Суффиксы -ущ (-ющ), -ащ (-ящ)
Особенности написания отдельных суффиксов.
В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся те же гласные, что и в формах 3 го лица мн. ч. тех же глаголов (см. § 74):
у (ю) – в причастиях глаголов I спряжения, напр.: пашущий, прячущий, борющийся, колющий, колеблющий, сеющий, читающий, рисующий;
а (я) – в причастиях глаголов II спряжения, напр.: значащий, пилящий, клеящий, дышащий, видящий, сто́ящий, строящий.
Исключения: причастия брезжущий (от брезжить, брезжит) и зиждущий (ся) (от зиждить (ся) пишутся с суффиксом —ущ.
БОРЮЩИЙСЯ или БОРЯЩИЙСЯ, как правильно писать?
Слово «борющийся» пишется с буквой «ю» в безударном суффиксе -ющ- как действительное причастие, образованное от глагола «бороться» первого спряжения.
Интересующее нас слово произносится с ударением на гласном корня:
бо́р ю щ ий ся — корень/суффикс/окончание/постфикс
По этой причине неясно слышится безударный гласный суффикса. Возникает вполне понятное сомнение в написании слова:
«бо́р я щийся» или «бо́р ю щийся»?
Чтобы правильно написать букву «я» или «ю» в безударном суффиксе, определим, словом какой части речи оно является.
Часть речи слова «борющийся»
Бор ю щийся с остаткам уходящего сна, ребенок сладко потягивался в кровати.
- Ребенок какой? борющийся с остатками сна;
- ребенок что делающий? борющийся.
Как видим, слово «борющийся» совмещает в себе грамматические признаки прилагательного и глагола, обозначающего действие. Такой способностью обозначать признак по действию обладает слово, принадлежащее к причастию. Это причастие обозначает признак действия, совершаемого в данный момент самим субъектом. Значит, сделаем вывод, что анализируемое слово является действительным причастием настоящего времени.
Правописание слова «борющийся»
Определив часть речи анализируемого слова, сделаем второй шаг к истине: выясним спряжение глагола, от которого образовано это причастие. Возвратный глагол «бороться» имеет в своем написании -оть, по которому, без сомнения, определим его первое спряжение.
От глаголов первого спряжения образуются действительные причастия с помощью суффиксов -ущ/-ющ:
- бегать — бегу́щий по дороге;
- полоть — по́л ющ ий сорняки;
- молоть — ме́л ющ ий кофе;
- колоть — ко́л ющ ая боль.
Алгоритм написания суффиксов действительных причастий
В безошибочном выборе безударной гласной в суффиксе действительного причастия предлагаем следующий алгоритм:
- определить спряжение глагола;
- образовать форму глагола настоящего времени 3 лица множественного числа (основа настоящего времени);
- написать ту же букву в суффиксе действительного причастия, что и в безударном личном окончании этой формы глагола.
Проверим, как это работает:
- бороться (I спр.) — они бо́р ю т ся — бо́р ю щ ийся за свободу;
- засе́ять (I спр.) — они засе́ ю т — засе́ ю щ ий ниву;
- красить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий стену;
- вертеться ( II спр.) — они ве́рт я т ся — ве́рт я щ ийся от ветра.
Народ Африки, бо́р ю щийся против колониального рабства, получил наконец независимость.
Дополнительный материал
Аналогично выберем правильное написание суффикса причастий:
Контрольная работа ( тестирование) по теме «Причастие»
тест по русскому языку (7 класс) по теме
Тест позволяет проверить знания, усвоенные по теме «Причастие», объективно оценить результаты, вовремя заметить пробелы и принять необходимые меры по их устранению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа (тестирование) по теме «Причастие»
1. Найти словосочетание «прич.+сущ.» .
в) спелый крыжовник;
г) шумящий ручей. х
2. Указать словосочетание «прич.+сущ.» .
а) освещенный лампой;
б) увлекающийся человек;
в) стелющийся туман;
г) дремлющего озера.
3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:
а) –уч-; б) –ем-; в) –енн-; г) –ющ-; д) –вш-; е) –ящ-.
4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ- ?
а) хвал..ийся успехами;
б) дыш..ий в трубку;
в) хлопоч..ий о детях;
5. В каких случаях следует писать е ?
а) слыш..вший разговор;
б) наде..вшийся на удачу;
в) насто..нный чай;
г) замеч..нная опечатка.
6. В каких случаях следует писать нн ?
а) плете..ая из веток корзина;
в) некраше..ый стол;
г) разброса..ые вещи.
7. В каком сочетании не пишется раздельно?
а) (не)просохшая земля;
б) картина (не)окончена;
в) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;
г) (не)крашеный забор.
8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
а) груженый вагон – страд. причастие прошед. времени;
б) висячий замок – действ. причастие прошед. времени;
в) накрытый стол – страд. причастие прошед. времени;
г) лающая собака – имя прилагательное.
9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е .
10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.
б) В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.
в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.
г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.
11. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?
12. В каком предложении нарушена литературная норма?
а) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.
б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.
в) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.
13. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
а) –енн-; б) –вш-; в) –т-; г) –им-; д) –ем-; е) –ущ-.
14. В каких случаях следует писать суффикс –ющ- ?
а) бор..щийся за первенство;
б) клокоч..щий океан;
в) клее..аяся бумага;
г) стро..ийся стадион.
15. В каких случаях следует писать е ?
а) затее..вший спор;
б) завис..щий от родителей;
в) сдерж..нный шепот;
г) закле..нный конверт.
16. В каких случаях следует писать одну букву н ?
а) собра..ый урожай;
б) деревья подреза..ы;
г) заплете..ая коса.
17. В каком сочетании не пишется слитно?
а) еще (не)обжитый край;
б) (не)погасший костер;
в) ничем (не)нарушаемая тишина;
г) трава (не)скошена.
18. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
а) горящие дрова – имя прилагательное;
б) несжатые колосья – страд. причастие прошед. времени;
в) заросший пруд – имя прилагательное;
г) написанное письмо – действ. причастие прошед. времени.
19. Найти слово, в суффиксе которого пишется о .
20. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.
б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.
в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.
г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.
21. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?
22. В каком предложении нарушена литературная норма?
а) Ребята, сделавшие модели, были премированы.
б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.
в) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.
«5» — 20 – 22 балла
«4» — 17 – 19 баллов
«3 » — 13 – 16 баллов
«2 » — 0 – 12 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа составлена по биографии, лирике и роману «Герой нашего времени». Цель работы: контроль знаний учеников по изученным произведениям М. Ю. Лермонтова.
Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II че.
Цель контрольной работы: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по теме;контроль уровня сформированности грамматических навыков по изученным темам.
Итоговая контрольная работа (тестирование) проводится в конце учебного года после изучения программы предмета ОБЖ в 6 классе.
Пояснительная записка Цель контрольной работы:учебный аспект:· контроль навыков чтения текста в режиме ознаком.
Пояснительная запискаЦель контрольной работы: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по теме;контроль уровня сформированности грамматических навыков по изученным тем.
Данное тестирование служит итоговым в конце первого полугодия по пройденому материалу за первое полугодие.
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/boriashchiisia-ili-boriushchiisia.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/31/kontrolnaya-rabota-testirovanie-po-teme-prichastie