В каких словах суффикс ищ

В каких словах суффикс ищ

У существительных среднего рода суффикс — ищ — не всегда увеличительный: – помещение для жилья.

Существительные мужского рода с суффиксом — ищ — имеют нетипичные окончания: в ед. ч. , во мн.ч. – . Склоняются такие слова, как существительные 2-ого склонения: и.п. (в.п.) ; р.п. из ; д.п. и т.д.
1. Существительные среднего рода с суффиксом — ищ — относятся ко 2-ому склонению: и.п. (в.п.) ; р.п. ; д.п. и т.д. Во множественном числе именительного падежа имеют окончание — а : .
2. Cуффикс — ищ — у существительных среднего рода может быть увеличительным , кроме того, с его помощью образуются новые слова без увеличительного значения: , , .

б о мбоуб е жище

Существительные женского рода с суффиксом — ищ — имеют окончание -а в единственном числе в именительном падеже и относятся к 1-ому склонению: и.п. ; р.п. ; д.п. и т.д.
Существительные мужского рода с увеличительным суффиксом имеют омонимы среди слов среднего рода, у которых этот суффикс не увеличительный – он придаёт им другое значение.

город и ще, м.р. – огромный город

городище, с.р. – место, где в древности был город или укрепленное поселение

костр и ще , с.р. – очень большой костер

костр и ще, с.р. – место, на котором когда-то разжигали костер

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

Мария Мерзлякова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока русского языка на тему:

«Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Учитель: ___Абишева Е. А.

Методист: ___Наумова Н. В.

Дата проведения: 15.03.19

Класс: 3

Тема урока: написание существительных с суффиксом –ищ-

Цель урока: сформировать усвоение учащимися правила правописания суффикса -ищ- у существительных.

Задачи урока:

-закрепить умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

-формировать умение правильного написания окончания существительных с суффиксом –ищ- ;

-закрепить умение находить в словаре необходимую информацию;

-развивать логическое мышление, внимание;

-формировать учебную мотивацию;

-развивать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ход урока.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Все ли у вас есть на парте, учебник,тетрадь, пенал.

II .Мотивационный этап

Прозвенел звонок для нас,

Мы пришли учиться в класс.

Будем мы старательны,

Будем мы внимательны.

-Откройте свои тетради, напишите число, классная работа.

-Сейчас мы проведем с вами словарный диктант. Записывайте слова в тетрадь.

-Хоккей, декабрь, орех, чувство, космос, космонавт, победа, трактор, горячий, кровать, экскурсия, молоток, рисунок, дорога, расстояние, обед, винегрет, потом, метро.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрите на доску, проверьте, так ли у вас написаны слова.

IV. Актуализация опорных знаний

-Скажите, если предмет был обычным, а стал огромным, то как мы скажем?

-Например: слон-слонищ_, нога-ножищ_,зуб-зубищ_,комар-комарищ_.

-Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова (суффикс –ищ-)

-Что не дописано у этих слов (окончания)

-Какие окончания мы должны дописать в этих словах?

V. Выявление места и причины затруднения, целеполагание.

-А мы точно можем сказать, какие окончания мы должны дописать?

-Или мы должны знать какие-то правила для правильного написания окончаний с этим суффиксом?

-Так какую же цель мы с вами сегодня поставим? (научиться писать окончания существительных с суффиксом –ищ-)

VI.Построение проекта выхода из затруднений.

-Что нужно сделать, чтобы узнать, какие окончания нужно писать у существительных с суффиксом –ищ-?

-Давайте понаблюдаем и найдём закономерность, и сами выведем правило.

VII. Реализация проекта

-Откройте учебники на странице 79. Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)

-Давайте и мы найдём эти существительные, о которых говорит Миша. (дети открывают ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ)

-Откройте словарь на –А, на –ища.

-Прочитайте по цепочке слова, которые вы там видите. Скажите, от какой основы они образованы, какого рода эти слова.

-А теперь откройте словарь на –Е, на –ище.

-По цепочке прочитайте список слов, и скажите, от основ каких слов они образованы. Сразу называйте род слова. (например зубище-от основы слова зуб-мужской род)

-Давайте сделаем вывод:

1)-Скажите, так почему слова заканчиваются на –а?

(Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.)

2) — А почему у слов окончание –е? (Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е)

3) Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ РОД того слова, от ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (да)

4) Одинаковые ли окончания у слов мужского рода и среднего рода с этим суффиксом? (Да,одинаковые. Окончание –е).

-Прочитайте текст в рамочке на странице 81. (ученик читает вслух)

-Да,молодцы! Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а, если слово, от основы которого оно образовано женского рода. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода.

