Урок русского языка в 4 классе с использованием интерактивного оборудования «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов-н, -ск, -ист.»
Повторение знаний о прилагательном как о части речи.
Просмотр содержимого документа
«gruppovyie-zadaniya_1»
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
Дети находят 2 предложение 2-го абзаца.
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
Просмотр содержимого документа
«konspekt-uroka-po-russkomu-yazyiku_1»
Урок русского языка с использованием интерактивного оборудования
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.
Цель: закрепить знания учащихся о прилагательном как о части речи, познакомить с образованием прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-, уточнить значимость прилагательных в нашей речи.
повторение знаний о прилагательном как о части речи;
совершенствование навыков употребления прилагательных в речи;
совершенствование умения находить прилагательные среди других частей речи и правильно их употреблять;
ознакомление с суффиксальным способом образования прилагательных;
совершенствование умения графически правильно обозначать суффиксы прилагательных;
формирование умения безошибочного каллиграфически правильного письма;
развитие правильной устной и письменной речи учащихся;
воспитание самостоятельности, само- и взаимоконтроля, умения работать в парах и группах;
развитие памяти и концентрации внимания учащихся;
использование индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося (использование знаний основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного образовательного процесса);
воспитание патриотического отношения к Родине и её героям.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
повторение знаний учащихся о части речи «прилагательное»;
знакомство с суффиксальным способом образования прилагательных;
совершенствование навыка анализировать звучащую и письменную речь,
совершенствование опыта работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике).
Ориентация учащихся на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
использовать знаково — символические средства, в т.ч. схемы для решения учебных задач;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников;
Различать способ и результат действия;
Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Контролировать действия партнёра;
Использовать речь для регуляции своего действия.
Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики);
Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Организация образовательного пространства
Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. – М.: Московский учебник, 2007. ( Система Л.В. Занкова)
Мультимедийный проектор ( интерактивная доска)
Фотографии космонавтов (на стенде)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Работа в предложенном варианте конспекта урока предполагает знание учителем основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного подхода к обучению, деление класса на учебные группы по уровню сложности выполняемых ими заданий:
Группа 1 – группа для выполнения повышенного уровня сложности.
Группа 2 – группа для выполнения заданий средней степени сложности.
Группа 3 – группа для выполнения заданий пониженного уровня сложности.
Этап I . Самоопределение к деятельности (целеполагание)
актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
мотивация учащихся к изучению темы.
Ситуативные задания на актуализацию опорных знаний.
Задание 1 на актуализацию знаний
Форма работы: И, Ф
Учитель. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. В момент старта Гагарин произнёс свой позывной «Кедр» и свою знаменитую фразу: «Поехали!».
Этот день 12 апреля традиционно в России отмечают как День космонавтики.
На смарт- доске: презентация кадр №1
Сегодня наша страна отмечает очередную годовщину. Какую? Сколько лет прошло с момента первого полета человека в космос? (2014-1961=53 года)
Полёт проходил 108 минут. Переведите в более крупные единицы измерения.
— Летя сквозь звёздные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов, рождённых на Земле.
Но, от восторга цепенея
Перед небесной красотой,
Землянин жил одной мечтою:
Однажды породниться с ней.
Учитель. Какая рифма использована автором при написании стихотворения? (Перекрёстная, т.к. рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки)
Учитель предлагает детям записать число, «Классная работа», выполнить задание на чистописание и на повторение написания словарных слов.
Задание 2 на аккуратное написание букв и буквосочетаний
Форма работы: Ф, И
Учитель. Элементов в сегодняшнем чистописании будет на 1 больше, чем собак, побывавших в космосе. Сколько? (3)
Как звали этих собак? (Белка и Стрелка)
Чем интересны эти слова? (Могут быть именами собственными и нарицательными)
Отгадайте первый элемент. Это пятая буква в полном имени первой женщины-космонавта. (ВалеНтина Владимировна Терешкова — единственная женщина в мире, совершившая одиночный полёт.)
Назовите ещё имена женщин-космонавтов. (Светлана Евгеньевна Савицкая-первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос; Елена Владимировна Кондакова — первая женщина, совершившая длительный полёт).
Дети в тетрадях записывают: н.
Учитель. Молодцы! А теперь отгадайте второй элемент: первые две буквы в слове, обозначающем специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека или животного от внешней среды. Бывает водолазным, авиационным или космическим. В Древней Греции так называли хороших пловцов и ныряльщиков. (Скафандр, буквы ск.)
