В каком ряду во всех словах есть суффиксы

Тест по теме «Морфемика»

Данный тест можно использовать на уроках повторения и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Морфемика»»

Тест по теме «Морфемика. Словообразование»

1. В каком слове есть окончание -у-

а) по-старому б) в снегу в) вправду г) большому

2. В каком слове нет окончания?

а) гремя б) сказала в) тебя г) синему

3. В каком ряду во всех словах есть приставки?

измена, придорожный, разукрасить, звонкий

вприсядку, выкрикнуть, поштучно, сыщик

попусту, предсказание, сморщить, пригодный

вкусный, проезд, розыгрыш, сводит

4. Укажите ряд, во всех словах которого есть один суффикс.

плачущий, столик, счастливый, сахаристый

осмотрел, настойчивость, лебединый, бревенчатый

налево, рученька, зайчик, побелил

нападение, смеялся, виноградник, борьба

5. В каком ряду во всех словах есть два корня?

1) свободомыслие, самоуправление, древнерусский, несбыточный

2) единоборство, светомузыка, обезболивающий, рыжебородый

3) приобрести, бледнолицый, одноклассник, благословить

4) высоколобый, старославянский, старослужащий, старожил

6. Укажите ряд, во всех словах которого есть приставка, корень, суффикс, окончание.

правописание, выпускники, подготовительный, удостоенный

начитанный, переписчики, неожиданно, покраснеть

отполированный, светловолосый, подворотня, позвонить

разговорчивый, подручный, неспособный, удивлении

7. Найдите слово, в котором пять морфов.

а) наступает б) поспешным в) рассмотреть г) свеситься

8. Какое из слов не является однокоренным?

а) потолковать б) толковый в) столковаться г) столетний

9. Укажите слово, образованное приставочным способом.

а) во-вторых б) смотр в) самолет г) переделать

10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом?

а) пригорок б) пароход в) котенок г) вычитать

11. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) совладелец б) лисичка в) ледоход г) бездорожье

12. Укажите слово, образованное сложением основ.

а) неправильный б) боец в) приход г) рыболов

Тест по теме «Морфемика. Словообразование»

1. В каком слове есть окончание -0-

а) засветло б) налево в) сильно г) перо

2. В каком слове нет окончания?

а) ремешок б) мнение в) весело г) решает

3. В каком ряду во всех словах есть приставка?

безмерный, расколотый, пригорок, воздушный

предоставленный, округлый, ускоренный, насилу

сморщить, обустроить, досказать, удить

перемыть, задеть, здание, подтолкнуть

4. В каком ряду во всех словах нет суффиксов?

1) синеет, белизна, апрелем, везший

2) закат, туманный, руке, смотрим

3) синими, лежу, красим, кольцом

4) нехороший, мошка, печью, оконный

5. В каком ряду во всех словах есть только один корень?

перещеголять, недосказанный, перекрытие, приборостроение

служительница, выразительный, укрощение, сыроварня

напрыгался, окрыленный, пересказанный, уложенный

обогревать, беспредметный, отреставрировать, профком

6.Укажите ряд, во всех словах которого есть приставка, корень, суффикс, окончание

1) беспристрастный, приусадебный, заготовки, досадливый

2) переписываешь, уложенный, перестройка, приближение

3) закрыла, смоделируем, побледневший, недовольство

4) умиротворение, почувствуете, обрушение, непроглядный

7. Найдите слово, в котором пять морфов.

а) перелетая б) переплетенная в) разыгрывающий г) рассветать

8. Какое из слов не является однокоренным?

а) жидкость б) переживать в) заживлять г) животворный

9. Укажите слово, образованное приставочным способом.

а) бездумный б) землетрясение в) зазеленеть г) журавлиный

10. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

а) перепахать б) учитель в) бесхозяйственный г) вялотекущий

11. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) насмешка б) пустырник в) самолет г) небесплатный

12. Укажите слово, образованное сложением основ.

а) низковатый б) сталевар в) глушь г) выработка

В каком ряду во всех словах есть суффиксы

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

Пояснение (см. также Правило ниже).

1. усидЧИВый, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ, переменЧИВ;

2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда

3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ

4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется

5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)

НА­ПИ­СА­НИЕ СУФ­ФИК­СОВ РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

Суф­фикс — это зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая на­хо­дит­ся после корня и слу­жит обыч­но для об­ра­зо­ва­ния новых слов.

На на­пи­са­ние того или иного суф­фик­са вли­я­ют раз­лич­ные фак­то­ры:

—часть речи, в ко­то­рой он упо­треблён;

—спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова;

—удар­ная или без­удар­ная по­зи­ция;

—пи­шет­ся после ши­пя­щих или нет;

—ка­ко­го рода слово с про­пу­щен­ной бук­вой

и так далее. По­это­му еди­ных пра­вил нет, все суф­фик­сы пи­шут­ся по осо­бым пра­ви­лам.

10.1 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ
10.1.1 СУФ­ФИК­СЫ ЕВ/ОВ; ИВ (ЧИВ/ЛИВ)
По Ро­зен­та­люПо Ло­па­ти­ну:
Суф­фикс -ив- несет на себе уда­ре­ние: краси́вый, прав­ди́вый.

Ис­клю­че­ния: ми́ло­сти­вый, юро́дивый.

В не­уда­ря­е­мом по­ло­же­нии ис­поль­зу­ет­ся суф­фикс -ЕВ-: бо­Е­Вой, си­ре­нЕ­Вый, алю­ми­ни­Е­Вый, ге­ли­Е­Вый (от гелий), но ге­лЕ­Вый (от гель).

В суф­фик­сах -ЛИВ- и -ЧИВ- (про­из­вод­ных от -ИВ-) пи­шет­ся буква и: за­бот­лИ­Вый, за­нос­чИ­Вый.

Сле­ду­ет раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные с суф­фик­са­ми -ЕВ-, с одной сто­ро­ны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с дру­гой.

Слова на -ЕВый — напр., со­Е­Вый, фер­зЕ­Вый, фла­нел ЕВ ый, мат­чЕ­Вый, зам­шЕ­Вый, — со­дер­жат суф­фикс -ЕВ- (ор­фо­гра­фи­че­ская раз­но­вид­ность суф­фик­са -ОВ-), про­ве­ря­ю­щий­ся под уда­ре­ни­ем в таких сло­вах, как дубо́вый, рублёвый. Эти при­ла­га­тель­ные — от­но­си­тель­ные , у них нет крат­ких форм.

Слова на -ИВЫЙ яв­ля­ют­ся ка­че­ствен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми (име­ю­щи­ми крат­кие формы) с суф­фик­са­ми -ИВ-: ми­ло­стИ­Вый; -ЛИВ-: за­бот­ЛИ­Вый, за­вист­ЛИ­Вый, не­по­сед­ЛИ­Вый, при­чуд­ЛИ­Вый; -ЧИВ-: за­быв­ЧИ­Вый, на­ход­ЧИ­Вый, пе­ре­мен­ЧИ­Вый. Эти же суф­фик­сы -ИВ- и -ЛИВ- под уда­ре­ни­ем: ле­нИ­Вый, смеш­ЛИ­Вый, при­хот­ЛИ­Вый.

При­ме­ча­ние. Суф­фикс -ИВ- име­ет­ся также в слове юро­ди­вый, об­ра­зо­ван­ном от уста­рев­ше­го юрод.

Здесь не­об­хо­ди­мо сде­лать важ­ное за­ме­ча­ние: в за­да­ни­ях часто встре­ча­ют­ся слова, име­ю­щие очень по­хо­жие на­пи­са­ния, на­при­мер, мин­дал..вый, на­зойл..вый, за­ботл..вый. Если сле­до­вать пра­ви­лу Ло­па­ти­на, то по­пыт­ка об­ра­зо­вать крат­кие формы удаётся для слов «на­зой­ли­вый (на­зой­лив)» и «за­бот­ли­вый (за­бот­лив)», по­то­му и на­пи­са­на буква И, это суф­фикс ЛИВ. «Мин­да­ле­вый» усечь не уда­лось, это при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ, буква Л при­над­ле­жит корню. В этом плане ин­те­рес­но слово «гут­та­пер­че­вый», это на­зва­ние ма­те­ри­а­ла, их ко­то­ро­го когда-то де­ла­лись иг­руш­ки. В этом слове Ч тоже яв­ля­ет­ся ча­стью корня, а сде­лать крат­кую форму никак не по­лу­чит­ся, ведь это от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ. По­это­му, как го­во­рят, зрите в ко­рень!

