В каком классе проходят суффиксы профессий

Суффиксы профессий

Разделы: Логопедия

Закрепить у детей навыки словообразования, правильно пользоваться

суффиксами при образовании названий профессий.

Учить детей выделять суффиксы в словах.

Уточнить лексический запас

Расширить знания детей о родном городе, знания о различных профессиях,

Воспитывать любовь к городу, уважение к труду.

Карточки с записанными профессиями артистов.

Картинки с изображением музыкальных инструментов (баян, гармонь, гитара, пианино. флейта., скрипка, труба, барабан).

Картинки с изображением строителей (каменщик, стекольщик, кровельщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, архитектор, чертёжник), карточки с предложениями

Ход урока

Матроскин. О чём задумался дядя Федор?

У меня растут года.
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда…
Чем заниматься?

Шарик. Смотри, Дядя Федор, какие профессии в городе Саратове существуют.

Матроскин. Ну, да, профессии, профессии… вы бы ещё и про суффиксы вспомнили

Логопед Ребята, давайте поможем Дяде Федору. Расскажем, людей каких профессий мы можем встретить в нашем городе.

Что же такое профессия?

Логопед Правильно. Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Сколько разных есть профессий?
Кто-то скажет: — Ровно двести.
Кто-то скажет: — Триста пять….
Трудно точно подсчитать.
Точно лишь одно известно:
Все профессии чудесны.
Только надо постараться
Выбрать так одну мой друг.
Чтобы было интересно
И тебе и всем вокруг.

Давайте расскажем Дяде Федору о профессиях, которые можно встретить в театре.

Скажите, что это за здание?

Дети. Театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского.

Логопед. Правильно. Театр оперы и балета – один из самых лучших и известных театров нашего города.

Вот кабинка из стекла.
Это касса.
Кто-то деньги получает.
Быстро билеты отрывает.
Кто же это?

Логопед. Назовите родственное слово слову кассир.

Дети. Родственное слово касса.

Логопед. Как образовалось слово кассир?

Дети. При помощи суффикса -ир.

Логопед. Для чего нужен суффикс?

Дети. Суффикс нужен для образования новых слов

Логопед. Где стоит суффикс?

Дети. Суффикс стоит после корня.

Логопед. Вот с билетом мы заходим в фойе. И нас встречает человек. Которые проверяет билеты и приглашает в зрительный зал. Кто это?

Логопед. Какой синоним можно подобрать к слову билетёр?

Дети. Синоним слову билетёр — кассир.

Он работает, играя,
Есть профессия такая.
Он на сцене с давних пор
Та профессия ….

Логопед. Подберите синонимы к слова актёр и актриса.

Дети. Синоним к слову актёр – артист.

Синоним к слову актриса – артистка.

Логопед. Актёр запел арию, значит он ..

Логопед. А если запела актриса?

Дети. Это певица.

Логопед. В театре оперы и балета показывают замечательные спектакли – оперы, оперетты, мюзиклы и балеты. Поэтому в спектаклях здесь не только разговаривают и поют, но и танцуют. Как называется человек, который танцует?

Логопед. А его партнёрша?

Логопед. Кто танцует нам в балете,

это знают даже дети?

Дети. Это балерина.

Логопед. Но в театре есть ещё незаметные, но нужные профессии.

Если роль забыл актёр
И без слов руками машет.
Кто на выручку придёт
И слова ему подскажет.

Дети. Слова ему подскажет суфлёр.

Логопед. А если артист заболеет, то спектакль всё равно состоится. Ведь в театре есть человек, который знает все роли. Как называется профессия этого человека?

Дети. Это дублёр.

Логопед. А быть всегда красивыми, похожими на своих героев актёрам помогает специалист.

Дети. Его профессия – гримёр.

Логопед. Дядя Федор записал все названия профессий, которые встречаются в театре.

Кассир, билетёр, контролёр, актёр, актриса, артист, артистка, певец, танцор, танцовщица, балерина, суфлёр, дублёр, гримёр.

Выделите в этих словах суффиксы – ир, -ёр, -ис, -ист, -ец, -ор, ов, -щиц, -ин..

Какой суффикс чаще всего встречается в театральных профессиях?

Логопед. Но театр не может существовать без музыки. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом, сразу всех объединив?

Очень просто. Музыканты, музыканты все они.

Какой суффикс в слове музыканты?

Дети . В слове музыканты суффикс –ант.

Логопед. Вот большой оркестр играет.

