В каком классе изучается правописание не с глаголами

Русский язык Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Задачи:  учить отличать частицу не от других частей речи;  учить писать частицу не с глаголами раздельно;  развивать орфографическую зоркость, умение находить орфограммы в словах, грамотно писать эти слова и проверять их написание

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka._pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №124

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Деревякина С.В.

УМК «Школа России»

Тема : Правописание частицы не с глаголами

Тип : изучение нового материала

  • учить отличать частицу не от других частей речи;
  • учить писать частицу не с глаголами раздельно;
  • развивать орфографическую зоркость, умение находить орфограммы в словах, грамотно писать эти слова и проверять их написание
  • отличать частицу не от других частей речи;
  • писать частицу не с глаголами раздельно;
  • находить рифмующиеся слова;
  • находить и объяснять написание слов с изученными орфограммами;
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • делать вывод на основе наблюдения;
  • выполнять работу в паре, помогая друг другу;
  • проводить самопроверку и самооценку;
  • осознавать значимость получаемых знаний;
  • стремиться к самостоятельности в усвоении знаний;
  • выявлять и исправлять ошибки

Межпредметные связи: литературное чтение, работа над текстом и пословицами

Ресурсы урока: учебник, ч. 2, с.78, 79; электронное приложение (презентация).

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Минутка чистописания
  • Словарная работа. Игра “Гласные сбежали”

— Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. Запишите слова, подчеркните орфограммы.

лфвт, джрнй, крндш, клсс, пнл, ттрдь, чтльнц.

  • Найдите в словарных словах слово, состоящее из 5 слогов. Составьте предложение с этим словом по схеме:

Кто? Что делает? Кому? Что?

  • Помогает сформулировать тему. Предлагает прослушать стихотворение А. Шибаева, определить, чему будут учиться на уроке.

Из-за маленькой сестрицы

Я не выучил частицы.

Мне запомнилась вполне

Лишь одна частица “не”…

  • Прописывают заглавные и строчные буквы Н и Е.
  • Записывают словарные слова, вставляя пропущенные гласные, проверяют орфограммы.
  • Составляют предложение по предложенной схеме.
  • Слушают учителя, делают вывод о том, что на уроке узнают о частицы не

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает собрать пословицы, объяснить их смысл, определить место затруднения, назвать учебную задачу.

Новых друзей наживай… что можно сделать сегодня.

Тот (не) ошибется … кто ни чего (не) делает.

(Не) откладывай назавтра то,… а старых (не) теряй.

  • Собирают и читают пословицы. Объясняют их смысл. Выделяют проблемный вопрос: частица не с глаголами пишется слитно или раздельно? Ставят учебную задачу.

Знакомятся с правилом в учебнике с. 78.

Организация познавательной деятельности

  • Создаёт условия для самостоятельного наблюдения за правописанием частицы не с глаголами по заданию к упр. 135 (с.78)
  • Создаёт условие для подготовки в парах и записи текста по заданию к упр. 137 (с.79)
  • Учитель сообщает о словах исключениях, в которых “ не” пишется слитно.
  • Организует работу в парах сменного состава по выполнению задания на карточках.
  • Читают стихотворение, определяют, почему автор выбрал такое название. Рассуждают о хороших привычках. Выписывают глаголы с частицей не , подчеркивают её. Проверка — обмен тетрадями. Взаимооценка.
  • Самостоятельно читают текст. В парах объясняют, что такое рифма, находят рифмующиеся слова. Вслушиваются в звучание, делают вывод, какое звукосочетание слышат в конце рифмующихся слов. Уточняют, что частица не пишется раздельно. Записывают текст по заданию.
  • Узнают о словах исключениях. Записывают их под диктовку в тетрадь.
  • Знакомятся с заданием. Обсуждают в паре. Вспоминают правило. Записывают в тетрадь слова, делят их на две группы и раскрывают скобки. Самопроверка. Сверка с образцом на доске.
  • Просит рассказать, что узнали о правописании частицы не с глаголами, чему учились на уроке ещё.
  • Предлагает оценить итоги работы в классе
  • Предлагает рассмотреть домашнее задание – уч. с. 79 упр. 138
  • Обсуждают сведения по изученной теме. Вспоминают, о чём говорили, чему учились
  • Оценивают результаты работы на уроке, продолжая фразы: Сегодня на уроке я узнал(а)…; Сегодня на уроке я научился (-ась)…; Сегодня на уроке мне удалось…
  • Читают задание. Определяют последовательность действий.

Диагностика достижений планируемых результатов: отгадайте и запишите загадки, раскрыв скобки.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает .

(Не) куст , а с листочками, (не) рубаха, а сшита, (не) человек, а рассказывает.

  • Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью светофора.

Домашнее задание : уч. с.78, правило, с.79 упр. 138

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 68. Правописание частицы НЕ с глаголами

  • знакомство с правилом написания НЕ с глаголами.
  • научиться применять новое правило на письме;
  • научиться анализировать пословицы и поговорки.
  • узнать, какое значение приобретают глаголы с НЕ.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Частица – это служебная часть речи, которая придаёт дополнительные оттенки слову или предложению и служит для образования форм слова. Частица не изменяется.