Дети в тетрадях записывают: ск.
Учитель. Отлично! Отгадываем последний элемент: название на английском языке космического корабля, на котором совершил орбитальный полёт Юрий Алексеевич Гагарин. («Восток-1» по- англ. East звучит как ист.)
Дети в тетрадях записывают: ист.
Учитель. Что вы записали? (Суффиксы, с помощью которых можно образовать прилагательные от основы существительных.)
Задание 3 «Космический словарь» на повторение написания словарных слов.
Форма работы: Ф, И
Учитель может зашифровать словарные слова транскрипцией или ребусами.
Вариант: учитель может заранее попросить детей познакомиться с биографией Ю.А.Гагарина и зашифровать словарь в ответы на вопросы.
Дети читают записанную на доске транскрипцию слова и записывают слово в столбик в тетрадь, обозначая имеющиеся в нём орфограммы.
Во время словарной работы учитель может дать индивидуальные задания сильным ученикам: поехали — разбор по составу, майор — фонетический разбор.
1 ученик вызывается к доске и записывает в столбик расшифрованные слова космического словаря.
Учитель. Где прошло детство Юрия Гагарина? (Детство Юрия Гагарина прошло в [д’ир’эвна] деревне Клушино.)
Дети в тетради записывают слово деревня.
На смарт-доске: презентация кадр №2
Учитель. Кем был по национальности Гагарин? (По национальности [руск’ий] русский.)
Дети записывают слово русский.
Учитель. Кем был дедушка Гагарина? (Его дедушка — [рабоч’ий] рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев.)
Дети записывают слово рабочий.
Учитель. Кем стал Юрий после окончания 1-ого военно-авиационного училища лётчиков имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне Оренбурге), которое окончил с отличием? (Космонавтом)
На доске записано транскрипция слова космонавт [касманафт], дети в тетради записывают его.
Учитель. В каком городе Гагарин проходил медосмотр и проверку психологами? (В [масква] Москве). В начале 1960 года специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.
Дети записывают в тетради слово Москва.
Учитель. Как назывался космический корабль, который стартовал 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур? ([васток] «Восток»)
Дети записывают слово восток.
На смарт- доске: презентация кадр №4
В момент старта Гагарин произнёс свой позывной «Кедр» и свою знаменитую фразу: «Поехали!». За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (стартовал в космос в звании старшего лейтенанта).
Учитель. Что получил Гагарин в качестве премиальных? (Первый космонавт получил от правительства 15 тыс. рублей, [машына] машину «Волга» (номер 78-78 МОД), четырёхкомнатную [кварт’ира] квартиру по месту службы с меблировкой и множество подарков.)
Дети в тетрадях записывают слова машина и квартира.
В тетрадях в столбик — получившийся ряд слов: деревня, русский, рабочий, космонавт, Москва, восток, машина, квартира.
Учитель. Какие орфограммы встретились в словах? Что общего у этих слов? (Все существительные.) Все согласны? На какие группы можно разделить все слова? (1.По частям речи — сущ., прил.; 2. Собственные и нарицательные; 3. по родам или склонениям). Молодцы, правильно!
Дети по заданию учителя разбирают по составу прилагательное русский.
Учитель читает предложения. Если дети согласны с утверждением, то поднимают руки; если нет, то приседают.
У меня есть брат.
Я родился осенью.
У меня длинные волосы.
Я люблю мороженое.
Мне нравится учиться.
Дети выполняют полученное задание.
Этап II . Учебно-познавательная деятельность
Цель: познакомить учащихся с понятием «Образование прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-».
Задание 1 на повторение изученного материала
Форма работы: И, Ф
На доске открывается схема:
С
вязь Значение Вопросы
Как изменяется? Член предложения Образование
-Что мы уже знаем о прилагательном?
Дети отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой.
-Про прилагательное мы уже знаем многое, но не всё. Посмотрите ещё раз на записанное чистописание и словарные слова. Как вы думаете, какое задание я вам дам? (Образовать прилагательные от основы существительных с помощью суффиксов, записанных в чистописании.) Как называется этот процесс? (Словообразование.) Что такое словообразование?
Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.
Задание 2 на ознакомление с новым материалом
Форма работы: И, Ф
Учитель. Образуйте (устно) от записанных слов прилагательные с помощью суффиксов –н-, -ск- или –ист-.