10.1.2. ДРУ­ГИЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ

• В без­удар­ном по­ло­же­нии после твер­дых со­глас­ных ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: де­лО­Вой, крас­нО­ВА­Тый, да­рО­ВИ­Тый. После мяг­ких со­глас­ных, ши­пя­щих и ц ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: ве­щЕ­Вой, Ба­рен­цЕВо море, си­нЕ­ВА­Тый, глян­цЕ­ВИ­Тый.;

• суф­фикс -ИСТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой И, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­са -ест- не бы­ва­ет: по­ро­дИ­СТый, по­кла­дИ­СТый;

• суф­фикс -ЧАТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой А: бре­вен­ЧА­Тый, взрыв­ЧА­Тый;

• суф­фик­сы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пи­шут­ся без из­ме­не­ния во всех сло­вах, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­сов -ИНЬК-, -АНЬК- не бы­ва­ет: бе­лЕНЬ­Кий, ма­хОНЬ­Кий.

10.2 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ГЛА­ГО­ЛОВ
10.2.1. ГЛАС­НЫЕ В ИН­ФИ­НИ­ТИ­ВЕ (НЕ­ОПРЕ­ДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ) ПЕРЕД -ТЬ. БА­ЗО­ВОЕ, ОС­НОВ­НОЕ ПРА­ВИ­ЛО.

Глас­ный перед суф­фик­сом ин­фи­ни­ти­ва (не­опре­де­лен­ной формы) -ТЬ может быть без­удар­ным. Для опре­де­ле­ния того, какую букву сле­ду­ет пи­сать на месте этого без­удар­но­го глас­но­го, ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие усе­ка­е­мо­сти гла­голь­ной ос­но­вы. Это по­ня­тие не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе, по­это­му слова с без­удар­ным глас­ным перед ТЬ не­об­хо­ди­мо за­учи­вать на­и­зусть. При­ведём при­ме­ры таких слов.

Спи­сок слов да­ле­ко не пол­ный, гла­го­лов с без­удар­ным суф­фик­сом очень много. Пом­ни­те, что до­бав­ле­ние при­став­ки не ме­ня­ет на­пи­са­ния. Так, все слова с при­став­ка­ми от слова кле­ить — за­кле­ить, под­кле­ить, пе­ре­кле­ить и скле­ить пи­шут­ся оди­на­ко­во с суф­фик­сом И. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на зна­чи­мость этого пра­ви­ла: от вер­но­го на­пи­са­ния буквы перед ТЬ будет за­ви­сеть и на­пи­са­ние формы гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни, и, со­от­вет­ствен­но, при­ча­стий и де­е­при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, так как эти формы об­ра­зу­ют­ся от ин­фи­ни­ти­ва.

По Спе­ци­фи­ка­ции 2015-2016 года на­пи­са­ние при­ча­стий про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 11.

10.2.2 ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В СУФ­ФИК­САХ ГЛА­ГО­ЛОВ ПРО­ШЕД­ШЕ­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

На­пи­са­ние глас­ной буквы в гла­го­лах про­шед­ше­го вре­ме­ни на­пря­мую за­ви­сит от суф­фик­са на­чаль­ной формы (ин­фи­ни­ти­ва), так как для об­ра­зо­ва­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ра­бо­та­ет схема: ОС­НО­ВА ин­фи­ни­ти­ва+ суф­фикс Л. Есте­ствен­но, что -ТЬ усе­ка­ет­ся, так как в ос­но­ву не вхо­дят. В раз­ных учеб­ни­ках эта часть слова на­зы­ва­ет­ся либо суф­фик­сом не­опре­делённой формы (ин­фи­ни­ти­ва, на­чаль­ной формы), либо окон­ча­ни­ем. Это со­вер­шен­но не кри­тич­но для объ­яс­не­ния пра­ви­ла: от­се­ка­ем — и всё. Итак, в слове каш­лЯл пи­шет­ся Я, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы кашлЯ(ть), в слове уви­дЕл пи­шет­ся Е, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы увидЕ(ть). Ещё при­ме­ры: уве­ли­чИл (от уве­ли­чИть), умно­жИ­ла (от умно­жИть), оби­дЕл­ся (от оби­дЕть­ся). Как видно из при­ме­ров, зна­ние спря­же­ния гла­го­ла здесь не нужно.

10.2.3 ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В ДЕ­Е­ПРИ­ЧА­СТИ­ЯХ ПРО­ШЕД­ШЕ­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

Де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни со­вер­шен­но­го вида об­ра­зу­ют­ся по схеме: Ос­но­ва ин­фи­ни­ти­ва+суф­фикс ВШ (Ш). По­это­му пра­ви­ло то же самое: какая глас­ная в ин­фи­ни­ти­ве, такая и в де­е­при­ча­стии. На­при­мер: уви­дЕв (от уви­дЕть), воз­не­на­ви­дЕв (от воз­не­на­ви­дЕть); услы­шАв (от услы­шАть). Ещё при­ме­ры: из­ме­рИв (пло­щадь), за­му­чИв (рас­спро­са­ми), оби­дЕв (то­ва­ри­ща).

10.2.4. ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В СУФ­ФИК­САХ -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА-; ПЕРЕД ВА

В любом за­да­нии есть слова на дан­ное пра­ви­ло, и не по од­но­му. Чаще всего ука­зан­ные суф­фик­сы встре­ча­ют­ся имен­но в гла­го­лах, но не­ред­ко и в име­нах су­ще­стви­тель­ных или при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов. На­при­мер, на­пи­са­ние буквы в слове «вскармл..вание» опре­де­ля­ет­ся на­пи­са­ни­ем гла­го­ла «вскарм­ли­вать», а слово «раз­вед..ва­тель­ный» сло­вом «раз­ве­ды­вать».

За­те­ЯтьКле­ИтьОби­дЕть
ВеЯтьСтро­ИтьЗа­ви­сЕть
РеЯтьМу­чИтьНе­на­ви­дЕть
СеЯтьМе­рИтьВи­дЕть
ЛаЯтьНа­ску­чИтьОбес­си­лЕть (по­те­рять силы)
Каш­лЯтьУте­шИтьВы­здо­ро­вЕть
Ма­Ять­сяСо­сре­до­то­чИть
На­де­Ять­сяЗи­ждИть­ся (на чём-то ос­но­вы­вать­ся)
Ле­ле­ЯтьЗы­бИть­ся (ко­лы­хать­ся, ка­чать­ся)
ТаЯтьУве­ли­чИть

Рас­се­И­ВАть-рас­се­И­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-, так как я (что делаю?) рас­се­И­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

Сгла­жИ­ВАть-сгла­жИ­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-,так как я (что делаю?) сгла­жИ­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

Скла­дЫ­ВАть-ск­лы­дЫ­ВА­ла (пи­шет­ся суф­фикс -ЫВА-, так как я (что делаю?) скла­дЫ­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ЫВАЮ).

Пот­чЕ­ВАть- пот­чЕ­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-, так как я (что делаю?) пот­чУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

По­про­бО­ВАть-по­про­бО­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ОВА-, так как я (что сде­лаю?) по­про­бУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ).

Ко­ман­дО­ВАть- ко­ман­дО­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ОВА-, так как я (что делаю?) ко­ман­дУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

Суф­фик­сыИх пра­во­пи­са­ниеПри­ме­ры
ИВА/ЫВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на — ИВАЮ /-ЫВАЮ.
ЕВА/ОВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шем вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ/-ЮЮ.
Буквы Е или И перед удар­ным суф­фик­сом ВАОт гла­го­лов с суф­фик­са­ми -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА- сле­ду­ет от­ли­чать гла­го­лы, об­ра­зо­ван­ные при по­мо­щи суф­фик­са -ВА-.

