В каком классе изучаются суффиксы

Русский язык. 1- 4 классы. Суффикс.

Правило.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКОВ.

Суффиксы, обозначающие лиц по роду их деятельности:

баянист, тракторист, журналист,

шахтёр, лифтёр, боксёр,

охотник, школьник,

лётчик, ракетчик,

каменщик,

библиотекарь,

банкир.

Суффиксы, обозначающие животных или их детёнышей:

-онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.

  • галчонок, медвежонок;
  • тигрёнок, слонёнок,
  • зайчата, бельчата,
  • лисята, котята,
  • лисица, медведица,
  • зайчиха.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

-чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-;

  • стаканчик,
  • карандашик,
  • ветерок,
  • гнёздышко,
  • ягодка,
  • травинка.

Суффиксы: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-:

  • дедушка, ивушка,
  • Надюшка,
  • лисонька,
  • тётенька,
  • мамочка,
  • словечко.

Суффиксы, обозначающие предметы быта, посуду:

-ниц-, -ёнк-, -онк-.

  • салатница,
  • маслёнка,
  • солонка.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Сценарный план урока Суффикс как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»80.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Дата проведения: 28.11.2017г.

Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна

Тема: Суффикс как часть слова

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Обучающие : познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

Развивающие : развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

В оспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные : уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование : на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Р – составляют план и последовательность действий.

К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.

Формы, методы, методические приёмы

Формирование универсальных учебных действий

1. Мотивация учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

-Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданья выполнять.

— Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Садитесь.

— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности

Индивидуальная. Работа в парах. Практический.

— Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Обозначьте карандашом опасные места.

— Эпиграфом нашего урока будут слова:

я умею рассуждать.

Новые знания легко открывать!

— Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов.

— Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

— Расскажите об этой букве.

прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 3 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

3. Актуализация знаний. Выявление затруднений в выполнении задания.

Фронтальная. Работа в парах. Словесный.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают. (Школа)

— Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник)

— Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница)

— Что вы можете сказать об этих словах? — Почему? (один корень, близкие по значению)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Разберите слова по составу.

— Что вы заметили?

— отгадывают загадки, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

Они однокоренные, т.к. у слов « школа » и « школьник » есть общая часть, в которой содержится их общее значение. — Различия в составе и оттенке значения.

— Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания

— Между корнем и окончанием есть ещё часть слова, которую мы не знаем как обозначить.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/conspect/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/04/16/stsenarnyy-plan-uroka-suffiks-kak-chast-slova