В каком классе изучается правописание непроизносимых согласных

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне» от других изученных орфограмм.

узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;

научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.

как писать слова с непроизносимой согласной в корне;

находить орфограмму в словах;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.

Солнце Лестница Сердце

[сонцэ] [л’эсн’ица] [с’эрцэ]

Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.

Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.

  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?

Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.

Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.

Дополним нашу таблицу: «Опознавательные признаки орфограммы».

Опознавательные признаки орфограмм

Конец слова, стечение согласных

Итак, сделаем вывод:

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:

Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.

Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:

  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
  2. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.

Прочитайте пословицу. Укажите слово, в котором есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».

Урок русского языка «Правописание непроизносимых согласных в корне»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России», учебник русского языка Канакиной

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_neproiznosimyh_soglasnyh_v_korne_slova.pptx971.47 КБ
urok_otkrytyy.docx26.64 КБ
prilozhenie.docx15.44 КБ
Физкультминутка501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Прочитайте пословицу и объясните её значение «Землю красит – солнце, а человека — труд»

Прочтите слово « солнце» орфографически орфоэпически

П Р О С Т О Запишите слова , проверьте их написание вестник гигантский сердце

Тема урока: «Правописание … … в корне слова»

Физминутка для глаз

Запомним правило Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. Мы однокоренное слово Должны так подобрать, Чтобы звук непроизносимый В нем четко услыхать.

Работаем в группах 1 группа: Прочитайте слова. Однокоренные ли они? Почему? Какой корень в этих словах? Весть, вестник, известный, известно . Все ли согласные звуки в них произносятся? В каких словах не произносится звук [т ]? Как ты думаешь почему? Где находится этот звук в слове? Спиши, выдели корень. 2 группа: Измени словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар. Площадка на лестнице – … Житель данной местности – … День праздника – … Человек, который получил известность – … – Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах.

9 Какие буквы пишутся, а звуков мы не слышим? Д Т Л В

Найди проверочное слово и соедини его стрелкой Солнце Участник Лестница Чудесная Яростный Прекрасное Чувство Праздник Честная У стный Чудесен Яростная Прекрасен Честное Солнышко Участие Яростно Устная Честь Ярость Уста Частник

К каким словам не подобрали проверочных слов? Лестница Чувство П раздник

Что нужно знать и помнить чтобы писать без ошибок Знать правило Правильно подбирать проверочные слова Уметь обращаться со словарем

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ 1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [ сн ], гигантский – звуки [нс ]. 2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. Гигантский – гигант. Появился звук [т]. Пишем гигантский. 3. Напиши слово. 4. Проверь написание: обозначь орфограмму. Гиган т ский – гиг а нт

Домашнее задание Записать 10 слов с непроизносимыми согласными в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Правило на стр. 118 выучить

Я могу сформулировать тему урока Могу Не уверен Не могу могу рассказать чему научился на уроке Отлично Хорошо Совсем не могу Считаю, что на каждом этапе урока работал Отлично Хорошо Совсем не работал 15 Рефлексия

Конспект урока на тему» Непроизносимые согласные в корне слова»

Урок русского языка в 3 А класса по программе УМК «Школа России».

Учитель начальных классов МБОУ Топчихинская СОШ №2

Горбунова Наталья Николаевна

Тема «Слова с непроизносимыми согласными в корне».

1. Образовательная: создать условия для формирования умения распознавать орфограмму «непроизносимые согласные в корне».

2. Развивающая: развивать умение подбирать проверочные слова для слов с непроизносимыми согласными, продолжить работу над развитием орфографической зоркости, устной речи учащихся.

3.Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе в тетради, честно и объективно оценивать свою работу по достижению поставленных целей.

Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок русского языка.

Покажите, пожалуйста, смайликами с каким сегодня настроением вы пришли на урок. Спасибо. Большинство из вас с хорошим, радостным настроением, а есть и такие, у кого настроение грустное, печальное. Но мы попробуем в процессе урока изменить их настроение в лучшую сторону.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Показывают смайликами своё настроение.

Дети открывают тетради, записывают число и вид работы.

-Проанализировав предыдущие ваши работы, я сделала вывод.

Нам необходимо повторить правило написание заглавной буквы(Н) и строчной буквы(н).

Давайте все вместе вспомним эти правила.

Посмотрите на свои буквы, сравните с образцом.

Наиболее правильные обведите в кружок.

-Посмотрите на мой показ и повторите, пропишите, пожалуйста, у себя в тетрадях 5 заглавных букв (Н).

-Вспомним правило написания строчной буквы (н).

Верно. Посмотрите на мой показ. Пропишите 5 строчных букв (н).

