В каком классе изучают приставки суффиксы окончания

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Тема. Состав слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Повторение знаний о составе слова.
  2. Обобщение и применение знаний о составе слова.

Глоссарий по теме:

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе русского языка 3 классы вы:

• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;

• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;

• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка

Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка

Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка

Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка

Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка

Назовите все значимые части слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Состав слова.

Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.

  1. Приставка, корень, суффикс;
  2. Приставка, корень, суффикс;
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание;
  4. Окончание, приставка, суффикс, основа;
  5. Приставка, суффикс, окончание.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Приставка, корень, суффикс;
  2. Приставка, корень, суффикс;
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание;
  4. Окончание, приставка, суффикс, основа;
  5. Приставка, суффикс, окончание.

Задание. Лишнее слово.

Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.

  1. Стол, стульчик, кот, рыба.
  2. Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
  3. Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
  4. Забег, ходок, подпол, выход.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Стол, стульчик, кот, рыба.
  2. Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
  3. Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
  4. Забег, ходок, подпол, выход.

Урок русского языка в 3 классе » Состав слова»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Состав слова.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №108»

Урок
русского языка

Выполнила: учитель школы №108
Кирамова Наталья Андреевна.

Описание слайда:

Тема урока:
«Состав слова»
Назад
Вперед

Описание слайда:

Цель урока:
Отработка умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Вперед
Назад

Описание слайда:

1)Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
2)Создать условия для применения знаний в новых ситуациях.
3)Воспитывать интерес к родной природе.
Задачи урока:
Назад
Вперед

Описание слайда:
Описание слайда:

Корень-
общая часть всех родственных слов.
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые…. Тёплым одеялом укроет… землю. …метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить… ,строить крепости.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые инки. Тёплым одеялом укроет землю. ные метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить овиков ,строить крепости.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Корень
Борьба, борец, бороться, воевать.

Смешной, смешать, смешить.

Учить, изучать, зубрить.

Сосна, дерево, деревянный.

Ветер, вихрь, безветренный.

Вражда, враг, противник, вражеский.
«Лишнее слово»
Вперед
Назад

Описание слайда:

Приставка-
часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.

обхожу
вхожу
выхожу
ухожу
перехожу
подхожу

Описание слайда:

Суффикс-
часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Списать слова. Выделить суффикс.
Записка, гнёздышко, снежок, ловушка, маленький, бородка, мелок, осенний.
Карточка 2.
Собери слова.

Карточка 3.
Назовите детёнышей
козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, гуся, кошки, курицы, слона, собаки. аиста.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Проверь!
Карточка 1.
Записка, гнёздышко, снежок, ловушка, маленький, бородка,
мелок, осенний.

Карточка 2.
Дубок, солнышко, дедушка, зверёк, дедок, дедка, рыбочка,
рыбка.
Карточка 3.
Козлёнок, утёнок, лосёнок, оленёнок, тигрёнок, львёнок, гусёнок,
котёнок, цыплёнок, слонёнок, щенок, аистёнок.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Выберите правильное утверждение.
I. Окончание
служит для связи слов в предложении.
II. Окончание
служит для образования новых слов.
Вперед
Назад

Описание слайда:

Проверь!
Заморозк , пословиц ,
подход , покраск ,
заготовк , бессмертн ,
рассад , зореньк .
Вперед
Назад

Описание слайда:

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же- в дневнике я и в журнале.
Разгадай загадку!
( оценк ).
Вперед
Назад

Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Урок русский язык.doc

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок по учебному плану

Тема урока по учебно-тематическому плану:

«Состав слова», 3 класс.

Номер урока по теме:

Обобщение знаний о составе слова

Отработка умения разбирать слова по составу и

образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1)Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

2)Создать условия для применения знаний в новых ситуациях.

3)Воспитывать интерес к родной природе..

Экран, ноутбук, проектор, авторская работа-презентация «Состав слова», карточки с заданием, справочное пособие по русскому языку.

В ходе урока учащиеся должны показать умение ставить цели урока, формулировать задания к упражнениям, анализировать, делать выводы, проявлять толерантность при общении со сверстниками.

Этапы урока (с временной раскладкой) на 40 минут

1) Организация класса (1 мин.)

2) Мобилизующий момент(2 мин.)

3) Постановка темы и цели урока (2 мин.)

4) Обобщение материала. (7 мин.)

5) Физминутка (3 мин.)

6) Закрепление (20 мин.)

7) Подведение итогов урока (2 мин.)

8) Домашнее задание (1мин.)

9) Оценивание работы групп(2 мин).

Ф.И.О. учителя, должность, место работы:

Кирамова Наталья Андреевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 108», Трёхгорный.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Состав слова».

Отработка умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1) Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

2) Создать условия для применения знаний в новых ситуациях.

