Конспект урока «Правописание суффиксов – ек -, — ик –».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -;
Задачи урока:
− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_1.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Правописание суффиксов – ек -, — ик –
Учитель: Романова Оксана Владимировна
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -;
− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;
метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный материал (приложение 1)
— познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных
— научить правильно писать гласные в суффиксах -ек и –ик;
— научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;
— развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
— продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
— формирование целостного мировоззрения;
— способствовать воспитанию положительной мотивации к учению,
Тип урока : изучение нового материала.
Формирование ключевых компетенций:
— ценностно-смысловых (выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);
— коммуникативных (владеть литературным языком);
-учебно-познавательных (добывать знания на основе наблюдений, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);
Методы обучения : изложение нового материала, дедуктивные, практическая работа.
Формы организации обучения : фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.
А) учащиеся должны узнать:
— правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;
— алгоритм написания суффиксов;
Б) учащиеся должны уметь:
— применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;
— уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник
- Мотивация. Приветствие учителя.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Лингвистическая разминка. Укажи верное утверждение.
Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».
1. Имя существительное — часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/
2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)
3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/
4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/
5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/
3.Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.
— Что такое суффикс? /значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса, обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм, суффикс не является обязательной частью слова/
ПОСЛЕ БУКВ Т-Д, С-З, Ж = ЧИК
ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ = ЩИК
4.Актуализация субъективного опыта.
— открываем тетради, записываем число и классная работа, пропускаем строчку для темы, ее мы запишем позже
Задание : исправь деформированное предложение (записать в тетрадь).
Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.
Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
— найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;
— в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)
А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?
— в каких словах можем встретить такой же суффикс –ИК, который обладает уменьшительно-ласкательным значением? /домик, ключик, фонарик, дворик/
— назовите способ образования таких слов? /суффиксальный/
— а какой суффикс, созвучный с суффиксом -ик существует в русском языке? /ек/
— Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?
— Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК.
— Цель урока? / ознакомление с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-/ или / формирование умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -/
— Задачи урока? А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?
(чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.
Жили ключ и к и замоч е к,
Дом и к сторожили.
Но без ключ и ка (Р.п.) замо чк а (Р.п.)
Вы бы не открыли.
В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать?
Решить орфографическую задачу нам поможет интересная история, в которой содержится подсказка.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.
— Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?
5. Работа с учебником . Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное
— Мы сделали свой вывод, сравним его с правилом в учебнике. (стр. 252)
— Какое открытие Вы для себя сделали? (еще раз повторяем)
6.Составление алгоритма. Цель: развитие умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности.
— Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?
— Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.
— Какой первый шаг нужно сделать? (поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).
— Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает — -ек )..
Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-
1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)
2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный
пиши -ЕК- пиши -ИК-
Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.
Овражек, человечек, костюмчик, веничек, ножичек, ключик, фонтанчик, кулёчек, замочек, зайчик.
7.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.
Горошек , годик, гаражик , глазик, волосик, вопросик , бантик, подарочек, дождик, ежик , желточек, мячик, нолик.
Составьте 2-3 предложения с данными словами. /зачитать/
8.Первичное закрепление. Работа в парах, РТ упр.196, стр. 73– устная взаимопроверка
9. Работа с текстом
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
— Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
— Как можно озаглавить текст? (После дождя)
— Выполняем выборочный диктант ( самостоятельная работа ): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
10. Анализ . Тестовое задание
- В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
- В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ. к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
- В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
- В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
- В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат. к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
- В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
- В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
- В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
- В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
- В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик
Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»
Шепелева Наталья
Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»
Тема урока: Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. (с. 122- 125) Цели урока: организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек —, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек —, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Регулятивные: самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;
Познавательные: ориентироваться в учебниках; выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Сценарий урока.
1. Организационный момент.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2. Разминка для пальцев.
Весёлая мышка Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив,
Им корочку хлеба
и отправила спать.
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Складываем ладоши «ковшом»
Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Гладим серединку ладошки то одной, то другой руки.
Одна рука гладит другую
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
3. Чистописание:
Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них. Нет, стоп! Проверьте-ка сначала, Как положили вы все их. Пряма ли спинка? Чтоб ручка свой конец направила в плечо. Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо.
ие кк // ик ек // Коньки, салазки, сказка.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
— определить известные части речи.
3. Картинный диктант.
Пальто, коньки, телефон, берёза, мороженое, город, щавель, сорока, лестница, земляника.
4. Орфографическая работа с текстом.
Небо потимнело. Посыпал калючий снех и грат. Ветер прогнал тучу. Со) нце растапило снег.
— Прочитайте внимательно текст. Какое задание нужно выполнить?
-Исправьте ошибки, доказывая свой выбор.
— В какой части слова были допущены ошибки? На какую орфограмму?
(проверяемая безударная гласная, парные согласные, непроизносимые согласные)
4. Повторение пройденного.
1. Суффикс – это маленькое слово.
2. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем.
3. Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Суффикс служит для образования новых слов.
5. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, корень, а затем суффикс.
6. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
7. После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс – ёнок–
8. После твердых согласных и [ч’], пишется суффикс – онок–
5. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.
— Ребята, вы любите читать? Давайте с вами заглянем в книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
К доске выходит ученик.
— Я – Виктор Перестукин, герой книги Лии Гераскиной.
Однажды я попал в Страну невыученных уроков. На воротах главного замка висел громадный замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут- то было. Ключ не поворачивался. Оказывается, я должен был правильно написать два слова: «ключик» и «замочек». Если сумею, ключ тут же отопрёт замок.
— Отчего же не суметь!- подумал я.
— Я сразу написал: ключ… и остановился.
— Что писать дальше: -ик или -ек?
— Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
— Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?
— Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное место» и его написание надо проверять.
– Определите тему нашего урока.
– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока?
6. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
— Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
— Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)
— Итак, мы сами изобретаем правило.
— Посмотрите внимательно на данный ряд слов.
Арбуз. к, бант. к, горош. к, кармаш. к, арбузика, бантика, горошка, кармашка.
– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова (есть — нет)
— Разделите слова на два столбика: есть, нет
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
ореш. к кузнечики
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили? (Если при изменении формы слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
— Подтвердить наше научное открытие поможет правило учебника.
Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т. к. эта книга очень поучительна.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?
Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.
Слайд 16. Физминутка.
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. Руки вверх, ручки вниз На носочках подтянись Ручки ставим на бочок На носочках скок –скок –скок А затем поприседаем Никогда не замёрзаем.
7. Закрепление нового материала.
1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.
2. Изменюю форму слова (нет, много)
2. Решение детьми типовых заданий.
1 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.
Дожд…к, комоч…к, лесоч…к, сыноч…к, букет…к, кружоч…к.
2 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.
Плащ…к, корабл…к, шар…к, сад…к, годоч…к, цветоч…к.
Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
3. Самостоятельная работа. Работа в тетради “Пишем грамотно” с. 69- 70 упр. 1 и с. 71- 72 упр. 3.
8. Итог урока. Рефлексия.
— Что нового вы сегодня узнали на уроке? — Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?
— Отразите свои успехи в листе самооценки. Слайд 18.
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Д/з к. с. 123 правило наизусть, с. 124 №1.
«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.
Из опыта работы «Учимся писать ноты по-настоящему» Все виды музыкальной деятельности в детском саду предполагают выполнение основной задачи — воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать» Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать». Цели и задачи: учить порядковому счету до 8; сопоставлять два.
Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе Дата проведения НООД: 7 февраля 2017г Тема: «Учимся быть фокусниками» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НООД: познавательно.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Учимся дружить» Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «Учимся дружить» Тема: «Я-хороший, ты- хороший. Как себя вести. Учимся дружить.» Цель:.
Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать время» Занятие проходит с использованием ИКТ. Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ №32 города Воркуты. Цель: Дать представление.
Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия:• создание мотивации сотрудничества (работать сообща интересно и приятно,.
Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-«
Блок “Правописание”
Проблемный урок изучения нового материала.
Цели:
- формировать знания;
- развивать интеллект и творческие способности;
- воспитывать активную личность.
