В каком предложении сказуемое является составным глагольным рад послушать я песню былую

Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, выра­жен­ный вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом и неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го глагола.

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным сказуемым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка обо­зна­ча­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Он не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать вре­мен­ные зна­че­ния действия:

  • нача­ло (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.);
  • про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся);
  • окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.).

С само­го утра начал н акра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь .

Уже вто­рые сут­ки шторм п родол­жал б уше­вать на море.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шкатулку.

В каче­стве связ­ки могут выступать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, волеизъявления

  • хотел научить­ся;
  • стре­мил­ся уехать;
  • решил остать­ся;

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к действию

  • могу объ­яс­нить;
  • устал повто­рять;
  • успел вер­нуть­ся;

в) неко­то­рые без­лич­ные глаголы

  • сто­ит узнать;
  • при­хо­дит­ся спешить;
  • сле­ду­ет ответить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским значением

  • дол­жен рассказать;
  • рад позна­ко­мить­ся;
  • готов помочь;

2) име­на существительные

  • мастер бала­гу­рить;
  • охот­ни­ца сплетничать;
  • люби­тель­ни­ца поболтать;

3) сло­ва кате­го­рии состояния

  • мож­но позвонить;
  • нель­зя опаздывать;
  • надо успеть;

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, например:

  • имел наме­ре­ние = намеревался;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не надеялся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вокзале.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экзамены.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся , но это у него не получилось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, например:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог надеяться.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, например:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рампе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рампе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подойдут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым глагольным.

Режиссер про­сил (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рампе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовремя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать , когда состо­ит­ся кон­церт в клубе.

Видеоурок

Тест по теме «Сказуемое»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по теме «Сказуемое».

1.Выберите ошибочное продолжение предложения.

Сказуемое может обозначать

1)действие, производимое предметом 2) свойство, характеристику предмета

3) состояние предмета 4) предмет, о котором говорится в предложении

2. Какого типа сказуемого не существует?

1) простого глагольного 2) простого именного

3) составного глагольного 4) составного именного

3. В предложении И как ни стараются книгоиздатели во всём мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок «ретро» сказуемыми являются слова

1) стараются; есть 2) стараются; есть оттенок

3) стараются осовременить; есть 4)стараются осовременить; есть оттенок

4. Укажите тип сказуемого в предложении Родившаяся полторы тысячи лет назад книга и старше и мудрее молодой музы телевидения.

1) простое глагольное 2) составное глагольное

3) составное именное 4) нет сказуемого.

5. Укажите предложение, в котором сказуемое подчёркнуто верно.

1) Человечество начинает читать меньше . 2) Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна .

3) Цветы чудились мне тогда живыми существами. 3) Хорошие книги остаются в памяти навсегда.

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.

А. У книги, безусловно, есть множество достоинств.

Б. Не красна сказка письмом, а красна вымыслом.

В. Смею ли я смеяться? ( А.Чехов)

Г. Дело это обстояло именно так.

Д. Никто меня не хотел понять

Е. Ей было тогда двадцать три года.

1. Простое глагольное сказуемое.

2. Составное глагольное сказуемое.

3. Составное именное сказуемое.

1) А1, Б2, В1, Г3, Д2, Е3 2) А3, Б3, В3 Г1 Д2 Е1

3) А1 Б1 В2 Г3 Д1 Е2 4) А1 Б3 В2 Г1 Д2 Е1

7. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым

1) Очарование этого мира было очень велико.

2) Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками.

3) Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

4) Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

8. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

1) От высоких гор тянуло зноем.

2) После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет.

3) Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь

4) Путешествие из-за моей болезни было прервано.

9. Отметьте предложение с составным именным сказуемым .

1) Домой я возвращался с катка раскрасневшийся и усталый.

2) С реки несло сыростью.

3) Он начал торопливо собирать куски холста и краски.

4) Упрямый медный чайник никак не хотел закипать на костре.

10. Укажите пример с ошибкой в характеристике сказуемого.

1) Лицо у него было унылое. – простое глагольное

2) Представление моё об этой стране оказалось живучим. – составное именное

3) Надежда боялась признаться в своей ошибке. – составное глагольное

4) Сама судьба велит тебе спасать меня. – составное глагольное.

11. Укажите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным.

1) Шаг у старика был лёгкий и почти неслышный.

2) Он снова готов был ехать в горы.

3) Окна, выходящие во двор были ярко освещены.

4) С тех пор я сделался в своём воображении владельцем ещё одной великолепной страны – Кавказа.

12. В каком варианте ответа правильно перечислены номера слов, являющихся в предложении сказуемым? Дед мой – отец (1) моей матери – был (2) человек (3) небогатый (4).

1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 2, 3, 4

13. В каком предложении неопределённая форма глагола (инфинитив) не является сказуемым?

1) Кто из вас готов выполнить мою просьбу?

2) В конце концов я сам начал побаиваться своего воображения.

3) Работа учит уважать любой труд человека.

4) Вы хотите пойти на экскурсию в наш музей?

14. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) входит в состав сказуемого.

1) Все замерли, когда он предложил послушать пение своей жены.

2) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить.

3) Они шли отстоять свою свободу.

4) Подготовиться к экзаменам – наша основная задача.

15. В каком предложении нарушены синтаксические нормы (допущена ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым)?

1) Поднимите руки, кто читали эту книгу.

2) Профессор начал лекцию.

3) Большинство русских написаний основывается на морфологическом принципе.

4) Библиотека-музей имени А.П.Чехова организовала выставку.

16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире ( знаки препинания не расставлены).

1) Грач конечно птица умная и самостоятельная. 2) Пейзаж не привеска к прозе и не украшение.

3) Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора. 4) Электрический свет словно жидкий янтарь.

Прочитайте текст и выполните задания 17 – 19.

(1) Ёжик – закадычный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3) Знаменит он своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли.

(4) У каждого юнната был свой ёж. (5) И уж о нём-то, кажется всё известно. (5)Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело может воевать с гадюкой. (7) При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать – грозно пыхтит и поддаёт иголками.

(8) Ну, а если домой взять и приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

17. Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.

18. Выпишите из предложений составные именные сказуемые.

19. Как вы считаете, может ли простое глагольное сказуемое состоять из двух слов? Приведите свой пример такого сказуемого.

Тест по теме «Сказуемое».

1.Выберите ошибочное продолжение предложения.

1) Сказуемые бывают глагольные и именные.

2) Сказуемое входит в грамматическую основу предложения.

3) Сказуемое не зависит в предложении ни от какого другого члена.

4) Сказуемые бывают простые и составные.

2. Найдите ошибочное утверждение.

1) В составном глагольном сказуемом есть неопределённая форма глагола (инфинитив)

2) В составном именном сказуемом есть вспомогательное слово.

3) В составном именном сказуемом роль связок могут выполнять глаголы со значением движения.

4) Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов.

3. В предложении Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов. ( М Шолохов) сказуемыми являются слова

1) почувствовал себя 2) почувствовал

3) почувствовал себя маленьким 4) почувствовал себя маленьким и затерянным

4. Укажите тип сказуемого в предложении В глубине пруда были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листья кувшинок (К.Паустовский)

1) простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное.

5.Укажите предложение, в котором сказуемое подчёркнуто верно.

1) Жизнь начинала уже казаться ему печальной и мрачной. 2) Разные бывают стихи.

3) Что будет со мною ? 4) Романтика Грина была проста, весела, блестяща .

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.

А. Он был в школе уже ранним утром.

Б. Её приезд был для меня сюрпризом.

В. Творог делается из молока

Г. От долгого хранения творог делается невкусным.

Д. Все мы были когда-то детьми.

Е. Трусость заставляет иногда человека изменять своей совести.

1. Простое глагольное сказуемое

2. Составное глагольное сказуемое

3. Составное именное сказуемое.

1) А1 Б3 В1 Г3 Д3 Е1 2) А3 Б1 В3 Г1 Д1 Е1

3) А1 Б3 В3 Г1 Д1 Е2 4) А3 Б1 В1 Г3 Д3 Е2

7. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым

1) Звёзды всегда сияют над землёй. 2) Галя, несмотря на шум, продолжала спокойно читать.

3) Я рад вернуться в эти места. 4) Остров был, конечно, самым таинственным местом на свете.

8. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Домой я приходил только обедать и ночевать, проводя все дни в цветущих киевских садах.

2) Я часто не был в силах скрывать своё отношение к вам.

3) Отец смеялся, шутил, оживлённо говорил с матросами.

4) Ничто не мешало слушать музыку, кроме протяжных пароходных гудков, доносившихся с Днепра.

9. В каком предложении нет составного именного сказуемого?

1) В прудах всегда было сумрачно от старых ив и зелёной воды.

2) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум листьев.

3) Город был очень хорош весной.

4) Жизнь моего дяди казалась мне совершенно необыкновенной.

10. Укажите пример с ошибкой в характеристике сказуемого.

1) Острые запахи ярмарочных товаров были слышны издалека. – составное именное

2) Рабочие помогали мне складывать брёвна. — простое глагольное

3) Дом был белый, с колоннами и полосатыми шторами на окнах. – простое глагольное

4) Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чём задача. — составное именное.

11. Укажите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существительным

1) Вскоре спуск к морю стал ещё тяжелее. 2) Рассказывать и слушать стало у него потребностью.

3) В комнате висели часы с кукушкой. 4) Домик был весь набекрень.

12. В каком варианте ответа правильно перечислены номера слов, являющихся в предложении сказуемым? Этот вопрос оказался (1) теперь (2) совершенно (3) ненужным (4)

1) 1 2) 1, 2 3) 1, 4 4) 1, 3, 4

13. В каком предложении неопределённая форма глагола (инфинитив) не является сказуемым?

1) Мы, мальчишки, жадно пили эту воду и верили, что от этого человек будет жить до ста двадцати лет.

2) В этом краю бесконечна возможность познавать себя и окружающий мир.

3) У меня у самого брат в жандармах, если хотите знать. ( А.Чехов)

4) Мог ли я думать тогда на катке, что жизнь Маруси Весницкой окажется гораздо неожиданнее всех моих фантазий.

14. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) входит в состав сказуемого.

1) Много раз ему приходило непреодолимое желание высказать всё без утайки.

2) После моих слов он сразу перестал кричать.

3) Если тебе твоя вера не нравится, так ты её перемени, а смеяться грех. ( А Чехов)

4) Уходя из жизни, Пушкин просил жену не забывать Михайловское.( С. Гейченко)

15. В каком предложении нарушены синтаксические нормы (допущена ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым)?

1) Двадцать два ученика приняло участие в олимпиаде.

2) Те, кто пришёл вовремя, заняли в театре места в партере.

3) Сочи расположен севернее Сухуми.

4) На столе лежало множество исписанных листов.

16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире ( знаки препинания не расставлены).

1) Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. ( Е.Евтушенко)

2) Июнь лишь начало лета.

3) Простота есть необходимое условие прекрасного ( Л Толстой)

4. Дело художника рождать радость.

Прочитайте текст и выполните задания 17 – 19.

(1) Своими глазами видел – один раз в жизни! – как вальдшнепиха несла по воздуху вальдшнепёнка.

(2) Она стиснула его с боков лапками, прижала к грудке и несла его меж ветвей осин. (3) Вальдшнепёнок уже был большой, она его еле тащила. (4) Казалось, летит тяжёлая неуклюжая птица… с двумя головами!

(5) Разглядеть такое непросто. (6) Вальдшнеп – птица стремительная, любит густые заросли. (7) Поэтому редко кто такое может увидеть. (8) Только звери, заявляют они, способны своих детёнышей переносить, да и то в зубах, а не в лапах. (9) Птицам такое не по уму, не по силам! ( По Н. Сладкову)

17. Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.

18. Выпишите из предложений составные именные сказуемые.

19. Замените любое составное глагольное сказуемое из текста простым глагольным и запишите его. Что изменилось при такой замене?

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=78888

http://skysmart.ru/articles/russian/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe