В каком классе проходят составное именное сказуемое

Конспект урока » Составное именное сказуемое»

8 Класс Урок №25 Дата 29.10.2018г.

тема:Составное именное сказуемое

Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: объяснения нового материала
Оборудование

Повторение изученного . Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Чем они отличаются?

Сколько слов входит в простое сказуемое?

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

Сколько слов входит в составное сказуемое?

Чем может быть выражено простое сказуемое?

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

Изучение новой темы

Он активный. Он был активным. Он будет активным. Он был бы активным.

Слезы легкие были. Она была лучшей ученицей.

Найдите сказуемые. Подпишите части речи. Ответьте на вопросы.

— Какая часть речи входит в состав сказуемого?

(имя прилагательное, существительное, т.е. именная часть)

— Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?

— Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным?

— Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?

(составное именное сказуемое)

— Запишите тему урока. (Составное именное сказуемое)

Определите в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой лексическое

— Прочитайте правило в учебнике. О чём мы не говорили? (В наст времени глагол-связка чаще всего отсутствует)

Комментированное выполнение Упр 89 1 вариант выписывает предложения с простыми глагольными сказуемыми,а 2 вариант с составными именными.

IV .Работа по подготовке к ГИА. Задания требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения.

Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

Взрослых нигде не было видно. СИС

До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

Толику стало страшно. СИС

Тебя никогда нельзя понять… СГС

Только её слёзы были лёгкие. СИС

И вот что из этого получилось. ПГС

Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то.

теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…

VI .Домашнее задание: выучить § 13, упр. 92;

Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.

«Способы выражения составного именного сказуемого». 8-й класс

Класс: 8

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать устную речь учащихся;
  • формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • воспитание патриотизма, любви к русскому слову.
  • компьютер;
  • презентация по теме «Способы выражения составного именного сказуемого»;
  • проектор;
  • карточки по теме “Способы выражения составного именного сказуемого”;
  • Русский язык: учеб. для 8 кл. татр. сред. общеобразоват. шк/ Л.Д. Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.Хамзина, Н.А.Андромонова; Под. ред. Л.З.Шакирова. – . К.: Магариф, 2007.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

– Добрый день! На прошлых занятиях мы начали изучать сказуемое и узнали, что способы выражения сказуемого в русском языке чрезвычайно разнообразны. Помимо спрягаемой формы глагола сказуемое может быть выражено инфинитивом, именем существительным, именем прилагательным, местоимением, причастием, наречием, словосочетанием, фразеологизмом и даже междометием.

II. Актуализация знаний.

– Какой член предложения называют сказуемым?
– Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
– В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Какое сказуемое называют простым глагольным сказуемым?
Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.
Какое сказуемое называют составным глагольным сказуемым?
– Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

1 ученик записывает формулу СГС на доске.

– Молодцы!
– Мы на прошлом занятии начали изучение составных именных сказуемых. Итак, какие сказуемые называются составными именными?
– Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

1 ученик записывает формулу СГС на доске.

– Вспомните 3 группы глаголов-связок.
– Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь).

2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

– Какая связка называется нулевой?
– В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

III. Работа у доски.

1. Вечером мороз начал усиливаться. 2. Я хочу переговорить с ним об этом. 3. Он собирается написать отцу. 4. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. 5. Девочка перестала плакать.

IV. Изучение темы “Выражение именной части сказуемого”.

– Откройте тетради, запишите дату, тему. Откройте 64-ую страницу учебника.

Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:
именем прилагательным:
Погода была хорошая;

именем существительным:
Книга — верный друг;

сравнительной степенью имени прилагательного:
У него характер твёрже стали;

• Кратким оборотом страдательного причастия:
Трава скошена;

• Кратким прилагательным:
Вечер тих;

наречием:
Ошибка была налицо;

именем числительным:
Дважды два — четыре;

местоимением:
Эта тетрадь моя;

• Синтаксически цельным словосочетанием:
Он сел в лужу.

VI. Работа с учебником.

После глагола-связки быть полное прилагательное и существительное могут стоять в именительном и творительном падеже. Например: 1. Самым потерянным и негодным человеком в городе был младший Маклаков. 2. Он был вечно угрюмый, точно постоянно сердился на что-то.

После глагола-связки стать/становиться прилагательное и существительное чаще всего стоят в творительном падеже. Например: Разговор становился тяжёлым.

После глаголов-связок являться, казаться, оказаться, называться полное прилагательное и существительное стоят в творительном падеже.

После глаголов-связок со значением движения (идти, возвращаться, приходить, и др.) полные прилагательные употребляются чаще всего в именительном падеже.

Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое.

VII. Закрепление знаний и умений.

1. Работа с учебником.

Выполнение упр. 115.

Прочитайте предложения, вставляя вместо точек окончания прилагательных. Найдите сказуемые, скажите, чем выражена именная часть.

Выполнение упр. 120.

Спишите предложения. Подчеркните сказуемые.

2. Работа по карточкам.

Подчеркните составное именное сказуемое.

1. Семья была большая, рабочая. 2. Воздух тих, прозрачен и свеж. 3. Июньский день выдался жарким. 4. Ночь была чёрная, непроглядная. 5. Вся земля вокруг была изрыта дымящимися воронками.6. Тени под деревьями стали ещё гуще.

VIII. Итоги урока.

IХ. Домашнее задание. Упр. 126, стр. 68.

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».

Скачать:

ВложениеРазмер
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.doc101.5 КБ
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.ppt82.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна

Тема урока: Составное именное сказуемое.

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.
  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов
  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

— Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».

-Ребята, какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными? ( ответы детей).(5 минут)

— Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.

2) За ночь намело сугробы выше окон.

3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.

4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2

— Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

(выполняют 2 минуты).

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)

— Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.

— Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)

— О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

— Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)

V. Определение темы урока. Слайд 6

— Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.

— Какую цель ставим к нашему уроку?

• познакомиться с составным именным сказуемым;

• знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).

VII. Объяснение новой темы.

— Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.

— Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:

1. Молодой человек весёлый. – на доске записано.

— Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем времени.

2. глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.

3. глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.

VIII. Физминутка. (1 минута)

Продолжение изучения темы.

— А чем выражается именная часть? Слайд 7

  1. Это был трудный путь.
  2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
  3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.
  4. Туфли мне впору.
  5. Правда светлее солнца.
  6. Да ты кто?
  7. На таком заводе два инженера – капля в море.

— Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.

— Самопроверка. Слайд 8

— Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)

— Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).

-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)

— Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)

Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.

IX. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа.

— Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.

Работа по карточке. Разноуровневые задания.

1. Младший вес. пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

2. Проверка задания. (2 минуты)

3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18) (5 минут)

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить слайд 11

Во 2-ом – начинают собираться.

Значит третий лишний какой? (В)

4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)

X. Рефлексия . А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)

-Какую оценку ставите себе за урок?

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/645538

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/10/29/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-8-klasse-po-teme-sostavnoe