В каком классе проходят подлежащее и сказуемое в 90 года

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Как называются главные члены предложения.

2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.

Главные и второстепенные.

Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.

Выясним, на какие.

В конце весны прилетают стрижи.

О ком или о чём говорится в этом предложении?

В предложении говорится о стрижах.

Это главный член предложения.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

И отвечает на вопросы кто? Или что?

Какое действие выполняют стрижи?

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.

Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.

Стрижи что делают? Прилетают.

В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Попробуй подчеркнуть самостоятельно.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.

Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.

Дождь залил огород.

Какое из этих слов является подлежащим?

Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.

Какое действие выполняется в предложении?

Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.

Что выполняет действие – залил? Дождь.

Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Подлежащее и сказуемое.

Выделите подлежащее и сказуемое.

Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.

Задание. Основа предложения.

Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.

Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.

Тема урока «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого»

Презентация к уроку

Цели:

  • Развитие фонетической и орфографической зоркости.
  • Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
  • Познакомить в алгоритмом разбора предложения по членам и на практике учить находить грамматическую основу.

Учебно-методическое обеспечение: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник “Русский язык”, 2 класс, упр. 37-38, рабочая тетрадь упр. 23.

Время реализации занятия: 40 минут.

Тип урока: изучение нового материала.

Авторский медиапродукт: презентация 12 слайдов (среда PowerPoint)

Оборудование: индивидуальные карточки.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

Запись в тетради: число. Классная работа.

2. Фонетическая разминка.

— Ребята, сейчас я покажу картинки, а вы назовите первый звук: сорока, воробей, аист, голубь, иволга, утка. ([ c ], [ в ], [ а ], [ г ], [ и ], [ у ]). Слайд 2.

— На какие две группы можно разделить эти звуки? (Гласные и согласные). Верно.

— А птиц? (Оседлые и перелётные).

3. Минута чистописания.

— Прочти задание минуты чистописания. Какие опасные места в словах? (Заглавная буква В в слове Виктор — это имя мальчика, безударная гласная во втором слоге, в слове воробей — безударная гласная в первом и втором слоге).

4. Словарная работа.

  • Отгадайте ребусы и запишите отгадки. Слайд 3.

(Запись на доске и в тетради: Собака, заяц, деревня, машина, берёза.)

  • Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную в словах.

5. Повторение ранее изученного. Развитие речи.

Ребята, придумайте предложение, используя слова из минуты чистописания. (Ответы детей: Виктор увидел воробья. Мальчик Виктор кормит воробья. Виктор нарисовал воробья. Воробей прыгал возле Виктора.)

Давайте запишем предложение: Виктор кормит воробья.

Подчеркните буквы мягких согласных. (Виктор кормит воробья.)

Мы записали предложение. А что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает).

6. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмом разбора предложения по членам. Будем учиться находить подлежащее и сказуемое.

Итак, предложение рассыпалось. Слайд 4.

Соберите его, ребята. (Дети составляют предложение: Осенью птицы улетают на юг.)

Запишите предложение. (Запись предложения в тетради и на доске.) Без какого слова смысл предложения понятен? (Без слова осенью, на юг) Правильно. Остаются слова — птицы улетают.

Так вот существует алгоритм, то есть шаги, которые помогают найти главные члены предложения. Слайд 5.

Давайте познакомимся с алгоритмом. Слайд 6.

О ком или о чём говорится в предложении? В предложении говориться о птицах. Кто? Птицы — это подлежащее, подчеркну одной чертой. Слайд 7.

Птицы, что делают? Улетают — это сказуемое, подчеркну двумя чертами. Слайд 8.

Главные члены предложения — птицы улетают. Или говорят грамматическая основа — птицы улетают. Слайд 9.

Все остальные члены предложения — второстепенные — осенью, на юг. Слайд 10.

7. Первичное закрепление.

Откройте учебник, с. 34 упр. 37 (устно). Рассмотрите схему. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же-
Попрыгать-поиграть! (Ю.Мориц)

9. Закрепление нового материала.

Выполним упр. 38. (Коллективная работа: первые два предложения).

10. Самостоятельная работа.

  • Работа по вариантам:
    • 1 вариант — запишите и разберите по членам третье предложение,
    • 2 вариант — четвёртое.
  • 11. Взаимопроверка. Слайд 11.

    12. Подведём итоги.

      Какую важную информацию сегодня узнали на уроке?
    1. Для чего нужно уметь находить подлежащее и сказуемое? (Чтобы грамотно строить свою речь).

    13. Рефлексия. Слайд 12.

  • Если всё понятно и всё получилось сегодня, нарисуй флажок красного цвета.
  • Если ошибался, но в основном всё получилось, нарисуй флажок синего цвета.
  • Если пока не всё понятно и не всё получилось, нарисуй флажок жёлтого цвета.
  • 15. Д/з. Изучить алгоритм “Как найти в предложении подлежащее и сказуемое” из презентации в электронном дневнике или схему в учебнике на с.34, письменно упр. 23 в тетради на печатной основе.

    Подлежащее и сказуемое

    Что такое подлежащее и сказуемое начинают спрашивают уже в первом классе. В старших классах эти понятия знают уже «на зубок». Потому что и подлежащее, и сказуемое — основные понятия в русском языке. И составляют вместе грамматическую основу предложения. Теперь давайте еще больше углубимся в эту тему и подробно разберем с вами, как быстро определять подлежащее и сказуемое в предложении и что это такое.

    Главные члены предложения

    Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения — это слова, которые составляют грамматическую основу предложения или его суть. В каждом предложении заложена определенная мысль, связанная с определенным объектом, который совершает действие. Эта мысль называется главной мыслью предложения. Все остальные члены предложения являются лишь дополнением, нюансами, более полно раскрывающими главную мысль и называются второстепенными членами предложения.

    Таким образом, подлежащее вместе со сказуемым является той ключевой сутью предложения, которую и называют основой предложения.

    Синица прилетела поесть зёрнышек.

    Синица — подлежащее, прилетела — сказуемое. Вместе «синица прилетела» — основа предложения.

    Николай сделал домашнюю работу на отлично.

    Николай — подлежащее (отвечает на вопрос «кто?»), сделал — сказуемое (отвечает на вопрос «что сделал?»). «Николай сделал» — основа предложения.

    Подлежащее в предложении

    Таким образом, подлежащее в предложении чаще всего является существительным, стоящим в именительном падеже.

    Подлежащее здесь «солнце», так как отвечает на вопрос «что?» и стоит в именительном падеже. Поэтому мы подчеркнем слово «солнце» одной прямой чертой.

    Давайте еще рассмотрим примеры:

    Небо сегодня ярко голубое — можно идти гулять.

    Подлежащее «небо» (обозначает объект, отвечает на вопрос «что?») подчеркиваем одной чертой.

    Однако, бывают исключения, обусловленные контекстом, например,

    Великолепный помиловал своих нерадивых подданных.

    Здесь подлежащим будет прилагательное, именно оно отвечает на вопрос «кто?». Ведь на самом деле это определение относится к одушевленному объекту, отвечающему на вопрос («кто?»). Помиловал — сказуемое. Потому что «что сделал?» помиловал. Слово «великолепный» подчеркиваем одной чертой.

    А вот еще пример, где подлежащим выступает причастие:

    Командующий отдал приказ не отступать.

    В данном предложении подлежащее «командующий» — часть речи причастие. Мы можем спросить «кто отдал приказ?». Поэтому причастие «командующий» становится подлежащим в предложении. Сказуемое — отдал, так как отвечает на вопрос «что сделал?». Подлежащее подчеркиваем одной чертой.

    Сказуемое в предложении

    Сказуемое в предложении легко определить, выяснив, какое действие совершил объект. Слово-действие и есть сказуемое в предложении. Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми чертами.

    1. ( кто? ) Слон ( что делает? ) любит есть бананы.
    2. ( кто? ) Вероника ( что сделала? ) пошла в театр впервые.
    3. ( кто? ) Марина ( что сделала? ) уехала отдыхать к морю.
    4. Вечером ( кто? ) все ( что сделали? ) собрались у костра.
    5. Когда ( кто? ) Миша ( что сделал? ) заболел , ( кто? ) все ( что сделали? ) загрустили .
      В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых, соответствующих им), поэтому предложение называют сложным.
    6. ( кто? ) Вероника ( что делала? ) гадала о том, ( что сделает? ) придет ли ( кто? ) он сегодня или ( что сделает? ) не придет .
      Сказуемое «гадала» связано с подлежащим «Вероника», а сказуемое «придет» с подлежащим «он». Обратите внимание, что во второй части предложения у нас два глагола, это означает, что у нас два сказуемых.

    Кстати, сказуемое имеет несколько видов и не всегда оно — глагол. В предложении также может быть много сказуемых при одном подлежащем. Например, в предложении

    Мы обрадовались подаркам и стали прыгать вокруг елки, танцевать и веселиться .
    В предложении одно подлежащее и 4 сказуемых.

    Сказуемое и глагол

    Сказуемое и глагол не одно и тоже, хотя чаще всего, именно глагол является в предложении и сказуемым. Но иногда, есть предложения без глагола, но в котором есть сказуемое. Это возможно, когда сказуемое является составным именным сказуемым .

    В этом предложении подлежащее «мама», а сказуемое «врач». То есть сказуемое не глагол, а существительное.

    Здесь сказуемое уже будет прилагательным.

    Сказуемое может быть:

    • простое глагольное — выражается одним глаголом;
    • составное глагольное — выражается двумя глаголами;
    • составное именное — два слова или более слов, но не глагол.

    С простым глагольным сказуемым вы уже знакомы — это сказуемое, выраженное одним глаголом. Например, в предложении «Солнце ярко светит» сказуемое будет глаголом «светит», то есть является простым глагольным сказуемым .

    Когда мы можем встретить два глагола? Когда имеется связка глаголов «глагол + глагол в инфинитиве». Например, в предложении:

    Наш самолет решил зайти на второй круг.

    В этом предложении два глагола образуют сказуемое. Такое сказуемое называется составным глагольным сказуемым .

    Как определить подлежащее и сказуемое в предложении

    Заключение

    Нужно запомнить, что подлежащее и сказуемое отражают главную мысль предложения и образуют его грамматическую основу. Подлежащее отвечает на вопрос «кто?» или «что» и выражает объект, совершающий действие. Подлежащее подчеркивается одной чертой. Сказуемое отражает действие, совершенное подлежащим, и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?», что сделает?» и подчеркивается в предложении двумя чертами. Сказуемое всегда связано с подлежащим.

    В предложении может быть два сказуемых и более при одном подлежащем. Есть три вида сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

    Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 9

    Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

    Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

    Хотите улучшить информацию?

    Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/641184

    http://russkiy-pravilno.ru/podlezhashhee-i-skazuemoe/