В каком предложении сказуемое отвечает на вопрос что делали

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Сказуемое отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет пред­мет? что сде­лал? каков он? чей? что о пред­ме­те гово­рит­ся? что с ним про­ис­хо­дит? кто он такой? что оно такое? како­во его состо­я­ние? и пр.

Сказуемое под­чёр­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, выяс­нив тип ска­зу­е­мо­го и спо­соб его выражения.

Сказуемое — это главный член предложения

Чтобы пра­виль­но поста­вить вопрос к ска­зу­е­мо­му, напом­ним, что под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они рав­но­прав­ны меж­ду собой и состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Из тем­ной тучи хлы­нул июнь­ский про­лив­ной дождь.

Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее, кото­рое назы­ва­ет то, о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Главный член пред­ло­же­ния ска­зу­е­мое обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет или лицо, или ука­зы­ва­ет на его состояние.

Малыш чув­ству­ет мами­ну лас­ку и заботу.

Как видим, ска­зу­е­мое часто выра­жа­ет­ся с помо­щью само­сто­я­тель­ной части речи гла­го­ла. В пред­ло­же­нии в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния раз­ли­ча­ют типы сказуемых:

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

От типа ска­зу­е­мо­го, спо­со­ба его выра­же­ния сло­ва­ми раз­ных частей речи зави­сит соот­вет­ству­ю­щий вопрос к нему.

Какие вопросы задаются к сказуемому?

Вопросы к глагольному сказуемому

В пред­ло­же­нии с помо­щью ска­зу­е­мо­го мож­но сооб­щить слу­ша­те­лям, что дела­ет субъ­ект (про­из­во­ди­тель дей­ствия) в момент речи, делал до это­го момен­та или будет делать после него. Если ска­зу­е­мое пред­став­ле­но гла­го­ла­ми в грам­ма­ти­че­ских фор­мах насто­я­ще­го, про­шед­ше­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, то к нему от под­ле­жа­ще­го зада­ют­ся соот­вет­ству­ю­щие вопросы:

  • что делаю? что делаем?
  • что дела­ешь? что делаете?
  • что дела­ет? что делают?
  • что делал? что дела­ла? что дела­ло? что делали?
  • что сде­лаю? что сделаем?
  • что сде­ла­ешь? что сделаете?
  • что сде­ла­ет? что сделают?
  • что буду делать? что будешь делать? что будут делать? и т. д.

Понаблюдаем, как пра­виль­но сле­ду­ет зада­вать вопро­сы к гла­голь­но­му сказуемому:

На лугу раз­но­цвет­ные бабоч­ки (что дела­ют?) пор­ха­ют над цветами.

Гена (что сде­лал?) нари­со­вал ново­год­нюю ёлку, укра­шен­ную игруш­ка­ми и гирляндами.

Птицы (что сде­ла­ют?) при­ле­тят с пер­вым весен­ним теплом.

Больной уже (что с ним про­ис­хо­дит?) выздо­рав­ли­ва­ет .

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся так­же фор­мой пове­ли­тель­но­го или услов­но­го накло­не­ния гла­го­ла. Вопросы к ска­зу­е­мо­му зада­ют­ся в соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской фор­мой глагола:

Пожалуй, (что сде­лай?) отло­жи это дело на завтра.

Ты (что сде­лал бы?) успел бы на этот элек­тро­по­езд, если бы зара­нее при­е­хал на вокзал.

Особенностью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го явля­ет­ся нали­чие грам­ма­ти­че­ской связ­ки в виде фазис­но­го или модаль­но­го глагола.

Примеры:

Настя (что дела­ет?) любит рисо­вать рус­скую природу.

Он (что делал?) хотел позво­нить мне вечером.

Ученица ( что сде­ла­ла?) не смог­ла отве­тить на этот труд­ный вопрос.

Вопросы к составному именному сказуемому

Кроме гла­го­ла, глав­ный член пред­ло­же­ния может быть выра­жен сло­вом любой части речи. От спо­со­ба выра­же­ния имен­ной части ска­зу­е­мо­го зави­сит вопрос, кото­рый ста­вит­ся к нему от подлежащего.

Если имен­ная часть ска­зу­е­мо­го выра­же­на при­ла­га­тель­ным, при­ча­сти­ем, поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным, местоимением-прилагательным, то к ска­зу­е­мо­му зада­ют­ся вопросы:

Эти уче­ни­ки (како­вы?) невни­ма­тель­ны и рас­се­ян­ны на уроке.

Маленькая Юля (како­во её состо­я­ние?) боль­на .

Этот дом с крас­ной чере­пич­ной кры­шей (чей?) ваш ?

Сегодня на фини­ше этот спортс­мен (что о нём гово­рит­ся?) пер­вый .

Если ска­зу­е­мое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, неде­ли­мым соче­та­ни­ем, то к нему пра­во­мер­ны вопросы:

А. С. Пушкин — (кто он такой?) созда­тель рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Солнце — это рас­ка­лён­ная (что такое?) звез­да .

Лень — (что такое?) это один из смерт­ных гре­хов .

К ска­зу­е­мым, обо­зна­чен­ным наре­чи­ем, фра­зео­ло­ги­че­ским соче­та­ни­ем и пр., зада­ёт­ся уни­вер­саль­ный вопрос:

что гово­рит­ся о предмете?

Сегодня жара (что гово­рит­ся о ней?) нев­мо­го­ту .

С высо­ты хол­ма весь город как на ладо­ни.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Грамматическая основа предложения.
  2. Способы выражения сказуемого.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.

2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.

3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.

Однажды мы пошли за черникой.

В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.

В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.

Июль – макушка лета.

В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.

Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.

Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.

Рассмотрим несколько примеров.

Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.

Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.

Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.

Чем выражено подлежащее

КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.

Кто делал это задание?

2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед. ч.

Несколько человек опоздало на экскурсию.

3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:

Большинство учеников решило (решили) задачу.

Пришло множество гостей.

3. В состав подлежащего входит числительное:

МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА

Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.

Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.

2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.

Что такое сказуемое – как правильно его находить в предложении и легко определять его тип

Главный член предложения. Отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем».

Сказуемое – это один из двух главных членов предложения. Второй главный – подлежащее. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

На какой вопрос отвечает сказуемое

К любому сказуемому можно задать вопрос «Что говорится о подлежащем». Но поскольку сказуемые очень часто выражаются глаголами, мы еще задаем к ним вопрос «что делает?» или «что сделает?».

Например: «Коля читает книгу». Коля (что делает?) читает.

А вот другой пример: «Курение вредно для здоровья». Подлежащее тут «курение», но к сказуемому вопрос «что делает» уже задать нельзя. Поэтому мы спрашиваем: «что говорится о подлежащем (о курении)?» Что оно «вредно» – это сказуемое.

Если сказуемое выражено глаголом, про него можно сказать, что оно «морфологизованное».

А если выражено словом какой-то другой части речи – то оно «неморфологизованное». К неморфологизованному сказуемому можно задать только вопрос «Что говорится о подлежащем».

Какое бывает сказуемое

Простое и составное.

Простое глагольное сказуемое

Простое всегда выражено глаголом. И только им. Примеры простых:

  1. Девочка танцует.
  2. Мама отдыхает.
  3. Ученик пишет упражнение в тетрадь.

Танцует, отдыхает, пишет – простые глагольные сказуемые, или ПГС.

Важный момент № 1. Будущее время глагола – это всегда ПГС. Потому что его можно заменить одним словом:

  1. Я буду петь = Я спою.
  2. Дети будут кататься на санках = Дети покатаются на санках.
  3. Костя будет преподавать в школе. Тут трудновато заменить, но все равно ПГС, потому что Костя «преподаст» детям знания, суть в этом.

Важный момент № 2. Фразеологизмы – это всегда простые глагольные сказуемые. Причина та же:

  1. Ученик бьет баклуши = Ученик бездельничает.
  2. Он совсем нос повесил = Он совсем отчаялся, раскис.
  3. У меня твоя просьба вылетела из головы = Я о твоей просьбе забыл.

Бить баклуши, вешать нос, вылететь из головы – это все ПГС.

Теперь переходим к составному сказуемому. Оно может быть глагольным (СГС) и именным (СИС).

Составное глагольное сказуемое

В нем две части: вспомогательный глагол и инфинитив. Инфинитив – это такой глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».

Запомните, если есть инфинитив – это сразу СГС. Всё, других вариантов нет.

  1. Я хочу съесть вафлю. Я (что делаю?) хочу съесть – это составное глагольное сказуемое, в нем есть вспомогательный глагол «хочу» и инфинитив «съесть» (отвечает на вопрос «что сделать?»).
  2. Мой друг не мог меня больше ждать. Друг (что делал?) не мог ждать – СГС, в нем вспомогательный глагол «мог» и инфинитив «ждать».

Составное именное сказуемое

Оно состоит из глагола-связки «быть» и именной части, которая может быть выражена разными частями речи, НО не глаголом:

  1. Я был учителем. Был учителем – составное именное сказуемое, в нем связка «быть» и имя существительное «учитель».
  2. Я буду лучшим среди вас. Здесь связка «буду» и имя прилагательное «лучший».

В настоящем времени связка «быть» опускается. Мы не говорим «Я есть учитель», мы говорим просто «я учитель».

Но про сказуемое «учитель» все равно надо сказать, что оно выражено опущенным глаголом-связкой «быть» и именем существительным «учитель».

Как не забывать про глагол-связку

Проведу параллель с другими языками, может быть, вам это поможет не забывать про связку и «видеть» ее, даже когда ее нет.

Дело в том, что в европейских языках связка сохранилась. Сравните:

  1. Это [ЕСТЬ] стол (русский).
  2. This IS a table (английский).
  3. Das IST ein Tisch (немецкий).

Есть, Is, Ist – это все один и тот же глагол. Древний-предревний. Со значением «бытия», существования чего-либо.

В древнерусском, кстати, он тоже был: «Аз ЕСМЬ царь», «То ти неправо глаголют волсви, но всё то лжа ЕСТЬ».

Так что вот. Помните об этом и не забывайте про связку.

Всё на сегодня. Составные сказуемые могут быть осложненными, но про них в школе почти не говорят. Я про них расскажу в отдельных текстах. Когда напишу – поставлю сюда ссылки.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/conspect/

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazuemoe