В каком классе проходят суффикс ист

Урок русского языка в 4 классе с использованием интерактивного оборудования «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов-н, -ск, -ист.»

Повторение знаний о прилагательном как о части речи.

Просмотр содержимого документа
«gruppovyie-zadaniya_1»

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

Дети находят 2 предложение 2-го абзаца.

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

Просмотр содержимого документа
«konspekt-uroka-po-russkomu-yazyiku_1»

Урок русского языка с использованием интерактивного оборудования

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.

Цель: закрепить знания учащихся о прилагательном как о части речи, познакомить с образованием прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-, уточнить значимость прилагательных в нашей речи.

повторение знаний о прилагательном как о части речи;

совершенствование навыков употребления прилагательных в речи;

совершенствование умения находить прилагательные среди других частей речи и правильно их употреблять;

ознакомление с суффиксальным способом образования прилагательных;

совершенствование умения графически правильно обозначать суффиксы прилагательных;

формирование умения безошибочного каллиграфически правильного письма;

развитие правильной устной и письменной речи учащихся;

воспитание самостоятельности, само- и взаимоконтроля, умения работать в парах и группах;

развитие памяти и концентрации внимания учащихся;

использование индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося (использование знаний основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного образовательного процесса);

воспитание патриотического отношения к Родине и её героям.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

повторение знаний учащихся о части речи «прилагательное»;

знакомство с суффиксальным способом образования прилагательных;

совершенствование навыка анализировать звучащую и письменную речь,

совершенствование опыта работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике).

Ориентация учащихся на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

использовать знаково — символические средства, в т.ч. схемы для решения учебных задач;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников;

Различать способ и результат действия;

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

Контролировать действия партнёра;

Использовать речь для регуляции своего действия.

Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;

Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики);

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Организация образовательного пространства

Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. – М.: Московский учебник, 2007. ( Система Л.В. Занкова)

Мультимедийный проектор ( интерактивная доска)

Фотографии космонавтов (на стенде)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Работа в предложенном варианте конспекта урока предполагает знание учителем основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного подхода к обучению, деление класса на учебные группы по уровню сложности выполняемых ими заданий:

Группа 1 – группа для выполнения повышенного уровня сложности.

Группа 2 – группа для выполнения заданий средней степени сложности.

Группа 3 – группа для выполнения заданий пониженного уровня сложности.

Этап I . Самоопределение к деятельности (целеполагание)

актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;

мотивация учащихся к изучению темы.

Ситуативные задания на актуализацию опорных знаний.

Задание 1 на актуализацию знаний

Форма работы: И, Ф

Учитель. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. В момент старта Гагарин произнёс свой позывной «Кедр» и свою знаменитую фразу: «Поехали!».

Этот день 12 апреля традиционно в России отмечают как День космонавтики.

На смарт- доске: презентация кадр №1

Сегодня наша страна отмечает очередную годовщину. Какую? Сколько лет прошло с момента первого полета человека в космос? (2014-1961=53 года)

Полёт проходил 108 минут. Переведите в более крупные единицы измерения.

— Летя сквозь звёздные метели

Из века в век в бездонной мгле,

Земля качала в колыбели

Сынов, рождённых на Земле.

Но, от восторга цепенея

Перед небесной красотой,

Землянин жил одной мечтою:

Однажды породниться с ней.

Учитель. Какая рифма использована автором при написании стихотворения? (Перекрёстная, т.к. рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки)

Учитель предлагает детям записать число, «Классная работа», выполнить задание на чистописание и на повторение написания словарных слов.

Задание 2 на аккуратное написание букв и буквосочетаний

Форма работы: Ф, И

Учитель. Элементов в сегодняшнем чистописании будет на 1 больше, чем собак, побывавших в космосе. Сколько? (3)

Как звали этих собак? (Белка и Стрелка)

Чем интересны эти слова? (Могут быть именами собственными и нарицательными)

Отгадайте первый элемент. Это пятая буква в полном имени первой женщины-космонавта. (ВалеНтина Владимировна Терешкова — единственная женщина в мире, совершившая одиночный полёт.)

Назовите ещё имена женщин-космонавтов. (Светлана Евгеньевна Савицкая-первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос; Елена Владимировна Кондакова — первая женщина, совершившая длительный полёт).

Дети в тетрадях записывают: н.

Учитель. Молодцы! А теперь отгадайте второй элемент: первые две буквы в слове, обозначающем специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека или животного от внешней среды. Бывает водолазным, авиационным или космическим. В Древней Греции так называли хороших пловцов и ныряльщиков. (Скафандр, буквы ск.)

Дети в тетрадях записывают: ск.

Учитель. Отлично! Отгадываем последний элемент: название на английском языке космического корабля, на котором совершил орбитальный полёт Юрий Алексеевич Гагарин. («Восток-1» по- англ. East звучит как ист.)

Дети в тетрадях записывают: ист.

Учитель. Что вы записали? (Суффиксы, с помощью которых можно образовать прилагательные от основы существительных.)

Задание 3 «Космический словарь» на повторение написания словарных слов.

Форма работы: Ф, И

Учитель может зашифровать словарные слова транскрипцией или ребусами.

Вариант: учитель может заранее попросить детей познакомиться с биографией Ю.А.Гагарина и зашифровать словарь в ответы на вопросы.

Дети читают записанную на доске транскрипцию слова и записывают слово в столбик в тетрадь, обозначая имеющиеся в нём орфограммы.

Во время словарной работы учитель может дать индивидуальные задания сильным ученикам: поехали — разбор по составу, майор — фонетический разбор.

1 ученик вызывается к доске и записывает в столбик расшифрованные слова космического словаря.

Учитель. Где прошло детство Юрия Гагарина? (Детство Юрия Гагарина прошло в [д’ир’эвна] деревне Клушино.)

Дети в тетради записывают слово деревня.

На смарт-доске: презентация кадр №2

Учитель. Кем был по национальности Гагарин? (По национальности [руск’ий] русский.)

Дети записывают слово русский.

Учитель. Кем был дедушка Гагарина? (Его дедушка — [рабоч’ий] рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев.)

Дети записывают слово рабочий.

Учитель. Кем стал Юрий после окончания 1-ого военно-авиационного училища лётчиков имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне Оренбурге), которое окончил с отличием? (Космонавтом)

На доске записано транскрипция слова космонавт [касманафт], дети в тетради записывают его.

Учитель. В каком городе Гагарин проходил медосмотр и проверку психологами? (В [масква] Москве). В начале 1960 года специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.

Дети записывают в тетради слово Москва.

Учитель. Как назывался космический корабль, который стартовал 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур? ([васток] «Восток»)

Дети записывают слово восток.

На смарт- доске: презентация кадр №4

В момент старта Гагарин произнёс свой позывной «Кедр» и свою знаменитую фразу: «Поехали!». За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (стартовал в космос в звании старшего лейтенанта).

Учитель. Что получил Гагарин в качестве премиальных? (Первый космонавт получил от правительства 15 тыс. рублей, [машына] машину «Волга» (номер 78-78 МОД), четырёхкомнатную [кварт’ира] квартиру по месту службы с меблировкой и множество подарков.)

Дети в тетрадях записывают слова машина и квартира.

В тетрадях в столбик — получившийся ряд слов: деревня, русский, рабочий, космонавт, Москва, восток, машина, квартира.

Учитель. Какие орфограммы встретились в словах? Что общего у этих слов? (Все существительные.) Все согласны? На какие группы можно разделить все слова? (1.По частям речи — сущ., прил.; 2. Собственные и нарицательные; 3. по родам или склонениям). Молодцы, правильно!

Дети по заданию учителя разбирают по составу прилагательное русский.

