В каком классе изучают правописание приставок

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Шейрихан Маллаева
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чиликарская основная общеобразовательная школа»

План — конспект рабочего урока.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Маллаева Шейрихан Пирметовна.

Тема урока: «Правописание приставок».

Слайд №1 Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание приставок».

Тема: «Правописание приставок».

Тип урока: повторительно-обобщающий

1. Познакомить обучающихся с правописанием приставок.

2. Правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

3. Развивать познавательные, коммуникативные, личностные компетенции.

1.образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

2.развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

3.воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

2. Повторение пройденного материала.

— Запишите на полях настроения от 0 до 5, с которым вы пришли на урок русского языка.

а) фронтальный опрос.

1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова. (Морфемика)

2. Из каких значимых частей состоят слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

3. Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставка и суффикс)

4. С какой морфемой мы работали на прошлом уроке? (Приставкой)

б) индивидуальные карточки.

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Ребята, давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию?

— Назовите неизменяемые приставки.

(Отвечают на вопросы: в-,во-,за-,по-, под-,подо-, до-,про-,с-,со-,на-,над-, ит. д.)

— Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

На доске задание :

Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

(сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить.)

— Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-.

Поработаем с этой приставкой.

— Какое правило вам известно про приставку с-?

— В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-,

Запомните, что эти слова входят в состав корня.

Зги, здоровье, здесь, здание.

— Назовите оканчивающиеся на з-, с-. (раз-рас, низ- нис, воз- вос, вз –вс, из – ис, без – бес)

— Когда на конце этих приставок пишется З-?и С-?

— Вставьте пропущенную букву:

Бе…мерно, и…пользовать, во…поминание, ни…падающие, бе…ценный, бе…шумный, ра…топить, бе…численные.

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)

Распределите в два столбика без и бес

Образец: Ребенок без забот. (беззаботный)

Небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса, вход без платы

Проверяют друг у друга в парах.

-Когда пишется гласная И и гласная Е в приставках при и пре?

обозначает присоединение

-Замените слово с приставкой при- или пре-,полученное слово записываем в тетрадь:

Участок при усадьбе (приусадебный, полоса около берега (прибрежная,

Очень странный случай (престранный, чуть открыть окно (приоткрыть, загородить дорогу (преградить, встать не во весь рост (привстать, присоединить пуговицу к ткани (пришить).

-Ребята, а вы любите сказки.

Мы сейчас посмотрим сказку и заодно вспомним части слова.

Сказка «Части слова»

-Понравилась вам сказка?

-А теперь мы с вами перейдем к тренажеру.

-На этом урокетебе предстоит проверить свои знания на тему :

«Правописание приставок»

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки.

Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку.

Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться по русскому языку.

— Довольны ли вы тем,как прошел урок?

Урок дал мне для жизни….продолжите?

Стр. 51 «Проверяем себя»

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» Тип урока: урок изучения нового УМК: «Начальная школа XXI века» Учебник: Русский язык: 3класс, Иванов С. В. — М. : Вентана-Граф, 2010г. Цели.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Урок русского языка в 3-м классе по программе «Школа России» на тему: «Правописание приставок»

Цели:

  • Знакомство с группой приставок, правилом правописания неизменяемых приставок.
  • Формировать умение раскрывать лексическое значение слова через морфемный анализ.
  • Развитие навыков правописания, словообразования, каллиграфии, произношения, речи.
  • Развитие умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы учителя.
  • Воспитание внимательного слушателя, зрителя, способного адекватно оценивать творчество одноклассников.

Тип урока: усвоение новых знаний.

1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся.

2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Сегодня наш урок мы начнём традиционно, с минутки чистописания. (На доске записано слово приставка) . Прочитаем его вместе по слогам. Запишите это слово один раз так, как оно записано на доске, каждую букву в петле. Сверьтесь с доской.

Выполненное задание должно было подсказать вам тему нашего урока.

Кто готов её сформулировать?

Да, мы продолжим разговор о морфемах.

Дайте определение, что такое морфема. (Морфема – это часть слова)

А теперь обратимся ещё раз к слову приставка. Какое смысловое значение несёт это слово?

Вы правильно раскрыли смысловое значение слова.

А теперь дайте определение морфеме.

Подберите и запишите однокоренные слова к слову приставка. Прочитайте новые слова.

Объясните их значение.

Как называются слова, которые записали?

При помощи какой морфемы были образованы однокоренные слова?

ВЫВОД: приставки образуют новые слова.

Как называется такой способ словообразования?

Дайте ещё раз определение, что такое приставка?

3. Этап усвоения новых знаний.

Приставок в русском языке много. И каждая из них имеет свой секрет правописания.

Сегодня с вами мы начнём раскрывать эти секреты. Вы узнаете, что правописание приставок подчиняется разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.

А на какие группы они делятся, об этом вам расскажут сами приставки, из чудесной страны Правописания.

