В каком классе изучают составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

методическая разработка урока в 8 классе на тему «Составное глагольное сказуемое». Объяснение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx28.2 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе.

Составное глагольное сказуемое (Слайд №1)

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умения различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность; уметь анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему;
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру.
  • активизировать творческий потенциал учащихся;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование : компьютер, мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, памятки, презентация к уроку в формате Power Point.

Слово учителя. Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы продолжим изучать сказуемое и его виды.

Восстановите определения (устно): Слайд №3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. … и …-это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и …. Подлежащее –это … главный член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или …. Сказуемое –это … член предложения, который обозначает … или … и отвечает на вопросы …. Простое глагольное сказуемое может быть только …. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражены….

Я предлагаю вам задания на ваш выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Задание. Подчеркнуть грамматическую основу в предложении. (Слайд № 4-5)

  1. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидешь. (Сент-Экзюпери)

  1. Когда я научусь плыть, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может знать. (Сент-Экзюпери)

( I – мы спрашиваем, путешествие начинается, не увидешь:.

II- я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились вам в этих примерах?

В каком наклонении стоят эти сказуемые?

Что необычного в сказуемых второй группы?

Как вы думаете, что это за сказуемые?

Вывод: сказуемые из второй группы – это составные глагольные сказуемые, о которых мы сегодня и поговорим.

  1. Понятие о составном глагольном сказуемом. (Слайд №6)

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

и дополнительное лексическое значение

Неопределенная форма глагола

. Обратить внимание на грамматическое и лексическое значения глаголов в составе СГС.

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт в себе лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределённой формы, выражающей лексическое значение сказуемого).

  1. Работа с таблицей (Приложение № 1) (Слайд № 7)

— Рассмотрим таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она даётся вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

  1. Цифровой диктант. (Слайд №8)
  • Распределите предложения, указав только их номера, в 2 столбика: 1 – с простым глагольным сказуемым, во 2 – с составным глагольным сказуемым.
  1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент-Экзюпери)
  2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея. (В.Перелешин)
  3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С.Пушкин)
  4. Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент-Экзюпери)
  5. Иные радовались, другие так просто повесили носы. (Ф.М.Достоевский)
  6. В одиночестве способен жить не всякий. (И.А.Крылов)

( I-2,5; II -1,3,4,6) (Слайд №9)

  • Назовите сказуемые во 2-ом и 5-ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

( во 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом – ПГС является фразеологизмом «повесили носы» — огорчились, расстроились)

  • В чем особенность вспомогательного глагола в сказуемом 6-го предложения?

(оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть только не только глагол, но и краткое прилагательное)

(мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даёшь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить)

Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас очень маленькая частичка, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зелёного деревца, которое тянется к свету, добру, и теплу. Это деревце растёт и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через самые сложные испытания, преодолеваете трудности.

Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и в свои силы.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль.

Однажды король пришёл в сад и увидел увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза увядала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее растение. Он спросил, почему оно не увядает. Растение ответило, что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав, оно добавило: «Король, ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Видимо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

(Притча о том, что у каждого существа в этом мире есть своё назначение. Основная мысль заключается в том, что важно оставаться самим собой и стараться развивать свои лучшие качества, не сравнивая себя с другими.)

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть составные глагольные сказуемые (комментировано).

Однажды король пришёл в сад и увидел увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал что он ум..рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашёл её оп..дающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув..дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее р..стение. Он спросил, почему оно не ув..дает. Р..стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Вид..мо, я не могу быть ни розой ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

  1. Работа с клеше. (Слайд № 12)

Задание: опираясь на притчу, закончите предложения.

  1. В этом мире все другие роли уже заняты, поэтому следует быть…
  2. Нужно работать над собой, чтобы стать…
  3. Не следует сравнивать себя с…
  4. Когда человек на своём месте, он становится…

( 1- самим собой, 2 – лучше, чем ты есть сейчас, 3- другими людьми, 4- счастливым, нужным, востребованным).

  1. Обобщение изученного на уроке. (Слайд № 13)

Сказуемое может быть … и…

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается…

Неопределенная форма глагола выражает…

Самоанализ деятельности на уроке.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы целей урока?
  3. В какой степени? Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?
  4. Оцените свою работу.(если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему

! – многое удивило и заинтересовало;

? – осталось много неясного;

… — было то, о чём следует поразмышлять, подумать).