Учитель читает предложения. Если дети согласны с утверждением, то поднимают руки; если нет, то приседают.

У меня есть брат.

Я родился осенью.

У меня длинные волосы.

Я люблю мороженое.

Мне нравится учиться.

Дети выполняют полученное задание.

Этап II . Учебно-познавательная деятельность

Цель: познакомить учащихся с понятием «Образование прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-».

Задание 1 на повторение изученного материала

Форма работы: И, Ф

На доске открывается схема:

С вязь Значение Вопросы

Как изменяется? Член предложения Образование

-Что мы уже знаем о прилагательном?

Дети отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой.

-Про прилагательное мы уже знаем многое, но не всё. Посмотрите ещё раз на записанное чистописание и словарные слова. Как вы думаете, какое задание я вам дам? (Образовать прилагательные от основы существительных с помощью суффиксов, записанных в чистописании.) Как называется этот процесс? (Словообразование.) Что такое словообразование?

Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.

Задание 2 на ознакомление с новым материалом

Форма работы: И, Ф

Учитель. Образуйте (устно) от записанных слов прилагательные с помощью суффиксов –н-, -ск- или –ист-.

Дети выполняют задание учителя:

(В) восток – восточ-н-ый (к//ч)

Учитель. От каких слов не получилось образовать однокоренные?

Дети отвечают на вопрос учителя и выделяют основы.

Задание 3.Работа с учебником

Форма работы: И, Ф

Дети под руководством учителя выполняют задание учителя на базе текста упражнения №331.

Учитель. Откройте учебник по закладке (страница 26). Отчего зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании? (От рода, числа и падежа существительного.) Образуйте от записанных на доске существительных прилагательные с помощью записанных в чистописании суффиксов, учитывая указанный падеж. Укажите основы в однокоренных словах. Как можно проверить написание безударного окончания прилагательного? (По ударному окончанию вопроса.)

На доске: Удар- инструмент (какой?) ударный

Вода- пространство (какое?)…

Алтай- край (какой?) …

Город- хозяйство (какое?) …

Дети выполняют задание учителя.

Учитель просит детей открыть с.26 учебника и прочитать вопрос над правилом.

Дети читают вопрос в учебнике:

Что отличает основы прилагательных от основ однокоренных существительных? Выделите суффиксы.

Дети выполняют задание учителя.

Учитель. С какой темой урока мы познакомились сегодня? (Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ист- и –ск-.) Как образуются многие прилагательные?

Задание 4. Знакомство с правилом.

Форма работы: И, Ф

Дети знакомятся с правилом на стр. 26 учебника.

Задание 5. Знакомство с памяткой.

Форма работы: И, Ф

Учитель. Суффиксальный способ образования имён прилагательных является наиболее продуктивным в современном русском языке.

Учитель раздаёт детям памятки «Значение суффиксов прилагательных».

Дети под руководством учителя знакомятся с ней.

«Значение суффиксов имён прилагательных»

1.Суффикс –н- (-шн-) образует прилагательные со значением:

• признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);

• подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные ) ( рваный, читаный, званый, драный).

2. Суффикс -ист- образует прилагательные со значением:

• похожий на что-то (серебристый, бархатистый);

• обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);

• имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).

при добавлении к основе существительного образует относительные прилагательные, способные развивать и качественные значения со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом ◆ автор → авторский ◆ царь → царский ◆ дама → дамский ◆ воин → воинский ◆ милиция → милицейский ◆ дама → дамский ◆ конь → конский ◆ май → майский ◆ брат → братский ◆ герой → геройский ◆ море → морской ◆ пионер → пионерский ◆ демократия → демократический ◆ представитель → представительский ◆ сосед → соседский (ср. соседний) ◆ человек → человеческий (ср. человечный)

при добавлении к основе существительного образует имена прилагательные от географических названий и названий наций со значением признаков лиц, предметов по отношению к тому, что названо производящим словом ◆ Россия → российский ◆ Полтава → полтавский ◆ Украина → украинский ◆ цыган → цыганский ◆ индус → индусский

Учитель заранее закачивает файл с физкультминуткой на компьютер и в момент её проведения выводит изображение на смарт — доску.

Дети выполняют предложенные движения.

Этап III . Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Образование прилагательных».

Задания на определение степени понимания изучаемой темы и совершенствование умения производить самопроверку.

Задание 1. Знакомство с текстом.

Форма работы: И, П

Учитель раздаёт детям листы с характеристикой Ю.А.Гагарина и просит детей в процессе чтения текста в 1-ом его абзаце отметить изученные на уроке суффиксы.

Хорошо читающий ученик читает:

Специальная группа специалистов Центрального военного научно- исследовательского авиационного госпиталя и психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:

Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.

Задание 2.Работа со словарём

Форма работы: И, Ф

Учитель. Какое слово в этом тексте вам незнакомо? (Превалирует.) Кто знает его смысл? Давайте прочитаем его значение в словаре.

Дети ищут предложенное слово в словаре Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова и читают его лексическое значение.

Задание 3. Работа с прилагательными.

Форма работы: И, П

Учитель. Обменяйтесь с соседом по парте листами с характеристикой Ю.А.Гагарина. Выполните взаимопроверку.

Дети выполняют предложенное им задание:

Этап IV . Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес учащихся к выполнению заданий частично-поискового характера; научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Задание 1 на представление результата своей деятельности

Форма работы: Ф, И

Учитель делит класс на группы, каждый учащийся в зависимости от уровня возможностей получает карточку с заданием.

Учитель просит детей по имеющейся на карточке подсказке найти в листе с характеристикой предложение для выполнения синтаксического разбора.

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

Дети находят 2 предложение 2-го абзаца.

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

Дети выполняют предложенное учителем задание.

1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

Дети выполняют задание учителя.

Учитель. Синтаксический разбор какого предложения нам предстоит выполнить? (Дети называют предложение: В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды.)

Учитель. В каком падеже стоит прилагательное в этом предложении на изученное правило? (В спортив-н-ых играх — в П.п.)

Вызванный к доске ученик записывает найденное предложение и производит его синтаксический разбор.

Этап V . Рефлексивная деятельность

Цель деятельности: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Учитель: Скажите, а для чего человек изучает космос? (Ответы детей)

Исследования в космосе Биологические (выращивают растения, проводят различные опыты); Медицинские (влияние космоса на организм человека); Технические (обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучают поверхность земли, сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые).

Космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах О местах в горах, где могут произойти снежные обвалы.

О штормах на морях Уточняют прогноз погоды

Учитель выводит изображение на смарт- доску:

( с 17-го по 20-й кадры презентации), рассказывая о важности исследований космоса для человека.

С какой новой темой мы сегодня познакомились?

Что узнал нового каждый из вас на этом уроке?

Что было трудным?

Я хочу пожелать вам космических успехов в вашей жизни и закончить урок словами Юрия Алексеевича Гагарина:

На смарт- доске: презентация кадр №4.

Домашнее задание: Чп, словарь, упр. 334, выучить правило на стр. 26 учебника.

Просмотр содержимого документа
«list-s-harakteristikoj-gagarina_1»

Группа специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя и психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:

Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.

Просмотр содержимого документа
«pamyatka_1»

«Значение суффиксов имён прилагательных»

1.Суффикс –н- (-шн-) образует прилагательные со значением:

• признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);

• подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные ) ( рваный, читаный, званый, драный).

2. Суффикс -ист- образует прилагательные со значением:

• похожий на что-то (серебристый, бархатистый);

• обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);

• имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).

