В каком предложении сказуемое выражено именем существительным

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Грамматическая основа предложения.
  2. Способы выражения сказуемого.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.

2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.

3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.

Однажды мы пошли за черникой.

В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.

В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.

Июль – макушка лета.

В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.

Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.

Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.

Рассмотрим несколько примеров.

Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.

Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.

Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.

Чем выражено подлежащее

КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.

Кто делал это задание?

2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед. ч.

Несколько человек опоздало на экскурсию.

3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:

Большинство учеников решило (решили) задачу.

Пришло множество гостей.

3. В состав подлежащего входит числительное:

МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА

Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.

Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.

2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.

Типы сказуемых в русском языке с примерами

Содержание:

Роль сказуемого в предложении

Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.

Типы сказуемого

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.


(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

СуществительногоДачный сад в цвету
ПрилагательногоЛодка показалась ненадежной
ЧислительногоШестью семь-сорок два
НаречияНа улице было холодно
МестоименияЧастная клиника теперь моя
ПричастияУрожай собран
Синтаксически неделимого словосочетания
  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Как быстро определить вид сказуемого?

Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия

  1. Сказуемое состоит из одного или двух слов?
  2. Одного. Какой частью речи является слово?
  3. Глагол. Вывод: перед нами ПГС
  4. В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
  5. Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
  6. Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС

Тема урока: Сказуемое, выраженное именем существительным.

6 класс Русская речь

Тема урока: Сказуемое, выраженное именем существительным.

Цели урока: 1.совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном именем существительным ;

2. способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь.

3. воспитывать интерес к происхождению слова.

1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания

стр 136 упр 276 выполнить задания к тексту

3. Повторение пройденного материала

1. Разобрать по составу слова: ЗАСНЕЖЕННЫЙ, СНЕЖОК, ЗИМУШКА,

2. Образовать при помощи суффиксов сущ-ные от слов: ЛЕС, МОРОЗ, СНЕГ, ДЫМ, СТОЛБ, КАМЕНЬ, ДОКЛАД, БАРАБАН, ГРИБ, ОГОНЬ, ДВОР, ЛОШАДЬ, ОКНО.

3. Глаголы в скобках поставьте в прошедшем времени. Соедините с каждым существительным

(Наступить) зима, новый год, холодные дни. Снегом (покрыться) двор, земля, поле, деревья. Равнину (освещать) солнце, луна

4. Разобрать по членам предложения: Во дворе повсюду лежит белый снег.

5 Измените глаголы узнать (1 спр), услышать (2спр) по лицам.

Единственное число Множественное число

4. Изучение нового материала

Слово учителя : Обычно сказуемое выражается глаголом, но может быть выражено именем существительным в именительном падеже. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Природа- наш друг. Он лесник. Это лес.

Если подлежащее выражено местоимением, а сказуемое- существительным, то тире между ними не ставится. Например: Это стройка. Это лес.

5. Закрепление изученного материала

стр. 121 упр. 247 Подберите к подлежащему сказуемое

Школьники наше богатство

Лес небесное тело

Луна друзья природы

Лето краса природы

Вода пора туризма

стр. 121 упр. 248 Допишите профессии и занятия людей. Подчеркните главные члены предложения. Чем выражено сказуемое?

Образец: Это лес. Он лесник

6. Домашнее задание

знать теорию, придумать 4 предложения, где сказуемое выражено именем существительным

7. Подведение итогов урока

6 класс Русская речь

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока . дать общее понятие по теме ;

Задачи: 1. уметь применять теоретические знания в практической работе;

2. развитие самостоятельной деятельности, устной и письменной речи учащихся.

3. воспитывать интерес к изучению русского языка.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

стр.121 правило, упр 248

3. Повторение изученного материала

— Допишите личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Я буду учителем. Я буду учить детей. Миша будет машинистом. Он будет водить поезда. Я стану спортсменом. Я буду плавать. Айгуль будет врачом. Она будет лечит детей.

— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правильность выбора.

Д..кабрь, к..лендарь, л..сток, н. ступит, ч. сы, м. нута, ц..фра, ч..ловек, з. лотые, с..годня.

4. Изучение нового материала

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

* оба главных члена (подлежащее и сказуемое) выражены именем существительным в именительном падеже: Наша дружба — яркий свет

* если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (инфинитив). О хранять природу — значит охранять родину.

* если один главный член выражен существительным в именительном падеже, а другой- неопределенной формой глагола: Наша задача — хорошо учиться.

5. Закрепление изученного материала

стр . 121 упр 246 . Спишите, подчеркните главные члены предложения. Чем они выражены? Между подлежащем и сказуемым поставьте тире.

стр 121 упр 249 Скажите по- русски (устно)

стр 122 упр 250 Прочитайте и озаглавьте текст

6. Домашнее задание

стр 140 упр 286 задания к тексту

7. Подведение итога

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Рахимова Мая СадыковнаНаписать 5157 06.02.2017

Номер материала: ДБ-172101

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.02.2017 334
    06.02.2017 322
    06.02.2017 243
    06.02.2017 736
    06.02.2017 3954
    06.02.2017 352
    06.02.2017 1368

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://bingoschool.ru/manual/vidyi-skazuemyix-v-russkom-yazyike/

http://infourok.ru/tema-uroka-skazuemoe-virazhennoe-imenem-suschestvitelnim-1594135.html