В каком классе изучают суффиксы ик ек

Конспект урока «Правописание суффиксов – ек -, — ик –».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -;

Задачи урока:

− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_-_1.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Правописание суффиксов – ек -, — ик –

Учитель: Романова Оксана Владимировна

Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -;

− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный материал (приложение 1)

— познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных

— научить правильно писать гласные в суффиксах -ек и –ик;

— научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;

— развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

— продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

— формирование целостного мировоззрения;

— способствовать воспитанию положительной мотивации к учению,

Тип урока : изучение нового материала.

Формирование ключевых компетенций:

— ценностно-смысловых (выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);

— коммуникативных (владеть литературным языком);

-учебно-познавательных (добывать знания на основе наблюдений, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);

Методы обучения : изложение нового материала, дедуктивные, практическая работа.

Формы организации обучения : фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.

А) учащиеся должны узнать:

— правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;

— алгоритм написания суффиксов;

Б) учащиеся должны уметь:

— применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;

— уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник

  1. Мотивация. Приветствие учителя.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Лингвистическая разминка. Укажи верное утверждение.

Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».

1. Имя существительное — часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/

2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)

3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/

4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/

5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/

3.Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

— Что такое суффикс? /значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса, обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм, суффикс не является обязательной частью слова/

ПОСЛЕ БУКВ Т-Д, С-З, Ж = ЧИК

ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ = ЩИК

4.Актуализация субъективного опыта.

— открываем тетради, записываем число и классная работа, пропускаем строчку для темы, ее мы запишем позже

Задание : исправь деформированное предложение (записать в тетрадь).

Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

— найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;

— в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)

А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

— в каких словах можем встретить такой же суффикс –ИК, который обладает уменьшительно-ласкательным значением? /домик, ключик, фонарик, дворик/

— назовите способ образования таких слов? /суффиксальный/

— а какой суффикс, созвучный с суффиксом -ик существует в русском языке? /ек/

— Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?

— Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК.

— Цель урока? / ознакомление с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-/ или / формирование умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -/

— Задачи урока? А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

(чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

Жили ключ и к и замоч е к,

Дом и к сторожили.

Но без ключ и ка (Р.п.) замо чк а (Р.п.)

Вы бы не открыли.

В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать?

Решить орфографическую задачу нам поможет интересная история, в которой содержится подсказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.

— Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?

5. Работа с учебником . Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное

— Мы сделали свой вывод, сравним его с правилом в учебнике. (стр. 252)

— Какое открытие Вы для себя сделали? (еще раз повторяем)

6.Составление алгоритма. Цель: развитие умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности.

— Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?

— Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.

— Какой первый шаг нужно сделать? (поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).

— Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает — -ек )..

Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-

1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)

2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный

пиши -ЕК- пиши -ИК-

Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.

Овражек, человечек, костюмчик, веничек, ножичек, ключик, фонтанчик, кулёчек, замочек, зайчик.

7.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.

Горошек , годик, гаражик , глазик, волосик, вопросик , бантик, подарочек, дождик, ежик , желточек, мячик, нолик.

Составьте 2-3 предложения с данными словами. /зачитать/

8.Первичное закрепление. Работа в парах, РТ упр.196, стр. 73– устная взаимопроверка

9. Работа с текстом

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

— Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

— Как можно озаглавить текст? (После дождя)

— Выполняем выборочный диктант ( самостоятельная работа ): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

10. Анализ . Тестовое задание

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ. к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат. к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»

Шепелева Наталья
Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»

Тема урока: Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. (с. 122- 125) Цели урока: организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек —, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек —, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Регулятивные: самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;

Познавательные: ориентироваться в учебниках; выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Сценарий урока.

1. Организационный момент.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2. Разминка для пальцев.

Весёлая мышка Перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив,

Им корочку хлеба

и отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Складываем ладоши «ковшом»

Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Гладим серединку ладошки то одной, то другой руки.

Одна рука гладит другую

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

3. Чистописание:

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них. Нет, стоп! Проверьте-ка сначала, Как положили вы все их. Пряма ли спинка? Чтоб ручка свой конец направила в плечо. Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо.

ие кк // ик ек // Коньки, салазки, сказка.

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

— определить известные части речи.

3. Картинный диктант.

Пальто, коньки, телефон, берёза, мороженое, город, щавель, сорока, лестница, земляника.

4. Орфографическая работа с текстом.

Небо потимнело. Посыпал калючий снех и грат. Ветер прогнал тучу. Со) нце растапило снег.

— Прочитайте внимательно текст. Какое задание нужно выполнить?

-Исправьте ошибки, доказывая свой выбор.

— В какой части слова были допущены ошибки? На какую орфограмму?

(проверяемая безударная гласная, парные согласные, непроизносимые согласные)

4. Повторение пройденного.

1. Суффикс – это маленькое слово.

2. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем.

3. Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Суффикс служит для образования новых слов.

5. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, корень, а затем суффикс.

6. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

7. После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс – ёнок–

8. После твердых согласных и [ч’], пишется суффикс – онок–

5. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.

— Ребята, вы любите читать? Давайте с вами заглянем в книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

К доске выходит ученик.

— Я – Виктор Перестукин, герой книги Лии Гераскиной.

Однажды я попал в Страну невыученных уроков. На воротах главного замка висел громадный замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут- то было. Ключ не поворачивался. Оказывается, я должен был правильно написать два слова: «ключик» и «замочек». Если сумею, ключ тут же отопрёт замок.

— Отчего же не суметь!- подумал я.

— Я сразу написал: ключ… и остановился.

— Что писать дальше: -ик или -ек?

— Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

— Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?

— Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное место» и его написание надо проверять.

– Определите тему нашего урока.

– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока?

6. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

— Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

— Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

— Итак, мы сами изобретаем правило.

— Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

Арбуз. к, бант. к, горош. к, кармаш. к, арбузика, бантика, горошка, кармашка.

– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова (есть — нет)

— Разделите слова на два столбика: есть, нет

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

ореш. к кузнечики

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили? (Если при изменении формы слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

— Подтвердить наше научное открытие поможет правило учебника.

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т. к. эта книга очень поучительна.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?

Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.

Слайд 16. Физминутка.

На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. Руки вверх, ручки вниз На носочках подтянись Ручки ставим на бочок На носочках скок –скок –скок А затем поприседаем Никогда не замёрзаем.

7. Закрепление нового материала.

1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

2. Изменюю форму слова (нет, много)

2. Решение детьми типовых заданий.

1 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.

Дожд…к, комоч…к, лесоч…к, сыноч…к, букет…к, кружоч…к.

2 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.

Плащ…к, корабл…к, шар…к, сад…к, годоч…к, цветоч…к.

Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

3. Самостоятельная работа. Работа в тетради “Пишем грамотно” с. 69- 70 упр. 1 и с. 71- 72 упр. 3.

8. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? — Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

— Отразите свои успехи в листе самооценки. Слайд 18.

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Д/з к. с. 123 правило наизусть, с. 124 №1.

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Из опыта работы «Учимся писать ноты по-настоящему» Все виды музыкальной деятельности в детском саду предполагают выполнение основной задачи — воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать» Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать». Цели и задачи: учить порядковому счету до 8; сопоставлять два.

Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе Дата проведения НООД: 7 февраля 2017г Тема: «Учимся быть фокусниками» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НООД: познавательно.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Учимся дружить» Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «Учимся дружить» Тема: «Я-хороший, ты- хороший. Как себя вести. Учимся дружить.» Цель:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать время» Занятие проходит с использованием ИКТ. Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ №32 города Воркуты. Цель: Дать представление.

Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия:• создание мотивации сотрудничества (работать сообща интересно и приятно,.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-«

Блок “Правописание”

Проблемный урок изучения нового материала.

Цели:

  • формировать знания;
  • развивать интеллект и творческие способности;
  • воспитывать активную личность.