(Работают дети, с которыми я работала, используя метод опережающего обучения)

в- (во — ) (взо- )

над – (надо — )

не – (недо- )

под — (подо — )

пра-

Я – 1-я группа приставок. Я самая большая. Мы, приставки 1-й группы, всегда пишемся одинаково независимо от их произношения! Например, надпись – надрез, повар – поварёнок. А чтобы нас не спутать с другими приставками, вам надо нас хорошенько запомнить и быстро “узнавать в лицо”.

Прочитаем эти приставки.

Я – 2-я группа приставок. К моей группе относятся все приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. С нами надо держать ухо востро (т. е. быть настороже).

без – (бес- )

из – (ис- )

низ – (нис — )

через – (черес — )

Прочитаем эти приставки.

Я – 3-я группа приставок. Ко мне относятся только две приставки: ПРЕ – И ПРИ-. Хоть эта группа самая маленькая, но с-а-м-а-я трудная.

Прочитаем эти приставки.

Ребята, понравилось вам выступление девочек? Какие положительные качества мы с вами можем отметить в выступлении девочек? (Говорили выразительно, понятно, хорошо поставлена речь, продемонстрировали актёрские способности)

Ребята, что нового вы узнали от наших гостей – приставок? (Все приставки делятся на 3 группы)

Сегодня мы с вами раскроем секреты правописания приставок 1-й группы. Но перед трудной дорогой в страну Правописания мы немного отдохнём.

Для вас (например, Марк) проведёт физминутку. Все встали, выпрямили спинки.

Вы – зеркальное отражение Марка. Поэтому внимательно смотрите на него и делайте то же самое.

О – пустили голову.

Вы – прямили голову.

На – клонили голову на – зад.

Вы – прямили. (повторить 2 раза)

Со – мкнули руки.

Вы – прямили руки.

Разо – мкнули руки.

Вы – прямили. (повторить 2 раза)

В – стали прямо. (повторить 2 раза)

Вы – тянулись (повторить 2 раза)

Под – прыгнули (повторить 2 раза)

Спасибо Марку, с вами продолжаем работу дальше. А Марк запишет 4 слова из физминутки и выделит в них приставки.

Какие приставки были использованы в физминутке?

Давайте сыграем в игру, участники которой вы и вот этот весёлый человечек. Поприветствуйте его. Он — почтальон. Наша задача помочь ему доставить письмо из одного дома в другой вот по этой дороге. Почтальон должен доставить письмо быстро. В этом нам будет помогать слово с корнем БЕГ, которое обозначает стремительное движение, глагольные суффиксы –а- и – л -, нулевое окончание и приставки 1- й группы.

Что это за приставки?

Работать у доски будет …. Тебе необходимо передвигать почтальона и записывать слова с приставками, которые указывают на его действие. Остальные работают в тетрадях.

(Выбежал, побежал, перебежал, оббежал, подбежал, вбежал)

Выделите приставки, которые из одного слова помогли составить дорожный рассказ.

К какой группе относятся эти приставки?

4. Этап закрепления нового материала.

Соревнование “ Кто больше?”

Задание: используя слова приставок 1- й группы за 3 мин, образовать новые слова от слов:

1в. – петь, 1 в. – купить.

Слова записать через запятую, выделить приставки.

2 человека работают у доски. (класс их работу не видит)

Дети, которые работали у доски, читают свои слова, называют приставки.

Кто образовал другие слова? Повторы исключаем.

Как пишутся приставки 1-й группы?

У нас осталось работать немного времени до конца урока. Поработаем с пословицей.

На доске : Что … писано пером, того не …рубишь топором.

В данной пословице в 2-х словах пропущены приставки. Как вы думаете, какие приставки надо дописать, чтобы в пословице появился смысл?

5. Этап подведения итогов.

Работая, с приставками 1-й группы, к какому выводу пришли?

На сколько групп разделены приставки?

6. Выставление оценок.

7. Этап информации уч-ся о дом. задании, инструктаж по его выполнению

Разработка урока русского язык «Приставки при-, пре-. Почему возникает необходимость изучать правописание названных приставок? «

Урок русского языка в 6 классе . Тема: Приставки при-, пре-.

Почему возникает необходимость изучать правописание названных приставок?

Знать : о зависимости написания гласных в приставках пре-, при- от их лексического значения;

Уметь: определять лексическое значение приставок при-, пре-.

Воспитывать любовь к русскому языку и литературе; интерес к пушкинской поэзий.

Девочки при-, пре-.

Музыка Свиридова «Метель»

Дидактический материал (карточки с текстами).

Плакат с опорными словами (творческая работа «Приглашение».

I . Организация класса (вступление)

К вам пришла не в первый раз,

И не ново мне: и вы, и класс,

Этот стол, мелок, указка,

И прежнею осталась сказка.

Помогала мне не раз

Сказка в самый трудный час,

Я взяла ее с собой

И урок сегодня свой

Я хочу вам преподать

Так, чтоб вы могли узнать.

Где напишем пре- и при- ,

Их значенье. Но смотри:

Сказку мало лишь читать,

Нужно думать, рассуждать,

Делать вывод и затем

Знать, что с ними нет проблем.

Вы поможете мне? – Да!

Будет легче мне тогда,

Все ж отличный вы народ

Сказки Пушкина. Вот они и помогут нам сегодня на уроке.

— Запишите число и тему урока.

Почему же возникла необходимость изучать правописание названных приставок?

Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове.

Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть.

Поэтому чтоб раскрыть секрет правописания пре и при, нам придется учиться различать значения приставок.

Что вы знаете о приставках?

Давайте же посмотрим, какое значение придают словам приставки пре- и при-.

II . Объяснение нового материала.

Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами.

Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: приходит, приплыла, приближался.

К морю опять он приходит, У моря песенка находит.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка…

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался…

— Вы правы, если ответили так:

— С какой приставкой написаны все эти слова?

Это легко заметить с при-.

Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой при-!

— Создаем алгоритм в тетради.

1. Приближение -при-

В таблицу вставить слово «приближение»

2. Второе значение приставки при-

Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей и даже винты и шурупы – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

Прочитайте первый отрывок из сказки .

Гроб ее к шести столбам

На цепях железных там

И решеткой оградили…

-Увидели ли вы слова с приставкой?

-Догадались какое значение у слова привинтили?

Вывод: В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.

Записали в тетради:

2. присоединение –при-

В таблицу вставить слово «присоединение».

3. Третье значение приставки при-.

-Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их:

Край при море – приморский край,

Замок при дороге — ?

Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах.

Вы, конечно, поняли:

При- обозначает нахождение около чего-то.

Вывод: слова, обозначающие нахождение около чего-то, всегда пишется приставка при-

3. нахождение около чего-то при-

в таблицу вставить слова «нахождение около чего-то».

Четвертое значение приставки при-

— Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными.

Найдите в третьем тексте слова с неполными, незаконченными действиями.

Стал себе почесывать лоб.

Приподнял кобылку, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

— Какая приставка в слове с неполными, незаконченными действиями.

Вывод: слова, обозначающие неполные, незаконченные действия, пишутся с приставкой при-

4. неполные, — при

В таблицу вставить слова.

Теперь вам известно четыре значения, которые передает приставка при-.

Что может означать приставка пре-?

— Предполагаю вам для этого при помощи приставки пре- заменить два слова одним.

Приставке пре- близкое к значению слова «очень»

— Так в сказке потерялось слово с приставкой пре-

«Здравствуй, князь ты мой

Что ж ты тих, как день ненастный?»

— И вы сами увидели:

приставка пре- значит «очень».

Вывод: В словах, имеющих значение «очень», пишется пре-

В таблицу вставить слово «очень».

второе значение приставки пре-

— Здесь дело потруднее.

Приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-

В таблицу вставить слово «пере» —

— Мы рассмотрели все значения приставок при- и пре-.

Проверим наши наблюдения по учебнику русского языка.

§26 стр. 47 48 49.(читают дети!)

— Сказки не только помогли нам разобраться в новом материале. Герои сказок с собой принесли задания.

1 конверт с заданием.

Вставьте буквы. Объясните значения приставки при-.

Пушки с пристани палят

К. раблю пр..стать велят!

Только поп один Балду (не)любит,

Никогда его (не)приголубит.

Он в другой раз закинул невод,

Пр..шел невод с травою м..рскою…

2 конверт с заданием.

Выбрать подходящее слово из написанных и вставить в текст.

Едет с грамотой гонец

(пр..плыл, пр..летел, пр..ехал).

На него … старуха,

На конюшню служить его послала…

(пр..крикнула, пр..давила, пр..голубила).

Проверим, знаете ли вы сказки?

3 конверт с заданиями.

Вспомнить пропущенное слово.

Объяснить его правописание.

А сидит в нем князь Гвидон;

Он … тебе поклон.

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

4 конверт с заданиями.

— Хорошо вы знаете тексты сказок. Кто же автор этих сказок? А вот сказку, о которой сейчас пойдет речь, вы наверное не знаете. Это малоизвестная сказка А.С. Пушкина «Сказка о медведихе». Она очень близка по стилю народным сказкам. Послушайте отрывок, запишите слова с при-, сделайте морфемный разбор.

— Какие слова на изученную орфограмму вы употребили в своей работе.

( Оценки за урок ) с комментарием

Подошел к концу урок.

Прозвонит сейчас звонок.

Прежде чем это случится

Я хотела б убедиться

Тему поняли вы? – Да!

Что ж осталось мне тогда…

Вам задание на дом дать:

Все значенье надо знать,

Значит, — выучить таблицу

И вдобавок, на страницах

Сказок Пушкина найти

Записать их все в тетрадь

На «отлично» отвечать.

За поддержку и работу

Очень всех благодарю

А на память об уроке

Я вам книгу подарю

Эта книга в трудный час

Выручит, конечно, Вас.

Сказки Пушкина читайте!

Это чудо! Получайте!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Ибрагимова Фирдиса ГумаровнаНаписать 1088 30.09.2016

Номер материала: ДБ-227086

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    30.09.2016 819
    30.09.2016 1291
    30.09.2016 916
    30.09.2016 882
    30.09.2016 1292
    30.09.2016 398

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/411537

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazik-pristavki-pri-pre-pochemu-voznikaet-neobhodimost-izuchat-pravopisanie-nazvannih-pristavok-1227357.html