И оркестром управляет

Логопед. А теперь попробуйте от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте, и выделите в этих словах суффиксы — -ист, -ач, -щик.

(Раздаются картинки с изображением музыкальных инструментов. После выполнения задания дети читают свои записи и называют в словах суффиксы.)

Логопед. Молодцы, ребята. Многие из вас занимаются в спортивных секциях и спортивных школах. А для некоторых из вас это увлечение спортом может стать профессией, как для многих известных спортсменов. В наше городе много сортивных сооружений. Один из них – спортивный комплекс “Кристалл”.

А кто воспитывает и тренирует будущих спортсменов?

Дети. Воспитывает и тренирует будущих спортсменов тренер.

Логопед Какие спортсмены тренируются в Ледовом Дворце?

Дети. В ледовом Дворце тренируются

Логопед. А кто может тренироваться в бассейне? ( слайд)

Дети ( слайд) в бассейне тренируется пловец.

Логопед. В спортивном зале Дворца Спорта занимаются различными видами спорта.

Я буду называть вид спорта, а вы мне название профессии спортсмена.

Игра “назови слово”.

( слайд) баскетболом — баскетболист.

( слайд) волейболом — волейболист

( слайд) гимнастикой — гимнаст и гимнастка

( слайд) боксом — боксёр

( слайд) борьбой — борец

( слайд) фехтованием — фехтовальщик

( слайд )штангой — штангист

(слайд) теннисом — теннисист

Логопед. Вставьте слова – названия профессий спортсменов в предложения и выделите в этих словах суффиксы –ист, — щик, — ёр, -ец.

(Детям раздаются карточки с предложениями)

Штангу поднимает ….

Бой на шпагах ведёт….По пятой дорожке вольным стилем плывёт …

В ворота противника гол забил….Сложные упражнения с лентой выполняет ….

В нашей хоккейной команде играют самые лучшие …Соперника на лопатки положил…

Мяч в корзину бросает….На ринг вышел ловкий ….

На чемпионат мира по теннису приехали

Проверка задания. Дети читают предложения. Называют слово, которое вставили и называют суффикс в этом слове.

Физминутка. Молодцы. А теперь представим себе, что мы в спортзале. Я называю спортивную профессию. А вы показываете движения этого спортсмена под музыку.

Логопед. Мы побывали в театре, спортивном комплексе, в бассейне.

А кто всё это построил?

Логопед. Правильно, все здания, бассейны, больницы, школы строят строители.

Строить новый дом хотим мы

Чтобы много лет стоял.

А для этого нужны знания и умения.

А вы знаете, с чего начинается строительство?

Строительство начинается с проекта. Проект нового здания задумывает и разрабатывает архитектор.

Архитектор строит дом

За компьютерным столом.

Дети. В слове архитектор – суффикс ор.

Логопед. Дальше чертёжник или чертёжница быстро чертит чертежи.

Помогают им карандаши.

Дети. В слове чертёжник суффикс ник.

В слове чертёжница суффикс ниц.

Логопед. На месте нового здания при помощи специальной машины – экскаватора — под фундамент роют яму.

Кто управляет экскаватором?

Дети. Экскаватором управляет экскаваторщик. Суффикс — щик.

Логопед. Вот и другой строитель за делом.

Он кирпичи кладёт умело.

Дети. Это каменщик. Суффикс- щик.

Очень стены высоки.
Поднимать большие плиты.
Балки, пачки оргалита
Тяжело и не с руки.
И к рабочим груз огромный
Поднимает кран подъёмный.
Управляет краном кто?

Дети. Краном управляет крановщик. Суффикс в слове крановщик – ов, щик.

Дом становится всё выше
Дальше нужно делать крышу.
С помощниками вместе
Кто же кроет крышу белой жестью.

Дети. Крышу кроет кровельщик. Суффикс ель, суффикс щик.

Логопед. Выполняет внутреннюю отделку,

Штукатурит стены ловко …

Дети. Стены штукатурит штукатур.

Если красить стены нужно,
За это возьмутся дружно …
Дети стены красят маляры.

Логопед. А вместе штукатура и маляра называют отделочниками.

Как называются строители, которые изготавливают оконные рамы, двери, полы, то есть выполняют всю работы по дереву?

Дети. Людей, которые выполняют работы по дереву, называют плотниками и столярами.

Логопед. Есть на стройке рабочие, которые специальным инструментом – стеклорезом – разрезают стекло так , чтобы точно вошло в оконную раму или в дверь.