при добавлении к основе существительного образует имена прилагательные от географических названий и названий наций со значением признаков лиц, предметов по отношению к тому, что названо производящим словом Россия → российский Полтава → полтавский Украина → украинский цыган → цыганский индус → индусский

Просмотр содержимого документа
«raznourovnevyie-ndividualnyie-zadaniya_1»

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме:

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите предложение по его схеме и характеристике:

По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца.

2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26

Прилагательные с суффиксом -ист-: примеры, правило, особенности правописания

Вокабулярный состав русского языка постоянно пополняется. Наравне с существительным за этот процесс отвечают и имена прилагательные. Огромную роль в нём играет морфологическое словообразование от разных частей речи: от существительного (злой, стеклянный, лисий), от глагола (терпеливый, говорливый, обманчивый), и от других прилагательных (серо-бежевый, кисло-соленый).

В сегодняшней статье мы рассмотрим способ образования прилагательных с суффиксом -ист-. Суффиксальный способ словообразования является не только самым популярным, но и самым эффективным.

Общие сведения

Примеры прилагательных с суффиксом -ист-:

дуплистый, мглистый, зернистый, пушистый, тенистый, плечистый, голосистый, серебристый, прерывистый, раскатистый, задиристый, студенистый, блондинистый и т.д.

Как можно заметить, в суффиксе -ист- может употребляться только гласная «и»: глинистый, раскатистый. Суффикса -ест- для имен прилагательных просто не существует.

Значения слов, образованных таким способом

Описываемая часть слова считается очень активной. В процессе словообразования получаются прилагательные с суффиксом -ист- и окончанием -ый/ая/ое/ые (в зависимости от рода и числа). Образованные новые слова получают несколько значений:

  1. Имеющий схожесть с чем-либо: серебристое (похожий на серебро), бархатистое (похожий на бархат), землистое (схожий с землей), йодистое (схожий с йодом), льдистое (схожий со льдом).
  2. Наличие чего-либо в большом количестве/качестве: тенистое (много тени), душистое (сильно пахнущее), голосистое (громкий голос).
  3. Склонный к чему-либо, имеющий определенную характеристику: задиристый (драчливый, любящий спорить с людьми), порывистое (когда говорим о ветре), тернистое (трудное, требующее немало усилий для преодоления).

Суффиксы -аст- и -ат-. Их практическая роль

Синонимами к -ист- являются другие суффиксы: -аст- и -ат-. В некоторых случаях однокоренные слова с суффиксом -ист- могут быть заменены прилагательными с -аст-. Например, блохастый и блошистый. «Блохастый» употребляется в современной речи гораздо чаще, чем блошистый, хоть и является сравнительно новым словом. В словарях Даля такого прилагательного нет, зато есть его однокоренной аналог.

Еще одним примером подобного замещения слова с суффиксом -ист- можно считать пару — «цветистый» и «цветастый». В семидесятых годах борцы за чистый русский язык стали резко высказываться против прилагательного «цветастый». Они не понимали смысла его употребления, ведь в языке существовало другое, более приятное на слух слово — «цветистый». И правда, это может показаться странным, но прилагательное «цветастый» также достаточно ново, а в словаре Даля оно вообще отсутствует. У понятия «цветистый», «цветистая» было указано несколько значений:

1. . ткань; ткань с узорами, ярких расцветок;

2. . луг, на котором много цветков и бабочек;

3. . язык; напыщенный, громкий, с яркими речевыми оборотами.

Сейчас слово «цветистый» звучит естественно только в значении «цветистый луг» и «цветистый язык». Словосочетание «цветистая ткань» уже не употребляется так часто, а большая часть русскоговорящих людей скажут вместо него «цветастая ткань». Нравится это кому-то, или нет, но суффикс -аст- в итоге смог вытеснить -ист-.

Неизменяемые буквы и звуки, стоящие перед суффиксом

Вернемся к первому примеру: блохастый-блошистый. Здесь мы можем рассмотреть прилагательные с суффиксом -ист- и правило, которое действует в данном случае. Какие же звуки (разговорная речь) и буквы (письменная речь) должны употребляться перед суффиксом?

Прилагательное «блохистый» не может считаться правильным. В таких случаях мы не можем употреблять [х] с данным суффиксом, когда работаем с прилагательными. Заметьте, что в существительных такое употребление является корректным — мазохист. Для имен прилагательных звук меняется с [х] на [ш].

Также примерами правильных сочетаний являются звуки (и буквы):

Изменяемые буквы и звуки

Следующие звуки/буквы, встречающиеся в конце существительных, при соединении с суффиксом чередуются:

  • «х» меняется на «ш» (как в примерах выше): размах — размашистый, пух — пушистый, лопух — лопушистый, мох — мшистый;
  • «г» переходит в «ж»: овраг — овражистый, творог — творожистый, порог — порожистый, снег — снежистый, дорога — дорожистый, коряга — коряжистый, вьюга — вьюжистый.

Суффикс -ист- может стоять после нескольких гласных: «е» (змеистый), «о» (слоистый), «у» (струистый). Эти гласные не могут сочетаться с суффиксами -аст- и -ат-, поэтому такой случай можно считать уникальным. Перед -ист- может употребляться и мягкий знак. В этом случае образуется два прилагательных: чутьистый и ручьистый.

Ударения

Интересным моментом является вопрос ударения в упомянутых выше прилагательных с суффиксом -ист-. Получается, что в них ударение может падать как на корень (ухабистый, хулиганистый), так и на сам суффикс (петлистый, мускулистый).

Давайте рассмотрим каждый случай повнимательнее:

  • Ударение падает на суффикс в том случае, если в производном существительном оно стояло на первом слоге: бархат — бархатистые, голос — голосистые, камень — каменистые.
  • В случае, если исходное существительное имеет ударение на втором слоге, то оно сохраняется на том же месте и в прилагательном: болото — болотистые, порода — породистые, погода — погодистые.

Возможно и небольшое отклонение от установленной нормы употребления ударения. В таком случае может действовать новое правило и прилагательные с суффиксом -ист- могут иметь двойное ударение.

Примерами могут служить: прилагательное «мускулистые», образованное от существительного «мускул» и «сахаристые», производное от слова «сахар». Во втором примере вариант с ударением на корне наиболее распространен в повседневной речи, однако случай с ударным суффиксом также допустим.

Образование качественных прилагательных

Суффикс -ист- может присоединяться и к именам собственным, в результате чего получаются качественные прилагательные. Мы практически не употребляем их в современной разговорной речи, однако такой способ действительно существует и встречается на страницах литературных текстов.

Качественные прилагательные, образованные подобным способом, являются частью общей парадигмы склонения имен прилагательных (окончания -ый и -ий) и описывают качество, свойственное тому или иному субъекту.

Так, прилагательные «иванистые» и «екатеринистые», произошедшие от «Ивана» и «Екатерины», являются указателями такого признака, который свойственен субъектам с этими именами:

Екатеринистые туфли — туфли определенного фасона и стиля, которые обычно носит Екатерина, они напоминают об обладателе данного имени, даже если такие туфли могут носить другие люди.

Практическое задание

Для закрепления пройденного материала образуйте прилагательное с помощью суффикса -ист- из существительных, указанных ниже. Выполнив практическое задание, вы можете свериться с нашими ответами, которые мы оставим в конце статьи.

Извилина, пора, отрывок, тень, надрыв, скала, раскат, ворс, ветвь, зелень, глина, кремень, волокно, бугор, пятно, тернии, шквал.

Надеемся, что мы помогли вам разобраться с прилагательными с суффиксом -ист- и правилами, касающимися их.

Ответы на задание: извилистый, пористый, отрывистый, тенистый, надрывистый, скалистый, раскатистый, ворсистый, ветвистый, зеленистый, глинистый, кремнистый, волокнистый, бугристый, пятнистый, тернистый, шквалистый.