Дети выполняют задание учителя:
(В) восток – восточ-н-ый (к//ч)
Учитель. От каких слов не получилось образовать однокоренные?
Дети отвечают на вопрос учителя и выделяют основы.
Задание 3.Работа с учебником
Форма работы: И, Ф
Дети под руководством учителя выполняют задание учителя на базе текста упражнения №331.
Учитель. Откройте учебник по закладке (страница 26). Отчего зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании? (От рода, числа и падежа существительного.) Образуйте от записанных на доске существительных прилагательные с помощью записанных в чистописании суффиксов, учитывая указанный падеж. Укажите основы в однокоренных словах. Как можно проверить написание безударного окончания прилагательного? (По ударному окончанию вопроса.)
На доске: Удар- инструмент (какой?) ударный
Вода- пространство (какое?)…
Алтай- край (какой?) …
Город- хозяйство (какое?) …
Дети выполняют задание учителя.
Учитель просит детей открыть с.26 учебника и прочитать вопрос над правилом.
Дети читают вопрос в учебнике:
Что отличает основы прилагательных от основ однокоренных существительных? Выделите суффиксы.
Дети выполняют задание учителя.
Учитель. С какой темой урока мы познакомились сегодня? (Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ист- и –ск-.) Как образуются многие прилагательные?
Задание 4. Знакомство с правилом.
Форма работы: И, Ф
Дети знакомятся с правилом на стр. 26 учебника.
Задание 5. Знакомство с памяткой.
Форма работы: И, Ф
Учитель. Суффиксальный способ образования имён прилагательных является наиболее продуктивным в современном русском языке.
Учитель раздаёт детям памятки «Значение суффиксов прилагательных».
Дети под руководством учителя знакомятся с ней.
«Значение суффиксов имён прилагательных»
1.Суффикс –н- (-шн-) образует прилагательные со значением:
• признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
• подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные ) ( рваный, читаный, званый, драный).
2. Суффикс -ист- образует прилагательные со значением:
• похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
• обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
• имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).
при добавлении к основе существительного образует относительные прилагательные, способные развивать и качественные значения со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом ◆ автор → авторский ◆ царь → царский ◆ дама → дамский ◆ воин → воинский ◆ милиция → милицейский ◆ дама → дамский ◆ конь → конский ◆ май → майский ◆ брат → братский ◆ герой → геройский ◆ море → морской ◆ пионер → пионерский ◆ демократия → демократический ◆ представитель → представительский ◆ сосед → соседский (ср. соседний) ◆ человек → человеческий (ср. человечный)
при добавлении к основе существительного образует имена прилагательные от географических названий и названий наций со значением признаков лиц, предметов по отношению к тому, что названо производящим словом ◆ Россия → российский ◆ Полтава → полтавский ◆ Украина → украинский ◆ цыган → цыганский ◆ индус → индусский
Учитель заранее закачивает файл с физкультминуткой на компьютер и в момент её проведения выводит изображение на смарт — доску.
Дети выполняют предложенные движения.
Этап III . Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Образование прилагательных».
Задания на определение степени понимания изучаемой темы и совершенствование умения производить самопроверку.
Задание 1. Знакомство с текстом.
Форма работы: И, П
Учитель раздаёт детям листы с характеристикой Ю.А.Гагарина и просит детей в процессе чтения текста в 1-ом его абзаце отметить изученные на уроке суффиксы.
Хорошо читающий ученик читает:
Специальная группа специалистов Центрального военного научно- исследовательского авиационного госпиталя и психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:
Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.
Задание 2.Работа со словарём
Форма работы: И, Ф
Учитель. Какое слово в этом тексте вам незнакомо? (Превалирует.) Кто знает его смысл? Давайте прочитаем его значение в словаре.
Дети ищут предложенное слово в словаре Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова и читают его лексическое значение.
Задание 3. Работа с прилагательными.
Форма работы: И, П
Учитель. Обменяйтесь с соседом по парте листами с характеристикой Ю.А.Гагарина. Выполните взаимопроверку.
Дети выполняют предложенное им задание:
Этап IV . Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать интерес учащихся к выполнению заданий частично-поискового характера; научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Задание 1 на представление результата своей деятельности
Форма работы: Ф, И
Учитель делит класс на группы, каждый учащийся в зависимости от уровня возможностей получает карточку с заданием.
Учитель просит детей по имеющейся на карточке подсказке найти в листе с характеристикой предложение для выполнения синтаксического разбора.
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
Дети находят 2 предложение 2-го абзаца.
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
Дети выполняют предложенное учителем задание.
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
Дети выполняют задание учителя.
Учитель. Синтаксический разбор какого предложения нам предстоит выполнить? (Дети называют предложение: В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды.)
Учитель. В каком падеже стоит прилагательное в этом предложении на изученное правило? (В спортив-н-ых играх — в П.п.)
Вызванный к доске ученик записывает найденное предложение и производит его синтаксический разбор.
Этап V . Рефлексивная деятельность
Цель деятельности: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Учитель: Скажите, а для чего человек изучает космос? (Ответы детей)
Исследования в космосе Биологические (выращивают растения, проводят различные опыты); Медицинские (влияние космоса на организм человека); Технические (обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучают поверхность земли, сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые).
Космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах О местах в горах, где могут произойти снежные обвалы.
О штормах на морях Уточняют прогноз погоды
Учитель выводит изображение на смарт- доску:
( с 17-го по 20-й кадры презентации), рассказывая о важности исследований космоса для человека.
С какой новой темой мы сегодня познакомились?
Что узнал нового каждый из вас на этом уроке?
Что было трудным?
Я хочу пожелать вам космических успехов в вашей жизни и закончить урок словами Юрия Алексеевича Гагарина:
На смарт- доске: презентация кадр №4.
Домашнее задание: Чп, словарь, упр. 334, выучить правило на стр. 26 учебника.
Просмотр содержимого документа
«list-s-harakteristikoj-gagarina_1»
Группа специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя и психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:
Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.
Просмотр содержимого документа
«pamyatka_1»
«Значение суффиксов имён прилагательных»
1.Суффикс –н- (-шн-) образует прилагательные со значением:
• признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
• подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные ) ( рваный, читаный, званый, драный).
2. Суффикс -ист- образует прилагательные со значением:
• похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
• обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
• имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).
при добавлении к основе существительного образует имена прилагательные от географических названий и названий наций со значением признаков лиц, предметов по отношению к тому, что названо производящим словом ◆ Россия → российский ◆ Полтава → полтавский ◆ Украина → украинский ◆ цыган → цыганский ◆ индус → индусский
Просмотр содержимого документа
«raznourovnevyie-ndividualnyie-zadaniya_1»
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме:
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:
По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.
2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26
Прилагательные с суффиксом -ист-: примеры, правило, особенности правописания
Вокабулярный состав русского языка постоянно пополняется. Наравне с существительным за этот процесс отвечают и имена прилагательные. Огромную роль в нём играет морфологическое словообразование от разных частей речи: от существительного (злой, стеклянный, лисий), от глагола (терпеливый, говорливый, обманчивый), и от других прилагательных (серо-бежевый, кисло-соленый).
В сегодняшней статье мы рассмотрим способ образования прилагательных с суффиксом -ист-. Суффиксальный способ словообразования является не только самым популярным, но и самым эффективным.
Общие сведения
Примеры прилагательных с суффиксом -ист-:
дуплистый, мглистый, зернистый, пушистый, тенистый, плечистый, голосистый, серебристый, прерывистый, раскатистый, задиристый, студенистый, блондинистый и т.д.
Как можно заметить, в суффиксе -ист- может употребляться только гласная «и»: глинистый, раскатистый. Суффикса -ест- для имен прилагательных просто не существует.
Значения слов, образованных таким способом
Описываемая часть слова считается очень активной. В процессе словообразования получаются прилагательные с суффиксом -ист- и окончанием -ый/ая/ое/ые (в зависимости от рода и числа). Образованные новые слова получают несколько значений:
- Имеющий схожесть с чем-либо: серебристое (похожий на серебро), бархатистое (похожий на бархат), землистое (схожий с землей), йодистое (схожий с йодом), льдистое (схожий со льдом).
- Наличие чего-либо в большом количестве/качестве: тенистое (много тени), душистое (сильно пахнущее), голосистое (громкий голос).
- Склонный к чему-либо, имеющий определенную характеристику: задиристый (драчливый, любящий спорить с людьми), порывистое (когда говорим о ветре), тернистое (трудное, требующее немало усилий для преодоления).
Суффиксы -аст- и -ат-. Их практическая роль
Синонимами к -ист- являются другие суффиксы: -аст- и -ат-. В некоторых случаях однокоренные слова с суффиксом -ист- могут быть заменены прилагательными с -аст-. Например, блохастый и блошистый. «Блохастый» употребляется в современной речи гораздо чаще, чем блошистый, хоть и является сравнительно новым словом. В словарях Даля такого прилагательного нет, зато есть его однокоренной аналог.
Еще одним примером подобного замещения слова с суффиксом -ист- можно считать пару — «цветистый» и «цветастый». В семидесятых годах борцы за чистый русский язык стали резко высказываться против прилагательного «цветастый». Они не понимали смысла его употребления, ведь в языке существовало другое, более приятное на слух слово — «цветистый». И правда, это может показаться странным, но прилагательное «цветастый» также достаточно ново, а в словаре Даля оно вообще отсутствует. У понятия «цветистый», «цветистая» было указано несколько значений:
1. . ткань; ткань с узорами, ярких расцветок;
2. . луг, на котором много цветков и бабочек;
3. . язык; напыщенный, громкий, с яркими речевыми оборотами.
Сейчас слово «цветистый» звучит естественно только в значении «цветистый луг» и «цветистый язык». Словосочетание «цветистая ткань» уже не употребляется так часто, а большая часть русскоговорящих людей скажут вместо него «цветастая ткань». Нравится это кому-то, или нет, но суффикс -аст- в итоге смог вытеснить -ист-.
Неизменяемые буквы и звуки, стоящие перед суффиксом
Вернемся к первому примеру: блохастый-блошистый. Здесь мы можем рассмотреть прилагательные с суффиксом -ист- и правило, которое действует в данном случае. Какие же звуки (разговорная речь) и буквы (письменная речь) должны употребляться перед суффиксом?
Прилагательное «блохистый» не может считаться правильным. В таких случаях мы не можем употреблять [х] с данным суффиксом, когда работаем с прилагательными. Заметьте, что в существительных такое употребление является корректным — мазохист. Для имен прилагательных звук меняется с [х] на [ш].
Также примерами правильных сочетаний являются звуки (и буквы):
Изменяемые буквы и звуки
Следующие звуки/буквы, встречающиеся в конце существительных, при соединении с суффиксом чередуются:
- «х» меняется на «ш» (как в примерах выше): размах — размашистый, пух — пушистый, лопух — лопушистый, мох — мшистый;
- «г» переходит в «ж»: овраг — овражистый, творог — творожистый, порог — порожистый, снег — снежистый, дорога — дорожистый, коряга — коряжистый, вьюга — вьюжистый.
Суффикс -ист- может стоять после нескольких гласных: «е» (змеистый), «о» (слоистый), «у» (струистый). Эти гласные не могут сочетаться с суффиксами -аст- и -ат-, поэтому такой случай можно считать уникальным. Перед -ист- может употребляться и мягкий знак. В этом случае образуется два прилагательных: чутьистый и ручьистый.
Ударения
Интересным моментом является вопрос ударения в упомянутых выше прилагательных с суффиксом -ист-. Получается, что в них ударение может падать как на корень (ухабистый, хулиганистый), так и на сам суффикс (петлистый, мускулистый).
Давайте рассмотрим каждый случай повнимательнее:
- Ударение падает на суффикс в том случае, если в производном существительном оно стояло на первом слоге: бархат — бархатистые, голос — голосистые, камень — каменистые.
- В случае, если исходное существительное имеет ударение на втором слоге, то оно сохраняется на том же месте и в прилагательном: болото — болотистые, порода — породистые, погода — погодистые.
Возможно и небольшое отклонение от установленной нормы употребления ударения. В таком случае может действовать новое правило и прилагательные с суффиксом -ист- могут иметь двойное ударение.
Примерами могут служить: прилагательное «мускулистые», образованное от существительного «мускул» и «сахаристые», производное от слова «сахар». Во втором примере вариант с ударением на корне наиболее распространен в повседневной речи, однако случай с ударным суффиксом также допустим.
Образование качественных прилагательных
Суффикс -ист- может присоединяться и к именам собственным, в результате чего получаются качественные прилагательные. Мы практически не употребляем их в современной разговорной речи, однако такой способ действительно существует и встречается на страницах литературных текстов.
Качественные прилагательные, образованные подобным способом, являются частью общей парадигмы склонения имен прилагательных (окончания -ый и -ий) и описывают качество, свойственное тому или иному субъекту.
Так, прилагательные «иванистые» и «екатеринистые», произошедшие от «Ивана» и «Екатерины», являются указателями такого признака, который свойственен субъектам с этими именами:
Екатеринистые туфли — туфли определенного фасона и стиля, которые обычно носит Екатерина, они напоминают об обладателе данного имени, даже если такие туфли могут носить другие люди.
Практическое задание
Для закрепления пройденного материала образуйте прилагательное с помощью суффикса -ист- из существительных, указанных ниже. Выполнив практическое задание, вы можете свериться с нашими ответами, которые мы оставим в конце статьи.
Извилина, пора, отрывок, тень, надрыв, скала, раскат, ворс, ветвь, зелень, глина, кремень, волокно, бугор, пятно, тернии, шквал.
Надеемся, что мы помогли вам разобраться с прилагательными с суффиксом -ист- и правилами, касающимися их.
Ответы на задание: извилистый, пористый, отрывистый, тенистый, надрывистый, скалистый, раскатистый, ворсистый, ветвистый, зеленистый, глинистый, кремнистый, волокнистый, бугристый, пятнистый, тернистый, шквалистый.
Урок по русскому языку в 6-м классе «О суффиксах имен существительных»
Тема: О суффиксах имен существительных.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Цели урока:
— повторить и обобщить знания учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании;
— повторить знания учащихся о составе слова, его значимых частях;
— развитие связной речи учащихся;
— эстетическое развитие учащихся на основе художественного текста.
План урока:
- Организационный момент.
- Работа с текстом, обобщение и систематизация изученного материала о суффиксах имен существительных.
- Итог урока.
- Выставление отметок (с комментарием).
- Домашнее задание.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы должны с вами повторить все, что вы знаете о суффиксах имен существительных:
— о значении изученных суффиксов;
— о правилах их правописания;
— какую роль они играют в словообразовании новых слов.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тема урока
О суффиксах имен существительных (запись на доске).
Урок у нас сегодня необычный. Мы с вами будем работать с одним текстом, который поможет нам вспомнить все, что мы знаем о суффиксах имен существительных.
Приготовьте карандаши, возьмите на краю стола листочки и внимательно посмотрите, что на них написано.
Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!
В самом центре расположился сказочный городок. Разноцветные дом…ки совсем как настоящие. Окошки с резными ставенками раскрыты, на каждом подоконн. ке стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Эти малюсенькие горожане в пестрых костюмчиках все разные! Здесь и красав. ц извоз…ик, и важный фонар. ик со своим помощн…ком и пузатый пекарь с корзинкой на плече. На отдельном стол. ке разместился целый зоопарк. М…дв…жата и л…сица играют в мяч. к, зайч. нок бь/ъет в б…р…бан, мыш…нок спрятался в норк…, птички с яркими пер. шками взмахивают крыл. шками. Все зверюшки веселые и забавные, и даже серый волчище совсем не страшный.
«Дом Игрушки» — это целый мир, в котором живут крас…та и радость. Здесь никогда не бывает скучно.
— Ребята, перед вами текст? Или набор предложений? Докажите.
Это текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
— О чем этот текст? Какова его основная мысль?
Основная мысль этого текста – описание игрушечного домика и его обитателей.
— Озаглавьте текст.
Дом игрушки.
— Запишем название. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.
Дом игрушки.
— Найдите в этом предложении существительное, которое образовано суффиксальным способом. Докажите это, проведя его словообразовательный разбор.
игра +-ушк- (суффиксальный).
Итак, слово игрушка образовано с помощью суффикса –ушк-.
— Какое значение имеет этот суффикс?
Уменьшительно – ласкательное.
— Приведите примеры других имен существительных, образованных с помощью суффикса –ушк-.
Скворушка, избушка.
Действительно, все имена существительные, которые вы назвали, имеют уменьшительно-ласкательное значение. Оттенок этого значения придает суффикс –ушк-.
Ребята, в русском языке есть «говорящие суффиксы». Посмотрите внимательно на таблицу. О чем нам говорят эти суффиксы (работа с таблицей).(Приложение №1).
Снова вернемся к тексту. Внимательно прочитайте текст про себя и найдите 3 слова с суффиксом –ик-.
Столик, мячик, домик.
— Докажем, что это имена существительные и выполним морфемный разбор данных слов.
Домик –это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Столик–это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Мячик–это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
— Почему в этих словах в суффиксе пишется буква и ?
В суффиксе пишется буква и, потому что при изменении слова по падежам этот гласный остается на месте: домики – домиков; столик – столиков; мячик – мячиков.
