В каком классе изучают корень приставку суффикс

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Тема. Состав слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Повторение знаний о составе слова.
  2. Обобщение и применение знаний о составе слова.

Глоссарий по теме:

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе русского языка 3 классы вы:

• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;

• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;

• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка

Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка

Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка

Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка

Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка

Назовите все значимые части слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Состав слова.

Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.

  1. Приставка, корень, суффикс;
  2. Приставка, корень, суффикс;
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание;
  4. Окончание, приставка, суффикс, основа;
  5. Приставка, суффикс, окончание.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Приставка, корень, суффикс;
  2. Приставка, корень, суффикс;
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание;
  4. Окончание, приставка, суффикс, основа;
  5. Приставка, суффикс, окончание.

Задание. Лишнее слово.

Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.

  1. Стол, стульчик, кот, рыба.
  2. Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
  3. Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
  4. Забег, ходок, подпол, выход.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Стол, стульчик, кот, рыба.
  2. Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
  3. Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
  4. Забег, ходок, подпол, выход.

Урок русского языка в 3 классе » Состав слова»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Состав слова.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №108»

Урок
русского языка

Выполнила: учитель школы №108
Кирамова Наталья Андреевна.

Описание слайда:

Тема урока:
«Состав слова»
Назад
Вперед

Описание слайда:

Цель урока:
Отработка умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Вперед
Назад

Описание слайда:

1)Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
2)Создать условия для применения знаний в новых ситуациях.
3)Воспитывать интерес к родной природе.
Задачи урока:
Назад
Вперед

Описание слайда:
Описание слайда:

Корень-
общая часть всех родственных слов.
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые…. Тёплым одеялом укроет… землю. …метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить… ,строить крепости.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые инки. Тёплым одеялом укроет землю. ные метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить овиков ,строить крепости.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Корень
Борьба, борец, бороться, воевать.

Смешной, смешать, смешить.

Учить, изучать, зубрить.

Сосна, дерево, деревянный.

Ветер, вихрь, безветренный.

Вражда, враг, противник, вражеский.
«Лишнее слово»
Вперед
Назад

Описание слайда:

Приставка-
часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.

обхожу
вхожу
выхожу
ухожу
перехожу
подхожу

Описание слайда:

Суффикс-
часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Списать слова. Выделить суффикс.
Записка, гнёздышко, снежок, ловушка, маленький, бородка, мелок, осенний.
Карточка 2.
Собери слова.

Карточка 3.
Назовите детёнышей
козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, гуся, кошки, курицы, слона, собаки. аиста.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Проверь!
Карточка 1.
Записка, гнёздышко, снежок, ловушка, маленький, бородка,
мелок, осенний.

Карточка 2.
Дубок, солнышко, дедушка, зверёк, дедок, дедка, рыбочка,
рыбка.
Карточка 3.
Козлёнок, утёнок, лосёнок, оленёнок, тигрёнок, львёнок, гусёнок,
котёнок, цыплёнок, слонёнок, щенок, аистёнок.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Выберите правильное утверждение.
I. Окончание
служит для связи слов в предложении.
II. Окончание
служит для образования новых слов.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Проверь!
Заморозк , пословиц ,
подход , покраск ,
заготовк , бессмертн ,
рассад , зореньк .
Вперед
Назад

Описание слайда:

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же- в дневнике я и в журнале.
Разгадай загадку!
( оценк ).
Вперед
Назад

Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Урок русский язык.doc

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок по учебному плану

Тема урока по учебно-тематическому плану:

«Состав слова», 3 класс.

Номер урока по теме:

Обобщение знаний о составе слова

Отработка умения разбирать слова по составу и

образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1)Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

2)Создать условия для применения знаний в новых ситуациях.

3)Воспитывать интерес к родной природе..

Экран, ноутбук, проектор, авторская работа-презентация «Состав слова», карточки с заданием, справочное пособие по русскому языку.

В ходе урока учащиеся должны показать умение ставить цели урока, формулировать задания к упражнениям, анализировать, делать выводы, проявлять толерантность при общении со сверстниками.

Этапы урока (с временной раскладкой) на 40 минут

1) Организация класса (1 мин.)

2) Мобилизующий момент(2 мин.)

3) Постановка темы и цели урока (2 мин.)

4) Обобщение материала. (7 мин.)

5) Физминутка (3 мин.)

6) Закрепление (20 мин.)

7) Подведение итогов урока (2 мин.)

8) Домашнее задание (1мин.)

9) Оценивание работы групп(2 мин).

Ф.И.О. учителя, должность, место работы:

Кирамова Наталья Андреевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 108», Трёхгорный.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Состав слова».

Отработка умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1) Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

2) Создать условия для применения знаний в новых ситуациях.

3) Воспитывать интерес к родной природе.

I . Повторение ранее изученного материала.

На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово- корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом,

К ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном!

— Какие слова выросли из корня САД?

( Сад, рассада, садовод, садовник, посадили, посадки).

— Как называются эти слова?

-Родственные или однокоренные.

-У этих слов одинаковый корень и они сходны по

-Что ещё можно выделить в слове кроме корня.

— Окончание, основу, приставку, суффикс.

-Что можно сделать со словом?

— Разобрать слово по составу.

-Назовите сами тему урока.

II . Сообщение темы урока и целей.

— Правильно, мы будем обобщать наши знания о частях речи ( морфемах).

— Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами образовывать новые слова..

— При помощи, каких частей слова можно образовывать новые слова?

— Ребята, назовите цель нашего сегодняшнего урока.

( Дети называют цели урока, сравнивают с доской).

-Ребята, сегодняшний урок русского языка- это урок путешествия.

-А какая часть слова самая главная? Почему?

-Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех

— Вот мы и попали в гости к главной части слова ( иллюстрация на доске).

— Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

IV . Упражнение в различении корня слова и подбор однокоренных слов (карточка).

— Какое основное значение слова корень? ( у растения)

-Корень- подземная часть растения, но она очень нужна ему, без неё

— А почему учёные использовали это слово для названия главной части

— Из корня появляются слова.

— Ребята, прочитайте текст на ваших карточках. Вставьте подходящие по

смыслу однокоренные слова с корнем -снег- — снеж-

Списать текст, найти однокоренные слова, показать корень в них.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые…..Тёплым одеялом укроет…

землю. …метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить… ,

А как найти в слове корень?

Нужно подобрать родственные, однокоренные слова и выделить в них

общую часть, которая и будет являться корнем.

— Так что же такое корень?

— Корень- это общая часть всех родственных слов.

Дети сравнивают свои ответы с доской.

— Я Гусь, это Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

— А я ваша тётя – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? Назовите их.

— Гусь, Гусыня, Гусята.

— А слово Гусеница?

— Это не однокоренное слово со словом Гусь.

Из ряда слов вы должны убрать лишнее слово.

Борьба, борец, бороться. воевать.

Смешной, смешать, смешить.

Учить, изучать, зубрить.

Сосна, дерево, деревянный.

Ветер, вихрь, безветренный.

Вражда, враг, противник, вражеский.

V . Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с

На доске: перехожу

Я (что делаю?) обхожу

— Что можно сказать об этих словах?

— Какая часть слова их делает похожими?

— Что означают эти слова?

-Эти слова обозначают движение.

Какая часть слова делает их разными по значению?

-Приставка указывает на разные движения.

— Выделим приставки. Запомним их написание.

Запишем слова в тетрадь.

— Какая орфограмма корня нам встретилась?

-Буква безударного гласного в корне. Проверочное слово- ходит.

— Что делает приставка со словом?

Изменяет его значение и смысл.

Упражнение в учебнике.

А сейчас назовите, одним словом и запишите.

— Присоединить с помощью верёвки. Привязать.

— Присоединить с помощью иголки с ниткой. Пришить.

— Очень добрый. Предобрый.

— Как называли Кощея в русских сказках? Бессмертный.

— А царевну Елену? Прекрасная.

VI . Упражнение в различении и образовании слов с различными

Расскажите, что вы знаете о суффиксах.

Дети рассказываю правило и сравнивают с доской.

Списать слова. Выделить суффикс.

Записка, гнёздышко, снежок, ловушка, маленький, бородка, мелок, осенний.

Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, гуся, кошки, курицы, слона, собаки. аиста.

VII . Упражнение в определении роли окончаний в слове.

Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение.

1) Окончание служит для связи слов в предложении.

2) Окончание служит для образования слов.

Мы с вами вспомнили многое, что знали о частях слова. А сейчас

в завершение, попробуем сами составить слова из частей разных слов.

залез расписка полёт

приготовить садик краски

ночка звезда дочка

полёт занос понёс бессонница

краски морозец слово смертный

дочка горка курица лесной

лапа листочки крапива осиновый

— Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же- в дневнике я и в журнале.

IX. Подведение итога урока.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Примерные тексты входных контрольных работ по программе «Школа России»

Презентация на тему «Подарим пуговке вторую жизнь».

Тест по литературному чтению в 3 классе.