-А как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище (мой больной зубище, т. к. зубище образовано от основы зуб-мужской род)

-А как правильно: какой сильный морозище или какое сильное морозище (какой сильный морозище,т. к. морозище образовано от основы мороз-мужской род)

VIII. Первичное закрепление с проговариванием

-Найдите упражнение 92.

-Прочитайте пересказ текста. (попросить одного ученика прочитать вслух)

(Два приятеля Славочка и Боренька МИРНО беседуют. Один сидит на скамеечке,а другой на заборчике. В руках у каждого — тетрадочка и карандашик. Потом они ССОРЯТСЯ, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька, а Славище и Борище. Заборчик теперь — заборище, а скамейка — скамеища. В руках у каждого — тетрадища и карандашище.)

-Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. (тетрадочка-тетрадища,карандашик-карандашище,Славочка- Славище, Боренька-Борище, заборчик-заборище)

-Запишите в тетрадь эти слова парами. В скобках укажите род исходного слова.

-Найдите упражнение 45 в тетрадях. (если дети поняли упражнение 42,то данное упражнение выполняют самостоятельно)

(Лялечка прыгнула с дерева,

Чудищ. (___) прыгнуло к ней,

Сцапало бедную лялечку

И убежало скорей.

На маяк идёт рабочий.

Наверху фонарищ. (___)

-Прочитайте отрывки стихотворений.

-Найдите слова с пропущенными окончаниями. Выделите в них суффикс. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания. (чудище:чудо,ср. р.,фонарище: фонарь,м. р. ,пожарище:пожар,м. р.)

-Найдите в одном из отрывков существительное с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова», которую нельзя проверить,- это словарное слово. Подчеркните его желтым карандашом.

-Какое это слово? (лестницею)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

-Найдите в учебнике упражнение 93.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

Непомерной силищи. (выделенное.)

В преогромной ямище (выделенное)

У своих,у любящих

Папищи (выделенное) и мамищи. (Веделенное)

-Выпишите выделенные слова столбиком. Окончания пока не пишем! Рядом напишите слово, от основы которого оно образовано, укажи род исходного слова. Допишите самостоятельно окончания.

-Миша написал такие окончания : папище, мамища. (правильно)

-Маша написала такие окончания: папища, мамища.

-С кем вы согласитесь? А почему?

-Найдите упражнение 46 в тетрадях.

-Из упражнения 45 выпишите 6 слов с орфограммой «безударный гласной в корне слова, проверяемый ударением». Орфограмму подчеркните. Рядом напишите проверочные слова.

Задание выполняем самостоятельно. Проверка с образца.

Правописание суффиксов существительных

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

В боль­шин­стве суф­фик­сов суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ные «о» и «е», «и» или «е». Укажем пра­ви­ла, с помо­щью кото­рых мож­но выбрать пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­сов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипя­щих и т. д. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных и при­ве­дем в ней при­ме­ры слов.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных име­ют тра­ди­ци­он­ное напи­са­ние с бук­вой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.

Какие бывают суффиксы существительных?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов существительных:

  • суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суффиксы);
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.

Примеры:

  • кир­пич — кир­пич ик
  • лепе­сток — лепе­сточ ек
  • посла­нье — посла́нь иц е
  • пуго­ви­ца — пугов ич к а
  • Таня — Тан ечк а
  • тётя — тёт еньк а
  • чер­но­сли­ви­на — чер­но­слив ин к а
  • гор­ло — горл ышк о
  • кума — кум ушк а
  • горе — гор юшк о
  • туф­ля — туфл ищ а.

Словообразовательные суффиксы

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  • белый — бел изн а
  • варить — вар ев о
  • сту­чать — стук отн я
  • хва­стать — хваст овств о.

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем примеры.

Правила написания суффиксов существительных

СуффиксыОсобенности пра­во­пи­са­нияПримеры
-ек-

-ик-/-чик

В суф­фик­се -ек- пишет­ся бук­ва «е», если в фор­ме р.п. она ста­но­вит­ся беглой.
При скло­не­нии суф­фикс -ик- сохра­ня­ет бук­ву «и».
венич ек (венич к а)
дожд ик (дожд ик а)
-ок-

-ек-

После шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся -ок,
без уда­ре­ния — -ек-
баш­мач ок
друж ок
но
цве­точ ек
горош ек
-ец-

-иц-

Суффикс -ец обра­зу­ет сло­ва муж­ско­го рода.
Суффикс -иц- вхо­дит в состав слов жен­ско­го рода.
У сущ. ср. рода пишет­ся суф­фикс -ец-, если уда­ре­ние пада­ет на -цо.
Суффикс -иц- пишет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на основу.
мороз ец
кра­сав ец
рож иц а
книж иц а

бель ец о́
серебр ец о́
зда́нь иц е
-инк-

-енк-

Суффиксы -ин-к- име­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от сущ. с суф­фик­сом -ин-.

