Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Тема. Состав слова.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Повторение знаний о составе слова.
- Обобщение и применение знаний о составе слова.
Глоссарий по теме:
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В курсе русского языка 3 классы вы:
• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.
Определим порядок разбора слова по составу.
Как разобрать слово по составу?
Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка
Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка
Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка
Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка
Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка
Назовите все значимые части слова.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Состав слова.
Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.
- Приставка, корень, суффикс;
- Приставка, корень, суффикс;
- Приставка, корень, суффикс, окончание;
- Окончание, приставка, суффикс, основа;
- Приставка, суффикс, окончание.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
- Приставка, корень, суффикс;
- Приставка, корень, суффикс;
- Приставка, корень, суффикс, окончание;
- Окончание, приставка, суффикс, основа;
- Приставка, суффикс, окончание.
Задание. Лишнее слово.
Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.
- Стол, стульчик, кот, рыба.
- Дорожка, тропинка, шоссе, сказка.
- Подсказка, вылазка, передержка, пересказ.
- Забег, ходок, подпол, выход.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
- Стол,
стульчик, кот, рыба. - Дорожка, тропинка,
шоссе, сказка. - Подсказка, вылазка, передержка,
пересказ. - Забег,
ходок, подпол, выход.
Урок русского языка. 3-й класс. Тема: «Общее понятие о приставке и суффиксе»
Класс: 3
Цели: ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке, развитие умения выделять приставки и суффиксы в слове, развитие орфографической зоркости, совершенствовать навыки письма, воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.
Оборудование: схемы морфем, таблички (состав слова, словарное слово – погода), учебник, тетрадь, магнитная доска, магнитики, презентация урока, компьютер, прописи Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова.
Урок русского языка. Тихо сели.
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на этом уроке мы продолжим работу над составом слова. Вы узнаете, что такое приставка и суффикс. Узнаете, где они стоят в слове и для чего служат в нашем языке? Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.
Открыли тетради. Записали число, классная работа и тему нашего урока “Приставки и суффиксы”.
3.Проверка домашнего задания.
1). Дома вы должны повторить уже изученные части слова. Одним из вас я дам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания и выполняйте в карточке.
Раздаю карточки с заданиями. (Приложение 1).
2). Остальным я показываю морфему. Вы расскажите, что она обозначает.
— Это графическое изображение корня. Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. (Примеры).
Прочитайте слова: стол, столик, столовая, столетие.
-Назовите лишнее слово. Докажите почему? (Столетие.)
— Как можно назвать остальные слова? (Однокоренные.)
Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
— Прочитайте пары слов. Можно ли сказать, что эти пары однокоренные слова?
— Выделите корень и окончание. (По цепочке.)
5. Работа над новым материалом.
— Думаю, настало время познакомиться с новыми морфемами, которые называются приставка и суффикс.
— Запишем под диктовку предложение:
Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью.
1). Выпишите однокоренные слова из этого предложения.
(Заморозки, морозы.) (Проверка.)
2). Выделите: окончание, корень.
3). Сравните эти слова.
— Из каких частей состоит слово морозы?
— Из каких частей состоит слово заморозки?
(Корень, окончание и другие части слова.)
— Это новые морфемы. У каждой есть своё название, место в слове и своя роль.
За – это приставка, она всегда стоит перед корнем. Графически выделяется вот таким образом .
-к- — это суффикс, он всегда стоит после корня. Графически выделяется вот таким образом .
— Напрашивается вопрос: “Для чего служат приставки и суффиксы?”
(Для образования новых слов.)
6. Наблюдение над особенностями приставки.
1. — Что такое приставка, прочитайте правило на с. 66.
— Я предлагаю поиграть в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.
Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …
(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)
Запишите эти слова и выделите приставки.
ВЫВОД. – Что такое приставка?
3. Работа по учебнику, с.67 , упр. 146.
-Работаем по вариантам.
1 в. – от слова — ходить
2 в. – от слова – летать
— Выделяем корень и приставку. Проверка.
7. Ф И З М И Н У Т К А
8. Наблюдение над особенностями суффикса.
— С какой ещё частью слова, вы познакомились сегодня?
(Суффикс.)
- – Что такое суффикс?
Прочитайте правило на с. 67.
– Сейчас вы поупражняетесь в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов. В этом нам поможет упражнение147 по “цепочке”.
-Какой смысловой оттенок внёс суффикс в смысл слова?
9. Словарная работа.
— Сегодня вы узнаете новое словарное слово.
— Прочитайте это слово – ПОГОДА.
— На какой слог падает ударение?
— Какую безударную непроверяемую гласную надо запомнить?
Запишите это слово.
— Образуйте однокоренные слова от слова ПОГОДА при помощи суффиксов.
(Погода, погодка, погодные (условия)).
— Какие суффиксы вы использовали для образования этих слов?
— Придумайте предложение со словом погода.
Запись (с комментированием).
На улице стоит холодная погода.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Назовите тему нашего урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Для чего служат приставки и суффикс?
11. Домашнее задание.
Упр. 150 с. 68, правила с. 66-67.
Урок окончен. Спасибо. Молодцы.
В записанных словах выделите корень ( ) и окончание (
).
Лес, леса, лесной.
Луг, луга, луговой, на лугу.
В записанных словах выделите корень ( ) и окончание (
).
Тяжело, тяжесть, тяжёлый.
Берёза, берёзка, берёзовый, на берёзе.
В записанных словах выделите корень ( ) и окончание (
).
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/conspect/
http://urok.1sept.ru/articles/525463