В каком предложении простое глагольное сказуемое каждый из нас на своем

Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов

Татьяна Александровна Головинова
Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании «отдохнуть на отмели»:

а) согласование б) управление в) примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:

а) зимой покрылась б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работник – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление б) доволен поездкой

в) полностью согласен г) портфель отца

7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

9. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

1 – примыкание; 2 – управление; 3 – согласование

10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:

а) хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

11. Укажите признак, не характерный для предложения:

а) основная синтаксическая единица;

б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;

в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов;

г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью

12. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения: Что впервые заставляет человека взять в руки перо?

а) заставляет человека б) заставляет взять

в) взять перо г) что заставляет взять

13. Укажите предложение, в котором нет побуждения:

а) Любите книгу – источник знаний!

б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!

в) Прочитал бы ты эту книгу.

г) Как интересна эта книга!

14. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательными по составу и по цели высказывания:

в) побудительными г) вопросительными

15. Определите предложение по составу и по цели высказывания:

Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.

а) двусоставное, повествовательное

б) односоставное, повествовательное

в) двусоставное, побудительное

г) односоставное, побудительное

16. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в предложении):

а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него;

б) подлежащее предшествует сказуемому;

в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;

г) сказуемое предшествует подлежащему;

д) обстоятельство времени стоит в начале предложения

17. Укажите соответствие:

а) по строению грамматической основы предложения бывают…

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…

в) по количеству грамматических основ предложения бывают…

1 – простые и сложные; 2 – односоставные и двусоставные;

3 – распространённые и нераспространённые

18. Какое из предложений соответствует схеме ___ ___

а) Любо в лесу мне бежать.

б) Долго-долго падают кленовые листья.

в) Вот девочка подняла кудрявую голову.

г) С детских лет великий Пушкин мне знаком.

Главные члены предложения

19. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

20. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

а) Семеро одного не ждёт.

б) Где двое говорят, тут третий не приставай.

в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

г) Прибыл первый отряд туристов.

21. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

22. Определите вид сказуемого в предложении:

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.

а) составное глагольное б) составное именное в) простое глагольное

23. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:

1) если подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительными в именительном падеже;

2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными;

3) если в предложении имеется глагол-связка быть;

4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 3, 4 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 4

24. Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

а) существительным в именительном или творительном падеже;

б) краткими прилагательными; в) наречиями; г) деепричастиями;

д) краткими страдательными причастиями

25. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?

а) быть б) являться в) становиться г)казаться

26. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:

а) простым глагольным б) составным именным в)составным глагольным

27. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным

а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.

б) Лето в этом году было сухим и жарким.

в) Дождь перестал лить только в сумерки.

г) Мужество есть великое свойство души.

Второстепенные члены предложения

28. Определите соответствие:

а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным;

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния;

в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения

1 – дополнение; 2 – обстоятельство; 3 – определение

29. Укажите прямое дополнение в предложении: «В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка».

а) книг б) рассказ в) Америго Веспуччи г) именем д) Америка

30. В каком из предложений нет прямого дополнения?

а) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

б) Учёные доказали существование жизни в космосе.

в) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

31. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?

С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).

А) 1, 2, 4 б) 1, 3 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 3, 4

32. Чем не может выражаться согласованное определение?

А) существительным; б) местоимением;

в) именем прилагательным;

г) причастием д) порядковым числительным

33. В каком из предложений имеется несогласованное определение?

а) Подвиг, совершённый Мусой Джалилем, бессмертен.

б) По ночам иногда дул холодный ветер.

в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое народа.

г) Среди покрытых снегом веток сидела зеленоватая птичка.

34. В каком из предложений нет приложения?

а) Музыку к драме «Борис Годунов» написал композитор М. П. Мусоргский.

б) Пушкин был первым русским художником-поэтом.

в) В Уральске Габдулла Тукай поступает в типографию газеты «Уралец» наборщиком.

г) Художник В. Г. Перов – это целая эпоха в русской живописи.

д) М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин – мои самые любимые поэты.

35. В каком из предложений имеется обстоятельство причины?

а) В восемнадцатом веке Казань становится одним из крупных научных центров России.

б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом.

в) Недалеко от костра члены экспедиции установили палатку для отдыха.

г) При занятиях горными лыжами начинающим лыжникам нужно соблюдать осторожность.

36. На качество действия, состояния или признака, а также на характер и способ проявления действия указывают:

а) обстоятельства цели; б) обстоятельства образа действия; в) обстоятельства причины;

г) обстоятельства времени; д) обстоятельства места е) обстоятельство условия

37. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.

а) обстоятельство времени; б) дополнение; в) обстоятельство места; г) определение

38. Какое из предложений отличается от других по составу:

а) В дверь робко постучали.

б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями.

в) Уж совсем стемнело и начинало холодать.

г) В тишине услышишь голоса птиц.

39. Определите соответствие:

а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или в форме повелительного наклонения;

в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

1 – неопределённо-личное; 2 – безличное; 3 – определённо-личное

40. Определите вид односоставного предложения: Цыплят по осени считают.

а) обобщённо-личное; б) неопределённо-личное в) безличное; г) определённо-личное

41. Какое из предложений не назывное?

а) Ночная тень соснового леска. б) А в самом-то деле всего три часа дня.

в) Мороз и солнце. г) С утра морозит.

42. Какое из предложений безличное?

а) Хочу гулять по берегу моря. б) Старайся читать внимательнее.

в) Не стоит спешить с ответом. г) Просим соблюдать тишину.

43. Какое из предложений обобщённо-личное?

а) Что посеешь, то и пожнёшь. б) Сейчас костёр разведём.

в) Сегодня же меня здесь не будет. г) Здесь продают билеты в цирк.

44. Укажите безличное предложение, в котором главный член выражен неопределённой формой глагола.

а) Им очень хотелось пробежать на лыжах по северным лесам.

б) Можешь больше не приходить.

в) Соловьёв не слыхать в том краю.

г) Буду долго тебя вспоминать.

45. Из какого назывного предложения невозможно образовать безличное?

а) Мороз. б) Рассвет. в) Ветер. г) Зима. д) Шторм.

46. Укажите неверный вариант ответа.

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда – обобщённо-личное.

б) Поблёкшие травы и зацветающие цветы – назывное.

в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное.

г) Все дороги снегом занесло – безличное.

47. Укажите неполное предложение:

а) Морозно и солнечно.

б) Зимой иногда солнца ждут дней десять.

в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

Однородные члены предложения

48. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены признаки однородных членов.

1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;

2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;

3) могут иметь при себе зависимые слова;

4) всегда выражаются словами одной части речи;

5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной интонацией и сочинительными союзами.

а) 1, 3, 4, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5

49. В каком случае между однородными членами, соединёнными союзами, запятая не ставится?

а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом;

б) между однородными членами перед второй частью двойных союзов;

в) между однородными членами перед повторяющимися союзами;

г) между однородными членами перед противительными союзами

50. Найдите ошибку в согласовании глагола-сказуемого с однородными подлежащими.

а) Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и обновление во времени.

б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от спорта.

в) Прочитать эту книгу мне посоветовал не библиотекарь, а отец.

г) В Пушкине, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка.

51. Укажите предложение, в котором между однородными членами не ставится запятая:

а) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.

б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времён.

в) Книга без иллюстраций зато очень интересная.

г) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.

52. Укажите вариант ответа, в котором определены все предложения с правильным согласованием глагола-сказуемого с однородными подлежащими:

1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя.

2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир.

3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть.

4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.

а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 2, 3, 4; г) 1, 2, 3

53. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую повесть.

б) Спорт занял видное место в духовной и физической культуре общества.

в) Мы восхищаемся талантливой самобытной литературой.

г) Необходимо всеми силами избавлять человечество от плохих ненужных книг.

54. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые между однородными членами.

Музей расположен в величавом (1) благородном (2) двухэтажном особняке конца 19 века. В создании музея использован самый разнообразный материал (3) помогающий проследить всю недолгую (4) но яркую жизнь Тукая от самых первых лет тяжёлого (5) безрадостного детства до ранней (6) безвременной смерти.

а) 1, 2, 4, 5, 6; б) 2, 3, 4, 6; в) 1, 3, 5, 6; г) 1, 4, 5, 6

55. Определите соответствие в постановке знаков препинания с обобщающими словами при однородных членах:

а) обобщающее слово стоит после однородных членов;

б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них предложение продолжается.

1 – двоеточие; 2 – тире; 3 – двоеточие и тире.

56. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи.

б) Спорт стал массовым народным явлением.

в) Спорт многогранное общественное явление.

г) Спорт приобщает человека к активной общественной жизни.

57. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания при обобщающем слове:

а) В Доме книги постоянно устраивается что-либо интересное: выставки, экспозиции, творческие вечера.

б) Пушкин рисовал везде: в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков, стихов.

в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь стеллаж.

г) Ни телевизор, ни радио, ни компьютер, ни интернет – ничто не может заменить общение с книгой.

Предложения с обособленными второстепенными членами

58. Укажите неверный ответ. Обособленные второстепенные члены:

а) относятся всегда к главным членам предложения; б) выделяются интонацией в речи;

в) выделяются запятыми на письме; г) иногда вместо запятой могут выделяться тире.

59. В каком из предложений имеется обособленный второстепенный член:

а) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

б) Под косыми солнечными лучами света всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче.

в) Сопротивление зимы было упорным, но не продолжительным.

г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.

60. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления определений.

1) Обособляются распространённые определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова;

2) Обособляются два или несколько согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного;

3) Обособляются одиночные и распространённые согласованные определения, стоящих впереди определяемого слова, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, времени;

4) Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.

а) 1, 3, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 1, 2, 4; г) 2, 3, 4

61. В каком из предложений есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):

а) Мы попали в полный птичьих голосов весенний лес.

б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.

в) Издавна люди дружат с берёзой доброй нашей белоствольной красавицей.

г) Из освободившейся от снега бурой земли выглянула зелень травы.

62. Укажите сложное предложение, которое нельзя заменить простым с обособленным определением:

а) Трава, которую согрели солнечные лучи, зазеленела.

б) Цветы, которые только что полили, издавали влажный запах.

в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.

г) Валя, которая устала за день, крепко заснула.

63. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления приложений:

1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному местоимению;

2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после определяемого слова – существительного нарицательного.

3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения, стоящие после определяемого слова – существительного собственного;

4) обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве»;

5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

а) 1, 2, 3, 5; б) 1, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 2, 3, 4, 5

64. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления обстоятельств:

1) обособляются обстоятельства образа действия, если они выражаются одиночным деепричастием, стоящим после сказуемого и перешедшим в разряд наречия;

2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному глаголу-сказуемому;

3) обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение;

4) обособляются обстоятельства образа действия, выраженные деепричастием с зависимыми словами, превратившимися в устойчивый оборот речи.

а) 1, 3, 4; б) 1, 3; в) 2, 3, 4; г) 2, 3

65. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые при обособлении обстоятельств:

Снег растаял(1) по многочисленным оврагам(2) затопляя луга и долины(3) устремились бурные потоки(4) сперва прозрачные(5) чистые(6)а потом жёлтые(7) мутные.

а) 2, 3; б) 1, 2, 3, 5; в) 1, 4, 5, 7; г) 2, 3, 4

66. Укажите правильное объяснение постановки запятых в предложении: Совсем рядом, у двух камней, течёт холодная родниковая вода.

а) Запятые ставятся при обособленном приложении;

б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве.

в) Запятые ставятся при обособленном обстоятельстве;

г) Запятые ставятся при обособленном определении.

67. Какой из отрывков можно вставить на место пропуска в предложении Мартовская ночь, …, окутала землю.

А) наступила очень рано;

б) поднимался туман;

в) облачная и туманная;

Ответы в следующей публикации.

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов «Морфология» и «Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Подготовка к ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения (3).

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Цель- это факел, озаряющий путь человеку.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 2

2. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Около полудня бричка свернулас дороги.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 3

3. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Вначале никто не заметил нового гостя.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 4

4. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Первый снег пушистый и мягкий.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 5

5. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Мы плыли медленно по широкой дороге.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 6

6. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 7

7. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Реки в горах стремительные.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 8

8. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Отец целые дни с наслаждением гулял по берегу реки.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 9

9. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Нашей победе уже ничто не могло помешать.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 10

10. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Лось — очень сильное и умное животное.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 11

11. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Безбрежна степь вясный солнечный день.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 12

12. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Чудесные звуки потекли по притихшему залу.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 13

13. Определите, в каких предложениях наблюдается простое глагольное сказуемое.

Варианты ответов
  • 1) Дети вслух читали сказки.
  • 2) Я начал читать сказки
  • 3) Поезд приехал на вокзал минута в минуту
  • 4) Мама начала уже тревожиться.
  • 5) Ключи будут лежать на столе
  • 6) Кони стали ходить по кругу.
  • 7) Родители решили оставить нас с братом у бабушки.
  • 8) Постепенно у меня проснулся интерес к чтению
  • 9) Семёнов заставил нас просыпаться рано утром.
  • 10) Целыми часами он мог смотреть в морскую даль
Вопрос 14

14. Определите, в каких предложениях наблюдается составное глагольное сказуемое.

Варианты ответов
  • 1) Дедушка любил смотреть футбол на стадионе
  • 2) Автобус немного проехал, а потом остановился
  • 3) Мне нравилось сидеть вечерами с родными на веранде.
  • 4) Волны набегали на берег, шурша галькой.
  • 5) Уверенность в своей правоте остановит грубую силу.
  • 6) Никто не осмеливался напомнить Глухову про его обещание.
  • 7) Садовый участок располагался возле озера и одним краем касался берега.
  • 8) Первую остановку Ветров предполагал сделать за лесом.
  • 9) Я не мог не спросить об этом друга.
  • 10 Тренер вздохнул и с досадой покачал головой.
Вопрос 15

15. Определите тип сказуемого в предложении.

Сергей всегда был отличкником.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 16

16. Определите тип сказуемого в предложении.

Теперь они уже не могли вернуться назад.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 17

17. Определите тип сказуемого в предложении.

После работы отец шёл не домой, а в свой сарайчик.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 18

18. Определите тип сказуемого в предложении.

Тепло и уютно было в сельской библиотеке..

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 19

19. Определите тип сказуемого в предложении.

По столу пробежал солнечный луч, похожий на золотистую струйку.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 20

20. Определите тип сказуемого в предложении.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 21

21. Определите тип сказуемого в предложении.

Не каждый решиться броситься один на волка ночью.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 22

22. Определите тип сказуемого в предложении.

Пыль густым облакам клубилась над дорогой.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 23

23. Определите тип сказуемого в предложении.

После того случая мы с Женькой стали друзьями.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 24

24. Определите тип сказуемого в предложении.

Глубокие сугробы покрыли землю теплым одеялом..

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 25

25. Определите тип сказуемого в предложении.

Язык- это орудие мысли.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 26

26. Определите тип сказуемого в предложении.

Левка решил не откладывать этот разговор в долгий ящик.

Контрольная работа за 1 четверть для 8 класса по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант — 1.

1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.

1) Средняя скорость ветра — двадцать километров в час.

2) « Аргументы и факты» — интересная газета.

3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты»

4) Двадцать делится на два.

5) Четверо ребят отправились на рыбалку.

2. Укажите, чем выражено подлежащее: Подойти к зверю было страшно.

1) причастием 2) словосочетанием 3) глаголом 4) существительным

3. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым.

1) Новичку это явление кажется странным.

2) Удар был коротким и точным.

3) Сегодня мы будем тренироваться в зале.

4) Через месяц путешественники появились в Москве.

5) У Державина нарисован условный портрет монаха.

4. Определите вид сказуемого в предложении: Ящериц кругом было много .

1) простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное

5. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

Пятью пять двадцать пять.

Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

Папирус самый употребляемый в древности материал для письма.

Стекло это одно из самых удивительных изобретений человечества.

Глаза словно бусинки.

Пихта дерево смолистое.

6. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) В синем небе звезды блещут.

2) Листик за листиком падают с липы на крышу.

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Дело казалось необыкновенной важности.

7. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1)ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, 2) ПОЛНЫМ ИЛИ КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ.

8. Выпишите из предложений сказуемые, определите вид сказуемых

1) Пискнула лесная мышь, зашуршала в траве, в листьях и снова сдавленно пропищала.

2) Стали отчетливо уже видны стволы берез и плоскость земли.

3) Шаг его был тверд, уверен, все тот же, прежний, с легкой матросской развальцей.

4) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку.

9. Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.

10 . В каких предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

Миражи не выдумка.

Сережа и Дима как братья.

Астероид небольшая планета диаметром до тысячи километров.

Работа археолога не развлечение.

Два в кубе восемь.

В доме всегда было много гостей.

Находить приметы или самим создавать их увлекательное занятие.

11. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

сельский труд 2) говорить торжественно 3) очень красиво 4) управлять автомобилем 5) щадящее меню 6) писать другу

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Я бросил в к…стер гнилое бревнышко недосмотрел, что изнутри его густо зас…лили муравьи.

Затр…щало бревно. Вывалили муравьи (в) ужасе забегали поверху корежились сг…рая в пламени. Я смог зац…пить бревно, которое уже было охваче…о огнем, успел откатить его на край. Теперь муравьи были спасены. Они бежали на песок на с…сновые иглы. Но было странно, что они (не)уб…гали от к…стра. Едва пр…одолев ужас они заворачивали начинали кружит..ся и какая(то) сила вл…кла их назад к родине п..кинутой только что. И многие были такие, кто опять стремились на г…рящее бревнышко м..тались (по)нему и пог…бали там.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант – 2

1. Укажите номера предложений, в которых необходимо тире

Умирать от любви значит жить.

Музыка это разум, воплощенный в звуках.

Славное место эта долина!

Книжная полка молчаливое хранилище прекрасных текстов.

Политика это искусство возможного.

Слово есть поступок.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег, из веселой компании, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

3. Найдите словосочетание со способом связи «управление».

1) рубить дрова 2) с нашим другом

3) идти не оглядываясь 4) собираться уехать

4. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

5.Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола:

По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

Первый раз на колёсах я услышал в начале года.

Ремонтировать автомобиль – работа в дороге не очень приятная.

Яхты на колёсах – удивительное зрелище.

6. Выпишите из предложений сказуемые, определите вид сказуемых.

1) Каждый из нас на своем корабле капитан.

2) Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

7. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1) ПРИЧАСТИЕМ, 2) ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

8 . Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

Король отвечал на поклон его весьма ласково и сел в золотые кресла.

9. В каком из предложений нужно поставить тире?

Война есть безумие.

Мой долг предупредить тебя об опасности.

Молодость бескорыстна и великодушна.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

10. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

1) торжественная речь 2) громко шептать 3) очень страшно 4) в записной книжке 5) играть с сестрой 6) совершить подвиг.

11. Определите, чем служит в предложениях выделенный глагол:
— простым глагольным сказуемым;
— вспомогательным глаголом в составном глагольном сказуемом;
— связкой в составном именном сказуемом
.

Лошади шли шагом и наконец, СТАЛИ.

Деревья СТАЛИ выше и гуще.

Навстречу СТАЛИ попадаться редкие пешеходы

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Я проб..рался нетопта..ой тр..пинкой через поле. Несмотря на ненастье настроение было ле..кое. Увидев поблизости копну сена я прив..лился к подножию обдерга..ому коровами.

Между тем облака сбившиеся в кучу медле…о начали превращаться в гр..зовую тучу. Края ее были посеребрены каким-то чудесным светом. Небо нахмурилось (по)осеннему и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Но вот дождь стал прекращаться. Заг..лубело небо очистивш..еся от туч и забл..стели лужицы.

(В) течени.. нескольких секунд отыскал я к..литку и, боясь, что меня облает отнюдь (не) маленькая собач..нка, протиснулся за деревя..ую к..литку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубле..ым хворост..м.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант — 3.

1.Какой вид связи используется в словосочетании перелистывавший журнал ? 1)согласование 2)управление 3)примыкание.

2. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

1) свет прожекторов 2) разговаривать дружески 3) очень странно 4) в семейном альбоме 5) скорый поезд 6) умытый росой 7) перелистывавший журнал

3. Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

При мысли великой, что я человек всегда возвышаюсь душою.

4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

5 .Какие слова или сочетания являются грамматическими основами в предложении:

В прошлом году весна была холодная, всё лето шли дожди, а осенью было тепло и сухо.

1)весна была, лето шли, было тепло и сухо;

2)весна была холодная, лето шли дожди, было тепло и сухо;

3) весна была холодная, шли дожди, было тепло и сухо;

4) весна была холодная, шли дожди, было;

6. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием

1) Вошедший всех внимательно разглядывал.

2) Большинство учащихся справились с работой.

3) Встречающих просят пройти к стойке номер два.

4) Трудно спорить с кричащим человеком.

7.В каком из предложений нужно поставить тире?

Он лучший в стране химик.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Быть поэтом значит петь раздолье.

Большое это удовольствие жить на земле.

Геометрия раздел математики.

Природа единственная книга, страницы которой полны глубокого содержания.

8. Выпишите сказуемые, определите их тип

1) В синем небе звезды блещут.

2) Чтение – вот лучшее учение.

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Крыши домов слегка припорошены снегом.

9. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1) КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ, 2) ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

10. В каком предложении ставится тире?

Твои радость и горе это радость и горе для меня.

Этот яркий свет словно ливень золотой.

Замечать подробности необходимое свойство отдельных профессий.

Молодость бескорыстна и великодушна.

П ростота есть необходимое условие прекрасного.

Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

11 . Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
а) Хозяин не начнет сеять в мороз.
б) Скоро начинается сев.
в) Нужен новый закон.
г) Никто не станет смеяться.

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Осень — пора ув..дания пр..роды когда вспыхивает она последн..ми яркими красками.
Она пр…влекает нас г..рмонией красок, и в то же время ле..кой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжестве..а безмятежна пр..рода в этот тихий день но она уже зам..рает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник и уронят тогда дерев..я свой последний праз..ничный наряд.
Всматриваясь в полотно написа…ое рукой большого мастера мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу истинный мастер кисти старает..я ул..вить в ее жизн… наиболее близкое и дорогое его сер..цу мгновение и отр..зить в своем произведени….

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант — 4

1 . Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) в нашей комнате, опущенный в воду, в дружеской компании;

2) под снежным покрывалом, с красивым букетом, не дожидаясь встречи;

3) первая встреча, из веселой компании, под дубом вековым;

4) в новой шапке, вся компания, чувство зависти.

3 .В каком из предложений нужно поставить тире?

Незаконченное дело что конь о трёх подковах.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет.

Быть поэтом значит петь раздолье.

Мама это человек самый родной.

Защищать свою Родину вот поступок героя.

Свобода это есть проверка ответственности.

4. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) говорил громко 2) в другую сторону

3) написал повесть 4) любимый всеми

5. Укажите, чем выражено подлежащее: Мы с товарищем принялись за работу.

1) местоимением 2) существительным 3) словосочетанием 4) глаголом

6. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1) ПРИЧАСТИЕМ, 2) ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

7. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Каждый из нас на своем корабле капитан.

2) Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

8. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

1) хвалебная речь 2) слушать музыку 3) очень необычно 4) в семейном альбоме 5) играть на скрипке 6) совершенно случайно

9. Выпишите грамматические основы, определите тип сказуемого

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

10. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей.

2) Не дожидаясь остальных, Рудин начал рассказывать.

3) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

4) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

11. В каком из предложений нужно поставить тире?

Война есть безумие.

Мой долг предупредить тебя об опасности.

Парить над землей – привилегия птиц.

За все браться – не сделать ничего.

Бедность не порок.

Долг каждого гражданина – соблюдать законы страны.

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Все кругом было величаво, спокойно. Предчу…ствие долгого сна таилось в лесах, и ш…рох облетающих листьев уже начи нал усыплять его наш…птывая об осенних дождях о глу боких снегах и о весне, которую надо долго и т…рпеливо ждать, потому что все живое на земле, и леса тоже, живут вечным ожиданием весны и радости. Оч…рованные пе чальной музыкой осени, обнажались леса роняя листья в светлые ручьи заст…лали зеркала их, чтобы не видеть там отражения своей (не)приютной наготы.

Но гора, на которой мы стояли, жила вроде бы о…дель но от всего леса. Она была нещадно обрубле…а лет десять назад, и пней на горе было много, вокруг которых густо взош…л ольшаник рябинник и березки.


источники:

http://multiurok.ru/tests/podgotovka-k-oge-zadanie-2-sintaksicheskii-analiz-grammaticheskaia-osnova-pred-1.html

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-za-chetvert-dlya-klassa-po-russkomu-yaziku-2209124.html