В каком правописание суффикса является исключением из правила карманный

Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)»

Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).

К каждому из заданий 1 — 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 — 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случиласьпренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(14) – А просто так…

(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?(По В. Пескову)

В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?

Нужно жалеть лесных обитателей.

Человека нужно с детства учить любить природу.

Природу нужно беречь.

Уничтожение природы приведет человечество к гибели.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.

Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»

прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный

Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.

Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.

Соотнесите орфограммы и слова.

Пример слова орфограммой

А) Проверяемые безударные гласные в корне слова

Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова

В) Чередующиеся гласные в корне

Г) Непроизносимые согласные

Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.

Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения Море в темноте спокойно и величаво.

Среди предложений 1 — 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.

Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.

Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.

Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н-нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).

К каждому из заданий 1 — 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 — 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(14) – А просто так…

(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?

Утраты в природе невосполнимы.

Каждый человек в ответе за сохранение природы.

Нужно с детства учить любить природу.

Люди должны любить природу.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.

Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».

прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный

Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?

Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.

Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Соотнесите орфограммы и слова

Пример слова орфограммой

А) Проверяемые безударные гласные в корне слова

Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова

В) Чередующиеся гласные в корне

Г) Непроизносимые согласные

Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложенияВ этих местах поля широки и привольны.

Среди предложений 10 — 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.

«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».

Укажите количество грамматических основ в предложении № 8

Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Ра(н-нн)ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_рямедленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_корасст_лающийся по равнин_ собирается в (не)большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца.

Суффиксы прилагательных: когда правописание суффикса является исключением из правила?

Что такое суффикс? Какие правила существуют для суффиксов имен прилагательных? В каком случае правописание суффикса является исключением из правила? Чтобы ответить на эти вопросы, придется хорошенько вспомнить школьную программу, а, возможно, и углубиться в лингвистику.

Коротко о морфемах

Для начала стоит вспомнить, какие морфемы или части слова выделяются в русском языке.

Необходимая и наиболее содержательная морфема — корень. В то время как существует множество слов, лишенных приставок, суффиксов, окончаний (служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, например: атташе, шимпанзе), слов без корня попросту не существует. Словообразующие морфемы помогают образовывать новые слова. Приставка предшествует корню или другой приставке, а суффикс всегда следует за корнем либо еще одним суффиксом.

Суффиксы бывают формообразующими – они не создают новых слов, но дают возможность слову менять форму. Чаще всего это относится к глаголам. Например, в слове «писать»: «-ть-» – суффикс образования инфинитива. В форме же «писал»: «-л-» — суффикс прошедшего времени. В словах «писала», «писали» после этого суффикса следуют окончания женского рода или множественного числа.

Окончание всегда является формообразующим и следует обычно после остальных морфем, которые в сумме образуют основу (за исключением слов с постфиксами: «умывалась» – окончание «-а-«, постфикс «-сь»). Окончание показывает значения рода, лица, числа и падежа или хотя бы одно из этих значений.

Классификация суффиксов прилагательных по смыслу

Провести строгое деление суффиксов имен прилагательных по смыслу трудно. Дело в том, что многие из них имеют несколько значений. Все же существуют основные группы этих суффиксов:

  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы «-оньк-«,»-еньк-«: хорошенький, легонький.
  • Качественные суффиксы «-аст-» («-ат-«), «-ист-«, «-лив-«, «-чат-» и некоторые другие: зубастый, волосатый, пушистый, заботливый, узорчатый.
  • Суффиксы «-оват-«, «-еват-» означают ослабление качеств прилагательных: синеватый, сладковатый.
  • Суффиксы и для обозначения названий местности, например, «-ск-«, «-енск-«, «-инск»: московский, пензенский, кубинский.
  • Суффиксы для образования притяжательных прилагательных, к примеру, «-ин-«: куриный, папин. Смысловых групп суффиксов прилагательных великое множество.
  • Суффиксы со значением материала одни из самых многочисленных. «-Ов-«, «-ев-«, «-ан-«, «-ян-«, «-енн-«: дубовый, соевый, кожаный, ледяной, тыквенный. И именно эти суффиксы имеют более широкое значение, к примеру «-ан-«, «-ян-» означают не только материал, но и предназначенность помещения для чего-либо (платяной шкаф, дровяной сарай) или способ работы на чем-либо (торфяной, ветряной).

Правописание суффиксов богато на школьные правила и исключения из них. Буква «-н-«, которая может идти в одиночку, а может быть удвоенной, часто оказывается камнем преткновения не только для школьников, но и для взрослых, забывших правила. Поэтому будет полезным их вспомнить.

Правописание буквы «-н-» в суффиксах прилагательных

Разберемся с загадочной буквой «-н-«! Существуют суффиксы, которые всегда пишутся с двумя «н»: «-онн-«, «-енн-«. Как их определить? Суффикс, как известно, идет после корня: утр-енн(ий), революци-онн(ый).

Также удвоенная «-н-» всегда встречается в словах с корнем, оканчивающимся на «-н-» и суффиксом «-н-«. Это логично. Последняя согласная корня и суффикс складываются, и никакая из этих букв не выпадает. К примеру: лимон-н(ый), весен-н(ий).

Некоторые прилагательные с «-н-» в корне не имеют суффикса вообще. Это такие слова как: юный, свиной.

Суффиксы «-ан-«, «-ян-» пишутся с одной «н»: песчаный, глиняный. Когда же правописание суффиксов является исключением из правил? В случае с данным суффиксом — деревянный, стеклянный, оловянный.

Ветреный и масленый

Интересны случаи со словами «ветреный» и «масленый». Они тоже являются примером исключения из правил правописания суффиксов. От слова «ветер» образуется целых два прилагательных – «ветреный» и «ветряной». «Ветреный» – то же, что «с ветром», как в прямом, так и переносном смысле: ветреное утро, ветреный человек.

«Ветряной» означает «при помощи ветра», например: ветряная мельница. В первом случае выделяется суффикс «–ен-«, который в качестве исключения пишется с одной «-н-«.

От слова «масло» также образуется два прилагательных: масленый и масляный. Как же не запутаться? «Масленый» – намазанный, покрытый маслом. По своему происхождению это слово очень близко к причастию от глагола «маслить» (сравн.: «жарить» – «жареный»): масленый блин, масленые глаза (как политые маслом), масленая неделя (когда блины мажут маслом). «Масляный» же – сделанный из масла или на основе масла: масляное пятно, масляная краска.

Какие еще есть правила?

Существуют ли еще правила для суффиксов прилагательных? Разумеется. Суффиксы «-ив-«, «-ев-» под ударением следует писать «-ив-«, без ударения «-ев-«: игривый, ленивый, льстивый, но фасолевый, полевой. Исключением из правила является правописание суффикса «-ив-» в безударном положении в словах: милостивый, юродивый.

Суффиксы «-лив-«, «-чив-» нужно писать через «-и-«, так как суффиксов «-лев-» и «-чев-» в нашем языке попросту не существует. Именно поэтому пишутся они одинаково, независимо от ударения: счастливый и удачливый.

Суффиксы «-ев-«, «-евит-«, «-еват-» следует писать после мягких согласных, шипящих и «ц»: синеватый, плюшевый, молодцеватый.

Суффиксы «-ов-«, «-овит-«, «-оват-» пишут после твердых согласных, кроме «ц»: садовый, ядовитый, сероватый.

Суффикс «-ск-» пишется после большинства согласных. Лишь буквы «к», «ц», «ч» вызывают его опрощение до «к», а в основе возникает чередование исходной согласной с «ц»: моряк — моряцкий, немец — немецкий.

Богатство русского языка

Разные учебники и разные сайты выделяют разное количество правил. Поэтому есть много ответов на вопрос, когда правописание суффикса является исключением из правил. И это немудрено — русский язык сложен и тонок, многое в нем уже не подчиняется современной логике, а сохранено исторически. Эти случаи обычно и составляют исключения.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 3. Правописание суффиксов

Суффикс — лат. суффиксус — «прикрепленный»; буквально: «подставленный к корню» — значимая часть слова, которая обычно служит для образования слов.

3.1. Правописание н-нн в суффиксах разных частей речи
3.1.1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого суффикса было образовано данное прилагательное.
Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.

Выясните, от какого существительного образовано слово

Пишите НН

Пишите Н

Если одна Н находится в основе сущ., а вторая Н является суффиксом прилагательного:
истина — истин +ный

Если перед вами суффикс -ИН-:
зверь — звериный

Если перед вами суффиксы -ЕНН- / -ОНН-:
листв(а) — лиственный
станци(я) — станционный
Исключения:
ветреный
но: безветренный
подветренный

Если перед вами суффиксы -АН- / -ЯН-:
серебр(о) — серебряный
кож(а) — кожаный
Исключения:
стеклянный
оловянный
деревянный
постоянный
безымянный

Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ShowPicture(«image011.gif»); пустынна ).

Запомните!
Случаи, правописание которых не регулируется данным правилом:
Зеленый; Подлинный;
юный; гуманный.
единый;
румяный;
бараний;
свиной.

3.1.2. Н и НН в полных отглагольных прилагательных и причастиях

Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.

В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется при наличии любого из отмеченных ниже условий.
Условия написания НН:

1) в слове есть приставка (не считая приставки НЕ-):
покрашенный (приставка ПО-);
некрашеный (нет условий для НН);
неокрашенный (приставка О-).

2) у причастия есть зависимое слово:
груженная тесом баржа (тесом — зависимое слово).

3) в слове есть -ОВА- / -ЕВА-:
Мел ова нная бумага .
Исключения:
жеваный ;
кованый.

4) слово образовано от глагола совершенного вида (вопрос что сделать?):
решенное дело (решить — сов. в.).
Исключение:
раненый.

Запомните! Случаи вне правила (их написание надо запомнить):

медленный
данный
желанный
священный
нечаянный
невиданный
неслыханный
негаданный
доморощенный и др.

смышленый

Обратите внимание!
Исключения кованый, жеваный и раненый могут писаться с двумя Н, когда при них стоят зависимые слова (см. условие 2)) либо приставки (см. условие 1)).
КоваННый оружейником меч ( оружейником — зависимое слово).
РанеННый в плечо боец (в плечо — зависимое слово).
СковаННые руки ( приставка С-).
ПоранеННый палец (приставка ПО-).

Особое внимание обратите на слова с несколькими корнями типа сырокопченый и быстрозамороженный. Само по себе наличие двух корней не является условием для двойного Н.
СвежеморожеНый.
ТяжелоранеНый.

Чтобы в суффиксе таких слов появилось два Н, должно появиться одно из условий, отмеченных в правиле.
СвежескошеННый (приставка С- перед корнем -КОШ-).

Часто случается, что в слове налицо сразу несколько условий для написания НН.
ОблицоваННая кафелем ванная комната — приставка ОБ-, суффикс -ОВА-, зависимое слово кафелем.

3.1.3. Н и НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких причастиях

Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе; она всегда собран..а и организован..а.

1. В кратких причастиях пишем одно Н.

Долина ограничена горами;
Средства были изысканы к сроку.

2. В кратких отглагольных прилагательных, образованных от причастий, пишем НН. (Эти прилагательные потеряли прежнее глагольное значение.)

Поступки рискованны;
Она была изысканна и загадочна;
Действия неуравновешенны.

3.1.4. Н и НН в наречиях на -О / -Е и в существительных, образованных от прилагательных и причастий

Нефтян..ик; плен..ик; путан..о говорил; взволнован..о слушал.

Все подобные слова образованы от форм на -ЫЙ / -ОЙ (от причастий или прилагательных). В них пишется столько же Н, сколько Н было в соответствующей форме на -ЫЙ / -ОЙ.

Гривенник (от прилагательного гривенный);
Озабоченно говорил (от причастия озабоченный).

Запомните правописание следующих слов:
приданое бесприданница
масленица племянник
труженик ставленник
мученик

3.2. Правописание суффиксов существительных
Большинство суффиксов имен существительных следует запоминать. Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

3.2.1. Правописание этих суффиксов следует запомнить.

-от-
-отн-я
-овн-я

-изн-

-ин-

-еств-
-ет-а
-есть-

высота
беготня
болтовня

новизна

тишина

отчество
суета
свежесть

-ищ-

-(ин)ств-

чудища

большинство
достоинство ;

3.2.2. Выбор -ЧИК- / -ЩИК-

После букв Д — Т; З — С; Ж пишется
-чик-.

В остальных случаях пишется
— щик-.

Смазчик
наладчик
перебежчик

Кменщик
наборщик

3.2.3. Выбор суффиксов -ЕК- / -ИК-

Выбор осуществляется по форме родительного падежа (нет КОГО? ЧЕГО?).

Если «нет … -ика»
(гласный в суффиксе остается),
пишем -ик-.

Если «нет … -ка»
(гласный в суффиксе выпадает), пишем -ек-.

Мальчик (нет мальчика)

Барашек (нет барашка)

3.2.4. Выбор -ЕЦ- / -ИЦ-

Пишется -ец-

Пишется -иц-

1) если существительное мужского рода:
выходец
2) если ударение на последнем слоге:
пальтецо

В остальных случаях:
платьице

3.2.5. Выбор -УШК- / -ЫШК-

Пишем -ышк-

Пишем -ушк- (-юшк-)

В существительных среднего рода:
бревнышко

В существительных мужского и женского рода:
нет хлебушка ;
хозяюшка .

3.3. Правописание суффиксов прилагательных

Большинство суффиксов имен прилагательных следует запоминать.
Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

3.3.1. Правописание этих суффиксов прилагательных следует запомнить.

-чив-

-лив-

усидчивый
обманчивый

завистливый
опасливый
податливый

-чат-

-ист-

перепончатый
веснушчатый
Запомните:
дощатый

мясистый
наваристый

3.3.2. Выбор суффиксов -К- и -СК-

Пишется -к-

Пишется -ск-

1) Если прилагательное имеет краткую форму:
узок — узкий;
мерзок — мерзкий .
2) Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (при этом к и ч превращаются в ц):
немец — немецкий ;
рыбак — рыбацкий;
ткач — ткацкий.
Исключения:
большевик — большевистский;
узбек — узбекский.

Во всех остальных случаях:
матрос — матросский;
француз — французский;
богатырь — богатырский.

3.3.3. Выбор суффиксов -ив-, -ев-

-ив-
под ударением

-ев-
без ударения

красивый
игривый

дождевой
сиреневый

Исключения: милостивый, юродивый

3.3.3. Выбор суффиксов -оные-, -еньк-

оньк-
после Г,К,Х

-еньк-
в остальных случаях

высоконький
лёгонький
сухонький

зелёненький
дешёвенький
тёпленький

3.4. Правописание суффиксов глаголов

3.4.1. В неопределенной форме глагола и в формах прошедшего времени обычно пишется один и тот же глагольный суффикс:
надеяться — надеялся ;
померить — померил .

Когда этот суффикс находится в безударном положении, его следует запоминать.

Запомни! Некоторые глаголы, написание суффиксов которых представляет проблему:
таять
сеять
веять
реять
лаять
надеяться
маяться
затеять
слышать
ненавидеть
видеть
зависеть
обидеть

отчаяться
чуять
выздороветь
опротиветь
опостылеть
обессилеть (самому)
клеить
верить
метить
бросить
обессмертить
разбавить
приблизиться
встревожиться
обессилить (кого-либо)

Различайте глаголы обессилеть (самому стать бессильным) и обессилить (кого-либо, что-либо) и другие, начинающиеся с приставок О- + -БЕЗ-/-БЕС- (обезлесеть, обезлесить; обезлюдеть, обезлюдить и т. п.).

Сравните:

Долгая дорога может обессилить путников.
Долгая дорога обессилила путников.
Болезни, обессилившие его, не прекращались.
Обессилив подчиненного изнурительной работой, начальник был вынужден отправить его на лечение.


Ср. формы будущего времени (написание зависит от спряжения):
обессилеть — обессилеет, обессилеют
обессилить — обессилит, обессилят

Например: Путники скоро обессилеют. Болезни обессилят любого.


3.4.2. Выбор -ЕВА- / -ОВА- и -ЫВА- / -ИВА- в глаголах

Исслед..вать, совет..вать, отклад..вать.

Поставьте глагол в форму 1 лица ед. ч. наст. (буд.) времени (я что делаю?).

Если в конце -ую / -юю, то пишется -ОВА- / -ЕВА-.
следую — следовать;
командую — командовать .

Если в конце -ываю / -иваю, то пишется ЫВА- / -ИВА.
сматываю — сматывать ;
рассчитываю — рассчитывать .

Обратите внимание!
По особому правилу пишутся глаголы на ударное -ВА́-. Перед ударным -ВА- обычно пишется гласная корня,
проверяемая ударением:
запЕть — запЕва́ть; подАть — подАва́ть.

Запомните случаи вне правила:
застрева́ть
затмева́ть
продлева́ть
намерева́ться
недоумева́ть

3.5. Правописание суффиксов причастий

3.5.1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ущ- / -ющ-.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -ащ- / -ящ-.

Звать (I спр.) — зовущий
Бороться (I спр.)борющийся

Строить (II спр.) — строящий
Дышать (II спр.) дышащий

3.5.2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ем- / -ом-.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс -им-.

знать (I спр.) — знаемый
нести (I спр.)несомый

мучить (II спр.) — мучимый
видеть (II спр.) видимый

3.5.3. Правописание гласной перед -В- / -ВШ- в суффиксах действительных причастий прошедшего времени

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

Здесь пишется та же гласная, что стоит в неопределенной форме глагола.
Затеять — затеявший.
Померить — померивший.

3.5.4. Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Измуч..нный; окраш..нный; увенч..нный.

Если неопределенная форма оканчивается на АТЬ / ЯТЬ, то пишется А / Я (в таких причастиях глагольный суффикс -А / -Я- сохраняется).

Если неопределенная форма оканчивается на другие буквы, пишется Е (здесь при образовании причастия пропадает глагольный суффикс, а на его месте возникает суффикс -ЕНН-).

посеять — посеянный;
настоять — настоянный

расстелить — расстеленный

3.6. Правописание суффиксов деепричастий
Зате..в; повер..в; застав..в.

В деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и в суффиксе неопределенной формы соответствующего глагола.
Увидеть — увидев;
Выслушать — выслушав.

3.7. Правописание суффиксов -А и -О в наречиях, образованных от кратких прилагательных
Пришли засветл..; забито наглух..; стоит слев..

Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»:
издавна (из окна);
справа (с окна).

Запомните:
смолоду; сроду; сослепу.

Обратите внимание!
Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О.
Досуха — образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна).
Доходчиво — образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.


источники:

http://fb.ru/article/371653/suffiksyi-prilagatelnyih-kogda-pravopisanie-suffiksa-yavlyaetsya-isklyucheniem-iz-pravila

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/8

Путешественники могут обессилеть.
Путешественники совсем обессилели.
Обессилевшие путники устроили привал.
Обессилев, мы решили устроить привал.