В каком классе проходят суффиксы

Русский язык. 1- 4 классы. Суффикс.

Правило.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКОВ.

Суффиксы, обозначающие лиц по роду их деятельности:

баянист, тракторист, журналист,

шахтёр, лифтёр, боксёр,

охотник, школьник,

лётчик, ракетчик,

каменщик,

библиотекарь,

банкир.

Суффиксы, обозначающие животных или их детёнышей:

-онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.

  • галчонок, медвежонок;
  • тигрёнок, слонёнок,
  • зайчата, бельчата,
  • лисята, котята,
  • лисица, медведица,
  • зайчиха.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

-чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-;

  • стаканчик,
  • карандашик,
  • ветерок,
  • гнёздышко,
  • ягодка,
  • травинка.

Суффиксы: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-:

  • дедушка, ивушка,
  • Надюшка,
  • лисонька,
  • тётенька,
  • мамочка,
  • словечко.

Суффиксы, обозначающие предметы быта, посуду:

-ниц-, -ёнк-, -онк-.

  • салатница,
  • маслёнка,
  • солонка.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

  • архитектура – архитектор,
  • космос – космонавт;
  • двор – дворник;
  • строить – строитель и т.д.

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Суффиксы –тель- , -ик-, -ник-,-чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).

Суффиксы – лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Суффиксы –ист-, -арь-, -чик-, -щик-, -ник- указывают на профессию людей, или на занимаемую должность (радист, связист, пекарь, вратарь, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник).

Слова с суффиксами –ость- (-есть-, -от-, -изн- ) обозначают свойство, качество (нежность, белизна, голубизна, свежесть).

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Суффиксы –ушк-, -ишк-, юшк-, -оньк-, -еньк- называют уменьшительно – ласкательными (Наденька, Витенька, зайчишка, волчишка).

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Сценарный план урока Суффикс как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Сценарный план урока по русскому языку «Суффикс как чась слова», 2 класс, УМК » Школа 21 века»80.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Дата проведения: 28.11.2017г.

Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна

Тема: Суффикс как часть слова

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Обучающие : познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

Развивающие : развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

В оспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные : уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование : на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Р – составляют план и последовательность действий.

К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.

Формы, методы, методические приёмы

Формирование универсальных учебных действий

1. Мотивация учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

-Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданья выполнять.

— Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Садитесь.

— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности

Индивидуальная. Работа в парах. Практический.

— Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Обозначьте карандашом опасные места.

— Эпиграфом нашего урока будут слова:

я умею рассуждать.

Новые знания легко открывать!

— Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов.

— Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

— Расскажите об этой букве.

прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 3 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

3. Актуализация знаний. Выявление затруднений в выполнении задания.

Фронтальная. Работа в парах. Словесный.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают. (Школа)

— Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник)

— Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница)

— Что вы можете сказать об этих словах? — Почему? (один корень, близкие по значению)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Разберите слова по составу.

— Что вы заметили?

— отгадывают загадки, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

Они однокоренные, т.к. у слов « школа » и « школьник » есть общая часть, в которой содержится их общее значение. — Различия в составе и оттенке значения.

— Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания

— Между корнем и окончанием есть ещё часть слова, которую мы не знаем как обозначить.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5301/conspect/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/04/16/stsenarnyy-plan-uroka-suffiks-kak-chast-slova