В каком классе проходят суффиксы енн

3. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

Теория:

Исключения : деревянный, стеклянный, оловянный.

1. В прилагательных зелёный, свиной, бараний, синий, юный, единый и некоторых других звук [н] относится к корню.

2. Необходимо различать прилагательное масляный (образовано от сущ. масло\(+\) – ян ) и масленый (образовано от глаг. маслить\(+\) – ен ).
Ср.: масляная краска (разведённая на масле) — масленый блин (смазанный маслом)

НН пишутся:

а) в отыменных прилагательных, образованных от основ на -н, -мя при помощи суффикса — н: огненный ( — енн , — онн отыменных прилагательных: торжественный ( енн используются для выражения субъективной оценки (проявления признака в большой мере): здоровенный, тяжеленный, высоченный (ср. здоровый, тяжёлый, высокий).

Исключение : ветреный; однако при наличии приставки пишется – нн : подветренный, безветренный и т. д.

В краткой форме прилагательных пишется столько же н , сколько их в полной форме, например: речь изысканна, женщина ветрена.

Урок русского языка в 4-м классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова – «Правописание [Н] и [НН] в именах прилагательных»

Цель для учащихся:

  1. К концу урока научиться распознавать написание Н или НН в именах прилагательных;
  2. Научиться определять собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках данной темы.

Цель для учителя:

  1. Помочь учащимся углубить теоретические сведения и учебные действия по теме;
  2. Сравнить собственные представления об учебной ситуации, сложившейся на конец урока, с собственным мнением детей.

Тип урока: Урок решения частных задач и контроля и оценки.

Оборудование:

  1. Листы для самостоятельной работы в “зонах сомнений и достижений” (по количеству детей в классе).
  2. “Информационный стол” (по количеству детей в классе)
  3. Памятка “Оцени себя сам (а)!”
  4. Оформление доски.
“Зона сомнения”“Информационный стол”“Зона достижения”
ЗаданиеТаблица “Правописания н и нн в именах прилагательных”

Памятка “Оцени себя сам!”Задания

II — вариант

Ход урока

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Меня зовут Надежда Павловна. Мы с вами проведем урок русского языка.

Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу

Улыбкой осветим наш класс

У нас всё готово? Итак за работу!

Удачи желаю всем вам!

— Ребята, мне бы очень хотелось узнать, какие дети пришли сегодня на урок?

Примерные ответы детей:

  • трудолюбивые;
  • радостные;
  • весёлые;
  • воспитанные;
  • азартные;
  • сонные;
  • старательные;
  • интересные;
  • шумные;
  • красивые;
  • добрые;
  • щедрые;
  • внимательные.

У.: Спасибо! Мне очень приятно было узнать, какие вы. Мне хочется, чтобы вы были здоровыми и счастливыми.

II. Подведение под тему. Сообщение темы и целей урока.

У.: Ребята, мне понравились ваши слова:

Посмотрите на слова и скажите, что у них общего?

Д.:

  • Это имена прилагательные, отвечают на вопрос какие?;
  • Это прилагательные множественного числа, окончание – ые;
  • Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса –н-;

У.: Чем отличаются эти слова?

Д.: В слове “радостные” — одна н, в слове “воспитанные” — две нн

У.: Ребята, обратите внимание на отличие в написании данных слов и попробуйте сформулировать тему урока.

Д.:

  • Написание Н и удвоенной НН в именах прилагательных;
  • Правописание Н и НН в именах прилагательных.

У.: Ребята, какие вы молодцы, вы точно определили тему урока. А какую цель вы поставите перед собой на уроке, можете воспользоваться словами – помощниками:

  • научиться;
  • расширить;
  • углубить;
  • выявить трудности;
  • определить уровень знаний.

(дети формулируют цели, которые они перед собой ставят на уроке)

  • Я хочу расширить свои знания о прилагательных с н и нн;
  • Я хочу научиться правильно писать прилагательные с н и нн;
  • Я хочу выявить свои трудности в написании прилагательных по данной теме;
  • Я хочу научиться оценивать свои достижения и т.д.

