В каких случаях следует писать суффикс ущ

Тест 1. Тема «Причастие»

Тест 1. Тема «Причастие»

А. шумный класс; Б. дремучий лес; В. спелый крыжовник; Г. шумящий ручей.

А. освещенный лампой; Б. увлекающийся человек;

В. стелющийся туман; Г. дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего вре­мени:

А. — уч-; Б.-ем; В.-енн-; Г.-ющ-; Д. -вш-; Е.-ящ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс -ущ-?

А. хвал..ийся успехами; Б. дыш..ий тяжело;

В. хлопоч..ий о детях; Г. держ..ий знамя.

5. В каких случаях следует писатье?

А. слыш..вший разговор; Б. наде..вшийся на удачу;

В. насто..нный чай; Г. замеч..нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать -нн-:

А. плете..ая из веток корзина; Б. трава скоше..а;

В. некраше..ый стол; Г. разброса..ые вещи. 7. В каком сочетании не пишется раздельно?

А. (не) просохшая земля; Б. картина (не) окончена;

В. (не) усиливающийся, а затихающий дождь; Г. (не) крашеный забор.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

А. груженый вагон — страд, причастие прошед. времени;

Б. висячий замок — дейст. причастие прошед. времени;

В. накрытый стол — страд, причастие прошед. времени;

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется ё-:

А. луж..к; Б. свинц..вый; В. реш..нный; Г. руч..нка.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препи­нания?

А. В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной се­дой паутине.

Б. В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

В. Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

Г. Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уно­сились вдаль.

11. От какого глагола можно образовать страдательные причас­тия настоящего времени?

А. есть; Б. слышать; В. бить; Г. жевать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

А. Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.

Б. Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

В. Туристы, преодолевающие горный перевал, добрались до лагеря.

А. спеющая рожь; Б. лаявшая собака;

В. гремучий газ; Г. накрытый стол.

А. расчищенная дорожка; Б. читающий мальчик;

В. развевающиеся знамена; Г. очарованный музыкой.

3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего вре­мени:

А. — енн — Б. — вш; В. -т-; Г. — им-; Д.-ем-; Е.-ущ-.

А. бор..щийся за первенство; Б. клокоч..щий океан;

В. кле..аяся бумага; Г. стро..ийся стадион.

5. В каких случаях следует писать е-?

А. зате. вший спор; Б. завис..ший от родителей;

В. сдерж..нный шепот; Г. Закле..нный конверт.

6. В каких случаях следует писать одну букву -н-?

А. собра..ый урожай; Б. деревья подреза..ы;

В. некоше..й луг; Г. заплете..ая коса.

7. В каком сочетании не пишется слитно?

А. еще (не) обжитый край. Б. (не) погасший костер.

8. ничем (не) нарушаемая тишина; Г. трава (не) скошена.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические

А. горящие дрова — имя прилагательное;

Б. несжатые колосья — страд, причастие прошед. времени;

8. заросший пруд — имя прилагательное;

Г. написанное письмо — дейст. причастие прошед. времени.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется о-:

А. окруж..нный; Б. плюш..вый; В. девч..нка; Г. вооруж..нный.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препи­нания?

А. Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

Б. Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

В. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

Г. Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

11. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

А. кричать; Б. рассматривать;

В. заполнять; Г. перечитывать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

А. Ребята, сделавшие модели, были премированы.

Б. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

В. Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

Тест 1. Тема «Причастие»

Тест 2. Тема «Причастие»

1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

1. Признаки существительного.

2. Признаки прилагательного.

3. Признаки глагола.

4. Признаки наречия.

2. Какое слово в предложении является при­частием?

Продолжаю прерванный мною рассказ.

3. Что обозначает причастие как особая фор­ма глагола?

1. Признак предмета (качество).

2. Признак действия.

3. Признак признака.

4. Признак предмета по действию.

4. Какое утверждение является правильным?