Перед удар­ным суф­фик­сом -ВА пи­шет­ся та же глас­ная буква, что и в не­опре­де­лен­ной форме, если в ней от­бро­сить этот суф­фикс -ВА-.

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ (хотя за­стрЯть)

ЗА­ТМЕ­ВАТЬ (хотя за­тмИть)

ПРО­ДЛЕ­ВАТЬ (хотя про­длИть)

РАС­ТЛЕ­ВАТЬ (хотя рас­тлЯть)

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ, ВСТРЕ­ВАТЬ (хотя за­стрЯть, встрЯть)

УВЕ­ЩЕ­ВАТЬ, НА­МЕ­РЕ­ВАТЬ­СЯ, СО­МНЕ­ВАТЬ­СЯ (нет форм без ва, но в 1лице имеют -ВАЮ

По­ве­ле­ВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс -ВА, по­лу­ча­ем по­ве­лЕть, такой гла­гол есть, зна­чит, пра­ви­ло при­ме­не­но верно;

Пре­тер­пе­ВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс-ВА, по­лу­ча­ем пре­тер­пЕть, такой гла­гол есть.

Если же от­бро­сить суф­фикс ВА нель­зя, зна­чит, нужно ис­поль­зо­вать ос­нов­ное пра­ви­ло: на­при­мер, в слове «но­че­вать» также уда­ре­ние па­да­ет на ВА. Но от­бро­сить его не удаётся, нет та­ко­го слова «но­четь»; в слове «го­ре­вать» также не ВА, а ЕВА, так как слово «го­реть» уже дру­гое по зна­че­нию, с «го­ре­вать» не од­но­ко­рен­ное.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что в не­ко­то­рых сло­вах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА вхо­дит в со­став корня, на­при­мер: обу­ре­ва/ть, шпат­ле­ва/ть, рас/ту­ше­ва́/ть(ся). Таких слов в КИМах быть не долж­но.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на важ­ность общей грам­ма­ти­че­ской куль­ту­ры речи: если вме­сто «я ко­ман­дую, со­ве­тую» го­во­рить «ко­ман­ды­ваю/ко­ман­до­ваю, со­ве­ты­ваю/со­ве­то­ваю», то пра­ви­ла при­ме­нить не по­лу­чит­ся, так как для них это форма яв­ля­ет­ся про­ве­роч­ной. Го­во­ри­те пра­виль­но!

10.3 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ

1. Суф­фикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при скло­не­нии су­ще­стви­тель­но­го со­хра­ня­ет глас­ную: сто­лик — сто­лИ­Ка, чай­ник — чай­нИ­Ка, паль­чик — паль­чИ­Ка; суф­фикс -ЕК- имеет «бег­лую» глас­ную: кра­е­шек — кра­еш­Ка, ли­сто­чек — ли­сточ­Ка.

2. Су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ- (с «бег­лой» глас­ной): горец — горца, крас­но­ар­ме­ец — крас­но­ар­мей­ца. Су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода имеют суф­фикс -ИЦ-: вла­де­ли­ца, кра­са­ви­ца. Су­ще­стви­тель­ные сред­не­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ-, если уда­ре­ние па­да­ет на слог после суф­фик­са, и -ИЦ-, если уда­ре­ние пред­ше­ству­ет суф­фик­су: паль­тЕ­Цо́, пись­мЕ­Цо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе.

3. Суф­фикс -ИЧК- имеют су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, об­ра­зо­ван­ные от слов с суф­фик­сом -иц-: лест­нИЧ­Ка ← лест­ни­ца, пу­го­вИЧ­Ка ← пу­го­ви­ца.

В осталь­ных слу­ча­ях по­доб­ные формы су­ще­стви­тель­ных имеют суф­фикс -ЕЧК-: пе­шЕЧ­Ка, тро­ЕЧ­Ка; Ва­нЕЧ­Ка, Зо­ЕЧ­Ка; вре­мЕЧ­Ко, здо­ро­вьЕЧ­Ко.

При­ме­ча­ние. Формы типа Фе­нич­ка (обыч­ные в ли­те­ра­ту­ре XIX в.) от­но­сят­ся к числу уста­ре­лых.

За­пом­ни­те: без­удар­но­го суф­фик­са -ячк- в рус­ском языке нет.