Задачи урока: — организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик- -ек-;
- познакомить с правилом и алгоритмом его применения;
- тренаж в применении правила.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки.
— Ребята, какой у нас сейчас урок?
— Чему мы учимся на уроках русского языка?
— Для чего мы этому учимся?
Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
II. Чистописание.
(Упражнения, направленные на отработку написания буквы О и соединений он, ок, ор, ои)
Правило посадки за партой.
Запись числа и классной работы.
— Посмотрите на ряд слов.
— Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
— Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку.
— Верно – это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О.
Исходные слова: . на, . кно, в . рона, ст . ит (она, окно, ворона, стоит)
Запишите, чередуя Оо – 3 раза.
— Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои.
— Что общего в их написании? (соединительный штрих).
— Вспомните, в каких словах встречаются эти буквосочетания.
— Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) – Почему? (словарное)
— Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?
— Как проверить безударную гласную в корне слова? Правило.
— Назовите проверочные слова.
Задание: — спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой.
Обобщение: — Оцените свою работу – поставьте + под лучшей.
— С какой целью мы проводим минутки чистописания?
— Какие правила повторили?
— Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Цели:
- проверить усвоение правописания суффиксов –онок; -ёнок (д/з);
- актуализация ЗУН-ов, достаточных для открытия нового знания.
— В какой части слова находилась буква О?
— Какие ещё части слова вы знаете? (окончание и суффикс)
— Дайте определение суффиксу.
— Как найти в слове суффикс?
— Какие вы знаете суффиксы, и какое значение они придают вновь образованным словам?
— Правописание каких суффиксов мы изучали вчера на уроке? (–онок; -ёнок).
— Когда пишется суффикс –онок?
— Когда пишется суффикс –ёнок?
Проверка д/з (с.111 упр.3)
– Чему учились, выполняя упражнение?
— Прочитайте слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок.
— По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок?
Определяю суффикс -онок- или -ёнок-
- Выделяю корень.
- Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
- Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -онок-
Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -ёнок-
— Прочитайте слова с суффиксом –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок, львёнок, оленёнок, страусёнок, орлёнок.
— По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок? ОПОРА
Обобщение:
- Кто верно справился с домашней работой?
- Кому было интересно и понятно, как выполнять это д/з? Почему?
IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока
— Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
— Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).
— Почему же мы в слове ключик пишем суффикс – ик?, а слове замочек – ек?)
— Почему возникло затруднение?
— Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится)
— Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах
-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)
— Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
— Бережно откройте свои учебники на с.111 и прочитайте тему нашего урока: «Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.
Обобщение: — Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Доска: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек.
IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
— Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
— Каким путем мы пойдем и почему?
— Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
— Итак, мы сами изобретаем правило.
— Посмотрите внимательно на данный ряд слов.
— Какой частью речи они являются? (имена существительные)
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:
кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Один – много)
— Разделите слова на два столбика: один много
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
один много кузнеч. к ореш. к
кузнечики орешки
2. Фиксирование нового правила.
Проблемный вопрос (с “затруднением” — невыполнимое задание)
– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
— Для этого проанализируйте слова второго столбика.
Что интересного вы заметили?
(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).
— Итак, какое правило мы с вами изобрели?
— Прочитайте правило в учебнике на с.112. и сравните с нашим выводом.
— Верно ли мы сформулировали правило? (да)
— Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: (вернуться в таблицу).
VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.
1. Проговаривание способа решения в громкой речи
— Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
Выделяю корень, если [ик] — ? Изменяю форму слова (нет, много)
Если [-] > -ек.
Рассматривание примеров с.112 – 113.
2. Решение детьми типовых заданий.
— Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
Упражнение 3 (работа в парах): подбор и запись в каждый столбик по 3 слова, но так, чтобы слова у работающих в одной паре не повторялись.
VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.
Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)
Упражнение 1 (по вариантам) –
I вариант – первый столбик
II вариант – второй столбик.
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?
Анонс: — На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах.
VIII. Домашнее задание:
учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-uchimsja-pisat-sufiksy-ik-ek.html
http://urok.1sept.ru/articles/413310