В каких случаях следует писать суффикс ющ борющийся за первенство

Суффиксы -ущ (-ющ), -ащ (-ящ)

Особенности написания отдельных суффиксов.

В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся те же гласные, что и в формах 3 го лица мн. ч. тех же глаголов (см. § 74):

у (ю) – в причастиях глаголов I спряжения, напр.: пашущий, прячущий, борющийся, колющий, колеблющий, сеющий, читающий, рисующий;

а (я) – в причастиях глаголов II спряжения, напр.: значащий, пилящий, клеящий, дышащий, видящий, сто́ящий, строящий.

Исключения: причастия брезжущий (от брезжить, брезжит) и зиждущий (ся) (от зиждить (ся) пишутся с суффиксом —ущ.

БОРЮЩИЙСЯ или БОРЯЩИЙСЯ, как правильно писать?

Слово «борю­щий­ся» пишет­ся с бук­вой «ю» в без­удар­ном суф­фик­се -ющ- как дей­стви­тель­ное при­ча­стие, обра­зо­ван­ное от гла­го­ла «бороть­ся» пер­во­го спряжения.

Интересующее нас сло­во про­из­но­сит­ся с уда­ре­ни­ем на глас­ном корня:

бо́р ю щ ий ся — корень/суффикс/окончание/постфикс

По этой при­чине неяс­но слы­шит­ся без­удар­ный глас­ный суф­фик­са. Возникает вполне понят­ное сомне­ние в напи­са­нии слова:

«бо́р я щий­ся» или «бо́р ю щий­ся»?

Чтобы пра­виль­но напи­сать бук­ву «я» или «ю» в без­удар­ном суф­фик­се, опре­де­лим, сло­вом какой части речи оно является.

Часть речи слова «борющийся»

Бор ю щий­ся с остат­кам ухо­дя­ще­го сна, ребе­нок слад­ко потя­ги­вал­ся в кровати.

  • Ребенок какой? борю­щий­ся с остат­ка­ми сна;
  • ребе­нок что дела­ю­щий? борющийся.

Как видим, сло­во «борю­щий­ся» сов­ме­ща­ет в себе грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­ла­га­тель­но­го и гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­ще­го дей­ствие. Такой спо­соб­но­стью обо­зна­чать при­знак по дей­ствию обла­да­ет сло­во, при­над­ле­жа­щее к при­ча­стию. Это при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, совер­ша­е­мо­го в дан­ный момент самим субъ­ек­том. Значит, сде­ла­ем вывод, что ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во явля­ет­ся дей­стви­тель­ным при­ча­сти­ем насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Правописание слова «борющийся»

Определив часть речи ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва, сде­ла­ем вто­рой шаг к истине: выяс­ним спря­же­ние гла­го­ла, от кото­ро­го обра­зо­ва­но это при­ча­стие. Возвратный гла­гол «бороть­ся» име­ет в сво­ем напи­са­нии -оть, по кото­ро­му, без сомне­ния, опре­де­лим его пер­вое спряжение.

От гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ущ/-ющ:

  • бегать — бегу́щий по дороге;
  • полоть — по́л ющ ий сор­ня­ки;
  • молоть — ме́л ющ ий кофе;
  • колоть — ко́л ющ ая боль.

Алгоритм написания суффиксов действительных причастий

В без­оши­боч­ном выбо­ре без­удар­ной глас­ной в суф­фик­се дей­стви­тель­но­го при­ча­стия пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алгоритм:

  1. опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла;
  2. обра­зо­вать фор­му гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла (осно­ва насто­я­ще­го времени);
  3. напи­сать ту же бук­ву в суф­фик­се дей­стви­тель­но­го при­ча­стия, что и в без­удар­ном лич­ном окон­ча­нии этой фор­мы глагола.

Проверим, как это работает:

  • бороть­ся (I спр.) — они бо́р ю т ся — бо́р ю щ ийся за свободу;
  • засе́ять (I спр.) — они засе́ ю т — засе́ ю щ ий ниву;
  • кра­сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну;
  • вер­теть­ся ( II спр.) — они ве́рт я т ся — ве́рт я щ ийся от ветра.

Народ Африки, бо́р ю щий­ся про­тив коло­ни­аль­но­го раб­ства, полу­чил нако­нец независимость.

Дополнительный материал

Аналогично выбе­рем пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­са причастий:

Контрольная работа ( тестирование) по теме «Причастие»
тест по русскому языку (7 класс) по теме

Тест позволяет проверить знания, усвоенные по теме «Причастие», объективно оценить результаты, вовремя заметить пробелы и принять необходимые меры по их устранению.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа (тестирование) по теме «Причастие»

1. Найти словосочетание «прич.+сущ.» .

в) спелый крыжовник;

г) шумящий ручей. х

2. Указать словосочетание «прич.+сущ.» .

а) освещенный лампой;

б) увлекающийся человек;

в) стелющийся туман;

г) дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:

а) –уч-; б) –ем-; в) –енн-; г) –ющ-; д) –вш-; е) –ящ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ- ?

а) хвал..ийся успехами;

б) дыш..ий в трубку;

в) хлопоч..ий о детях;

5. В каких случаях следует писать е ?

а) слыш..вший разговор;

б) наде..вшийся на удачу;

в) насто..нный чай;

г) замеч..нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать нн ?

а) плете..ая из веток корзина;

в) некраше..ый стол;

г) разброса..ые вещи.

7. В каком сочетании не пишется раздельно?

а) (не)просохшая земля;

б) картина (не)окончена;

в) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;

г) (не)крашеный забор.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) груженый вагон – страд. причастие прошед. времени;

б) висячий замок – действ. причастие прошед. времени;

в) накрытый стол – страд. причастие прошед. времени;

г) лающая собака – имя прилагательное.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е .

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.

б) В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

11. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.

б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

в) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

13. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

а) –енн-; б) –вш-; в) –т-; г) –им-; д) –ем-; е) –ущ-.

14. В каких случаях следует писать суффикс –ющ- ?

а) бор..щийся за первенство;

б) клокоч..щий океан;

в) клее..аяся бумага;

г) стро..ийся стадион.

15. В каких случаях следует писать е ?

а) затее..вший спор;

б) завис..щий от родителей;

в) сдерж..нный шепот;

г) закле..нный конверт.

16. В каких случаях следует писать одну букву н ?

а) собра..ый урожай;

б) деревья подреза..ы;

г) заплете..ая коса.

17. В каком сочетании не пишется слитно?

а) еще (не)обжитый край;

б) (не)погасший костер;

в) ничем (не)нарушаемая тишина;

г) трава (не)скошена.

18. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) горящие дрова – имя прилагательное;

б) несжатые колосья – страд. причастие прошед. времени;

в) заросший пруд – имя прилагательное;

г) написанное письмо – действ. причастие прошед. времени.

19. Найти слово, в суффиксе которого пишется о .

20. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

21. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

22. В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ребята, сделавшие модели, были премированы.

б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

в) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

«5» — 20 – 22 балла

«4» — 17 – 19 баллов

«3 » — 13 – 16 баллов

«2 » — 0 – 12 баллов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа составлена по биографии, лирике и роману «Герой нашего времени». Цель работы: контроль знаний учеников по изученным произведениям М. Ю. Лермонтова.

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II че.

Цель контрольной работы: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по теме;контроль уровня сформированности грамматических навыков по изученным темам.

Итоговая контрольная работа (тестирование) проводится в конце учебного года после изучения программы предмета ОБЖ в 6 классе.

Пояснительная записка Цель контрольной работы:учебный аспект:· контроль навыков чтения текста в режиме ознаком.

Пояснительная запискаЦель контрольной работы: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по теме;контроль уровня сформированности грамматических навыков по изученным тем.

Данное тестирование служит итоговым в конце первого полугодия по пройденому материалу за первое полугодие.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/boriashchiisia-ili-boriushchiisia.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/31/kontrolnaya-rabota-testirovanie-po-teme-prichastie