У.: Ребята, к концу урока мы научимся писать прилагательные с н или нн, оценивать свои достижения и определять трудности по теме: “Правописание Н и НН в именах прилагательных”. А сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме, отметив знаком Х

(Дети дают оценку своим знаниям до повторения данной темы)

У.: Ребята, вернитесь, пожалуйста, к словам: радостные и воспитанные. Почему в слове “радостные” — н, в слове “воспитанные” — нн?

Д.: Прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного воспитание + суффикс н, в слове воспитание уже есть н + суффикс н, получается нн

У.: Ребята, я вас правильно поняла, прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного, основа которого оканчивается на н + суффикс н, поэтому получается в прилагательном удвоенная согласная нн.

У.: Кто сформулирует вывод

Д.: Если прилагательное образовано от существительного, основа которого оканчивается на н, с помощью суффикса –Н- , то в прилагательном будем писать нн.

У.: Сейчас я вам предлагаю поработать вместе с материалом в информационном столе. (“Информационный стол” есть на доске и у каждого на парте)

Н и НН в именах прилагательных

суффиксННН
-Н-туманн-ый

чугун-н-ый-ИН-

-ЯН-Исключение:

деревянныйгуиный

шерстяной

Познакомьтесь с таблицей, “Н и НН в именах прилагательных”.

Подумайте и скажите, почему в словах туманный, сонный, весенний, чугунный пишется нн?

Д.: Прилагательное туманный образовано от существительного туман + суффикс н, поэтому пишется нн (подобно доказывают остальные слова).

У.: Почему в таблице в верхнем правом прямоугольнике ничего не написано?

Д.: Мы не сомневаемся в написании прилагательного с одной н.

У.: Приведите примеры.

Радостные (суффикс -н-)

Шумные (суффикс -н-)

Лесные (суффикс -н-)

Холодные (суффикс -н-)

Азартные (суффикс -н-).

У.: В каких суффиксах есть н?

Д.: Буква н есть в суффиксах -ин-, -ан-, -ян-

У.: Посмотрите на таблицу и сделайте вывод.

Д.: Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- пиши с н, но есть исключение:

слова стеклянный (-янн-), деревянный (-янн-), оловянный (-янн-) пиши с нн

У.: А сейчас ещё раз повторим, когда в прилагательных нн и н?

(Дети делают ещё раз вывод)

У.: Отметьте, ребята, пожалуйста, на второй волшебной линеечке уровень ваших знаний по теме на данный момент (Дети отмечают знаком Х уровень своих знаний)

У.: Поднимите руку, у кого повысился уровень знаний. Я очень рада за вас.

Дети танцуют под музыку “Танец утят”, повторяя движения 2 раза.

III. Самостоятельная работа.

У.: Сейчас поработаем в зонах.

— не могуЗона сомнений

(черновик)ОценкаОшибкимояучителяВставьте Н или НН:

КАМЕ..НЫЙ ДОМНе оценивается

— не могуЗона достижений

(чистовик)ОценкаОшибкимояучителяI вариант

Вставьте Н или НН:

ржа..ой хлебВСЕГО БАЛЛОВ:

ОТМЕТКА:II – вариант

Образуйте имена прилагательные с суффиксами -н-, -ян-, -ан-, -ин-

Вставьте Н или НН:

карти..ая галереяВСЕГО БАЛЛОВ:

ОТМЕТКА:

На доске и у каждого из вас на листе бумаги есть две зоны: сомнения и достижения.

Кто готов работать на оценку, выбирает “зону достижения”. Помните о том, что ваша работа оценивается вами и учителем. У вас есть выбор варианта задания по уровню сложности.

Кто не готов работать на оценку, выбираете “зону сомнения”. Помните, ваша работа не оценивается!

Ребята у вас есть информационный стол. Это ваш помощник, вы к нему можете обращаться в процессе выполнения работы.

Определяемся с зонами. Выполняем работу самостоятельно в “зоне достижения”. Кто выбрал “зону сомнения”, выполняем работу, но помним, что вы можете получить помощь от учителя, от ребят.

Можете подойти к доске и поделиться с учителем тем, какие трудности у вас возникают. ваша работа не оценивается.

