В каких словах правописание приставки определяется ее значением приближение

Правописание приставок пре и при

О чем эта статья:

Приставка пре-

Приставка пре- пишется в следующих случаях:

Когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру: превосходный, превозносить, преувеличивать, преинтересный. В этом случае еще можно заменить приставку на слова «очень», «весьма».

Когда она близка по значению к приставке пере- в значении «через», «по-иному»:

преграда, сравним — «перегородить»,

преступить черту, сравним – «переступить».

Теперь мы знаем, когда пишется приставка «пре».

Приставка при-

Приставка при- придает словам следующие значения:

Близости, непосредственного примыкания к чему-то: приморье, прибрежный, придорожный, приволжский;

Приближения, добавления, присоединения: прибежать, приделать, пристроить, приписать, прикупить;

Совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: прилечь, присесть, приподнять, приоткрыть;

Доведения действия до определенного результата: приготовить, приласкать, примирить, примерить;

Совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать, прислушаться;

В глаголах с суффиксами -ыва, -ива, -ва — значение сопутствующего действия: приговаривать, пританцовывать, припевать.

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Для удобства оформили правила написания приставок пре- и при- в виде таблицы — удобно сохранить на смартфон или распечатать и хранить в учебнике.

Правописание приставок пре- и при-

Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).

Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).

Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).

Добавление, присоединение: приделать, прикупить.

Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);

Завершенное действие: приготовил, примирил.

Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;

Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.

Если под рукой нет таблицы, можно использовать вот такой алгоритм написания приставок «при» и «пре»:

Особые случаи написания пре- и при-

Интересный факт: гласная в приставке влияет на смысл слова.

Как различать и писать близкие по звучанию, но разные по значению слова с приставками пре- и при-:

Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.

Призрение — попечение. Приставку при- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.

Приёмник — это аппарат.

Преемник — человек, к которому перешли чьи-либо полномочия.

Преходящий — то, что проходит.

Приходящий — тот, кто приближается.

Претворить можно мечту. Приставка пре- сходна по своему значению с пере-, то есть мечта перерождается и становится реальностью.

Притворить можно дверь — прикрыть, закрыть, но не полностью.

Предать можно близкого человека.

Придают значение — мотив присоединения.

Претерпеть — почти то же, что и перетерпеть, переждать.

Притерпеться — завершить действие.

Преклоняют колени или голову.

Приклонить можно ветку к земле.

Невозможно применить правило написания приставок пре- и при-:

к заимствованным из других языков словам

к словам, в которых сложно определить значение приставки

Такие слова лучше запомнить или уточнять орфографию в словаре:

прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет

препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект

В каких словах правописание приставки определяется ее значением приближение

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».

— (1)Бабуля, это к тебе, — сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

— (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, — сказала она.

— (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

— (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

— (13)Это же всё ненастоящее!

— (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, — пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. — (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

— (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

— (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? — почти весело удивилась она.

— (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.

— (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

— (24)А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. — (25)Музей не возьмёт копии.

— (26)Не возьмёт, и вы не берите. — (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. — (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

— (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

— (34)Трус несчастный, — вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. — (35)Только пикни у нас.

— (36)Всё равно нельзя, — горячо и непонятно зашептал мальчик.

— (37)Молчи лучше! — оборвала его девочка. — (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

— (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну.

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

— (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

— (49)Нету, — тихо сказала Таня. — (50)Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

* Васильев Борис Львович (1924) — русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие. », «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Укажите ошибочное суждение.

[с’ир’йознава] — 10 звуков, 10 букв.

Правильный ответ указан под номером 4.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Русский язык — один из богатейших языков мира. В словаре В. И. Даля более двухсот тысяч слов. И, конечно же, этим богатством нужно умело пользоваться. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Для подтверждения справедливости слов Паустовского обратимся к тексту Бориса Васильева. На примере предложения 52, в котором автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как метафора, нетрудно убедиться в этом. Метафора «он угас» передает горе матери, безвозвратно потерявшей сына, и одновременно подчеркивает, что жизнь ее сына была яркой, светившей людям подобно огню. В предложении 53 также используются слова в переносном значении в составе метафор для передачи переживаний героини и раскрытия авторского замысла. Яркий образ материнской любви и материнского горя, заполонившего все ее существо после гибели сына, передан метафорами: «вынули из её души», и «ослепла и оглохла … её душа»

Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание К. Г. Паустовского о том, в нашем языке достаточно слов, чтобы передать все наши чувства, переживания, настроения.

Приставки пре- и при-

Правило напи­са­ния при­ста­вок пре- и при- заклю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии их смыс­ла, кото­рым они обла­да­ют в слове.

В соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка пишем при­став­ку пре- в зна­че­нии «очень», «весь­ма» в сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих высо­кую сте­пень каче­ства или дей­ствия (пре­ми­лый, пре­успе­вать) или в том слу­чае, когда при­став­ка близ­ка по смыс­лу пере- (пре­одо­леть). Приставка при- пишет­ся в зна­че­нии бли­зо­сти, при­со­еди­не­ния, при­бли­же­ния, непол­но­го дей­ствия, дове­де­ния дей­ствия до кон­ца, сопут­ству­ю­ще­го действия.

Приставка при-

В мор­фем­ном соста­ве слов смыс­ло­вая при­став­ка при- име­ет сле­ду­ю­щие значения:

— крат­ко­вре­мен­ность или непол­но­та действия:

— дове­де­ние дей­ствия до конца:

совер­ше­ние дей­ствия в чьих-либо интересах:

при­сво­ить, при­пря­тать, прикарманить.

В ряде слов зна­че­ние при­став­ки при- затем­не­но. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке её зна­че­ние невоз­мож­но выяс­нить, поэто­му напи­са­ние этих слов с бук­вой «и» сле­ду­ет запом­нить. Этимологическая при­став­ка не выде­ля­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве слов и ста­ла частью их корня:

Приставка пре-

Приставке пре- обра­зу­ет при­ла­га­тель­ные и наре­чия со зна­че­ни­ем пре­дель­но­го каче­ства и соот­но­сит­ся по зна­че­нию со сло­ва­ми «очень» или «весь­ма»:

  • пре забав­ный (очень забавный);
  • пре дерз­кий (очень дерзкий);
  • пре слад­кий (весь­ма сладкий);
  • пре широ­кая ули­ца (очень широкая);
  • уда­рить пре боль­но;
  • почув­ство­вать себя пре непри­ят­но.

В соста­ве гла­го­лов при­став­ка пре- обо­зна­ча­ет интен­сив­ное дей­ствие, пре­вос­хо­дя­щее опре­де­лён­ную меру или границу:

В неко­то­рых сло­вах при­став­ка пре- име­ет зна­че­ние, близ­кое по смыс­лу к при­став­ке пере-:

  • пре лом­лен­ный луч (пере­ло­мить);
  • пре рван­ный раз­го­вор (пере­стать разговаривать);
  • пре гра­да (пере­го­ро­дить);
  • пре воз­мочь боль (пере­си­лить);
  • пре одо­леть труд­но­сти (пере­одо­леть).

Но в ряде слов, заим­ство­ван­ных из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, эта смыс­ло­вая при­став­ка не выде­ля­ет­ся, поэто­му их напи­са­ние све­ря­ем по орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю и запо­ми­на­ем их:

В корне мно­гих ино­языч­ных слов пишет­ся началь­ное пре- или при-:

  • пре­лю­дия, пре­тен­дент, пре­це­дент, пре­зи­ди­ум, пре­зи­дент, пре­мье­ра, пре­па­рат, пре­фе­ранс, пре­зент, пре­ми­ро­вать, пре­ва­ли­ро­вать, пре­ам­бу­ла, пре­стиж, пре­тен­зия, прерогатива;
  • при­ват­ный, при­ви­ле­гия, при­ма­дон­на, при­мат, при­ми­тив­ный, при­о­ри­тет.

Необходимо научить­ся раз­ли­чать сход­ные по зву­ча­нию, но раз­ные по смыс­лу и пра­во­пи­са­нию слова.

РАЗЛИЧАЕМ:

  • прибывать(при­хо­дить или при­ез­жать)пребывать(нахо­дить­ся)в неве­де­нии;
  • придание оттен­ка — преданье ста­ри­ны, предавать­ся веселью;
  • придать(доба­вить) уско­ре­ниепредать вра­гу;
  • приёмник (радио) — преемник (после­до­ва­тель);
  • предел (гра­ни­ца) — придел (боко­вой алтарь в церкви);
  • презирать (отно­сить­ся пре­не­бре­жи­тель­но) — призирать сиро­ту, ста­ри­ка (дать при­ют, про­явить заботу);
  • прекло­нять­ся (перед лич­но­стью) — прикло­нить голо­ву (най­ти приют);
  • претво­рить в жизнь (осу­ще­ствить) — притво­рить дверь (при­крыть);
  • престу­пить закон (нару­шить) — присту­пить к делу (начать дело);
  • преходя­щие забо­ты (вре­мен­ные, непо­сто­ян­ные) — приходя­щий (на вре­мя) врач, няня;
  • преврат­ный (иска­жен­ный) — приврат­ник (сто­рож);
  • претер­петь (пере­тер­петь) жару, болезнь — притер­петь­ся к жаре (при­вык­нуть);
  • непрелож­ная исти­на (неоспо­ри­мая) — приложить (поло­жить вплотную).

Видеоурок


источники:

http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=9969

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/pristavka/vyibor-v-napisanii-pristavki-pri-i-pre.html