В каком классе проходят правописание безударных гласных в корне слова

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова» 1 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова».

создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;

содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые результаты: личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, оценивать результат учебного труда; метапредметные : использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале, применять правила проверки безударных гласных в корне слова, соотносить учебные действия с изученным правилом, выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания; формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; предметные: знать и уметь применять правила проверки безударных гласных, уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

УМК: учебник, проектор, карточки, рабочая тетрадь.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно .
Если хочешь отвечать —
Надо … руку поднимать .

Открываем тетради, сколько строчек надо отступить.

Один ученик читает, что надо записать

Запишите буквы, соблюдая наклон, помним о том, что все буквы состоят из наклонных палочек.

я ё ю е и (буквы записаны на доске)

Скажите, пожалуйста, что вы записали? (Буквы)

Чем похожи эти буквы? (Они гласные)

Чем они различаются? (в верхней строке гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного, а в нижней – мягкость).

Посмотрите на экран, прочитайте загадки, а слова-отгадки необходимо записатьв тетрадь:

Словарь: Ворона, скворец, сорока, воробей. (работа со словарными словами).

-На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.

— Какое слово лишнее? Почему? (Скв о рец- проверяемая безударная гласная,).

-Сформулируйте тему урока (Правописание безударной гласной в корне слова)

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Тучка приготовила вам задание.

-Подумайте, почему в скобках она написала две буквы?

-Какая проблема стоит перед нами? (Не знаем какую букву писать)

-Выскажите предположения, какую букву вы написали бы в этих словах? (Дети высказываются)

-Чтобы решить нашу проблему и выяснить кто из вас прав, вы побудете исследователями и проведёте наблюдение.

-Давайте произнесём первое слово и внимательно послушаем, как произносятся звуки.

-Поставьте ударение в этом слове.

-Какой слышим безударный звук? а

-Какая безударная гласная пишется в слове сова? о

-Что вы заметили? (написание с произношением не совпадает)

-Давайте произнесём второе слово и внимательно послушаем звуки.

-Назовите какой слышим безударный гласный звук в этом слове? а

-Какая безударная гласная пишется в слове коса? о

-Что вы заметили? (написание с произношением не совпадает)

-Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударную гласную? (дети высказываются)

-Что вы можете рассказать о слове «коса». (многозначное)

Коса — несколько прядей волос на голове человека, сплетенные вместе.

Коса — сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на

длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.

-Назовите ударный звук. Произнесите слово так, как слышим.

-Какой звук у вас вызывает сомнения?

-Что надо сделать, чтобы безударный гласный звук не вызывал сомнения и слышался отчётливо? (изменить слово так, чтобы безударный стал ударным)

-Давайте изменим форму слова.

-Какой звук слышим под ударением?

-Какой вывод сделаем?

-Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, я, и.)

-Как пишутся гласные в ударных и безударных слогах? (одинаково)

-Запишите в тетради пары слов. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

-В этих парах есть проверочное и проверяемое слова.

-Можете ли вы назвать проверочные слова.

-Как вы думаете, какие слова мы называем проверочными?

-Подчеркните проверочные слова.

Какой мы сделаем вывод? Что безударные гласные бывают «опасными», можем ошибиться при их написании, их надо проверять. Как мы проверили?

— Давайте откроем учебники на стр. 63 и прочитаем правило, которое написано в учебнике.

Задание на карточках.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

Рефлексия. Чему мы учились на уроке, когда и как мы проверяем безударные гласные. Оцените свою работу на уроке: зеленый – если справился со всеми заданиями, оранжевый – если в некоторых заданиях допустил ошибку, красный – если все задания вызвали затруднения.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Прочитайте предложения:

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.

3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.

4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.

5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

3.О чем должен подумать?

6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.

Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.

7. Делать это можно по алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.

9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».

Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:

— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;

— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».

10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

11. Запомните правило:

Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Однокоренные слова.

Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.

Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.

Правописание безударных гласных в корне слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Как, наверное, иногда хочется, чтобы мы записывали слова так, как они слышатся! Оценка за диктант тогда бы была, конечно, выше. Но одна из особенностей русского языка в том, что слова далеко не всегда записываются так, как они слышатся. Чаще всего мы ошибаемся в написании безударной гласной в корне. Данный урок поможет вам усовершенствовать свои навыки в правописании безударной гласной в корне.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/conspect/

http://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-mladshih-klassahb/pravopisanie-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova