Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → дом ик ;
- трава → трав ян ой;
- соловей → соловь ин ый;
- грустный → грустн о .
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мысл ишк а;
- снег → снеж ок ;
- рыба → рыб ешк а;
- человек → человеч ищ е.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение | туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность | печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество | свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- уч ить → уч еб а → учебник; уч еб ник ;
- цвет → цвет ист ый → цветист ость ; цвет ист ость .
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапк а → шапоч к а (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → вест очк а;
- вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лёт чик
- водопровод чик
- фонар щик
- бетон щик
- академ ик
- траг ик
- машин ист
- лингв ист
- писа тель
- чита тель .
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
- -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
- -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
- -ист- (прерыв ист ый, золот ист ый);
- -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
- -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотр е ть
- пил и ть
- мурлык а ть
- пол о ть
- развед ыва ть
- раскраш ива ть
- бесед ова ть
- танц ева ть
- стук ну ть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыка ть — мурлыка л ;
- отвози ть — отвози л ;
- засея ть — засея л ;
- возненавиде ть — возненавиде л .
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мурлыч ущ ий, бор ющ ийся);
- -им-/-ем- (принос им ый, беле ем ый);
- -вш-, -ш- (опа вш ий, принёс ш ий);
- -нн-, -енн-, -т- (развея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
- -а/-я (бега я , слыш а );
- -в, -вши, -ши (услыша в , скры вши сь, потряс ши ).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красив ее , красив ейш ий;
- весело — весел ее ;
- чисто — чищ е .
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
1. котёнк а , котёнк у
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот , кот ик, кот ище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Морфема в русском языке — примеры разбора слов
Термин морфема восходит к древнегреческому μορφή – форма, вид. Так называется минимальная единица языка, отличительные признаки которой:
- значимость – каждая морфема в слове несёт определённое значение;
- неделимость – членение приводит к утрате значения.
Например, слово подводный включает:
- корень вод , семантически связанный с понятием воды – бесцветной и безвкусной жидкости заданного химического состава;
- приставка под , выражающая значение «нахождение ниже»;
- суффикс н , служащий для образования прилагательных, то есть вносящий значение признака;
- окончание ый , указывающее на грамматические признаки (падеж, число, род).
В целом складывается единое толкование: признак по отношению к воде, выражающий расположение ниже её поверхности и принадлежащий предмету, наименование которого употреблено в начальной форме (муж. род, ед. число, им. пад.).
Классификация морфем
Корневые
Категория включает единственный элемент, по наименованию которого и названа.
Отличительный признак корня – обязательность. Слов, где он бы отсутствовал, не существует, хотя встречается слово с нулевым его выражением.
Вторая отличительная черта – способность существовать в слове индивидуально, без присоединения некорневых элементов (шоссе, вдруг, через, из и пр.)
Существующие определения корня не содержат исчерпывающей характеристики, каждое предполагает наличие исключений.
Морфема, содержащая базовое лексическое значение – исключает варианты с внеморфемной семантикой ( беседка – садовое архитектурное сооружение, состав слова не отражает смысла).
Общая часть родственных слов – недействительно для случаев отсутствия таковых (шимпанзе, отнюдь и пр., как и непроизводные вспомогательные слова, родственных не имеют).
Корни делятся на:
- свободные , не предполагающие ограничений в употреблении или отсутствии добавочных элементов ( лес – лес ной, под лес ок);
- связанные , выделяемые в словах, содержащих аффиксы, но вне соединения с ними не встречающиеся (на де ть – раз де ть – о де ваться).
Некорневые морфемы
Функционально этот тип делится на словообразу́юшие и формообразу́ющие .
