Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов
Татьяна Александровна Головинова
Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов
1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:
а) из-за осенней мглы б) неподвижно висевшей
в) покрытое облаками г) мягкость света
2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании «отдохнуть на отмели»:
а) согласование б) управление в) примыкание
3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:
а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам
б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью
в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев
г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу
4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:
а) зимой покрылась б) опустилась медленно
в) поступив по-человечески г) улыбаясь глазами
5. Определите правильный ответ:
а) невидимый работник – (способ связи – согласование)
б) помогал всегда – (способ связи – управление)
в) люблю леса – (способ связи – примыкание)
г) защищающий родину – (способ связи – согласование)
6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:
а) видел объявление б) доволен поездкой
в) полностью согласен г) портфель отца
7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:
а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной
б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно
в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает
г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя
8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?
а) примыкание и согласование
б) управление и согласование
в) управление и примыкание
9. Установите соответствие:
а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;
б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу;
в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
1 – примыкание; 2 – управление; 3 – согласование
10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:
а) хочу ответить; появился справа;
б) бегущая по волнам; цветущая роза;
в) лёжа на диване; отправился в школу;
г) близким друзьям; прочитанной книгой.
11. Укажите признак, не характерный для предложения:
а) основная синтаксическая единица;
б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;
в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов;
г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью
12. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения: Что впервые заставляет человека взять в руки перо?
а) заставляет человека б) заставляет взять
в) взять перо г) что заставляет взять
13. Укажите предложение, в котором нет побуждения:
а) Любите книгу – источник знаний!
б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!
в) Прочитал бы ты эту книгу.
г) Как интересна эта книга!
14. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:
а) восклицательными по составу и по цели высказывания:
в) побудительными г) вопросительными
15. Определите предложение по составу и по цели высказывания:
Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.
а) двусоставное, повествовательное
б) односоставное, повествовательное
в) двусоставное, побудительное
г) односоставное, побудительное
16. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в предложении):
а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него;
б) подлежащее предшествует сказуемому;
в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;
г) сказуемое предшествует подлежащему;
д) обстоятельство времени стоит в начале предложения
17. Укажите соответствие:
а) по строению грамматической основы предложения бывают…
б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…
в) по количеству грамматических основ предложения бывают…
1 – простые и сложные; 2 – односоставные и двусоставные;
3 – распространённые и нераспространённые
18. Какое из предложений соответствует схеме ___ ___
а) Любо в лесу мне бежать.
б) Долго-долго падают кленовые листья.
в) Вот девочка подняла кудрявую голову.
г) С детских лет великий Пушкин мне знаком.
Главные члены предложения
19. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:
а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.
б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.
в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.
г) Трое друзей отправились летом в поход.
20. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:
а) Семеро одного не ждёт.
б) Где двое говорят, тут третий не приставай.
в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.
г) Прибыл первый отряд туристов.
21. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
б) Жизнь прекрасна и удивительна.
в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.
г) Позорить своё отечество – значит продавать его.
22. Определите вид сказуемого в предложении:
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.
а) составное глагольное б) составное именное в) простое глагольное
23. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:
1) если подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительными в именительном падеже;
2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными;
3) если в предложении имеется глагол-связка быть;
4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным
а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 3, 4 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 4
24. Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?
а) существительным в именительном или творительном падеже;
б) краткими прилагательными; в) наречиями; г) деепричастиями;
д) краткими страдательными причастиями
25. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?
а) быть б) являться в) становиться г)казаться
26. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:
а) простым глагольным б) составным именным в)составным глагольным
27. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным
а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.
б) Лето в этом году было сухим и жарким.
в) Дождь перестал лить только в сумерки.
г) Мужество есть великое свойство души.
Второстепенные члены предложения
28. Определите соответствие:
а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным;
б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния;
в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения
1 – дополнение; 2 – обстоятельство; 3 – определение
29. Укажите прямое дополнение в предложении: «В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка».
а) книг б) рассказ в) Америго Веспуччи г) именем д) Америка
30. В каком из предложений нет прямого дополнения?
а) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
б) Учёные доказали существование жизни в космосе.
в) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.
31. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?
С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).
А) 1, 2, 4 б) 1, 3 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 3, 4
32. Чем не может выражаться согласованное определение?
А) существительным; б) местоимением;
в) именем прилагательным;
г) причастием д) порядковым числительным
33. В каком из предложений имеется несогласованное определение?
а) Подвиг, совершённый Мусой Джалилем, бессмертен.
б) По ночам иногда дул холодный ветер.
в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое народа.
г) Среди покрытых снегом веток сидела зеленоватая птичка.
34. В каком из предложений нет приложения?
а) Музыку к драме «Борис Годунов» написал композитор М. П. Мусоргский.
б) Пушкин был первым русским художником-поэтом.
в) В Уральске Габдулла Тукай поступает в типографию газеты «Уралец» наборщиком.
г) Художник В. Г. Перов – это целая эпоха в русской живописи.
д) М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин – мои самые любимые поэты.
35. В каком из предложений имеется обстоятельство причины?
а) В восемнадцатом веке Казань становится одним из крупных научных центров России.
б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом.
в) Недалеко от костра члены экспедиции установили палатку для отдыха.
г) При занятиях горными лыжами начинающим лыжникам нужно соблюдать осторожность.
36. На качество действия, состояния или признака, а также на характер и способ проявления действия указывают:
а) обстоятельства цели; б) обстоятельства образа действия; в) обстоятельства причины;
г) обстоятельства времени; д) обстоятельства места е) обстоятельство условия
37. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.
а) обстоятельство времени; б) дополнение; в) обстоятельство места; г) определение
38. Какое из предложений отличается от других по составу:
а) В дверь робко постучали.
б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями.
в) Уж совсем стемнело и начинало холодать.
г) В тишине услышишь голоса птиц.
39. Определите соответствие:
а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;
б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или в форме повелительного наклонения;
в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.
1 – неопределённо-личное; 2 – безличное; 3 – определённо-личное
40. Определите вид односоставного предложения: Цыплят по осени считают.
а) обобщённо-личное; б) неопределённо-личное в) безличное; г) определённо-личное
41. Какое из предложений не назывное?
а) Ночная тень соснового леска. б) А в самом-то деле всего три часа дня.
в) Мороз и солнце. г) С утра морозит.
42. Какое из предложений безличное?
а) Хочу гулять по берегу моря. б) Старайся читать внимательнее.
в) Не стоит спешить с ответом. г) Просим соблюдать тишину.
43. Какое из предложений обобщённо-личное?
а) Что посеешь, то и пожнёшь. б) Сейчас костёр разведём.
в) Сегодня же меня здесь не будет. г) Здесь продают билеты в цирк.
44. Укажите безличное предложение, в котором главный член выражен неопределённой формой глагола.
а) Им очень хотелось пробежать на лыжах по северным лесам.
б) Можешь больше не приходить.
в) Соловьёв не слыхать в том краю.
г) Буду долго тебя вспоминать.
45. Из какого назывного предложения невозможно образовать безличное?
а) Мороз. б) Рассвет. в) Ветер. г) Зима. д) Шторм.
46. Укажите неверный вариант ответа.
а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда – обобщённо-личное.
б) Поблёкшие травы и зацветающие цветы – назывное.
в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное.
г) Все дороги снегом занесло – безличное.
47. Укажите неполное предложение:
а) Морозно и солнечно.
б) Зимой иногда солнца ждут дней десять.
в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.
Однородные члены предложения
48. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены признаки однородных членов.
1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;
3) могут иметь при себе зависимые слова;
4) всегда выражаются словами одной части речи;
5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной интонацией и сочинительными союзами.
а) 1, 3, 4, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5
49. В каком случае между однородными членами, соединёнными союзами, запятая не ставится?
а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом;
б) между однородными членами перед второй частью двойных союзов;
в) между однородными членами перед повторяющимися союзами;
г) между однородными членами перед противительными союзами
50. Найдите ошибку в согласовании глагола-сказуемого с однородными подлежащими.
а) Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и обновление во времени.
б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от спорта.
в) Прочитать эту книгу мне посоветовал не библиотекарь, а отец.
г) В Пушкине, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка.
51. Укажите предложение, в котором между однородными членами не ставится запятая:
а) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.
б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времён.
в) Книга без иллюстраций зато очень интересная.
г) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.
52. Укажите вариант ответа, в котором определены все предложения с правильным согласованием глагола-сказуемого с однородными подлежащими:
1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя.
2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир.
3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть.
4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.
а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 2, 3, 4; г) 1, 2, 3
53. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую повесть.
б) Спорт занял видное место в духовной и физической культуре общества.
в) Мы восхищаемся талантливой самобытной литературой.
г) Необходимо всеми силами избавлять человечество от плохих ненужных книг.
54. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые между однородными членами.
Музей расположен в величавом (1) благородном (2) двухэтажном особняке конца 19 века. В создании музея использован самый разнообразный материал (3) помогающий проследить всю недолгую (4) но яркую жизнь Тукая от самых первых лет тяжёлого (5) безрадостного детства до ранней (6) безвременной смерти.
а) 1, 2, 4, 5, 6; б) 2, 3, 4, 6; в) 1, 3, 5, 6; г) 1, 4, 5, 6
55. Определите соответствие в постановке знаков препинания с обобщающими словами при однородных членах:
а) обобщающее слово стоит после однородных членов;
б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них предложение продолжается.
1 – двоеточие; 2 – тире; 3 – двоеточие и тире.
56. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи.
б) Спорт стал массовым народным явлением.
в) Спорт многогранное общественное явление.
г) Спорт приобщает человека к активной общественной жизни.
57. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания при обобщающем слове:
а) В Доме книги постоянно устраивается что-либо интересное: выставки, экспозиции, творческие вечера.
б) Пушкин рисовал везде: в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков, стихов.
в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь стеллаж.
г) Ни телевизор, ни радио, ни компьютер, ни интернет – ничто не может заменить общение с книгой.
Предложения с обособленными второстепенными членами
58. Укажите неверный ответ. Обособленные второстепенные члены:
а) относятся всегда к главным членам предложения; б) выделяются интонацией в речи;
в) выделяются запятыми на письме; г) иногда вместо запятой могут выделяться тире.
59. В каком из предложений имеется обособленный второстепенный член:
а) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.
б) Под косыми солнечными лучами света всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче.
в) Сопротивление зимы было упорным, но не продолжительным.
г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.
60. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления определений.
1) Обособляются распространённые определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова;
2) Обособляются два или несколько согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного;
3) Обособляются одиночные и распространённые согласованные определения, стоящих впереди определяемого слова, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, времени;
4) Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.
а) 1, 3, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 1, 2, 4; г) 2, 3, 4
61. В каком из предложений есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):
а) Мы попали в полный птичьих голосов весенний лес.
б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.
в) Издавна люди дружат с берёзой доброй нашей белоствольной красавицей.
г) Из освободившейся от снега бурой земли выглянула зелень травы.
62. Укажите сложное предложение, которое нельзя заменить простым с обособленным определением:
а) Трава, которую согрели солнечные лучи, зазеленела.
б) Цветы, которые только что полили, издавали влажный запах.
в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.
г) Валя, которая устала за день, крепко заснула.
63. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления приложений:
1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному местоимению;
2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после определяемого слова – существительного нарицательного.
3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения, стоящие после определяемого слова – существительного собственного;
4) обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве»;
5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.
а) 1, 2, 3, 5; б) 1, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 2, 3, 4, 5
64. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления обстоятельств:
1) обособляются обстоятельства образа действия, если они выражаются одиночным деепричастием, стоящим после сказуемого и перешедшим в разряд наречия;
2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному глаголу-сказуемому;
3) обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение;
4) обособляются обстоятельства образа действия, выраженные деепричастием с зависимыми словами, превратившимися в устойчивый оборот речи.
а) 1, 3, 4; б) 1, 3; в) 2, 3, 4; г) 2, 3
65. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые при обособлении обстоятельств:
Снег растаял(1) по многочисленным оврагам(2) затопляя луга и долины(3) устремились бурные потоки(4) сперва прозрачные(5) чистые(6)а потом жёлтые(7) мутные.
а) 2, 3; б) 1, 2, 3, 5; в) 1, 4, 5, 7; г) 2, 3, 4
66. Укажите правильное объяснение постановки запятых в предложении: Совсем рядом, у двух камней, течёт холодная родниковая вода.
а) Запятые ставятся при обособленном приложении;
б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве.
в) Запятые ставятся при обособленном обстоятельстве;
г) Запятые ставятся при обособленном определении.
67. Какой из отрывков можно вставить на место пропуска в предложении Мартовская ночь, …, окутала землю.
А) наступила очень рано;
б) поднимался туман;
в) облачная и туманная;
Ответы в следующей публикации.
Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов «Морфология» и «Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.
Прилагательное в роли сказуемого в предложении. Примеры
Прилагательное может быть сказуемым в предложении. Приведем примеры предложений, в которых прилагательное в разных грамматических формах выполняет роль сказуемого.
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Оно обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже:
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет? что он такое? кто он такой?
- Воробей (что делает?) чирикает весело.
- Бабушка (что с ней происходит?) болеет .
- Наша кошка (какова?) игрива .
Как видим, сказуемое может обозначать признак подлежащего, который выражается именем прилагательным. При этом в предложении нет глагола, который обозначает действие или состояние, например:
- Небо над головой (какое?) бездонное и глубокое .
- Маленькие котята (каковы?) шаловливы и игривы .
Обратим внимание, что сказуемое, выраженное прилагательным, как правило, находится после подлежащего, что свойственно русскому языку. На первом месте стоит подлежащее, а за ним употребляется сказуемое, хотя бывают случаи непрямого порядка слов.
Сравним предложения:
В первом случае прилагательное «глубокое» находится перед подлежащим, оно обозначает признак предмета:
озеро какое? глубокое. Это определение.
Во втором случае прилагательное находится после подлежащего «озеро», и от него задается к прилагательному вопросы:
Это сказуемое, выраженное прилагательным. Оно называется составным именным, так как главным в нем является имя прилагательное. При нем могут быть глаголы-связки, утратившие полноценное лексическое значение и только указывающие на грамматические признаки времени, числа, рода, например:
Сказуемое-прилагательное в разных формах
В роли сказуемого в предложении может выступать прилагательное в разных грамматических формах. Рассмотрим эти случаи. Приведем примеры из художественной литературы, когда сказуемое-прилагательное может быть в полной, краткой форме или иметь степени сравнения.
Полное прилагательное в роли сказуемого
Прилагательное может быть в форме именительного или творительного падежа.
Роса была холодная , обильная — настоящая сентябрьская роса (К. Паустовский)
Река тоже приняла особенный вид. Вода в ней кажется свинцовой (И.С. Тургенев).
Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдопобным , как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава (К.Паустовский)
Это Лешачий омут. Днём, даже под бьющим в упор солнцем, вода тут чёрная , без просвета … А вода тёплая , за ночь не успевает остынуть (В. Тендряков).
Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого
Прилагательное в краткой форме употребляется как в одиночку, так и в паре с глаголом-связкой, не имеющем полноценного лексического значения:
был, будет, являться, казаться, становиться и пр.
Краткое прилагательное может находиться перед подлежащим в отличие от полной формы.
Странный звук неожиданно пронесся по лесу. Он был протяжен , низок и гармонично- печален и, казалось, выходил из-под земли (А.Куприн)
Река особенно хороша по утрам (В. Закруткин)
Обширна и многообразна родившая нас страна . Неиссякаемы и полноводны реки , пересекающие её пространства. Обширны , зелены леса , высоки горы , блистающие вечными ледниками (И. Соколов-Микитов)
…я сорвал на память пучок росших у моих ног цветов. Каждый цветок был похож на настоящий мак, и от них пахло весною ( И. Соколов-Микитов)
Хороши также летние туманные дни , хотя охотники их и не любят (И.Тургенев)
Чист и прозрачен воздух . Далеко слышны звуки , и отчетливо разносятся голоса (И. Соколов-Микитов)
Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого
А вверху без конца и перерыва тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. Но теперь вздохи становились всё глубже , сильнее (В. Короленко).
Вода в них (родниках) всегда была чище воды рек, озер и других поверхностных источников (А. Порядин).
И всё же голод стал сильнее страха. В мгновенье ока воробей оказался на столике, быстро, в то же время оглядываясь, замолотил клювиком по зёрнам (В. Хлиманов).
Тест по теме «Сказуемое»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Сказуемое».
1.Выберите ошибочное продолжение предложения.
Сказуемое может обозначать
1)действие, производимое предметом 2) свойство, характеристику предмета
3) состояние предмета 4) предмет, о котором говорится в предложении
2. Какого типа сказуемого не существует?
1) простого глагольного 2) простого именного
3) составного глагольного 4) составного именного
3. В предложении И как ни стараются книгоиздатели во всём мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок «ретро» сказуемыми являются слова
1) стараются; есть 2) стараются; есть оттенок
3) стараются осовременить; есть 4)стараются осовременить; есть оттенок
4. Укажите тип сказуемого в предложении Родившаяся полторы тысячи лет назад книга и старше и мудрее молодой музы телевидения.
1) простое глагольное 2) составное глагольное
3) составное именное 4) нет сказуемого.
5. Укажите предложение, в котором сказуемое подчёркнуто верно.
1) Человечество начинает читать меньше . 2) Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна .
3) Цветы чудились мне тогда живыми существами. 3) Хорошие книги остаются в памяти навсегда.
6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.
А. У книги, безусловно, есть множество достоинств.
Б. Не красна сказка письмом, а красна вымыслом.
В. Смею ли я смеяться? ( А.Чехов)
Г. Дело это обстояло именно так.
Д. Никто меня не хотел понять
Е. Ей было тогда двадцать три года.
1. Простое глагольное сказуемое.
2. Составное глагольное сказуемое.
3. Составное именное сказуемое.
1) А1, Б2, В1, Г3, Д2, Е3 2) А3, Б3, В3 Г1 Д2 Е1
3) А1 Б1 В2 Г3 Д1 Е2 4) А1 Б3 В2 Г1 Д2 Е1
7. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым
1) Очарование этого мира было очень велико.
2) Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками.
3) Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.
4) Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.
8. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
1) От высоких гор тянуло зноем.
2) После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет.
3) Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь
4) Путешествие из-за моей болезни было прервано.
9. Отметьте предложение с составным именным сказуемым .
1) Домой я возвращался с катка раскрасневшийся и усталый.
2) С реки несло сыростью.
3) Он начал торопливо собирать куски холста и краски.
4) Упрямый медный чайник никак не хотел закипать на костре.
10. Укажите пример с ошибкой в характеристике сказуемого.
1) Лицо у него было унылое. – простое глагольное
2) Представление моё об этой стране оказалось живучим. – составное именное
3) Надежда боялась признаться в своей ошибке. – составное глагольное
4) Сама судьба велит тебе спасать меня. – составное глагольное.
11. Укажите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным.
1) Шаг у старика был лёгкий и почти неслышный.
2) Он снова готов был ехать в горы.
3) Окна, выходящие во двор были ярко освещены.
4) С тех пор я сделался в своём воображении владельцем ещё одной великолепной страны – Кавказа.
12. В каком варианте ответа правильно перечислены номера слов, являющихся в предложении сказуемым? Дед мой – отец (1) моей матери – был (2) человек (3) небогатый (4).
1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 2, 3, 4
13. В каком предложении неопределённая форма глагола (инфинитив) не является сказуемым?
1) Кто из вас готов выполнить мою просьбу?
2) В конце концов я сам начал побаиваться своего воображения.
3) Работа учит уважать любой труд человека.
4) Вы хотите пойти на экскурсию в наш музей?
14. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) входит в состав сказуемого.
1) Все замерли, когда он предложил послушать пение своей жены.
2) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить.
3) Они шли отстоять свою свободу.
4) Подготовиться к экзаменам – наша основная задача.
15. В каком предложении нарушены синтаксические нормы (допущена ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым)?
1) Поднимите руки, кто читали эту книгу.
2) Профессор начал лекцию.
3) Большинство русских написаний основывается на морфологическом принципе.
4) Библиотека-музей имени А.П.Чехова организовала выставку.
16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире ( знаки препинания не расставлены).
1) Грач конечно птица умная и самостоятельная. 2) Пейзаж не привеска к прозе и не украшение.
3) Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора. 4) Электрический свет словно жидкий янтарь.
Прочитайте текст и выполните задания 17 – 19.
(1) Ёжик – закадычный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3) Знаменит он своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли.
(4) У каждого юнната был свой ёж. (5) И уж о нём-то, кажется всё известно. (5)Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело может воевать с гадюкой. (7) При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать – грозно пыхтит и поддаёт иголками.
(8) Ну, а если домой взять и приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.
17. Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.
18. Выпишите из предложений составные именные сказуемые.
19. Как вы считаете, может ли простое глагольное сказуемое состоять из двух слов? Приведите свой пример такого сказуемого.
Тест по теме «Сказуемое».
1.Выберите ошибочное продолжение предложения.
1) Сказуемые бывают глагольные и именные.
2) Сказуемое входит в грамматическую основу предложения.
3) Сказуемое не зависит в предложении ни от какого другого члена.
4) Сказуемые бывают простые и составные.
2. Найдите ошибочное утверждение.
1) В составном глагольном сказуемом есть неопределённая форма глагола (инфинитив)
2) В составном именном сказуемом есть вспомогательное слово.
3) В составном именном сказуемом роль связок могут выполнять глаголы со значением движения.
4) Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов.
3. В предложении Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов. ( М Шолохов) сказуемыми являются слова
1) почувствовал себя 2) почувствовал
3) почувствовал себя маленьким 4) почувствовал себя маленьким и затерянным
4. Укажите тип сказуемого в предложении В глубине пруда были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листья кувшинок (К.Паустовский)
1) простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное.
5.Укажите предложение, в котором сказуемое подчёркнуто верно.
1) Жизнь начинала уже казаться ему печальной и мрачной. 2) Разные бывают стихи.
3) Что будет со мною ? 4) Романтика Грина была проста, весела, блестяща .
6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.
А. Он был в школе уже ранним утром.
Б. Её приезд был для меня сюрпризом.
В. Творог делается из молока
Г. От долгого хранения творог делается невкусным.
Д. Все мы были когда-то детьми.
Е. Трусость заставляет иногда человека изменять своей совести.
1. Простое глагольное сказуемое
2. Составное глагольное сказуемое
3. Составное именное сказуемое.
1) А1 Б3 В1 Г3 Д3 Е1 2) А3 Б1 В3 Г1 Д1 Е1
3) А1 Б3 В3 Г1 Д1 Е2 4) А3 Б1 В1 Г3 Д3 Е2
7. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым
1) Звёзды всегда сияют над землёй. 2) Галя, несмотря на шум, продолжала спокойно читать.
3) Я рад вернуться в эти места. 4) Остров был, конечно, самым таинственным местом на свете.
8. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
1) Домой я приходил только обедать и ночевать, проводя все дни в цветущих киевских садах.
2) Я часто не был в силах скрывать своё отношение к вам.
3) Отец смеялся, шутил, оживлённо говорил с матросами.
4) Ничто не мешало слушать музыку, кроме протяжных пароходных гудков, доносившихся с Днепра.
9. В каком предложении нет составного именного сказуемого?
1) В прудах всегда было сумрачно от старых ив и зелёной воды.
2) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум листьев.
3) Город был очень хорош весной.
4) Жизнь моего дяди казалась мне совершенно необыкновенной.
10. Укажите пример с ошибкой в характеристике сказуемого.
1) Острые запахи ярмарочных товаров были слышны издалека. – составное именное
2) Рабочие помогали мне складывать брёвна. — простое глагольное
3) Дом был белый, с колоннами и полосатыми шторами на окнах. – простое глагольное
4) Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чём задача. — составное именное.
11. Укажите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существительным
1) Вскоре спуск к морю стал ещё тяжелее. 2) Рассказывать и слушать стало у него потребностью.
3) В комнате висели часы с кукушкой. 4) Домик был весь набекрень.
12. В каком варианте ответа правильно перечислены номера слов, являющихся в предложении сказуемым? Этот вопрос оказался (1) теперь (2) совершенно (3) ненужным (4)
1) 1 2) 1, 2 3) 1, 4 4) 1, 3, 4
13. В каком предложении неопределённая форма глагола (инфинитив) не является сказуемым?
1) Мы, мальчишки, жадно пили эту воду и верили, что от этого человек будет жить до ста двадцати лет.
2) В этом краю бесконечна возможность познавать себя и окружающий мир.
3) У меня у самого брат в жандармах, если хотите знать. ( А.Чехов)
4) Мог ли я думать тогда на катке, что жизнь Маруси Весницкой окажется гораздо неожиданнее всех моих фантазий.
14. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) входит в состав сказуемого.
1) Много раз ему приходило непреодолимое желание высказать всё без утайки.
2) После моих слов он сразу перестал кричать.
3) Если тебе твоя вера не нравится, так ты её перемени, а смеяться грех. ( А Чехов)
4) Уходя из жизни, Пушкин просил жену не забывать Михайловское.( С. Гейченко)
15. В каком предложении нарушены синтаксические нормы (допущена ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым)?
1) Двадцать два ученика приняло участие в олимпиаде.
2) Те, кто пришёл вовремя, заняли в театре места в партере.
3) Сочи расположен севернее Сухуми.
4) На столе лежало множество исписанных листов.
16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире ( знаки препинания не расставлены).
1) Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. ( Е.Евтушенко)
2) Июнь лишь начало лета.
3) Простота есть необходимое условие прекрасного ( Л Толстой)
4. Дело художника рождать радость.
Прочитайте текст и выполните задания 17 – 19.
(1) Своими глазами видел – один раз в жизни! – как вальдшнепиха несла по воздуху вальдшнепёнка.
(2) Она стиснула его с боков лапками, прижала к грудке и несла его меж ветвей осин. (3) Вальдшнепёнок уже был большой, она его еле тащила. (4) Казалось, летит тяжёлая неуклюжая птица… с двумя головами!
(5) Разглядеть такое непросто. (6) Вальдшнеп – птица стремительная, любит густые заросли. (7) Поэтому редко кто такое может увидеть. (8) Только звери, заявляют они, способны своих детёнышей переносить, да и то в зубах, а не в лапах. (9) Птицам такое не по уму, не по силам! ( По Н. Сладкову)
17. Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.
18. Выпишите из предложений составные именные сказуемые.
19. Замените любое составное глагольное сказуемое из текста простым глагольным и запишите его. Что изменилось при такой замене?
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44370-prilagatelnoe-v-roli-skazuemogo-v-predlozhenii-primery.html
http://infourok.ru/material.html?mid=78888