На какие вопросы отвечает сказуемое?
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что сделал? каков он? чей? что о предмете говорится? что с ним происходит? кто он такой? что оно такое? каково его состояние? и пр.
Сказуемое подчёркивается двумя прямыми линиями.
Узнаем, на какие вопросы отвечает сказуемое в предложении, выяснив тип сказуемого и способ его выражения.
Сказуемое — это главный член предложения
Чтобы правильно поставить вопрос к сказуемому, напомним, что подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они равноправны между собой и составляют грамматическую основу предложения.
Из темной тучи хлынул июньский проливной дождь.
Сказуемое поясняет подлежащее, которое называет то, о чём идет речь в высказывании. Главный член предложения сказуемое обозначает, что делает предмет или лицо, или указывает на его состояние.
Малыш чувствует мамину ласку и заботу.
Как видим, сказуемое часто выражается с помощью самостоятельной части речи глагола. В предложении в зависимости от способа выражения различают типы сказуемых:
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
От типа сказуемого, способа его выражения словами разных частей речи зависит соответствующий вопрос к нему.
Какие вопросы задаются к сказуемому?
Вопросы к глагольному сказуемому
В предложении с помощью сказуемого можно сообщить слушателям, что делает субъект (производитель действия) в момент речи, делал до этого момента или будет делать после него. Если сказуемое представлено глаголами в грамматических формах настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения, то к нему от подлежащего задаются соответствующие вопросы:
- что делаю? что делаем?
- что делаешь? что делаете?
- что делает? что делают?
- что делал? что делала? что делало? что делали?
- что сделаю? что сделаем?
- что сделаешь? что сделаете?
- что сделает? что сделают?
- что буду делать? что будешь делать? что будут делать? и т. д.
Понаблюдаем, как правильно следует задавать вопросы к глагольному сказуемому:
На лугу разноцветные бабочки (что делают?) порхают над цветами.
Гена (что сделал?) нарисовал новогоднюю ёлку, украшенную игрушками и гирляндами.
Птицы (что сделают?) прилетят с первым весенним теплом.
Больной уже (что с ним происходит?) выздоравливает .
Простое глагольное сказуемое выражается также формой повелительного или условного наклонения глагола. Вопросы к сказуемому задаются в соответствии с грамматической формой глагола:
Пожалуй, (что сделай?) отложи это дело на завтра.
Ты (что сделал бы?) успел бы на этот электропоезд, если бы заранее приехал на вокзал.
Особенностью составного глагольного сказуемого является наличие грамматической связки в виде фазисного или модального глагола.
Примеры:
Настя (что делает?) любит рисовать русскую природу.
Он (что делал?) хотел позвонить мне вечером.
Ученица ( что сделала?) не смогла ответить на этот трудный вопрос.
Вопросы к составному именному сказуемому
Кроме глагола, главный член предложения может быть выражен словом любой части речи. От способа выражения именной части сказуемого зависит вопрос, который ставится к нему от подлежащего.
Если именная часть сказуемого выражена прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным, то к сказуемому задаются вопросы:
Эти ученики (каковы?) невнимательны и рассеянны на уроке.
Маленькая Юля (каково её состояние?) больна .
Этот дом с красной черепичной крышей (чей?) ваш ?
Сегодня на финише этот спортсмен (что о нём говорится?) первый .
Если сказуемое выражено именем существительным, неделимым сочетанием, то к нему правомерны вопросы:
А. С. Пушкин — (кто он такой?) создатель русского литературного языка.
Солнце — это раскалённая (что такое?) звезда .
Лень — (что такое?) это один из смертных грехов .
К сказуемым, обозначенным наречием, фразеологическим сочетанием и пр., задаётся универсальный вопрос:
что говорится о предмете?
Сегодня жара (что говорится о ней?) невмоготу .
С высоты холма весь город как на ладони.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Грамматическая основа предложения.
- Способы выражения сказуемого.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.
1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.
2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.
3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.
Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.
Однажды мы пошли за черникой.
В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.
В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.
Июль – макушка лета.
В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.
Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.
Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.
Рассмотрим несколько примеров.
Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.
Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.
Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.
Теоретический материал для углубленного изучения
Правила согласования подлежащего и сказуемого.
Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.
Чем выражено подлежащее
КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО
Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.
Кто делал это задание?
2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО
Сказуемое только в ед. ч.
Несколько человек опоздало на экскурсию.
3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ
Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.
НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:
Большинство учеников решило (решили) задачу.
Пришло множество гостей.
