В каком классе проходят правописание приставок

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Шейрихан Маллаева
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чиликарская основная общеобразовательная школа»

План — конспект рабочего урока.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Маллаева Шейрихан Пирметовна.

Тема урока: «Правописание приставок».

Слайд №1 Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание приставок».

Тема: «Правописание приставок».

Тип урока: повторительно-обобщающий

1. Познакомить обучающихся с правописанием приставок.

2. Правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

3. Развивать познавательные, коммуникативные, личностные компетенции.

1.образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

2.развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

3.воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

2. Повторение пройденного материала.

— Запишите на полях настроения от 0 до 5, с которым вы пришли на урок русского языка.

а) фронтальный опрос.

1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова. (Морфемика)

2. Из каких значимых частей состоят слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

3. Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставка и суффикс)

4. С какой морфемой мы работали на прошлом уроке? (Приставкой)

б) индивидуальные карточки.

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Ребята, давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию?

— Назовите неизменяемые приставки.

(Отвечают на вопросы: в-,во-,за-,по-, под-,подо-, до-,про-,с-,со-,на-,над-, ит. д.)

— Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

На доске задание :

Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

(сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить.)

— Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-.

Поработаем с этой приставкой.

— Какое правило вам известно про приставку с-?

— В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-,

Запомните, что эти слова входят в состав корня.

Зги, здоровье, здесь, здание.

— Назовите оканчивающиеся на з-, с-. (раз-рас, низ- нис, воз- вос, вз –вс, из – ис, без – бес)

— Когда на конце этих приставок пишется З-?и С-?

— Вставьте пропущенную букву:

Бе…мерно, и…пользовать, во…поминание, ни…падающие, бе…ценный, бе…шумный, ра…топить, бе…численные.

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)

Распределите в два столбика без и бес

Образец: Ребенок без забот. (беззаботный)

Небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса, вход без платы

Проверяют друг у друга в парах.

-Когда пишется гласная И и гласная Е в приставках при и пре?

обозначает присоединение

-Замените слово с приставкой при- или пре-,полученное слово записываем в тетрадь:

Участок при усадьбе (приусадебный, полоса около берега (прибрежная,

Очень странный случай (престранный, чуть открыть окно (приоткрыть, загородить дорогу (преградить, встать не во весь рост (привстать, присоединить пуговицу к ткани (пришить).

-Ребята, а вы любите сказки.

Мы сейчас посмотрим сказку и заодно вспомним части слова.

Сказка «Части слова»

-Понравилась вам сказка?

-А теперь мы с вами перейдем к тренажеру.

-На этом урокетебе предстоит проверить свои знания на тему :

«Правописание приставок»

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки.

Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку.

Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться по русскому языку.

— Довольны ли вы тем,как прошел урок?

Урок дал мне для жизни….продолжите?

Стр. 51 «Проверяем себя»

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» Тип урока: урок изучения нового УМК: «Начальная школа XXI века» Учебник: Русский язык: 3класс, Иванов С. В. — М. : Вентана-Граф, 2010г. Цели.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Разработка урока русского язык «Приставки при-, пре-. Почему возникает необходимость изучать правописание названных приставок? «

Урок русского языка в 6 классе . Тема: Приставки при-, пре-.

Почему возникает необходимость изучать правописание названных приставок?

Знать : о зависимости написания гласных в приставках пре-, при- от их лексического значения;

Уметь: определять лексическое значение приставок при-, пре-.

Воспитывать любовь к русскому языку и литературе; интерес к пушкинской поэзий.

Девочки при-, пре-.

Музыка Свиридова «Метель»

Дидактический материал (карточки с текстами).

Плакат с опорными словами (творческая работа «Приглашение».

I . Организация класса (вступление)

К вам пришла не в первый раз,

И не ново мне: и вы, и класс,

Этот стол, мелок, указка,

И прежнею осталась сказка.

Помогала мне не раз

Сказка в самый трудный час,

Я взяла ее с собой

И урок сегодня свой

Я хочу вам преподать

Так, чтоб вы могли узнать.

Где напишем пре- и при- ,

Их значенье. Но смотри:

Сказку мало лишь читать,

Нужно думать, рассуждать,

Делать вывод и затем

Знать, что с ними нет проблем.

Вы поможете мне? – Да!

Будет легче мне тогда,

Все ж отличный вы народ

Сказки Пушкина. Вот они и помогут нам сегодня на уроке.

— Запишите число и тему урока.

Почему же возникла необходимость изучать правописание названных приставок?

Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове.

Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть.

Поэтому чтоб раскрыть секрет правописания пре и при, нам придется учиться различать значения приставок.

Что вы знаете о приставках?

Давайте же посмотрим, какое значение придают словам приставки пре- и при-.

II . Объяснение нового материала.

Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами.

Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: приходит, приплыла, приближался.

К морю опять он приходит, У моря песенка находит.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка…

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался…

— Вы правы, если ответили так:

— С какой приставкой написаны все эти слова?

Это легко заметить с при-.

Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой при-!

— Создаем алгоритм в тетради.

1. Приближение -при-

В таблицу вставить слово «приближение»

2. Второе значение приставки при-

Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей и даже винты и шурупы – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

Прочитайте первый отрывок из сказки .

Гроб ее к шести столбам

На цепях железных там

И решеткой оградили…

-Увидели ли вы слова с приставкой?

-Догадались какое значение у слова привинтили?

Вывод: В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.

Записали в тетради:

2. присоединение –при-

В таблицу вставить слово «присоединение».

3. Третье значение приставки при-.

-Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их:

Край при море – приморский край,

Замок при дороге — ?

Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах.

Вы, конечно, поняли:

При- обозначает нахождение около чего-то.

Вывод: слова, обозначающие нахождение около чего-то, всегда пишется приставка при-

3. нахождение около чего-то при-

в таблицу вставить слова «нахождение около чего-то».

Четвертое значение приставки при-

— Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными.

Найдите в третьем тексте слова с неполными, незаконченными действиями.

Стал себе почесывать лоб.

Приподнял кобылку, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

— Какая приставка в слове с неполными, незаконченными действиями.

Вывод: слова, обозначающие неполные, незаконченные действия, пишутся с приставкой при-

4. неполные, — при

В таблицу вставить слова.

Теперь вам известно четыре значения, которые передает приставка при-.

Что может означать приставка пре-?

— Предполагаю вам для этого при помощи приставки пре- заменить два слова одним.

Приставке пре- близкое к значению слова «очень»

— Так в сказке потерялось слово с приставкой пре-

«Здравствуй, князь ты мой

Что ж ты тих, как день ненастный?»

— И вы сами увидели:

приставка пре- значит «очень».

Вывод: В словах, имеющих значение «очень», пишется пре-

В таблицу вставить слово «очень».

второе значение приставки пре-

— Здесь дело потруднее.

Приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-

В таблицу вставить слово «пере» —

— Мы рассмотрели все значения приставок при- и пре-.

Проверим наши наблюдения по учебнику русского языка.

§26 стр. 47 48 49.(читают дети!)

— Сказки не только помогли нам разобраться в новом материале. Герои сказок с собой принесли задания.

1 конверт с заданием.

Вставьте буквы. Объясните значения приставки при-.

Пушки с пристани палят

К. раблю пр..стать велят!

Только поп один Балду (не)любит,

Никогда его (не)приголубит.

Он в другой раз закинул невод,

Пр..шел невод с травою м..рскою…

2 конверт с заданием.

Выбрать подходящее слово из написанных и вставить в текст.

Едет с грамотой гонец

(пр..плыл, пр..летел, пр..ехал).

На него … старуха,

На конюшню служить его послала…

(пр..крикнула, пр..давила, пр..голубила).

Проверим, знаете ли вы сказки?

3 конверт с заданиями.

Вспомнить пропущенное слово.

Объяснить его правописание.

А сидит в нем князь Гвидон;

Он … тебе поклон.

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

4 конверт с заданиями.

— Хорошо вы знаете тексты сказок. Кто же автор этих сказок? А вот сказку, о которой сейчас пойдет речь, вы наверное не знаете. Это малоизвестная сказка А.С. Пушкина «Сказка о медведихе». Она очень близка по стилю народным сказкам. Послушайте отрывок, запишите слова с при-, сделайте морфемный разбор.

— Какие слова на изученную орфограмму вы употребили в своей работе.

( Оценки за урок ) с комментарием

Подошел к концу урок.

Прозвонит сейчас звонок.

Прежде чем это случится

Я хотела б убедиться

Тему поняли вы? – Да!

Что ж осталось мне тогда…

Вам задание на дом дать:

Все значенье надо знать,

Значит, — выучить таблицу

И вдобавок, на страницах

Сказок Пушкина найти

Записать их все в тетрадь

На «отлично» отвечать.

За поддержку и работу

Очень всех благодарю

А на память об уроке

Я вам книгу подарю

Эта книга в трудный час

Выручит, конечно, Вас.

Сказки Пушкина читайте!

Это чудо! Получайте!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Ибрагимова Фирдиса ГумаровнаНаписать 1086 30.09.2016

Номер материала: ДБ-227086

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    30.09.2016 819
    30.09.2016 1291
    30.09.2016 916
    30.09.2016 882
    30.09.2016 1292
    30.09.2016 398

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Правописание приставок для 3 класса на «О»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx1011.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание приставок

Цель: создание условий для знакомства учащихся с правописанием приставок.

• Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.

• Учить находить приставку среди других частей слова.

• Образовывать новые слова с помощью приставки.

• Воспитывать интерес к изучению родного языка.

• Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

• Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания

Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка буду вести я.

Предварительно раздала карточки с лесенкой

-Ребята, возьмите карточку.

-Как вы думаете, для чего она, что мы должны сегодня сделать

-Верно, давайте сначала нарисуем себя на первой ступеньки

-Задача на урок- оказаться на последней ! Поэтому работайте активно, чтобы все получилось

Определение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.

-Ребята, поработаем с вами сейчас в парах, чтобы понять тему нашего урока

-Вспомним правила работы в паре, кто их назовет?

Прочитайте стихотворение. Найдите в стихотворении два одинаковых слова.

Шла вчера я по улице Новой,

И вдруг слышу из окна

Два каких-то странных слова

“Я падсказка ”, — голос первой

Раздаётся надо мной,

“Я подсказка ”,- слышу голос

Друг на друга шли два слова

Спором сим увлечены.

И похожи были очень

Друг на друга так они.

Что ж, поможем этим странным

Спорящим нашим словам.

Разберёмся мы с обманом.

А помочь придётся вам.

Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/

— А теперь скажите, как бы вы написали это слово?

— Вот эту проблему нам и предстоит решить на уроке. А поэтому, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Посмотрите, пожалуйста, ещё раз внимательно на эти 2 слова: падсказка и подсказка и вспомните, что мы можем сделать с этими словами? (Разобрать по составу)

— А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? ( В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы )

— Сформулируйте тему урока. (Правописание приставок)

— Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове, правильное написание приставок)

Какие задачи? (узнать, где они бывают, как обозначаются)

Как вы думаете, для чего нужна приставка? (приставка нужна для образования новых слов)

Давайте проверим. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Как найти в слове приставку? Для этого надо подобрать однокоренные слова к слову с приставкой и без неё. Та часть, которая будет стоять перед корнем и будет являться приставкой.

Как мы выделяем приставку?

— Приставок разных много. Мы сегодня познакомимся только с теми, которые нас интересуют. Вернёмся к нашим словам: подсказка и падсказка.

-С чего начнём? / Окончание, основа, корень (подбор нескольких однокоренных слов), приставка, суффикс/.

В какой части слова нам встретилась орфограмма? (В приставке).

  1. часть слова
  2. пишу слитно
  3. образует новые слова

Игра «Измени приставки»

Открываем тетради. Первое слово, какое получится, если «с» вставить в приставку? (сходили)

Выделяем приставку. Оставшиеся слова запишите к себе в тетрадь. После проверим.

Давайте проверим по камере. Дай мне тетрадочку. Проверьте себя.

Так какую же букву мы напишем?

Вот приставки

Их запомнить все легко,

Они дружат с буквой О.

— Вот мы и добрались до истины. Получается, что слово поспорило само с собой. Это иногда и у людей бывает, когда они спорят со своим внутренним голосом. Как он называется? (Совесть).

А теперь вы поработаете в группах. Интерактивный стол (лернинг апс)

Задание. Назови, одним словом. Комментированное письмо

Замените одним словом с приставкой

Пропустить урок (прогулять)

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)

Начать исполнять песню (запеть)

Отделить ножницами часть ткани (отрезать)

Старое пальто сшить по-другому (перешить)

Сменить место жительство (переехать)

Проглотить таблетку с водой (запить)

Тест. Мы всё повторили о приставке. А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, проведем тест. На столах у вас лежат листы и в правом левом углу синий кружок.

  1. Приставка – это слово.
  2. Приставка со словом пишется слитно.
  3. Приставка служит для образования новых слов.

Что мы сегодня делали на уроке?

Как вы думаете, получилось ли у вас все? Если да, то возьмите лесенку успеха и поставьте себя там, как вы усвоили материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе «Школа Росии». Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и .

Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы.

Урок в 3 классе (система Занкова) «Правописание приставок и предлогов».

Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов.

Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов.

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе.

На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи.


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazik-pristavki-pri-pre-pochemu-voznikaet-neobhodimost-izuchat-pravopisanie-nazvannih-pristavok-1227357.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/05/24/pravopisanie-pristavok