В каком классе проходят правописание

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка — кадушка, друг — дру́га

4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание «не» с глаголами

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Список орфограмм, изучаемых в 1-4 классах («Школа России»)

Список орфограмм, изучаемых в 1-4 классах («Школа России»)

1.Заглавная буква в начале предложения

2. Правописание безударных гласных

3. Слова с удвоенными согласными

4. Правописание слов с мягким знаком

5. Правописание парных глухих и звонких согласных

6. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

7. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

8. Заглавная буква в собственных существительных

1.Заглавная буква в собственных существительных

2 . Правописание безударных гласных

3. Слова с удвоенными согласными

4. Правописание слов с мягким знаком

5. Буквосочетания ЧК, ЧН. ЧТ, ЩН, НЧ

6. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

7. Правописание парных глухих и звонких согласных

8. Разделительный мягкий знак

9. Не с глаголами

10. Правописание предлогов со словами

1. Правописание безударных гласных

2. Правописание парных глухих и звонких согласных

3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком

4. Правописание слов с двойными согласными

5. Правописание суффиксов и приставок

6. Разделительный твёрдый знак

7. Соединительные гласные о и е в сложных словах

8. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

9. Не с глаголами

1. Правописание слов с буквам ь и ъ

2. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

4. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

5. Правописание местоимений

6. Правописание безударных личных окончаний глаголов

7. Правописание гласной перед л в глаголах прошедшего времени

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Прохорова Кристина СергеевнаНаписать 27027 10.10.2019

Номер материала: ДБ-731087

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.10.2019 141
    10.10.2019 50
    10.10.2019 74
    10.10.2019 51
    10.10.2019 376
    10.10.2019 109
    10.10.2019 69
    10.10.2019 48

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Изучение орфограмм русской графики и орфографии в 1-4-х классах
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Материал может быть использован учителями русского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
klassifikatsiya_orfogramm.doc118 КБ
orfogrammy_po_printsipam_grafiki.docx13.48 КБ
orfografiya.docx20.98 КБ
printsipy_russkoy_punktuatsii.docx18.24 КБ
svoystva_russkogo_pravopisaniya_kak_osnova_ego_metodiki_obshchee_ponyatie.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тамара Кузьмина. Таллинн. Паэ гимназия

ОРФОГРАФИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Орфография — часть науки о языке, изучающая правописание слов. Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой. Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, являются орфограммами и требуют контроля на письме. Согласно морфологическому принципу, морфемы имеют постоянный буквенный состав, соответствующий постоянному фонемному составу, то есть фонетическое чередование звуков не отражается на буквенной записи морфем. Кроме указанных принципов, в частных случаях применяются фонетический, грамматический и традиционный принципы письма. (Киреева, 2006)

Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Если мы выбираем написание буквы, значит мы встретились с орфограммой.

Следует различать понятие орфограмма и правила русского письма. В системе русского письма существуют следующие правила соответствия звук – буква:

1. Обозначение мягкости согласных: Мягкость согласных звуков обозначается:

а) с помощью парных гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, если за согласным звуком следует гласный звук (мяч, лён, люк, лес, мир);

Данному правилу письма уделяется основное внимание в 1 классе. После периода обучения грамоте в разделе русского языка «Звуки и буквы» несколько уроков специально выделяется обозначению мягкости согласных. Особый акцент на различение букв А-Я (мал-мял), У-Ю (лук-люк), О-Ё ( Тёма-Тома), так как дети в этом возрасте ещё слабо дифференцируют твёрдые и мягкие согласные звуки и путают буквы. Для формирования навыка правописания необходим комплекс тренировочных упражнений по развитию фонематического слуха, звуко-буквенный анализ, различные виды диктантов, письмо по памяти, различные виды списывания, творческие работы.

б) с помощью буквы на конце слова или перед другим согласным (хор-хорь, мел-мель; полка-полька, банка-банька).

2. Обозначение звука Й.

Звук Й обозначается:

а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь);

б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка);

в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе.

Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются.

В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм.

Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.

  1. Графические орфограммы или офограммы, обозначающие фонему в сильной позиции. 1-2 класс

Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.

Примеры (разные части речи)

Период знакомства с орфограммой

1.Правописание гласных после шипящих.

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ (ударное положение гласного)

пружина, пушистый, жить

1 класс, 3-4 четверть

2.Правописание гласных после шипящих.

Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ(ударное положение гласного)

чашка, щавель, чудный, ищу

1 класс, 3-4 четверть

суббота, русский, жужжать

1 класс 3-4 четверть или 2 класс 1 четверть

Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам.

Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.

Мягкий знак пишется

1)для обозначения мягкости [ Л‘], [ Т‘], [Р‘],[ П‘],

в случае одного зубного[С‘], [З‘] перед твёрдым

1.апельсин, стальной, учить, мать, тетрадь, топь, выпь,борьба, зорька, лось, письмо, резьба, просьба

октябрьский (но: январский!)

Мягкий знак не пишется

1)для обозначения мягких согласных Ч и Щ,

в сочетаниях с шипящими : ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

2)в сочетания двух мягких зубных согласных Т, Д, З, С, Н (НТ, СТ, СН, ЗД, ЗН)

1.ручка, срочный, почта, пончик, мощный, барабанщик, фонарщик

2. зонтик, Настя, Костя, песня,

Разделительный мягкий знак (не обозначает мягкость согласных)

служит для обозначения звука Й между согласным и гласным и пишется перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И.

1. пишется в исконно русских словах: деревья, лисья, волчья, льёт, пьёт, шьёт

2. в словах иноязычного происхождения:

3. в словах на -ЬОН: медальон, почтальон, бульон.

. Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом . Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.

  1. Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием .

Слабая позиция гласной фонемы.

Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция .

название изучаемой темы

период введения орфограммы

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверочное слово — форма слова.

наблюдение слабой позиции и проверка только в словах-предметах:

страны – страна, дом — дома

1 класс 4 четверть (пропедевтика темы)

Безударные гласные корня, проверяемые ударением

Состав слова. Корень

полевой — поле, темнеть – тёмный, лежать — лёжа

2 класс 3 четверть

Безударные гласные корня, непроверяемые ударением (словарные слова)

Состав слова. Корень.

ребята, дежурный, ученик

Общее решение орфографической задачи

Способы или пути решения орфографической задачи (2 класс)

Внимание опасность: звуки [a], [и, э] в слабой позиции !

1.В какой части слова?

2.Если в корне, ищу проверочное слово:

  • изменю слово «один-много», «много-один»
  • подберу однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом
  • подберу однокоренное слово по вопросам ( что? – какой?, какой – что?)
  • подберу однокоренное слово по вопросам ( что делать? – что? что делает?что сделает?что делал? что сделал?)
  • посмотрю значение слова(горькушка-горький)

Ритмическое правило для первоклассников:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ставь немедленно её ты под ударение .

1.изменение формы слова: слова-слово

2 . «скажу слово ласково »: скворец-скворушка

3.слова-предметы, слова-признаки и слова –действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники:

— кто? что? — какой? старик — старый, морской –море

— что? — что делать? п ляска- плясать

4. слова-действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники

— что делать? — что делает? тянуть — тянет

— что делал? что сделал? везёт -вёз, вынесёт-принёс

5.слова с буквой Е в корне , которая проверяется буквой Ё: сестра-сёстры

6 . слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: золотой-золото-позолоченный

7.установление этимологии слова (например, происхождение слова чернила)

8. наблюдение корней-омофонов: примирить, примерять, слизал, слезал

Слабая позиция согласной фонемы.

Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным ( зуб о к) или перед звонким согласным (зуб н ой).

Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях

  • озвончаются или оглушаются перед шумным согласным или на конце слова (круЖки, проСьба);
  • при стечении трёх и более согласных некоторые согласные не произносятся (праЗДНик)

Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.

название изучаемой темы

примеры орфограммы и способы решения (проверка)

ознакомление с орфограммой

Парные согласные на конце и в середине слова (сомнительные согласные).

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1.зуб-зубы (способ проверки «один-много»); прыжки – прыжок(«много-один»)

2. ложка-ложечка (способ «скажи слово ласково»);

3. друг – нет друга (способ «слово-помощник»)

1 класс 3-4 четверть

Парные (сомнительные) согласные в корне слова.

1. сладкий – сладок (способ проверки «однокоренное слово – предмет»);

2.дуб – дубовый (способ проверки «однокоренное слово – признак предмета»), робкий –робок («каков»);

3.скользкий –скользить (однокоренное слово –действие предмета);

2 класс 2-3 четверть

1.опасные стечения согласных[сн] и [с`н`]

вестник – вести, грустный –грусть;

2.опасные стечения согласных [зн] [з`н`]

звездный –звёзды, серьёзный -серьёзен

3.слова, где непроизносимый заблудился в сочетаниях [cл] [нц] [рц]. с частье – счас т ливый, солнышко – со л нце, сердечко – сер д це

2 класс 3 четверть

Образец решения орфографической задачи:сомнительная согласная

Образец решения орфографической задачи:непроизносимая согласная

1.Внимание опасность в корне:

— слышу согласный звук [п, ф, к, т, ш, с] в конце слова или перед [к]!

