Русский язык. 1- 4 классы. Суффикс.
Правило.
Как найти в слове суффикс?
ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКОВ.
Суффиксы, обозначающие лиц по роду их деятельности:
баянист, тракторист, журналист,
шахтёр, лифтёр, боксёр,
охотник, школьник,
лётчик, ракетчик,
каменщик,
библиотекарь,
банкир.
Суффиксы, обозначающие животных или их детёнышей:
-онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.
- галчонок, медвежонок;
- тигрёнок, слонёнок,
- зайчата, бельчата,
- лисята, котята,
- лисица, медведица,
- зайчиха.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:
-чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-;
- стаканчик,
- карандашик,
- ветерок,
- гнёздышко,
- ягодка,
- травинка.
Суффиксы: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-:
- дедушка, ивушка,
- Надюшка,
- лисонька,
- тётенька,
- мамочка,
- словечко.
Суффиксы, обозначающие предметы быта, посуду:
-ниц-, -ёнк-, -онк-.
- салатница,
- маслёнка,
- солонка.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.
— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Сценарный план урока Суффикс как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века» | 80.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Дата проведения: 28.11.2017г.
Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна
Тема: Суффикс как часть слова
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Обучающие : познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие : развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
В оспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные : уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование : на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.
Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.
Р – составляют план и последовательность действий.
К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.
Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.
Формы, методы, методические приёмы
Формирование универсальных учебных действий
1. Мотивация учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
-Прозвенел звонок, начался урок.
На уроке тишина
Нам особенно нужна.
В вестибюли, в коридоры.
Нам урок пора начать
И заданья выполнять.
— Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Садитесь.
— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
Личностные: самоопределение к учебной деятельности
Индивидуальная. Работа в парах. Практический.
— Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Обозначьте карандашом опасные места.
— Эпиграфом нашего урока будут слова:
я умею рассуждать.
Новые знания легко открывать!
— Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов.
— Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.
— Расскажите об этой букве.
прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 3 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
3. Актуализация знаний. Выявление затруднений в выполнении задания.
Фронтальная. Работа в парах. Словесный.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают. (Школа)
— Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник)
— Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница)
— Что вы можете сказать об этих словах? — Почему? (один корень, близкие по значению)
-Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Разберите слова по составу.
— Что вы заметили?
— отгадывают загадки, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ
Они однокоренные, т.к. у слов « школа » и « школьник » есть общая часть, в которой содержится их общее значение. — Различия в составе и оттенке значения.
— Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания
— Между корнем и окончанием есть ещё часть слова, которую мы не знаем как обозначить.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/conspect/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/04/16/stsenarnyy-plan-uroka-suffiks-kak-chast-slova