3) Воспитывать интерес к родной природе.

I . Повторение ранее изученного материала.

На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово- корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом,

К ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном!

— Какие слова выросли из корня САД?

( Сад, рассада, садовод, садовник, посадили, посадки).

— Как называются эти слова?

-Родственные или однокоренные.

-У этих слов одинаковый корень и они сходны по

-Что ещё можно выделить в слове кроме корня.

— Окончание, основу, приставку, суффикс.

-Что можно сделать со словом?

— Разобрать слово по составу.

-Назовите сами тему урока.

II . Сообщение темы урока и целей.

— Правильно, мы будем обобщать наши знания о частях речи ( морфемах).

— Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами образовывать новые слова..

— При помощи, каких частей слова можно образовывать новые слова?

— Ребята, назовите цель нашего сегодняшнего урока.

( Дети называют цели урока, сравнивают с доской).

-Ребята, сегодняшний урок русского языка- это урок путешествия.

-А какая часть слова самая главная? Почему?

-Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех

— Вот мы и попали в гости к главной части слова ( иллюстрация на доске).

— Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

IV . Упражнение в различении корня слова и подбор однокоренных слов (карточка).

— Какое основное значение слова корень? ( у растения)

-Корень- подземная часть растения, но она очень нужна ему, без неё

— А почему учёные использовали это слово для названия главной части

— Из корня появляются слова.

— Ребята, прочитайте текст на ваших карточках. Вставьте подходящие по

смыслу однокоренные слова с корнем -снег- — снеж-

Списать текст, найти однокоренные слова, показать корень в них.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые…..Тёплым одеялом укроет…

землю. …метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить… ,

А как найти в слове корень?

Нужно подобрать родственные, однокоренные слова и выделить в них

общую часть, которая и будет являться корнем.

— Так что же такое корень?

— Корень- это общая часть всех родственных слов.

Дети сравнивают свои ответы с доской.

— Я Гусь, это Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

— А я ваша тётя – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? Назовите их.

— Гусь, Гусыня, Гусята.

— А слово Гусеница?

— Это не однокоренное слово со словом Гусь.

Из ряда слов вы должны убрать лишнее слово.

Борьба, борец, бороться. воевать.

Смешной, смешать, смешить.

Учить, изучать, зубрить.

Сосна, дерево, деревянный.

Ветер, вихрь, безветренный.

Вражда, враг, противник, вражеский.

V . Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с

На доске: перехожу

Я (что делаю?) обхожу

— Что можно сказать об этих словах?

— Какая часть слова их делает похожими?

— Что означают эти слова?

-Эти слова обозначают движение.

Какая часть слова делает их разными по значению?

-Приставка указывает на разные движения.

— Выделим приставки. Запомним их написание.

Запишем слова в тетрадь.

— Какая орфограмма корня нам встретилась?

-Буква безударного гласного в корне. Проверочное слово- ходит.

— Что делает приставка со словом?

Изменяет его значение и смысл.

Упражнение в учебнике.

А сейчас назовите, одним словом и запишите.

— Присоединить с помощью верёвки. Привязать.

— Присоединить с помощью иголки с ниткой. Пришить.

— Очень добрый. Предобрый.

— Как называли Кощея в русских сказках? Бессмертный.

— А царевну Елену? Прекрасная.

VI . Упражнение в различении и образовании слов с различными

Расскажите, что вы знаете о суффиксах.

Дети рассказываю правило и сравнивают с доской.

Списать слова. Выделить суффикс.

Записка, гнёздышко, снежок, ловушка, маленький, бородка, мелок, осенний.

Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, гуся, кошки, курицы, слона, собаки. аиста.

VII . Упражнение в определении роли окончаний в слове.

Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение.

1) Окончание служит для связи слов в предложении.

2) Окончание служит для образования слов.

Мы с вами вспомнили многое, что знали о частях слова. А сейчас

в завершение, попробуем сами составить слова из частей разных слов.

залез расписка полёт

приготовить садик краски

ночка звезда дочка

полёт занос понёс бессонница

краски морозец слово смертный

дочка горка курица лесной

лапа листочки крапива осиновый

— Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же- в дневнике я и в журнале.

IX. Подведение итога урока.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Примерные тексты входных контрольных работ по программе «Школа России»

Презентация на тему «Подарим пуговке вторую жизнь».

Тест по литературному чтению в 3 классе.

План урока » Счет предметов» 1 класс Школа России

Презентация: «Прямая. Кривая.» 1 класс Школа России

Презентация: «Цифра 7» 1 класс Школа России

Защита проекта «Фантастический космос» 3 класс

Тест по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе по рассказу В. Осеевой «Простое дело»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5186460 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-sostav-slova-5250862.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov