В каком месте располагается суффикс слове

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча — тучка
-ик-дождь — дождик
-ок-ветер — ветерок
-ичк-вода — водичка
-ник-Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь — печник
-щик-бетон — бетонщик
-тель-учить — учитель
-ист-связь — связист
-арь-воро­та — вратарь
-есть-Обозначает свой­ство
или качество
све­жий — свежесть
-от-пря­мой — прямота
-изн-белый — белизна
-ищ-Называет местопожар — пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → вест очк а;
  • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Морфема в русском языке — примеры разбора слов

Термин морфема восходит к древнегреческому μορφή – форма, вид. Так называется минимальная единица языка, отличительные признаки которой:

  • значимость – каждая морфема в слове несёт определённое значение;
  • неделимость – членение приводит к утрате значения.

Например, слово подводный включает:

  • корень вод , семантически связанный с понятием воды – бесцветной и безвкусной жидкости заданного химического состава;
  • приставка под , выражающая значение «нахождение ниже»;
  • суффикс н , служащий для образования прилагательных, то есть вносящий значение признака;
  • окончание ый , указывающее на грамматические признаки (падеж, число, род).

В целом складывается единое толкование: признак по отношению к воде, выражающий расположение ниже её поверхности и принадлежащий предмету, наименование которого употреблено в начальной форме (муж. род, ед. число, им. пад.).

Классификация морфем

Корневые

Категория включает единственный элемент, по наименованию которого и названа.

Отличительный признак корня – обязательность. Слов, где он бы отсутствовал, не существует, хотя встречается слово с нулевым его выражением.

Вторая отличительная черта – способность существовать в слове индивидуально, без присоединения некорневых элементов (шоссе, вдруг, через, из и пр.)

Существующие определения корня не содержат исчерпывающей характеристики, каждое предполагает наличие исключений.

Морфема, содержащая базовое лексическое значение – исключает варианты с внеморфемной семантикой ( беседка – садовое архитектурное сооружение, состав слова не отражает смысла).

Общая часть родственных слов – недействительно для случаев отсутствия таковых (шимпанзе, отнюдь и пр., как и непроизводные вспомогательные слова, родственных не имеют).

Корни делятся на:

  • свободные , не предполагающие ограничений в употреблении или отсутствии добавочных элементов ( лес – лес ной, под лес ок);
  • связанные , выделяемые в словах, содержащих аффиксы, но вне соединения с ними не встречающиеся (на де ть – раз де ть – о де ваться).

Некорневые морфемы

Функционально этот тип делится на словообразу́юшие и формообразу́ющие .

НазваниеВидМесто в словеПримеры
Приста́вка (пре́фикс)Словообр.В начале (или в начале второй части сложного слова).на грузка
само на водящийся
Су́ффиксСловообр. и формообр.Посткорневое расположение.чай ник
лете л и
По́стфиксСловообр. и формообр.После окончания.учили сь
наслаждает ся
Оконча́ние (фле́ксия)Формообр.Завершение (при отсутствии постфикса) слова, реже – первой его части.выставк а
вернул и сь
сем и десят и

Классификация имеет варианты в зависимости от научной школы. Отмечаются и терминологические расхождения: аффиксами в рамках одной теории именуются все некорневые варианты, другая использует это название только для словообразующих – точка зрения, отражённая и в данной статье.

Словообразующие

Различаются позицией в слове. При словообразовании одновременно способны прибавляться к слову составляющие, располагающиеся с разных сторон корня. Элементы одного типа присоединяются только по одному.

Различия между видами представлены в таблице.

Приставки (префиксы)Суффиксы (словообразоват.)
Препозиционное расположениеПостпозиционное расположение
В длинных словах приобретают факультативное ударение, слабее основного (све́рхполе́зный)Меньшая самостоятельность в составе слова, тесная связь с корнем
Не связаны с корневыми чередованиямиВлияние на выбор чередующихся гласных (уб е рёт – уб и р а ет) и согласных (рука – руч н ой)
Не закреплены за определённой частью речи ( под снежник, под прыгнуть, под польный)Закреплённость за определённой частью речи (-чив-, -лив- – прилагательные, -ива-, -ыва- – глаголы)
Без участия посткорневых аффиксов не образуют слов, принадлежащих к части речи, отличной от исходнойСпособность образовывать слова со сменой части речи (глина – сущ., глин ист ый – прил.)
Обладают конкретным значениемНе только конкретные, но и абстрактные значения (-тель – тот, кто совершает действие, от наименования которого образуется слово: читать – чита тель , сеять — сея тель ; -н – абстрактное значение признака: туман – туман н ый, река — реч н ой)

В языке частотны слова с разнотипными аффиксами ( по дорож ник ) или безаффиксные (путь), а также с включением одного-двух аффиксов обоих типов ( бес-про- свет- н-ость ). Максимальное отмеченное количество элементов одного типа – четыре.

Словообразовательная морфема, занимающая позицию после окончания и называемая постфиксом , вызывает разногласия по вопросу её включения в ту же категорию или выделения в самостоятельную. Также нет единого мнения по поводу перечня постфиксов: школьная программа относит к ним только -ся ( -сь ) или не выделяет вообще, альтернативная классификация причисляет к постфиксам также местоимённо-наречные -то , -либо и -нибудь (где- либо , кто- то ).

Формообразующие

Разновидность содержит морфемы-носители грамматических характеристик, не связанные с лексическим значением.

НазваниеУпотреблениеФункцииПримеры
Окончание (фле́ксия)Изменяемые словаВыражение грамматического значениякрасив ый (муж. род, ед. число, им. пад.);
скач ет (ед. число, II лицо)
Связь слов в синтаксических конструкцияхони вид ят (предикативн.);
заросш ей дорогой (согласов.);
рассмотреть картин у (управл.).
Суффикс (формообр.)Глаголыпрошедшего времениВыражение грамматического значения-л-
ходи л , вез л а, сда л ось
(вёз – нулевой )
условного наклонения-л-
сшиб л и бы, зна л бы
(сшиб бы – нулевой )
повелительного наклонения-и-
привез и , полож и
Прилагат.простая сравнительная степень-е-, -ее-, -ей-
дольш е , быстр ее , длинн ей
простая превосходная степень-ейш-, -айш-
мудр ейш ий, тиш айш ий

Не имеют окончаний:

  1. части речи, которые не обладают непостоянными признаками (быстро – наречие, сидя – дееприч., на – предлог, что – союз, ого – междометие);
  2. неизменяемые, преимущественно заимствованные слова, относящиеся к способным изменяться частям речи (панно – сущ., хаки – прилаг.).

Относительно инфинитива высказываются две точки зрения. Приверженцы одной считают в нём -ть окончанием, что не вяжется с отсутствием непостоянных характеристик, но объясняет исключение из основы при словообразовании. Сторонники второй относят эту морфему к формообразующим суффиксам.

Причастия и деепричастия относятся исследователям как к самостоятельным частям речи, так и к глагольным формам. В зависимости от этого суффиксы, участвующие в их образовании, считаются либо словообразующими, либо формообразующими.

Постфикс -ся ( -сь ) образует как возвратные формы глаголов (мыть-мыть ся ), так и самостоятельные слова (улыбать ся ) и, соответственно, выступает то как словообразовательный, то как формообразовательный элемент.

Нулевое выражение морфем

Если элемент слова имеет звуко-буквенное выражение, а в отдельных вариантах его теряет, то в этом случае он определяется как нулевой.

Безоговорочно признаётся лингвистами наличие этого явления у флексий . Оно наблюдается у изменяемых слов, если окончание исчезает в определённых формах (забор – забор а , забор ом ; горяч – горяч а , горяч и ).

Нулевое выражение отсутствует у приставок .

Зафиксирован случай его появления у корня : вынуть

  • вы- – приставка, указывающая на направление изнутри наружу ( вы глядывать, вы грузить);
  • -ну – суффикс однократности (шаг ну ть, глот ну ть);
  • -ть – окончание (по альтернативной классификации – суффикс) инфинитива.

При этом говорить об отсутствии корня в слове неверно, поскольку в однокоренных словах он получает звуко-буквенное выражение (вы ним ать).

Нет единства мнений по поводу существования нулевого суффикса . Эта морфема выделяется рядом лингвистов как словообразовательная при образовании, например, существительного от глагола (выход – от выходить) или прилагательного (зелень от зелёный) и как формообразовательная – в повелит. накл. глагола (подвинь, ляг). В школьном курсе это понятие отсутствует, а способ словообразования характеризуется как бессуффиксный.

Основа слова

Основа несёт полное лексическое значение слова. В её состав включаются словообразующие элементы. Однако в школьном курсе понятие формообразующего суффикса даётся или не даётся в зависимости от выбранной программы и относящихся к ней учебников. Если формообразовательные элементы включены в программу, то при морфемном разборе они не входят в основу ( познакоми -л-и- сь ). В противном случае из состава основы исключается только окончание ( познакомил -и- сь ).

Соединительные элементы в слове

Соединительные элементы (интерфи́ксы) используются в словах для соединения морфем. Традиционная лингвистика относит к этой категории:

  1. соединительные гласные:
  • сам о ходный ( -о- );
  • овц е водство ( -е- );
  • шест и летний ( -и- );
  • дв у составный ( -у- );
  1. звуковые сочетания между частями сложного слова:
  • тр ёх этажный ( -ёх- );
  • дв ух моторный ( -ух- ).

Альтернативный подход предполагает причисление к интерфиксам всех используемых при образовании и изменении слов вставных элементов, не вносящих дополнительного значения. В этом случае среди них также выделяются два типа.

ТипСодержаниеПримеры
Словообразовательныесоединительные гласныелес о воз, везд е ход, десят и процентный
согласные, возникающие после корня перед суффиксомпеть – пе в чий,
земной — зем л я
Формообразовательныене несущие дополнительного значения элементы формообразованиядочь – доч ер и,
сын – сын ов ья,
время – врем ен а
гласные перед -ть в глаголахплав а ть, стер е ть

В традиционном варианте согласные и группы букв, возникающие после корня, принято считать его наращениями, а гласные в глаголах и -ен- в падежах разносклоняемых существительных – суффиксами.

Суффикс

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 217.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 217.

В словообразовании есть особые единицы, которые служат для того чтобы образовывать новые слова – приставки и суффиксы, которые хоть и располагаются на разных позициях по отношению к корню, но имеют одну и ту же функцию. С помощью суффиксов не просто образуются новые слова – они могут превращать одни части речи в другие. Важность этой темы, которую проходят по русскому языку 7 класса, сложно переоценить.

Суффикс – зачем он нужен и его значения

Суффикс – это та часть слова, которая располагается за корнем. Она необходима для образования новых слов. Кроме того, суффиксы влияют на значение слова, придавая ему новые оттенки. Разобраться в этих словообразовательных особенностях поможет таблица.

Значение суффикса

Примеры

Называет большие предметы

Зубы – зубищи, лапы – лапищи

Сапог – сапожок, нога – ножка, кот – котенька

Называет животных и их детенышей

Слон – слониха, слоненок, лис – лисица, лисенок

Называет профессию, занятие

Учитель, строитель, дворник, футболист

Особую роль играют суффиксы и в именах прилагательных – они придают им разные оттенки значения. Кроме того, с помощью этой части слова от прилагательного можно образовать существительное: желтый – желтизна. Свои суффиксы есть и у глаголов, и у наречий.

Название этой части слова происходит от латинского suffixus, что в переводе означает “прикрепленный” – оно вполне отражает его словообразовательную особенность.

В некоторых случаях суффиксы необходимы для того, чтобы образовывать формы слова, чаще всего в прилагательных: добрый – добрее, добрейший (сравнительная и превосходная степени).

Также есть такие суффиксы и у глагола – так, -л- образует форму прошедшего времени: узнал, прошел, а и – форму повелительного наклонения – бери, иди.

В существительных именно суффикс иногда меняет число: друг – друзья, утенок – утята, а также может использоваться при переходе в косвенные падежи: мать – матери (Р.п.).

Таким образом, он имеет свои функции для разных частей речи.

Чтобы правильно выделить суффикс, нужно найти слово, от которого образовано рассматриваемое слово. После того, как в нем будет выделен корень, обнаружить часть, которая была к нему присоединена, не составит труда.

Самые распространенные ошибки при выделении суффиксов

Чаще всего их считают частью корня, особенно в таких сложных случаях, как со словами делегация, армия и им подобными. Но и часть корня могут отнести к суффиксу, как в словах юбочка, пилочка и др.

Наконец, часть корня слова тоже часто выделяют как суффикс: люблю.

Также большая путаница возникает с суффиксами, которые располагаются не как обычно, между корнем и окончанием, а в самом конце слова. Это глагольные суффиксы тся, ться и те, а также суффиксы неопределенных местоимений (их также три) – то, либо и нибудь.

Правописание суффиксов существительных

В существительных есть несколько суффиксов, правописание которых следует просто запомнить. Это -от-, -отн-я, -овн-я, -изн-, -ин-, -еств- , -ет-а, -есть-, -ищ-, -(ин)ств-.

Чередующиеся суффиксы чик и щик могут вызвать затруднения. Правило таково: чик пишется после таких согласных, как д, т, з, с и ж, для всех остальных нужен щик: груЗчик, но камеНщик.

Выбор между ек и ик может быть сделан только после того, как слово переведено в форму единственного числа и поставлено в родительный падеж. Если гласная в суффиксе остается (мальчик – мальчика), то пишется и, а если исчезает – то е (барашек – барашка).

Для ряда других суффиксов, а также написания этой части слова в прилагательных, глаголах и причастиях есть свои правила, и их довольно много.

Что мы узнали?

Суффикс – это часть слова, которая необходима для образования новых слов (иногда – их форм). В большинстве случаев он ставится после корня, но есть исключения, когда суффикс используется уже после окончания. Выделение суффикса – достаточно сложная задача, которая решается с помощью поиска слова, от которого було образовано разбираемое слово. При этом важно не включить суффикс в состав корня и не захватить часть корня в него. Особое внимание необходимо уделить правописанию суффиксов в разных частях речи, так как это очень непростой вопрос.


источники:

http://russkijyazyk.ru/morfema

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/suffiks-pravopisanie-tablica-7-klass.html