Урок по русскому языку в 6-м классе «О суффиксах имен существительных»

Тема: О суффиксах имен существительных.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Цели урока:

— повторить и обобщить знания учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании;
— повторить знания учащихся о составе слова, его значимых частях;
— развитие связной речи учащихся;
— эстетическое развитие учащихся на основе художественного текста.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с текстом, обобщение и систематизация изученного материала о суффиксах имен существительных.
  3. Итог урока.
  4. Выставление отметок (с комментарием).
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы должны с вами повторить все, что вы знаете о суффиксах имен существительных:

— о значении изученных суффиксов;
— о правилах их правописания;
— какую роль они играют в словообразовании новых слов.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тема урока

О суффиксах имен существительных (запись на доске).

Урок у нас сегодня необычный. Мы с вами будем работать с одним текстом, который поможет нам вспомнить все, что мы знаем о суффиксах имен существительных.
Приготовьте карандаши, возьмите на краю стола листочки и внимательно посмотрите, что на них написано.

Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!
В самом центре расположился сказочный городок. Разноцветные дом…ки совсем как настоящие. Окошки с резными ставенками раскрыты, на каждом подоконн. ке стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Эти малюсенькие горожане в пестрых костюмчиках все разные! Здесь и красав. ц извоз…ик, и важный фонар. ик со своим помощн…ком и пузатый пекарь с корзинкой на плече. На отдельном стол. ке разместился целый зоопарк. М…дв…жата и л…сица играют в мяч. к, зайч. нок бь/ъет в б…р…бан, мыш…нок спрятался в норк…, птички с яркими пер. шками взмахивают крыл. шками. Все зверюшки веселые и забавные, и даже серый волчище совсем не страшный.
«Дом Игрушки» — это целый мир, в котором живут крас…та и радость. Здесь никогда не бывает скучно.

— Ребята, перед вами текст? Или набор предложений? Докажите.
Это текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
— О чем этот текст? Какова его основная мысль?
Основная мысль этого текста – описание игрушечного домика и его обитателей.
— Озаглавьте текст.
Дом игрушки.
— Запишем название. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Дом игрушки.

— Найдите в этом предложении существительное, которое образовано суффиксальным способом. Докажите это, проведя его словообразовательный разбор.

игра +-ушк- (суффиксальный).

Итак, слово игрушка образовано с помощью суффикса –ушк-.
— Какое значение имеет этот суффикс?
Уменьшительно – ласкательное.

— Приведите примеры других имен существительных, образованных с помощью суффикса –ушк-.
Скворушка, избушка.

Действительно, все имена существительные, которые вы назвали, имеют уменьшительно-ласкательное значение. Оттенок этого значения придает суффикс –ушк-.

Ребята, в русском языке есть «говорящие суффиксы». Посмотрите внимательно на таблицу. О чем нам говорят эти суффиксы (работа с таблицей).(Приложение №1).

Снова вернемся к тексту. Внимательно прочитайте текст про себя и найдите 3 слова с суффиксом –ик-.
Столик, мячик, домик.

— Докажем, что это имена существительные и выполним морфемный разбор данных слов.

Домик –это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

Столик–это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

Мячик–это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

— Почему в этих словах в суффиксе пишется буква и ?

В суффиксе пишется буква и, потому что при изменении слова по падежам этот гласный остается на месте: домики – домиков; столик – столиков; мячик – мячиков.

Приведите пример имен существительных с суффиксом –ек- и объясните правило его написания.

Замочек – замочка (Р.п.) При изменении данного слова в Р.п. исчезает гласный е.
— Как называется этот гласный?
Беглый.

Итак, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек- и –ик-, надо просклонять эти существительные.Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.
Прокомментируйте орфограмму написания букв ч и щ в суффиксах –чик-(-щик-), используя таблицу.( Приложение № 2). Словообразовательная основа оканчивается на д-т, з-с, ж поэтому пишется суффикс –чик-, в остальных случаях пишется суффикс –щик-.

