик», то как это соотносится с правилом?
заранее большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правило, о котором Вы говорите, касается существительных со значением лица по роду занятий . Такие существительные, называющие лицо или предмет, производящий действие, образованы с помощью суффикса -чик/-щик и мотивированы они, как правило, глаголами : перевозить – перевозчик, переплетать – переплетчик, обходить – обходчик, обмануть – обманщик . В таких словах, действительно, суффикс -чик пишется только после согласных Д, Т, З, С, Ж; после других согласных пишется суффикс -щик .

Теперь о слове шкафчик. В нем выделяется суффикс -чик , имеющий совершенно другое значение (т. е. здесь перед нами суффиксы-омонимы). Существительные, образованные с помощью данного суффикса -чик , имеют уменьшительное значение и мотивированы они именами существительными : шкаф – шкафчик, сарай – сарайчик , рукав – рукавчик, тулуп – тулупчик, костюм – костюмчик, стакан – стаканчик, самовар – самоварчик, стул – стульчик. Суффикса -щик здесь быть вообще не может.

Что касается других слов из данного задания ЕГЭ, то ни в одном из них нет суффикса -чик . В словах огурчик и мячик выделяется суффикс -ик , а в слове пончик -чик является частью корня.

Вопрос № 241404

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в слове «огурчик» -чик суффикс?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, слово огурчик образовано с помощью суффикса -ик . А буква Ч принадлежит корню. Дело в том, что перед суффиксальным морфом -ик происходит чередование согласных Ц – Ч, а кроме того, исчезает беглая гласная основы. Так огурец превращается в огурчик , то же в словах конец – кончик, рубец – рубчик и т. п.

Вопрос № 240784

Уважаемые коллеги! Почему в слове лесник — н суффикс, а в слове путник — ник.
Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Слово путник образовано от существительного путь с помощью суффикса — ник (путник – тот, кто совершает путь пешком). А слово лесник образовано от прилагательного лесной с помощью суффикса -ик (лесник – лесной сторож, работник лесного хозяйства).

Вопрос № 237093

От названия города Зеленоград — правильно ЗелИк или ЗелЕк ?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически правильно: Зелик. Правило таково: суффикс -ик при склонении сохраняет гласный звук, суффикс -ек имеет беглый гласный, например: листик — листика , но: краешек — краешка . Поэтому: Зелик – Зелика.

Вопрос № 236625

Как правильно разобрать по составу слово «шестиклассники»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 235301

Как найти корень в следующих словах: праздник, праздновать, празднество? Дело в том, что словообразовательный словарь З.А.Потихи указывает на корень ПРАЗДН- в этих словах. А вот в словообразовательном словаре А.Н.Тихонова существительное праздник (без всяких объяснений) представлено не только как непроизводное, но и как нечленимое на морфемы, т.е. корнем слова праздник является ПРАЗДНИК. Я знаю, что возможны два подхода к морфемному членению основы: формально-структурный (словарь З.А.Потихи) и формально-смысловой (словарь А.Н.Тихонова). Учителя в некоторых школах, ничего не объясняя, исправляют выделенный в слове праздник корень ПРАЗДН- на ПРАЗДНИК, ссылаясь на словарь А.Н.Тихонова. Но как это объяснить вдумчивому третьекласснику, обладающему приличным словарным запасом и знающему такие родственные слову праздник слова, как праздновать и празднество? Как объяснить этому третьекласснику, почему его приятеля, обучающегося в соседней школе, учат выделять в слове праздник корень ПРАЗДН-? Трудно представить такую ситуацию, когда в одной школе пятью пять будет двадцать пять, а в другой — двадцать шесть (без всяких объяснений, просто со ссылкой на новомодный справочник, выпущенный гигантским тиражом). При выделении корня слова праздник именно эта ситуация и наблюдается: учителя отказываются объяснять, почему корнем является ПРАЗДНИК. Ответ один — так написано в новомодном словаре.

Ответ справочной службы русского языка

Подход А. Н. Тихонова понятен: суффикс -ИК в том значении, в котором он встречается в слове _праздник_, больше нигде не употребляется. Это служит основанием для выделения корня _праздник_. В то же время однозначно определить, кто прав в этой ситуации, нельзя.

Вопрос № 234829

Добрый день, Справочное Бюро! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: Лилечка или Лиличка. Я всегда считала, что надо писать Лилечка, а подруга утверждает обратное.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. В уменьшительных формах мужских и женских имен пишется суффикс _-ечк-_ или _-очк-_: _Ниночка, Аллочка, Вовочка; Ванечка, Олечка, Раечка, Лилечка_. Написания типа _Володичка, Раичка_, как и традиционное в современных текстах стилизованное написание _Веничка Ерофеев_, отклоняются от современной нормы. Однако пишутся с _-ичк-_ слова, образованные от существительных с основой на _ -ик -, -иц-_, например: _Эдик – Эдичка_.

Вопрос № 222249

Добрый день! Попробовала ответить на тесты ЕГЭ по русскому языку, озадачил такой момент: на вопрос, в каком слове есть суффикс «чик» — «шкафчик» или «огурчик» — правильный ответ «шкафчик». Какой же суффикс в слове «огурчик»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В слове _огурчик_ суффикс _ -ик _. А _ч_ — часть корня (происходит чередование согласных Ц-Ч).

Вопрос № 219531

Готовим статью в журнал. Текст — обзор фильмов. Форма изложения близкая к разговорной речи, так что в тексте встречается «ЧЕЛОВЕКОПАУК» (или «человеко-паук» — как правильно?). И еще. Есть фильм «Люди Х». В журнале настаивают на варианте написания «икс», поскольку «Х» многими воспринимается как буква «ха». Как в таком случае следует называть персонажей этого фильма: Люди Икс (но ведь это не имя собственное, а понятие, обозначающее группу персонажей, вряд ли оба слова с прописной?); Люди -ик с (но разве «икс» — это приложение?); Люди икс; люди «икс»; люди икс? Желательно не просто ответить «пишите так-то», а дать ссылку на правила или хотя бы на логику языка — почему предпочтителен именно такой вариант, а не другой. Помогите решить проблему! Кстати, попутно еще вопрос: если через дефис, то склонять ведь нужно оба слова — людей -ик сов, людям -ик сам? Да? Вариант Иксмены тоже не подходит: отвергнут учредителем журнала, должны фигурировать «люди», как в названии. Извините за длинный вопрос. И спасибо за ваш труд, за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Сложные слова с соединительной гласной _о_ пишутся слитно, ср.: _человекобог, обезьяночеловек_. Сочетания с неизменяемой второй частью пишутся через дефис: _люди -ик с, людей -ик с_.

Вопрос № 209801

Добрый день! Вопрос, скорее, шуточный, но тем не менее: Есть такой город недалеко от Москвы — называется Зеленоград. Как правильно построить для этого слова уменьшительную форму: «Зелек» или «Зелик»? Заранее спасибо, =Андрей

Ответ справочной службы русского языка

Такое название будет подчиняться общему правилу: суффикс _ -ик _ при склонении сохраняет гласный звук, суффикс _-ек_ имеет беглый гласный, например: _листик — листика_, но: _краешек — краешка_. Поэтому: _Зелик_ (_живу в Зелике_).

Вопрос № 206448

Подскажите, как склоняются фамилии, оканчивающиеся на -ук, -ик , -юк?

Ответ справочной службы русского языка

Мужские фамилии, оканчивающеся на согласный, склоняются, соотносительные женские — нет.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Тема урока: Правописание суффиксов и приставок

Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Основные термины и понятия:

«Суффикс» «приставка», «корень слова».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.

Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-

Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.

Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.

Задания тренировочного модуля:

Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.

Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.

НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.

Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.

Слова с суффиксом -ек

Слова с суффиксом -ик

Задания контрольного модуля

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.

Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.

Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.


источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D0%B8%D0%BA&start=15

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3907/conspect/