В каком классе начинают изучать суффикс

Русский язык. 1- 4 классы. Суффикс.

Правило.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКОВ.

Суффиксы, обозначающие лиц по роду их деятельности:

баянист, тракторист, журналист,

шахтёр, лифтёр, боксёр,

охотник, школьник,

лётчик, ракетчик,

каменщик,

библиотекарь,

банкир.

Суффиксы, обозначающие животных или их детёнышей:

-онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.

  • галчонок, медвежонок;
  • тигрёнок, слонёнок,
  • зайчата, бельчата,
  • лисята, котята,
  • лисица, медведица,
  • зайчиха.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

-чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-;

  • стаканчик,
  • карандашик,
  • ветерок,
  • гнёздышко,
  • ягодка,
  • травинка.

Суффиксы: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-:

  • дедушка, ивушка,
  • Надюшка,
  • лисонька,
  • тётенька,
  • мамочка,
  • словечко.

Суффиксы, обозначающие предметы быта, посуду:

-ниц-, -ёнк-, -онк-.

  • салатница,
  • маслёнка,
  • солонка.

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Суффикс — значимая часть слова»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

  • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
  • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
  • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Принципы обучения:

Дидактические:

  • Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).
  • Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).
  • Активности и сознательности учащихся в обучении (составление таблиц; участие в уроке-путешествии).
  • Наглядности (использование “маршрутного листа”, дидактического материала).

Общеметодические:

  • Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).
  • Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).
  • Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).

Частнометодические:

  • Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).

Методы формирования понятий и контроля знаний

  • Постановка учащимися учебных задач.
  • Решение учащимися учебных задач.
  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
  • Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.

Средства обучения:

  • “маршрутный лист”,
  • текст “Тревожные события”,
  • карточки с дифференцированными заданиями,
  • таблица “Суффиксы и их значения”.

Ход урока

1. Мотивационный этап

Урок начинается во время перемены, когда актуализируются знания учащихся. В качестве домашнего задания детям было предложено повторить известные суффиксы, вспомнить, что они обозначают. Таким образом, выявляется зона актуального развития (первые пять пунктов). Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы (станции будущего путешествия).

Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения:

— знаю; — знаю, но хотелось бы узнать больше; — не знаю.

Определяется зона ближайшего развития, помогающая детям сформулировать тему урока (четыре последних пункта).

2. Этап целеполагания.

— Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в “маршрутный лист”. Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? (сформулировать тему и задачи урока пятиклассникам поможет “маршрутный лист” и условные обозначения).

Задачи учения:

  • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
  • На какие группы по значению делятся суффиксы?
  • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
  • Что образуют суффиксы?

3. Этап усвоения нового материала.

— Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки, на которой изображён ёж).

— Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).

  • Обозначьте орфограммы в этих словах.
  • Что общего в составе этих слов?
  • О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)
  • Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)
  • Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно- ласкательное значение)
  • Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.

В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.

СУФФИКСЫЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки
— чик-,-щик-,-ист-,-тель-название лица по роду занятий, по профессии
-оват-,-еват-признак предмета
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-название лица по месту жительства
-ец-принадлежность действия лицу
-ищ-увеличительное значение
-ищ-место

— Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (доброе, ласковое )

— Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )

— Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? (Ответ фиксируется в таблице)

— Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает уже знакомый нам текст. (Работа над текстом велась при изучении темы “Приставка”)

ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Самостоятельная работа с текстом(результат – заполнение таблицы)

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  • 2 группа (задания конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).

  • 3 группа (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

— Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться?

На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

— Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).

— А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64.

— Как называются суффиксы, образующие форму слова?

На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:

Формообразовательные суффиксыФормы слова
-ть —инфинитив
-л-глагол прошедшего времени

— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

— Произведите морфемный разбор слова сеять.

— Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).

4. Этап первичного закрепления знаний

— Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Достаточно ли вы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

  • 1 группа:

Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

  • 2 группа:

Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

  • 3 группа:

Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

5. Этап подведения итогов

— Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги. Я попрошу подойти к “маршрутному листу” тех, у кого возникла необходимость поставить другие условные обозначения (“маршрутный лист” наглядно показывает, насколько дети усвоили материал).

— Ребята, я придумала продолжение рассказа:

И тут случилось чудо. С ясного, солнечного неба вдруг обрушился целительный ливень. Всем защитникам города он помог избавиться от болезни.

— Помогите мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику “Теория” (стр.67).

Что это за суффиксы и как они называются? Это мы узнаем на следующем уроке. Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

Литература:

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. М., Дрофа, 2004 г.
  2. Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 кл. М., Просвещение, 1991 г.
  3. Иванов С.В.и др. Русский язык ч.1 М., Вентана- Граф, 2002 г.
  4. Львова С.И. Словообразование в 5 кл. // РЯШ № 5, 1991г.

Сценарный план урока Суффикс как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»80.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Дата проведения: 28.11.2017г.

Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна

Тема: Суффикс как часть слова

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Обучающие : познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

Развивающие : развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

В оспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные : уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование : на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Р – составляют план и последовательность действий.

К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.

Формы, методы, методические приёмы

Формирование универсальных учебных действий

1. Мотивация учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

-Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданья выполнять.

— Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Садитесь.

— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности

Индивидуальная. Работа в парах. Практический.

— Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Обозначьте карандашом опасные места.

— Эпиграфом нашего урока будут слова:

я умею рассуждать.

Новые знания легко открывать!

— Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов.

— Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

— Расскажите об этой букве.

прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 3 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

3. Актуализация знаний. Выявление затруднений в выполнении задания.

Фронтальная. Работа в парах. Словесный.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают. (Школа)

— Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник)

— Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница)

— Что вы можете сказать об этих словах? — Почему? (один корень, близкие по значению)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Разберите слова по составу.

— Что вы заметили?

— отгадывают загадки, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

Они однокоренные, т.к. у слов « школа » и « школьник » есть общая часть, в которой содержится их общее значение. — Различия в составе и оттенке значения.

— Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания

— Между корнем и окончанием есть ещё часть слова, которую мы не знаем как обозначить.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/515830

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/04/16/stsenarnyy-plan-uroka-suffiks-kak-chast-slova