4. Со­че­та­ние -ИНК- имеют су­ще­стви­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные от слов жен­ско­го рода на -ин(а): впа­дИН­Ка ← впа­ди­на, за­ва­лИН­Ка ← за­ва­ли­на.

Со­че­та­ние -ЕНК- имеют умень­ши­тель­ные су­ще­стви­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные с по­мо­щью суф­фик­са -к- от слов на -ня и -на, у ко­то­рых в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа мно­же­ствен­но­го числа мяг­кий знак на конце не пи­шет­ся: ви­шЕН­Ка ← вишня (вишен), со­сЕН­Ка ← сосна (сосен), а также в не­ко­то­рых сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих лиц жен­ско­го пола: не­жЕН­Ка, ни­щЕН­Ка, фран­цу­жЕН­Ка. По этому же пра­ви­лу пи­шет­ся слово ле­сен­ка.

5. Умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные су­ще­стви­тель­ные имеют суф­фик­сы:

-ОНЬК-, реже -ЕНЬК- — после твер­дых со­глас­ных: берёзОНЬ­Ка (берёза), ли­сОНЬ­Ка (лиса), Мар­фЕНЬ­Ка (Марфа);

-ЕНЬК- после мяг­ких со­глас­ных, ши­пя­щих и глас­ных: Ка­тЕНЬК­ка (Катя), ту­чЕНЬ­Ка, Зо­ЕНЬ­Ка.

За­пом­ни слова-ис­клю­че­ния: Ис­клю­че­ния: ба­инь­ки, за­инь­ка, па­инь­ка.

При­ме­ча­ние. Суф­фик­сов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном языке нет; формы по­ло­сынь­ка, ли­сань­ка, Мар­финь­ка, Лю­бинь­ка, Ан­нинь­ка и т. п. встре­ча­ют­ся толь­ко в про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей XIX в. и в фольк­ло­ре.

6. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Раз­ли­ча­ют­ся суф­фик­сы -ИНСТВ- в сло­вах боль­шин­ство́, мень­шин­ство́, стар­шин­ство́ (с уда­ре­ни­ем на окон­ча­нии, в ва­ри­ан­те мень­ши́нство — на суф­фик­се) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвен­ство (с уда­ре­ни­ем на корне).

7. -ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суф­фик­сах умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ных су­ще­стви­тель­ных -ЫШК- (в сло­вах сред, рода) и -ЫШЕК (в сло­вах муж. рода) без уда­ре­ния после твер­дых со­глас­ных пи­шет­ся буква ы, напр.: пят­нЫШ­Ко, кры­лЫШ­Ко, стёклЫШ­Ко, гнёздЫШ­Ко, пе­рЫШ­Ко (слова сред­не­го рода); ко­лЫ­ШЕК, кли­нЫ­ШЕК, во­ро­бЫ­ШЕК. В слове кра­е­шек в суф­фик­се перед ш пи­шет­ся буква е.

Эти су­ще­стви­тель­ные сле­ду­ет от­ли­чать от су­ще­стви­тель­ных с лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также без­удар­ны­ми: тра­вуш­ка, во­люш­ка, де­душ­ка, дя­дюш­ка, со­ло­вуш­ка, ре­бя­туш­ки, Ан­нуш­ка, Ива­нуш­ка, по­люш­ко, го­рюш­ко, хле­бу­шек, ка­му­шек. Име­ют­ся ва­ри­ан­ты с бук­ва­ми ы и у в суф­фик­сах: во­ро­бы­шек и во­ро­бу­шек, ола­дыш­ки и ола­душ­ки.

8. -(М)ЕН-. В ос­но­вах кос­вен­ных па­де­жей и форм мн. ч. су­ще­стви­тель­ных на —мя пи­шет­ся суф­фикс -ЕН- с бук­вой е на месте без­удар­но­го глас­но­го, напр.: время — вре­ме­ни и вре­ме­на, имя — имени и имена, семя — се­ме­ни и се­ме­на.

10.4 СУФ­ФИК­СЫ НА­РЕ­ЧИЙ

1.На­ре­чия с при­став­ка­ми В-, ЗА-, НА-, об­ра­зо­ван­ные от имён при­ла­га­тель­ных, имеют на конце букву о: Впра­вО← пра­вый;, ЗА­свет­лО←свет­лый, НА­креп­кО←креп­кий.

На­ре­чия та­ко­го же про­ис­хож­де­ния с при­став­ка­ми ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву а: ДО­сы­тА←сытый, ИЗ­ред­кА←ред­кий, СновА←новый, Сна­ча­лА-

Важ­ное за­ме­ча­ние: дан­ные на­ре­чия об­ра­зо­ва­ны при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом, то есть од­но­вре­мен­ным до­бав­ле­ни­ем

при­став­ки и суф­фик­са. По­это­му на­пи­са­ние слов типа до­сроч­но, из­би­ра­тель­но, сног­сши­ба­тель­но, до­ста­точ­но ре­гу­ли­ру­ет­ся дру­ги­ми пра­ви­ла­ми: эти слова об­ра­зо­ва­ны толь­ко при по­мо­щи суф­фик­сов от уже су­ще­ству­ю­щих до­сроч­ный, из­би­ра­тель­ный, сног­сши­ба­тель­ный и до­ста­точ­ный.

10.5 ГЛАС­НЫЕ ПОСЛЕ ШИ­ПЯ­ЩИХ В СУФ­ФИК­САХ РАЗ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

По Спе­ци­фи­ка­ции эти пра­ви­ла НЕ ДОЛЖ­НЫ про­ве­рять­ся в ЕГЭ. Но в ос­нов­ном по­со­бии для под­го­тов­ки к ЕГЭ ав­то­ра И.П.Цы­буль­ко (2016 год) такие за­да­ния встре­ча­ют­ся. По­то­му счи­та­ем не­об­хо­ди­мым ука­зать на сле­ду­ю­щие мо­мен­ты.

После ж, ч, ш, щ для пе­ре­да­чи удар­но­го глас­но­го [о] пи­шет­ся буква О или Ё. Рас­смот­рим пра­ви­ла на­пи­са­ния ши­пя­щих в суф­фик­сах, не ка­са­ясь кор­ней и окон­ча­ний.

Буква О пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

1.В суф­фик­се на­ре­чий -О: свежО, го­ря­чО, хо­ро­шО, общО

2. В суф­фик­сах имен су­ще­стви­тель­ных:

-ОК, напр.: кру­жОК, крю­чОК, пе­ту­шОК, бор­щОК, пры­жОК, тол­чОК, и в про­из­вод­ных от таких слов: кру­жо­чек, крю­чо­чек, пры­жо­чек и т. п.;

-ОНОК и -ЧОНОК, напр.: мед­ве­жО­НОК, мы­шО­НОК, гал­чО­НОК, бо­чО­НОК, арап­ЧО­НОК;

-ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: кни­жОН­Ка, ру­чОН­Ка, ру­ба­шОН­Ка, рас­па­шОН­Ка, день­жОН­Ки, брю­чОН­Ки;

-ОВК(а) (в оты­мен­ных про­из­вод­ных сло­вах), напр.: чи­жОВ­Ка (самка чижа), мы­шОВ­Ка (гры­зун), ме­ло­чОВ­Ка;

-ОБ(а): ча­що­ба, чи­що­ба (лес­ная вы­руб­ка); то же в слове тру­що­ба, где суф­фикс в со­вре­мен­ном языке не вы­де­ля­ет­ся, и в со­здан­ном по его об­раз­цу иро­ни­че­ском об­ра­зо­ва­нии хру­що­ба. Ис­клю­че­ние: в слове учёба пи­шет­ся ё;

3. В суф­фик­се имен при­ла­га­тель­ных -ОВ-, напр.: ежо­вый, пар­чо­вый, гро­шо­вый, хол­що­вый, а также в су­ще­стви­тель­ных на -ОВК, -ОВНИК, про­из­вод­ных от при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ОВ- (-ЕВ-): но­жов­ка (ср. но­же­вой и ва­ри­ант но­жо­вый), пла­щов­ка (пла­ще­вой), ре­чов­ка (ре­че­вой)..