Найдите в тексте 2 слова на эту орфограмму.

— Докажите, что это имена существительные.

Фонарщик–это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
Извозчик — это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?

— Выполним морфемный разбор

Найдите 2 слова с суффиксом –онок-
Мышонок, зайчонок
— Докажите, что это имена существительные.
Мышонок — это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
Зайчонок- это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?

— Выполним морфемный разбор

мышонок, зайчонок (ч//ц )

— Почему в суффиксах слов мышонок, зайчонок пишется гласный о, а в суффиксах слов лисенок, олененок-е.
После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется о, в остальных случаях – ё.
— Ребята, найдите в тексте предложение с этими словами. Один ученик у доски , а остальные в своих листочках должны вставить пропущенные орфограммы и графически их объяснить.
-Обратите внимание, в этом предложении много запятых, почему?
Это сложное предложение.
— Из скольких простых оно состоит? Докажите, подчеркнув грамматические основы.

Построим схему данного предложения.

Итак, это сложное предложение, состоящее из 4-х простых. На доске ученик выписывает слово медвежата. Произведите морфемный разбор этого слова.

Мы провели морфемный разбор слова.

— Вспомните, как называется разбор слова по составу с точки зрения истории языка?
Наука, которая занимается изучением истории языка, называется этимологией.
— Так как называется разбор слова с точки зрения истории языка?
Этимологический разбор слова.

А совсем недавно работали с древним словом ведать, где корень – вед —

Запишем слово медведь и проведем его морфемный разбор с точки зрения современного русского языка.
медведь
Снова запишем слово медведь и произведем этимологический разбор, то есть с точки зрения истории языка.
медведь

— Как вы думаете, почему это животное называют медведем, что он ведает, знает, любит?
Поэтому, с точки зрения этимологии мы можем проверить безударную гласную словом мёд.
Возьмите снова текст. Обратите внимание, что в этом тексте автор употребляет много слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

— Какие это слова?
— С какой целью он использует эти слова?

Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам автор создает игрушечный мир, в котором живут красота и радость.
Итак, сегодня на уроке мы убедились, что «говорящие» суффиксы обладают экспрессивно-эмоциональным воздействием.

Представьте, что вы сказочники и пишете сказку о каком-то маленьком лесном жителе.

Ученик идет к доске.

Перевернем листочки. Перед вами текст. Мы должны по опорным словам сочинить сказку. Вместо суффикса поставьте подходящее по смыслу слово. При этом помните, что суффикс выделен, а окончание нет.

Жил-был —— ёнок. Его очень любили в семье, особенно —-ёнки и —-ишки. Однажды этот бесстрашный —-ишка отправился в темный -претемный —-ок. Долго шёл он, встречая по —-ке много разных смешных —-юшек. Как вдруг страшный —-ище вырос на его пути.
Задрожал —ёнок, испугался. Но в это время навстречу вышел —-ник с ружьем. Только и видели злого —-ару! Сбежал, —-ник. А —-ёнок побежал домой к маме —-це, помахивая радостно —-иком.

Итак, сегодня на уроке мы повторили правописание эмоционально-окрашенных суффиксов имен существительных, выполнили несколько языковых разборов: синтаксический (работали над предложением), словообразовательный, морфемный и выполнили очень интересный и важный для правильного правописания слов этимологический анализ, показали, как вы хорошо умеете работать с авторским текстом и порадовали нас своим творчеством. Ваши сказки удались на славу. Молодцы!

Отметки с комментарием.

Домашнее задание.

Продолжите сказку. Напишите, что главный герой рассказал маме о своем приключении, используя предложения с прямой речью.


источники:

http://fb.ru/article/328335/prilagatelnyie-s-suffiksom—ist—primeryi-pravilo-osobennosti-pravopisaniya

http://urok.1sept.ru/articles/513536