2.Ищу проверочное слово так, чтобы услышать звук ясно.

1.изменю форму слова или подберу однокоренные слова

  • Слышу сочетание [сн] [с`н`] [зн] [з`н`] [нц] [рц] [cтв] –здесь может быть непроизносимый согласный!
  • Ищу проверочное слово знакомыми способами, так, чтобы непроизносимый услышать ясно: солнце –солнечный, ясно-ясный

Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая:

1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.

2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)

6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.

Орфография, изучаемая во 2 классе , базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова.
  3. Правописание парных согласных в корне слова.
  4. Правописание непроизносимых согласных.
  5. Гласные и согласные в приставках.
  6. Приставки и предлоги.
  7. Разделительный твёрдый знак

Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс)

3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

  1. Орфограмма «Заглавная буква».

Н аступила осень. С тало холодно.

период обучения грамоте

Правописание имён собственных

имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

географические названия: город Таллинн, река Пирита

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных. Помимо большой буквы добавляются кавычки.

название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка»

2. Орфограмма «Перенос слова»

знакомство с правилом

1.Слова переносятся по слогам

трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на,

неверно: гро-здь ( здь – не слог, в нем нет гласной)

1 класс 3 четверть

2.Одну букву нельзя переносить или оставлять на одной строке

неверно: Ю-лия, Юли-я, у-лей

1 класс 3 четверть

3.Буква Й не переносится, остаётся на строке

1 класс 3 четверть

4.Буква Ь и Ъ не переносятся на другую строку

малень-кий, се-мья, Уль-яна, ру-чьи, подъ-езд

1 класс 3-4четверть

5.В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится

клас-сный, суб-бота, осен-ний

6. Морфемный перенос или перенос на основе знания состава слова

приставка и корень: пере-шёл, разо-грел

корень и суффикс: перебеж-чик, эстон-ский

Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки : уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный. Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.

1.раздельное написание слов в предложении

Наступила_ поздняя_ осень.

1 класс период обучения грамоте

2. раздельное написание предлогов со словами

с _другом (доказательство: с хорошим другом или вставляю вопрос: с (кем?) другом)

2 класс, 3 четверть

3.раздельное написание союзов А, И, НО со словами

Лена _ и _ Вера дружат, но_ часто ссорятся.

4.Раздельное написание частицы НЕ со словами

не_ люблю, не_буду

4.Орфограмма «Знаки препинания».

Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой.

Использованные и рекомендуемые интернет-ресурсы

Предварительный просмотр:

На морфологическом принципе основано:

1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных согласных в корнях слов: са д [са т ], сады [с ды], с а дов од [cъд во т ], ход [хо т ];

2) правописание приставок, исключая приставки на з-: п о играть [пъиграт], проп у стил [пръпустил], заход [з хот].

3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в — горъдь], над столом [нът – ст лом];

4) правописание суффикса –ок: широк [шырок], низок [низък];

5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];

6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ].

7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с –И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].

На фонетическом принципе основаны:

1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква с, а в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;

2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;

3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится О и пишется О; в безударном положении слышится А и пишется А: розыск – разыскивать, роспись – расписка;

4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;

5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;

6) написание под ударением – ОЙ, в безударном положении – ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;

7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;

8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный.

На традиционно-историческом принципе основано:

1) написание Г в род.п., ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;

2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И, Е, Ё, Ю, Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;

3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;

4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;

5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

Предварительный просмотр:

Орфография (от греч. orthos – правильный и grapho – пишу) и пунктуация (от лат. punctum – точка) – это раздел науки русистики, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме. Подразделы орфографии – это большие группы правил, связанные с различными видами трудностей в переводе слов из устной речи в письменную.

В русской орфографии выделяются следующие подразделы:

  • правописание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний;
  • слитное, раздельное или дефисное написание;
  • употребление строчных и прописных букв;
  • правила переноса слов;
  • графические сокращения слов.

В русской пунктуации знаки препинания имеют две функции:

  • разделительную (одиночные знаки): точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие;
  • выделительную (парные знаки): запятые, тире, скобки, кавычки.

В I – IV классах учащиеся знакомятся со знаками препинания практически, т. е. с такими условиями постановки, как точка , вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая между однородными членами, не соединенными и соединенными союзами а, и, но. В этот же период происходит пропедевтика изучения пунктуации в средней школе, поэтому обходить стороной другие знаки препинания нецелесообразно, тем более что при чтении текстов они играют важную роль в осмыслении его содержания. Каждый подраздел орфографии характеризуется определенными принципами. Принцип — это своего рода механизм, который позволяет тому, кто хорошо понимает его устройство, правильно использовать его применительно к своей сфере деятельности. Если учитель понимает суть принципов русской графики, он сможет эффективно их использовать для формирования у детей орфографического навыка.

Принципы орфографии – это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.

Фонетический принцип позволяет использовать правило «как слышится, так и пишется», т.е. отвечает за точный перевод услышанного звука в букву: ему подчиняются слова, не имеющие трудностей в написании, например: луна, шар, стул. Этому принципу соответствует правило правописания приставок на -з/-с (например: рассказать, но разговор — , рассмотреть, но разглядеть’, измерять, но исследовать ; бесполезный, но безвестный), правило изменения начального гласного в корне после приставки на твердый согласный ( предыстория, розыгрыш и т.п.). В этих правилах есть свои сложности для восприятия младших школьников, и, поскольку на начальном этапе обучения письму важно привить детям навык проверять слово перед его написанием, правила, опирающиеся на фонетический принцип («как слышится, так и пишется»), изучаются в V классе.

Фонематический принцип обеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих фонемы, которые могут оказаться как в сильной, так и в слабой позиции. Как известно, фонемы – это языковые единицы, представленные рядом позиционно чередующихся звуков. Например, слово стол в начальной форме пишется по фонетическому принципу, т.е. как слышится. Но вот его формы столы, (на) столе и т.п. вызывают затруднения, так как гласный в корне оказывается безударным и слышится неясно. Фонема – это лингвистическая абстракция, которая позволяет объяснить правописание разных звуков при помощи одной и той же буквы. Одна буква применяется на письме для обозначения одной фонемы, у которой есть варианты – звуки, стоящие в слове либо в сильной позиции (это значит, что он ясно слышится и нет проблемы его правильно записать), либо в слабой позиции (это значит, что он неясно слышится и, прежде чем выбрать букву для написания, его следует проверить, поставив в сильную позицию в одной морфеме). К фонематическим правилам относятся многие из тех, которые изучаются в начальных классах: правописание безударных гласных в корне, согласных на конце слова и в середине, разделительных ъ, ь.

Морфологический принцип заключается в требовании единообразного написания морфем независимо от их произношения: по дорожке (окончание сущ. 1-го скл., ед.ч., Дат.п.), к известиям (слышится ы в начале слова), ворота (полногласие/неполногласие), к зубрам (озвончается к).

Многие ученые-лингвисты, замечая сходство фонематического и морфологического принципов, объединяют их в морфонематический принцип. Действительно, русская графика опирается на фонему, которая имеет смыслоразличительную функцию и тем самым «сохраняет» морфему как единицу, имеющую свое значение и форму. Например, в слове шубка в середине звучит [п], который является фонемой [б] в слабой ее позиции. Одновременно корень данного слова -шуб- сохраняет свой письменный облик во всех его однокоренных словах и их словоформах независимо от слабой или сильной позиции фонемы [б]: шу[б\а, в шу[п\ке, шу[б’)ейка, полушу[б\ок, без полушу\п]ка и т.п.

Традиционный (или исторический) принцип влияет на закрепленное традицией написание слов: традиционные написания надо запоминать (чаща, жить, чудо, собака, аппарат, калач, парашют и т.п.). В начальных классах этот принцип диктует требование обращать большое внимание на так называемые словарные слова, правописание которых следует запоминать.

Дифференцирующий принцип написания разграничивает на письме омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения и в связи с этим – разное написание: туш (музыкальное приветствие; м.р., 2-е скл.) – тушь (краска; ж.р., 3-е скл.), орёл (птица) – Орёл (город в России), Бордо (город во Франции) – бордо (цвет), полоскать (белье) – поласкать (ребенка).


источники:

http://infourok.ru/spisok-orfogramm-izuchaemih-v-klassah-shkola-rossii-3876526.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/12/izuchenie-orfogramm-russkoy-grafiki-i-orfografii-v-1-4-h