В каком разделе русского языка мы встречаемся с понятиями префикс суффикс флексия интерфикс

Служебные морфемы (флексия, суффикс, префикс).

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

Служебные морфемы (постфикс, соединительная гласная, интерфикс).

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы

б) Суффиксы

в) Окончания, или флексии

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

Формообразующие суффиксы и их грамматическое значение.

Суффикс – это морфема, стоящая в позиции после корня и служащая для образования новых слов в языке или их грамматических форм.

* В зависимости от выполняемых в языке функций суффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Словообразовательные суффиксы изменяют лексическое значение слова (исследовать – исследова-тель). В русском языке суффиксы преимущественно словообразовательные. Среди словообразовательных суффиксов особым богатством отличаются глагольные суффиксы со значением действия или процесса: -е- (старый – стр-е-ть), -и- (белый – бел –и — ть), -а- (сапожник – сапожнич – а – ть), -ка- (ау – ау – ка – ть), -ну- (крепкий – креп –ну — ть), -ича- (любезный – любез – нича – ть), -нича- (лодырь – лодыр – нича – ть), -ирова – (дебют – дебют – ирова –ть), -ова- (совет – совет – ова – ть), -изова- (мобильный – мобил- изова – ть), -изирова – (экран – экран –изирова – ть). Словоизменительные суффиксы служат для образования новых грамматических форм слова, не изменяя при этом лексического значения. К словоизменительным (формообразующим) суффиксам относятся:

1. суффикс прошедшего времени -л-;

2. суффикс повелительного наклонения -и-;

3. суффиксы причастий: -ущ-/-ющ, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-, -ом/-ем-, -им-, — енн-, -т-;

4. суффиксы деепричастий: -в-, -а-,-я-;

5. суффиксы степеней сравнения имён прилагательных и наречий: -е-, — ее-, -ше-, -айш-, -ейш-.

Основа слова.

Основа слова – часть слова или словоформы без окончания (с другой точки зрения – без формообразующих аффиксов)

Непроизводная основа (немотивированная) — это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) — составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что

производная основа:

1) расчленяется на отдельные морфемы,

2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная,

3) обозначает предметы действительности опосредствованно;

непроизводная основа:

1) морфологически не расчленяется,

2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин — пава, палец — шестипалый, ветка — ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой — молодежь, тлеть — тлен).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник — как «подставка, в которую вставляется стакан», городище — как «громадный город», приморский — как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа — непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик — нож, зонтик — зонт.

Термин производящая (или образующая) основа указывает на словообразовательную роль основы, а не на морфологические ее свойства.

Производящей называется основа (производная и непроизводная), на базе которой при помощи того или иного приема образовано слово, т.е. производящая (мотивирующая) — та основа, от которой образовано производное (мотивированное) слово.

В родственных словах хворост, хворостина, хворостинка основы морфологически прозрачны: в первом слове основа — непроизводная, во втором и третьем — производная. Для производных основ хворостин- и хворостинк- производящими основами соответственно являются: хворост- (непроизводная) и хворостин- (производная).

Для словообразования используются не только корневые, непроизводные основы, но и основы производные. Следовательно, производящей основой может быть и непроизводная основа, и производная.

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящей основой для данного слова служит основа того слова, от которого данное слово образовано.

Например, для слова муж-еств-о производящей основой будет основа слова муж; для слова мужеств-енн-ый производящей основой служит основа слова мужеств-о; для слова мужест венн-ость производящей основой является основа слова мужест-венн-ый.

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

Различают также основы

простые – в их составе один корень

сложные – включают два и более корня

свободные – имеют корень, который может встречаться в составе непроизводных основ

связанные – имеют корень, который встречается только в составе производной основы

прерывистые – прерываются не входящими в основу флексиями и формообразующими аффиксами

непрерывистые – обычные

Виды морфемного шва.

Явления морфемного шва: чередование согласных и гласных звуков, усечение производящей основы, наложение морфем (аппликация), интерфиксация, изменение места ударения.

Морфе́мный шов (стык морфе́м) — граница между двумя соседними морфами.

Чередования звуков могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.

Усечение производящей основы – морфонологическое явление, заключающееся в неиспользовании при образовании производного слова конечной части (фонемы или группы фонем) производящей основы.

Наложение (интерференция, аппликация) морфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например:

Интерфиксация – морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. Например:

Подобные межморфемные вставки называются интерфиксами.