Как называется эта профессия?

Дети. Стекло разрезает стекольщик.

Логопед. Затем на стройке работает человек, который устанавливает в доме все водопроводные трубы. Как называется этот человек.

Дети. Водопроводные трубы устанавливает водопроводчик.

Логопед. Часто человека этой профессии называют сантехник.

Логопед. Есть ещё на стройке человек, который проводит в дом электричество.

Как называется профессия этого человека?

Дети. Эта профессия – электрик.

Логопед. Вот мы и побывали с вами на строительстве дома. А теперь послушайте задание.

Составьте и запишите предложения по данным картинкам, используя названия профессий.

Дети записывают по два предложения по картинкам, например,

Кровельщик кроет крышу жестью.

Каменщик кладёт умело из камня и кирпича стены дома.

Крановщик управляет подъёмным краном.

Стекольщик вставляет стёкла в оконную раму.

Экскаваторщик управляет экскаватором.

Экскаваторщик роет под фундамент яму.

Маляр красит стены помещения.

Маляр красит стены красивой краской.

Электрик проводит электрический кабель в новый дом.

Архитектор разрабатывает проект нового дома.

Чертёжник чертит чертежи для строительства нового дома.

Дети читают составленные предложения, говорят от какого слова получились профессии строителей и называют суффиксы, при помощи которых получились новые слова.

Логопед. Ну что, Дядя Фёдор, ты доволен знаниями детей.

Я доволен от души.
Все профессии прекрасны.
Все на редкость хороши.

Теперь я буду думать. Какую профессию мне выбрать.

Странное дело
А может быть, нет –
Жил был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пятьлет.
Но про него говорили:
— Хуудожник.
Странное дело.
А может быть, нет –
Жил –был
На свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
— Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?
( Роман Сеф).

1.То, о чём пишет поэт, быль или небылица?

2.Можно ли словом “художник” назвать сапожника? Портного? Повара?

3.Как должен человек выполнять свою работу, чтобы его называли художником своего дела.? (Ответы детей)

Если человек выполняет свою работу профессионально, красиво, с душой, творчески, то его можно назвать художником своего дела. Знание приёмов своего ремесла – это главное в мастерстве и поэта, и сапожника, и повара.

4. Можно ли художника назвать сапожником? (ответы детей0

Логопед. Да, если человек выполняет свою работу плохо,

Логопед. Я вам желаю, чтобы вы в будущем стали “художниками” своей профессии.

Итог занятия.

  1. Для образования названий профессий мы использовали суффиксы. Какие суффиксы вы использовали для образования названий профессий?.
  2. Какой суффикс оказался самым спортивным?
  3. Какой суффикс самый “музыкальный2
  4. Какой суффикс самый строительный?
  5. Человек какой профессии живёт в Простоквашино, рядом с Дядей Фёдором?

Открытый урок по русскому языку «Образовние слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий».

Открытый урок русского языка по теме

«Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий».

Тарасенко Елена Александровна , учитель начальных классов

Автор учебника “Русский язык” УМК “Начальная школа ХХI века” С.В.Иванов

Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

1. Формирование личностных УУД:

— формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

— развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

— ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, а также понимание того, что учёба поможет в выборе будущей профессии.

2. Формирование регулятивных УУД:

— планировать свои действия в связи с поставленной задачей

— сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

— сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных

— строить рассуждения и сообщения в устной форме

— осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

— прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

— использовать речь для регуляции своего действия

— учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

— расширить знания учащихся о профессиях нашей страны.

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

— суффикс — это значимая часть слова;

— звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

— культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., учебные принадлежности обучающегося, карточки для индивидуальной работы; мультимедийный проектор, ноутбуки (АРМ учителя), интерактивная доска, колонки, система голосования.

Проблемный вопрос: Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,

Чтобы в епле и красоте счастливо жили люди в нём. (Строитель).

— Кто из вас догадался, почему я загадала загадку про строителя на уроке русского языка?

-Какая часть слова помогает строить новые слова? (Суффикс).

-А как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный).

онок ёнок онок ёнок

-Что это? (Суффиксы). Расскажите, какие правила написания суффиксов ик,ек вы знаете.

На доске карточка: нет ключика – ключик

нет замочка — замочек

-Какое правило написания онок ёнок вы знаете?

На доске карточка: ж, ш, ч — онок

Вывод: сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.

2. Повторение изученного материала (см. приложение).

Работа с карточками. (3 работы по каждой из карточек оцениваются учителем).

ФИЗМИНУТКА для пальчиков «Осторожно ветер».

Осторожно ветер за калитку вышел,

Постучал по окнам, пробежал по крыше,

Покачал тихонько ветками черёмух,

Пожурил зачто-то воробьёв знакомых

И расправив гордо молодые крылья,

Полетел куда-то вперемешку с пылью.

Работа с учебником с.138-139.

Тропинка в лесу – лесная тропинка,

дорожка в саду – садовая дорожка,

воротник у меха – меховой воротник,

варенье из вишни – вишнёвое варенье.

Засолить + к= засолка. Варка. рубка, качка.

Упр3 (устно). Пирожок, петушок, дружок, лужок.

(чередование согласных в корне).

Камень +н=каменный осень+н=осенний

Слезинка, снежинка, дождинка, песчинка.

Болтливый, терпеливый, смешливый.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

3. Изучение нового материала.

Беседа: — Ребята, в начале урока я загадала вам загадку. Вспомните отгадку. (Строитель).

-Что за суффикс в этом слове? (ель) А что общего у слов строитель, учитель, врач…

ФЕСПРОСИЯ (профессия). Это всё – профессии.

Вывод: сегодня на уроке мы познакомимся с профессиями и суффиксами профессий.

— В русском языке есть очень много названий профессий. Есть даже пословицы и поговорки, который пришли к нам из профессий. Отгадайте, о каких профессиях идёт в них речь.

Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)

Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)

Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)

Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( Хлебороб.)

На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)

Цыплят по осени считают. ( Птичница.)

Просмотр презентации «Суффиксы профессий».

4.Закрепление изученного материала.

— А теперь запишем, какие профессии у нас получатся с помощью суффиксов.

1) Флора+ист=флорист, машинист, таксист, фигурист, гитарист.

2) Дворник, садовник, лесник, сапожник, фокусник.

3) Каменщик, барабанщик, дрессировщик, гонщик.

4) Грузчик, переводчик, лётчик.

5) Воспитатель, водитель, строитель, учитель.

6) Орнитолог, ихтиолог, зоолог, археолог.

Беседа. — Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

— Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.

— А теперь давайте посмотрим в толковом словаре, как объясняется слово « профессия »

ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

— А сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко»:

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать Поезд водит … ( машинист ) Пашет в поле … ( тракторист )

Самолётом правит … ( лётчик ) Клеит книжки … ( переплётчик ).

В школе учит нас … ( учитель ).

Песни нам поёт … ( певец ). Торговлей занят … ( продавец ).

На станке ткёт ткани … ( ткач ). От болезней лечит … ( врач ).

Красит стены нам … ( маляр ).

Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).

Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).

Нарисует нам … ( художник ). Сапоги сошьёт … ( сапожник ).

Нам печку сложит на зиму … ( печник ). Обслужит в поезде нас … ( проводник ).

Потушит в миг пожар … ( пожарный ).

На Крайнем Севере работает … ( полярник ).

С другого языка переведёт … ( переводчик ). Исправит кран … ( водопроводчик ).

Часы чинит … ( часовщик ). Грузит краном … ( крановщик ).

Рыбу ловит … ( рыбак ). Служит на море … ( моряк ).

В машине возит груз … ( шофёр ). Хлеб убирает … ( комбайнёр ).

В доме свет провёл … ( монтёр ). В шахте трудится … ( шахтёр)

В жаркой кузнице … ( кузнец ) Кто всё знает – молодец!

— Ребята, что мы вспомнили сегодня на уроке? А что нового узнали?

— Все ли профессии были вам известны или что-то новое узнали для себя?

Д/з: мини-сочинение «Моя профессия».

Суффиксы профессий

Свидетельство

  • Продавец
  • Водитель
  • Танцор
  • Рыбак
  • Футболист
  • Баскетболист
  • Штангист
  • Пловец
  • Певец
  • Молодцы!Очень весело получилось!

Кроет крышу жестью

Кладёт умело из камня и кирпича стены дома

Управляет подъёмным краном

Вставляет стёкла в оконную раму

Роет под фундамент яму

Красит стены помещениякрасивой краской

Проводит электрический кабель в новый дом

Разрабатывает проект нового дома

Чертит чертежи для строительства нового дома.


источники:

http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-obrazovnie-slov-pri-pomoschi-suffiksov-suffiksi-professiy-3617958.html

http://open-lesson.net/3021/