Выучить теоретический материал на стр. 61-62; упр. 103

Спасибо за работу на уроке.

I группа: заменить простые глагольные сказуемые составными

  1. Виноградная лоза увядала.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Урок в 8 классе на тему «Составное глагольное сказуемое»

Тема: Составное глагольное сказуемое

Создание условий для развития умений учащихся анализировать текст, оперировать терминами, строить связное высказывание;

Содействовать усвоению и закреплению учащимися изучаемого материала, формированию умений различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления.

Способствовать воспитанию речевой культуры, формированию духовно-нравственных качеств личности.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Оборудование урока: магнитофон, раздаточный материал, таблицы

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная

технология развивающего обучения, игровая технология

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, подготовить учащихся к общению, к предстоящему занятию .

В руках держу маленькую свечу. Зажигаю после звонка, поднимаю верх.

— Добрый день, ребята. Огонек свечи маленький, не правда ли? Но и им можно обжечься, оставить след. И сегодняшний урок лишь один из череды уроков, но очень хочется, чтобы он не прошел бесследно и зажег в вас огонек новых знаний. Вы этого хотите?

Тогда включаемся в работу

Этап проверки домашнего задания

Задачи: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания учащимися, осуществлять дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.

Учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить да или нет.

-Синтаксис занимается изучением словосочетания и предложения? (ДА)

— В предложении обязательно должно быть два главных члена? (НЕТ)

— Подлежащее может быть выражено различными частями речи?

— Простое глагольное сказуемое может состоять из нескольких слов? (ДА)

— Лексическое и грамматическое значения простого глагольного сказуемого выражены в разных словах? ( НЕТ)

-Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? кого? (НЕТ)

— Сказуемое может отвечать на вопросы каков предмет? что он такое? (ДА)

— Если в состав простого глагольного сказуемого входит несколько слов, которые можно заменить одним глаголом, то речь идет об ослабленном лексическом значении глагола? (ДА)

2) Проверка домашнего упражнения 71

Прочитайте словосочетания с ослабленным лексическим значением. Аргументируйте свой выбор.

— Сколько предложений со словосочетаниями, полностью входящими в состав сказуемого, у вас получилось? — 8. Прочитайте.

Самооценка. (У каждого учащегося имеется на парте листок самоконтроля и самооценки. В листок вносятся отметки на каждом этапе урока. В конце урока их собирает учитель).

3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (актуализация знаний)

Задачи этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

О каком сказуемом пойдет сегодня речь, вы узнаете, когда запишите начальные буквы сказуемых всех предложений по порядку. Но для этого сначала необходимо найти эти сказуемые. (На партах листочки)

Виктор Степанович с очинял рассказы и о тносил их в редакцию газеты.

Он с тал т ренироваться каждый день.

Необходимо а фишировать новые спектакли.

Дедушка в едет внука.

Кто-то осторожно н ачал о ткрывать дверь.

Из-за леса, из-за гор е дет дедушка Егор.

Мама г ладит белье.

Пианист л юбил а ккомпанировать известной певице Образцовой.

Ученик уже г отов о твечать.

Врач л ечит больных детей.

Н осит пальто нараспашку.

Девочка о твечает уверенно.

Он совсем мало е ст.

— Что получилось? СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛ Ь НОЕ ?

Самооценка (в листок контроля)

Сформулируем тему урока :

Составное глагольное сказуемое

— Во всех ли предложениях вы легко нашли сказуемые? В каких предложениях затруднялись с выбором? Почему?

— Исходя из темы урока, сформулируйте свои цели работы на уроке.

(формулируют учащиеся + формулировка учителя)

Я думаю, что познакомившись с составными глагольными сказуемыми, вы без труда будете не только находить их в предложении, но и активно использовать в устной и письменной речи.

Этап усвоения новых знаний

Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу.

1) Самостоятельная работа с учебником

Прочитайте правило §13. Сформулируйте и запишите 3-4 вопроса по новому материалу, которые будут начинаться со слов: «Правда ли, что…» (на доске).

Правда ли, что простое глагольное сказуемое может состоять из нескольких слов? (Правда, потому что в состав простого глагольного сказуемого могут входить фразеологизмы, оно может быть выражено сложной формой будущего времени)

Задайте вопросы одноклассникам.

2) Завершение таблицы

.