Закончили работу. Проверяем свою работу, сверяясь с образцом.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО ОБРАЗЦУ!

1) ЛОШАДЬ – ЛОШАДИНАЯ

2) ТУАННАЯ ПОГОДА

У.: Какими средствами можно оценить вашу работу?

Можно:

  • в баллах;
  • дать качественную оценку;
  • определить уровень;
  • поставить отметку.

Но всё будет зависеть от того, сколько вы набрали баллов.

Оцениваем свою работу, пользуемся памяткой “Оцени себя сам(а)!”

IV. Рефлексия урока.

У.: Ребята, добились ли вы на уроке своей поставленной цели?

Д.:

  • Я научился писать прилагательные с н и нн;
  • Я хорошо разобралась, когда в прилагательном пишется н и нн;
  • Я научилась, как можно оценить свои знания;
  • У меня были трудности, но я справился с ними и выполнил работу. и т.д.

У.: Я уверена, ребята, что каждый из вас определил собственные достижения и трудности. К концу урока вы научились определять н и нн в именах прилагательных, научились оценивать свои знания по данной теме.

Молодцы, что вы выявили свои трудности. Я уверена, что вы их с успехом преодолеете.

Мне очень хочется узнать, как вы себя ощущали на уроке?

(Ответы детей:

  • хорошо,
  • весело,
  • интересно,
  • классно,
  • уютно,
  • комфортно и др.

Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Спасибо!

Обучение написанию -н- и -нн- в суффиксах прилагательных

В 6 классе общеобразовательной школы изучаются правила правописания прилагательных с суффиксом -н-, которые образованы от существительных с основой, оканчивающейся на н, правила правописания прилагательных с суффиксами -енн-, -онн-, -ан-, -ян- (-янн-), -ин-.

Важно отметить, что написание н и нн в прилагательных соответствует литературному произношению, то есть на месте букв нн произносится долгий звук нн: бездонный, соломенный, революционный, стеклянный; на месте буквы н произносится обычный (не долгий) согласный н: кожаный, водяной, гусиный.

Ошибки часто возникают потому, что учащиеся неправильно произносят прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: на месте буквы н они произносят долгий согласный звук нн («кожанный, песчанный, утинный» и т. п.), особенно в тех случаях, когда ударение падает на суффикс или на слог перед суффиксом (полотняный, песчаный, конопляный, серебряный ).

При изучении правил правописания прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- необходимо обратить внимание учащихся на правильное литературное произношение этих прилагательных. Нужно объяснить детям, что на месте буквы н в указанных случаях произносится обычный (не долгий) согласный звук н: кожаный, глиняный, соболиный и т. п. Иначе произносятся слова-исключения оловянный, деревянный, стеклянный: на месте букв нн произносится долгий согласный н <оловянный, деревянный, стеклянный).

Необходимо отметить, что положение гласных в суффиксах -енн-, -онн-, -ан-, -ян- (-янн-), -ин- различно: в суффиксах -онн-, -ин- гласные чаще всего находятся под ударением (агитационный, станционный, телевизионный и т. п.; куриный, соловьиный, петушиный и т. п.); в суффиксах -енн-, -ан-, -ян- гласные чаще всего находятся в безударном положении (кожевенный, дружественный, болезненный и т. п.; ржаной, торфяной, серебряный и т. п.). В связи с этим и характер ошибок, нарушающих правила правописания суффиксов -онн-, -ин- и суффиксов -енн-, -ан-, -ян- (-янн-), различен: в первой группе суффиксов учащиеся или пропускают букву н («агитационый», «революционый», «авиационый» и т. п.), или вставляют букву н («куринный», «петушинный» и т. п.); во второй группе суффиксов, помимо ошибок, заключающихся в пропуске буквы н («бессмысленый», «бесчисленый», «огненый», «обеденый» и т. п.) и во вставке лишней буквы н («землянной», «песчанный», «серебрянный» и т. п.), учащиеся допускают ошибки в написании гласных («ремеслинный», «соломинный», «кожиный», «серебриный» и т. п.).

Что касается прилагательных с суффиксом -н-, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на н, то ошибки в них заключаются в пропуске буквы н («бетоный», «весений», «длиный», «стариный», «туманый» и т. п.).