Морфема — определение, функции и примеры разбора слов

При подготовке к ЕГЭ и ГИА учащиеся повторяют курс морфемики, получают дополнительную информацию и углубляют свои знания.

Этот раздел лингвистики напрямую связан со словообразованием, поскольку то, какими способами можно формировать слова, зависит от входящих в его состав минимальных компонентов.

Определение термина

Морфема представляет собой минимальную значимую часть любой лексической единицы, далее неделимую на более мелкие значимые компоненты. Слова состоят из морфем, значение каждой из них помогает образовать общее значение лексемы. В русском языке при разборе по составу выделяют основу, в которую включают приставки, корень и суффикс, а также окончание.

Следует отметить, что в звучащей речи минимальной единицей является звук — как гласный, так и согласный.

Однако звуки не являются значимыми компонентами, поскольку сами по себе не несут никакой семантики.

Вот почему самой крохотной значимой единицей принято считать именно морфему. В отличие от слов, она не может существовать самостоятельно, а определенный смысл приобретает только в составе лексической единицы.

Отличительные признаки морфем таковы:

  • Имеет значение, этим она непохожа на звуки. При этом обладает и звучанием.
  • Не имеет грамматического оформления.
  • Не способна члениться на иные значимые компоненты слова.
  • Не носит характера коммуникативной единицы.

Существуют специальные морфемные словари, в которых зафиксировано, какие суффиксы и приставки являются универсальными, а какие употребим только в составе конкретных частей речи — существительных, прилагательных, глаголов и иных.

Специфические особенности

Примеры морфемы позволяют убедиться в их разнообразии. Одна группа используется для образования новых слов, прежде всего, это приставки и суффиксы. Вторая же категория помогает образовать только словоформы — формы лица, числа, падежа, рода одного слова, а не новых единиц.

В этих минимальных компонентах могут присутствовать чередования гласных и согласных. Такие изменения появились в ходе исторического развития языка, носят системный характер. Именно этим явлением обусловлены чередующиеся гласные в корнях вида «лаг-лож», «кас-кос».

Каждая морфемы привносит в лексему собственный элемент значения.

Например, глагол «прибежали»:

  • Приставка «при» обозначает приближение к чему-либо.
  • «Беж» — корень, обозначающий нечто, связанное с процессом бега.
  • Суффикс «а» является формообразующим, очень древним, обозначает действие. Образованы от существительных.
  • Суффикс «л» обозначает прошедшее время глагола. Указывает на то, что действие свершилось.
  • Окончание «и» указывает на то, что действие совершило несколько лиц, то есть определяют форму множественного числа.

Существуют так называемые служебные морфемы, к которым относятся аффиксы, флексии и приставки, используемые для образования новых слов и словоформ.

Типология единиц

В морфемике русского языка существует 6 типов морфем: корень, префикс или приставка, суффикс, флексия или окончание, интерфикс (соединительная гласная) и постфикс. К аффиксальным морфемам относятся все, за исключением корня. Наконец, все элементы слова, кроме окончания, входят в состав основы.

Очень важно научиться верно вычленять морфемы, это поможет при разборе по составу.

Центральной единицей слова, в которой заключается основное его значение (или его элемент) является корень. Например, в слове «кровавый» корнем будет «кров», который указывает на связь с кровью.

В некоторых лексемах возможно более одного корня (садовод, железобетонный). Но слов, в которых эта морфема отсутствует, нет и быть не может. Отсюда вывод: корень — это не только главная, но и обязательная единица состава.

Префикс или приставка — морфема, которая в слове занимает позицию перед корнем. Чаще всего выполняет словообразовательную роль, помогая формировать новые единицы языка.

Есть несколько способов образования:

  • Приставочный (анти+утопия, не+классический).
  • Приставочно-суффиксальный (под+березо+вик, за+кут+ок).
  • Приставочно-постфиксальный (рас+кланять+ся).
  • Приставочно-суффиксально-постфиксальный (пере+миг+и+ва+ть+ся).

Однако в ряде случаев приставка исполняет формообразовательную функцию, например, для получения формы глагола совершенного вида от несовершенного: с+писать — списать, про+читать — прочитать.

В словах может быть как одна приставка (про+читать), так две (при+от+крывать) и даже три (не+без+до+казательно).