1. Причастие изменяется по родам, числам и паде­жам, обладает краткой формой (для некоторых ти­пов причастия), согласуется с именами существи­тельными и выполняет роль определений или ска­зуемых.

2. Причастие изменяется по лицам и числам, вы­полняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим, как глагол.

5. Определите глагольный признак причас­тия — вид:

А. Несовершенный вид. Б. Совершенный вид.

1. Читающий, решавший, хранимый, сеянный,

2. Прочитавший, решивший, сохраненный, засеянный.

6. Какое причастие соответствует следующим глагольным признакам: несовершенный вид, настоящее время?

1. Загоревшийся дом.

2. Загорающий на пляже.

3. Загоревший до черноты.

7. Какие причастия соответствуют следующим глагольным признакам: совершенный вид, прошедшее время?

1. Устремившийся вниз,

2. Устремляющийся поток.

3. Устремлённый в потолок взгляд.

8. Если действительные причастия обознача­ют признак, создаваемый действием само­го предмета (активный признак), то ука­жите, какие слова являются действитель­ными причастиями.

1. Озаряющийся небосклон.

2. Озарённый солнцем.

В. Озарившийся край неба.

9. Если страдательные причастия обознача­ют признак, который создается у одного предмета, испытывающего воздействие другого предмета (подвергаемого воздей­ствию), то укажите, какие слова являются страдательными причастиями.

1. Хранящий тайну.

2. Бережно хранимый.

В. Сохранивший достоинство.

4. Сохранённый бабушкой альбом.

10. Что такое причастный оборот?

1. Причастие с определяемым словом.

2. Причастие с зависимыми от него словами.

11. Укажите первое и последнее слово прича­стного оборота.

1. Среди садов, огородов, сараев и флигелей, составляв­ших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно.

А. Флигелей — составлявших, Б. Составлявших — места.

В. Совокупность — места.

2. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный.

А. Замок — напоминавший. Б. Напоминавший — калач.

12. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждой цепочки действительных причастий настоящего време­ни.

1. Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2. Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

А. Суффиксы -ущ-/-ющ- для причастий от гла­голов I спряжения.

Б. Суффиксы -ащ-/-ящ — для причастий от гла­голов II спряжения.

13. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждой цепочки стра­дательных причастий настоящего времени.

1. Пробива..мый, перестраива. мый, леле. мый.

2. Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

Б. Суффикс -им- для причастий от глаголов П спряжения.

14. С помощью каких суффиксов образованы страдательные причастия прошедшего вре­мени, если известно, что от глаголов II спряжения с основой на –и — они образуются с помощью суффикса -енн-?

1. Расстрел…ый, просе…ый, \ обве…ый.

2. Засел…ый, побел…ый, утрач…ыи.

А. Использован суффикс -енн-.

Б. Использован суффикс-нн-, перед которым сохранён суффикс основы инфинитива —я-.

15. Укажите гласную в причастиях — страда­тельных прошедшего времени и действи­тельных прошедшего времени — перед фор­мообразующими суффиксами.

1. Закач..нный —закач..вший (газ в баллон).

2. Прове..нное — прове..вший (на току зерно)»

16. Каким словам — причастиям или прила­гательным — принадлежат краткие формы в цепочках?

1. Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразован..ы.

2. Девочка воспит..а одной мамой; фир­ма не образовала вновь, а лишь реконструирова..а.

А. Имя прилагательное, сохраняющее нн пол­ной формы.

Б. Страдательное причастие, пишущееся с н.

17. В каком словосочетании пишется нн:

2. Вымоче..ые в уксусе кусочки филе

3. Сельдь вымоче..а в молоке.

1. Кипячё..ое молоко.

2. Кипячё..ое на медленном огне молоко.

3. Вскипячё..ое молоко.

4. Некипячё..ое молоко.

19. Вставьте пропущенные буквы.

1. Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном мощё..ом дворе

2. Как — то однажды сестра Саша попросила меня пе­ресмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, ос­тавшимися от отца и испещрё. ми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

20. Раскроете скобки согласно правилам пра­вописания не с причастиями.

1.Вспоминает (не)оконченный путь, слишком рано оборванный праздник.

2. Зеркало было тусклое, как (не)чищенная год кастрюля.

А. Раздельное написание не при наличии за­висимых слов у причастия.

Б. Слитное написание не при отсутствии за­висимых слов у причастия.

Суффиксы -ущ (-ющ), -ащ (-ящ)

Особенности написания отдельных суффиксов.

В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся те же гласные, что и в формах 3 го лица мн. ч. тех же глаголов (см. § 74):

у (ю) – в причастиях глаголов I спряжения, напр.: пашущий, прячущий, борющийся, колющий, колеблющий, сеющий, читающий, рисующий;

а (я) – в причастиях глаголов II спряжения, напр.: значащий, пилящий, клеящий, дышащий, видящий, сто́ящий, строящий.

Исключения: причастия брезжущий (от брезжить, брезжит) и зиждущий (ся) (от зиждить (ся) пишутся с суффиксом —ущ.

Правописание суффиксов причастий АЩ-ЯЩ, УЩ-ЮЩ

Русский считается одним из сложных языков со своими особенностями. Однако помимо сложных речевых оборотов и окончаний существуют правило применения для причастий –ущ, -ющ, -ащ, -ящ. Применяются тогда, когда нужно описать действие в настоящее время. Ниже рассказывается про применение данных префиксов и исключения из общих правил.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия в нынешнем времени создаются через соединение к главной части настоящего времени. Используются такие суффиксы, как –ущ (-ющ), которые используются для первого спряжения. -ащ, -ящ применяются исключительно для второго спряжения. Причастия в продолжительном (настоящем) времени происходят от несовершенных глаголов.

С суффиксом УЩ/ЮЩ

Данные морфемы имеют первое спряжение:

  • Мотать – мотают – мотающий.
  • Одеть – одевают – одевающий.
  • Жить – живут – живущий.
  • Пахать – пашут – пашущий.

Интересно, но раньше существовало необычное прилагательное, которое обозначало будущее время. Сейчас слово используется только как прилагательное.

С суффиксом АЩ/ЯЩ

Используются для прилагательных от второго спряжения:

  • Шить – шьют – шьющий.
  • Говорить – говорят – говорящий.
  • Шуметь – шумят – шумящий.
  • Значить – значат – значащий.

Однако существует два исключения из правил: брезжить – брезжущий, зиждиться – зиждущийся.

Примеры выбора суффикса

Используется для подобных случаев:

  • По-ющ-ий коллектив.
  • Шум-ящ-ая компания.
  • Перенос-ящ-ий тяжелый багаж человек.
  • Сильно кол-ющ-ие иголки.
  • Посвяща-ющ-ий свою жизнь музыке.
  • Маха-ющ-ий флагом.
  • Нетерп-ящ-ий шум соседей.
  • Распространя-ющ-ийся смог.

Действительные причастия в прошлом

Образуются от неопределенной формы глаголов, используя –вш-:

  • Узреть – узре-вш-ий.
  • Скреплять – скрепи-вш-ий.
  • Узнать – узна-вш-ий.
  • Избивать – изби-вш-ий.

Достаточно воспользоваться неопределенной формой глагола и сохранить, чтобы не ошибиться при написании суффиксов.

  • Учуя-ть – учуявшие запах.
  • Измери-ть – измерившие диагональ комнаты.
  • Задума-ть – задумавшие плохие дела.
  • Поправи-ть – поправивший занавес.
  • Увеличи-ть – увеличивший.


источники:

http://orfogrammka.ru/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D1%83%D1%89_%D1%8E%D1%89_%D0%B0%D1%89_%D1%8F%D1%89/

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/prichastie/pravopisanie-suffiksov-prichastiy-asch-yasch-usch-yusch.html