Задачи урока: — организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик- -ек-;

    познакомить с правилом и алгоритмом его применения;
  • тренаж в применении правила.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки.

— Ребята, какой у нас сейчас урок?

— Чему мы учимся на уроках русского языка?

— Для чего мы этому учимся?

Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

II. Чистописание.

(Упражнения, направленные на отработку написания буквы О и соединений он, ок, ор, ои)

Правило посадки за партой.

Запись числа и классной работы.

— Посмотрите на ряд слов.

— Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

— Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку.

— Верно – это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О.

Исходные слова: . на, . кно, в . рона, ст . ит (она, окно, ворона, стоит)

Запишите, чередуя Оо – 3 раза.

— Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои.

— Что общего в их написании? (соединительный штрих).

— Вспомните, в каких словах встречаются эти буквосочетания.

— Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) – Почему? (словарное)

— Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?

— Как проверить безударную гласную в корне слова? Правило.

— Назовите проверочные слова.

Задание: — спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой.

Обобщение: — Оцените свою работу – поставьте + под лучшей.

— С какой целью мы проводим минутки чистописания?

— Какие правила повторили?

— Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Цели:

  • проверить усвоение правописания суффиксов –онок; -ёнок (д/з);
  • актуализация ЗУН-ов, достаточных для открытия нового знания.

— В какой части слова находилась буква О?

— Какие ещё части слова вы знаете? (окончание и суффикс)

— Дайте определение суффиксу.

— Как найти в слове суффикс?

— Какие вы знаете суффиксы, и какое значение они придают вновь образованным словам?

— Правописание каких суффиксов мы изучали вчера на уроке? (–онок; -ёнок).

— Когда пишется суффикс –онок?

— Когда пишется суффикс –ёнок?

Проверка д/з (с.111 упр.3)

– Чему учились, выполняя упражнение?

— Прочитайте слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок.

— По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок?

Определяю суффикс -онок- или -ёнок-
  1. Выделяю корень.
  2. Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
  3. Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -онок-

Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -ёнок-

— Прочитайте слова с суффиксом –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок, львёнок, оленёнок, страусёнок, орлёнок.

— По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок? ОПОРА

Обобщение:

  • Кто верно справился с домашней работой?
  • Кому было интересно и понятно, как выполнять это д/з? Почему?

IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

— Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

— Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).

— Почему же мы в слове ключик пишем суффикс – ик?, а слове замочек – ек?)

Почему возникло затруднение?

— Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится)

— Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах

-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)

— Молодцы! Вы правильно сделали вывод.

— Бережно откройте свои учебники на с.111 и прочитайте тему нашего урока: «Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.

Обобщение: — Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Доска: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек.

IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

— Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

— Каким путем мы пойдем и почему?

— Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

— Итак, мы сами изобретаем правило.

— Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

— Какой частью речи они являются? (имена существительные)

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Один – много)

— Разделите слова на два столбика: один много

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

одинмного
кузнеч. к

ореш. к

кузнечики

орешки

2. Фиксирование нового правила.

Проблемный вопрос (с “затруднением” — невыполнимое задание)

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

— Для этого проанализируйте слова второго столбика.

Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).

— Итак, какое правило мы с вами изобрели?

— Прочитайте правило в учебнике на с.112. и сравните с нашим выводом.

— Верно ли мы сформулировали правило? (да)

— Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: (вернуться в таблицу).

VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.

1. Проговаривание способа решения в громкой речи

— Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

Выделяю корень, если [ик] — ?

Изменяю форму слова (нет, много)

Если [-] > -ек.

Рассматривание примеров с.112 – 113.

2. Решение детьми типовых заданий.

— Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

Упражнение 3 (работа в парах): подбор и запись в каждый столбик по 3 слова, но так, чтобы слова у работающих в одной паре не повторялись.

VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

Упражнение 1 (по вариантам) –

I вариант – первый столбик

II вариант – второй столбик.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

Анонс: — На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах.

VIII. Домашнее задание:

учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-uchimsja-pisat-sufiksy-ik-ek.html

http://urok.1sept.ru/articles/413310