Характеристика суффиксов

Расположение этой единицы — между корнем и окончанием. Большая часть этих единиц исполняет словообразовательную роль: читать — читатель, коммунист — коммунизм — коммунистический, понятие — понятийный — понятный. Может участвовать в словообразовании при помощи нескольких способов — суффиксального, приставочно-суффиксального, суффиксально-сложном (три звезды — трехзвездник — трехзвездочная гостиница).

В науке есть и нулевой суффикс — не выраженный грамматически и буквенно, однако его отсутствие является значимым для отличия словоформы от иных форм. Примеры: нес, вез — это глаголы прошедшего времени, однако «классический» суффикс «л», указывающий на эту форму, у них не выражен, то есть является нулевым.

Выделяют также бессуффиксальный способ образования: существительные «высь», «синь» образованы путем усечения аффикса от прилагательных «высокий», «синий». Однако от этих же прилагательных образованы и иные слова, но с использованием материально выраженного суффикса: высота, синева.

Есть особый тип суффиксов, которые помогают образовать новые формы слова, например, это морфемы, участвующие в формировании степеней сравнения прилагательных: (ближ+е, интересн+ее — сравнительная, ближ+айш+ий, интересн+ейш+ий).

Также формообразующим является суффикс «л», помогающий получить форму глагола прошедшего времени: править — правил, читать — читал.

Например: Школьник читал предисловие к книге и понимал, что она очень интересная.

Другие формообразующие аффиксы представлены в форме таблицы:

Часть речиСуффиксПримеры
Причастие-ущ/-ющ, -ом/-емЧитающий, читаемый
Деепричастие-а/-яЧитая
Глагол несовершенного вида-ваПереживать

Количество суффиксов в словах русского языка может быть различным: один (учение), два (учитель), три — редко (учительница).

Признаки флексий

Окончание — морфема, выходящая за пределы основы и присутствующая только в изменяемых частях речи (прилагательное, существительное, числительное, местоимение, глагол, причастие). Внутри слова может располагаться при наличии постфикса в возвратных глаголах (составляться — составляешься).

Иногда является нулевым, то есть не имеет буквенного выражения, чаще всего это наблюдается у существительных мужского рода, оканчивающихся на согласную (паж, конь, супруг) или женского на мягкий знак (мышь, рожь, запись).

Используется для выражения рода, лица, числа, падежа.

Например:

  • Село — окончание «о» говорит о том, что это слово ср. рода, ед. ч., Им. п.
  • Красивого — флексия «ого» указывает на муж/ср.род, ед. ч, Р. п.
  • Выражаем — «ем» — признак 1 лица, мн. ч.

Еще одна функция, которую выполняет окончание — установка синтаксической связи слов в предложении — управления или согласования: (какой?) волшебный лес (что делает?) дарит (кому?) всем (что?) радость. Иногда применяется для образования новых слов, например, присоединив к слову «физик» (ученый) флексию «а», можно получить лексему «физика» (наука).

Эта часть слова есть у всех частей речи, которые относятся к склоняемым или спрягаемым.

Другие морфемы

Соединительная гласная также относится к числу минимальных значимых единиц языка. В научной литературе можно встретить также наименования «интерфикс», «соединительный аффикс». Ее основное предназначение — соединение двух основ при образовании сложного слова. Чаще всего встречается гласная «о» (паровоз, лесостепь, лесомеханический), однако в ряде случаев используется «е» (нефтедоллар, птицеферма, пешеход). В родительном падеже количественных числительных наблюдаются гласные «и», «а», «у»: пятилетка, полугодие, сорокалетний.

Постфикс — морфема, располагающаяся после окончания.

В русской грамматике их всего 5:

  • -ся / -сь — в возвратных глаголах.
  • -то, -либо, -нибудь — в местоимениях.
  • -те — глаголы множественного числа.

В рамках школьного курса такие единицы рассматриваются как особые суффиксы, однако на филологических факультетах и в науке они выделяются в отдельную группу.

В такой отрасли языкознания как морфемика принято выделять еще одну категорию единиц — аффиксоиды, подразделяющиеся на префиксоиды и суффиксоиды. Они представляют собой части сложных слов, которые постоянно принимают участие в словообразовательном процессе. Примеры: био-, нео-, анти-, псевдо — префиксоиды (биотехнология, неонацизм, антитерроризм, псевдоискусство). Суффиксоиды: -тек, -лог (биолог, зоолог, картотека, фильмотека).

Порядок проведения разбора

Знание морфем необходимо школьникам для того, чтобы правильно проводить разбор слова по составу и делать анализ его структуры.

Конечно, современные онлайн-сервисы позволяют быстро разобраться в том, из каких компонентов состоит любое слово, но ведь в классе ими воспользоваться не представляется возможным.

Вот почему последовательность действий при выполнении разбора следует знать:

  • Выделение основы и окончания.
  • Характеристика основы. Следует отметить, какая она — производная или нет.
  • Описание флексии (нулевое или имеет выражение, какое значение передает).
  • Определение корня. Делается это путем подбора однокоренных значимых слов.
  • Выявление приставки, определение ее функции (формообразующая или словообразовательная).
  • Вычленение суффиксов, установка их грамматической роли.

По данному плану следует проводить морфемный анализ слов. Образец:

Слово «рифма». Основа — рифм-, окончание «а». Основа является непроизводной, флексия — имеет выражение, передает жен. р., ед. ч., Им. п. Для определения корня следует придумать однокоренные слова: рифмовать — рифмовка — рифмоплет — рифмовка. Эта информация позволяет понять, что корнем является «рифм». Приставок и суффиксов слово не имеет.

«Исторический». Основа — историческ-, окончание -ий. Основа является производной, флексия -ий показывает, что прилагательное поставлено в форме муж. р., ед. ч, Им. п. Однокоренные слова: история, историк, историчка. Корень «истор». Приставок нет. Суффикс «ическ» является словообразовательным.

Таковы основные знания о морфемах, которые помогут ученикам успешно выполнять задания в школе и дома.

Важно помнить, что в языке постоянно появляются новые слова, однако формирование новых структурных единиц происходит довольно редко. Причина проста — в заимствованных лексемах используются традиционно русские аффиксы.

Учимся дома 1-11 классы

Заметки о семейном образовании

Тест по русскому языку: аффиксы

Предлагаю вам новый тест по русскому языку: аффиксы. Это тема 6 класса хорошо раскрыта в учебнике Г. Граник. Мы на прошлой неделе провели урок и по его мотивам я составила тест. Это удобно, когда нужно быстро освежить материал. Как обычно, сначала тест был размещён на моём Дзен-канале «Домобуч». Решились на него ответить всего лишь 51 человек. Тест оказался сложным. Да и действительно, в быту мы эти термины не применяем. Но в курсе русского языка они есть, а потому, будем запоминать. Тем более, что запоминаются они легко.

Содержание статьи:

Тест по русскому языку: аффиксы

Картиночка

Теория

Аффикс — [лат. affixus — прикрепленный] — часть слова, имеющая грамматическое значение и видоизменяющая значение корня.

Аффиксы делятся на две группы:

  1. словообразовательные (они изменяют лексическое значение слова, то есть, его смысл);
  2. словоизменительные (они изменяют грамматическое значение слова, помогают связывать слова в предложение).

Словообразовательные аффиксы:

  • префиксы (приставки);
  • интерфиксы (соединительные гласные, которые соединяют два корня — земл-Е-мер),
  • суффиксы;
  • постфиксы (-ся, -сь).

Словоизменительные аффиксы:

С помощью флексий изменяются:

  • род (мужской, средний, женский);
  • число (единственное, множественное);
  • лицо (первое, второе, третье).

Ответы и комментарии

Вопрос № 1

Ответ: прикреплённый.

Вопрос № 2

Ответ: приставка.

Вопрос № 3

Ответ: частица -ся или — сь.

Вопрос № 4

Ответ: окончание.

Вопрос № 5

Ответы: префикс, суффикс, постфикс, флексия. Аффиксы — то, что прикрепляется к корню, чтобы изменить значение слова, поэтому сам корень не может быть аффиксом.

Вопрос № 6

Ответы: суффиксы, префиксы, постфиксы.

Вопрос № 7

Ответ: флексии.

Вопрос № 8

Ответ: изменяют лексическое значение слова, то есть, его смысл. Примеры: дом — дом-ик, ход — пере-ход, умывать — умывать-ся.

Вопрос № 9

Ответ: изменяют грамматическое значение слов. Примеры: поехал — поехал-а, пробу-ют — пробу-ет.

Вопрос № 10

Ответы: род слова, число слова, лицо слова.


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/morfema.html

http://1-11.info/test-po-russkomu-yazyku-affiksy/