Название | Вид | Место в слове | Примеры |
Приста́вка (пре́фикс) | Словообр. | В начале (или в начале второй части сложного слова). | на грузка само на водящийся |
Су́ффикс | Словообр. и формообр. | Посткорневое расположение. | чай ник лете л и |
По́стфикс | Словообр. и формообр. | После окончания. | учили сь наслаждает ся |
Оконча́ние (фле́ксия) | Формообр. | Завершение (при отсутствии постфикса) слова, реже – первой его части. | выставк а вернул и сь сем и десят и |
Классификация имеет варианты в зависимости от научной школы. Отмечаются и терминологические расхождения: аффиксами в рамках одной теории именуются все некорневые варианты, другая использует это название только для словообразующих – точка зрения, отражённая и в данной статье.
Словообразующие
Различаются позицией в слове. При словообразовании одновременно способны прибавляться к слову составляющие, располагающиеся с разных сторон корня. Элементы одного типа присоединяются только по одному.
Различия между видами представлены в таблице.
Приставки (префиксы) | Суффиксы (словообразоват.) |
Препозиционное расположение | Постпозиционное расположение |
В длинных словах приобретают факультативное ударение, слабее основного (све́рхполе́зный) | Меньшая самостоятельность в составе слова, тесная связь с корнем |
Не связаны с корневыми чередованиями | Влияние на выбор чередующихся гласных (уб е рёт – уб и р а ет) и согласных (рука – руч н ой) |
Не закреплены за определённой частью речи ( под снежник, под прыгнуть, под польный) | Закреплённость за определённой частью речи (-чив-, -лив- – прилагательные, -ива-, -ыва- – глаголы) |
Без участия посткорневых аффиксов не образуют слов, принадлежащих к части речи, отличной от исходной | Способность образовывать слова со сменой части речи (глина – сущ., глин ист ый – прил.) |
Обладают конкретным значением | Не только конкретные, но и абстрактные значения (-тель – тот, кто совершает действие, от наименования которого образуется слово: читать – чита тель , сеять — сея тель ; -н – абстрактное значение признака: туман – туман н ый, река — реч н ой) |
В языке частотны слова с разнотипными аффиксами ( по дорож ник ) или безаффиксные (путь), а также с включением одного-двух аффиксов обоих типов ( бес-про- свет- н-ость ). Максимальное отмеченное количество элементов одного типа – четыре.
Словообразовательная морфема, занимающая позицию после окончания и называемая постфиксом , вызывает разногласия по вопросу её включения в ту же категорию или выделения в самостоятельную. Также нет единого мнения по поводу перечня постфиксов: школьная программа относит к ним только -ся ( -сь ) или не выделяет вообще, альтернативная классификация причисляет к постфиксам также местоимённо-наречные -то , -либо и -нибудь (где- либо , кто- то ).
Формообразующие
Разновидность содержит морфемы-носители грамматических характеристик, не связанные с лексическим значением.
Название | Употребление | Функции | Примеры | |
Окончание (фле́ксия) | Изменяемые слова | Выражение грамматического значения | красив ый (муж. род, ед. число, им. пад.); скач ет (ед. число, II лицо) | |
Связь слов в синтаксических конструкциях | они вид ят (предикативн.); заросш ей дорогой (согласов.); рассмотреть картин у (управл.). | |||
Суффикс (формообр.) | Глаголы | прошедшего времени | Выражение грамматического значения | -л- ходи л , вез л а, сда л ось (вёз – нулевой ) |
условного наклонения | -л- сшиб л и бы, зна л бы (сшиб бы – нулевой ) | |||
повелительного наклонения | -и- привез и , полож и | |||
Прилагат. | простая сравнительная степень | -е-, -ее-, -ей- дольш е , быстр ее , длинн ей | ||
простая превосходная степень | -ейш-, -айш- мудр ейш ий, тиш айш ий |
Не имеют окончаний:
- части речи, которые не обладают непостоянными признаками (быстро – наречие, сидя – дееприч., на – предлог, что – союз, ого – междометие);
- неизменяемые, преимущественно заимствованные слова, относящиеся к способным изменяться частям речи (панно – сущ., хаки – прилаг.).