План урока » Счет предметов» 1 класс Школа России

Презентация: «Прямая. Кривая.» 1 класс Школа России

Презентация: «Цифра 7» 1 класс Школа России

Защита проекта «Фантастический космос» 3 класс

Тест по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе по рассказу В. Осеевой «Простое дело»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5187428 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи м школьников , цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки, помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях словообразования и формообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
izuchenie_materiala_po_morfemnomu_sostavu_slov_i_slovoobrazovaniyu_sluzhit_tseli_razvitiya_myshleniya_i_rechi_m_shkolnikov.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Целью данной работы является исследование системы изучения основных понятий морфемики и словообразования в современной начальной школе.

Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи м школьников , цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки, помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях словообразования и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.

Среди многочисленных методических задач, которые стоят перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов.

Программы по русскому языку современных вариативных УМК при изучении структуры слова ориентируется не только на изучение морфемной структуры слова, но и на словообразовательную структуру и элементарный словообразовательный анализ. Такое изучение структуры слова не гарантирует сознательного и мотивированного анализа морфемной и словообразовательной структуры учащимися.

Поэтому для эффективного обучения необходимо, с одной стороны, более глубокое изучение понятий морфемики и словообразования. С другой стороны, необходимо более современная методическая система, способная обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное мотивированное выделение детьми всех морфем слова. Это будет способствовать развитию языковой компетенции и речевому развитию младших школьников.

Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична.

Особенности изучения корня . При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».

Методика работы над корнем,— это раскрытие, с одной стороны, роли корня как ядра лексического значения слова, с другой стороны, усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.

Особенности изучения приставок. Существенными признаками приставки являются:

а) ее словообразовательная функция (реже — формообразующая);

б) место по отношению к корню (всегда стоит перед корнем);

в) приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову ( прыгнуть — выпрыгнуть, перепрыгнуть и т. д.).

В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».

С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставки выступает особенно отчетливо (например: везти, но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой и т. д.).

Для ознакомления с семантикой приставок можно использовать и отглагольные существительные (хотя их употребление в детской речи ограничено), например: вход, выход, переход; вылет, прилет, перелет; записка, переписка и др.)

При выяснении значений приставок учитывается и то обстоятельство, что семантика приставки особенно отчетливо проявляется в условиях предложного управления, когда в значении приставки и предлога много общего. Например, в словосочетании вбежал в комнату и приставка и предлог указывают направление движения внутрь чего-либо, в словосочетании отплыть от берега приставка и предлог имеют значение удаления, в словосочетании подъехать к дому приставка и предлог указывают на приближение к объекту и т. д.

В русском языке существуют многозначные приставки и приставки с синонимичным значением. Поэтому для ознакомления с семантикой приставок и их словообразовательной ролью необходимо отбирать приставки, имеющие четкое выраженное значение и наиболее употребительные в детской речи.

Усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставок по самой своей сути связано с пониманием их смыслового значения. Основным в осознании словообразовательной роли приставки является знание того, что приставка не механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово.

Как считает М.Р. Львов, для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие группы упражнений.

Первая группа упражнений включает задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками. Пример такого задания: «От слова ходить образуйте новые слова, используя приставки в-, вы-. Сравните полученные слова по смыслу и по составу. Чем они сходны? Какая часть слова делает их противоположными по смыслу? Составьте предложения».

Упражнения данной группы нацелены на развитие у учащихся умения абстрагировать смысловое значение приставки от значения, которое заключено в корне.

Вторая группа упражнений характеризуется сравнением одной и той же приставки в разных словах или сравнением приставок, имеющих близкое значение. Цель упражнений — элементарное обобщение знаний о семантике приставок. Например, учащимся предлагается сравнить слова надломить, надписать, надрезать,— установить, чем они сходны со смысловой стороны (обозначают неполноту действия). Какая часть слова передает неполноту действия?

Третью группу составляют лексико-грамматический и лексико-стилистический анализ текста. Упражнения способствуют развитию точного и осознанного употребления в речи слов с приставками.

Наряду с наблюдениями над семантикой и словообразовательной ролью приставок, проводится также работа и над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. В начальных классах, как известно, отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (о-, об-, от-, ото-, по-, до-, с-, со-, за-, на-, над-, под-, в-, во-, пере-). Чтобы создать учащимся условия для лучшего запоминания графического образа приставок, целесообразно проводить классификацию последних (приставки с буквой о, приставки с буквой а и т. д.). Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением предлогов и приставок.

Особенности изучения суффикса . Основная задача изучения данной морфемы — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Важно приблизить учащихся к пониманию того, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (имеются в виду словообразовательные суффиксы), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок: указать на размер предмета, меру качества предмета, свое отношение к предмету (имеются в виду суффиксы оценки).

В начальных классах не ставится задача формирования навыков правописания суффиксов и лишь в предварительной форме учащиеся знакомятся с написанием некоторых наиболее употребительных в детской речи суффиксов, которые имеют постоянное графическое начертание (-очк-, -ечк-, -евн-, -овн-, -еньк-, -оньк-, -ость. ..) и не требуют знания правил.

Работа над усвоением учащимися функции суффикса в слове сочетается с выяснением семантики некоторых суффиксов и с установлением грамматических признаков производного слова (первоначальный уровень).

Например, чтобы познакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов, учитель широко привлекает суффиксы, с помощью которых образуются слова — названия различного рода предметов ( апельсин, фиалка ), а также слова, обозначающие людей по их занятиям ( баскетболист ) и т. д. Учащиеся сравнивают между собой однокоренные слова, устанавливают между ними сходство и различие как по составу, так и по лексическому значению. На основе результатов сравнения делается вывод о том, что смысловое различие между данными словами передается с помощью суффикса, что именно с помощью суффикса от одного слова образовалось другое (типа: море — моряк, будить — будильник, холодить — холодильник, мир – мирный, мандарин – мандаринчик и т. д.).

Аналогично при знакомстве со значением уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов учитель опирается на конкретные представления учащихся и переходит от сравнения объектов действительности к сравнению слов как названий этих объектов. В частности, при наблюдении над суффиксами (- ок, -ик, -к-, -ищ) производится сравнение между собой предметов или их отдельных частей по размеру: большой дуб и маленький дубок, лапки и лапища .

Осознанию учащимися роли суффикса способствует также сопоставление суффикса с приставкой и окончанием.

Суффикс сравнивается с приставкой в целях установления сходства их словообразовательной роли и различия с учетом того места, которое они занимают в слове. Особенно эффективным оказывается сравнение тогда, когда оно проводится в процессе выполнения словообразовательных упражнений, и, таким образом, роль приставки и суффикса выступает наиболее наглядно ( например: сказать — подсказать — подсказка, возить — перевозить — перевозка и т. п.).

Суффиксы сравниваются с окончанием для того, чтобы предотвратить их отождествление учащимися. Сравнение проводится на основе выяснения словообразовательной роли суффикса и формообразующей роли окончания (практически). При этом большое значение имеет варьирование учебного материала, который используется для ознакомления с суффиксами. Варьирование происходит с учетом одного из несущественных признаков суффикса, а именно: суффикс может стоять перед нулевым окончанием ( дубок, домик ) и перед материально выраженным окончанием ( ягодка, сосновый и т. д.)

Особенности изучения окончания . Особым своеобразием по сравнению с приставкой и суффиксом, отличается окончание, для которого ведущей является грамматическая функция. Первоначальное представление об окончании как изменяемой части слова, с помощью которой устанавливается связь слов в предложении, складывается у учащихся при выполнении упражнений, включающих задания, направленные на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении. Усвоение учащимися синтаксической функции окончания происходит на основе (а точнее, в процессе).

Для усвоения и закрепления материала по теме «Состав слова» учащимся предлогала комплекс заданий и упражнений. Упражнения не занимают много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме.

Упражнение 1 . Добавьте нужные приставки к существительному корню: — отека-;

Упражнение 3 . При помощи суффикса образуйте слова, обозначающие лицо по профессии:

Баскетбол – ( баскетбол – ист) ;

Сноубординг – ( сноуборд – ист) ;

Бейсбол – ( бейсбол – ист);

Бокс – ( бокс – ер) ;

Пиар – ( пиар – щик) .

Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен существительных и прилагательных. Ученикам можно давать отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения.

Слово, которое разбирают дети по составу

Словообразовательный суффикс в нем

Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом

Лес, школа, лыжи, путь, помощь, двор, чин

Трактор, баян, хоккей, бейсбол, программа, дзюдо, каратэ, флора

Кисть, кофта, карта, черта, лента, ваза, рама

Лес, луна, осень, длина, облако, футбол, радость, вкус, свобода, компьютер

Шелк, малина, плод, сосна, гроза, рябина, роза, ромашка, резина

Камень, пух, болото, ветвь, золото, пятно,

Крик, счастье, талант, сон, хлопоты

Данные упражнения направлены на расширение, обогащения, активизацию словарного запаса учащихся новыми словами. Они могут быть, хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности — учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р.

Проверочные работы повышенной сложности для проверки уровня усвоения основных тем курса «Русский язык» в начальной школе.

В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников.

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения.

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать .

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка).

Морфемика и словообразование в начальной школе.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-sostav-slova-5250862.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/08/18/osnovnye-ponyatiya-morfemiki-i-slovoobrazovaniya-v