Частица НЕ – это служебная часть речи, которая служит для выражения отрицательного значения всего предложения или отдельного слова в предложении.

Пословица – это краткое мудрое изречение народа, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Известно, что пословицы и поговорки – это народная мудрость. Считается, что в этих изречениях, издавна придуманных народом, заключаются советы для взрослых и детей.

  1. Ложь человека красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра поверят.
  3. Кто стыдится спрашивать, узнаёт многое.

Подумайте, есть ли смысл у данных высказываний?

Данные пословицы звучат бессмысленно, так как, если следовать этим высказываниям, то действия приведут к неприятным последствиям.

Что надо добавить в данные пословицы, чтобы они несли правильный смысл? Добавить НЕ к глаголам. Прочитайте, что получилось.

  1. Ложь человека НЕ красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра НЕ поверят.
  3. Кто НЕ стыдится спрашивать, узнаёт многое.

Мы добавили НЕ к глаголам и пословицы сразу стали нести правильный смысл.

Обратите внимание, что слово НЕ написано отдельно от глагола.

В русском языке есть такое правило: «Не с глаголами пиши отдельно». Правописание НЕ с глаголами — это орфограмма.

Мы уже знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.

Что мы знаем о глаголе?

  1. Обозначает действие предмета.
  2. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
  3. В предложении является сказуемым.

В русском языке есть еще и служебные части речи. К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении. Слово НЕ является такой служебной частью речи и называется «ЧАСТИЦА».

К частице НЕ нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица — служебная часть речи.

Есть и другие служебные части речи, с которыми мы будем знакомиться на других уроках.

Знаком вам такой разговор? Какое же значение приобретают глаголы, если их употребить с частицей НЕ?

В данном примере глаголы приобрели отрицательное значение.

Кроме отрицания, частица НЕ может запрещать или отменять действие: не приходи, не приду.

Чтобы лучше запомнить новое правило, послушайте историю.

Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей ни предлагали, она всё отрицала.

И вот однажды частица совсем заупрямилась.

– Конфетку, может, хочешь?

– Нет! Да, хочу, хочу!

Но глаголы поняли, что дружить с такой частицей они не хотят.

Поэтому с этого дня частица НЕ пишется с глаголами отдельно.

Но всегда ли частица НЕ пишется с глаголом отдельно. Проведём небольшое исследование.

Дети (не)любят ходить к врачу, даже когда им (не) здоровится. Ребята (не)навидят уколы. Мальчики и девочки (не)доумевают и (не)годуют, когда их (не)волят и делают прививки.

А сейчас прочитай их без НЕ.

Дети любят ходить к врачу, даже когда им здоровится. Ребята навидят уколы. Мальчики и девочки доумевают и годуют, когда их волят и делают прививки.

В русском языке нет таких слов, как навидят, здоровится, доумевают, годуют, волят.

Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Сделаем выводы по уроку:

  1. Не – это частица.
  2. Частица НЕ – это служебная часть речи.
  3. Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.
  4. Не с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).
  5. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Какая из четырёх пословиц написана неверно?

1) После дела за советом не ходят.

2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.

3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

4) Грамота не болезнь, годы не уносит.

Подсказка: должно быть два правильных ответа.

1) После дела за советом не ходят.

2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.

3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

4) Грамота не болезнь, годы не уносит.

Среди слов выберите только те глаголы, которые написаны правильно.

Подсказка: должно быть три правильных варианта.

Урок русского языка по теме «Частица НЕ с глаголами» УМК «Школа России»

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

1. Ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода.

3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.

4. Повторить изученный материал о глаголе.

5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;

6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

— Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.

II. Актуализация изученного материала.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Прочитайте слова. (слова на карточках, на доске)

Корова, морковная, дежурят, морозный, карандаши, медведь, работает, арбузный, морозил.

— Что их объединяет? (словарные слова, или образованы от словарных слов)

— На какие группы можно разделить эти слова? (существительное, прилагательное, глагол)

— Распределите слова на три группы, спишите, подчеркните известные орфограммы. (сначала сами, сделавших по одному к доске)

Корова морковная дежурят

карандаши морозный работает

медведь арбузный морозил

— Какую группу написали? Докажите (отвечает на вопросы: кто? что? обозначает предмет) (карточка) .

— Назовите одушевленные имена существительные, неодушевленные; определите число.

— Какую группу написали? Докажите. отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? обозначает признак предмета) (карточка) .

— Назовите орфограмму в слове морозный.

— К какой части речи относятся слова, которые выписали? Докажите. отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что будет делать? обозначает действие предмета) (карточка) .

В каком числе употребляются глаголы?

III. Самоопределение к деятельности.

Ошибается тот, кто ничего делает.

— Прочитайте высказывания. Все ли понятно в них? Почему? (нет смысла)

(- Наверно что-то не хватает?)

— Исправьте фразу так, чтоб был понятен смысл.

— Какое слово добавили? (НЕ)

— Чего не хватало? (слова НЕ)

— Куда вы его поставили? (перед словами ошибается, делает, ждут)

— Какой частью речи являются эти слова? (глаголом)

— Добавьте слово НЕ и выпишите из предложений глаголы с этим словом.

не ошибается (неошибается)

(Сделать слайд: ребенок за партой. Если все напишут правильно использовать его.

— А у Пети вышло по другому. Кто прав?)

— Задание было одно, а выполнили его по-разному. Почему?

(- Значит мы что-то не знаем?) (не знаем, как пишется это слово с глаголом)

— В каком месте возникло затруднение? (в написании слова НЕ с глаголами)

— Сформулируйте тему урока.

Правописание (частицы) НЕ с глаголами.

— Что мы должны узнать? (как пишется НЕ с глаголами)

— А мы знаем что такое НЕ? Как вы думаете?

— Так что еще должны узнать? (что такое НЕ)

— Чему будем учиться на уроке? (писать НЕ с глаголами)

— С помощью чего мы будем учиться?

— Отметьте уровень знаний на Дорожке успеха .

V. Работа по теме урока.

1 . — Послушайте сказку.

Жила – была на свете упрямая НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И во однажды она совсем заупрямилась.

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)

— С какой частью речи употребляется НЕ? Какой смысл вносит НЕ? (отрицательный, все отвергает)

— Удалось ли подружиться НЕ с глаголами? (нет)

— Предположите, как пишется НЕ с глаголами? (раздельно)

— Где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике)

— Прочитайте слова Мудрой совы на стр.78.

— Подтвердилось наше предположение? Как пишется НЕ с глаголами?

— Какую информацию вы еще получили из правила? (НЕ это частица, НЕ – это орфограмма) (карточки на доску)

— Раз это орфограмма, мы научимся ее графически обозначать.

— Какую еще цель можно добавить?

— Каких целей мы достигли? (узнали, что такое НЕ, как пишется НЕ с глаголами)

— Уточните тему нашего урока.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

2. — Чему мы теперь будем учиться? (писать частицу НЕ с глаголами)

— Вернемся к нашему заданию.

— Как же правильно написать? Почему? (это орфограмма)

— Назовите правило, которому подчиняется эта орфограмма.

— Ребята, если вы допустили ошибку, исправьте ее у себя в тетради. (вызвать ребенка, который допустил ошибку)

— НЕ – это орфограмма, мы будем обозначать ее чертой.

— Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму. (вписываю)

— К какой части речи относятся эти слова? (глаголы)

— Запишите эти слова с частицей НЕ. Комментируем. Проговариваем правило. (частица НЕ с глаголом пишется раздельно)

1. Работа в парах. (карточки)

— Вспомните правила работы в парах.

Хорошие друзья в беде (не) теряй.

Друзей и водой (не) оставят.

Новых друзей наживай, а старых (не) разольёшь.

— Какое задание надо было выполнить?

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл. (одна с пары)

Еще говорят: «Старый друг – лучше новых двух»

— Что их объединяет? (они о дружбе)

— Как вы справились с заданием? (спросить отвечавшие пары)

— Запишите одну понравившуюся вам пословицу в тетрадь.

— Встретились ли слова с новой орфограммой? Подчеркните.

— Назовите слова с новой орфограммой из 1 пословицы, как написали. (2 и 3) — Согласны, ребята?

Я вам предлагаю поработать самостоятельно.

1 группа (сильные) – карточка. (Егор, Уля, Даша Ф., Аня М., Лиза)

Задание: написать НЕ слитно или раздельно.

Любят, навидят, здоровится.

2 группа (остальные) – стр.78, упр.136.

— Выписать глаголы с частицей НЕ, подчеркнуть орфограмму.

— Назовите глаголы, которые вы записали. (сигналы)

— Какое было задание?

— Назовите глаголы, которые у вас получились.

— У вас получилось справиться с заданием?

Проверяем на слайде.

— Существует такое слово?

— В правилах русского языка есть исключения: в данном случае если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя – слитно.

— Как вы работали в группе?

— Какой цели мы достигли? (учились писать НЕ с глаголами)

— Назовите тему урока.

— Какие цели ставили?

— Достигли этих целей?

-Отметьте на Дорожке успеха, где вы сейчас находитесь.

— Оцените свою работу на уроке:

если было легко – нарисуйте веселый смайлик;

если испытывали затруднения – серьезный;

если было трудно – грустный.

— Используя опорные слова (НЕ, частица, орфограмма), сформулируйте правило.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Федорова Ирина ВасильевнаНаписать 186 11.12.2020

Номер материала: ДБ-1561597

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.12.2020 0
    11.12.2020 0
    11.12.2020 0
    11.12.2020 0
    11.12.2020 0
    11.12.2020 0
    11.12.2020 0
    11.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5342/conspect/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-po-teme-chastica-ne-s-glagolami-umk-shkola-rossii-4651278.html