3. В состав подлежащего входит числительное:
МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА
Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.
Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)
Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)
Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля
1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.
Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.
В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.
Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.
2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.
Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.
Что такое сказуемое – как правильно его находить в предложении и легко определять его тип
Главный член предложения. Отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем».
Сказуемое – это один из двух главных членов предложения. Второй главный – подлежащее. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.
На какой вопрос отвечает сказуемое
К любому сказуемому можно задать вопрос «Что говорится о подлежащем». Но поскольку сказуемые очень часто выражаются глаголами, мы еще задаем к ним вопрос «что делает?» или «что сделает?».
Например: «Коля читает книгу». Коля (что делает?) читает.
А вот другой пример: «Курение вредно для здоровья». Подлежащее тут «курение», но к сказуемому вопрос «что делает» уже задать нельзя. Поэтому мы спрашиваем: «что говорится о подлежащем (о курении)?» Что оно «вредно» – это сказуемое.
Если сказуемое выражено глаголом, про него можно сказать, что оно «морфологизованное».
А если выражено словом какой-то другой части речи – то оно «неморфологизованное». К неморфологизованному сказуемому можно задать только вопрос «Что говорится о подлежащем».
Какое бывает сказуемое
Простое и составное.
Простое глагольное сказуемое
Простое всегда выражено глаголом. И только им. Примеры простых:
- Девочка танцует.
- Мама отдыхает.
- Ученик пишет упражнение в тетрадь.
Танцует, отдыхает, пишет – простые глагольные сказуемые, или ПГС.
Важный момент № 1. Будущее время глагола – это всегда ПГС. Потому что его можно заменить одним словом:
- Я буду петь = Я спою.
- Дети будут кататься на санках = Дети покатаются на санках.
- Костя будет преподавать в школе. Тут трудновато заменить, но все равно ПГС, потому что Костя «преподаст» детям знания, суть в этом.
Важный момент № 2. Фразеологизмы – это всегда простые глагольные сказуемые. Причина та же:
- Ученик бьет баклуши = Ученик бездельничает.
- Он совсем нос повесил = Он совсем отчаялся, раскис.
- У меня твоя просьба вылетела из головы = Я о твоей просьбе забыл.
Бить баклуши, вешать нос, вылететь из головы – это все ПГС.
Теперь переходим к составному сказуемому. Оно может быть глагольным (СГС) и именным (СИС).
Составное глагольное сказуемое
В нем две части: вспомогательный глагол и инфинитив. Инфинитив – это такой глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».
Запомните, если есть инфинитив – это сразу СГС. Всё, других вариантов нет.
- Я хочу съесть вафлю. Я (что делаю?) хочу съесть – это составное глагольное сказуемое, в нем есть вспомогательный глагол «хочу» и инфинитив «съесть» (отвечает на вопрос «что сделать?»).
- Мой друг не мог меня больше ждать. Друг (что делал?) не мог ждать – СГС, в нем вспомогательный глагол «мог» и инфинитив «ждать».
Составное именное сказуемое
Оно состоит из глагола-связки «быть» и именной части, которая может быть выражена разными частями речи, НО не глаголом:
- Я был учителем. Был учителем – составное именное сказуемое, в нем связка «быть» и имя существительное «учитель».
- Я буду лучшим среди вас. Здесь связка «буду» и имя прилагательное «лучший».
В настоящем времени связка «быть» опускается. Мы не говорим «Я есть учитель», мы говорим просто «я учитель».
Но про сказуемое «учитель» все равно надо сказать, что оно выражено опущенным глаголом-связкой «быть» и именем существительным «учитель».
Как не забывать про глагол-связку
Проведу параллель с другими языками, может быть, вам это поможет не забывать про связку и «видеть» ее, даже когда ее нет.
Дело в том, что в европейских языках связка сохранилась. Сравните:
- Это [ЕСТЬ] стол (русский).
- This IS a table (английский).
- Das IST ein Tisch (немецкий).
Есть, Is, Ist – это все один и тот же глагол. Древний-предревний. Со значением «бытия», существования чего-либо.
В древнерусском, кстати, он тоже был: «Аз ЕСМЬ царь», «То ти неправо глаголют волсви, но всё то лжа ЕСТЬ».
Так что вот. Помните об этом и не забывайте про связку.
Всё на сегодня. Составные сказуемые могут быть осложненными, но про них в школе почти не говорят. Я про них расскажу в отдельных текстах. Когда напишу – поставлю сюда ссылки.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/conspect/
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazuemoe