В каком классе изучают правописание чк чн

Урок русского языка «Правописание сочетаний ЧК — ЧН», 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Цели:

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_1_klass_pravopisanie_sochetaniy_chk_-_chn.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Правописание сочетаний

Нафанаилова С. М.

Учитель начальных классов

с. Марьины Колодцы

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

— Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

только мягкий звук? (ч)

— Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

— Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

— Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3. Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

— Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)

— Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

— Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

Проведём звукобуквенный анализ слова.

— Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

— Прочитайте их. Из какой это сказки?

Ряба, снесла, яичко, курочка

— Давайте вернем слова на свои места

— Какое предложение у нас получилось. ( Курочка Ряба снесла яичко .)

— Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

— Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

— Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

— А из какой сказки вот это предложение:

— Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

6. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч , ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\’] , [Щ\’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз.

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши» Цель: Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;Познакомить с новым сло.

Цели: помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; формирование умения правильно писать сочетания чк, чн; развивать внимание, наблюдательность, речь: .

Презентация с использованием интерактивной доски.

Цели:1. Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических зад.

Разработка урока русского языка во 2 классе . .

Конспект урока по русскому языку»Правописание сочетаний чк — чн» 1класс ФГОС «Школа России»

Тема: « Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН»

Цели урока : познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч’] , [Щ’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление. Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран.

I .Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь

Мы с вами снова на уроке русского языка, на котором будем учиться правильно писать некоторые буквенные сочетания. Нам сегодня помогут герои Смешарики: Ёжик и Крош.«Крош» — неунывающий и заводной непоседа кролик. Ему хочется везде и всюду успеть, всё сделать, но дел порой так много. «Ёжик» — серьёзный и рассудительный.

II. Минутка чистописания.

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

— Записываем число, классная работа.

— Какие буквы написаны на доске? ( строчные )

— Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? ( согласные )

— Напишите эти буквы.

— Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)

— Придумайте слова с твёрдыми звуками, с мягкими звуками. (устно)

-Знаете, ребята, а ведь К рош принёс нам задание, которое выполнил сам:

Чя, чю, чящя, чясы.

Посмотрите, правильно ли он всё написал?! Допустил ли он ошибки. Какое же правило забыл Крош? Давайте поможем ему!?

(Учащиеся находят ошибки и исправляют их.) Как соединяем букву ча с буквой а? Запишите.

III . Введение новых знаний.

-Ёжик и Крош написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?

— В чем расходится написание слов?

— Итак, внимательно посмотрите на слова.

— Как же правильно писать слова? Какие есть предположения?

Дети: Нужно писать ь ь не пишется

— Вы согласны с этим предположением? ( да, нет)

— Как объяснить это предположение?

— Какой шипящий звук вам

— Что вы знаете об этом звуке?

— Надо ли дополнительно

обозначать его мягкость?

— Тогда какой вывод мы можем сделать, исходя из наших наблюдений?

(в сочетании ЧК мягкий знак не пишется)

(Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] — всегда мягкий звук.)

— Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

Тема. Сочетания ЧК, ЧН

— Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

IV . Работа над темой урока

а) Течёт речка, печёт печка.

б) У нас в печурочке

Учитель: Что вы прочитали?

Учитель: Какие слова встретились с нашими правилами.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал

— Не споткнулся, не упал.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

— Ёжик и Крош нам приготовили задания.Они хотят проверить, кто быстрее всех читает и слова запоминает. Прочитаем хором.

Ёлочка и белочка,

щучка, тучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

— Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь а) записать слова по памяти;

Вспомним сказку, которую нам рассказывали, когда мы были совсем маленькими. Какие слова с сочетаниями ЧК,ЧН встретились в сказке? Давайте из них составим предложение.

Ряба, яичко , снесла курочка . Снесла курочка Ряба яичко.( Запись предложения).

Выделим сочетания ЧК, ЧН.

-Скажите правила , которые надо знать чтобы пропущенные буквы вписать.

4 задание: впишите название предметов, изображенных на картинках.

VIII . Работа над орфоэпией.

— Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

— Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня?

— Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН

— Давайте еще раз повторим правило , связанное с этими сочетаниями.