Эти ошибки наблюдаются, когда учащиеся не умеют правильно определять значащие части слов: учащиеся выделяют суффиксы -ан-, -ин- и пишут одно н. Обычно они мотивируют так: «В слове туманный нужно писать одно н, потому что прилагательные с суффиксами -ан-, -ян пишутся с одним -н.

Очень важно, чтобы учащиеся в ходе изучения правил правописания н и нн в прилагательных выделяли не только суффиксы, но и другие значащие части слов.

Ошибки возникают и в том случае, если учащиеся при письме прилагательных с суффиксом -ян- устанавливают ложные аналогии со словами-исключениями оловянный, деревянный, стеклянный, а прилагательные с суффиксом -н-, образованные от существительных с основой, оканчивающейся на н, и прилагательные с суффиксами -енн-, -онн пишут по аналогии с причастиями, перешедшими в прилагательные типа солёный, гружёный, крашеный и т. п.

Объясняют они так: «В прилагательном жестяной пишется два н, потому что здесь суффикс -янн-, а прилагательные с суффиксом -янн- пишутся с двумя н, например, оловянный, деревянный, стеклянный», «В слове авиационный надо писать одно н, это прилагательное, в нем нет приставки»; «Утреннее, одно н, это прилагательное, при нем нет пояснительных слов».

Ошибки появляются также и тогда, когда учащиеся при письме не учитывают значения суффиксов -ан-, -ян—, в результате они пишут: «коженную куртку», «жестенная лампа», «о серебренном портсигаре» и т. п. С другой стороны, учащиеся иногда пишут «тыквяная (каша)», «соломяная (крыша)», «листвяный (ковер)», «клюквяный (кисель)», объясняя это следующим образом:

«Тыквенная, суффикс -ян-, каша сделана из тыквы, сварена из тыквы»; «В прилагательном соломенная пишется суффикс -ян-, потому что это слово показывает, из чего сделана крыша» и т. п.

Школьники затрудняются верно применять правила правописания прилагательных с суффиксами -енн-, -ан и в том случае, если они не знают, в каких словах эти суффиксы пишутся (имеются в виду наиболее употребительные в русском языке слова). А знать это необходимо, ибо в указанных суффиксах гласные е, а, я являются непроверяемыми орфограммами, так как они находятся, как правило, в безударном положении.

Объяснив правила правописания нн и н в прилагательных, образованных от существительных, учитель должен сообщить, что опознавательным признаком орфограммы является наличие в слове суффикса со звуком нн (н). Лучше всего обучить шестиклассников последовательности разбора:

  • 1) определить часть речи;
  • 2) если это прилагательное, то установить, от какого слова оно образовано;
  • 3) если оно образовано от имени существительного, то выяснить, при помощи какого суффикса образовано прилагательное;
  • 4) если прилагательное образовано от существительного при помощи суффикса -ян-, решить вопрос о том, не является ли оно словом-исключением.

При орфографическом разборе учащиеся указывают все существенные признаки орфограммы. Например, устно: «Полы в избе были глиняные, прилагательное глиняные образовано от имени существительного при помощи суффикса -ян-, пишется одно н».

Письменно: Полы в избе были (от сущ.) глиняные.

После изучения правила правописания н и нн в причастиях и прилагательных учащиеся могут делать такое ошибочное обобщение: «В прилагательных пишется н, в причастиях нн». Это происходит потому, что учащиеся при анализе учитывают лишь один существенный признак — часть речи (прилагательное это или отглагольная форма — причастие), но не учитывают способа образования прилагательного (образовано ли прилагательное от существительного или от глагола несовершенного вида).

Поэтому очень важно при анализе слов с н (нн) в суффиксе обращать внимание школьников, от какого слова образовано прилагательное.

Чтобы прилагательное с суффиксом -ян- учащиеся не писали по аналогии со словами-исключениями оловянный, деревянный, стеклянный, целесообразно, во-первых, включить в упражнения слова-исключения наряду с остальными словами, во-вторых, в словари записывать как слова-исключения, так и другие слова, например, таким образом: нефтяной, льняной, костяной, серебряный, шерстяной, торфяной, но: оловянный, деревянный, стеклянный. Это поможет обеспечить зрительное восприятие (в сопоставительном плане) слов-исключений и других слов, что играет немаловажную роль в предупреждении орфографических ошибок, обусловленных аналогией, о которой мы говорили выше.

Что касается ошибок в прилагательных с суффиксом -н-, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на н, и в прилагательных с суффиксами -енн-, -онн-, то для предупреждения неправильной аналогии с причастиями, перешедшими в прилагательные, необходимо перед изучением темы «Переход причастий в прилагательные» тщательно повторить (путем выполнения достаточного количества упражнений различного характера) известные учащимся из курса 6 класса правила правописания н и нн в прилагательных. После изучения темы можно провести классификацию правил по таким, например, рубрикам:

  • 1) правила, согласно которым в прилагательных пишется одно н,
  • 2) правила, согласно которым в прилагательных пишется два н,

и организовать упражнения (например, списывание со вставкой пропущенных букв или диктанты различного вида), включив в них примеры на все известные учащимся случаи правописания н и нн в прилагательных.

Для предупреждения ошибок, заключающихся в неправильном написании гласных в суффиксах -енн-, -он, -ян-, полезно дать учащимся список наиболее употребительных прилагательных с этими суффиксами, с тем чтобы они знали, в каких словах пишутся суффиксы -енн-, -ан-, -ян-.

С суффиксом -енн-: родственный, дружественный, мужественный, ответственный, торжественный, общественный, государственный, правительственный, отечественный, сельскохозяйственный, промышленный, ремесленный, производственный; тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный.

С суффиксом -ан-: кожаный.

С суффиксом -ян-: берестяной, водяной, дровяной, жестяной, земляной, костяной, конопляный, ледяной, льняной, нефтяной, полотняный, серебряный, смоляной, торфяной, шерстяной.

При этом учитель обращает внимание учащихся на то, что суффикс -енн- очень часто следует за суффиксом -ств-, и на то, что прилагательные с суффиксами -ан-, -ян- имеют значение «приготовленный, сделанный, состоящий из какого-нибудь вещества, материала».

Также важно отметить, что в некоторых словах (подлинный, престранный, постоянный, отчаянный) учащиеся пишут одно н, ошибочно распространяя на эти слова правила правописания суффиксов -ин-, -ан-, -ян-. Написание указанных прилагательных изучается учащимися в словарном порядке. При этом проводится сопоставление написания данных прилагательных с прилагательными, имеющими суффиксы -ин-, -ан-, -ян, и разбор сопоставляемых слов по составу.

Итак, для лучшего усвоения материала в упражнениях следует предусмотреть такие варианты орфограмм:

Ё Прилагательные с суффиксом -н-. Варианты орфограммы, имеющие морфологическую особенность:

  • 1) прилагательные с суффиксом -н-, которые образованы от основ существительных, оканчивающихся на -ан: туман —туманный,
  • 2) прилагательные с суффиксом -н-, которые образованы от основ существительных, оканчивающихся на -ин: старина —старинный.

Ё Прилагательные с суффиксами -ан-, -ян- (-янн-).

  • 1) Вариант орфограммы, имеющий фонетико-морфологическую особенность: прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, в которых ударение падает на суффикс или на слог, предшествующий суффиксу: песчаный, кожаный, полотняный, серебряный.
  • 2) Вариант орфограммы, имеющий морфологическую особенность: прилагательные с суффиксом -янн-: оловянный, деревянный, стеклянный. Прилагательные с суффиксом -енн-.
  • 3) Вариант орфограммы, имеющий лексико-семантическую особенность: слова с суффиксом -енн-, которому свойственно значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-нибудь»: тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5 — 8 классов: пос. для учителя. — М.: Просвещение, 1965. — С.163-167

Авторы учебника по русскому языку для 6 класса Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. для лучшего запоминания правил используют цветное выделение и нумерацию Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.. Цветная рамка № 38 сообщает о правилах правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Упражнения в учебнике даны с учетом повторения ранее пройденных тем и развития речи учащихся.