Относительно инфинитива высказываются две точки зрения. Приверженцы одной считают в нём -ть окончанием, что не вяжется с отсутствием непостоянных характеристик, но объясняет исключение из основы при словообразовании. Сторонники второй относят эту морфему к формообразующим суффиксам.
Причастия и деепричастия относятся исследователям как к самостоятельным частям речи, так и к глагольным формам. В зависимости от этого суффиксы, участвующие в их образовании, считаются либо словообразующими, либо формообразующими.
Постфикс -ся ( -сь ) образует как возвратные формы глаголов (мыть-мыть ся ), так и самостоятельные слова (улыбать ся ) и, соответственно, выступает то как словообразовательный, то как формообразовательный элемент.
Нулевое выражение морфем
Если элемент слова имеет звуко-буквенное выражение, а в отдельных вариантах его теряет, то в этом случае он определяется как нулевой.
Безоговорочно признаётся лингвистами наличие этого явления у флексий . Оно наблюдается у изменяемых слов, если окончание исчезает в определённых формах (забор – забор а , забор ом ; горяч – горяч а , горяч и ).
Нулевое выражение отсутствует у приставок .
Зафиксирован случай его появления у корня : вынуть
- вы- – приставка, указывающая на направление изнутри наружу ( вы глядывать, вы грузить);
- -ну – суффикс однократности (шаг ну ть, глот ну ть);
- -ть – окончание (по альтернативной классификации – суффикс) инфинитива.
При этом говорить об отсутствии корня в слове неверно, поскольку в однокоренных словах он получает звуко-буквенное выражение (вы ним ать).
Нет единства мнений по поводу существования нулевого суффикса . Эта морфема выделяется рядом лингвистов как словообразовательная при образовании, например, существительного от глагола (выход – от выходить) или прилагательного (зелень от зелёный) и как формообразовательная – в повелит. накл. глагола (подвинь, ляг). В школьном курсе это понятие отсутствует, а способ словообразования характеризуется как бессуффиксный.
Основа слова
Основа несёт полное лексическое значение слова. В её состав включаются словообразующие элементы. Однако в школьном курсе понятие формообразующего суффикса даётся или не даётся в зависимости от выбранной программы и относящихся к ней учебников. Если формообразовательные элементы включены в программу, то при морфемном разборе они не входят в основу ( познакоми -л-и- сь ). В противном случае из состава основы исключается только окончание ( познакомил -и- сь ).
Соединительные элементы в слове
Соединительные элементы (интерфи́ксы) используются в словах для соединения морфем. Традиционная лингвистика относит к этой категории:
- соединительные гласные:
- сам о ходный ( -о- );
- овц е водство ( -е- );
- шест и летний ( -и- );
- дв у составный ( -у- );
- звуковые сочетания между частями сложного слова:
- тр ёх этажный ( -ёх- );
- дв ух моторный ( -ух- ).
Альтернативный подход предполагает причисление к интерфиксам всех используемых при образовании и изменении слов вставных элементов, не вносящих дополнительного значения. В этом случае среди них также выделяются два типа.
Тип | Содержание | Примеры |
Словообразовательные | соединительные гласные | лес о воз, везд е ход, десят и процентный |
согласные, возникающие после корня перед суффиксом | петь – пе в чий, земной — зем л я | |
Формообразовательные | не несущие дополнительного значения элементы формообразования | дочь – доч ер и, сын – сын ов ья, время – врем ен а |
гласные перед -ть в глаголах | плав а ть, стер е ть |
В традиционном варианте согласные и группы букв, возникающие после корня, принято считать его наращениями, а гласные в глаголах и -ен- в падежах разносклоняемых существительных – суффиксами.
Суффикс
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 217.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 217.
В словообразовании есть особые единицы, которые служат для того чтобы образовывать новые слова – приставки и суффиксы, которые хоть и располагаются на разных позициях по отношению к корню, но имеют одну и ту же функцию. С помощью суффиксов не просто образуются новые слова – они могут превращать одни части речи в другие. Важность этой темы, которую проходят по русскому языку 7 класса, сложно переоценить.