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правописание сочетаний -чк- и -чн-«

Цели:

  • помочь детям усвоить, что [ ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  • формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь:
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях.

Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка)

— А кто автор этой сказки? (Шарль Перро — Французский сказочник).

— Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.

Но прежде, чем выполнить 1 — ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Минутка чистописания. Повторение пройденного.

— Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)

— Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.

Хорошенько запомните звук [ ч’] всегда мягкий — это нам понадобится в дальнейшей работе.

— Напишите букву Чч по образцу.

— А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)

Запишите эти сочетания.

А сейчас очень внимательно слушаем:

Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой. а! в словах пища и свеча, туча, дача, саранча.

— Какие слова запомнили с сочетанием Ча?

— Запишем: Туча, дача. (показ на доске) Пишем. как я. Безотрывно.

— Подчеркните сочетания Ча.

В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву. У!

Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.

— Какие слова запомнили с сочетанием Чу?

— Как понимаете слово чудо? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)

— А кто такой чудак? Кого так называют? (Человек со странностями, чудной человек.)

— Запишем эти слова. Подчеркните Чу.

4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

— Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?

В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.

Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.

— Итак, кто догадался? (ЧК)

— Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.

А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.

ЧКЧН
печкапечник
ёлочкаёлочные
удочкасочный

— Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.

— Печка — что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)

— Печник — кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)

— Ёлочка — то же что и ель.

— Ёлочные — (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)

— Удочка — (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?

— Сочный — Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?

(Арбуз, помидор и т.д.)

— Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч’]

— Какой это звук? (Согласный, мягкий.)

— Есть ли у [ ч’] парный согласный по твёрдости? (Нет.)

— Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)

— Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)

— Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?

Вывод: Звук [ ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!

На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?

(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)

— Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.

Выделите сочетания ЧК, ЧН.

— Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)

1. А сейчас КР. Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.

Образец: Быстрая (река) речка.

— С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (без ь)

— Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем!

1 ряд2 ряд3 ряд
Рыжие (белки.)Хитрая(лисица.) Маленькая (собака.)

— Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.

Физминутка (проводит дежурный)

2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.

(текст у каждого ученика на карточках)

Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сало
Мы повесим на сучки.

— Прочитайте. О ком этот текст?

— О чём говорится в тексте?

— Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.

— Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.

— На какое правило эти слова? (ЧК)

— А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)

— Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.

3. Как можно сказать, используя сочетание ЧН?

Герои сказок? (сказочные герои)

Хлеб из пшеницы? (пшеничный хлеб)

Бюро для справок? (справочное бюро)

Станция, где хранятся лодки? (лодочная станция)

— Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?

4. Конструирование слов.

На доске: два столбика слов.

— Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые

отвечают на вопрос какой? Запишем на доске и в тетрадь.

12
Туча -…(тучка)дача -…(дачный)
Река -…(речка)рука -…(ручной)
Ночь -…(ночка)лодка -…(лодочный)
Рука -…(ручка)ночь -…(ночной)
Дочь -…(дочка)мука -…(мучной)
— С каким сочетанием записали
слова? (ЧК) Как? (без ь)
— Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН)
Как написали? Проверьте

Проверьте. Выделите сочетания ЧК.

На всю жизнь запомните какие сочетания пишутся без ь знака!

5. Ребусы.

У Кр. Шапочки есть очень близкая подруга. Отгадайте её имя:

“Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)

— Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)

— Как напишем эти сочетания?

— Кто автор сказки”Дюймовочка”? (Г.Х.Андерсен — сказочник из Дании.)

— Дюймовочка передала вам задание: разгадать ребусы.

(Зашифрованы слова: грибочки, ласточка, бабочка.)

— Какое сочетание в этих словах? Как на письме пишем? Почему?

(Записать слова, разобрать их орфографически.)

6. Итог урока.

— Что будем помнить всегда о буквосочетаниях ЧК и ЧН?

— Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!

— А Красная Шапочка дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!

— Прочитайте хором стихотворение:

Добрый сказочник весной
Нянчил дочку в час ночной.
Спи дочурочка в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazikupravopisanie-sochetaniy-chk-chn-klass-fgos-shkola-rossii-939799.html

http://urok.1sept.ru/articles/414561