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

ФОРМА ГЛАГОЛА

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

3)Первичная проверка полученных знаний

— По каким признакам вы определите, что перед вами составное глагольное сказуемое? Приведите примеры .

Самооценка (в листок контроля)

5. Этап закрепления новых знаний

Задачи: обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

а) Слуховой диктант

Звучит начало сказки А.С.Пушкина «Сказка о Золотом Петушке» (1 мин.) Задания:

записать составные глагольные сказуемые, которые использовал поэт; (Захотел отдохнуть, стали беспокоить, должен был содержать).

определить, чем выражен вспомогательный глагол и что обозначает. (желательность действия, начало действия – глаголы, краткое прилаг.)

б) Выполнение упр. 77 (выписать только подлежащее с составным глагольным сказуемом)

Два учащихся работают у доски.

(Илья научился столярничать; Илья хотел блеснуть; Илья стал играть; реки не могут течь; человек не может не двигаться, не менять; человек способен менять; человек начинает понимать; он учится замечать)

Проверка и оценивание + самооценка (в листок)

г) Задания на выбор (применение знаний):

Игра «Лови ошибку» (работа в микрогруппах, парах)

— О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?

— Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

— Найдите ошибки в обозначении сказуемого. Исправьте.

— В каких словах и на какие правила допущены орфографические ошибки?

Неправда с правдою незнается.

Бездушье вовсе не стесняется

Признатся , что оно бездушье.

«Ты что, не видишь? Я – нахальство!»

И скромность может не рассчитывать

На снисхождение зазнайства.

И ум у глупости в немилости,

Добро и худо – не знакомы.

Лишь по физическим законам. ( Ф.Кривин)

(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)

Проверка работы. Самооценка

Творческое задание: мини-сочинение «Что значит быть добрым?» с использованием составных глагольных сказуемых.

Этап информирования учащихся о домашнем задании и комментировании порядка его выполнения

Задача: обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Выучить правило §13, выполнить упражнение 80. Упражнение нужно списать, указать грамм. основы, определить тип сказуемого: простое глагольное или составное глагольное. (Закрепление умений) Тв. задание: к физкультминутке придумать несколько упражнений, при описании которых использовать предложения с составными глагольными сказуемыми. (Начали разминать кисти рук. Принялись вращать головой … и т. д.)

Этап подведения итогов.

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно. Совпадают ли оценка учителя и самооценка учащихся?

Чтобы узнать мою оценку вашей работы, снова обратимся к буквенному диктанту.

Определите на слух сказуемое в каждом предложении. Записывайте в тетради только начальные буквы слов-сказуемых.

Мне х очется о тдохнуть.

Он р ешил наконец о тправиться в путешествие.

Мама ш ьет на машинке, а Настя о тгадывает кроссворд.

Вот-вот прозвенит звонок, поэтому наступило время погасить зажженную мною в начале урока свечу. А смог ли наш урок зажечь огонек знаний в вас, дорогие друзья?

Вспомните, какие цели вы ставили перед собой по теме урока.

Они достигнуты? Если нет, то почему.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Боброва Татьяна НиколаевнаНаписать 958 18.05.2017

Номер материала: ДБ-486008

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.05.2017 578
    18.05.2017 1749
    18.05.2017 1090
    18.05.2017 1162
    18.05.2017 528
    18.05.2017 725
    18.05.2017 1311

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема урока: «Виды сказуемых». 8-й класс

Класс: 8

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока (приложение, слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного (слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именноеВыражается глаголом в форме одного из наклоненийВспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитивВспомогательный глагол + именная частьОтвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай, знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг ., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборотне имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол:быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.

Продюсер может что сделать? – может не согласится.

б) Режиссёр казался расстроенным.

Режиссёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

  1. Мартышка вздумала трудиться.
  2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
  3. Червонец был запачкан и в пыли.

14. Ещё одна попытка (слайд№14):

  1. Шли два приятеля вечернею порой.
  2. Герои решили разобраться.
  3. Множество людей вышли было на улицу.

15. Закрепление изученного.

Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

  1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
  2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
  3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
  1. Команда будет выступать на соседнем поле.
  2. Шестью восемь – сорок восемь.
  3. Солнце было красное и большое.
  1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
  2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
  3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

17. Подведение итогов. Домашнее задание (слайд№19).

Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.


источники:

http://infourok.ru/urok-v-klasse-na-temu-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-1908035.html

http://urok.1sept.ru/articles/617535