А теперь мы пропишем заглавную букву в соединении со строчной до конца строки.

Оцените свою работу

— Ребята : «А отчего может быть плохое настроение?»

-Подберите синоним к слову

Одной группе ребят мы дадим словарь синонимов и они поработают с ним, поищут синонимичные слова.

А остальным я предлагаю поделиться имеющимися у них знаниями.

— Каковы же результаты поисковой группы.

Вывешиваю это слово на доску.(Заранее напечатанное на листе).

Это слово в своей речи сейчас употребляют не часто. Им чаще всего пользуются люди очень пожилого возраста.

-Составьте предложение с этим словом.

-Запишем предложение: На улице стоит ненастная погода.

-Дайте полную характеристику предложению.

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведём ручку наклонно вверх, доводим до верхней линии, ведём наклонно вниз. Доводим до нижней линии, закругляем влево, прописываем петлю. Ведём наклонно вправо. Немного не доводя до верней линии, закругляем влево, прописываем петлю. Ведём наклонно вниз до нижней линии, слегка закругляем в п раво.

-Дети прописывают заглавную букву(Н).

Дети сравнивают свои буквы с показом учителя, анализируют и обводят в кружок.

Ставим ручку на середину рабочей строки. Ведём наклонно вниз. Примерно до середины возвращаемся вверх по наклонной, отводим ручку вправо. Отрываем ручку и прописываем прямую наклонную с закруглением вправо.

-Дети прописывают, сравнивая, с образцом.

-Плохое настроение может быть из-за того, что не выспался. Из-за того, что плохо поел.

— Из за того. Что с кем-то поссорился.

— Из-за плохой погоды.

— Верно. Есть ещё одно слово близкое по значению к данному. Это слово ненастье.

— «Стоит ненастье на дворе».- Говорили раньше люди.

-На улице стоит ненастная погода.

В ненастную погоду гулять я не пойду.

Дети записывают предложение.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Определение темы и целей урока.

Ребята сравните написание слова ненастная с произношением(звуковым строем).

-Что вы заметили?

Я предлагаю вам исследовать ещё два слова. Эти слова характеризовали ваше настроение в начале урока. Помните ли вы их?

Запишем эти слова.

А теперь выполним транскрипцию этих слов.

Соотнесите написание со звучащей речью.

А в какой части слова находятся непроизносимые согласные?

-Встречались ли мы с вами раньше со словами, в которых звук не произносится, а букву которая его обозначает писать надо?

сформулировать тему урока.

А какие ещё звуки в словах не произносятся, но буквы их обозначающие

А что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне?

Но какое слово можно считать в данном случае проверочным?

Это нам предстоит выяснить.

собой цели на сегодняшний урок

Молодцы, ребята. А также научиться распознавать слова с непроизносимыми согласными и составлять предложения,

используя эти слова.

Дети читают это слово ещё раз и поизносят, прислушиваясь к звуковому составу.

Мы заметили, что звук[ т] не произносится, но буква тэ пишется.

Дети записывают слова.

Мы снова заметили,

Что звук [т] не произносится, а буква тэ пишется.

Нам надо для этого разобрать слово по составу.

Непроизносимая согласная находится в корне.

Раньше мы с такими словами не встречались.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Наверное, подобрать проверочное слово.

Может быть то, в котором после согласного стоит гласная.

1. Узнать какие ещё звуки являются непроизносимыми.

2.Научиться подбирать проверочные слова.

3.Выяснить какое слово является проверочным для слов с непроизносимом согласным в корне слова.

4.Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Изучение нового материала.

Что и кто нам может помочь в достижении поставленных целей.

Предлагаю попробовать свои силы и использовать имеющийся у вас багаж знаний.

Как же проверить написание слова с непроизносимым согласным звуком?

Давайте запишем слово ненастный и подберём к нему однокоренные слова.

В каком же слове звук [т]слышался отчётливо?

А как думают другие?

Подберите проверочные слова для слов радостное и грустное. Выделите корень.

Давай те сделаем вывод. Какое же слово является проверочным для слова с непроизносимым согласным.

Вот и добились мы с вами одной из поставленных вами целей.

А что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне.

« Всех ли целей мы достигли?»

К кому теперь обратимся за помощью?

Я предлагаю к компьютеру.

Посмотрите на экран.

Здравствуй, солнце! Как радостно, когда всё вокруг залито ярким светом! Словно праздник входит утром в наш дом.

Выпишите подчёркнутые слова, сравните написание и произношение. Сколько в каждом слове согласных звуков и букв, их обозначающих.

Какие звуки в этих словах не произносятся? В какой части слова они находятся?

Давайте попробуем сами сделать вывод, по исследуемой теме .

Найдите в учебнике изучаемую тему.

Проверьте верны ли наши предположения.

Теперь мы с вами всё выяснили про слова с непроизносимыми согласными в корне.

Постарайтесь повторить правило про себя.

Расскажите его соседу по парте.

Поделитесь своими знаниями с классом.

Нам остаётся достичь лишь одной последней цели поставленной вами. Какой?

Для этого я предлагаю вам использовать упражнения из учебника.

Нам может помочь учитель, учебник, имеющиеся знания.

Нужно подобрать проверочное слово.

Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот звук слышался.

Дети записывают: ненастный, ненастная, ненастные, ненастье.

Этот звук хорошо слышался в слове ненастье. Значит, оно и будет проверочным.

Я тоже так считаю, так как в остальных словах это звук не произносится.

Грустное, грусть, грустит, грустные. Корень грусть.

Мы считаем, что проверочным, для слова грусть, будут слова -грусть и грустит, так как в этих словах звук [т ]слышится хорошо.

Радостное, радоваться, радость, радостное. Корень радость.

Проверочным словом для слова радостное будет слово –радость, потому что звук [т] произносится отчётливо.

Однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится хорошо, будет проверочным.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором нужный звук будет слышаться.

Мы не знаем, а какие ещё звуки могут быть непроизносимыми, но буквы их обозначающие писать нужно.

Давайте к учебнику.

Дети выписывают слова, выделяют корень, определяют количество согласных звуков и букв.

Здравствуй-8согл.б., 7 согл.зв., солнце-4согл.б.,3согл.зв., радостно-5 согл.б.,4 согл.зв., праздник-6 согл.б.,5 согл.зв.

В этих словах не произносятся звуки [в],[л], [т],[д]. они находятся в корне слова.

-Звуки [в],[ д],[ т],[ л] в корнях некоторых слов не произносятся, но буквы их обозначающие пишутся.

— Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором нужный звук будет слышаться.

Эта тема изучается со 124 по страниц 131.

Мы обнаружили правило.

В нём говорится, что звуки [в], [т],[ л],[ д]. непроизносятся, но буквы вэ, тэ, эль, дэ пишутся.

Дети читают и запоминают правило.

Рассказывают правило в парах.

Желающие рассказывают классу.

Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Закрепление пройденного материала .

С каким упражнением вам хотелось бы поработать, чтобы выяснить, насколько хорошо вы поняли учебный материал.

Чему мы будем учиться, выполняя это упражнение?

Составьте предложение с одним из слов с непроизносимым согласным в корне.

Проанализировав тему, мы считаем, что лучше всего для достижения последней цели подойдёт упражнение 297.

-Выполняя это упражнение, мы будем учиться распознавать слова с непроизносимыми согласными.

Учиться распределять слова по принципу: сначала проверочное, а потом проверяемое.

У доски по цепочке выходят для выполнения упражнения.

Весть- известность- известный; корень-весть, опоздать- поздний- поздно; корень позд-поздн…..

Мы вернулись с рыбалки поздним вечером.

У нас в классе прошёл великолепный праздник.

-Как звучала тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили перед собой по данной теме?

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне?

У вас на столах шкала из 4 ступенек, каждая из которых обозначает цель урока. Если вы считает, что вы какой-то цели сегодня на уроке достигли, поняли тему, у вас всё получалось, то поставьте +, если считаете. Что ещё что-то не очень хорошо получается или чего –то не запомнили, то букву-пэ(поработать), если совсем затрудняетесь, то (эн), не понял, нужна помощь.

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите смайликами

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1. Узнать какие звуки являются непроизносимыми.

2.Научиться подбирать проверочные слова.

3.Выяснить какое слово является проверочным для слов с непроизносимом согласным в корне слова.

4.Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.

Дети анализируют, насколько они усвоили учебный материал.

Дети показывают смайликами своё настроение.

Выполните правило на с. 125; дети 1 группы(слабые )выполнят300упр, дети 2 группы(средние и сильные)296.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Горбунова Наталья НиколаевнаНаписать 791 14.01.2018

Номер материала: ДБ-1041430

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.01.2018 305
    11.01.2018 243
    11.01.2018 1645
    10.01.2018 582
    08.01.2018 8613
    08.01.2018 769
    08.01.2018 545
    08.01.2018 3455

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/03/21/urok-russkogo-yazyka-pravopisanie-neproiznosimyh

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-neproiznosimie-soglasnie-v-korne-slova-2463250.html