Суффикс – зачем он нужен и его значения
Суффикс – это та часть слова, которая располагается за корнем. Она необходима для образования новых слов. Кроме того, суффиксы влияют на значение слова, придавая ему новые оттенки. Разобраться в этих словообразовательных особенностях поможет таблица.
Значение суффикса
Примеры
Называет большие предметы
Зубы – зубищи, лапы – лапищи
Сапог – сапожок, нога – ножка, кот – котенька
Называет животных и их детенышей
Слон – слониха, слоненок, лис – лисица, лисенок
Называет профессию, занятие
Учитель, строитель, дворник, футболист
Особую роль играют суффиксы и в именах прилагательных – они придают им разные оттенки значения. Кроме того, с помощью этой части слова от прилагательного можно образовать существительное: желтый – желтизна. Свои суффиксы есть и у глаголов, и у наречий.
Название этой части слова происходит от латинского suffixus, что в переводе означает “прикрепленный” – оно вполне отражает его словообразовательную особенность.
В некоторых случаях суффиксы необходимы для того, чтобы образовывать формы слова, чаще всего в прилагательных: добрый – добрее, добрейший (сравнительная и превосходная степени).
Также есть такие суффиксы и у глагола – так, -л- образует форму прошедшего времени: узнал, прошел, а и – форму повелительного наклонения – бери, иди.
В существительных именно суффикс иногда меняет число: друг – друзья, утенок – утята, а также может использоваться при переходе в косвенные падежи: мать – матери (Р.п.).
Таким образом, он имеет свои функции для разных частей речи.
Чтобы правильно выделить суффикс, нужно найти слово, от которого образовано рассматриваемое слово. После того, как в нем будет выделен корень, обнаружить часть, которая была к нему присоединена, не составит труда.
Самые распространенные ошибки при выделении суффиксов
Чаще всего их считают частью корня, особенно в таких сложных случаях, как со словами делегация, армия и им подобными. Но и часть корня могут отнести к суффиксу, как в словах юбочка, пилочка и др.
Наконец, часть корня слова тоже часто выделяют как суффикс: люблю.
Также большая путаница возникает с суффиксами, которые располагаются не как обычно, между корнем и окончанием, а в самом конце слова. Это глагольные суффиксы тся, ться и те, а также суффиксы неопределенных местоимений (их также три) – то, либо и нибудь.
Правописание суффиксов существительных
В существительных есть несколько суффиксов, правописание которых следует просто запомнить. Это -от-, -отн-я, -овн-я, -изн-, -ин-, -еств- , -ет-а, -есть-, -ищ-, -(ин)ств-.
Чередующиеся суффиксы чик и щик могут вызвать затруднения. Правило таково: чик пишется после таких согласных, как д, т, з, с и ж, для всех остальных нужен щик: груЗчик, но камеНщик.
Выбор между ек и ик может быть сделан только после того, как слово переведено в форму единственного числа и поставлено в родительный падеж. Если гласная в суффиксе остается (мальчик – мальчика), то пишется и, а если исчезает – то е (барашек – барашка).
Для ряда других суффиксов, а также написания этой части слова в прилагательных, глаголах и причастиях есть свои правила, и их довольно много.
Что мы узнали?
Суффикс – это часть слова, которая необходима для образования новых слов (иногда – их форм). В большинстве случаев он ставится после корня, но есть исключения, когда суффикс используется уже после окончания. Выделение суффикса – достаточно сложная задача, которая решается с помощью поиска слова, от которого було образовано разбираемое слово. При этом важно не включить суффикс в состав корня и не захватить часть корня в него. Особое внимание необходимо уделить правописанию суффиксов в разных частях речи, так как это очень непростой вопрос.
http://russkijyazyk.ru/morfema
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/suffiks-pravopisanie-tablica-7-klass.html