При­ме­ча­ние 1. Оты­мен­ные су­ще­стви­тель­ные на –овка типа «ме­ло­чов­ка, но­жов­ка, пла­щов­ка »сле­ду­ет от­ли­чать от от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных типа ночёвка. (см ниже).

При­ме­ча­ние 2. В рус­ских фа­ми­ли­ях на ши­пя­щий + -ов (-ёв) пи­шет­ся о или ё в со­от­вет­ствии с тра­ди­ци­ей и с ре­ги­стра­ци­ей в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах: ср., на­при­мер, Чер­ны­шов и Чер­нышёв, Ка­ла­чов и Калачёв, Хру­щов и Хрущёв; Еме­льян Пугачёв.

Буква Е на месте зву­ча­ще­го [о]пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

1. В гла­го­лах не­со­вер­шен­но­го вида на -ЁВЫ­ВАТЬ и от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВЫ­ВА­НИЕ, напр.: раз­межёвы­вать, вы­корчёвы­вать, пе­ре­кочёвы­вать, затушёвы­вать; раз­межёвы­ва­ние, вы­корчёвы­ва­ние, затушёвы­ва­ние; в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях на -ёван­ный, напр.: раз­межёван­ный, рас­корчёван­ный, затушёван­ный.

2. В от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от но­че­вать), корчЁВКа, пе­ре­кочЁВКа, раз­межЁВКа, ретушЁВКа (от ре­ту­ши­ро­вать).

4. В суф­фик­се су­ще­стви­тель­ных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тре­нажёр, мас­сажёр.

5. В суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных -ЁНН- и -ЁН-, напр.: на­пряжЁННый (и на­пряжён), прожжЁННый, про­печЁННый, раз­мягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый, тушЁНый, вощЁНый; то же в сло­вах, про­из­вод­ных от таких при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных, напр.: на­пряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость, учЁНость, на­пряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, на­пряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка, сгущЁНка.

Тест по теме «Правописание суффиксов имен самостоятельных частей речи

Тест по теме «Правописание суффиксов имен самостоятельных частей речи»

1. В каком ряду во всех словах в суффиксах пишется И?

А) Миш__нька, троп__нка, студенч__ство

Б) виш__нка, нищ__нка, солом__нка

В) изюм__нка, завал__нка, хиж__нка

Г) спал__нка, нищ__нка, горош__нка

2. В каком слове выбор О/Ё после шипящих обусловлен правилом правописания суффиксов существительных, образованных от существительных?

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

4. В каком ряду все слова имеют суффикс –ЩИК?

А) асфальт__ик, развод__ик, груз__ик

Б) брильянт__ик, фонар__ик, зелен__ик,

В) смаз__ик, лет__ик, мой__ик

Г) бан__ик, донос__ик, добыт__ик

5. В каких словах есть суффикс -СК-?

А) богатыр___ая сила

Б) вес___ие доказательства

В) ни___кое давление

Г) каде____ий корпус

6. В каком слове пишется Е?

7. В каких словах пишется И?

8. В каком слове пишется суффикс-еньк-?

9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ОВА-?

А) совет__вал, припрят__вал

Б) команд__вал, завид__вал

В) осозн__вал, узн__вал

Г) чувств__вал, опазд__вал

10. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

А) завед___вать отделом

Б) оправд__вать друга

В) исповед___вать христианство

Г) завид__вать согласию

11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Я?

12. В каких словах на месте пропуска пишется буква А?

Б) замеш__нное (тесто)

В) выкач__нный (мяч)

В) изюминка, завалинка, хижинка

Б) брильянтщик, фонарщик, зеленщик

А) богатырская сила

Г) кадетский корпус

Б) командовал, завидовал

Б) оправдывать друга

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Гнедчик Людмила МихайловнаНаписать 452 09.09.2018

Номер материала: ДБ-075304

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.09.2018 715
    09.09.2018 2115
    09.09.2018 568
    09.09.2018 124
    09.09.2018 792
    09.09.2018 212
    09.09.2018 359
    09.09.2018 177

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=343

http://infourok.ru/test-po-teme-pravopisanie-suffiksov-imen-samostoyatelnih-chastey-rechi-3220566.html