Например, в упражнении 316 требуется образовать от существительных прилагательные с помощью суффикса -ин и записать их в алфавитном порядке. Также предложено задуматься о значении данного суффикса. Это упражнение лучше выполнять устно в классе. Шестиклассники должны быстро справиться с образованием существительных и хорошо знать алфавит. Внимание стоит уделить именно объяснениям детей написания одной и двух букв н.

Бекас, комар, лев, орёл, перепел, петух, сокол, стрепет, тетерев, ястреб, воробей, глухарь, голубь, гусь, зверь, журавль, лебедь, соболь, соловей, шмель, грач, мышь, оса, пчела, сова, утка, лошадь, змея.

Следующее предложенное в учебнике упражнение представляет кусочек связного текста, с заданием: «Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных».

Было время когда писали птич..ими перьями. Само название «перо» подтв..рждает это. Самыми распространёнными были гуси(н, нн)ые перья. Лебеди(н, нн)ыми перьями писали реже бекаси(н, нн)ыми перьями ч..ртили. Двести лет назад по..вились стальные перья, самые прочные и надёжные.

Это упражнение можно задать на дом и выполнить в качестве самостоятельной работы в классе. В параграфе есть еще подобные задания, например, упражнение 323.

«Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных. В каком значении употреблено слово бархатный?»

  • 1. Павлик пр..снулся до ра..света. Ост..рожно открывая тяж..лые двери, он отправился в гостиную. Это было больш..е пут..шествие маленького мальчика по пусты(н, нн)ой квартире.
  • 2. Пока глаза Павлика пр..выкали к сумраку он ост..рожно обош..л густое барх..тное дерево, еле-еле мерцающее серебря(н, нн)ыми нитями канители. Каждый шаж..к мальчика чутко отд..вался в ёлке мягк..м бумажным шумом в..драгиванием шуршанием хлопуш..к тончайш..м звоном стекля(н, нн)ых шаров. (По В. Катаеву.)

В этих упражнениях даны слова для разных видов разбора. Для морфологического — слова «время», «бекаси..ыми» в упражнении 317, для фонетического — слово «назад» и для пунктуационного разбора в упражнении 323 предложение: «Каждый шаж..к мальчика чутко отд..вался в ёлке мягк..м бумажным шумом в..драгиванием шуршанием хлопуш..к тончайш..м звоном стекля(н, нн)ых шаров.»

Небольшое упражнение 312 нацелено на обучение учащихся различать смысловые оттенки и орфографическое написание прилагательных ветряной и ветреный: «Прочитайте. Слово ветер в значении «поток воздуха» послужило для образования двух прилагательных: ветряной и ветреный. Ветряной — действующий силой ветра, ветреный — с ветром. Ветреный обозначает также пустого, легкомысленного человека. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях. Составьте и запишите два предложения со словами ветреный и ветряной».

Ветр..ая (погода), ветр..ые (дни), ветр..ое (утро), ветр..ая (оспа), ветр..ый (юноша), ветр..ая (мельница), ветр..ой (двигатель).

Варианты выборочного списывания представлены в упражнениях 320 и 321.

«К данным ниже существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами -н, -ан-(-ян-) или -енн-. Сначала запишите прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы, потом — прилагательные с суффиксом -ан-(-ян-), затем запишите прилагательные с суффиксом -енн-. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных».

Солома, тыква, клюква, глина, серебро, болезнь, цена, туман, целина, нефть, дерево, стекло, олово, машина, весна, осень, старина, картина, государство, отечество, искусство, хозяйство, кухня, листва, луна, полынь, карман, стена, чугун, лимон.

«Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н в суффиксе. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных. Какие слова вы не выписали? Почему? Назовите способ образования прилагательных с двумя н».

Революцио..ый, орли..ый, восторже..ый, овся..ый, кожа..ый, деревя..ый, звери..ый, торфя..ой, экскурсио..ый, письме..ый, стекля..ый, авиацио..ый, песча..ый, костя..ой, оси..ый, обыкнове..ый, ю..ый, багря..ый, румя..ый.

На развитие навыка образования кратких прилагательных и на закрепление правописания суффиксов прилагательных дано следующее упражнение: «Образуйте краткие прилагательные по образцам. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных. Составьте предложение с любым словом, употребив его в полной форме и в краткой (в м. и в ж. р.).

Образец: Безукоризненный — безукоризнен, (м.р.), безукоризненна (ж.р.);

бе..чувственный, бе..ыскусственный, величественный, естественный, легкомысленный, (не)вежественный.

Образец: Безвременный — безвременен;

своевременный, пустынный, ценный, (не)обыкновенный, (не)прикосновенный. (не)сомненный.

В целях развития речи в конце параграфа предложено учащимся следующее задание: «Опишите куклу: петрушку, ваньку-встаньку, буратино и др. Расскажите, из чего сделана кукла и её одежда, как она раскрашена, как ею играют дети. Какие прилагательные вы употребили в своём описании? Какие из них качественные, какие — относительные?»

В целом в учебнике представлены основные виды работ по закреплению данного материала. Однако учителя обычно пользуются дополнительными методическими разработками, сборниками упражнений для расширения творческого потенциала учащихся и разнообразия уроков.

Наиболее известными и востребованными у учителей были и остаются пособия Грекова В.Ф. и Розенталя Д.Э. В них материал расположен также по темам. На закрепление данной темы Греков В.Ф. предлагает несколько упражнений Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по рускому языку в старших классах средней школы. — М.: Просвещение, 1990. — С.103. Например, задание: «Перепишите. Обозначьте суффиксы прилагательных».

  • 1. Башенный кран, истинное происшествие, каменная ограда, пламенное чувство, именной список, племенной скот, болезненные явления, искренняя радость, кожевенный завод, родственные отношения, станционный подъезд, агитационный пункт, дивизионный командир, стеклянная посуда, серебряный портсигар, песчаная почва, глиняная чашка, юные спортсмены, румяные яблоки.
  • 2. Ветреное утро, безветренный день, ветряная мельница, платяной шкаф, клюквенный морс, лиственная аллея, дискуссионный вопрос, кожаный диван, петушиный крик, мышиная возня, машинный зал, старинный циферблат, конопляное семя.

Это упражнение лучше всего давать на закрепление только что изученного правила или при закреплении в устной работе на следующем уроке.

Для развития словообразовательных навыков и повторения только что изученного материала Греков В.Ф. предлагает следующее задание: «Замените выделенные слова именами прилагательными и напишите словосочетания. Суффиксы прилагательных обозначьте. Когда признак выражен более конкретно — до или после замены»?

Следы зверя, писк комара, лапы гуся, яйцо голубя, голова лошади, гнездо воробья, трели соловья, платье из шерсти, чашки из глины, ложки из серебра, рубашка из полотна, ножи из стали, изделия из железа, дом из дерева, укус муравья, масло из конопли, пуговицы из олова, крыша из соломы, сок из клюквы, учение об эволюции, постройки при станции, изделия из кожи, день торжества, обязанности по хозяйству, день с ветром.

Для повторения ранее усвоенных знаний лексики и закрепления новой темы предлагается задание: «1. Перепишите, вставляя данные словосочетания во множественном числе и подбирая к выделенным прилагательным синонимы».

Экстренное сообщение. Недюжинное дарование. Румяное лицо. Подлинный документ. Сокровенное желание. Истинное происшествие. Традиционная встреча. Багряное знамя.

«2. Перепишите, подбирая к выделенным прилагательным антонимы с н или нн».

Осенняя погода. Вечерняя заря. Пожилой шахматист. Обыкновенное явление. Постоянная работа. Естественные препятствия. Революционное учение. Прогрессивные силы.

