Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Нахождение безударных гласных в корне слова.
2) Способы проверки безударных гласных в корне.
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).
Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Корень – общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Прочитайте предложения:
Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.
2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.
3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.
4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.
5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:
3.О чем должен подумать?
6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.
Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.
7. Делать это можно по алгоритму (плану):
- Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
- Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
- Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
- Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.
8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.
9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».
Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:
— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;
— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».
10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.
11. Запомните правило:
Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Однокоренные слова.
Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.
Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.
Урок,»Школа России.Ударные и безударные гласные в слове «.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка
в 1 классе по программе «Школа России»
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
Волкова Валентина Александровна
Тема: «Ударные и безударные гласные в слове ».
создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
организовать деятельность уч-ся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой.
— отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах. – развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
— развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). — формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка; — создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре; — воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Используемые технологии: проблемное обучения; ИКТ, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах.
Личностные : сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками с учителем и сверстниками в поиске и сборе и поиске информации; формирование умения слаженно работать в паре; формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
Оборудование: — — презентация к уроку;
— электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого «Азбука»
— листы с заданием для работы в парах;
— картинки с изображением солнышка, тучек.
— плакаты «правило написания безударных гласных в корне»
Система работы над безударными гласными. Приемы и виды работы на каждом году обучения
Формирование всесторонне развитой личности — программная цель “Школы 2100”, ориентир в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества.
Вопрос о формировании навыка правописания слов с безударными гласными является одним из основных в школьной практике. Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов.
Основные причины ошибочного написания являются:
В основе навыка правописания безударных гласных в корнях слов лежат знания в области фонетики, графики и морфологии. Это знания, что один слог в слове ударный, что гласный звук под ударением не изменяется и обозначается соответствующей ему буквой (вол, вал, гриб и т.д.), что безударный гласный звук может заменяться другим (сосна — сасна, река — рика); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может не быть (в слове вода произноситься звук “а”, но пишем букву “о”). Учащиеся должны усвоить, что в ударном слоге произношение и написание соответствует друг другу, а в безударном слоге не всегда есть соответствие между произношением и написанием, поэтому надо проверять безударные гласные при написании слов с проверяемыми безударными гласными. Учащиеся должны знать понятие о корне и об однокоренных словах. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, вот почему проверочными словами могут быть однокоренные слова или формы одного и того же слова.
В литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения. Расчленение процесса на отдельные операции позволяет учащимся осознанно представить, что нужно сделать для того, чтобы узнать, как пишется слово, и в какой последовательности нужно это сделать.
Прежде чем написать слово, ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция – выяснения смысла слова, его происхождение. Например, сн…гири (снег), к…стяника (косточка), с…ница (синий), ж…вотное (живой, жив), ч…совой (час) и т.д.
Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки.
В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук.
В-четвертых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное.
В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в проверяемом ударном слоге.
Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.
Для того, чтобы акцентировать внимание детей на предварительной проверке слов с пропущенной безударной гласной наряду с записью проверочного слова перед проверяемым полезно периодически оформлять упражнение на доске в таком виде:
ПОДУМАЙ | ДОКАЖИ | НАПИШИ |
тр…скучий | треск | трескучий |
поч…нить | починка | починить |
Учащиеся записывают в тетради второй и третий столбики. Такая работа заставляет ученика вдумчиво подходить к словам, имеющих пропуск орфограмм, и приносит положительные результаты.
Нередко наблюдаются случаи, когда учащиеся хорошо запомнили правило, но не знают, где его применять. Поэтому наряду с умением практического применения правила следует упражнять детей и в умении находить изучаемую орфограмму в словах, предлагать им для этой цели словосочетания, предложения, связные тексты.
Большое значение для формирования навыка правописания слов с безударными гласными имеют и упражнения в умении воспринимать орфограмму на слух.
В развитии этого умения у детей учителю помогает различные виды слуховых диктантов. С большой эффектностью используются так называемые “устные диктанты”, когда ученики работают с цифровыми и орфографическими карточками.
Диктант с цифровыми карточками проводится следующим образом:
Учитель читает предложение, а ученики карточкой с цифрами показывают количество слов с безударными гласными, которые содержатся в этом предложении. Например: Мы на озеро лесное уходили далеко (4 слова с безударными гласными). Ученики поднимают карточку с цифрой “4”. Затем идет анализ каждого слова. Здесь уже помогают карточки с безударными гласными. Это уже диктант с орфографическими карточками.
Для такого устного диктанта целесообразно группировать слова со смешиваемой орфограммой о_ и а_, е, и, я, а затем упражнения для всех безударных гласных.
Такой вид диктанта имеет целый ряд преимуществ: во-первых, он позволяет за сравнительно небольшой промежуток времени решить столько орфографических задач, сколько порой дети не решают за 20-30 минут урока; во-вторых, все учащиеся вынуждены работать в одинаковом темпе; в-третьих, учитель сразу видит результаты работы всех учеников, вовремя замечая ошибки.
Орфографические карточки можно использовать при комментированном письме.
Например, один из учеников вызывается к доске, у остальных на партах приготовлены орфографические карточки. Вызванный к доске ученик, дойдя до слова с безударной гласной, называет лишь орфограмму (“безуд. гл.”), не сообщая при этом, какую гласную он напишет, а учащиеся класса показывают карточку с соответствующей орфограммой.
Для формирования умения и навыка большое значение имеет система упражнений.
Систему работы над правописанием безударных гласных в корнях слов условно можно разделить на 4 этапа:
1 этап работы — понятие об ударении в слове, сопоставление гласных в ударных и безударных слогах
Работа начинается с букварного периода, с первых страниц букваря, с наиболее простых по написанию слов, которые пишутся так, как произносятся (мама, Шура, лампа и т.д.). Важно уже и на начальном этапе обучения познакомить первоклассников и с несоответствием между написанием и произношением слов (произносим “нара”, пишем нора и т.д.). Наиболее результативным оказывается такой путь обучения, когда учащиеся постепенно усваивают знания с опорой на которые у них позднее формируется более сложные знания и умения. Работа над правописанием безударных гласных должна быть направлена на усвоение фонетических знаний. В период обучения грамоте работа над правописанием слов с безударными гласными не самоцель отдельных уроков, а только сопутствует процессу обучения чтению и письму.
В послебукварный период продолжается работа над ударением. В процессе изучения темы “Слоги” отводятся уроки для упражнений с целью помочь первоклассникам осознать роль ударения в языке, развить умение распознавать ударные и безударные слоги. С этой целью можно проводить упражнения в виде игры: каждый ряд сидящих за партами учащихся подбирает слова с ударением на указанном слоге.
Или игра “Кто больше подберёт слов с ударением на первом (втором) слоге?” Выигрывает ряд, который не допустит ни одной ошибки и подберёт больше слов. Игра “Угадайте, какое слово я задумала: в слове первый слог но, он ударный?”. “Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?”. Учитель предлагает на выбор два слога: ударный слог ра и безударный слог ра. Можно использовать выборочное чтение, например: “Прочитайте слова с ударением на первом слоге” (используются столбики слов в букваре или напечатанные на доске слова). Все эти виды упражнений развивают у детей умение находить в слове ударный слог.
2 этап работы над правописанием слов с безударными гласными связан с изучением корня и однокоренных слов
Ознакомление с корнем и однокоренными словами создаёт основу для осознания учащимися морфологического принципа русского правописания. Основная задача 2 этапа – это подвести учащихся к осознанию единообразного написания корней в однокоренных словах. Без этого учащиеся не смогут усвоить проверки безударных гласных в корнях слов и, следовательно, правописания слов с безударной гласной.
Проверочные слова обладают двумя признаками: проверочное слово является однокоренным с проверяемым или его формой и кроме того, в проверочном слове корневой гласный звук ударный. Часто учащиеся при проверке написания слова принимают во внимание только один из признаков проверочного слова и допускают ошибки. Например, подбирают слова с ударными гласными, но не однокоренные (долина проверочное слово “даль”; вытащить – тощий; вытянуть – тина; висит – вес и т.д. И наоборот, подбирают однокоренное слово, но в корне гласный звук безударный (весёлый – веселье, ковёр – ковры и т.д.). Всё это связано с тем, что многие дети не всегда чувствуют необходимость в подборе проверочного слова. Встречаются и такие дети, которые, наоборот, “поверяют” любое слово (книга – книги, принёс – нёс и т.д.) К тому же у младших школьников небольшой запас слов. Поэтому при изучении темы “Правописание слов с безударными гласными в корне” основное внимание направлено на осознание учащимися того, какое слово является проверочным и почему, и чтобы учащиеся учитывали оба указанных выше признака проверочного слова. На втором году обучения, опираясь на знания и умения, которые получены в 1 классе (проверка двухсложных слов с безударной гласной путём проверки: один – много; много – один), работа над безударными гласными продолжается и усложняется при изучении темы “Состав слова”. В этот период хорошо использовать слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с безударной гласной в корне, подчёркивают проверочные слова и выделяют в них корень.
http://infourok.ru/urokshkola-rossiiudarnie-i-bezudarnie-glasnie-v-slove-2795684.html
http://urok.1sept.ru/articles/606626