В каком классе учат правописание жи ши

Урок русского языка в 1-м классе «Сочетание жи–ши»

Цели:

  • познакомить с правилом написания сочетания жи-ши;
  • учить писать слова с сочетанием жи-ши;
  • развивать орфографическую зоркость, мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь, внимание, мышление, самостоятельность;
  • воспитывать организованность, умение работать сообща.

Оргмомент

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

– Начинаем наш урок русского языка с логической задачи.

Учитель: Ежи и мыши решили подружиться и купили друг другу подарки: калоши и лыжи. Мыши купили ежам калоши. А что подарили ежи?

Ученик: Ежи и мыши решили подружиться и купили друг другу подарки: калоши и лыжи. Мыши купили ежам калоши. Значит, ежи подарили мышам лыжи.

Учитель: Установите, какие буквосочетания имеются в названиях животных и подарках?

Ученик: В названиях животных и подарках имеются буквосочетания жи-ши.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученик: Темы урока русского языка «Сочетания жи-ши».

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цели, используя опорные слова, расположенные на доске.

Ученик: Цель урока познакомиться с правилом написания сочетания жи-ши; учиться писать слова с сочетаниями жи-ши.

Учитель: Тема урока обозначена, цели поставлены, приступаем к их реализации. Работу начнем с минутки чистописания

Учитель: Буква, с которой мы будем работать на минутке чистописания, находится в одном из слов логической задачи, которая является названием животного и обозначает: согласный, звонкий парный, твердый непарный звук. Какая это буква, и в каком слове она находится?

Ученик: На чистописании будем писать букву Ж, так как она в логической задаче находится в слове ежи, обозначает согласный, звонкий перный, твердый непраный звук.
Далее идет работа над отработкой правильного написания буквы.

Учитель: Составьте цепочку из букв Ж и других изученных букв

(Учащиеся предлагают несколько вариантов цепочек, а тетрадь записывают не менее 2 вариантов)

Учитель: Продолжим работу над темой урока. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадаете и запомните отгадки в том порядке, в котором они прозвут.

Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим.
Уж такой у нас режим. Лыжи

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. Ёжик

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … Жираф

Что за маленький народ?
Кошке спать он не даёт,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает. Мыши

Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идёт – у нас работа:
Топать – шлепать по болотам. Галоши

Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … Кувшин

Учитель: Назовите отгадки в том порядке, в котором они прозвучали.

(Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Посмотрите на доску.

На доске запись (слова записаны в два столбика)

Учитель:Прочитайте слова первого столбика.
– Какое буквосочетание одинаковое вы заметили в этих словах?

Ученик: В словах первого столбика одинаковое буквосочетание ЖИ

Учитель: Прочитайте слова второго столбика.
– Какое одинаковое буквосочетание в этом столбике ?

Ученик: В словах второго столбика одинаковое буквосочетание ШИ

Учитель: Произнесите эти сочетания и сформулируйте правило.

Ученик: Сочетание ЖИ-ШИ пишется с буквой И.

Учитель: Как вы думаете, почему так повелось в русском языке – писать ЖИ – ШИ с буквой И, а не с Ы, как нам слышится?

(Учитель читает сказку про буквы Ж и Ш )

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученик: Сочетания ЖИ-ШИ всегда пишем с буквой

Учитель: А сейчас проведем физкультминутку и еще раз повторим правило. Если в слове вы услышите буквосочетание ЖИ – наклоны туловища, если ШИ – приседание. Будьте внимательны.

Кто поработал – едой себя тешит.
Кто не работал – затылок чешет.
Только трудом держится дом.
Поработай с душой – станут любоваться.
Поработай без души – станут насмехаться.
У лентяя подол горит, а он греется лежит.
Покажи себя в работе – будешь в почете.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Учитель: Продолжим работу по теме урока. У каждого на столе лежат карточки. Посмотрите на данную запись и сформулируйте задание.

Ученик: Нужно составить как можно больше слов с тем сочетанием , которое дано в центре.

Проверяется выполнение задания учащимися и полученные слова записываются в тетрадь по вариантам.

Учитель: Посмотрите на доску.

На доске слоги: НА МА

– Добавьте к этим двум слогам еще один слог по теме урока и у вас получится новое словарное слово.

Ученик: Если к двум слогам добавим слог ШИ, то получим слово МАШИНА.

Учитель: Что оно обозначает?

(Заслушиваются высказывания учащихся)

Учитель: Слово « машина» пришло к нам из французского языка. Машина – механическое устройство, которое движется или совершает какую-нибудь работу.

Машина любит ласку, чистоту и смазку.
Где много говорят, там машины стоят.

Учитель: Составьте предложение, используя слово из словаря.

Учитель: Вспомните названные предложения и запишите в тетрадь только то, в котором словарное слово « машина» стоит на втором месте.

Учитель: Прочитайте слова каждого столбика. Подберите подходящее по смыслу слово:

летучие ландыши
душистые ежи
колючие мыши
густые стрижи
проворные камыши

Запись в тетрадь слов с сочетанием ЖИ – ШИ, закрыв второй столбик. Выделить изученную орфограмму.

(Взаимопроверка выполненной работы)

Учитель: Подошел к концу урок. Пора подвести итоги.

– С каким правилом сегодня познакомились?

Рефлексия

– Устроились поудобнее, положите головку, закройте глазки и послушайте небольшой рассказ.

Наступает весна. Природа просыпается после длинного сна. Не по-весеннему голубое, чаще светит яркое солнышко. Бегут по дорожкам ручейки. Весело начинают щебетать птицы. Радостно на земле и на небе, в сердце человека.
А все дети любят запускать кораблики по воде. И сегодня мы сделаем тоже самое. Те, кому было комфортно и хорошо на уроке, кто всё понял – запустит на наш ручеек – розовый кораблик.

Урок русского языка на тему » Правописание жи-ши»(2 класс)

Урок русского языка во 2 классе

«Правописание сочетаний жи — ши».

Дата проведения: 20.12.16г.

Образовательная: уточнить представление учащихся о звуках[ж], [ш], [ц] как твердых. Учить писать сочетания жи-ши, формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работ, чистоту.

знать, в каких сочетаниях пишутся жи-ши.

уметь применять изученную орфограмму на письме;

развивать орфографическую зоркость;

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приёмы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в парах, взаимопроверка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Выведение темы урока. Объяснение нового материала. Закрепление

Технология коммуникативных универсальных учебных действий

Работа в парах, оказывать взаимопомощь.

Технология личностных учебных действий

Уважительное отношение к чужому мнению, развитие творческого воображения.

Физкультминутка. Смена видов деятельности

1. Организационный момент.

Ребята, к нам в гости пришел ваш хороший знакомый. Угадайте, кто это?

В городе цветочном

Кто же пришел к нам, ребята? (Незнайка) Слайд.

Незнайка не любит учиться. Давайте покажем ему, что учиться интересно. Для этого нам надо быть внимательными, активными и веселыми на уроке.

2.Актуализация знаний, умений, навыков.

-Ребята, какие орфограммы мы изучили с вами на прошлых уроках? (имена собственные) .Давайте вспомним. Слайды.

3.Определение темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на картинки и скажите есть в этих словах повторяющиеся слоги?

Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Давайте откроем тетрадки напишем эти буквы. Слайды.

5.Работа над темой урока.

А) Фонетическая работа.

-Что вы знаете о звуке ш? согласный, твердый, шипящий)

-Какие еще шипящие знаете? (ж, ч, щ).

-Какие согласные всегда твердые? (ж, ш ,ц )

-Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ)

Б) Словарная работа .

Ребята, Незнайка принес с собой загадки и думает, что мы с ними не справимся. Ну что попытаемся отгадать и правильно записать отгадки в тетрадь? (Да!)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( Машина)

А вы знаете, ребята, что первые машины с двигателем появились в 1806 году? В слове машина какое сочетание букв попадает под тему нашего урока? ( Жи — ши пиши с буквой и).

Запишем это слово в тетрадь и отгадаем следующие загадки.

Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…(жираф)

А как правильно написать это слово?

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут…(мыши)

Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь- вода в руке? (снежинка)

Запомните: в сочетаньях ЖИ и ШИ только И всегда пиши!

Вставьте буквы. Проверяем и читаем хором:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши.

Запомни- слоги жи и ши

Ты с буквой и всегда пиши!

Влево ножку, вправо ножку

Незнайка пляшет под гармошку.

То присядет, то привстанет

И нисколько не устанет.

Работа с карточками.

Дети получают карточки.

В л…су тиш…на там ж…вут разные ж…вотные лес- это дом для всего ж…вого друж… с лесом!

Спишите текст, вставляя буквы и разделив его на предложения, подчеркните жи и ши. Проверьте работу соседа по парте.

Кто выполнил без ошибок? Давайте проверим. Слайд.

-А какие правила поведения в лесу вы знаете?

Составьте красивые предложения. Подчеркните жи-ши.

В, тишина, лесу. Верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми.

Белка, в, грызет, дупле, ш…шки. В, спит, норе, еж…к.

-Кто желает прочитать, что получилось?

Устная оценка работ учащихся и выставление отметок.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог.

-Как вы думаете, Незнайке понравилось у нас?

-Что он узнал о правописании сочетаний жи и ши?

-Какое задание больше всего вам понравилось?

Выберите себе смайлик на доске. С каким настроением вы уходите с урока?

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Магомедова Зульфия МагомедовнаНаписать 212 02.10.2019

Номер материала: ДБ-718991

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.09.2019 54
    11.09.2019 71
    23.08.2019 327
    12.08.2019 59
    06.08.2019 76
    05.08.2019 212
    04.08.2019 112
    21.06.2019 87

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  • Что такое буквосочетания
  • Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
  • Исключения

Слово, буквосочетания, правописание, шипящие звуки.

Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научатся правописанию буквосочетаний в словах, познакомятся с исключениями.

Основное содержание урока

  1. Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. Это буквы «ж», «ш», «ч», «щ». [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’],[щ’] – всегда мягкие.

  1. После шипящих ж, ч, ш, щ в русских словах не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся буквы и, у, а.
  2. Буквосочетание – это такое сочетание нескольких букв, которое при произношении читается как один звук.

  1. В русском языке есть буквосочетания жи-ши-ча-ща-чу-щу:

Жираф, шило, чаща, чашка, чучело, щука

  1. Исключения: Брошюра, жюри, парашют, Жюль Верн

Разбор типового тренировочного задания

  1. Определи, на каких изображениях показаны слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, а на каких — нет. Перенеси картинки в соответствующие столбцы.

Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща

Слова с исключениями

Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща

Слова с исключениями

2) Выберите один правильный вариант ответа:

Выберите один правильный вариант ответа:

В каком из вариантов везде пишется буква «и»?

  1. Ш_повник, ш_ны, камыш_,
  2. Мал_ш, шл_м, ш_шка
  3. Ш_ло, ш_ба, ж_р


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-zhishi-klass-3864432.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3722/conspect/