Приведите пример имен существительных с суффиксом –ек- и объясните правило его написания.
Замочек – замочка (Р.п.) При изменении данного слова в Р.п. исчезает гласный е.
— Как называется этот гласный?
Беглый.
Итак, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек- и –ик-, надо просклонять эти существительные.Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.
Прокомментируйте орфограмму написания букв ч и щ в суффиксах –чик-(-щик-), используя таблицу.( Приложение № 2). Словообразовательная основа оканчивается на д-т, з-с, ж поэтому пишется суффикс –чик-, в остальных случаях пишется суффикс –щик-.
Найдите в тексте 2 слова на эту орфограмму.
— Докажите, что это имена существительные.
Фонарщик–это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
Извозчик — это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
— Выполним морфемный разбор
Найдите 2 слова с суффиксом –онок-
Мышонок, зайчонок
— Докажите, что это имена существительные.
Мышонок — это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
Зайчонок- это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
— Выполним морфемный разбор
мышонок, зайчонок (ч//ц )
— Почему в суффиксах слов мышонок, зайчонок пишется гласный о, а в суффиксах слов лисенок, олененок-е.
После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется о, в остальных случаях – ё.
— Ребята, найдите в тексте предложение с этими словами. Один ученик у доски , а остальные в своих листочках должны вставить пропущенные орфограммы и графически их объяснить.
-Обратите внимание, в этом предложении много запятых, почему?
Это сложное предложение.
— Из скольких простых оно состоит? Докажите, подчеркнув грамматические основы.
Построим схему данного предложения.
Итак, это сложное предложение, состоящее из 4-х простых. На доске ученик выписывает слово медвежата. Произведите морфемный разбор этого слова.
Мы провели морфемный разбор слова.
— Вспомните, как называется разбор слова по составу с точки зрения истории языка?
Наука, которая занимается изучением истории языка, называется этимологией.
— Так как называется разбор слова с точки зрения истории языка?
Этимологический разбор слова.
А совсем недавно работали с древним словом ведать, где корень – вед —
Запишем слово медведь и проведем его морфемный разбор с точки зрения современного русского языка.
медведь
Снова запишем слово медведь и произведем этимологический разбор, то есть с точки зрения истории языка.
медведь
— Как вы думаете, почему это животное называют медведем, что он ведает, знает, любит?
Поэтому, с точки зрения этимологии мы можем проверить безударную гласную словом мёд.
Возьмите снова текст. Обратите внимание, что в этом тексте автор употребляет много слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
— Какие это слова?
— С какой целью он использует эти слова?
Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам автор создает игрушечный мир, в котором живут красота и радость.
Итак, сегодня на уроке мы убедились, что «говорящие» суффиксы обладают экспрессивно-эмоциональным воздействием.
Представьте, что вы сказочники и пишете сказку о каком-то маленьком лесном жителе.
Ученик идет к доске.
Перевернем листочки. Перед вами текст. Мы должны по опорным словам сочинить сказку. Вместо суффикса поставьте подходящее по смыслу слово. При этом помните, что суффикс выделен, а окончание нет.
Жил-был —— ёнок. Его очень любили в семье, особенно —-ёнки и —-ишки. Однажды этот бесстрашный —-ишка отправился в темный -претемный —-ок. Долго шёл он, встречая по —-ке много разных смешных —-юшек. Как вдруг страшный —-ище вырос на его пути.
Задрожал —ёнок, испугался. Но в это время навстречу вышел —-ник с ружьем. Только и видели злого —-ару! Сбежал, —-ник. А —-ёнок побежал домой к маме —-це, помахивая радостно —-иком.
Итак, сегодня на уроке мы повторили правописание эмоционально-окрашенных суффиксов имен существительных, выполнили несколько языковых разборов: синтаксический (работали над предложением), словообразовательный, морфемный и выполнили очень интересный и важный для правильного правописания слов этимологический анализ, показали, как вы хорошо умеете работать с авторским текстом и порадовали нас своим творчеством. Ваши сказки удались на славу. Молодцы!
Отметки с комментарием.
Домашнее задание.
Продолжите сказку. Напишите, что главный герой рассказал маме о своем приключении, используя предложения с прямой речью.
http://fb.ru/article/328335/prilagatelnyie-s-suffiksom—ist—primeryi-pravilo-osobennosti-pravopisaniya
http://urok.1sept.ru/articles/513536