В каком классе проходят корень суффикс

Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу

Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.

Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.

Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова. Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом.

Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.

Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.

Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.

Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.

Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.

Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.

Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.

Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.

Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.

Трудности детей при разборе слова по составу

При разборе слов по составу у детей возникают трудности. Основная причина ошибок в морфемном разборе слова — формальный подход к анализу структуры слова, когда полностью игнорируются смысловые характеристика слова. В этом случае у школьников наблюдается отношение к слову как к набору морфем, точнее — веренице морфем. Поэтому, разбирая слово по составу, ученик озабочен тем, как разбить эту череду морфем на отдельные части. Уже знакомые ему по другим словам. При этом ребенок больше полагается на внешнее сходство каких-то частей разных слов, на ассоциативные связи, порой неожиданно возникающие в голове ученика. Оттого и появляются суффикс -чик- в словах мячик, ключик, кончик, зайчик, морфема -щик- в существительных ящик, хрящик, лещик: суффикс -ист- в словах аист, чистота, лист; -ушк- в существительных пушка, ушко, подушка; приставка –у- в словах утро, урюк и подобные ошибки. Деформирующие структурный и смысловой облик слова.

Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне «морфема — морфема», отыскивая в слове знакомые значимые части.

Между тем слово — это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение «морфема — морфема», но и отношение «слово — слово», точнее «производное слово — производящее слово».

Так, выделяя служебные морфемы в слове «каменщик», мы должны сопоставить это слово с тем, от которого это существительное образовалось. Суффикс -щик- выделяется в результате такого анализа: каменщик — «тот, кто производит кладку из камня» ← камень + -щик- («тот, кто …»). В слове «плащик» нет и не может быть суффикса -щик-, так как значение этого слова не содержит элемента «тот, кто…» (значение лица, профессии), который передается этим суффиксом. Плащик — это «маленький плащ», значение маленький вносит в существительные морфема -ик-, она-то и выделяется в слове.

Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.

Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?

Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).

Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.

Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:

1) школа + -ниц- (а) → школьница

«школа» + «та, что…» → «та, что учится в школе»

2) пере + писать → переписать

«заново» + «писать» → «писать заново»

3) малина + -ник- → малинник

«малина» + «там, где…» → «там, где растет малина»

4) Лимон + -ов-(ый) → лимоновый

«лимон» + «сделанный из…» → «сделанный из лимона»

5) за+ петь → запеть

«начать» + «петь» → «начать петь»

Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.

Итак, что значит разобрать слово по составу?

Это значит определить:

  • часть речи → выделить основу и окончание;
  • буквальное (словообразовательное) значение слова;
  • как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем).

Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.

С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.

Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.

Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Тема. Состав слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Повторение знаний о составе слова.
  2. Обобщение и применение знаний о составе слова.

Глоссарий по теме:

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе русского языка 3 классы вы:

• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;

• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;

• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка

Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка

Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка

Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка

Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка

Назовите все значимые части слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Состав слова.

Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.

  1. Приставка, корень, суффикс;
  2. Приставка, корень, суффикс;
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание;
  4. Окончание, приставка, суффикс, основа;
  5. Приставка, суффикс, окончание.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Приставка, корень, суффикс;
  2. Приставка, корень, суффикс;
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание;
  4. Окончание, приставка, суффикс, основа;
  5. Приставка, суффикс, окончание.

Задание. Лишнее слово.

Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.

  1. Стол, стульчик, кот, рыба.
  2. Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
  3. Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
  4. Забег, ходок, подпол, выход.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Стол, стульчик, кот, рыба.
  2. Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
  3. Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
  4. Забег, ходок, подпол, выход.

Конспект урока русского языка «Состав слова » 2 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока может быть использован учителями , работающими по УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока русского языка «Состав слова» 2 класс УМК «Школа России»18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

2 класс (УМК «Школа России»)

учитель Кузьминова Елена Владимировна

Тема: « Состав слова»

Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить

наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;

сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

формировать навык грамотного написания слов;

развивать память, внимание, мышление, речь;

воспитывать интерес к предмету;

создать условия для формирования УУД:

— личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

— познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

— коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

— регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

I. Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок,

— Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.

-Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

1.На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

-Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

-Какое значение может иметь слово “состав”? Слайд 4

-В словаре Ожегова сказано: состав – это: Слайд 5

-Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

-Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)

— Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Ответы учащихся)

— Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.

2.Таблица (начало – конец урока) Заполняет каждый ребёнок

III. Актуализация пройденого

-Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне.

Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так

и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же

это за часть? (Корень)

-Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.

-Кто знает, как она называется? (Приставка)

-Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)

-А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

-Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)

IV. Минутка чистописания.

-Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь).

– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)

– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

V. Словарная работа : г о р о д , г о т о в и т ь , ж е л а т ь , р и с о в а т ь ,ш ё л

— Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.

VI Закрепление изученного.

1. Состав слова (памятка в учебнике).

2. Устная работа (ответы на вопросы)

-Что мы должны знать по теме урока?

-Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

-В какой последовательности выполнять разбор по составу.

— Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

3.Разбор одного слова по составу (используя памятку).

4.Работа по учебнику. ( № 533, 534; правило с. 106)

5. Повторение о предложении. Слайды 6–9

– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.

Слайд 10 (Меткая пословица научит мудрости)

– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).

6. Повторение об однокоренных словах.

– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу.

Водитель, водичка, водить

Пёсик, песок, пёс

Газетный, газ, газовый

Листок, лисичка, лисонька

Горе, горевать, пригорок

(Записывают: водичка, песок, газетный, листок, пригорок)

7. Работа с тестом 1

-А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Открытие нового знания.

Разбор слова по составу надо начинать с :

7. Приставка служит для образования новых слов.

Какое слово у нас получилось? Слайд 13

-ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.

— А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

-Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

-Спасибо. Ребята, а кто из вас для се6я решил поставленные задачи?

— А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

— Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

VIII. Рефлексивный момент.

-Ребята, а кто может сказать о себе также:

“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.

-Как чувствовали себя на уроке? -Заполните таблицу “Конец урока”.

IX. Домашнее задание.

— Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

придумайте и запишите 7–10 слов к схеме ………..


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/conspect/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/08/13/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-sostav-slova-2-klass-umk