Суффикс -енк- пишет­ся в осталь­ных случаях.

пере­клад ин к а
ссад ин к а
беж енк а
неж енк а
-ушкк-

-ышк-

Сущ. ж.р. и оду­шев­лен­ные сущ. м.р. после суф­фик­сов -ишк-, ушк-/-юшк- име­ют окон­ча­ние .

Сущ ср.р. и неоду­шев­лен­ные сущ. м.р. име­ют окон­ча­ние .

трав ушк а
дол юшк а
воробь ишк а
пальт ишк о
ум ишк о
голос ишк о
-ич-к-

-ечк-

Суффиксы -ич-к- пишут­ся в сло­вах, обра­зо­ван­ных на -иц-(а).

Суффикс -ечк- обра­зу­ет осталь­ные существительные.

луко­ви­ца → луков ич к а
ули­ца → ул ич к а
сито → сит ечк о
бума­га → бумаж ечк а
-оньк-/-онок-

-еньк-

Суффикс -оньк-/онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных кор­ня и после шипя­щих под ударением.
Суффикс -еньк- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и гласных.
лапа → лап оньк а
скворч онок
душ еньк а
Зо еньк а
-ищ-С суф­фик­сом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишет­ся окон­ча­ние ,
у суще­стви­тель­ных ж.р. — .
вели­кан ищ е
болот ищ е
ску­кот ищ а
гряз ищ а
-чик-

-щик-

Суффикс -чик пишет­ся после соглас­ных осно­вы д, т, ж, з, с.
В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -щик-.
раз­ве д чик
пуле­ме т чик
пере­бе ж чик
зака з чик
под­пи с чик
фонар щик
выдум щик

Правописание без­удар­ных суф­фик­сов -иц- и -ец- мож­но про­ве­рять скло­не­ни­ем. Если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го глас­ная суф­фик­са выпа­да­ет (хле́бец — хле́бца), то пишет­ся суф­фикс -ец-. Если глас­ная сохра­ня­ет­ся, в сло­ве пишет­ся суф­фикс -иц- (лужи­ца — лужи­цы).

Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  • виш­ня — вишен к а
  • баш­ня — башен к а
  • сос­на — сосен к а.

В их мор­фем­ном соста­ве нет суф­фик­са -енк-, а появ­ля­ет­ся в осно­ве сло­ва бег­лая глас­ная «е» после шипя­ще­го или мяг­ко­го согласного.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во. Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском языке.

Суффиксы, написание которых запомним

Всегда с бук­вой «о» в без­удар­ном поло­же­нии пишется

1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных прилагательных:

  • кра­си­вый → крас от а
  • бед­ный → бедн от а
  • право­та → прав от а

2. суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от глаголов:

  • бегать → бег отн я
  • ругать → руг отн я
  • тол­кать → толк отн я

3. суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и причастий:

  • вялый → вял ость
  • дикий → дик ость
  • обид­чи­вый → обид­чив ость
  • воз­буж­дён­ный → воз­буж­денн ость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кол­до­вать → колд овств о
  • воро­вать → вор овств о
  • сва­тать → сват овств о.

С бук­вой «е» пишут­ся суф­фик­сы после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

1. суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кру­жить → круж ев о
  • курить → кур ев о
  • месить → мес ив о
  • топить → топл ив о
  • нищий → нищ енств о
  • пер­вый → перв енств о
  • жуль­нич еств о
  • кустар­нич еств о

С бук­вой «и» пишут­ся все­гда суф­фик­сы -изн- и -ин-, обра­зу­ю­щие суще­стви­тель­ные от прилагательных:

  • голу­бой → голуб изн а
  • новый → нов изн а
  • пря­мой → прям изн а
  • глу­бо­кий → глуб ин а
  • седой → сед ин а
  • быст­рый → быстр ин а.

Традиционные напи­са­ния суф­фик­сов суще­стви­тель­ных с бук­ва­ми «о», «е» или «и» сле­ду­ет запом­нить или справ­лять­ся о них в словаре.

Правописание гласных в суффиксах существительных

Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му написанию.

Видеоурок «Правописание суффиксов существительных (6 класс)»


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-ruskomu-jazyku.html

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov.html