Разумеется, при закреплении правила не обойтись без работы с целым текстом. На уроке при первичном закреплении можно дать несколько предложений:

1. Тишина кроткого весеннего вечера стояла в поле. (Бунин) 2. На далеких деревьях кричат сонные грачи. (Чехов) 3. У ворот увидел я старую чугунную пушку…(Пушкин) 4. Стояла свежая, безлунная звездная ночь ранней южной осени. (Фадеев)

1. Роняет лес багря..ый свой убор (П.). 2. После ржа..ых хлебов пошли яровые, начинающие уже поспевать (Акс.). 3. Капитан только прищурил свои оловя..ые глазки, усмехнулся слегка и провел рукой по беловатым волосам (Т.) 4. Где силы ю..ые пытать? (Н). 5. Ночь была темная, теплая и безветре..ая (Л. Т.). 6. Я табак с овся..ым цветом мешаю (Ч.). 7. Из-за гряды песча..ых бугров появилась луна, обливая море серебря..ым блеском (М. Г.). 8. Я вынул из футляра щегольское бекаси..ое ружье (Пришв.). 9. Поблескивали стекля..ые дверцы шкафов и золото на переплетах книг (А. Н. Т.). 10. Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьи..ый рассвет (Ее.). II. Ваня надел шерстя..ую гимнастерку с погонами, с воротником, подшитым белым полотня..ым воротничком, и почувствовал себя солдатом (Кат.). 12. На земля..ом выступе темнел футляр полевого телефона (Закр.). 13. Заходит продавец из соседней зеле..ой лавки (Полев.).

В конце изучения темы целесообразно проверить знания учащихся диктантом. Например, одним из предложенных Блиновым Г.И. и Антохиной В.А. в «Сборнике диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 класс»: Блинов Г.И. Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 класс: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1999. — С.62

Степан и Фунтик

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой — в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (К. Паустовский.)

В этом диктанте 118 слов, представлены орфограммы на безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, гласные и согласные в приставках и буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

Или можно предложить учащимся небольшой диктант с повторением знаков препинания при прямой речи. Например, текст под названием «Хвастуны»:

Встретились воробей саксаульный и воробей пустынный. Расхвастался воробей саксаульный: «До чего, сосед, я хитро устроился. Взял и свил гнездо в узком дуплишке. Мне теперь даже барханный кот не страшен!»

А воробей пустынный ему не уступает: «А я, сосед, еще хитрее придумал. Я свое гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не только барханный кот, но и даже пустынная рысь нипочем. Орлы мое гнездо охраняют!» (По Н. Сладкову.)

Мы предлагаем свои упражнения для закрепления данной темы.

Задание: образуйте из слов, помещенных в скобках прилагательные, запишите их и объясните правописание.

Монета (из серебра), чучело (из соломы), куртка (из кожи), паштет (из утки), ваза (из стекла), солдатик (из олова), суп (из курицы).

Выборочный диктант. Выпишите прилагательные: 1) с н в суффиксах, 2) с нн в суффиксах.

Наш старый деревянный дом всегда полон таинственных звуков. Отовсюду поползли безжизненные серые зимние сумерки, заволакивая пустынный берег. Лебединые стоны нарушают камышовый покой болот, в серебряные трубы трубят журавли. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. Ни санного, ни человеческого, ни звериного следа не было видно. И длинные нити седой паутины окутали серый бурьян.

Словарный диктант. Рекомендуем проводить в начале урока.

Коллекционный, жизненный, водяной, деревянный, иностранный, лошадиный, длинный, телевизионный, обыкновенный, нефтяной, подлинный, тыквенный, водяной, воробьиный.

Задание: перепишите, вставьте пропущенные буквы, разберите по составу прилагательные.

Урага..ый ветер, деревя..ая игрушка, румя..ое лицо, кара-ва..ый путь, скобя..ая лавка, ветря..ая мельница, ржа..ое поле, чва..ый вид, бестала..ое существо, багря..ый закат, саза..ий улов, фортепиа..ый класс, полотня..ая куртка, травя..ая смесь, спонта..ое деление, гума..ый закон, хворостя..ый настил, льня..ая ткань, бакла-жа..ая икра, тума..ые фразы, смоля..ое покрытие.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/419862

http://vuzlit.ru/904127/obuchenie_napisaniyu_suffiksah_prilagatelnyh

К-во балловУровеньК-во балловКачественная оценкаК-во балловОтметка
9, 10СВ (самый высокий)9, 10+ справился хорошо9, 10“5”
7, 8В (высокий)7, 8+ справился7, 8“4”
5, 6С (средний)3, 4, 5, 6? затрудняюсь4, 5, 6“3”
3, 4НС (ниже среднего)