В каком классе изучают правописание тся и ться

Урок русского языка по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Класс: 4

Ключевые слова: возвратные глаголы

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

Для достижения целей урок спланирован так, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

  • Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
  • Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
  • Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
  • Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
    • виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
    • наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка.

Раздел: Грамматические признаки глагола.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.

Задачи:

  • регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
  • познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
  • коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
  • личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

  • Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на -тся и -ться..
  • Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, авторская компьютерная презентация (Приложение).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
  • развивающего обучения (система Занкова)
  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный
  • частично-поисковый
  • информационно-коммуникативный метод

Ход урока

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.Подготовка класса к работе.
II. Этап актуализации знаний.
– Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова:

Если к(??)лектив старает…ся,
То у них всё получает…ся.
Если не будем стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!

Словарно – орфографическая работа
– Посмотрите, мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного, значит это слово словарное?
– Где мы можем узнать написание этого слова? (Интернет, словарь)
(Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки)Записывают слово, решают орфографические задачи.

Фронтальная работаСлайд 1–2III. Определение темы, целей и задач урока.– Вернёмся к нашему девизу, в словах какой части речи мы видим орфограмму? Предположите тему нашего урока?
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.
Задачи:
1. Повторить ранее изученное о глаголе.
2. Познакомиться с новой орфограммой.
3. Научиться писать глаголы с -тся и -ться.
Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.
– У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.Лист самооценки
Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.

Слайд 3IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.– Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)
1. Глагол – это…
а) служебная часть речи;
б) сложная часть речи;
в) самостоятельная часть речи.
2. Обозначает…
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) количество предметов.
3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…
а) по лицам и числам;
б) по числам и родам;
в) по числам и падежам;
4. Изменение по лицам и числам называется …
а) спряжением;
б) склонением;
в) наклонением.
5. В предложении глагол чаще всего является…
а) подлежащим;
б) обстоятельством;
в) сказуемым.
– Ставим столько баллов, сколько правильных ответов.
– У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.

Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.

Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ

Слайд 4
Фронтальная проверкаV. Открытие нового знания.– Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?
(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).
– Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.
– Но, можно самим вывести правило.
– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)
– Предлагаю вам провести наблюдение.
Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста.
– Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1. Найдите глагол.
2. Задайте вопрос к глаголу.
3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется —ться.
4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется —тся.

– Мы повторили изученный материал, а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите, как мы ее можем решить?
Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника. Стр.31 упр310
– Выпишите глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на -ться. Во второй на -тся.
1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем -тся.
2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.
– Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32

Индивидуальная работа у доски (2 ученика)
– Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи.
Выписываем глаголы в нужный столбик.

Составляют схему
Обучающиеся работают в самостоятельно.

Дети делают выводы.

Работа по учебнику.

На доске появляется запись-алгоритм (таблица)VI. Физминутка. Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю.
Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.
– Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.VII. Первичное закрепление.Скажите, в каких произведениях Устного Народного Творчества чаще встречаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
– Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
Работав группах. Игра «Собери пословицу». Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.
Дифференцированная работа
1 уровень Задание: Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся.
2 уровень Задание: Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. Друзья познают?ся в беде.
– Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

Обучающиеся работают в группах.

Проверка по эталону на слайде
Самооценка

Карточки со словами пословицы

VIII. Домашнее задание.Стр.36 упр. №3 (продолжите работу над пословицами)Слайд 8IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Индивидуальная работа со словами.
– Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2
Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
№ сл/соч1234567
-тся
-ться

1. запират..ся на засов
2. употребляет..ся в глаголе
3. удивлят..ся пению
4. расстилает..ся туман
5. надо заботит..ся о здоровье
6. нам пригодит..ся схема
7. получает..ся картина

Обучающиеся самостоятельно работают в паре применяя правило, изменяют глаголы..

Проверка по слайду

Слайд 9–10X. Рефлексия деятельности (Итог урока).– Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
– Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
– Какую цель перед собой поставили?
– Каким способом действовали для достижения цели?
– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
– Внимание, ключ к заданию.
– Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
– Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.
4.5–5 ты отлично поработал на уроке, спасибо
3.7–4.4 ты хорошо потрудился
3–3.6 старайся работать лучше
– Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?
– Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?
– А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?
– Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.
– Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Конспект урока русского языка в 4 классе Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели урока:

познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Оборудование: ноутбук, презентация по теме, карточки (с разноуровневыми заданиями), плакат — тся , -ться (на доске).

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyk_v_4_klasse_po_teme_pravopisanie_-_tsya_i_tsya.docx37.64 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkiy_yazyk_po_teme_pravopisanie_-_tsya_i-_tsya.pptx232.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

— познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам;

— развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

— воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.

Тип урока; открытия нового знания.

Форма работы : фронтальная, прах, индивидульная.

Оборудование: карточки (с разноуровневыми заданиями), плакат — тся , -ться (на доске), напечатанные тексты для работы в парах.

1. Организационный момент.Этап мотивации.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…. (запись на доске)

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, хорошо смогу выполнить задания ВПР, интересно рассказывать…)

3. Подготовка к ВПР . (Выполнение заданий из ВПР)

— Запишите слова и поставьте ударение: магазин, понял, статуя, начала. Проверка.

— Запишите предложение и охарактеризуйте:

Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

(Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными подлежащими )

У нас лес рядом. Кто ходил летом в лес? Зачем ходили в лес?

— Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

— Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

— Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)

— А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. ( карточки на партах)

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр

— Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей ( с доски)

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

— Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

— Сравните свои работы.

— Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

— Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)

— Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)

-тся -ться ( Вывешивается на доску)

2)Сообщение темы и целей урока

— Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

— Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

— Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

— В какой форме стоят? (неопределённая форма)

— Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

— В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

— Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

— В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

— Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

— В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

— Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

— Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

3)Составление алгоритма — на доске- коллективная работа

-тся -ться

Если

что (с) делать? что делает? , что сделает?,

что делают? , что сделают?

неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,

то пиши -ться то пиши -тся

4) Дальнейшая работа над пословицей

— Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

— Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. (1 ученик на доске)

Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

он хвалится вращаться

она боится качаться

они нравятся прощаться

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

— Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянут ь ся, поклонит ь ся, )

— Запишем их в столбик

— Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

— Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянут ь ся – потяне тс я

Поклонит ь ся – поклони тс я

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

— А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

— Самопроверка по образцу.

1в. Рано утром на рассвет е умываю тс я мышата.

Надо, надо умыват ь ся по утрам и в е ч е рам.

2в. Дуб дождя и ветра вовсе не бои тс я.

Кто сказал, что дубу страшно простудит ь ся.

2)Самостоятельная работа с самопроверкой Сла

— А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

— Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

— Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

— Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

— Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Они испытывают волнение -…..

Он испытывает радость- ……

— Какую цель ставили перед собой на начало урока?

— Кто считает, что достиг поставленных целей?

— За что бы вы себя похвалили?

— В каких случаях мы пишем перед ^–ся ь знак?

— В каких случаях мы не пишем перед ^–ся ь знак?

8. Домашнее задание.

— Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать 3 предложения со словами (глголами) на изученное правило.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …

Магазин, понял, статуя, начала. Запишите слова и поставьте ударение:

Магази́н , по́нял , ста́туя , н ачала́ .

Прочитайте предложение и охарактеризуйте: Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

Работа в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. Апрель Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки.

Звенит – н.вр ., 3л, ед.ч , 2 спр ; сверкают – н.вр ., 3л, мн.ч , 1 спр ; прилетят – б.вр ., 3л, мн.ч , 2 спр ., Проверка:

Проблемный вопрос Какие глаголы называются возвратными? Выскажите свои гипотезы.

1) Работа с пословицей Тот труда не бои(т… ся ), Кто умеет труди (т… ся ).

«Правописание – ться или – тся в глаголах.» Тема урока:

1. Одеваться , стучаться , промчаться 2. Одевается , стучится , промчится 3. Одеваются , стучатся , промчатся

Он хвалит… ся , вращат … ся , качат … ся , она боит … ся , они нравят … ся , прощат … ся .

— тся — ться он хвалится вращаться она боится качаться они нравятся прощаться

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219 1в. Рано утром на рассвет.. Умывают.ся мышата. Надо, надо умыват.ся по утрам и в.ч.рам . 2в . Дуб дождя и ветра вовсе не боит.ся . Кто сказал, что дубу страшно простудит.ся .

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму: Друзья (что делают?) познают… ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит … ся . Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит… ся . За всё (что делать?) брат… ся – ничего не сделать. 2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму: Кто на уроке старает … ся , У того всё получает… ся . Если не будешь стремит… ся , Нечем будет гордит … ся ! 3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило: Проявлять стремление – …. Они испытывают волнение -….. Допускать ошибки -…… Он испытывает радость- ……

Домашнее задание ( по выбору): 1) упр. 220 стр. 105, 2) придумать и записать 3 предложения со словами на изученное правило.

5 класс Урок русского языка по теме: «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ»

Урок русского языка поможет учащимся отработать способ действия при выборе написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок русского языка по теме: «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ»»

5 класс Тема: Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и -тся в глаголах;

Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, алгоритм ;

Тип урока: урок умений и навыков.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи.

Слайд. Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

«Правописание –ться и –тся в глаголах».

Цель нашего урока-

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

3) правильно произносить и писать глаголы на -ться и тся.

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

— От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

— Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

— Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Открытие нового знания.

Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?

Правильно, дети. (Дети формулируют правило).

Устали, дети? Давайте отдохнем! На доске предложения. Из каждой группы выходит 1 ученик, подчеркивает один член, он заканчивает, потом другие. И так до конца. Какая группа сделает задание быстрее и правильно, та группа победит. Отдохнем, заодно вспомним главные и второстепенные члены предложения.

На улице моросит холодный дождь.

Сегодня Петя уроки приготовил.

Мама сварила вкусный борщ.

Завтра будет отличная погода.

Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.

Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

Работа с учебником.

1 группа- задания из учебника ; 2 группа- задания из учебника

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягкий знак (где нужно , 2 группа).

Проверим ваши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправить ошибки в тексте.( с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя . А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Подведение итогов урока.

— Что новое узнали на уроке?

— Какое «знание» открыли?

-Чему учились?( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).

Вопрос — твой помощник.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Запишите по 10 глаголов на –тся и –ться. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/11/29/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-4-klasse-tema

http://multiurok.ru/files/5-klass-urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisan.html